Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта, глубина, критичность, гибкость и быстрота ума. Основные качества ума в психологии

В психологии различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно действенное мышление генетически наиболее раннее. С этой стадии начинает развиваться мышление младенца. Наглядно-действенное мышление в своем высшем развитии присуще людям профессий, требующих практического анализа, думанья, относящегося к предметам и действию с ними в пространстве: конструкторам, механикам.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение мыслительной задачи происходит с помощью оперирования предметами, включая в себя действование и манипулирование с образами этого оперирования. Сравнение, анализ, обобщение в этом виде мышления осуществляется на основе предметно-практических процедур.

Наглядно-образное мышление – это мышление, которое опирается именно на образ как целостное представление о предмете или явлении и оперирует, прежде всего, образами. Наглядно-образное мышление свойственно, прежде всего, художникам, актерам, поэтам, людям искусства.

Роль наглядно-образного мышления состоит в том, что оно позволяет человеку красочно, ярко и разнообразно отражать жизнь. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, который отличается опорой на понятия, т.е. на оформленные в словах значения предметов и явлений, которые не имеют прямого чувственного основания. Словесно-логическое мышление осуществляется на базе языка и использует логические конструкции (силлогизмы). Представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Именно в словесно-логическом мышлении формируются различные виды обобщений.

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными отличиями, которые называются качествами ума, иными словами ум – это индивидуально-психологическая характеристика мышления конкретного человека.

Наиболее существенными качествами человеческого ума являются: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность и скорость.

Самостоятельность проявляется в умении человека увидеть проблему, поставить вопросы, сформулировать задачу и решить ее своими силами.

Критичность – свойство ума, сущность которого проявляется в способности человека объективно оценивать положительные и отрицательные аспекты тех или иных явлений, тщательно и бесстрастно проверять истинность решений.

Гибкость – это свойство ума, которое позволяет человеку быстро пересматривать свои решения и действия, а также стратегию решения задач, находить новые, нестандартные способы действий.

Глубина ума – это такое его свойство, которое позволяет человеку проникать в сущность происходящего, видеть проблему там, где другие ее не замечают, и находить решения, которые исчерпывают проблему, а также прогнозировать развитие событий.

Широта ума – это способность человека охватить, осмыслить разнообразные аспекты явлений и проблем, мыслить о многом, и не только в пределах одной области знаний. Широта ума обеспечивает интеллектуальную разносторонность человека, его эрудированность.

Последовательность ума – это способность человека строго придерживаться порядка мыслей, не подменять предмет мышления, рассматривать задачу в соответствии с определенным планом, не допуская противоречивости и сбоев в способах рассуждения.

Скорость ума – это быстрота мыслительных операций и принятия решений. Скорость ума не следует смешивать с поспешностью и суетливостью, свойственных необоснованным решениям. Скорость ума зависит от знаний, умения мыслить, гибкости и подвижности нервных процессов.

Все качества человеческого ума проявляются и формируются в деятельности. Развитие мышления бесконечно, как бесконечен процесс познания бесконечной Вселенной.

Речь как средство мышления. Функции речи. Виды речи: внешняя и внутренняя.

это психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. Речь без усвоения языка невозможна.

Функции речи:

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков;

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них;

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз;

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения;

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Функция планирования – речь помогает человеку планировать свои действия.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Внешняя устная речь:

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельно­сти людей проявляются в разнообразных качествах мыш­ления. Наиболее существенные из них - самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность .

Самостоятельность мышления проявляется в умении че­ловека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помо­щи других людей. Самостоятельность мышления всегда счи­талась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф.М. Достоевский противопоставляет личность и безлич­ность прежде всего по способности или неспособности са­мостоятельно мыслить. Тот, кто не обладает самостоятель­ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения. Ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не при­ходится.

Широта ума проявляется в широком кругозоре челове­ка, в активной познавательной деятельности, охватываю­щей самые различные области науки и практики.

С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. У людей с таким умом про­является яркая потребность докопаться до причин, источ­ников возникновения явления и событий, умение пред­видеть их дальнейшее развитие (это качество ума - наибо­лее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встре­чаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждени­ях неоригинальны, банальны.

Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким. Это такое мышление, предметом которо­го является преимущественно какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалис­та»), а может - бедным, мелким, поверхностным.

Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать­ся с одного способа решения, поведения на другой, раз­нообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.

Важным качеством ума является способность предви­дения. Развитие именно этого качества позволяет челове­ку продуктивно выполнять функцию управления деятель­ностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. Б.М. Теплов писал: «„Управлять - значит предви­деть" - говорит старинное изречение. Предвидеть - зна­чит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уло­вить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение - это высшая ступень пре­вращения сложного в простое, умения выделить суще­ственное... Предвидение - результат глубокого проникно­вения в обстановку и постижения главного в ней, реша­ющего, того, что определяет ход событий» 1 .

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума , глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цель­ность восприятия и сила направленности личности, эмо­циональная насыщенность, богатство речи и упорство - этими качествами обладают умные люди .

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. С. 188-189.

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Как и другие психические процессы, мыслительная деятельность людей отличается значительными индивидуальными различиями. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека - это прежде всего результат развития его ума в процессе жизни, познания действительности, в процессе обучения. Определенное, хотя и не решающее, значение имеют и особенности высшей нервной деятельности, в частности тип нервной системы, соотношение первой и второй сигнальных систем.
Мышление - очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной. Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Эти качества мышления (или качества ума) становятся своеобразными свойствами личности человека.
Качества ума. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Это не значит, что самостоятельно мыслящий человек не опирается на знания, мысли и опыт других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей. Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания и опыт, а при решении различных вопросов и задач опирается исключительно на готовые формулы, шаблонные решения, не стремится находить собственные пути и способы их решения,
Учителю приходится часто сталкиваться с самостоятельным и несамостоятельным мышлением школьников. Одни учащиеся легко справляются с такими заданиями, как, например, кратко изложить содержание рассказа своими словами, найти путь решения математической задачи нового типа. Другие школьники без помощи учителя или готового образца выполнить подобное задание самостоятельно не могут. Воспитание самостоятельного мышления у учащихся - одна из важнейших задач нашей школы.
Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Воспитание широты ума непосредственно связано с задачей всестороннего развития советских школьников - будущих строителей коммунистического общества.
Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении - увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Развитие глубины ума, как и его широты, обусловливается деятельностью человека, его знаниями, наличием устойчивых познавательных интересов.
Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Ученик, отличающийся гибкостью ума, умеет в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой, разнообразить попытки решения и вследствие этого быстрее находит новые пути решения задачи. Встречаются ученики с негибким умом. Их мысль инертна (малоподвижна), скованна, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслительной задачи, снова и снова возвращаются к закрепленному в прошлом способу решения. Если дети, допустим, решают несколько примеров на сложение, то способ действия у них закрепляется и им трудно сразу переключиться на вычитание. Таких учеников надо специально тренировать на быструю перестройку действия.
Характер деятельности человека (профессия водителя, летчика, оператора у пульта управления и т. д.) или сложившаяся конкретная ситуация (например, аварийная) требует быстрого протекания мыслительной деятельности человека, или, как говорят, быстроты ума. Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди - это люди с быстрым умом. Быстрота мышления зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга.
От быстроты ума следует отличать торопливость ума. Человек с таким качеством ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума - это также поверхностность ума, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности. В школе нередко наблюдаются учащиеся, которые допускают много ошибок только из-за торопливости и какой-то лихорадочной поспешности. Ребята, не продумав вопроса,(-Л.
до конца, стремятся ответить на него как можно быстрее. Таких учащихся надо терпеливо сдерживать, призывать не торопиться, а подумать" еще. "
Встречаются, в школе и учащиеся «тугодумы», с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Качество это часто есть проявление типа нервной систе^ИЫ/ ВО норой и следствие своеобразной лени ума, отсутствия ^рввычки к длительной и упорной- работе и отсутствия удовлетворения от напряженной умственной деятельности. Для ленивого ума самое приятное состояние -г поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, то учений стремится особенно Щ утруждать себя атим занятием. В подобном случае" нербхо-;о стариться вызвать у ученика интерес к учебному предмету, « $Ы небольшие его достижения. йрИЧ&яа - общая флегматичность ученика, замед-Ь. его реакций, т. е. особенности типа периной системы, то прибегать к специальным приемам дяя побуждения его к более быстрой работе нужно только в ¦том «лучае, если замедленность мышления отрицательнр Сказывается на учении. Вполне допустимо, если у ученика выработается свой индивидуальный сталь " умственной работы - пусть несколько замедленный, но зато основательный, солидный. .
Критичность $м*а-это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. "Он видит их в Слабые стороны, всегда стремится их проверить, испывЗД&тяке. И" если окажется, что его суждения не соотДвйствительности, то он, не колеблясь, отбросит их "удет искать новые пути решения. Великий естествоиспытатель Ч- Дарвин указывал, что он может отказаться от самой любич*^;;"^ейО»>а гипотезы, если ей противоречат факты. У0"\, V*. ".Шщцл кшвмшя. Человек может мыслить с разной степенью /^"^ обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в?ф"~"" процессе мышления на восприятие, представления или понятия. / X. ^^В зависимости от этого различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. " :Предметно-действенное мышление - вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, Манипулировать с ними. В развитой форме оно двойственно людям определенной профессии, которая связана с Практическим анализом, конструированием (химик-аналитик,
Йаеляёпа-образнве мышление - это вид мыз&аения, который " ~ ол&раетей на восприятие или наставления. Этот
»«д мышления характерен для дошкольнике? и отчасти детей Младшего школьного возраста, а в развитых формах свойствен людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, .актеры)." Когда учитель рассказывает школьникам о, растении, объясняет его строение и при этом демонстрирует, его в натуре или на картине (или вызывает у детрй яркое представление хорошо.знакомого растения), то он имеет дело с наглядно-образным мышлением школьников.
Абстрактное мышление, до преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых,- это мышление понятиями, лишенными, как мы уже знаем, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
Указанные виды мышления характеризуют, как уже было отмечено, детей различного возраста. В развитых формах они могут быть индивидуальными особенностями мышления зависящими, во-первых, от характера,их д©ятедьнвс сии, опыта и, во-вторых, от соотношения перврй И второй нальных систем.

Ы/; мн. ро/ты; ж. см. тж. широтный 1) к широкий 5), 6) Широта/ ума. Широта/ души, натуры. Широта/ воззрений … Словарь многих выражений

широта - ы; мн. роты; ж. 1. к Широкий (5 6 зн.). Ш. ума. Ш. души, натуры. Ш. воззрений. Ш. интересов. Ш. кругозора. Ш. образования. 2. Разг. = Ширина. Ш. реки. Ш. улицы. Ш. дома. 3. Одна из географических координат, определяющих положение точки на… … Энциклопедический словарь

широта - ы/, мн. о/ты, о/т, м. 1) разг. Протяжение чего л. в поперечнике. Широта улицы. Широта стены. Покровская слобода против Саратова, на другом берегу Волги; только широта реки мешает назвать эту слободу предместьем города (Чернышевский). Синонимы:… … Популярный словарь русского языка

широта́ - ы, мн. роты, ж. 1. Свойство по прил. широкий (в 5 и 6 знач.). Широта воззрений. Широта интересов. Широта кругозора. Широта образования. □ Надо давать не отрывки знаний, а показывать последовательно процессы развития и роста государственной работы … Малый академический словарь

ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле индивидуально психологическая характеристика мыслительных способностей человека (см. рассудок и разум). Краткий психологический… … Большая психологическая энциклопедия

Дени Дидро - (1713 1784 гг.) философ просветитель, писатель Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает. Величайшее недоразумение это вдаваться в мораль, когда… …

Иван Александрович Гончаров - (1812 1891 гг.) писатель Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь не сад, в котором растут только одни цветы. Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности… … Сводная энциклопедия афоризмов

Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

Пушкин, Александр Сергеевич - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

СССР. Литература и искусство - Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Последние могикане старого строя , А. Островцов. Москва, 1917 год. Издательство "Воля" . Типографская обложка. Сохранность хорошая. "Последние могикане старого слоя - люди различного происхождения, разного воспитания, разной степени ума и…