Ивановская область: краткая историческая справка. Ивановская область.История Ивановской области

9 августа будет отмечаться Всемирный день коренных народов. Сегодня в мире их – 370 миллионов в 70 странах.

К коренным народам относят исконное население, обитающее на своих землях задолго до формирования государственных границ. В российском законодательстве существуют понятия «малые коренные народы» или «коренные малочисленные народы», которые следует отличать от наиболее многочисленных национальностей Российской Федерации - русских, татар, башкир и других.

На сегодняшний день в России проживают 65 малых коренных народов, общая численность которых – около 500 тысяч или 0,3% населения. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года из наиболее многочисленных национальностей России русские - 80,9% (в 2002 году – 80,64%), татары – 3,87%, украинцы – 2,05%, башкиры - 1,16%. Самые многочисленные среди малых коренных народов России – ненцы, их 41 тысяча человек, а самые малочисленные – кереки, их на всю страну всего 8 человек.

По информации отдела информации Ивановостата, в Ивановской области проживают 962 тысячи 219 русских. Второе место занимают украинцы, их насчитывается 7684 человека, татары на 3-м месте – их 6696 человек, армяне на 4-м месте (4645 человек), 5 место за азербайджанцами (3543), 6 – белорусы (2379), 7 – цыгане (2283), 8 – узбеки (1399), 9 – мордва (1243), 10 – чуваши (1240 человек).

По переписи населения 2010 года в Ивановской области примерно 30 человек - представители около 20 небольших групп малых народов России. Это: абазины, ижорцы, камчадалы, коряки, кумандинцы, чуванцы, нагайбаки, ненцы, чукчи, шорцы и другие. Кроме того, около 40 человек, тоже малочисленные (по 1-2 человека), - представители примерно 25 иностранных государств. Это: австрийцы, албанцы, американцы, бенинцы, ботсванцы, бразильцы, британцы, бурундийцы, голландцы, итальянцы, киприоты, лаосцы, мексиканцы, нигерийцы, португальцы, суданцы, угандийцы, шведы, эквадорцы и другие.

Как в нашей области, так и в целом по России, за время от переписи населения 2002 года значительно увеличилось число постоянно проживающих, относящих себя к киргизам, таджикам и узбекам. Киргизов на ивановской земле в 2010 году оказалось в 7,6 раза больше – их численность увеличилась с 62 до 470 человек, таджиков стало больше в 2,7 раза – с 326 до 888 человек, а узбеков в 2 раза – с 698 до 1399 человек.

Последние новости Ивановской области по теме:
Большие и малые народы в Ивановской области

Большие и малые народы в Ивановской области - Иваново

9 августа будет отмечаться Всемирный день коренных народов. Сегодня в мире их – 370 миллионов в 70 странах. К коренным народам относят исконное население,
16:57 07.08.2012 IvanovoSite.Ru

Одной из основных социально-экономических тенденций в XVII веке стало значительное укрепление феодального землевладения. С одной стороны, расширялись земли боярско-княжеской знати, с другой – увеличивалось мелкое и среднее поместное землевладение дворян, которым первые Романовы достаточно щедро раздавали земли. Среди титулованных вотчинников нашего края следует отметить князей Голицыных, владевших слободой Холуй; Черкасских, которым принадлежали сёла Иваново, Васильевское, Нижний Ландех. Село Лежнево в XVII веке принадлежало Пушкиным – предкам поэта, его хозяевами были последовательно Гаврилович, Матвей Степанович и Фёдор Матвеевич Пушкины. Последний в конце столетия принял участие в заговоре полковника Циклера, направленном против юного Петра I, и был казнён, именно об этих событиях поэт писал: “…С Петром мой пращур не поладил и был за то повешен им” (справедливости ради уточним, что Ф. М. был не повешен, а обезглавлен).

Наряду со знатью, владевшей десятками и сотнями тысяч крепостных в разных местностях России, росла и укреплялась поместная дворянская прослойка. Типичным представителем её был, например, Данила Змеев, которому Василий Шуйский пожаловал за “московское осадное сидение” большое село Кузнецово (Шуйский район), к той же категории средних и мелких землевладельцев принадлежали дворяне Кашинцовы, имевшие поместья в окрестностях Шуи.

Значительные масштабы приобрело монастырское землевладение. По-прежнему, как и в предыдущее столетие, десятки деревень и сёл принадлежали в крае богатому суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю. Пашнями, покосами, рыбными ловлями владели многочисленные монастыри, расположенные в пределах нынешней Ивановской области: Воробьёвский (село Дунилово Шуйского района), Николо-Писчуговский (Комсомольский район), Николо-Борковский (близ поселка Холуй) и др. Отметим, что последний из них был основан одним из сыновей Д. М. Пожарского по желанию самого полководца. Наиболее богатым из местных монастырей был в этот период Николо-Шартомский, ему принадлежало 1470 душ крестьян в современном Шуйском районе, а такие соляные варницы возле города Нерехты.

Кроме частновладельческих и монастырских земель в нашем крае были и дворцовые земли, которыми распоряжался сам царь. Они охватывали почти полностью Юрьевецкий и Пучежский районы, дворцовыми сёлами были Дунилово (Шуйский район) и Гари (Ильинский район). Эти земли поставляли все необходимое для царского двора. Так, оброк, отправлявшийся из Дунилова в Москву, включал , мед, воск, соления, орехи, мясо, рыбу, грибы, сукно, холст, шубы и многое другое. Из дворцового фонда производились царем земельные пожертвования. В 1685 году Дунилово и его окрестности были отданы боярину Федору Абрамовичу Лопухину, на дочери которого женился Петр I. Этот был весьма щедрым. В руки Лопухина перешло 56 сел и деревень, в которых насчитывалось 1660 душ крестьян. Дворцовому ведомству принадлежал также конный завод в Гавриловой слободе. Есть предположение, что в XVII веке это был один из самых крупных конных заводов в России. К нему были приписаны окрестные села и деревни Ярышево, Закомелье, Шекшово и др., их крестьяне должны были снабжать фуражом государственных лошадей. Заводу принадлежали также обширные луга по рекам Ирмесу и Воймиге.

Административное деление края в XVII веке значительно отличалось от современного, границы XVII века не имели ничего общего даже с делением

XVIII и XIX столетий. Основной административной единицей в это время был уезд. Центральные и западные районы области, а также Южский, Пестяковский, Верхне-Ландеховский районы входили в Суздальский уезд, восточные – в Юрьевецкий, северные – в Костромской. Существовали также небольшие Кинешемский, Лухский и Шуйский уезды. Уезды делились на станы, в частности, окрестности Иванова входили в Талицкий стан, Южский район в Стародубо-Ряполовский стан.

В рассматриваемый период в хозяйственной жизни края происходили важные изменения – начал формироваться всероссийский внутренний рынок. Возникала более или менее отчётливая специализация различных районов на производстве тех или иных видов сельскохозяйственной или ремесленной продукции. Естественным следствием этого становился интенсивный торговый обмен между отдельными регионами, в этой связи существенно возросла в XVII веке ярмарочная торговля.

Замосковный край, куда входила территория современной Ивановской области, не отличался плодородием почвы, и выращенный урожай зачастую не мог прокормить в течение года растущее население. Поэтому для многих крестьян дополнительным источником существования становились промыслы. Нередко крестьяне совсем забрасывали землю и жили только ремесленным трудом, такое хозяйство называлось “непашенным”. Существовали целые сёла, где население почти не занималось сельским хозяйством. В селе Иванове в 1630 году из 89 крестьянских дворов 73 были непашенными, а по переписи 1667 года из 312 дворов того же села только 38 значились как “пашенные”. К концу XVII века относятся первые свидетельства о том, что в Иванове развивалось текстильное производство. Это челобитная ивановского крестьянина Трифона Григорьева от 1691 года, жаловавшегося на то, что в Холуе во время ярмарки его ограбили и “сняли” с него 12 рублей, вырученных им за “холщёвый промысел”. Изготовление тканей было развито и в селе Тейкове. Это видно из документа 1672 года, в котором сказано, что на Макарьевской ярмарке была куплена для тейковчан краска; несомненно, она предназначалась для окраски тканей. В окрестностях Шуи – в селах Дунилове, Афанасьевском, Васильевском выделывали кожи, шили полушубки, тулупы, рукавицы, именно в связи с этим крупнейший местный феодал – князь Шуйский – получил прозвище “шубника”.

В городах ремесло также получало всё более широкое распространение. Предметом гордости шуян было мыловаренное производство, в XVII веке в Шуе работало 11 “мыльных варниц”, 16 кожевенных заводов (под словом “завод” здесь следует иметь в виду ремесленную мастерскую), 14 сыромятных, 7 скорняжных, 4 рукавичных и 4 меднокотельных завода, 11 кузниц, существовало и “иконописное мастерство”. При этом Шуя не отличалась очень большими размерами среди соседних городов. Так, по переписи 1681 года здесь значилось 203 двора, во Владимире – 400, в Суздале – 515.

Продавали ремесленный товар как на всероссийских ярмарках – Макарьевской, Ирбитской и др., так и на местных. Среди них наибольшую известность получили Троицкая и Борисоглебская ярмарки в Шуе, ярмарки в сёлах Введенье, Дунилово, Писцово, Холуй. Специально для торговли в Шуе был построен обширный гостиный двор. Здесь торговали местные и приезжие купцы и ремесленники. Среди них было много ивановцев, по этому поводу некто Лучка Ялагин (вероятно, управляющий вотчиной) сообщал своему хозяину, князю Черкасскому, что крестьяне из Иванова “почасту в Шую с товаренцом волочатца”. В Шуе у князей Черкасских был особый осадный (то есть освобожденный от различных пошлин и сборов) двор, заведённый, вероятно, для тех ивановцев, которые приезжали сюда по торговым делам.

О том, что можно было купить на Шуйском гостином дворе, свидетельствует отрывок из таможенной книги города Юрьева-Польского. В нём говорится, что юрьевский крестьянин привез из Шуи 90 сит, 180 рогож, 50 кулей, 100 деревянных ставцов (деревянная посуда). Здесь можно было купить и съестные припасы, домашних животных. География торговых связей Шуи была исключительно широкой, в гостином дворе была даже лавка английской торговой компании.

За пределы нашего края товары вывозились, как правило, по Волге через Кинешму, Плёс, Юрьевец. Существовало торговое судоходство и по реке Тезе. Оно известно с 1611 года, когда последовал указ о сборе пошлин с судов, идущих вверх по Тезе в Шую с товаром. Теза в XVII веке была гораздо полноводней, чем сейчас, по реке могли проходить крупные суда – барки, называвшиеся “тезянками”. От 1686 года сохранилась грамота царей Петра и Ивана и царевны Софьи, где запрещалось перегораживать Тезу мельничными плотинами в ущерб судоходству. Купцы из нашего края возили товары и в весьма отдалённые районы. В таможенных книгах городов Великого Устюга и Тотьмы упомянуты в XVII веке торговцы из Кинешмы и Решмы. Кинешемские купцы проникали со своими товарами и в Сибирь. Торговые люди везли товар также за границу, в документе 1654 года упомянуты “костромитин Ивашко” и “кинешемец Микитка”, ездившие торговать в Тилянь” и “Кизилбашские города”, т. е. в Персию.

В XVII веке значительно усилился феодальный гнёт, происходит окончательное закрепощение крестьян. Это вызвало целый ряд беспрецедентных по своим масштабам народных выступлений – крестьянские восстания под руководством И. Болотникова и С. Разина, городские восстания середины XVII века. На территории нашего края таких крупных народных выступлений не было. Наиболее распространёнными формами протеста крестьян и посадских людей были побеги, подача прошений. Беглые чаше всего уходили в разбойничьи ватаги, которые нападали на богатых людей и грабили их. Старинные акты и предания XVII века пестрят упоминаниями о “разбоях” и “татьбе” в окрестностях Шуи и села Иванова, в других местах нашего края.

Своеобразной формой социального протеста был раскол, возникший после церковной реформы патриарха Никона (1608-1681). Религиозная оболочка старообрядчества в значительной степени скрывала недовольство людей феодальной эксплуатацией и произволом светских властей. С нашим краем был связан один из наиболее видных идеологов и вождей раскола протопоп Аввакум Петрович (1620-1682). В 1652 году он два месяца исправлял священническую должность в городе Юрьевце. Раскольничье учение активно пропагандировалось во второй половине XVII века в районе Кинешмы, Решмы, Юрьевце. Здесь создали группы своих приверженцев монах Калитой Колесников и его ученик Подрешетников. Они убеждали народ не ходить в церковь, не молиться официальным иконам, не слушать священников. Старообрядческая община существовала и в селе Иванове. Об этом свидетельствует относящийся к 60-м годам XVII века документ – “извет” (донос) некого старца Серапиона “на новых еретиков, на богомерзких пустынников и лживых учителей”, где обличаются местные раскольники. Как явствует из этого документа, раскольничья идеология приняла в Иванове крайние формы, отрицалась не только официальная церковь, но и царская власть.

Культурное наследие, оставшееся нам от XVII века, сравнительно небогато. В нашем крае не было крупных административных, торгово-промышленных и религиозных центров, таких, как соседние Кострома, Владимир, Суздаль, . Памятников архитектуры, возведённых до XVII века, в области нет, а те, которые относятся к этому столетию, насчитываются единицами. Среди них особое место занимает комплекс зданий Николо-Шартомского монастыря рядом с селом Введенье Шуйского района – Никольский собор, построенный в 1651 году, и Казанская церковь (1678). Большой интерес представляют также Воскресенская церковь (1680), стоящая в центре посёлка Лух, и две Троицкие церкви (зимняя и летняя) в поселке Писцово. В этом же столетии были возведены такие памятники как Успенская церковь и Щудровская палатка в Иванове. Успенская деревянная церковь, расположенная в начале улицы Фрунзе, первоначально находилась на территории Покровского монастыря, стоявшего в XVII веке на месте современного Дворца искусств на площади Пушкина. Затем её дважды переносили с места на место, пока она не была поставлена там, где расположена в настоящее время. Что касается Щудровской палатки, то она в XVII столетии служила вотчинной конторой князей Черкасских, отсюда наместники князя управляли селом и окрестными деревнями, входившими в княжескую вотчину. Свое название палатка получила по имени местного крестьянина Щудрова, который в начале XIX века приспособил здание под мастерскую для отделки тканей.

В XVII веке в нашем крае получило широкое распространение иконописа-ние. Центрами его были не только широко известные села Палех и Холуй, но и города Кинешма и Шуя. Многие иконы, изготовленные умелыми мастерами, представляли собой настоящие произведения искусства. Однако большая часть их писалась по шаблонам и была рассчитана на массового потребителя. Их сотнями и тысячами покупали крестьяне и посадское население. В документе 1688 года говорилось. Что «в некой веси Суздальского уезда, иже именуется село Холуй, поселяне пишут иконы без всякого рассуждения и страха» Это свидетельствовало о том, что «богомазы» не всегда придерживались жестких церковных канонов в своем ремесле. Иконы, изготовленные в нашем крае, продавались на местных ярмарках, вывозились и за его пределы. Грамота от 1650 года сообщала о том, что крестьяне из окрестностей Шуи регулярно отправлялись «в ходьбу в Украйные города иконы менять».

Цит. по: Балдин К. Е., Ильин Г. В. Ивановский край в истории Отечества. – 2-е изд. доп. – Иваново, 1998. – С. 16 – 20.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Культурно-духовное развитие ивановского края 14-16 века. Первые монастыри В 14-15 веках в ивановском крае основаны монашеские обители:Святоезерская пустынь (г. Южа)Основан митрополитом Киприаном (болгарин по национальности)Макарий Решемский монастырь (п. Решма)1425 г- основан Николо-Шартомский монастырь Заслуги митрополита Киприана Он ввёл единый устав богослужения;По указанию Киприана составлен летописный свод важнейших событий, происходящих на Руси в то время Иван Дмитриевич Пожарский Во время Смуты его отец- Дмитрий Пожарский дал обет построить в случае освобождения края от польских интервентов около Холуя монастырь. По каким- то причинам сам сделать этого не смог, а вот И.Д. Пожарский основал там Николо-Борковскую пустынь Святые люди края. Тихон Лухский (мирское- Тимофей) прибыл в Москву вместе с князем Бельским, спасаясь от католиков. Путешествовал по монастырям нашего края, но ни в одном из них не остался. Наконец. Поселился вблизи села Копытово (рядом с Лухом),основал здесь мужской монастырь. Икона Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654-1655г.г в Шуе свирепствовала эпидемия, уносившая жизнь тысяч людей.Местный иконописецГерасим Тихонов написал икону. После её внесения в храм эпидемия прекратилась. Позже эта икона творила ещё сотни чудес. Икона спасала людей до начала 20 века, а затем была утрачена. Реформы Никона. В середине 17 века патриарх Никон ввёл реформу церкви, переписав заново Новый завет.С нововведениями в религию многие были не согласны. Противников реформы Никона называли старообрядцы. Старообрядчество широко распространено в ивановском крае.В Кинешме это Капитон Колесников, около Юрьевца- протопоп Аввакум.Они призывали людей не ходить в церковь, не читать новых божественных книг, были противниками царя. Памятники архитектуры Храмы Владимира и Суздаля построены до нашествия Батыя(13 в)Никольский собор и Казанская церковь в Введенье Шуйского района.(17 в)Воскресенская церковь в Лухе(17 в)Успенская деревянная церковь в Иванове(17 в)


Приложенные файлы

Они передвигались на повозках, перевозя на них свои лёгкие жилища. Центром кочевой территории являлось родовое кладбище. В мужских захоронениях находились сверлёные каменные топоры, орудия труда из камня и кости, глиняные шаровидные сосуды. В женских погребениях была обнаружена посуда, вещи домашнего обихода, а также украшения, в том числе из меди.

Формирование Иваново-Вознесенского промышленного района

Ивановский край издревле являлся одним из центров ткачества и переработки льна в России. Уже в первой трети XIX века за Ивановом и окружающими его селами и деревнями, за уездными городами Шуей и Кинешмой прочно закрепляется репутация текстильного края. Край производил большую часть хлопчатобумажной продукции России, его сравнивали с Англией, в то время славившейся своим текстилем. На крупнейших ярмарках заводится «особенный ряд», названный ивановским. К концу XIX века , как результат бурного развития промышленности после освобождения крестьян в 1861 года , в России сложился целый ряд крупных экономических районов. Одним из них был Иваново-Вознесенский промышленный район, охватывающий северные индустриальные уезды Владимирской губернии и южные индустриальные уезды Костромской губернии .

Процесс концентрации промышленности и применение паровых двигателей способствовали образованию и укрупнению промышпенных центров. К 1879 году такими центрами в Ивановском крае были города Иваново-Вознесенск (49 предприятий), Шуя (38), Кинешма (4), села Тейково (4), Кохма (9), Яковлевское (5), Родники (4) и ряд других, предприятия которых были тесно связаны с текстильными фабриками Иваново-Вознесенска. Развитию текстильной промышленности благоприятствовали и неплохие транспортные условия. Реки Волга , Ока и Кама связывали край с хлебородным юго-востоком, горнорудным Уралом, с центром России, с Балтийским и Каспийским морями. В 60-х годах XIX века была построена железная дорога, которая дала Иваново-Вознесенску транспортный выход на Нижний Новгород , Москву , Кинешму. В итоге промышленность края получила еще более широкие возможности для получения сырья и вывоза продукции на рынки сбыта. Иваново-Вознесенск быстро рос.

Современный период

Современные границы Ивановская область приобрела в 1994 году после передачи Сокольского района в состав Нижегородской области .

Напишите отзыв о статье "История Ивановской области"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий История Ивановской области

– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.
– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.
– Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели.
Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле.
Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее.

история ивановской области тьмы, история ивановской области украины

  • 1 С древних времен до XVIII века
  • 2 Формирование Ивановского текстильного края в XIX веке
  • 3 Годы Советской Власти
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

С древних времен до XVIII века

На территории современной Ивановской области до славянской колонизации проживали финно-угорские племена, от которых остались многочисленные названия здешних селений - Пурех, Палех, Ландех, Сезух, Лух, Люлех. VIII-XI вв. славяне начали освоение северо-восточных окраин будущей Руси. Древнейшими городами края являются Плёс, основанный в XII веке и Юрьевец, основанный в XIII веке. Первыми административно-территориальными образованиями на территории области стали образованные в XIV веке Шуйское, Палецкое и Ряполовское княжества.

В 1778 году в период царствования Екатерины II в результате административной реформы территория современной Ивановской области была разделена между Костромской (Кинешемский и Юрьевецкий уезды) и Владимирской (Шуйский уезд) губерниями. таком виде территориальное деление просуществовало до 1918 года.

Формирование Ивановского текстильного края в XIX веке

Федоровская ул. в Иваново-Вознесенске, нач. XX века

Ивановский край издревле являлся одним из центров ткачества и переработки льна в России. Уже в первой трети XIX века за Ивановом и окружающими его селами и деревнями, за уездными городами Шуей и Кинешмой прочно закрепляется репутация текстильного края. Край производил большую часть хлопчатобумажной продукции России, его сравнивали с Англией, в то время славившейся своим текстилем. На крупнейших ярмарках заводится «особенный ряд», названный ивановским. К концу XIX века, как результат бурного развития промышленности после освобождения крестьян в 1861 года, в России сложился целый ряд крупных экономических районов. Одним из них был Иваново-Вознесенский промышленный район, охватывающий северные индустриальные уезды Владимирской губернии и южные индустриальные уезды Костромской губернии.

В 1871 году село Иваново и посад Вознесенский получили статус безуездного города под названием Иваново-Вознесенск. момент образования в нём насчитывалось 48 фабрик и заводов, на которых работало свыше 10 тысяч рабочих. 1871 году в общем количестве предприятий, расположенных в Ивановском районе, текстильные составляли 18 процентов, но они концентрировали более 80 процентов рабочих и давали почти 90 процентов промышленной продукции. Значительная часть остальных предприятий была тесно связана с основной, текстильной отраслью: они производили оборудование, красители и другую продукцию, необходимую для производства тканей. За период 1867-1913 гг. в текстильной промышленности края произошло сокращение числа предприятий с 357 до 243. Одновременно количество занятых на них рабочих возросло с 62 тысяч до 260 тысяч, или более чем в 4 раза. Росту крупной промышленности способствовало широкое применение паровых машин. Первые паровые двигатели появились в Иванове в 1832 году, в Шуе - в 1846-м.

Процесс концентрации промышленности и применение паровых двигателей способствовали образованию и укрупнению промышпенных центров. К 1879 году такими центрами в Ивановском крае были города Иваново-Вознесенск (49 предприятий), Шуя (38), Кинешма (4), села Тейково (4), Кохма (9), Яковлевское (5), Родники (4) и ряд других, предприятия которых были тесно связаны с текстильными фабриками Иваново-Вознесенска. Развитию текстильной промышленности благоприятствовали и неплохие транспортные условия. Реки Волга, Ока и Кама связывали край с хлебородным юго-востоком, горнорудным Уралом, с центром России, с Балтийским и Каспийским морями. 60-х годах XIX века была построена железная дорога, которая дала Иваново-Вознесенску транспортный выход на Нижний Новгород, Москву, Кинешму. итоге промышленность края получила еще более широкие возможности для получения сырья и вывоза продукции на рынки сбыта. Иваново-Вознесенск быстро рос.

Уже к 1900 году в нем было 59 промышленных предприятий, а число рабочих достигло 27 тысяч человек. Развитие хлопчатобумажной, металлообрабатывающей, химической, машиностроительной промышленности сделало Иваново-Вознесенск производственным центром крупного текстильного района.

Карта Ивановской Промышленной области. 1935 год

После Октябрьской социалистической революции 20 июня 1918 года постановлением коллегии при народном комиссаре по внутренним делам была утверждена Иваново-Вознесенская губерния с центром в городе Иваново-Вознесенске в составе территорий, определенных III съездом Советов Иваново-Кинешемского района.

В состав вновь образованной губернии перечислялись:

  • от Костромской губернии - Кинешемский и Юрьевецкий уезды полностью и двадцать волостей Нерехтского уезда;
  • от Владимирской губернии - Шуйский уезд полностью, девять волостей Суздальского и семь волостей Ковровского уездов.

Этим актом был административно объединен экономически однородный район с промышленно развитым и сильным центром - городом Иваново-Вознесенском. Создание новой губернии дало сразу же мощный толчок развитию края.

Опираясь на приобретенный губернский статус, ивановцы уже с конца 1918 года стали постепенно запускать остановившиеся фабрики и заводы, налаживать продовольственное снабжение голодающего населения. Образование самостоятельной губернии позволило в 1920-24 годы полностью восстановить экономический потенциал края.

В 1918-1920 гг. в Иваново-Вознесенске были открыты политехнический институт и институт народного образования, краеведческий музей, публичная библиотека, Дом работников просвещения, социально-экономический техникум, ряд общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения. Мощный потенциал Иваново-Вознесенской губернии был максимально использован для проведения индустриализации страны в конце 20-х и в 30-е годы.

В январе 1929 года после ликвидации губерний Иваново становится центром новой Ивановской промышленной области, объединившей территории бывших Иваново-Вознесенской, Владимирской, Костромской и Ярославской губерний.

В 1932 году в городе Вичуга произошли забастовка и бунт рабочих, недовольных резким снижением карточных норм на хлеб. Забастовщики, захватив здание горкома партии, ОГПУ и почту, объявили о свержении советской власти. На подавление мятежа были брошены войска, в ходе боёв было убито несколько сотен рабочих.

11 марта 1936 года из состава Ивановской промышленной области была выделена Ярославская область, а оставшаяся часть переименована в Ивановскую область.

В августе 1944 года из состава Ивановской области были выделены Костромская и Владимирская области.

На всем протяжении своей истории Ивановская область оставалась типичным индустриальным образованием. 1950-е – 1960-е годы бурно развивалось машиностроение и другие отрасли. конце 1950-х – начале 1960-х годов Иваново являлось центром Верхневолжского совнархоза – крупного регионального экономического объединения на северо-востоке европейской части России.

Современные границы Ивановская область приобрела в 1994 году после передачи Сокольского района в состав Нижегородской области.

Примечания

  1. «Цены и бунты». Журнал «Огонек» № 44, 29 октября - 4 ноября 2007 года
  2. Как благодаря бунту были открыты колхозные рынки?

Ссылки

  • История региона на сайте Правительства Ивановской области
  • История Ивановской области на сайте «Краевед»

история ивановской области в, история ивановской области казахстана, история ивановской области тьмы, история ивановской области украины

История Ивановской области Информацию О