Как привыкнуть к новой школе. Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Наверное, каждому из нас приходилось хоть разок да менять своё место жительства. Чаще в пределах района, иногда в пределах родного города, но бывает и в пределах страны, да и даже дальше. Хорошо, если с переездами не приходится подыскивать для себя другую работу, а для ребёнка — другую школу.

Но увы, некоторым детям иногда светит и новый школьный коллектив. И тут начинаются некоторые трудности, так как юного ученика поджидает адаптация в новой школе.

Мы, родители, приближаясь к этому моменту, начинаем «трястись» вместе с ребёнком: а кто его там будет учить, а какие там дети, а сможет ли дочь или сын влиться в новый коллектив и стать там своим, а как помочь, чтобы смена школы прошла гладко и безболезненно для детской психики. Вопросов много. Давайте на них искать ответы.

План урока:

Другая школа – катастрофа или нет?

Ни для кого не секрет, что изменение обстоятельств и что-то новое, неизведанное – всегда страшно и связано с первоначальной неуверенностью. И ведь не только для детей. Для нас, взрослых, та же смена работы — тоже переживания. Ведь сразу непонятно, как устоявшийся коллектив принимает новеньких. Так что в любом случае первые даже не дни, — недели учёбы в новой школе будут самыми сложными.

Психологи выделяют разные сложности адаптации из-за изменения места учёбы:

  • так, если ребёнок вынужден поменять школу, потому что слишком умён, и ему просто тесно в обычном классе, перевод его в другое учебное заведение ради более глубоко изучения предметов – самая лёгкая для «переваривания» ситуация, ведь образ жизни, родной город, любимые, пусть и уже бывшие, одноклассники, — всё «под рукой»,
  • гораздо тяжелее детской психикой переносится вынужденный переезд в другую местность, когда придётся привыкать не только к новому школьному коллективу, но и к новой окружающей обстановке – чужие улицы, незнакомые лица, непривычная инфраструктура.

Будет ли лёгким переход в новые стены и не станут ли отношения с новыми одноклассниками и учителями настоящей трагедией для ученика, — напрямую зависит от характера ребёнка.

И свободно идущий на контакт быстро вольётся в коллектив, найдёт себе друзей и станет частью школьной жизни. привыкать будет значительно дольше.

Потому в первую очередь психологи советуют: если необходимость сменить место учёбы не носит острый характер, стоит семь раз отмерить, чтобы один раз отрезать. Нужно ли испытывать детскую психику на прочность только из-за того, что родители хотят видеть своё чадо в числе учеников самой элитной школы в городе, наконец-то выбив там свободное местечко.

Готовим сани

Если в решении сменить учебное заведение всё-таки поставлена жирная точка и перемен не избежать, самый первый совет психолога: приготовиться к этому заранее. Какую солому можно подстелить, чтобы адаптация прошла «на ура»?


С чем сталкиваются новички?

Непростая задача стать своим в новом классе часто связана с необходимостью решать некоторые трудности адаптации.

Нет контакта

Бывает так нередко. Сложившиеся группки ребят зачастую не готовы взять в свой круг кого-либо ещё, потому нередко новички теряются и замыкаются. Либо случается, что интерес, наоборот, слишком повышенный, но вот довольно специфический – в виде дразнилок.

Совет психологов: разговаривайте чаще дома, давая понять, что с первого дня никто «чужаков» не принимает за своих, придётся выстраивать отношения и доказывать, что с тобой тоже может быть интересно, день за днём завоёвывая доверие. Как? Общие увлечения и интересы всегда объединяют. Совместные вылазки и неформальное общение вне школы всегда сближают.

В борьбе за место лидера

Новичок, в особенности привыкший в своём классе быть , попытается и тут отвоевать «место под солнцем». И вот незадача: он наверняка встретит достойный отпор. Ведь за время учёбы лидер-то уже «устаканился» и, поди, не готов уступить пальму первенства просто так.

И если среди учеников начальной школы лидерство может быть завоёвано исключительно отличной учёбой, то авторитет у подростка складывается за счёт отношения к нему одноклассников далеко не учебными достижениями.

Совет психолога: в стремлении стать лидером класса малышам доказывать, что они могут повести за собой, придётся «словом и делом».

Лучший приём для новичка-подростка на первые дни – вливаться постепенно, не переходя другим дорогу, а только на условиях компромисса, не выскакивать, а примерить роль дружелюбного наблюдателя, который не метит в ряды первых и «качает права», но всегда готов прийти на помощь и везде поучаствовать.

Это всё были проблемы. А теперь преимущество. Жирным достоинством начала новой школьной жизни является возможность написать свой школьный роман с чистого листа. Это даёт шанс ребёнку проявить себя с совершенно другой стороны, не наступать на уже оставленные в другой школе грабли и выстроить отношения с одноклассниками и учителями с учётом пройденных ошибок.

Что могут родители?

В ситуации с адаптацией родители должны осознавать в полной мере, что именно от них зависит, насколько быстро ребёнок привыкнет к новым условиям. Что же мы с вами можем?

Обеспечить тылы

Это вовсе не значит, что нужно бегать в школу по поводу и без. Ничего прочего, кроме как брошенных вслед насмешек про «маминького сынка» и подобных ребёнок от такой «заботы» не получит. В данном случае самым полезным станет родительское тепло и «погода в доме», когда созданный психологический комфорт помогут пережить адаптацию, чувствуя поддержку.

Когда все вместе, тогда и все трудности нипочём!

Делиться жизненным опытом

Рассказы о своей школьной жизни и о том, как вам раньше удавалось преодолевать трудности, станут для ребёнка настоящим доказательством того, что со всем в результате можно справиться и из каждой ситуации найти выход.

Интересоваться школьной жизнью

За чашкой вечернего чая спрашивать ребёнка нужно не только о том, какие отметки он получил сегодня. На этапе адаптации в новой школе успеваемость – это важно, но не настолько, насколько важнее становятся отношения с одноклассниками и учителями. Вовремя выданные советы, как следует вести себя в той или иной ситуации, смогут оказать реальную помощь при вливании в незнакомый коллектив, а иногда и предотвратить конфликт.

Как говорят психологи, в среднем адаптация ребёнка в новой обстановке длится месяца два-три. Уверена, что при правильно выбранной позиции родителей стать своему чаду другом и помощником с намерением делить и горе, и радость этот период можно значительно сократить, а если получится – и вовсе не заметить, как новая школа стала родной.

А у вас есть опыт смены учебного заведения? Посоветуйте, как быстро привыкнуть. Делитесь своими историями и мнениями в комментариях.

А сейчас, для того, чтобы разрядить обстановочку, посмотрим «Ералаш». Как раз по нашей теме сегодняшней, про новенького)

Всем больших успехов в учебе!

В жизни многих семей нередко случаются ситуации, когда приходится менять место жительства. Люди могут перемещаться внутри города или страны, а также выезжать на постоянное место жительства за границу. Переезд всегда представляет собой стресс и для взрослых, и для детей, причём последние больше подвержены ему. Если в семье есть ребёнок школьного возраста, с переездом ему необходимо будет сменить место обучения. Родители должны знать, как обезопасить ребёнка от эмоционального перенапряжения, связанного с переходом в другую школу.

Жизнь с нуля

В обществе сложился стереотип, согласно которому дети, в силу своего возраста, легко приспосабливаются к переменам в жизни. Такое мнение ошибочное, ведь в данном случае всё зависит от характера ребёнка и уровня его социализации. Переход в другую школу это, прежде всего знакомство с большим количеством новых людей: учеников и преподавателей. Ребёнку предстоит влиться в коллектив, который уже давно был сформирован и в котором существуют свои порядки, правила и лидеры. Новый ученик всегда становится объектом всеобщего внимания и не каждый ребёнок сможет комфортно пережить такой момент. Не нужно требовать от чада уверенности в себе и отсутствия страха перед незнакомыми людьми, ведь многие взрослые тоже неловко и скованно себя чувствуют перед предстоящим знакомством с новыми коллегами и начальством.


советы психолога

Детские психологи могут дать родителям детей несколько советов, которые помогают легко адаптироваться к новой школе. При возможности смену школы или класса лучше перенести на самое начало учебного года. Первое сентября всегда означает перемены в школьной жизни и для давно сформированного коллектива, и для нового ученика. К тому же приход «новенького» в школьный коллектив в начале учебного года является распространённым явлением.

Совет

Накануне окончательного перехода в школу ученик вместе с родителями должен наведаться в новое учебное заведение, чтобы прочувствовать саму обстановку и познакомиться с преподавателями.

Тема смены школы должна обсуждаться в семье. Если у ребёнка есть вопросы и сомнения, их обязательно нужно обсудить. Переход в новую школу не означает прекращения дружбы с одноклассниками из предыдущего учебного заведения. Если ребёнок желает поддерживать контакт с приятелями, это нужно поощрять. Но если школа была сменена из-за напряжённых отношений ребёнка с одноклассниками, переход в новую школу должен восприниматься, как уникальный шанс найти новых друзей.

Если у чада были проблемы с некоторыми дисциплинами, родители должны предупредить об этом педагогов, которые будут их преподавать в новой школе. Это убережёт ребёнка от ситуации, когда учитель в качестве проверки знаний даст ему очень сложное задание, с которым он точно не сможет справиться. Если чаду в первый же день в новой школе придётся продемонстрировать свои слабые стороны, это точно не прибавит ему уверенности и решительности.

Поддержка родителей

Родители сами должны демонстрировать уверенность в том, что у ребёнка всё будет хорошо в новой школе. Если они показывают страх и сомнение, их настроение передастся чаду.
Нередко бывает так, что старшеклассники после многих лет обучения вынуждены по тем или иным причинам перейти в другое учебное заведение. Подростки сложнее переносят адаптацию, а давно сформированный коллектив обычно неохотно принимает «новенького». Однако если новый ученик будет вести себя естественно, и не будет стремиться изо всех сил понравиться одноклассникам, он гарантированно получит доброжелательное отношение со стороны новых приятелей. К тому же переход в новую школу станет для старшеклассника примером ситуации, с которой он столкнётся при поступлении в колледж или университет.


Ребёнку необходимо объяснить, что в новом коллективе нужно вести себя скромно и не пытаться сразу же получить статус самого умного ученика в классе. Обычно такое поведение демонстрируют дети, которые привыкли быть лидерами в предыдущем классе или любимчиками всех учителей. Ребёнок должен понять, что в новом коллективе необходимо заново проявлять себя, причём делать это нужно постепенно, чтобы не прослыть занудой и выскочкой. Если ребёнок действительно талантливый, это проявиться само собой.

Проблемы с коллективом

Нередко бывает так, что нового ученика без видимых на то причин негативно восприняли в новом коллективе. Однако это не значит, что школу опять нужно менять, иначе ребёнок будет всё время решать свои проблемы в обществе путём отрицания и бегства. Если чадо испытывает трудности в общении с новыми приятелями, необходимо обсудить с ним эту тему и продемонстрировать свою поддержку. Нужно отказаться от идеи визита в класс с целью организации разборок. Такой подход к решению проблемы приведёт к эскалации напряжения.


Задача родителей состоит в том, чтобы выяснить причину конфликта и совместно с ребёнком разработать способы её устранения. Нередко виновником конфликта бывает сам ребёнок и если это произошло, нужно деликатно рассказать чаду, в чём оно неправо. Возможно, придётся заручиться поддержкой классного руководителя в налаживании отношений нового ученика с одноклассниками.

Вывод:

Если ребёнок испытывает психологический дискомфорт из-за негативных отношений в новом коллективе, нужно постараться переключить его внимание на другие аспекты: учёбу, занятия в кружках, общение с внешкольными приятелями. Зачастую со временем многие конфликты в классе решаются со временем сами по себе, и в данных случаях всё зависит от поведения ребёнка и его отношения к ситуации.

Стресс для ребенка, но иногда обстоятельства складываются таким образом, что другого выхода просто нет. Первое время ребенок в новой школе , скорее всего, будет чувствовать себя не слишком уютно. Как облегчить и сократить период адаптации ребенка к новому учебному заведению?

Первое время после перехода в новую школу нужно снизить планку требований к ребенку . Ребенок в новой школе и так испытывает давление: ему приходится привыкать к новым учителям и их требованиям, вливаться в новый коллектив. Естественно, что его успеваемость может снизиться, а поведение - измениться не в лучшую сторону. Если еще и родители будут к нему слишком требовательны, период адаптации к новой школе рискует затянуться очень надолго.

Задача родителей - поддержать ребенка в этот непростой период жизни. Интересуйтесь его школьной жизнью, помогайте, если возникает такая необходимость. Причем имеется в виду не только помощь в выполнении домашних заданий. Может быть, ребенку понадобится ваш совет относительно взаимоотношений с одноклассниками.

Также нужно следить, чтобы ребенок соблюдал : в первые недели в новой школе его нагрузка и так будет большой, если же он еще и будет недосыпать, ему придется гораздо сложнее. Помогите ребенку спланировать рабочий день так, чтобы хватало времени и на учебу, и на отдых (в том числе и активный). .

Первое время ребенку будет не хватать общения, ведь большинство его друзей остались в старой школе. Если вы остались жить в том же районе, он сможет общаться с ними после уроков, но при смене школы из-за переезда ребенок зачастую оказывается в одиночестве: со старыми друзьями связь потеряна, а новых у него еще нет. Поэтому нужно поощрять общение ребенка с новыми одноклассниками , участие во внеклассных мероприятиях, поездках, экскурсиях и т. п.

Время от времени интересуйтесь, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками , но при этом делайте это ненавязчиво, не устраивайте допрос. Важно установить с ребенком доверительные отношения, чтобы он не боялся обращаться к вам за советом относительно общения со сверстниками или просто делиться подробностями своей жизни.

Возможно, стоит устроить дома небольшую вечеринку , чтобы ребенок мог пообщаться с одноклассниками в неформальной обстановке, а вы, в свою очередь, смогли увидеть, с кем учится ваш ребенок. Однако если ребенок отказывается от этого, не настаивайте: ему виднее, какие порядки заведены в классе, возможно, такая вечеринка будет не слишком уместна.

Если у ребенка что-то не получается, подбадривайте его. Обязательно поощряйте его за успехи и достижения , даже, казалось бы, самые незначительные: не нужно воспринимать их как что-то самой собой разумеющееся. Ребенок в новой школе обычно чувствует себя не слишком уверенно, так что ему важна любая похвала, особенно если она исходит от вас.

Поддерживайте отношения с педагогами, посещайте родительские собрания, не бойтесь участвовать в жизни класса : чтобы получить действительно правдивую картину того, как у ребенка складывается жизнь в новой школе, информацию нужно получать из разных источников.

Адаптация ребенка к новой школе займет какое-то время , она не может быть мгновенной: каким бы умным и общительным ни был ребенок, смена обстановки все равно выбьет его из колеи. Пусть все идет своим чередом: помогайте ребенку, поддерживайте его, но не форсируйте события.

Однако период адаптации не должен затягиваться , иначе несобранность и проблемы с учебой могут из временного явления превратиться в постоянное. Если ребенок очень долго не может привыкнуть к новой школе, завести друзей, если успеваемость и не думает повышаться, а ребенок жалеет о том, что поменял школу, нужно поговорить с ним и выяснить, что конкретно ему не нравится, что не получается. Возможно, в этом случае может помочь детский психолог.

Смена места учебы - это в большинстве случаев стресс, период адаптации может занять около двух месяцев, а иногда и больше. Поэтому в этот сложный психоэмоциональный период важна поддержкародителей .

Самое главное, что могут сделать родители в период адаптациишкольников - дать ребенку чувство уверенности в том, что родители готовы поддержать его, и что он может обратиться к ним с любым вопросом, если у него возникнут трудности», - отмечает методист-психолог ГК «ЛАНИТ Образование» Ольга Богаенко.

Сообщить максимум информации

Самое страшное и волнительное - это, как правило, неизвестность. Поэтому чем больше информации о новом месте - тем лучше. Когда специалист устраивается на новую работу, он старается побольше узнать о компании, в которой ему предстоит работать. По тому же принципу родители выбирают школу для своего ребенка, стараясь узнать, какая там программа, хорошие ли учителя , чем кормят в столовой.

«Чувство тревоги появляется, когда много неизвестной информации. Чтобы уменьшить эту тревогу, ребенку важно получить практическую информацию о новой школе: как она выглядит, сколько уроков будет каждый день и т. д. Можно провести экскурсию по территории школы, ознакомиться со школьной интернет-страничкой. Помогите ребенку разобраться со школьными правилами и обязанностями: зачем нужно каждое из них и почему их важно соблюдать», - советует Богаенко.

Мой дом - моя крепость

«Погода в доме», как ни странно, тоже очень важна, психологический комфорт в семье поможет пережить адаптационный период в новой школе . В сложный период адаптации к школе ребенку требуется повышенное внимание - родитель обязан стать ему настоящим другом, ведь в новой школе у ребенка не сразу появятся друзья, рассказывает педагог-психолог по работе с дошкольниками в Образовательном центре «Аристотель» Полина Леонова.

«Как бы строго не относились к ребенку учителя, дома он должен получать поддержку, иметь возможность расслабиться и отдохнуть . Родителям необходимо много общаться с ребенком, интересоваться проблемами, конфликтами и трудностями своего чада, искать вместе пути их решения», - говорит специалист.

Она призывает не давить и не требовать от ребенка быстрых успехов в новой школе. Кроме того, важно не сравнивать его с другими детьми, при этом ребенка стоит правильно и адекватно хвалить за его личные явные успехи.

«Ребенку труднее приспособиться к новой школе, если это событие связано с переменами, такими как переезд в другой город, развод родителей, смерть близкого человека. Необходимо поддерживать ребенка в желании общаться со старыми друзьями, приглашать друга в гости или общаться посредством сети интернет», - добавила Богаенко.

Поиграть в школу

На самом деле, проводы в школу, которые часто устраивают в старших группах детских садов , довольно неплохая идея. Конеева рекомендует провести беседу с ребенком о том, что обучение в школе - это очень важный этап в жизни каждого человека, и от того, какие знания он получит, будет зависеть выбор профессии . Можно также поиграть с ребенком в игру «Школа», в которой он должен побывать в роли учителя и ученика.

Такая «игра» может быть актуальна и для подростков, у которых часто возникают трудности «признания» в новом коллективе. Психологи предлагают проиграть и обсудить различные ситуации, которые могут возникнуть в классе, чтобы у ребенка не было страха социальных контактов.

Ну а если ребенок боится и не хочет идти в новую школу, родителям необходимо понять, с чем связаны его страхи: страх быть непринятым классом, боязнь новых учителей, стеснительность и сложности в установлении контакта со сверстниками.

«Для того, чтобы минимизировать такие тревоги, можно заранее проиграть с ребенком различные ситуации, которые могут ожидать его в первый день. Обсудите с ребенком, как он может завязать знакомство, что сказать и как реагировать. Расскажите о своем опыте вхождения в новый коллектив, о страхах и переживаниях, которые вы испытывали, и о том, как вы сами справлялись с этой ситуацией», - советует Богаенко.

Создать позитивный настрой

Положительные воспоминания о школе , рассказанные родителями, помогут снять напряжение, можно устроить небольшой праздник накануне 1 сентября, даже подарить ребенку что-нибудь символическое на удачу.

«Очень важно не заразить ребенка своей тревожностью перед школой. Помните, мандраж родителя подсознательно улавливается и передается, особенно малышу. Рассказывайте ребенку только положительные моменты, касающиеся школы, заряжайте его радостью и светлыми воспоминаниями», - уверена Леонова.

После первого посещения школы обязательно стоит спросить ребенка о том, как прошел его первый день, с кем он подружился, что хорошего у него произошло. Эксперты также рекомендуют родителям участвовать в школьной жизни, интересоваться тем, что происходит в школе, общаться с учителями.

«Накануне помогите ребенку собраться в школу, чтобы не возникло неловких моментов из-за забытых вещей. В первый день разбудите ребенка пораньше, чтобы у него было достаточно времени умыться, одеться, спокойно позавтракать. Не одевайте ребенка чересчур ярко и необычно, так он будет привлекать к себе слишком пристальное внимание. Можно заранее узнать, какая форма одежды наиболее популярна в новом классе», - отмечает Богаенко.

Обеспечить неформальное общение вне школы

Леонова уверена, что родителям также стоит простимулироватьувлечения школьника . Дополнительные занятия, кружки и секции помогут справиться с тоской по старой школе и привлекут внимание ребенка к новой.

«Будет особенно здорово, если такие дополнительные занятия будут проходить именно в самой новой школе, это также поможет поскорее влиться в новый коллектив и не стать белой вороной», - уточнила она.

Кроме того, важно поощрять общение ребенка со сверстниками. Например, можно организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками: чаепитие дома, поход в кино, экскурсию. В таких условиях будет легче завести друзей и почувствовать себя более уверенно в коллективе.

С проблемой перехода в другую школу и другой класс дети сталкиваются часто. Как же помочь ребенку справиться с напряжением, которое возникает при смене коллектива?

Согласитесь, идти в новый коллектив всегда боязно. Неуверенность проявляют не только малыши, но и даже взрослые люди. При смене работы или глобальном переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков». Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками-подростками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Поддержка родителей и друзей в такое время крайне нужна ребенку. Важно так же правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.

То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.

Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму . Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.

Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс. Обратите особое внимание на то, как принято одеваться в новой школе. Не затягивайте с приобритением модной школьной формы 2017 в соответствии с той одеждой, которую носят другие ученики.

Тема «переход в новую школу» должна обсуждаться в вашей семье ! Нельзя избегать ее, замалчивать или относиться к этому как к чему-то обыденному. Рассказывайте сыну или дочери о плюсах перехода на новое место учебы, заинтересуйте его или ее, покажите перспективы. Постарайтесь прислушаться и к детскому мнению.

По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.

Научите ребенка постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе .

Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.

Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.