Как я всю жизнь живу с врожденной безграмотностью. И это не лечится

Вопросы и ответы

Сколько раз в неделю и в какое время проходят занятия?
Во время учебного года занятия обычно проходят два раза в неделю (графики могут быть такими: "Понедельник - Четверг", "Вторник - Пятница", "Среда - Суббота"). Также формируются группы, которые учатся один раз в неделю (Суббота или Воскресенье). Занятия проходят или с 16 до 18 часов, или с 18 до 20 часов. Каникулярные группы занимаются ежедневно в первую половину дня.

Учите ли вы писать сочинение?
Отдельного курса "Сочинение" не существует. Но существует курс "Развитие речи", на котором дети учатся строить устный или письменный ответ на любую тему (в курсе также изучается формальная логика). Если ваш ребенок пройдет обучение на данном курсе, а затем освоит орфографию и пунктуацию на курсе русского языка (12 занятий + 12 занятий), он сможет написать школьное сочинение на "хорошо" или даже "отлично".

Можете ли вы гарантировать, что мой ребенок после обучения на ваших курсах будет писать грамотно и получать в школе хорошие отметки?
Мы можем гарантировать тот или иной результат обучения исходя из результатов тестирования. Например, кому-то для "четверки" или "пятерки" достаточно пройти на наших курсах всего одну ступень обучения (12 занятий), а кому-то три ступени (36 занятий). Мы гарантируем, что ваш ребенок после обучения на наших курсах глубоко поймет орфографические и пунктуационные правила и, главное, научится их применять в диктантах, изложениях и сочинениях.

Готовят ли ваши курсы к поступлению в ВУЗ?
Да. Если у ребенка "четверка" или "пятерка" в школе, то для успешной сдачи экзамена по русскому языку в ВУЗ ему достаточно пройти на наших курсах одну ступень обучения (12 занятий. Ступень "Абитуриент"). Но советуем заранее пройти наше тестирование, которое показывает объективную картину: вдруг отличник знает язык на "тройку". Тогда ему придется пройти не одну ступень, а две или три.

Можете ли вы отказать ребенку в обучении?
Да. Если во вступительном тесте ребенок сделал более ста ошибок и если у него серьезные логопедические проблемы. На наших курсах русского языка существует коррекционная ступень для детей с затрудненным усвоением лингвистической информации. Мы организовываем небольшие группы из таких детей и добиваемся достаточно хороших результатов. Но если у ребенка дислексия, то гарантировать высокий результат обучения было бы слишком смело. Насколько нам известно, дислексия поддается коррекции только в детстве, а в отрочестве и юности ее не всегда лечат даже опытнейшие логопеды. ("дислексия" - от греч. "дис" - "расстройство" и "лексис" - "слово"; т. е. нарушение чтения и письма)

Берете ли вы на курс русского языка детей с плохими навыками чтения. Или надо сначала пройти курс чтения?
Берём, конечно. Как правило, дети, которые очень плохо читают, делают во вступительном тесте много ошибок и сначала попадают на первую ступень обучения. А на первой ступени обучения мы занимаемся не только орфографией и пунктуацией, но и одновременно отрабатываем приемы правильного чтения.

Мой ребенок хочет пройти у вас курс "Развитие речи". Обязательно ли сначала пройти курс русского языка?
Нет, не обязательно. После тестирования и собеседования вы можете записаться на курс "Развитие речи". Но если во вступительном тесте ваш ребенок допустил очень много ошибок, то пройти сначала курс русского языка, конечно, желательно.

Мой ребенок правила знает, а применить не может. За диктанты у него тройки и двойки. Можете ли вы помочь в такой ситуации?
Конечно. Существует ступень, которая называется "Диктант". Она и предназначена для развития прочных навыков письменной речи. С нашей точки зрения, нельзя говорить, что ребенок знает правила и не может их применить. Если не может применить, то, наверное, и не очень-то знает. Или не понимает. Точно выяснить ситуацию поможет тестирование.

Существует ли "врожденная грамотность"?
Давайте сначала разберемся, что мы понимаем под этим термином. Про кого говорят "у него врожденная грамотность"? Так говорят про человека, который, не зная правил, пишет без ошибок. Но это все равно не врожденная, а приобретенная грамотность. Но приобретенная с раннего возраста. Что же необходимо, чтобы приобрести "врожденную грамотность"? Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью. Во-вторых, много, много читать. И чем раньше ребенок начнет читать, тем лучше. В-третьих, надо своей рукой писать те слова, которые прочитал в книге и запомнил (и практиковаться в письме нужно достаточно часто). Но все-таки надо учитывать, что даже очень грамотный человек в действительно сложных правилах (особенно при расстановке знаков препинания) все-таки ошибается. Также словосочетание "врожденная грамотность" использовалось как название методики на курсах "Репетитор". Кстати, некоторые из наших преподавателей начинали свою трудовую деятельность именно на этих курсах и проработали по методике "врожденной грамотности" много лет.

Врожденная грамотность – это один из самых популярных мифов о языке. Впитать грамотное написание слов с молоком матери нельзя. Получить эту возможность генетическим путем - тоже. Но определенные способности, необходимые для будущей грамотности, несомненно, даются от природы.

В первую очередь, конечно, хорошая зрительная память. Это основа «чувства языка». Большинство грамотных людей, не помнящих никаких правил, признаются: «Я вижу ошибку сразу же, она режет мне глаз». Вот в этом самом «режет глаз» и кроется истина. Грамотный человек запоминает образы слов целиком, а не отдельными частями, как нас учат в школе – «жи-ши», «ча-ща» и т. д. Для тех, кто в силу своих врожденных способностей может удерживать в памяти большое количество образов слов эти правила, в принципе, бесполезны. Немного сложнее с пунктуацией – там обычно срабатывает интонационная логика, напрямую связанная с хорошо развитой устной речью.

А что делать тем, кого природа не наградила такими возможностями?
Как показывает практика, заучивание правил не дает желаемого результата, и человек, как ни старается, все равно делает в тексте кучу ошибок.

Существуют методы, способные повысить грамотность при письме. Нейропсихологи считают, что патологически неграмотные люди обладают «неправильной стратегией орфографии». Грамотный человек при произнесении слова вслух способен увидеть образ слова во внутреннем взоре – как написанное или напечатанное по буквам. Человек с нарушенной стратегией орфографии такого образа не видит.

Следующие упражнения, которые предлагает в своей книге «Интенсивное повышение грамотности на основе нейролингвистического программирования» психолог и преподаватель русского языка Марина Павлова, помогают развивать визуальный канал восприятия и учиться видеть образы слов.

Напишите крупно (лучше печатными буквами) слово и положите перед глазами.

Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь хорошем.

Откройте глаза, еще раз посмотрите на слово, затем поднимите глаза влево вверх (именно так, а не иначе!) и постарайтесь «нарисовать» слово во внутреннем взоре.

Сверьтесь с образцом. Если вы ошиблись, попробуйте сделать все сначала.

Если у вас получилось с первого раза, попробуйте еще раз представить себе образ слова и записать его справа налево (с последней буквы к первой).

Если такое упражнение покажется сложным, то можно помогать себе, подставлять «костыли»: закрашивать слово своим любимым цветом, выделять на образце те буквы, которые плохо представляются внутренним взором, проговаривать слово вслух в прямом и обратном порядке, рисовать в воздухе пальцем слово, которое нужно представить.

Если выполнять подобные упражнения ежедневно, можно до известной степени развить визуальный канал восприятия информации и зрительную память. Но все же абсолютно грамотным человеком вы станете вряд ли.
с сайта moi-roditeli.ru

Есть ли у вас или вашего ребенка врожденная грамотность?

Опрос завершен.

да, у меня

25 (64%)

у ребенка

0 (0%) 14 (36%)

Мамы неграмотных детишек могут не понять заголовка этой статьи. Каждому ясно: если ребенок от природы грамотен, это счастье для него самого и для его родителей. И для школьного учителя, кстати, тоже. Какие могут быть проблемы? Здесь уж, воля ваша, автор что-то путает…

К сожалению, нет. Проблемы в школе возникают и у таких ребят. Об этих проблемах и поговорим.

1. Первая и важнейшая, на мой взгляд, в том, что школа ориентируется на среднестатистического ребёнка. Причем не на живого ребёнка, а на некий идеальный среднестатистический образ, бесплотный, беспроблемный и безличностный. Дети же, одаренные какими-либо талантами или даже просто яркой индивидуальностью, такими не являются. И дети с врождённой грамотностью тоже. Поэтому они учатся по программам, учебникам, материалам, для них не предназначенным. И сам процесс школьного обучения русскому языку на них вообще никак не ориентирован: они не включены, как теперь говорят, в целевую аудиторию. Потому что важнейшей задачей курса русского языка в школе является формирование и развитие грамотного письма. А такие ребята пишут грамотно сами: просто они так устроены. И учить их надо, что совершенно очевидно, по-другому. Но для этого, как минимум, необходимо осмысление проблемы или хотя бы признание того, что она существует.

2. Вторая проблема связана с первой, вытекает из нее. Но это не простое следствие. Это самостоятельная проблема, хотя бы по ее значимости.

Знаете поговорку «Время — деньги»?

На мой взгляд, эта поговорка простовата, я бы ее перефразировала так: время не купишь ни за какие деньги… Да, речь идет о временнЫх затратах: потерях времени на уроках в школе и при выполнении домашних заданий. Жаль, но время тратится большей частью неэффективно. Потому что школа учит одарённых детей делать то, что они уже умеют. Этого времени за курс школьного обучения набегает немало. С 1-го по 4-й класс в соответствии с программой — по 170 часов в год, с 5-го по 9-й — по 204 часа в год, т. е. более 1680 часов. А еще уроки в 10-11-х классах. И, кроме того, почти ежедневные домашние задания, часть которых для таких детей абсолютно бесполезна. Не освобождать же их от занятий русским языком? Конечно, не освобождать! Но учить их так, чтобы они к 9—11-му классу не развратились от безделья, что бывает, и отнюдь не редко, чтобы по-настоящему трудились все школьные годы, а не абы как влачили существование. Талант, как известно, можно и в землю зарыть… Не получив должного развития, способности угасают, нивелируются. Любые способности. И в том числе способности языковые.

3. Скажите, как вы будете относиться к работе, смысла в которой вы не видите? Вот так же и грамотные от рождения дети. Мотивация — это еще одна из проблем обучения грамотных ребят, о которой почему-то не задумываются ни школа, ни учителя.

— Зачем мне все эти правила и исключения? Зачем теория? Зачем всё остальное? Я и так пишу грамотно: иногда даже грамотнее самого учителя, — рассуждает, порой молча, про себя, грамотный ребёнок. И получает пятерки за диктанты и двойки за незнание правил и ошибки в разборах. Кстати, далеко не всегда грамотные ребята — отличники по русскому языку. Ведь курс русского языка — это не только развитие грамотного письма. Это еще и знания о родном языке, его системе, особенностях и закономерностях функционирования языковых единиц. Разборы, например, развивают мышление, логику, память, тренировка которых полезна для всех поголовно. Считается, что объяснять такие вещи не нужно, но это не так. Нужно, и в особенности тем, кто грамотно пишет и других целей обучения русскому языку не видит.



4. Бывает и такое. Ребёнок пишет грамотно до тех пор, пока в процесс не вмешивается школа. Я сталкивалась с этой проблемой неоднократно, свой сын из таких — наболело. Явление это интересное, поэтому о подобных ситуациях хочется рассказать подробнее.

Учится человек в школе и пишет грамотно и диктанты, и изложения, и сочинения. Но периодически начинает делать какие-то ошибки. Не любые, а именно на то правило, которое изучается сейчас в соответствии со школьной программой. То есть если ребёнка специально не учить писать, к примеру, суффиксы существительных, прилагательных или причастий, он их напишет правильно. А после того как посетит уроки в школе, посвящённые изучению этих суффиксов, начинает делать ошибки. Получается, что если другим детям уроки в школе хоть как-то помогают, то таким — мешают: что-то сбивается в их головах, мешает врождённым механизмам работать исправно. Столкнувшись с этим эффектом, я поначалу впала в панику. А потом успокоилась, потому что правило забывалось, и мой сын вновь начинал писать суффиксы существительных, прилагательных или причастий без ошибок. В аналогичных ситуациях оказывались и другие грамотные от природы дети.

Не раз я слышала от таких ребят, что они пишут, не задумываясь о том, как нужно писать. Если же они концентрируют внимание на каком-либо правиле, то испытывают сомнение, а иногда и смятение, потому что они начинают бояться сделать ошибку. Они теоретически усвоили, что в одних случаях нужно писать -нн -, а в других -н - , но интуиция и механизмы размышления и принятия решения вступают в противоречие.

Я бы квалифицировала эту проблему как проблему несоответствия подачи и организации учебного материала особенностям восприятия детей.

5. Бывают у грамотных ребят и конфликты с учителями. Дети есть дети. Иногда им не хватает благоразумия, дальновидности, такта, просто уважения к учителям. Однажды учитель сделал неправильное исправление в тетради грамотно пишущего ученика. А на следующем уроке произошло вот что: мальчик поднял руку, а когда учительница спросила, в чём дело, ответил: «Вы мне неправильно исправление в тетради сделали. Я консультировался у бабушки: она всю жизнь редактором проработала и знает русский лучше, чем вы». Был скандал. Родителей вызвали в школу. Противостояние ребенка и учительницы продолжалось пять с половиной лет. И нервов эта борьба стоила немалых: и мальчику, и учительнице, и родителям.

Теперь представьте себе условия для развития таланта:

  • масса времени проходит впустую,
  • учебники не учитывают особенности восприятия одарённых ребят,
  • усилия учителя не направлены этому конкретному адресату,
  • никто не предъявляет к таким ученикам особых требований,
  • никто специально не мотивирует их учебную деятельность.

А как хотелось бы, чтобы одарённые ребята не выпадали из сферы внимания учителей, школы и государства. Каждый ребёнок требует внимания, любви и заботы.



А одарённый — вдвойне. Когда-нибудь общество осознает, что ребята с врождённой грамотностью — это такое же достояние страны, как и одарённые музыканты, спортсмены, математики, физики... И будут, вероятно, специальные образовательные программы для таких детишек. А пока вся надежда на учителя. Убеждена: если бы учителя задумывались о таких ребятах, способов оптимизировать их обучение нашлось бы предостаточно.

А если с учителем не повезло? Не будете же вы надеяться, что повезёт потом, позже! Придётся, по-видимому, искать выход из положения самим.

Всю теорию школьного курса нам пришлось начинать изучать немного раньше, чем к ним приступали в школе. И подход у нас был иным.

Сын записывал под диктовку специально подобранные мною слова и фразы. Потом вместе рассуждали: я вопросами подводила его к выводам, которые передавали смысл правила. Когда «правило» не появлялось ниоткуда, а рождалось из собственных наблюдений над фактами языка, оно уже не противоречило интуиции и проблем не возникало. Но идти нужно было обязательно от речевого опыта ребенка, от примеров. Стихия языка таким ребятам не страшна: она для них родная. Механизмы синтеза у них сильнее, чем механизмы анализа. Для них лучше не объяснять правило, а показать на нескольких примерах, как оно работает. Эти примеры служат образцами, своеобразными эталонами, ориентирами. Вы будете удивлены, насколько легко ребёнок сам приведёт свои подобные примеры. Также он легко идентифицирует другие слова или формы слов с нужной орфограммой. Письмо по аналогии — это тот механизм, который работает у грамотного ребёнка без перебоев. Сама формулировка правила при таком подходе не столь уж важна, важен факт осмысления языкового явления. Учитель-педант, упорно требующий формулировок правил по учебнику, конечно, будет не удовлетворен, но это, в конце концов, не главное.

Главное, что при таком подходе у ребенка не возникает внутреннего конфликта, и он может чувствовать себя вполне комфортно. Ощущение комфорта возникает еще и потому, что каждый раз на такую работу требуется всего-то минут 10, не больше.

Вконтакте

Я сегодня буду говорить на серьезную тему, а поскольку не ученый, и тем более не филолог, и все орфоэпии, синтаксисы и тем более правила русского языка, от меня отлетели давно, как испуганные ранним путником птицы. Не судите меня строго, если я завел разговор на эту тему. Бывает ли врожденная грамотность или это все сказки про «белого бычка». Оказалось, нет, когда я наткнулся на массу себе подобных людей, когда оказался на теме на одном из литературных сайтов. И даже зарегистрировался на нем, до того стало интересно, потому что ни в параллельных классах, ни в своем себе подобных не встречал.

Девчонки отличницы всегда на меня были в некоторой обиде, почему они, зубря по целым дням, получают за сочинения и диктанты порой «четыре», а я пять, хоть и не знаю ни одного правила, за исключением самых простых, которые я выучил еще в первых классах, но сейчас и те позабыл. Откуда, она собственно берется, и есть в этом определении, которое довольно спорно, хоть капля истины? Можно долго рассуждать, как это бывает только у русских, и мы порой, залезем в такие дебри, что не помним иногда о чем спорили, как и зачем.

Я расскажу только на собственном примере, как можно научить детей этому понятию - врожденная грамотность. От генетического набора хромосом тоже не уйти и я скажу, что лично у меня, поймите правильно не в качестве похвальбы, дед знал ровно пять языков, в том числе и латынь, а русский язык знал в совершенстве, так что в качестве подарка получал сочинения отличников на проверку от всего района.

Я сын советского офицера, жили мы и в Ленинграде, Забайкалье, ГДР и теперь вот в европейской части. Сменил я не по своей прихоти пять школ, но учителя русского языка считали меня поначалу, то ли за «притворщика», то ли не верили своим глазам, действительно сам ли я это написал или мне помог ангел с небес, который отвечает там за грамматику. При более близком знакомстве, они меня раскусили и поняли, что действительно правила я не учу, но идя практически в темноте, всегда почему-то нахожу нужную мне дверь.

Никто меня никогда ни к чему и не принуждал, и потому из меня, наверное, вырос вольный художник и довольно своеобразный, поскольку до сих пор не нашел себе применение. Заразился написанием разного рода рассказов, именно с них я и начал, и кончил в восьмом классе тем, что написал ровно наполовину фантастический роман, как космический корабль еще с советскими учеными на борту, с помощью специального прибора «расщепителя пространства» оказались в параллельных мирах и тому подобное.

Но к прямой теме - врожденная грамотность. Не скажу, что у меня со стороны отца сплошь ученые, а скорее наоборот, но я вставал всегда очень рано до школы и читал художественную литературу, пока меня мама не сгоняла с кровати в школу. Я «жаворонок», очень люблю рано вставать, столько дел впереди, и так же рано ложиться спать. Но если мне попадалась очень занимательная книга, причем я читал очень бессистемно, пока не нашел некоторых покойных ныне писателей и остановился в основном на них, особенно на французах, я ложился спать, пока меня насильно не заставляли это делать и в три часа ночи, выключая свет.

Я не скажу, откуда берется врожденная грамотность, и двоюродная сестра хромала на ту же ногу в хорошем смысле этого слова. Но я убежден, что начитанность невольно заставляет интуитивно правильно писать слова, и расставлять знаки препинания. Но вот именно с пунктуацией у меня было некоторое расхождение, и в этом был мой единственный минус. Я боролся с ним, как только мог, но так и не изничтожил.

Больше усидчивости и заинтересованности, я помню как мама, сама засыпая, читала мне Жюля Верна и Дюма, когда мне было даже девять лет. Я просто обожал это занятие. Поэтому начитанность, только и всего. Это мое давно устоявшееся личное мнение.

Ему я точного определения не нашел и вряд ли это мне удастся. Человеческий мозг настолько мало изучен, что ответят на этот вопрос точно может, только через сто лет.

А на следующий день я слегла с температурой. Жар стал спасением. От меня на время отстали с закорючками и букварем.

Как вернуть расположение мамы?

Пока я лежала и слушала через туман "38 и 4" голоса родителей, я как-то поняла, что мама страдает из-за неприятностей, которые тянулись вереницей за двойками за диктанты и контрольные списывания предложений с доски. От меня ждали "четверок" и "пятерок", а не грамотности, интуитивно почувствовала я. Это проще!

Я хорошо помнила, как из любопытства влезла ладошкой в банку с синей краской в детском саду. Пленка на поверхности банки легко лопнула, я перепачкала пальцы. Воспитательница громко ругалась, но когда я извинилась, как дома учила бабушка, Татьяна Ванна сразу поверила и стихла. В краску я лазила мизинцем и дальше, но уже не попадалась.

Делай, что хочешь, главное - не попадайся и дай взрослым то, что они хотят, -

это стало моим девизом на долгие годы!

Проболев непонятной болезнью неделю (ничего кроме высоченной температуры), я примирилась и вернулась в школу. В твердой уверенности вернуть расположение мамы.

Не сразу, постепенно я превратилась в настоящую приспособленку. Я подружилась с отличницей, развила до совершенства боковое зрение, чтобы ловко списывать диктанты. В старших классах наловчилась излагать и сочинять короткими предложениями, простыми словами, избавилась от "тройки" в четверти по русскому языку, и проблема рассосалась. Меня перестали дергать учителя, я ведь не портила им статистику, их не ругали в РОНО за низкую успеваемость класса, а маму не вызывали в школу. Жизнь наладилась, проблема притворилась решенной.

Источник фото: unsplash.com

Конечно, учителя все понимали, но предпочитали благоразумно не замечать. Меня никогда не вызывали на русском к доске, пропускали в домашке зеркальные буквы. Однажды моя отличница заболела перед диктантом и мне пришлось наесться снега, чтобы тоже затемпературить. А в другой раз - "забыть" сдать контрольную тетрадь.

Новенький, который появился у нас во втором классе, шантажировал все рассказать взрослым. Я в отчаянии одаривала его жвачкой, которую привозила из-за границы мамина подруга, - она работала стюардессой Аэрофлота на международных рейсах.

Привычка приспосабливаться и искать другие пути получать "4" и "5", если я не могла взять учебой, стала для меня обычным делом. Я брала изобретательностью и индивидуальным подходом. Помню, у нас уже в старших классах сменилась учительница химии и я вдруг вообще перестала понимать предмет и решать задачки. Но мы договорились с химичкой, что в каникулы я буду приходить и сдавать ей темы одну за одной, и тогда мне поставят "4". Я выучивала химические формулы наизусть, - запоминая как они выглядят на листке бумаги.

Преподаватели называли лентяйкой

Подозреваю, с таким же успехом я могла учить стихи на китайском, записанные иероглифами. Кажется, никогда потом я так бездарно не тратила время!

А какая пытка диктанты в музыкальной школе по сольфеджио! Когда ты привыкла и легко воспринимаешь мелодию на слух, но записать ее не можешь, потому что за семь лет учебы так и не запомнила, на какой нотной строчке какая нота! Для специальности я подписывала ноты простым карандашом, а преподавательница злилась, что я, лентяйка, не хочу приложить малейшего усилия и их запомнить. Но я не могла! Физически не давалось. Я столько часов старалась!


Источник фото: unsplash.com

Я пишу сейчас и снова вспоминаю свое бессилие и подавленный гнев от того, что я не могу договориться со взрослыми. Что они придумали какие-то дурацкие правила, которые мне не по зубам! И я вынуждена все время выкручиваться, притворяться, списывать!

Помню чувство тотального одиночества, что никто, кроме самой меня, не пытается мне помочь понять, как я смогу дотягиваться до школьных нормативов. Это сейчас я могу четко сформулировать, что я чувствовала и что со мной происходило, но в детстве мне было просто плохо. Тоскливо, и я все время ждала, когда же мука закончится.

Взрослые только все время требовали: то деепричастные обороты выделять запятыми, то формулу трения, я сейчас даже таблицу умножения помню с трудом и спокойно без нее обхожусь, а вы таблицу помните?

Ладно. Вечно страдать и жалеть себя не в моем характере. Я придумала, под каким углом нужно смотреть на ситуацию, чтобы чувствовать себя комфортно. К окончанию школы я привыкла со злорадством думать, что ловко обвожу всех вокруг пальца. Так или иначе, но заставляю учителей ставить мне такие желанные мамой "4" и "5".

Стала ли я грамотней? Нет, конечно. Хитрей? О, да!

Это был бесценный урок столкновения с миром, приспособления к нему. Горчило только гаденькое чувство, что я обманщица, хитрюга и занимаю положение, которое мне не принадлежит. Такой была оборотная сторона медали. Но школа, ура, осталась позади.

Но теперь мама придумала университет. Чтоб его! Да еще и факультет журналистики. Дайте две!

Но я поступила. Потому что давно знала, что сочинения нужно писать очень простыми словами и очень короткими предложениями. Шутка. Короткими и простыми, это да, но еще - поступать надо через рабфак. Там преподы сами проверяли у нас сочинения перед официальной комиссией.

И тут мамина победа едва не сменилась настоящим моим личным поражением. На журфаке немыслимое количество русского языка! Почти как на филфаке. С диктантами, семинарами в маленьких группах. Я снова чувствовала себя полной дурой! Сходила с ума от бессилия, что не могу запомнить и понять то, что легко могут другие дети.

Преподы русского языка хлебнули с моей безграмотностью. Удивительно, что и тут никому не пришло в голову отправить меня к врачам. Рекомендовали читать побольше (куда уж больше?), писать словарные диктанты, не лениться, делать упражнения - стандартный набор. Я сейчас смотрю на это время и не понимаю, как студенчество можно было превратить в такую пытку? И главное - зачем?

Но тогда я смирилась, привыкла нарабатывать свою тройку по русскому хорошим отношением и старалась не переживать.

Я вышла на работу в газету и стала компенсировать неудачи в учебе усердным трудом, тут это ценилось. В редакции стояли персональные компьютеры с проверкой орфографии, а пунктуацию я интуитивно расставляю правильно. В газете у меня был редактор, корректор, рерайтер - было кому исправить мои ошибки.

Я отмучилась в универе и почти забыла о своей особенности. Пока не появились социальные сети.


Источник фото: unsplash.com


Задыхалась от гнева и несправедливости

Вот тут меня снова заставили краснеть, как школьницу. "У вас ошибка!", - орали граммар-нации. У меня подкашивались коленки, и я спешила вычитывать текст. "Эта дура не может отличить "кАпну" от "кОпну", - злорадствовали другие. Я охала и хваталась за сердце, пила боярышник на спирту - ужасно горько.

Сколько раз я слышала: "Как она может учить писать других тексты и книги, если сама пишет с ошибками?!" Я задыхалась от гнева и несправедливости, хотела сказать, что уметь писать и уметь писать грамотно - разные вещи, но молчала.

Когда уже мои дети пошли в школу, я поняла, что стесняюсь написать от руки заявление или записку, я боялась сделать ошибку, ведь тогда учителям станет понятно про меня многое. И тут мой почерк пришел на выручку: он стал настолько неразборчивым, что я и сама с трудом разбираю. Когда я писала записки, учителя ломали глаза, а потом звали сыновей: "Переведи, что мама хотела сказать?"

Чтобы не краснеть за тексты в социальных сетях, я даже нанимала корректора, а потом поняла, что платная проверочная программа проверяет текст вполне приемлемо, не замечает только описки. Но работа с корректором помогла взглянуть на проблему с другой стороны. Оказалось, многим читателям только мерещатся ошибки! Уж не знаю почему, но часто громко требуют исправить правильное на неправильное, с железобетонной уверенностью, с пеной у рта.

Грамотности чуть больше 100 лет

Это открытие так меня озадачило, что я стала читать на тему грамотности и безграмотности все, что могла найти. Тут меня ждало несколько парадоксальных открытий.

Например. Грамотности, которую многие считают такой же естественной и необходимой, как умение есть с закрытым ртом, чуть больше 100 лет. До повсеместного школьного образования грамотными считали всех, кто умел хоть как-то читать и писать. О соблюдении правил стали строго настаивать только в 30-е годы XX века, когда многие страны провели реформы языков. Помните, когда из нашей азбуки изъяли яти и веди?

Например. На планете Земля до сих пор не умеют ни читать, ни писать 759 миллионов. Треть из них - женщины. 72 миллиона детей никогда не ходили в школу.

Например. Если человек не занимается интеллектуальной работой, лет через 20 после окончания школы он разучивается не только грамотно писать, но и писать вообще! И даже читать! Не верите? Посмотрите государственные курсы для взрослых по чтению и письму. Они открыты в Западной Европе и в Соединенных Штатах, в Австралии и Новой Зеландии. Тема неудобная и стыдная для стариков, которым проще ворчать и жаловаться на плохое зрение и притворяться, что снова легкомысленно оставили дома очки, чтобы им из доброты прочли меню в ресторане, вместо того, чтобы признаться - я забыл, как складывать буквы. Поэтому все эти курсы анонимные, но учатся на них носители языка, а не эмигранты.

Например. Преподаватели русского языка в педагогических вузах рассказали мне, что, согласно статистике и замерам, уровень грамотности новых поколений студентов, вопреки расхожим мнениям и скандальным статьям, остается примерно на одном уровне со времен процветания Советского Союза.

Жалобы на то, что растут безграмотные поколения, сродни вере, что в нашем детстве трава была зеленее, а мороженое слаще.

А дислексиков стали распознавать чаще. Это правда. Вот только стала ли наша жизнь от этого слаще? Я медленно читаю и никогда не научусь писать без ошибок, хотя и доросла уже до 40 лет. Я написала этот длиннющий ntrcn под впечатлением от истории приятельницы, у которой растет дочь с дислексией. Чтобы поддержать ее, если такое возможно.


Источник фото: unsplash.com

Девочка учится во втором классе/ Учительница знает про диагноз. Но это не помешало ей прочесть ошибки, которая ученица с таким же диагнозом, как и у меня, сделала в диктанте. Одноклассники громко гоготали. Девочка отказалась потом идти в школу…

И мне захотелось рассказать этой школьнице, что я такая же, как она. Что нам не дано многое, что может большинство людей, но это не значит, что мы хуже. Мы просто другие. Да и все люди настолько разные!

Только недавно, получив уже взрослой справку о диагнозе, как индульгенцию, я вдруг почувствовала, что, в сущности, я никому не причиняю мощный урон тем, что не могу быстро читать и писать без ошибок. Все мы такие разные! И эта особенность не стоит колкостей и унижений, которые прилетают до сих пор.