Как жили до войны 1941. Как выживали простые советские люди на оккупированных территориях

22 июня 1941 года для основной части людей начиналось как обычный день. Они даже не знали, что в скором времени уже не будет этого счастья, а у детей, которые родились или будут рождены с 1928 по 1945 годы, украдут детство. Страдали на войне дети не меньше, чем взрослые. Великая Отечественная война навсегда изменила их жизнь.

Дети на войне. Дети, разучившиеся плакать

На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.

Могли и выбрать живую мишень просто для того, чтобы поупражняться в меткости. Дети же не могут тяжело работать в лагере, значит, их можно безнаказанно убивать. Так думали фашисты. Впрочем, иногда в концлагерях находилась работа для детей. К примеру, они часто были донорами крови для солдат армии Третьего рейха… Или их могли заставить убирать пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом удобрять землю.

Дети, которые были никому не нужны

Нельзя поверить, что работать в лагеря уезжали по доброй воле. Эту «добрую волю» олицетворяло дуло автомата в спину. Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался - отправляли в газовую камеру. Малыши не были нужны Третьему рейху, поэтому участь у них была только одна. Впрочем, и дома далеко не всех ждала счастливая судьба. Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи.

Дети, воспитанные трудом и настоящей доблестью

Очень многие дети уже в 12 лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне со взрослыми. Из-за далеко не по-детски тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим братьям и сестрам погибших родителей. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались наравне со взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах.

Было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам. Многие занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием. Что интересно, на войне воевали не только мальчики. Девочки это делали с не меньшим героизмом. Особенно много таких девочек было в Белоруссии… Смелость, этих детей, способность к самопожертвованию ради только одной цели, внесли огромный вклад в общую Победу. Всё это так, но эти дети гибли десятками тысяч… Официально в нашей стране на этой войне погибло 27 миллионов человек. Военнослужащих из них - лишь 10 миллионов. Остальные - мирные жители, в основном Дети, погибшие на войне… Их число невозможно посчитать точно.

Дети, которые очень хотели помочь фронту

С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Как уже было сказано, дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи - носки, варежки, шили кисеты для табака. Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной. Подвиги совершаются не только в боях. Всё вышеперечисленное - это тоже подвиги детей на войне. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться….

Сыны полка

Очень часто на войне, наравне со взрослыми, воевали подростки 13-15 лет. Это не было чем-то очень уж удивительным, т. к. в русской армии с давних времен служили сыны полка. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга. На Великой обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Это было лучшим вариантом для них, т. к. остаться одному в оккупированном городе было самым ужасным. Ребенку в такой ситуации грозила только голодная смерть. Кроме того, фашисты иногда забавлялись и кидали голодным детям кусок хлеба… А потом стреляли очередью из автомата. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к таким детям и нередко забирали их с собой. Как упоминает маршал Баграмян, часто смелость и изобретательность сыновей полка поражала даже бывалых солдат.

Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. По информации Центрального архива министерства обороны России, в рядах армии во время Великой Отечественной войны сражалось 3500 детей, чей возраст составлял меньше 16 лет. Впрочем, эти данные не могут быть точными, т. к. в них не учитывались юные герои из партизанских отрядов. Пятеро были удостоены высшей воинской награды. О троих из них мы поговорим подробнее, хотя это были далеко не все, особо отличившиеся на войне дети-герои, которые заслуживают упоминания.

Валя Котик

14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка. Он - самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14.

Леня Голиков

16-летний Леня Голиков был разведчиком Четвертой Ленинградской партизанской бригады. С началом войны он ушел в партизаны. Худенький Леня выглядел даже младше своих 14 лет (именно столько ему было во время начала войны). Он под видом нищего обходил деревни и передавал важные сведения партизанам. Леня участвовал в 27 боях, подрывал автомашины с боеприпасами и более десятка мостов. В 1943 его отряд не смог выбраться из окружения. Выжить удалось немногим. Лени среди них не было.

Зина Портнова

17-летняя Зина Портнова была разведчицей партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белоруссии. Также она была членом подпольной комсомольско-молодежной организации «Юные мстители». В 1943 году ей поручили выяснить причины развала этой организации и наладить связь с подпольем. По возвращении в отряд ее арестовали немцы. Во время одного из допросов она схватила пистолет фашистского следователя и застрелила его и еще двоих фашистов. Она пыталась бежать, но ее схватили.

Как упоминается в книге «Зина Портнова» писателя Василия Смирнова, девочку пытали жестко и изощренно, чтобы она назвала имена других подпольщиков, но она была непоколебима. За это фашисты называли ее в своих протоколах «советской бандиткой». В 1944 году ее расстреляли.

Культурная жизнь страны в годы войны испытывала влияние новых моментов. Резко сократилась материальная база учреждений культуры из-за прекращения их финансирования. Многие центры советской культуры находились в западных и центральных районах страны, которые впервые же месяцы войны были окку­пированы. Ряд учреждений науки и культуры удалось эвакуировать в восточные районы, однако многие культурные и научные ценности попали, в руки врага и до сих пор не возвращены в страну. Деятели культуры и науки вынуждены были искать новые формы существования в условиях военного времени. Они выступали с лекциями и концерта­ми на фронтах, в госпиталях, на фабриках, заводах и т. д.

Правящая партия ставила перед интеллигенцией новые задачи, которые диктовались условиями военного времени. Она должна была воспитывать у советских людей такие не­обходимые качества, как патриотизм, социалистический интернационализм, верность долгу, присяге, ненависть к врагу и т. д. Такая пропаганда велась, и она была достаточно эффективна.

Деятели советской культуры стали обращаться к историческому прошлому русского народа, снимать фильмы, ставить театральные постановки, писать художественные произведения о деятелях и событиях дореволюционной России. Сотрудничество со странами антигитлеровской коалиции позволило обратиться им к творчеству западных писателей и художников и пропагандировать его в нашей стране. Многие советские люди в годы войны впервые познакомились с достижениями мировой культуры.

В годы Великой Отечественной войны коренным образом изменился быт советских людей. Практически все они изменили свои жизненные условия. Мужское население было мобилизовано в армию, численность которой достигла 11 млн. человек. На промышленное производство пришли женщины, дети, вчерашние крестьяне. Их труд в годы войны был тяжелым, с продолжительным рабочим днем, практически без выходных дней и отпусков. Чтобы обеспечить себе поддержку крестьянства, правительство вынуждено было отменить некоторые ограничения, введенные в период коллективизации. На это, кстати, оказало влияние стремление немцев на оккупированной территории провести деколлективизацию. Крупной уступкой советскому крестьянству в годы войны явилась ставка на его личные интересы. Были разрешены в деревне личные подсобные хозяйства, и крестьяне получили определенную свободу в реализации продукции из подсобных хозяйств. Кроме того, именно для крестьянства полученная свобода вероисповедания была наиболее актуальной.

Уже в июле 1941 г. на карточное снабжение было переведено население Москвы и Ленинграда. В 1942 г. карточками обслуживалось 62 млн. советских людей, а в 1945 г.-- 80 млн. Все население страны по уровню потребления было разбито на несколько категорий в зависимости от трудового и военного вклада, при этом нормы их снаб­жения по карточкам существенно колебались. Всю войну в стране функционировали колхозные рынки, на которых по высокой цене можно было приобрести продукты питания. Однако это мог сделать далеко не каждый человек, ибо на Урале 1 кг мяса стоил больше, чем получал в месяц рабочий. С апреля 1944 г. была введена система коммерческих магазинов и ресторанов.

В период войны в стране была сильная инфляция. Несмотря на то, что высокопроизводительный труд хорошо оплачивался, реальная заработная плата в 1945 г. составляла 40% от уровня 1940 г. Но и этих заработанных денег нельзя было реализовать, и они скапливались на сберегательных книжках, особенно в деревне. В целях изъятия у населения необеспеченных товарами денег государство вводило систему специальных налогов, принудительных займов, замораживало денежные вклады, организовывало "добровольные" подписки на самолеты, танки и т. п.

Великая Отечественная война - не просто история. Это конкретное, бесценное духовное достояние, которое не стареет, не становится будничным и обыденным. С годами не ослабевает, а растёт интерес не только к крупномасштабной эпопее войны, но и её отдельным страницам.

Несмотря на обилие литературы о войне, в ней отсутствует анализ роли социальной психологии масс. Есть много трудов об идеологической работе в годы войны, но они, как правило, сводятся к перечислению действий политорганов. Их авторы практически не пытаются показать, на какие народные традиции, черты менталитета опиралась, чем определялась эта деятельность. Тоталитарному режиму удалось нивелировать личность, подавить самостоятельность, посеять страх перед жёсткой авторитарной властью, религиозность, православную духовность заменить атеизмом, придать патриотизму новую идею - идею социального освобождения.

Война за свободу и независимость Родины, за спасение мировой цивилизации и культуры против современного варварства явилась скачком в развитии личности, поворотом в ментальности россиян. Это проявилось не только в героизме, но и в осознании людьми своей силы, исчезновении в значительной мере страха перед властью, росте надежд на расширение свобод и прав граждан, демократизацию строя, обновление и улучшение жизни.

Война начала процесс переосмысления ценностей, ставила под вопрос незыблемость сталинского культа. И хотя официальной пропагандой все успехи и победы по-прежнему связывались с именем вождя, а неудачи и поражения сваливались на врагов и предателей, не было уже такого полного, безусловного доверия к ранее непререкаемому авторитету. И если теперь сталинский репрессивный аппарат выхватывал брата-фронтовика, прежняя смелая довоенная вера в то, что "невинных не сажают", сменилась недоумением, негодованием. Штампы рушились, придя в столкновение с реальным жизненным опытом, задумываться над которым всерьёз заставила война, оказавшаяся столь непохожей на обещанный пропагандой "могучий, сокрушительный удар", "малой кровью", "на чужой территории". Война на многое заставила взглянуть по-другому. За короткий срок постигались истины, к которым человечество шло столетиями. Новые черты, появившиеся в менталитете советского человека: переход с позиции ожидания к позиции действия, самостоятельность, исчезновение в значительной мере страха перед властью - имели колоссальное последствие для нашего исторического развития.

Фронтовому поколению народы бывшего СССР обязаны не только независимостью, но и первым духовным и политическим штурмом тоталитаризма. Годы Великой Отечественной войны открыли новую страницу в истории взаимоотношений между Советским государством и Русской православной церковью. По сути, впервые с момента образования социалистического государства со стороны власти была предпринята попытка перейти от политики, направленной на уничтожение Русской православной церкви как социального института, к конструктивному диалогу с нею.

Для православных иерархов это был шанс к возрождению разорённой и униженной Русской церкви. Они с удовольствием и благодарностью отозвались на новый курс сталинского руководства. В результате Русская православная церковь в годы войны сумела значительно улучшить своё материальное положение, подготовить кадры священнослужителей, усилить авторитет и влияние в стране и за рубежом.

Новая церковная политика была положительно воспринята большинством населения страны. Приметой времени стали переполненные храмы в дни православных праздников, возможность исполнения религиозных обрядов на дому, колокольный звон, призывающий верующих к службе, торжественные крестные ходы при большом скоплении народа. Тяга к религии в годы войны значительно возросла. Вера давала силы для жизни труда в условиях постоянных лишений.

Война дала шанс к возрождению православной духовности, возврат к дореволюционным традициям православия. Это имело негативное последствие. Изменение ситуации в религиозной сфере в годы войны объективно "сработало" на укрепление существующего режима, на повышение личного авторитета Сталина. В условиях активно утверждавшейся идеи государственности и патриотизма восстановление и укрепление православной церкви как традиционной носительницы этих идей служили дополнительным источником легитимности власти Сталина. Духовный поворот проявился также в смене акцента в патриотизме. Произошло смещение с великодержавных коминтерновских установок к крепнущему чувству "малой родины", которой грозит смертельная опасность. Отечество всё больше олицетворялось с большим домом советских народов.

Не идея внесения трудящимся других стран коммунистического освобождения от эксплуатации, насаждавшаяся пропагандой до войны, а необходимость выжить сплотила народы Советского Союза. В ходе войны возрождались многие русские национальные традиции и ценности, предававшиеся анафеме с позиции коммунистической идеологии в течение двух с лишним десятилетий. Политически тонкой и идеологически целесообразной оказалась оценка руководством характера войны как Великой Отечественной. Была приглушена специфика социалистических и революционных мотивов в пропаганде, акцент делался на патриотизме.

Патриотизм - это не наша монополия. Люди многих стран любят свою Родину и готовы на подвиг для неё. Однако жертвенность советских народов во время Великой Отечественной войны всё же беспримерна. Жизненный уровень населения СССР был неизмеримо ниже, чем в любой из воевавших стран, и нигде отношение к цене человеческой жизни не было таким небрежным со стороны государства. Люди мирились с этим и с готовностью шли на жертвы.

Нелишне напомнить и то, что сами высшие руководители рейха признавали наличие высокого патриотического духа нашего народа. Даже такой мастер фальсификации, как Геббельс, признавал: "Если русские борются упорно и ожесточённо, то это не следует приписывать тому, что их заставляют бороться агенты ГПУ, якобы расстреливающие их в случае отступления, а наоборот, они убеждены, что защищают свою Родину".

Таким образом, война внесла существенные изменения в общественное сознание, менталитет советского человека. Оформилось особое поколение, отличавшееся морально-психологическими качествами и силой их проявления. Все эти изменения не прошли бесследно для государства. Истоки сегодняшних наших перемен имеют глубокие корни в военном лихолетье.

В начале Великой Отечественной войны намеченная XVIII съездом партии программа введения семилетнего всеобуча и развития общего среднего образования в стране была прервана. Система народного образования выдержала в годы войны суровые испытания. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть сократилась численность учительских кадров, многие дети лишились возможности учиться. Осложнялось снабжение школ учебниками и письменными принадлежностями. Всё это привело к тому, что за время войны общее число школ уменьшилось более чем вдвое, наблюдался большой отсев детей из общеобразовательных школ.

Быстрый перевод экономики на военный лад и успехи в выполнении фронтовых заказов были достигнуты ценой невероятных усилий, самоотверженным трудом тех, кто заменил ушедших на фронт инженеров, кадровых рабочих.

Бобкова Карина

Исследовательская работа: «О судьбах близких мне людей в годы Великой Отечественной войны»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Л. Мещерякова

г. Зарайска Московской области

Исследовательская работа:

«О судьбах близких мне людей в годы

Великой Отечественной войны»

ФИО руководителя:

Чернышова Алла Викторовна

Должность: учитель истории и

Обществознания

Мы живём в мирное время. К счастью, не знаем ужасов военного времени: стрельбы, холода, голода, смерти близких людей. Но не всегда так было. Случались очень страшные годы в истории нашей страны. Так 1941-1945 годы стали именно такими. В этом году исполнилось ровно 67 лет с победного окончания Великой Отечественной войны.

«Никто не забыт, ничто не забыто», – мы видим такую надпись на памятниках неизвестному солдату, возле которого горит «вечный» огонь. Этот огонь никогда не гаснет, чтобы мы не забывали о подвигах наших прабабушек и прадедушек. Что мы знаем о той войне? Только то, что нам рассказывают в школе. Мы смотрим художественные фильмы и узнаём о том тяжёлом времени. Читаем книги о войне и восхищаемся героизмом людей, отстоявших свою Родину. Вот там, в книгах, в фильмах, настоящие герои. Кажется, что всё это вымысел, фантастика, что человек не способен был вынести такие испытания. Однако с нами рядом живут обычные бабушки и дедушки, которые знают эту страшную войну непонаслышке.

Как жили люди? Как смогли выстоять в трудные годины войны? Каким было то поколение? Эти и многие другие вопросы я задавала своим бабушкам и получила на многие из них ответы.

Большое количество исторических фактов я узнала от своей прабабушки Александры Ильиничны Кулешовой, которой в мае этого года исполнится 92 лет. Она многое видела и многое выстрадала в своей жизни, а мне очень дороги и интересны её рассказы, ведь я родилась в начале XXI века, а она в начале XX. Моя прабабушка представительница тех далёких времён, и вот что она мне поведала.

Война изменила мирное течение жизни в нашей семье. Об этом я узнала из рассказов моей прабабушки Шуры, которой в июне 1941 года едва исполнился 21 год. Перед началом войны она сильно болела, лежала на лечении в больнице. Поэтому её муж Василий Николаевич Кулешов – решил после больницы её с годовалой дочкой отправить в деревню – к её родителям, чтобы она после болезни побыла на свежем воздухе, окрепла, поправилась с помощью близких людей.

Всё шло хорошо: прадедушка работал в Зарайске, а его жена с маленькой дочкой отдыхали в деревне. Но однажды из города пришли родственники со страшной вестью: началась война, и мужу прабабушки принесли повестку о том, что он должен явиться в военкомат для отправки на фронт. Дочку Нину решили оставить в Филиппове, где отдыхали, а сами пешком отправились в город (транспорта в те времена никакого не было, ходили около 20 километров пешком). «Я так волновалась, - вспоминает прабабушка, - что, забегая наперёд и взявшись за крепкую руку мужа, мешала ему идти. Он как мог успокаивал меня. Ночью было не до сна. Рано утром надо было явиться в призывной пункт» Проводы будущих фронтовиков были на городском вокзале. Событие это очень печальное: плачь, слёзы, причитания. Как будто весь мир рушился. И не остается ничего. Впереди словно темнота какая-то. Бездна страха, горя и одиночества... "

Сколько их было, махнувших на прощание рукой в последний раз своим близким! Среди них и мой прадедушка Василий Николаевич и его старший брат – Пётр Николаевич, который без вести пропал в ноябре 1941 года.

Несладко жилось братьям Кулешовым и их сёстрам с детства, так как их отец Николай погиб в 1 Мировую войну и их мама вынуждена была растить четверых детей без чьей-либо помощи. Поэтому рано началась их трудовая жизнь в деревне Дятлово. Но никогда, как вспоминает прабабушка Шура, они не жаловались, а мужественно переносили все трудности. Это мужество Василий проявлял и на фронте.

У нас в семье сохранились письма с фронта, такие простые и трогательные. Бабушка Нина иногда перечитывает их и как будто снова возвращается в те далёкие годы. В своих письмах прадедушка никогда не жаловался, а больше интересовался жизнью жены и ребёнка и всегда стремился их подбодрить: писал, что надо терпеливо «всё пережить», что надо много трудиться, чтобы скорее прошли тяжёлые года. Мечтал о том времени, когда он будет вместе с семьёй жить мирно и счастливо, любя друг друга. Известно, что с 30 июня 1941 года он служил в г. Луга Ленинградской области, был определён в гвардейский полк, роту связи. Из письма 1942 года мы узнали, что прадедушка был ранен и эвакуирован в госпиталь в посёлке Некрасовское Ярославской области. Ранение было тяжелое в живот. Когда пошёл на поправку, написал из госпиталя: «Чувствую себя хорошо, скоро выпишусь и опять поеду бить врага, который напал на нашу цветущую Родину». Последнее письмо было получено 3 марта 1943 года, в день рождения моей бабушки Нины. Сколько чувств, переживаний и стремлений в этом письме. И это всего за 5 дней до его смерти. «Умер от ран 8 марта 1943 года» - читаем мы в Книге памяти (на основе похоронки). Так волею судьбы праздничный день в жизни нашей семьи стал траурным.

Брат бабушки Шуры – Михаил Ильич - семнадцатилетним пареньком войну начал в ополчении под Тулой, где копали рвы, чтобы задержать продвижение фашистов. Там же вступил в комсомол и написал уже третье заявление с просьбой отправить на фронт. Просьбу удовлетворили, и вскоре он уже под Москвой в составе 8 Гвардейской дивизии генерала Доватора. Его зачислили в эскадрон конной разведки. С карабином, двумя противотанковыми гранатами, в белых халатах разведчики совершали рейды в расположение наступающих немецких войск. Однажды напоролись на немецкие танки. Израсходовав гранаты, отстреливались из карабинов. Михаил получил первое ранение – в ногу. Здесь же под Москвой он заслужил первую награду - медаль «За отвагу». Дальше сражение под Сталинградом, пехота не успевала за отступающим врагом, преследовала немцев конница. Эскадрон разведчиков уходил в ночные рейды. На копыта лошадям надевали резиновые подковы, с собой НЗ (неприкосновенный запас) на трое суток, боеприпасы. Однажды чуть не попали в «котёл». 18 суток, пока не подоспели наши, держали оборону. Из 119 бойцов в живых остался 21 солдат. Командир, старший лейтенант Зенский, поседел за эти сутки. Впоследствии он получил звание Героя Советского Союза, а Михаил Мурашов - мой двоюродный прадедушка – орден «Красной Звезды»

За бой под Курском ему было присвоено звание «Отличник разведки». Здесь в одном из боёв шрапнелью изрешетило коня, и сам боец был тяжело ранен. Медсанбат, госпиталь и заключения врачей, что в коннице служить уже нельзя. Направили в строевую часть. Опять бои, бои, бои…Прибалтика, а затем – Дальневосточный фронт. С японцами Михаил воевал уже как танкист, потом очистка Сахалина, и так до 1948 года, когда он вернулся с фронта.

Познакомившись на фронте с техникой, и мирную жизнь Михаил связал с машинами. В 1981 году Михаила Ильича Мурашова не стало – напомнили о себе фронтовые раны.

Младшему брату – Николаю, к началу войны было только 11 лет. Он жил с родителями в деревне. Мужчин было мало, поэтому трудиться в колхозе пришлось детям и подросткам. Коля любил лошадей и трудился в колхозе вместе с ними. Ростом он был ещё так мал, что запрячь лошадь ему было трудно. Он забирался на телегу и с неё запрягал. За годы войны всякую работу выполнял наравне со взрослыми. Получив трудовую закалку в колхозе, он отправился в Москву и поступил в ремесленное училище, где освоил профессию по ремонту железнодорожной техники. Достиг высокого мастерства, за что был награждён Орденом Трудовой Славы. Работая слесарем по испытанию приборов автотормоза, он выдавал готовую продукцию только хорошего и отличного качества и сдавал её с первого предъявления. Об этом мы узнали из рассказов бабушки Шуры и газетных статей. Сейчас Николая Ильича Мурашова нет – умер. Иногда время не снимает боли с сердца. И боль может жить вечно...

Сестра бабушки – Тоня – к началу войны была 15-летней девушкой. Ей пришлось очень много трудиться на торфоразработках, где добывали нужное топливо, зачастую находясь по колено в воде, несмотря ни на какую погоду. Жить пришлось в тяжелейших условиях, полуголодными, плохо обогретыми. Это сказалось на здоровье Антонины, она тяжело болела, была инвалидом 1 группы и умерла, будучи нестарым человеком.

Младшей сестре Анне Ильиничне Мурашовой было 13 лет. Летом она трудилась в деревне: ходила со взрослыми на покос, заготавливала дрова, работала в поле, участвовала в уборке картофеля. Закончив Зарайскую семилетнюю школу стала учиться в ФЗУ при Перопухе, после окончания которого была отправлена в Ленинград (1946 г.), который только начал оправляться после вражеской блокады. Анна Ильинична рассказывает: «Трудно было: холод, голод, разруха. Работать приходилось много, необходимо было восстанавливать город, но мы знали, что самое страшное уже позади и впереди нас ждёт светлое будущее». Анна Ильинична, приехав в Ленинград молодой девушкой, и сейчас живёт в этом городе.

Сама прабабушка Шура в начале войны устроилась на работу, на обувную фабрику, но проработала там недолго, так как фабрика была эвакуирована в Сибирь. И она, имея маленького ребёнка, вынуждена была выполнять надомную работу – вязать носки, варежки для фронта. Приходилось много трудиться. Чтобы прокормить себя и дочку, выращивала картофель, ездила на заготовку дров, летом работала в деревне, когда немцы приблизились к Зарайску.

Прабабушка рассказывала, как они выполняли самую разную тяжёлую работу. Мужчин не было, а сил девчоночьих совсем не хватало. Кружилась голова, и постоянно хотелось есть. Но они «не падали духом». Все, кто остался в тылу врага, знал, что отцы и братья сражаются на фронтах за нашу Родину, за нас с вами. «Всё для фронта! Всё для победы!» - это был не просто лозунг, это был образ жизни русских людей. Все знали: по-другому нельзя, нельзя победить врага. Муж и братья моей прабабушки воевали с оружием в руках, а женщины старались помочь солдатам. Их труд был очень тяжёл, ведь они взвалили на свои плечи всю мужскую работу. В их деревне остались одни женщины, дети и несколько старичков.

Своей жаждой к жизни, к мирному существованию, надеждой на лучшие дни каждый стремился внести свою лепту в общее дело. С замиранием сердца, слушая радио, следили за последними новостями. Подбадривали друг друга, если не приходило письмо, ждали вместе весточку с фронта, выживали, как могли, делились последним сухариком, кусочком сахара. Русские люди были уверены в скорой победе. «Наше дело правое! Враг будет разбит!» – так думал каждый житель нашей могучей Родины.

Не всем довелось увидеть праздничный салют в мае 1945 года. Многие остались на полях сражения, иные погибли в тылу врага, делая всё возможное и невозможное во имя великой Победы. Александра Ильинична пережила эту страшную годину и сейчас со слезами на глазах рассказывает о тех памятных событиях.

Моя прабабушка очень добрая и отзывчивая. Для неё не существует слов «не могу», «не хочу». Она делает всё, что может. Она очень любила и любит жизнь. Все, кто знает мою прабабушку, любят и уважают её.

Я горжусь моими предками, которые помогали Родине в тяжёлые годы войны. Я считаю их настоящими героями. Знаю, что нам есть чему у них поучиться. Я хочу, чтобы и мои дети и внуки могли гордиться мной. Мы должны учиться у тех, кто сражался за Родину, учиться у них мужеству, стойкости, брать с них пример, помнить, что судьба страны тесно связана с судьбой каждого человека. Мы должны чтить героический подвиг нашего народа и гордиться нашей Родиной.

Как сложится наша жизнь? Не столько важно, кем мы станем, каких успехов достигнем, сколько – какими мы будем людьми. Важно помнить, что наши близкие воевали и трудились так, чтобы мы не знали ужасов войны. Они оставили в наследство всем своим потомкам самое дорогое - умение любить своих родных, близких, свою Родину.

Как известно, во время войны всех мужчин, которые достигали призывного возраста, забирали в армию, и в хозяйстве оставались только женщины и дети, которые были вынуждены тяжело работать, чтобы обеспечить свою семью. Женщинам и детям приходилось ежедневно выполнять тяжелую мужскую работу. Очень часто хозяина в доме заменяли мальчики старше десятилетнего возраста. Девочки также очень тяжело работали и помогали матерям и бабушкам выполнять все домашние дела.

Практически на плечах детей, независимо от возраста и пола лежала вся домашняя работа, когда матери и бабушки работали на фабриках и колхозах с раннего утра и до поздней ночи. Кроме того, стоит заметить, что кроме тяжелой работы семьи часто голодали и имели серьезную потребность в одежде. Преимущественно в одной семьей была одна телогрейка на двух-трех детей. Поэтому все члены семьи были вынуждены по очереди носить одежду. Кроме того, критическая ситуация в семье влияла на уровень образованности детей. Из-за отсутствия одежды дети не могли ходить в школу, и это существенно влияло на их задержку в развитии. Очень часто в среднестатистической семье дети заканчивали не более четырех классов средней школы.

Также по теме: Почему американцы считают что они выиграли вторую мировую войну?

Нередко в старых домах жили наши дедушки и бабушки. Часто крыша и стены протекали и в холодное время года все жители дома часто мерзли и серьезно болели. Это влияло на уровень смертности, особенно среди детей, которые часто не выдерживали суровых затяжных зим.

В летнее время года дети часто искали себе пищу в лесах и лугах. В этот период можно было найти лесные ягоды и грибы. В зимний период большинство семей голодали и питались тем, что выращивали на своих городах. Также более смелые умельцы ходили на охоту на дикого зверя, например, на волков, косуль и кабанов. Особенно нужно было остерегаться волков, которые часто нападали на людей, поэтому на них открывалась охота. Кроме того, дети были вынуждены ходить в школу через леса и луга, где их подстерегала опасность в виде диких зверей. Поэтому большинство детей просто бросали учебу и занимались домашним хозяйством.

Также по теме: Почему Гитлер не захватил Швейцарию?

Война оставила непоправимый след на каждой современной семье. У кого-то погибли близкие и родные во время боевых действий, а у кого-то — просто умерли от голода в холодном и пустом доме. Это позволяет каждому человеку помнить и не забывать страшные последствия насилия между людьми.

Великая Отечественная война - самое значительное событие в жизни нашего народа в XX веке, изменившая жизнь каждой семьи. В работе я опишу жизнь моей прабабушки, которая жила в те суровые времена в сибирском городке Салаире на юге Кемеровской области. Может быть, ей повезло больше, чем другим, поскольку кровь и насилие войны не настигло этих мест. Но жизнь была тяжелой повсюду. С началом войны у ребятишек закончилось беззаботное детство.

9 мая в этом году исполнилось 65 лет, как закончилась война. После митинга, посвященного Дню Победы, я зашёл к своей прабабушке и подарил цветы в знак признательности её детского подвига. Она не была на фронте, но война была её взрослым детством.Она работала и училась, она была вынуждена повзрослеть, но при этом оставалась ребёнком.

Мою прабабушку Кашеварову Федосью Евстафьевну в маленьком рудничном городке, знают многие. Она здесь родилась, здесь училась в школе, здесь проработала ветеринарным врачом более сорока лет.

Годы Великой Отечественной войны пришлись на её детство и раннюю юность. Примечательно, что, когда началась война, моя прабабушка была старше меня всего на 1 год. Бабушка не любит говорить о войне - слишком тяжелы её воспоминания, однако, по её словам, эти воспоминания > она бережно хранит в своей памяти. День Победы для неё - самый дорогой праздник. И все-таки мне удалось упросить бабушку рассказать, почему военные годы она называет своим >.

Питание

Большинство людей во время войны столкнулись с острой проблемой нехватки продуктов питания. И здесь неоценимую помощь оказывало натуральное хозяйство: огород и животные. Мама Кашеварова Мария Максимовна, в девичестве Казанцева, (25 октября 1905 - 29 января 1987) занималась хозяйством и детьми. Зимой она пряла овечью шерсть, вязала детям теплые вещи, ухаживала за животными, она же готовила пищу для семьи. Мамин хлеб был всегда мягкий, вкусный. Всегда на столе была похлебка с капустой, с крупой. Благодаря своему хозяйству, на столе были молочные продукты.

Правда, в те времена существовал продовольственный налог: каждый владелец хозяйства должен был сдать государству определенное количество продуктов. Например, имея корову, нужно было за год, то есть за период дойки, сдать государству около 50 литров молока, а то и больше. Имея кур, платили налог яйцами, количество которых подсчитывалось по количеству кур. Объемы этого налога были достаточно велики, так что иногда для собственных детей с трудом удавалось выкроить мясо, молоко, яйцо. Кроме этого существовало много запретов и ограничений. Например, разрешалось держать одну корову и теленка, кур - 10 -15 и 5-6 овец.

юбимым летним напитком в семье был квас. Он всегда был свежим, сладким, даже без сахара. Чай в семье пили травяной, ягодный, морковный и из березовой чаги. Заваривали шалфей, тысячелистник, лист смородины, малины, сушеные ягоды малины, смородины, шиповника и мелко нарезанные сушеные пластики моркови. Хранили чаи в холщевых мешочках. Бабушка и сейчас угощает меня таким чаем. Должен признаться, что это довольно вкусно и полезно.

Летом дети промышляли рыбалкой. Рыбы тогда в таежной речке Кубалде и в Малой Толмовой было много, и младший брат вместе с соседскими братишками очень часто ходили на рыбалку. Ловили рыбу мешками или сетями, сплетенными из тонких веток. Делали ловушки, которые называли > - это что - то вроде корзины. Из рыбы варили домашнюю уху или жарили на воде.

Пьянства в те времена вообще не было, но по особым случаям (свадьба или престольный праздник) готовили для застолья пиво. Конечно, не такое как сейчас и не в таком количестве. Повсеместно существовала культура пития.

Подсобное хозяйство

Семья имела огород и пашню. Овощей сажали много, особенно картофеля. Она - картошка, была первым, вторым и третьим блюдом, и так круглый год. Этому стратегическому по тем времена овощу отводилась пашня до 50 соток. Землю под пашню > сами: валили лес, годный для строительства, использовали в хозяйстве, а нестроевой лес и выкорчеванные пни шли на дрова. Заготовка дров была коллективным делом для всей семьи. Лес валили в лесу, очищали от веток, распиливали на небольшие бревна, привозили домой, кололи, складывали поленницу, чтобы зимой топить печь и баню.

Сенокос начинался в самый жаркий летний месяц, но плескаться в речке времени не было. Пораньше утром, пока роса на траве и нет мошкары, выходили всей семьей на покос, а через несколько дней высохшую траву сгребали и складывали сено в копны. Десяти - двенадцатилетние подростки ловко управлялись с граблями, вилами, с косой. Ни о какой технике безопасности речи не было, разве что предупреждали об опасности змеиных укусов, так как в самый жаркий летний месяц змей было много.

Зимой заготавливали спелые сосновые шишки: забирались на взрослое дерево, стараясь не поломать ветки, собирали семенные шишки, потом сдавали. В зимнее время дети были заняты уроками в школе и помогали родителям лишь в воскресные дни. Вот на таких условиях приходилось зарабатывать сенокосные угодья для кормилицы семьи - Буренки.

В непродолжительные часы отдыха от основной летней работы дети ходили в лес за ягодами и грибами. В огородах тогда не выращивали никаких ягодников. Тайга щедро делилась ягодой, грибами, орехами, разными травами. Ягоду в основном сушили, чтобы зимой размочить для начинки в пироги, в кисель или просто пожевать сушеной или положить в чай. Ходили за кедровыми шишками. Правда, достаточно далеко. Но кедровые орешки восполняли нехватку витаминов зимой. Грибы солили в деревянных туесках и сушили. А осенью предстояло убрать урожай в своем огороде и выкопать картофель в поле. Всю работу в поле, в огороде и по дому выполняли дети наравне с взрослыми. Тем более, что отец вернулся с войны калекой.

Студенчество

В Новосибирске девушки приобрели билеты до Киева. Состав поезда был сформирован для возвращения на родину эвакуированных в Сибирь. Места в вагоне - теплушке были на полу в углу. Точно также на полу, на своих котомках ехали и другие пассажиры. Дети, старики тоже спали на полу, часто по очереди, так как места было мало. Питались в дороге всухомятку тем, что брали в дорогу: подсушенными паренками из брюквы, моркови, свеклы и сухариками. Состав вагонов отцепляли на станциях, перегоняли в тупик, и приходилось часами ждать, когда его снова потянут на запад. Места общественного пользования не предусматривались в таких вагонах, и все потребности люди справляли на остановках в поле вдоль железнодорожного полотна. Прибыли в Киев лишь 30 августа в субботу. Измученные дорогой и искусанные вшами, подруги уснули возле вокзала прямо на земле. Да и вокзала, как такового не было: из грубых, нетесаных досок был сколочен вагончик. А утром, оставив одного караульщика с вещами, пошли в институт. Им выдали аттестаты, так как экзамены уже закончились, и они, как за спасительную соломинку, ухватились за приглашение вербовщика из ветеринарного института, так как там был недобор на первый курс. Он отвел девушек сразу в общежитие. В полуразрушенном здании не было ни окон, ни дверей, даже одной стены не было, а проем был заколочен досками. Поселившись в большой комнате, разместив на кроватях скромные пожитки, девчатам предстояло набраться за ночь сил для экзамена в воскресенье сразу по всем предметам. Первым экзаменом была химия, вторым - физика, третьим - биология, четвертым - математика, а пятым- сочинение. Поздно вечером вернулись в общежитие, там никого не было, развязали свои котомки, поели и уснули. Утром в понедельник пришли в институт, а приказ о зачислении висит на украинском языке. Попросили прочитать его. Оказалось, что все четверо зачислены на первый курс Киевского ветеринарного института.

Так четыре сибирячки стали студентками Украины. Жили в общежитии в комнате на 20 человек, где лишь немногие окна имели стекла, а остальные были забиты фанерой, где посреди комнаты стоит одна барабанка - отопитель, где приходилось вечерами рано ложиться спать, так как не всегда хватало денег на лампу - керосинку. В Киеве студентки познакомились с ещё одним лицом войны - голодом. Продукты давали до четвертого курса только по карточкам. На день полагалось 400 граммов хлеба и 200 граммов сахара на месяц.

Хлеб давали темный, сырой, но и его не всегда хватало на всех. Очереди за хлебом были огромные. Из дома высылали посылки с сушеным картофелем, морковью, свеклой, но хлеба не было. Все время хотелось есть. И тогда с особой теплотой они вспоминали свою ученическую бригаду, колхозный стан и запах спелых колосков золотого хлебного поля в далекой Сибири. Самым же трудным испытанием для студентов - сибиряков был украинский язык. На украинском языке читали лекции, проводили практические занятия, принимали зачеты. Сдать сравнительную анатомию без знания языка было просто нереально. А латынь! Сидит какой - нибудь старичок зимой возле барабанки - отопителя и пытает тебя о склонении по падежам латинского имени существительного или имени прилагательного. Здесь очень пригодились знания по русскому и немецкому языкам. С благодарностью они вспоминали своих учителей, их уроки по русскому и немецкому языкам. Первый курс закончили в Киеве и перевелись в ветеринарный институт в город Алма- Ату. Но языковой барьер и там преследовал русскоязычных студенток. Так что третий курс продолжили уже поближе к родному Кузбассу - в Омском ветеринарном институте.Там же и защитили дипломы. Получив направление, приступили к работе, каждая согласно своему распределению. Бабушка была направлена в Новосибирскую область, но судьбе было угодно распорядиться, чтобы она вернулась к своим родителям в родной Салаир и работала здесь ветеринарным врачом до ухода на пенсию.

Трудовые будни детей войны отмечены Медалью >, многолетний трудовой путь - медалью >. Две медали, а между ними - жизнь. И я благодарен бабушке за то, что она сохранила в памяти подробности сурового послевоенного времени, выпавшего на долю многих детей тех лет.