Какие достопримечательности показал иван сусанин польским туристам. Чем знаменит Иван Сусанин? Иван Сусанин: биография, подвиг

Минуло 405 лет, а память о подвиге народного героя жива

О личности Ивана Сусанина мало что известно. Точнее, не известно почти ничего. Смутное было время, лихолетье. Безвластие, неразбериха. Враги терзали Отечество. Лилась кровь, стонала несчастная Русь...

Мы не знаем ни года его рождения, ни родителей. Был не молод – таким, во всяком случае, его изображали на портретах – жил в селе Домнино в верстах семидесяти от Костромы. Был Ивана Осипович Сусанин вроде не простым крестьянином, а старостой вотчины. Женат? Была у него замужняя дочь Антонина с детьми, его внуками.

Как в точности было дело, не ведомо. Осталась только легенда...

Ранней весной 1613 года польско-литовский отряд рыскал близ Домнина. Захватчики знали, что поблизости – или в том самом Домнине – таится царь Михаил Романов – родоначальник династии и его мать, инокиня Марфа. Далее легенда распадается на две версии. Согласно первой, Сусанин, который повстречал ляхов, согласился показать врагам укромное место. Однако схитрил и завел их темной и холодной ночью в дремучий бор. Там обман выяснился, и староста принял от разъяренных басурманов мучительную смерть. Случилось это на Исуповском (Чистом) болоте.

Согласно другой версии, Сусанин с самого начала воспротивился замыслам неприятелей. За что и подвергся изощренным и жестоким пыткам и был изрублен «в мелкие куски».

Так Сусанин стал спасителем царя Михаила. Его зятю, Богдану Собинину, была дарована царская грамота и половина деревни с «обелением» (освобождением) от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение...» Эта грамота – кстати говоря, документальное подтверждение подвига. И позже на родственников Сусанина сыпались царские милости.

Шло время, стали появляться и литературные памятники. Поэт Кондратий Рылеев написал поэму, где были такие строки: «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! - / Сусанину с сердцем вскричали враги... / Куда ты завел нас?» – Лях старый вскричал. / – «Туда, куда нужно!» – Сусанин сказал. / – «Убейте! замучьте! - моя здесь могила! / Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила! / Предателя, мнили, во мне вы нашли: / Их нет и не будет на Русской земли! / В ней каждый отчизну с младенчества любит, / И душу изменой свою не погубит...»

Это был настоящий манифест героя, клятва патриота. Простой человек не пожалел жизни за царя!

Поэт живописал, как над храбрецом засвистели сабли разъяренных врагов, и «твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила...»

Суровый бородатый старик с острым взором становится персонажем исторических словарей и учебников. Его подвиг воспел композитор Михаил Глинка в известной опере «Жизнь за царя». Сергей Глинка – писатель – в статье «Крестьянин Иван Сусанин» сделал костромского крестьянина символом доблести и самопожертвования.

В 1835 году центральная площадь Костромы по царскому указу была названа Сусанинской. Спустя полтора с лишним десятка лет в городе был торжественно открыт памятник по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского, на котором Сусанин был изображен вместе с Михаилом Романовым.

Впрочем, официальную версию приняли на веру не все. В числе сомневающихся был известный историк Николай Костомаров, который заключал: «... в истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одною из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находился новоизбранный царь Михаил Федорович, - это остается под сомнением...»

Костомаров писал, что схожая история случилось позже - в 1648 году в Малороссии. Там крестьянин Микита Галаган из войска Богдана Хмельницкого «взялся быть вожатым польского войска, умышленно завел его в болота и лесные трущобы и дал возможность козакам разбить врагов своих».

Другой историк – Сергей Соловьев считал, что «Сусанина замучили не поляки и не литовцы, а козаки или вообще свои, русские разбойники...». Корень его сомнений в том, что поляков изгнали из Москвы еще в ноябре 1612 года, и они ушли на запад. Откуда же тогда в костромской глуши взялся литовско-польский отряд?

Можно, конечно, предположить, что это была некая диверсионная группа, «коммандос XVII века», заброшенная для того, чтобы, убив первого царя Романова, перевернуть всю русскую историю и повергнуть страну в пучину безвластия...

Но дело не в «деталях», а в самой сути подвига человека из Народа. В русской истории случился не один «Сусанин».

4 апреля 1866 года Александр II завершал свою прогулку по петербургскому Летнему саду. Желая посмотреть на царя, там собралась небольшая толпа. Когда монарх приблизился, ему навстречу устремился длинноволосый молодой человек с горящим взором. Он выхватил из кармана своего старенького пальто револьвер и стал целить. Беззащитный император замедлил шаги, сопровождавшие его жандармы, замерли...

И случиться бы беде, если бы рядом не оказался невзрачный, бедно одетый, белобрысый мужчина. Он толкнул молодого человека под руку. Грянул выстрел, но пуля не причинила царю не малейшего вреда. И тут пришедшие в себя жандармы накинулись на длинноволосого и повязали его.

Покушавшимся оказался участник тайного общества, бывший студент Дмитрий Каракозов. Ну а спасителем царя стал 25-летний Осип Комиссаров, скромный петербургский шапочный мастер. Интересно, что был он родом из Костромской области, земляком легендарного Ивана Сусанина.

Жизнь Комиссарова круто переменилась. Причем в тот же день! Уже вечером он удостоился встречи с императором в Зимнем дворце и горячей его благодарности. Спаситель был награжден Владимирским крестом IV степени и возведен в потомственные дворяне с присвоением фамилии Комиссаров-Костромской.

На него буквально обрушился поток поздравлений, почестей и подарков. Н.А. Некрасов сочинил стихотворение, в котором шапочник был назван «охранителем жизни державной». Более того, он был наречен негласным званием «второго Сусанина»!

Из столицы в Кострому на имя председателя губернской земской управы полетела телеграмма: «Поздравляем костромичей с подвигом бывшего крестьянина Буйского уезда, села Молвитина, Осипа Иванова Комиссарова, ныне дворянина, спасшего жизнь Царя». Ответ был таков: «Внезапная весть об угрожавшей опасности Царю-Освободителю глубоко поразила нас; весть же о спасении породила радостное чувство и подкрепила убеждение, что дух Сусанина живет в сердцах костромичей...»

Прошло несколько лет, и имя «второго Сусанина» стало забываться... Настоящий же Иван Сусанин оставался главным героем земли Костромской и патриотом России. Так было до Октябрьской революции.

При Советской власти герой был в прямом смысле низвержен. Но не сразу. Сначала появился «третий Сусанин». Им стал 53-летний житель Алтая Федор Гуляев, который в 1919 году завел большой белогвардейский отряд в непроходимое болото. Сам же он сумел скрыться.

Гуляева не только наградили орденом Красного Знамени, но и присвоили фамилию... Сусанин. Герой приезжал в Москву, встречался с Лениным. И бережно хранил фотографию Клары Цеткин с надписью «На добрую память товарищу Сусанину».

Ленинский план монументальной пропаганды предусматривал разрушение памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». И посему монумент снесли.

Церковка на родине героя в Домнине превратилась склад зерна, а Сусанинскую площадь в Костроме переименовали в площадь Революции (историческое название возвратили в 1992 году). Никто уже не писал о герое, да и оперу Глинки перестали исполнять. У нового времени появились свои герои...

Впрочем, в конце 30-х годов ХХ века легендарного крестьянина реабилитировали. Однако – своеобразно: Сусанин потерял прежний облик, скинув старую политическую «одежду». По новой версии он совершил свой подвиг не во имя царя, а для спасения Москвы.

В 1939 году знаменитый музыкальный спектакль М.И. Глинки был поставлен в новой редакции в Большом театре. Его содержание и оформление корректировал и утверждал сам Сталин. Опера под названием «Иван Сусанин» стала более красочной, помпезной. Сцену заливали потоки света, грохотала ликующая музыка победы «Славься!» В финальной сцене народ в ярких одеждах шел мимо храма Василия Блаженного встречать Минина и Пожарского, выезжающих из ворот Кремля. Вскоре опера пошла на сценах театров Ленинграда, Харькова, Горького, Одессы, Киева, Харькова, Саратова, Куйбышева и других городов СССР.

Вспоминали и не раз имя Сусанина во время Великой Отечественной войны. Он был возведен в разряд национальных героев вместе с Александром Невским, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Мининым и Пожарским.

Подвиг Сусанина повторил житель деревни Куракино в Псковской области, 83-летний Матвей Кузьмин. Когда немцы потребовали скрытно провести их к позициям Красной армии, старик для вида согласился. Сам же послал своего внука Васю предупредить наших бойцов. Те устроили засаду на пути следования немецкой колонны. Кузьмину выйти из-под обстрела не удалось...

О его подвиге впервые рассказал в «Правде» писатель Борис Полевой – тот самый, что поведал миру о доблести летчика Александра Маресьева. Кузьмину посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

В наши дни о Сусанине стали позабывать. Разве что напоминает о нем памятник в Костроме (на фото) напротив спуска к Волге – этот монумент был установлен в 1967 году. Туристы, которые окажутся в тех краях, могут принять участие в экскурсии по историческим местам. Сопровождает их величественный бородач - сам «Сусанин». Посреди леса – часовенка из красного кирпича. И – синяя табличка с надписью: «Место подвига И. Сусанина». Будто доподлинно известно, что именно здесь случилась трагедия...

До 90-х годов прошлого столетия бороздил российские водные просторы трехпалубный теплоход «Иван Сусанин». Потом корабль долго отдыхал, затем его переоборудовали и дали новое название: «Петр Первый». Кому-то видно показалось, что прежние слова на борту транспортного средства таили двусмысленность: вдруг белоснежная громада приплывет не туда, куда надо, а то и впрямь занесет ее в непроходимые топи. А что, если на лайнере окажутся польские и литовские путешественники?

Сусанин – давно уже не просто фамилия, а имя нарицательное.

Подпишитесь на нас

Четвертого ноября Россия отмечала День народного единства, знаменующий годовщину изгнания из Кремля поляков. Это событие считается символическим завершением Великой смуты — периода хаоса, в который московское царство погрузилось в конце XVI века, через некоторое время после смерти в 1584 году Ивана Грозного. На этот раз праздник имел особое звучание, поскольку этому событию исполнилось 400 лет.

Взамен праздника революции

Российские историки спорят, что произошло в Москве четвертого ноября 1612 года. Одни говорят, что ничего, другие доказывают, что в тот день пал не Кремль, а Китай-город, который обороняли польско-литовские отряды, черед же резиденции царей пришел чуть позже. Ученые, близкие коммунистическим позициям, утверждают, что Кремль пал седьмого ноября. Если согласиться с этим аргументом, День народного единства следовало бы перенести на эту дату, а на нее приходится годовщина переворота большевиков 1917 года, вошедшего в историю как Октябрьская революция. Но это уже невозможно, потому что восемь лет назад новый государственный праздник появился именно для того, чтобы положить начало новой традиции и заставить народ забыть про Ленина и большевиков.

Как бы там ни было с датами, кремлевский гарнизон под предводительством полковника Миколая Струся (Mikołaj Struś) отважно оборонялся от ополченцев, которых возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

По сообщениям российских летописцев, отрезанные от поставок продовольствия поляки не сдавались до тех пор, пока не съели всех кремлевских крыс, ремни и сделанные из свиных шкур переплеты книг из царской библиотеки. Они якобы даже выкапывали и ели разлагающиеся трупы павших товарищей. Прежде чем Миколай Струсь сдал Кремль он выпустил оттуда тех русских, кто перешел на сторону поляков и хотел видеть на троне Владислава Вазу — сына польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III. Среди отпущенных был 16-летний Михаил Романов.

Куда Сусанин завел поляков?

Михаил с матерью, которая тоже была в Кремле у поляков, сбежал из столицы, опасаясь, что за сношения с ляхами им пришлось бы отвечать головой. Они направились в принадлежащее им село Домнино под Костромой, оставаясь там и в начале 1613 года, когда на заседании Земского собора бояре избрали Михаила царем, положив начало династии Романовых, которая правила Россией больше трех столетий — вплоть до февральской революции 1917 года.

И именно тогда, когда 16-летний Михаил прятался в мрачных костромских лесах, на сцене появился Иван Сусанин. Известно о нем, собственно, мало. Возможно, он был простым крестьянином из деревни Деревеньки, возможно, сельским старостой, а, может быть, (уже не таким простым) управляющим домнинской вотчиной.

Вокруг владений несовершеннолетнего монарха, как описывал это потом сам царь, ходили польские и литовские люди. Они искали Михаила. Возможно, они хотели выкрасть его ради выкупа, а, возможно, были присланы убить конкурента царевича Владислава на трон. Один из таких отрядов оказался ночью в Деревеньках. Поляки потребовали, чтобы Сусанин отвел их утром к царю. Тот согласился, но послал своего зятя предостеречь Михаила, а сам надел оставленные кем-то из Романовых сапоги и, когда поляки заснули, отправился с собаками к одному из окрестных болот.

Утром он сказал, что Михаил ушел на охоту, и показал в качестве доказательства барские и собачьи следы на снегу. Интервенты, зная, что крестьяне носят лапти, поверили в это и пошли за Сусаниным. Когда в полдень солнце стало топить лед, поляки один за другим провалились в топь. Они поняли, что провожатый их обманул, и успели, прежде чем утонули в болоте, зарубить Сусанина шашками.

Эту легенду воспроизвел Михаил Глинка в своей опере «Иван Сусанин», которая была поставлена в 1836 году (царь Николай I велел поменять ее название на более патриотическое — «Жизнь за царя». Обожавший эту оперу Сталин вернул исходное название, но сегодня в употребление вернулся изначальный вариант).

Другая версия легенды, которой придерживается историк и автор книги «Иван Сусанин: легенды и действительность» Николай Зонтиков, гласит, что герой не заводил никуда поляков и литовцев. Они сами нашли его в Домнине, полагая, что Сусанин, будучи там управляющим, знает, где прячется новоиспеченный царь. Однако даже под пытками тот не выдал своего господина. История, однако, заканчивается так же как и у Глинки: героя зарубают шашками.

Царская благодарность

Первый документ, подтверждающий, что Сусанин существовал и на самом деле вел себе геройски, появился спустя семь лет после его смерти (если таковая была). Поздней осенью 1619 года царь Михаил I прибыл в родные края, и здесь, как гласит предание, перед ним на колени пал зять Сусанина Богдан Сабинин, осмелившись поведать правителю о подвигах своего покойного тестя.

Через некоторое время царь велел составить грамоту, то есть своего рода заявление, в котором говорилось, что «в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди», они схватили Сусанина и «пытали великими, немереными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси, были и он, Иван, ведая про нас, Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немереные пытки, про нас, Великого Государя, тем польским и литовским людям не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти».

История о смерти тестя сыграла Сабинину на руку. Благодаря царской грамоте Сусанин был не только провозглашен героем и мучеником за царя, но и получил половину деревни Деревеньки. Царь освободил потомков Сусанина от податей и воинской повинности, и никаким властям не было позволено без ведома государя вмешиваться в их дела. Таких прав не было у самых выдающихся аристократических родов. Потомки Сусанина начали злоупотреблять своими привилегиями, а их деревня стала пристанищем беглых крепостных крестьян.

… почему так долго медлили?

Царь Михаил довольно долго откладывал публичное признание заслуг Сусанина, что можно объяснить запутанной историей семьи Романовых. Царь Борис Годунов (1598-1605) видя в Федоре, отце Михаила Романова, конкурента, отправил его в монастырь, где тот стал монахом и принял имя Филарет. С 1612 года он стал патриархом Всея Руси и поддерживал кандидатуру королевича Владислава, но когда оказалось, что притязания на трон есть и у короля Сигизмунда III, Филарет отвернулся от поддержки Речи Посполитой. Он был пленен в Мальборке, а в 1629 году обменян на полковника Стурся.

Царь Михаил смог объявить Сусанина героем лишь спустя семь лет после его смерти, уже не опасаясь, что ляхи из мести поступят с его отцом как с патриархом Гермогеном, которого они заморили голодом. А, может быть, все-таки, как полагают некоторые исследователи, вся история про крестьянина, пожертвовавшего жизнь за царя, была лишь выдумкой царского двора, которой нуждался в мученике для легитимизации и прославления неуверенно чувствующего себя на троне Романова?

70 Сусаниных

Свои Сусанины — простаки, готовые пойти на смерть ради правителя — нужны были не только Михаилу. Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них — замученныхй до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-54) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. Или уроженец села Молвитино Костромской губернии (с 1939 года Сусанино) Осип Комиссаров, который четвертого апреля 1866 года в Петербурге выбил пистолет из рук народовольца Дмитрия Каракозова, собиравшегося стрелять в Александра II. Комиссаров, до этого продававший на улице шапки, получил в награду от императора имение на Украине.

Свои Сусанины были и у большевиков. Ленин, например, наградил орденом Красного Знамени сибирского крестьянина Федора Гуляева, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд. Герой получил и новую фамилию: Гуляев-Сусанин.

Кандидат на алтарь

Новая традиция, в соответствии с которой россияне должны забыть про Ленина и праздновать изгнание поляков из Кремля, было бы неплохо усилить религиозным аспектом. В церковном календаре четвертое ноября — это праздник Казанской иконы Божией Матери, с которой люди Минина и Пожарского осаждали захваченных ляхами Кремль. Не помешал бы и какой-нибудь святой. Разумеется, прекрасным кандидатом мог бы стать Сусанин, которого хочет вознести на алтарь Костромская епархия. Покойный глава Русской православной церкви Алексий II поддерживал эту инициативу и заявлял, что она достойна внимания.

Реальность фигуры Сусанина нужно было доказать, поэтому археологи несколько лет работали в окрестностях болот, куда тот якобы завел поляков, и обнаружили там около 400 могил. Звучали даже заявления, что там был найден череп «почти наверняка» принадлежащий героическому крестьянину, однако убедительных доказательств не появилось.

Кандидат в святые стал между тем героем множества анекдотов, его имя известно практически каждому россиянину благодаря расхожим шуткам о ненадежном провожатом. Например, таким: «Продам словарь польского мата. Иван Сусанин» или «Четвертое ноября — день Ивана Сусанина и главный праздник партии "Единая Россия". Они тоже сами понятия не имеют, куда ведут страну».

Имя Ивана Сусанина в нашей стране знакомо даже школьникам. Но многие ли знают, где находится то болото, в которое он завел поляков, и помнит, зачем вообще он это сделал? А ведь дело было в Костромской области, и маршрут Сусанина вполне можно повторить, совместив с осмотром возникших на нем достопримечательностей.

Путь от Костромы до Сусанино в слякотную зимнюю погоду не назовешь приятным. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, из-под колес проносящихся мимо машин беспрерывно летит грязь, заставляя чуть ли не литрами расходовать стеклоомывайку. Невольно начинаешь сочувствовать полякам, которых занесла сюда нелегкая четыре столетия назад.Райцентр Сусанино появляется на горизонте примерно после часа пути слева впереди, за речкой. В центре панорамы очень скоро оказывается пятиглавая церковь с шатровой колокольней, очертания которой многим могут показаться знакомыми. Не удивляйтесь - Воскресенский храм конца XVII века вы действительно, скорее всего, видели не раз - разумеется, не живьем, а на картине Алексея Саврасова "Грачи прилетели". Свою главную работу выдающийся русский пейзажист создал именно здесь - правда, не в Сусанино, а в Молвитино - именно так называлось село до 1939 года. Найти ракурс, с которого Саврасов писал своих "Грачей", в современном Сусанино вам вряд ли удастся - по всей видимости, работая над картиной, художник весьма вольно переосмыслил открывавшийся его взору пейзаж.




К легендарному подвигу Ивана Сусанина райцентр, несмотря на свое название, прямого отношения не имеет - исторические события конца Смутного времени разворачивались примерно в десяти километрах отсюда - в окрестностях Домнино. "Отворотку" на эту деревню до асфальта никто не чистит, поэтому дорога оказывается куда более чистой и живописной. Само Домнино встречает путников аккуратной белостенной церковью с изящными голубыми главками, но в целом внешне мало отличается от тысяч других российских деревень.



Вся разница - в историческом содержании. Согласно канонической версии отечественной истории, в конце зимы - начале весны 1613 года в Домнино, родовой вотчине своей матери, находился только-только избранный на царство и еще даже не знавший об этом основатель династии Романовых Михаил Федорович. Церковь при въезде в деревню стоит как раз на том месте, где в начале XVII века располагался усадебный дом бояр Шестовых, из рода которых происходила мать новоизбранного государя. Кроме того, по одной из версий, именно на территории храма находится могила самого известного российского гида-экскурсовода и по совместительству национального героя Ивана Сусанина.

Сусанин тоже был родом из Домнино и, как мы знаем из анекдотов, обладал лидерскими качествами и способностью повести за собой людей. К 1613 году он, правда, уже жил в Деревеньках - населенном пункте в паре километров от Домнино. Видимо, именно там Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший по костромской глубинке в поисках новоизбранного русского государя. Смекнув, что ничего хорошего встреча с заблудшими польскими "туристами" Михаилу Федоровичу не сулит, Сусанин отправил в Домнино с тревожной весточкой своего зятя, а сам, пообещав незваным гостям показать туда дорогу, повел их в ровно противоположную сторону.


В отличие от неплохо сохранившегося Домнино, о существовании Деревенек в наши дни напоминает только небольшая кирпичная часовня, сооруженная к 300-летию дома Романовых - вроде как на том самом месте, где стояла изба Ивана Сусанина. Часовню видно с дороги, которая ведет сюда из Домнино. Еще пара минут езды по "шоссе" из плотно укатанного снега, и очередная развилка встречает нас необычным дорожным указателем. То есть выглядит-то указатель вполне обычно - белые буквы на синем фоне - все по ГОСТу, нестандартна только надпись на нем: "Место подвига И. Сусанина". И главное - никаких стрелок, задающих направление движения. А вокруг только заснеженный лес, сугробы - и ни души. В общем, немного мистическое место - не позавидуешь автомобилисту, который сбившись с пути, окажется перед этой табличкой. Хуже, наверное, только щит, предупреждающий о том, что вы въехали на территорию "Бермудского треугольника".

Переборов разбежавшиеся по телу мурашки, решаем повернуть направо и очень скоро упираемся в стоящий на краю обрыва огромный валун, от которого открывается впечатляющий вид на поросшее мелколесьем Исуповское болото площадью около двух тысяч гектаров. От непогоды валун покрыт слоем инея, через который проступает еще одна лаконичная надпись: "Иван Сусанин. 1613". Этот памятный знак был установлен здесь в конце 80-х, когда в стране отмечалось 375-летие подвига Сусанина. Тогда же сюда проложили асфальтированную дорогу. Говорят, за это местные жители до сих пор благодарны своему знаменитому земляку ничуть не меньше, чем за спасение царя от поляков.



Стоило нам выйти из машины, как из-за камня выплыл колоритный дедушка в валенках, шапке-ушанке и с роскошными закрученными кончиками вверх усами. Вылитый Сусанин, решили мы. "Вы только мусор после себя не оставляйте!" - первым делом предупредил он. Оказалось, это один из пожилых домнинцев выбрал себя ответственным за поддержание исторического места в чистоте и теперь каждый день ходит сюда пешком на дежурства.



"Вооон там Сусанин погиб", - указал наш новый знакомый на красную сосну посреди болота и протянул армейский бинокль, чтобы мы могли получше ее разглядеть. К сосне выложена досками 2,5-километровая тропа по болоту. Спуск к ней начинается прямо за мемориальным камнем. Стоит ли соваться на болото без проводника (тем более в зимой) - решайте сами. Но помните, что, учитывая исторический опыт, брать гида из местных - тоже не лучшая идея. Хотя, говорят, вообще-то для туристов тут устраивают целые театрализованные программы. Экскурсанты устремляется по деревянным мосткам вглубь болота вслед за ряженым Сусаниным, а замыкает группу сопровождающий в костюме польского шляхтича, который периодически интересуется у Сусанина, не забыл ли он дорогу.



Если в отличие от польских первопроходцев вам повезет благополучно вернуться с Исуповского болота, на обратном пути можно все-таки заехать в райцентр и посетить музей подвига Ивана Сусанина. Тем более, что расположен он как раз в той самой церкви, что изображена на картине "Грачи прилетели". Экспозиция музея рассказывает не только о самом подвиге, но и о культе Сусанина, увековечивании его поступка в искусстве (один из самых интересных экспонатов находящаяся в рабочем состоянии музыкальная шкатулка, проигрывающая фрагмент оперы Глинки "Жизнь за царя"), и о последователях "гида"-патриота.

В музее хранятся истории более полусотни человек, в разные годы и войны повторивших подвиг Сусанина. Например, в августе 1919 года алтайский крестьянин Федор Гуляев не только завел в болото 700 колчаковских кавалеристов, но еще и сумел сам выбраться из этой переделки целым и невредимым. За этот подвиг революционер получил из рук Ленина серебряные часы и шашку, а ВЦИК специальным указом присвоил ему почетную фамилию - Сусанин.





Любопытно, что сусанинская-молвитинская земля дала нашей стране еще одного цареспасителя - шапочного мастера Осипа Ивановича Комиссарова, уроженца Молвитина. 4 апреля 1866 года он отвел руку с пистолетом покушавшегося на императора Александра II террориста Дмитрий Каракозова у Летнего сада в Петербурге. За это его возвели в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской, а в Молвитино до 1917 года ему даже стоял памятник.

По местам Ивана Сусанина

Имя Ивана Сусанина и его подвиг в нашей стране знакомы даже школьникам. Но многие ли знают, где находится то болото, в которое он завел поляков, и помнит, зачем вообще он это сделал? А ведь дело было в Костромской области, и маршрут Сусанина вполне можно повторить, совместив с осмотром возникших на нем достопримечательностей.


Путь от Костромы до Сусанино в слякотную зимнюю погоду не назовешь приятным. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, из-под колес проносящихся мимо машин беспрерывно летит грязь, заставляя чуть ли не литрами расходовать стеклоомывайку. Невольно начинаешь сочувствовать полякам, которых занесла сюда нелегкая четыре столетия назад.

Райцентр Сусанино появляется на горизонте примерно после часа пути слева впереди, за речкой. В центре панорамы очень скоро оказывается пятиглавая церковь с шатровой колокольней, очертания которой многим могут показаться знакомыми.


Не удивляйтесь – Воскресенский храм конца XVII века вы действительно, скорее всего, видели не раз – разумеется, не живьем, а на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Свою главную работу выдающийся русский пейзажист создал именно здесь – правда, не в Сусанино, а в Молвитино – именно так называлось село до 1939 года. Найти ракурс, с которого Саврасов писал своих «Грачей», в современном Сусанино вам вряд ли удастся – по всей видимости, работая над картиной, художник весьма вольно переосмыслил открывавшийся его взору пейзаж.


К легендарному подвигу Ивана Сусанина райцентр, несмотря на свое название, прямого отношения не имеет – исторические события конца Смутного времени разворачивались примерно в десяти километрах отсюда – в окрестностях Домнино. «Отворотку» на эту деревню до асфальта никто не чистит, поэтому дорога оказывается куда более чистой и живописной. Само Домнино встречает путников аккуратной белостенной церковью с изящными голубыми главками, но в целом внешне мало отличается от тысяч других российских деревень.


Вся разница – в историческом содержании. Согласно канонической версии отечественной истории, в конце зимы – начале весны 1613 года в Домнино, родовой вотчине своей матери, находился только-только избранный на царство и еще даже не знавший об этом основатель династии Романовых Михаил Федорович. Церковь при въезде в деревню стоит как раз на том месте, где в начале XVII века располагался усадебный дом бояр Шестовых, из рода которых происходила мать новоизбранного государя. Кроме того, по одной из версий, именно на территории храма находится могила самого известного российского гида-экскурсовода и по совместительству национального героя Ивана Сусанина.


Сусанин тоже был родом из Домнино и, как мы знаем из анекдотов, обладал лидерскими качествами и способностью повести за собой людей. К 1613 году он, правда, уже жил в Деревеньках – населенном пункте в паре километров от Домнино. Видимо, именно там Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший по костромской глубинке в поисках новоизбранного русского государя. Смекнув, что ничего хорошего встреча с заблудшими польскими «туристами» Михаилу Федоровичу не сулит, Сусанин отправил в Домнино с тревожной весточкой своего зятя, а сам, пообещав незваным гостям показать туда дорогу, повел их в ровно противоположную сторону.


В отличие от неплохо сохранившегося Домнино, о существовании Деревенек в наши дни напоминает только небольшая кирпичная часовня, сооруженная к 300-летию дома Романовых – вроде как на том самом месте, где стояла изба Ивана Сусанина. Часовню видно с дороги, которая ведет сюда из Домнино. Еще пара минут езды по «шоссе» из плотно укатанного снега, и очередная развилка встречает нас необычным дорожным указателем. То есть выглядит-то указатель вполне обычно – белые буквы на синем фоне – все по ГОСТу, нестандартна только надпись на нем: «Место подвига И. Сусанина». И главное – никаких стрелок, задающих направление движения. А вокруг только заснеженный лес, сугробы – и ни души. В общем, немного мистическое место – не позавидуешь автомобилисту, который сбившись с пути, окажется перед этой табличкой. Хуже, наверное, только щит, предупреждающий о том, что вы въехали на территорию «Бермудского треугольника».


Переборов разбежавшиеся по телу мурашки, решаем повернуть направо и очень скоро упираемся в стоящий на краю обрыва огромный валун, от которого открывается впечатляющий вид на поросшее мелколесьем Исуповское болото площадью около двух тысяч гектаров. От непогоды валун покрыт слоем инея, через который проступает еще одна лаконичная надпись: «Иван Сусанин. 1613». Этот памятный знак был установлен здесь в конце 80-х, когда в стране отмечалось 375-летие подвига Сусанина. Тогда же сюда проложили асфальтированную дорогу. Говорят, за это местные жители до сих пор благодарны своему знаменитому земляку ничуть не меньше, чем за спасение царя от поляков.


Стоило нам выйти из машины, как из-за камня выплыл колоритный дедушка в валенках, шапке-ушанке и с роскошными закрученными кончиками вверх усами. Вылитый Сусанин, решили мы. «Вы только мусор после себя не оставляйте!» – первым делом предупредил он. Оказалось, это один из пожилых домнинцев выбрал себя ответственным за поддержание исторического места в чистоте и теперь каждый день ходит сюда пешком на дежурства.


«Вооон там Сусанин погиб», – указал наш новый знакомый на красную сосну посреди болота и протянул армейский бинокль, чтобы мы могли получше ее разглядеть. К сосне выложена досками 2,5-километровая тропа по болоту. Спуск к ней начинается прямо за мемориальным камнем. Стоит ли соваться на болото без проводника (тем более в зимой) – решайте сами. Но помните, что, учитывая исторический опыт, брать гида из местных – тоже не лучшая идея. Хотя, говорят, вообще-то для туристов тут устраивают целые театрализованные программы. Экскурсанты устремляется по деревянным мосткам вглубь болота вслед за ряженым Сусаниным, а замыкает группу сопровождающий в костюме польского шляхтича, который периодически интересуется у Сусанина, не забыл ли он дорогу.


Если в отличие от польских первопроходцев вам повезет благополучно вернуться с Исуповского болота, на обратном пути можно все-таки заехать в райцентр и посетить музей подвига Ивана Сусанина. Тем более, что расположен он как раз в той самой церкви, что изображена на картине «Грачи прилетели». Экспозиция музея рассказывает не только о самом подвиге, но и о культе Сусанина, увековечивании его поступка в искусстве (один из самых интересных экспонатов находящаяся в рабочем состоянии музыкальная шкатулка, проигрывающая фрагмент оперы Глинки «Жизнь за царя»), и о последователях «гида»-патриота.


В музее хранятся истории более полусотни человек, в разные годы и войны повторивших подвиг Сусанина. Например, в августе 1919 года алтайский крестьянин Федор Гуляев не только завел в болото 700 колчаковских кавалеристов, но еще и сумел сам выбраться из этой переделки целым и невредимым. За этот подвиг революционер получил из рук Ленина серебряные часы и шашку, а ВЦИК специальным указом присвоил ему почетную фамилию – Сусанин.


Любопытно, что сусанинская-молвитинская земля дала нашей стране еще одного цареспасителя – шапочного мастера Осипа Ивановича Комиссарова, уроженца Молвитина. 4 апреля 1866 года он отвел руку с пистолетом покушавшегося на императора Александра II террориста Дмитрий Каракозова у Летнего сада в Петербурге. За это его возвели в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской, а в Молвитино до 1917 года ему даже стоял памятник.


Вот и прошел праздник. Да, некоторое количество россиян, надо признать, на следующий день с трудом помнят, что это за праздник был. Но мы-то сознательны! Мы празднуем 4 ноября уже более 10 лет (или намного больше, но с перерывами?). Мы уже запомнили, как он называется, мы уже ориентируемся, каким событиям он посвящен. Начинаем, наверное, потихоньку понимать, почему государство установило именно «этот» праздник, и именно вместо «того» праздника.

Православное молодежное движение «Курс-Восток» проводило самодельный незатейливый социологический опрос с 2012 года, задавая простые вопросы о празднике. Во-первых, чтобы узнать примерный уровень знаний о нём среди населения, во-вторых, чтобы послушать, что люди думают о нём, в-третьих, чтобы рассказать его историю, которая у праздника гораздо более, чем десятилетняя.

Уровень знаний можно посмотреть здесь:

Иногда люди рассказывали свое отношение к празднику. Мы их об этом не просили, но они охотно делились своими впечатлениями, потому что тут и политика, и история, и религия, а все люди, как известно, в этих областях самые большие специалисты. Поэтому, были выслушаны все, включая самые крайние, точки зрения:

  • от «не знаю, что за праздник, и знать не хочу, потому что есть 7 ноября…»
  • до «есть праздник Казанской иконы, а всякие государственные дела не знаю, и знать не хочу…»

Примечательно, что есть даже такие два противоположных, но в чем-то единых лагеря:

«вообще не знаю, что за праздник, хорошо, что выходной» и «вообще не знаю, что за праздник, достали уже со своими выходными». В целом, складывалось впечатление, что когда государство сообщало народу, что теперь 4 ноября будем праздновать «День народного единства», народ куда то выходил, или был чем то другим увлечен, или подумал, что эти знания ему не пригодятся, поэтому чего их учить… Некоторые респонденты сокрушались, что народ не спрашивали, какой праздник поставить вместо великореволюционного, поэтому, дескать, и единства нет по поводу Дня народного единства…

Рассказывать историю не всегда получалось, потому что 4 ноября, это не 12 июня, и было холодно, а проводили мы опросы в основном на улицах и площадях. Зато мы вручали вот такие буклеты, в которых вся история подробно написана.

В наших оптимистичных мечтах мы предполагали, что люди их читали и передавали друг другу. Потому что как еще объяснить, что уровень знаний судя по каждому новому соц.опросу немного, но возрастал. От лица государства конечно чувствовалась поддержка в виде исторических художественных и документальных фильмов, нового контекста в школьных уроках, а также в виде пламенных речей на демонстрациях. Поэтому потихоньку народ просвещается и привыкает.

Теперь давайте посмотрим, какими получились ответы на наш виртуальный опрос, который мы провели накануне. Поскольку опрос был размещен на нашем паблике ВКонтакте и на канале Youtube, надо учесть, что аудитория респондентов – это молодежь, так или иначе знакомая с православным молодёжным движением «Курс Восток». Итак, вот вопросы, ответы и комментарии к ним:

  1. Как называется государственный праздник, отмечаемый 4 ноября?

Ответы «День Великой Социалистической Октябрьской революции», «День всех святых» и «День Народного ополчения» не выбрал никто и, слава Богу! Правильный ответ, конечно, День народного единства. Но судя по всему, мы имеем несколько людей застрявших в временном промежутке с 1996 по 2004 год, либо до сих пор еще не согласившимися и примирившимися с названием «День народного единства».

  1. ​Когда начали праздновать День народного единства?

Собственно, они же, наверное, и ответили, что этот праздник начал свою историю в 1991 г. Но это не точно. Как не точно, что праздник «День народного единства» мы начали отмечать с 1649 года. С таким названием его еще не было. А вот в 1649 году случилось событие, которое сильно повлияло на будущее значение этого праздника. В этому году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября (по старому стилю) наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени у Алексея Михайловича начинает складываться пазл: московская святыня Казанская икона Богородицы это и избавительница России от нашествия иноземцев и внутренней смуты, это и его личная Покровительница. В общем, через Казанскую икону явились такие знамения, которые свидетельствовали об особом заступничестве Матери Божией и за царский род, и за весь российский народ. Это отношение к святыне было унаследовано последующими царями из дома Романовых, и царский Казанский образ остается с ними до последнего дня существования их династии. И очень сильно помогает стране и в годы Отечественной войны 1812 года (вспомним М. Кутузова и особо почитаемый список иконы в Санкт-Петербурге), а также в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г

  1. Как был назван этот период в истории России?

Надо отметить, что среди респондентов нашлись люди с чувством юмора, либо читающие только первые 5 букв ответа и выбирают его, если эти 5 букв совпадают с тем, что они хотят ответить.

  1. Официальное название государства, активно вмешивавшегося в дела России в Смутное время?

Правильный ответ «Речь Посполитая». Ответили правильно 3 человека. Тут хочется немного оправдать респондентов, ответивших неправильно. Неофициальное, вернее современное название, тоже зачёт, так как в следующих вопросах говорится, что мы выгнали из Москвы поляков. Логично было бы тогда упоминать потом «речистых посполитаев», сиречь подданых Речи Посполитой. Были заготовки ответов «Соединенные Штаты Америки» и «Узбекистан», но респонденты оказались благоразумными и не стали их выбирать.

  1. ​Кем был Кузьма Минин?

Давайте сначала посмотрим ответы:

Правильный ответ: «Торговал рыбой и скотом», и это, кстати, делает честь людям торговли, которые многие оказались тогда сознательными и ответственными за свою страну, вопреки расхожему мнению. Помимо этого, Кузьма Минин был и земским старостой, поэтому свои версии (их было 2), тоже идут в зачёт.

  1. ​Кого называли «тушинским вором»?

Правильный ответ: Лжедмитрий II. Но кто-то что-то знает про Василия Шуйского…

  1. ​Какие достопримечательности показал Иван Сусанин польским туристам (по официальной версии)?

Разошлись мнения участников опроса. Это, конечно, не существенный факт, но историческая справедливость за костромские болота.

  1. ​Как звали первого русского царя, избранного после освобождения Москвы от поляков?

Правильный ответ: В неделю Православия 21 февраля 1613 года всенародно Земским Собором на Руси был избран Государь Михаил Федорович Романов, сын патриарха Филарета. В воскресный день 11 июля 1613 года митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля юного Михаила. При венчании царским венцом скипетр и яблоко (державу) держали герои ополчения: боярин князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой и князь Димитрий Михайлович Пожарский.

  1. Как звали патриарха Русской Православной Церкви, призывавшего объединиться и дать отпор захватчикам?

Правильный ответ: патриарх Гермоген. Почитайте его житие срочно!

Шутники отвечали «Бенедикт», но надо сказать, что нашим согражданам в 1612 году было бы не смешно, если бы кто-то сказал, что возглавлять нашу русскую Церковь будет человек с латинским звучанием имени…

  1. ​В нашей стране любят снимать художественные фильмы, посвящённые героическим эпизодам нашей истории. А какое кино ещё НЕ сняли по нашей теме?

Правильный ответ: Минин и Пожарский.

Да, к сожалению, именно про них пока еще не снято ни одного художественного фильма, а зря. Такие сюжеты и такие личности! Будем надеяться, что любознательные творческие люди, прочитавшие результаты этого теста, захотят поглубже изучить историю страны, и рассказать о своих открытиях в замечательных произведениях.

За основу виртуального теста был взята замечательная подборка вопросов, составленная пермским интернет-журналом «Звезда».