Классификация гласных звуков кратко. Гласные по горизонтальному движению языка

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рубрика (тематическая категория) Образование

Гласные звуки - ϶ᴛᴏ звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда , при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда , при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда , при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма , при произношении которых язык сильно поднят вверх, ᴛ.ᴇ. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма , при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма , при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на

1) широкие, ᴛ.ᴇ. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, ᴛ.ᴇ. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, ᴛ.ᴇ. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации , ᴛ.ᴇ. вытягивания или округления губ. При этом гласные делятся на

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных должна быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Делœение на три ряда и три подъёма не отражает всœего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].

[Λ] – редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; данный звук называют ʼʼа – узкоеʼʼ;

[и э ] – звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют ʼʼ[и] открытыйʼʼ или ʼʼ[и] с призвуком [э]ʼʼ, или ʼʼ[и], склонный к [э]ʼʼ;

[ы э ] – звук, средний между [ы] и [э]; звук принято называть ʼʼ[ы] с призвуком [э]ʼʼ, или ʼʼ[ы], склонный к [э]ʼʼ;

[ъ], [ь] – редуцированные гласные [а], [о], [э] во всœех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] – звук, средний между [ы] и [а];

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Верхне-средний и э ь ы э
Средний э ъ о
Нижний а Λ

КОНСОНАНТИЗМ

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА" 2017, 2018.

Станиславская С.А, Шабанова Н.А., Соклова О.И., Федюнина С.М.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ

Учебное пособие

ФОНЕТИКА

Фонетика (от греч. phōnētikos - «звуковой») - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных и т.д.).

Звуковые единицы языка изучаются в различных аспектах:1) в функциональном, т.е. с точки зрения использования звуков языка в процессе общения; 2) в артикуляционном, с точки зрения физиологии образования звука; 3) в акустическом, т.е. с точки зрения физических свойств воспринимаемого звука.

Акустическая характеристика звука

Звук как акустическое явление представляет собой результат колебаний звучащего физического тела в среде, передающей эти колебания органам слуха. Он характеризуется: 1) соотношением тона, возникающего в результате ритмических колебаний, и шума, возникающего в результате неритмических колебаний; 2) высотой, которая зависит от частоты колебаний в единицу времени; 3) силой, которая зависит от амплитуды колебаний (чем больше амплитуда, тем громче звук); 4) тембром, который определяется соотношением основного тона и дополнительных тонов (обертонов).

Устройство речевого аппарата

В производстве звуков участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевой аппарат.В речевом аппарате выделяют: 1) дыхательный аппарат (легкие, диафрагма, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны; 4) органы произношения (язык, губы, нёбо, зубы, десны), которые моделируют звук.

Артикуляционная характеристика звука

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные исогласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков.

При образовании гласных звуков струя воздуха свободно проходит носовую и ротовую полость, не встречая на своем пути препятствий. Гласные звуки состоят из чистого тона.

При образовании согласных звуков струя воздухапреодолевает то или иное препятствие. Преодоление препятствия всегда создает шум.

По соотношению тона и шума согласные звуки делятся на следующие типы:

- глухие согласные, состоящие из одного шума (русск. п, п`, ф, ф`, с, с` х, х`, ц, ч`, ш, ш`, т, т`, к, к`; англ. t, h; нем . h);

- звонкие согласные, состоящие из тона и шума, с преобладанием последнего (русск . б, б`, в, в`, г, г` ж, ж`, д, д`, з, з`; англ . d., нем. j);

- сонорные согласные, характеризующиеся преобладанием тона над шумом (русск. л, м, н, р, j; англ . n, l, ŋ; нем ŋ; франц. R, n`).

Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков включает в себя следующие признаки:

  1. Способ образования.

По способу образования согласные делятся на щелинные (фрикативные) (при произнесении которых органы речи образуют щель и шум возникает от трения струи воздуха об эту щель) и смычные (когда органы речи образуют полную преграду – смычку, а струя воздуха преодолевает эту смычку, образуя шум). В зависимости от способа преодоления преграды смычные делятся на взрывные (смычка преодолевается взрывом), аффрикаты, или смычно-щелевые, (смычка мгновенно переходит в щель), носовые (воздух проходит через носовую полость), боковые (смычка не преодолевается, а струя воздуха проходит между языком и щеками) и дрожащие (смыкание сопровождается вибрацией кончика языка).

  1. Место образования.

По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные межзубные, переднеязычные зубные, переднеязычные альвеолярные, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные средненёбные, заднеязычные задненёбные, увулярные, глоточные и гортанные.

  1. Наличие/отсутствие палатализации.

Согласные звуки могут иметь дополнительную артикуляцию – палатализацию (смягчение согласного). В результате подъема средней части языка к твердому нёбу частично меняются артикуляционные и акустические характеристики согласного, повышается тональность звука, и звук становится мягким. Мягкие согласные примерно на полтона выше твердых.

Классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков включает в себя следующие признаки:

1. Степень продвижения языка в ротовой полости вперед или назад (ряд).

Гласные, которые образуются без продвижения языка вперед или назад, называют гласными среднего ряда ; движение языка вперед создает гласные переднего ряда , движение назад создает гласные заднего ряда .

2. Степень продвижения языка вверх или вниз (подъем).

Гласные, которые образуются без движения языка вверх, называются гласными нижнего подъема ; гласные, образуемые движением языка вверх, называются гласными среднего и верхнего подъема.

3. Лабиализованность.

По работе губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные), т.е. такие, в образовании которых участвуют губы, и нелабиализованные , произносимые без участия губ.

Упражнения

1. Из данного текста выпишите следующие звуки: а) смычно-проходные согласные, б) смычно-взрывные звонкие согласные, в) смычно-щелевые палатальные согласные, г) щелинные твердые согласные.

Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу. (А.П. Чехов.)

2. Определите согласный звук по следующим признакам:

а) смычно-боковой, сонорный, звонкий, зубной, мягкий;

б) щелевой, шумный, звонкий, нёбный;

в) щелевой, шумный, глухой, заднеязычный, твердый;

г) дрожащий, сонорный, звонкий, переднеязычный;

д) щелевой, шумный, звонкий, губно-зубной, мягкий.

3. Определите согласные звуки по указанным признакам и дополните характеристику звуков, указав опущенные признаки:

а) согласный, носовой, губной, твердый, …;

б) звонкий, боковой, мягкий, ….;

в) согласный, дрожащий, …;

д) взрывной, глухой, губно-губной….

4. Дайте полную характеристику всем согласным звукам в словах : а) стол, доска, быть, ров, год; б) жук, звон, мох, пыль, щука в) печь, шаги, день, воз; г) цепь, травка, вкус, число, звук.

5. Определите гласные звуки по следующим их признакам:

а) средний подъем, передний ряд, нелабиализованный;

б) нижний подъем, средний ряд, нелабиализованный;

в) средний подъем, задний ряд, лабиализованный.

6. Определите гласные звуки по указанным признакам и дополните характеристику звуков, указав опущенные при­знаки:

а) звук верхнего подъема, лабиализованный;

б) звук переднего ряда и среднего подъема;

в) звук верхнего подъема и переднего ряда;

г) звук нижнего подъема.

7. Дайте полную характеристику всем гласным звукам в словах: а) сон, путь, пыль б) пуд, пять, пар, пел; в) люди, травы, елки, мели.

8. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) 1) согласный, звонкий, взрывной, зубной, твердый; 2) гласный верхнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный; 3) согласный, сонорный, носовой, губной;

б) 1) гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 2)согласный, сонорный, носовой, зубной;

в) 1) согласный, фрикативный, среднеязычный; 2) гласный нижнего подъема, нелабиализованный;

г) 1) согласный, глухой, взрывной, зубной, мягкий; 2) согласный, сонорный, носовой, губно-губной, твердый; 3) гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализванный;

д) 1) согласный, глухой, фрикативный, зубной, твердый; 2) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 3) согласный, звонкий, взрывной, зубной, мягкий; 4) со-гласный, звонкий, фрикативный, среднеязычный; 5) гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный..

е) 1) согласный, глухой, взрывной, зубной, твердый; 2) согласный, глухой, взрывной, заднеязычный, твердый; 3) гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализован­ный, 4) согласный, глухой, смычно-щелевой, нёбный, мягкий.

9. Дополните пропущенные признаки звуков и определите, какое слово состоит из них.

а) 1) согласный, губно-зубной, звонкий, твердый; 2) соглас­ный, зубной, носовой, твердый; 3) гласный верхнего подъема, лабиализованный; 4) согласный, глухой, зубной; 5) соглас­ный, сонорный, зубной, неносовой; 6) гласный верхнего подъ­ема, переднего ряда;

б) 1) согласный, дрожащий; 2) гласный нижнего подъе­ма; 3) согласный, заднеязычный;

в) 1) согласный, заднеязычный, мягкий, звонкий; 2) гла­сный верхнего подъема, ударный; 3) согласный, зубной, со­норный, неносовой, мягкий; 4) такой же, как второй, но без­ударный.

10. Найдите слово, состоящее последовательно из следующих звуков: 1) согласный, шумный, щелинный, зубной, глухой; 2) согласный, шумный, взрывной, зубной, глухой; 3) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 4) согласный, взрывной, заднеязычный, глухой.

11. Какие получаются слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке : ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток.

12. Из приведенных текстов выпишите все согласные и распределите их на группы: а) по месту образования, б) по способу образования, в) по соотношению тона и шума (при работе с иностранным текстом пользуйтесь транскрипцией):

Нем. Es ist schön, still irgendwo zu sitzen, zum Beispiel in dem Wirtsgarten gegenüber unter den Kastanien, nahe der Kegelbahn. Die Blätter fallen auf den Tisch und auf die Erde, wenige nur, die ersten. Ich habe ein Glas Bier vor mir stehen, das Trinken hat man beim Militär gelernt Das Glas ist halb geleert, ich habe also noch einige gute, kühle Schlucke vor mir, und auBerdem kann ich ein zweites und ein drittes bestellen, wenn ich will. (E. M. Remarque)

Англ. A warm wind came with daylight and he could hear the snow melting in the trees and the heavy sound of its falling. It was a late spring morning. He knew with the first breath he drew that the snow had been only a freak storm in the mountains and it would be gone by noon. Then he heard a horse coming, the hoofs balled with the wet snow thumping dully as the horseman trotted. He heard the noise of a carbine scabbard slapping loosely and the creak of leather. (E. Hemingway)

Франц. Naud franchit la passerelle et traversa la quai en roulant sa seconde cigarette. Quand son frére Robert, presque aussi grand et efflanqué que lui, émergea a son tour d"une écoutille, il put voir, dans le bar éclairé, Jules accoudé au comptoir et le patron qui versait un trait d"alcool dans son café. (G. Simenon)

13. Определите, какие звуки различают следующие пары слова; с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу.

Нем. Schar - scharr; in - inn; kein - dein; lieben - leben; Tone - Tonne; Hauch - Bauch.

Англ. Then - ten; thing - thin; bat - bad; sit - seat; wheel -veal; right - night.

Франц. maitre - mettre; cage - cache; chair - mére; chose -cause; toi - moi; son - sans.

14. Определите все звуки в следующих словах. При анализе пользуйтесь транскрипцией:

Нем. a) Vortrag, Töchter, Himmel, Brief, Pause; 6) Apfel, links, singen, machen, reich; в) heute, sprechen, Buch, jetzt, Löwe; г) singe, Nacht, nicht, Pferd, Tee, Zunge, gehen, Achtung.

Англ. a) city, cap, big, page, stick; 6) time, face, jam, fetch, ship; в) wide, cycle, these, read, far; г) knife, thing, yes, jump, leave, weather, poor, climb, chief.

Франц. beaucoup, rien, gagner, matin, loi, garcon, conseil, jour.

15. Определите слова, состоящие последовательно из следующих звуков (пользуйтесь транскрипцией).

Нем. а) 1) Переднеязычно-альвеолярный, смычно-взрывной, звон­кий согласный; 2) краткий, широкий, неогубленный гласный среднего ряда, нижнего подъема; 3) переднеязычно-зубной, ще­левой, глухой согласный.

б) 1) Переднеязычно-альвеолярный, смычно-взрывной, звон­кий согласный; 2) краткий, широкий, неогубленный гласный среднего ряда, нижнего подъема; 3) двугубный, смычно-про­ходной, носовой сонант; 4) двугубно-зубной, смычно-щелевой, глухой согласный.

в) 1) Заднеязычный, смычно-взрывной, глухой согласный; 2) переднеязычно-альвеолярный, смычно-проходной, боковой, сонорный согласный; 3) дифтонг, первым элементом которого является ши­рокий гласный, а вторым - узкий гласный переднего ряда; 4) переднеязычно-альвеолярный, носовой, смычно-проходной, сонорный согласный.

г) 1) Переднеязычно-альвеолярный, аффриката, глухой согласный; 2) лабиализованный гласный заднего ряда, верхнего подъема; 3) сонорный, заднеязычный, смычно-носовой согласный; 4) гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, краткий.

Англ. а) 1) Согласный, глухой, взрывной, альвеолярный; 2) гла­сный, переднего ряда, среднего подъема, краткий, ненапряжен­ный, нелабиализованный; 3) согласный, переднеязычно-аль­веолярный, смычный, носовой, сонорный.

б) 1) Согласный, звонкий, смычно-взрывной, губно-губной; 2) гласный, переднего ряда, нижнего подъема, ненапряжен­ный, нелабиализованный; 3) согласный, звонкий, смычно-взрывной, альвеолярный.

в) 1) Переднеязычный, заднеальвеолярный, щелевой, со­норный согласный; 2) гласный, переднего ряда, верхнего подъ­ема, долгий, напряженный, нелабиализованный; 3) согласный, звонкий, смычно-взрывной, переднеязычно-альвеолярный.

г) 1) Глухой, губно-зубной, щелевой согласный; 2) диф­тонг, начинающийся открытым гласным звуком нижнего подъема с переходом к гласному переднего ряда, но верхнего подъема (оба элемента дифтонга являются нелабиализованными): 3) та­кой же звук, как и первый, но звонкий.

Франц. а) 1) Губно-губной, взрывной, звонкий согласный; 2) нелабиализованный, носовой гласный заднего ряда, среднего подъема.

б) 1) Заднеязычный, взрывной, звонкий согласный; 2) долгий, неносовой гласный переднего ряда, открытый; 3) сонорный, увулярный, дрожащий, звонкий согласный.

в) 1) Сонорный, губно-губной, носовой согласный; 2) нелабиализ ованный, краткий гласный переднего ряда, нижнего подъема; 3) сонорный, переднеязычно-зубной, смычно-боковой согласный.

г) 1) Нелабиализованный, неносовой гласный переднего ряда, среднего подъема (узкой разновидности); 2) переднеязычный, зубной, взрывной, глухой согласный; 3) лабиализованный, неносовой гласный переднего ряда, верхнего подъема; 4) переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий согласный.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

1. свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные;

2. суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h];

3. сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

  • взрывные , когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [?];
  • аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];
  • носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это [м], [н] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
  • боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа [л];
  • дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру! ).

Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласный или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

Сонорные

В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й" (р", л", м", н")



Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

2. Ударе́ние (акцент) - выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение . Особый вид ударения - логическое ударение, назначение которого - в смысловом подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении, Выделяется 3 фонетических компонента ударения (по преобладающему компоненту опреде­ля­ется фонетический тип ударения): 1) интенсивность, достигаемая увеличением мускульного напря­же­ния и усилением выдоха (основанное на этом свойстве ударение называют динамическим , реже - экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку выделяется музыкальное ударение, которое может реализоваться в нескольких разно­вид­но­стях, например в восходящей и нисходящей); 3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тип ударения - количественное , но в чистом виде оно не зареги­стри­ро­ва­но). Обычно в языках, имеющих ударение, сочетаются все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Применительно к морфологической структуре слова важно различать подвижное и неподвижное (постоянное) ударение.

Слогораздел. Типы слогов.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове..

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

Все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук

Один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва

Сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка

Сочетание шумных и сонорных относят к следующему слогу о-кно са-бля

Сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма

При сочетании сонорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та

Сочетание Й неслогового с последующими шумными или сонорными тай-фун

По структуре выделяют слоги:

Прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые

Полные – закрытые и прикрытые сок

Усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск

Усечённые с конца мгла

Открытые и неприкрытые ау

Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота . По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский .

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

3.Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения, например: [т"ул1] - тюль; индивидуальное лексическое значение - «тонкая сетчатая ткань»; слово тюль - имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

Слово может иметь одно лексическое значение, такие слова называют однозначными, например: диалог, фиолетовый, сабля, настороже. Слово может иметь два или более лексических значения, такие слова называют многозначными.

Полисемия (от греч. poIysCmos - многозначный), многозначность,- наличие у единицы языка более чем одного значения. Паронимы (от пара... и греч. ónyma - имя, название, слово), слова, близкие друг другу по звучанию, частичное совпадение внешней формы которых является случайным, то есть не обусловлено ни семантикой, ни словообразовательными процессами, например время и бремя, апеллировать и оперировать и т.п

4.Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения слов. Особенности русской графики. Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему:

1. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

2)второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

а)буквы, лишенные звукового значения. Это буквы Ъ и Ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.

б)буквы, обозначающие два звука. Это буквы Е [j], Ё, Ю , Я .

в)буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

3)Третья особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение:

А, О, У, Э, Ы; Ж, Ц, Ч, Ш, Щ, Й.

Ко вторым, то есть двузначным буквам относятся:

А)все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

Б)буквы, обозначающие гласные звуки: Е, Ё, Ю, Я.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог.

Такой слог, то есть сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных.

В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, то есть служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков. Отсутствие отдельных букв компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы А, О, У, Э, Ы указывают на твердость предшествующего согласного, а буквы Е, Ё, Ю, Я, И – на мягкость.

Мягкость согласной фонемы перед согласной и на конце слова обозначается особой буквой Ь:

банька, верьте, моль, ударь и др.

слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой Й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным.

Во всех других положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обознается одной буквой, а именно:

Я - , Ё - , Е - , Ю - .

Главнейшее отступление от слогового принципа – обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются вопреки слоговому принципу, буквами И, Е, Ё, изредка Ю, Я.

После всегда мягких [ч], [ш"] вопреки слоговому принципу, пишутся буквы А, О, У.

Частные случаи отступлений от слогового принципа:

1)написания иноязычных (чаще французских) слов с ЬО вместо Ё, сравнить: бульон – бельём;

2)написания сложносокращенных слов с ЬО, ЬА, ЬУ, ЙУ, сравнить: сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток;

3)написание в начале иноязычных слов ЙО вместо Ё, сравнить: ёж, ёрш – йод, Йоркшир, Нью-Йорк.

Графические средства: взаимоотношение шрифтов, деление на абзацы, расположение строк, заглавные буквы, знаки препинания.

5.ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания.

Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,
  • употребление прописных и строчных букв,
  • перенос слов.

Принципы русской орфографии . Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный - беспокойный).

Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило - это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Правила переноса слов

  • Слова переносятся по слогам (ма-ма, ба-ра-бан),
  • Нельзя отделять согласную от последующей гласной (ге-ро"й),
  • Нельзя отставлять на строке или переносить часть слога (пу-стяк, пус-тяк - правильно; пуст-як (неправильно),
  • Нельзя оставлять на строке или переносить одну гласную, даже если она представляет собой целый слог (ана-то-мия - правильно; а-на-то-ми-я - неправильно),
  • Нельзя отрывать ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак) от предыдущей согласной (объ-езд, мень-ше),
  • Буква и не отрывается от предыдущей гласной (рай-он),
  • При сочетании нескольких согласных возможны варианты переноса (се-стра, сес-тра, сест-ра); в таких случаях предпочтителен такой перенос, при котором морфемы не разбираются (подо-жать).
прописная буква строчная буква
- Пишется в начале предложения, абзаца, текста (Я хочу пойти погулять. Когда я сделаю уроки, я пойду на улицу.) - Пишется в начале прямой речи (Она сказала: "Заходите, пожалуйста".) - Пишется в середине и в конце слова (мама, Россия). - Пишется в середине предложения, если слово не представляет собой имя собственное или какое-нибудь название (Он приехал поздно ночью).
Пишутся с прописной буквы Пишутся со строчной буквы
- названия учреждений и организаций, в т.ч. международных (Государственная Дума, Организация Объединенных наций), - названия стран и административно-территориальных единиц (Великобритания, Соединенные штаты Америки, Московская область), - имена, отчества и фамилии (Иванов Иван Иванович) - названия исторических событий и, праздников являются именами собственными): 8 Марта, Великая Отечественная Война. - названия чинов, звания (лейтенант Попов), - слова товарищ, гражданин господин, мистер и т.д. (мистер Браун, гражданин Петров)

6 . Морфемика - морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем (см.) и их типы; раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом. Основными объектами исследования в М. являются морфемы, их формальные видоизменения - морфы (см.) и их линейные сочетания (слово в целом как последовательность морфем, основа слова, словоформа). Корневые морфемы , или корни, - это обязательная часть слова. В знаменательных словах с непроизводной основой лексическое значение корня совпадает с его общим лексическим значением: лес- и лес, нес- и несут, син"- и синий, там, фрау .Служебные морфемы, или аффиксы (от латинского affixus - прикрепленный), - это необязательная часть слова. В русском языке аффиксы представлены приставками (или префиксами), суффиксами, интерфиксами (соединительными морфемами), постфиксами и окончаниями (или флексиями).Нулевыми формообразовательными морфемами являются:

1. окончания имён существительных 1-го склонения (принятого в школе) в форме множественного числа родительного падежа (ласточек, площадок, ламп );

2. окончания имён существительных мужского рода 2-го типа (принятого в школе) и женского рода 3-го склонения (краб, таракан, рожь, ночь );

3. окончания качественных имен прилагательных и причастий в краткой форме мужского рода единственного числа (здоров, привлекателен, находчив, записан, изъят, задержан );

4. окончания притяжательных имен прилагательных в форме мужского рода единственного числа именительного падежа (бараний, беличий, медвежий, папин, бабушкин, дядин );

5. окончания количественных числительных в форме именительного падежа (девять, девятнадцать, восемьдесят );

6. окончания глаголов в изъявительном наклонении в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа (восхищался, прочитал, придумал ).

Помните, что, если в слове нулевое окончание, это не значит, что окончания вообще нет. Оно есть, просто в какой-то форме данного слова это окончание не имеет звуковой и буквенной оболочки , но в других формах мы можем это окончание увидеть и услышать.

Например, ласточек – ласточка , дом – дома , прочитал – прочитала , привлекателен – привлекательна , бараний – бараньего , восемьдесят – восьми десяти .

Сравните со словами, в которыхнет и не может быть окончания (потому что они являются неизменяемыми ): вчера, вглубь, издалека, читая.

Формообразовательными могут быть также некоторые суффиксы , например, суффиксы, служащие для образования формы прошедшего времени мужского рода единственного числа определенных глаголов (принесØ , вывёзØ ). Сравните с формами, когда этот суффикс материально выражен в других формах: принесл а, вывезл и.

Словообразование - с одной стороны, это сам процесс образования новых слов, с другой - особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка. Лексико-семантический способ словообразования. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов. Быстротекущий (из быстро текущий). Морфологический способ словообразования. Основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов.

7. Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα - «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

  • историческую грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;
  • описательную грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане

Основная задача грамматики заключается в изучении значений языка. Предметом грамматики являются те значения, которые обнаруживаются в связной речи, и прежде всего в отдельных ее единицах, высказываниях-предложениях. В предложениях находят свое оформление отдельные акты мышления, средством выражения и сообщения которых является язык. Представляя собой законченные по значению высказывания, предложения имеют различное строение, в связи с чем различается и их значение. Задачей грамматики является изучение этого строения предложений и определяемых этим строением значений, или, иначе говоря, задачей грамматики является изучение форм предложения как основной единицы речи.

Непосредственно изучение форм связной речи, предложения, принадлежит разделу грамматики, называемомусинтаксисом. Но, кроме этого раздела, грамматика имеет раздел, называемый морфологией, в котором изучаются уже не формы самого предложения, а формы кратчайших его элементов - слов. Оба эти раздела грамматики, морфология и синтаксис, тесно связаны между собой, так как изучение одного из них невозможно без изучения другого.

Граммати́ческая катего́рия - замкнутая система взаимоисключающих противопоставленных друг другу грамматических значений (граммем), задающая разбиение обширной совокупности словоформ (или небольшого набора высокочастотных словоформ с абстрактным типом значения) на непересекающиеся классы, различие между которыми существенно сказывается на степени грамматической правильности текста.Грамматическое значение - значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем). Перейти к: навигация, поиск

Граммати́ческая фо́рма - языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение . В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом выражения грамматических значений слов является их синтаксическая сочетаемость .


Классифицировать гласные звуки значительно труднее, чем согласные. Это связано с отсутствием у гласных опреде­ленного фокуса образования (в § 11 уже говорилось о равномер­ном напряжении органов речи при произношении гласных звуков). С акустической точки зрения гласные противопоставляются друг другу более отчетливо, но линий противопостав­ления оказывается много, и свести их в единую стройную си­стему пока еще не удалось. Поэтому в языкознании чаще пользуются.классификацией гласных, основанной на артику­ляционных признаках, но учитывают при этом и акустические признаки гласных звуков.

Особое значение для классификации гласных имеет рабо­та языка и губ. Изменение положения языка меняет форму резонатора (см, § 10), что является источником большого раз­нообразия гласных. В работе языка важно учитывать 1) сте­пень его подъема; 2) место его л ротовой полости, 3) общее положение языка. При определении степени подъема языка различают верхний (рис. 8, а, б), средний ((рис. 8, в) И ниж­-

Рис 8. Профили положения языка при произноше­нии русских гласных: а _ [„); б - [у]; в - [о]; г - [а].

ний (рис, 8, г) подъем. Определяя место языка в ротовой по­лости, различают его продвинутость «перед (рис. 8, а), отодвинутость назад (рис. 8, б, в), нейтральное положение (рис. 8, г). Под общим положением языка понимают его сжа­тое, собранное положение (рис. 8, а, б) или вытянутое, плос­кое положение (рис. 8, г).

На этой основе принято различать гласные переднего, среднего и заднего ряда и верхнего, сред­него и нижнего подъема.

По работе губ гласные делятся на лабиализованные, т. е. такие, в образовании которых участвуют губы, и нелабиализо­ванные, произносимые без участия губ, с растянутыми, нена­пряженными губами. Лабиализованные гласные встречаются реже, но для многих языков они весьма характерны (напри­мер, для немецкого, французского). Степень лабиализации также различна, в некоторых языках она слабее. Примером может быть английский язык.

Соотношение различных типов гласных показано в табл. 2.

Таблица 2

Классификация гласных звуков

В основу классификации положены звуки русского языка (в таблице они выделены полужирным шрифтом). Звуки, характерные для других языков, приведены как примеры воз­можных типов звуков, неизвестных в русском языке. Лабиализованныеиные переднерядные гласные немецкого и французского языков переданы знаками й (немецкие uber - над, сверх, Backer - книги; французские la rue - улица, tu - ты), о (не­мецкое offnen-открывать, французское реи-мало). Знак ь передает ослабленный гласный, неопределенный по оттенку, встречающийся в безударных слогах (ср.: безударные гласные в русских словах город, выбор; английских along [э"1эт,]--вдоль, above (a"bAvJ - над, наверху, butter ["Ьлгэ] - масло и т. п.). Знак л - характерный для английского языка задне-рядный нелабиализованный гласный, как в словах соте [клт] - приходить, tun - бочка. Сходный звук встре­чается в первом предударном слоге в русском языке (ер. пре­дударный гласный в словах дрова (дрлва] и трава (трлва} Знак аэ передает звук, средний между |е] и (а], как в англий­ских словах: back [Ьжк] - спина, cap [кэер] - кепка; знак э - широкое открытое (о], характерное" для английского языка (op. dog - собака, ox - бык, song ] - песня).

Данное деление очень приблизительно, так как охватывает далеко не все звуки и не учитывает сложности гласных. Его основной недостаток - в установлении слишком резких гра­ниц между отдельными типами гласных, чего в действитель­ности нет. Поэтому такая таблица может быть принята лишь для ".начальной стадии изучения языка.

На начальных стадиях изучения языка пользуются упро­щенными схемами, построенными применительно к звукам одного языка. Например, применительно к звукам русского языка часто используют схему в виде треугольника, распола­гая знаки для звуков так, что они одновременно указывают и движение по ряду (в горизонтальном направлении) и по подъ­ему (в вертикальном направлении)

Такая схема очень удобна практически. Кроме того, она может быть осложнена включением значительного количеств различных промежуточных типов звуков. Л. В. Щерба, напри мер, устанавливает не три, а шесть ступеней подъема гласных. Гласные лабиализованные и нелабиализованные в этой схеме даются рядом. Гласные, более высокие по подъему, яв­ляются вместе с тем и более закрытыми, наоборот, гласные, более низкие по подъему, есть гласные более открытые.

Наиболее высокими и вместе с тем наиболее передними звуками являются неогубленный [i] и огубленный (лабиали­зованный) (Y]. Оба "звука известны, например, в немецком и французском языках (ср.: немецкое Tier - зверь и Тйг -дверь; французские tige - стебель и tu (ty: ] - ты). Гласные П] [V] представляются уже более отодвинуты­ми назад и менее высокими. I - передает открытый краткий звук, характерный для многих языков (ср. звук [Ц в немецком dick - толстый, английском city (- город), а его огубленный вариант [v] известен в немецком (например, fiinf -- пять).

Знаки е и -е передают закрытый (например, в немецком слове Meer [те: г] - море) и открытый (например, в немец­ком denn - так как) вариант неогубленных гласных, а 0 и се-соответственно огубленные варианты (ср.: француз­ские Ыеи [Ы0]-голубой и soeur -сестра) средних по подъему гласных звуков. Нижние переднерядные гласные (например, английский звук в слове cat - кошка) и (а] (например, французское masse - масса) не име­ют соответствующих огубленных парных звуков. Русское уда­ренное [а] несколько оттянуто назад, поэтому его обычно счи­тают гласным среднего ряда.

Среди гласных заднего ряда более широко представлены губные. Наиболее высоким по подъему является гласный [и], отличающийся большим разнообразием оттенков в разных языках. В итальянском это более закрытый звук, чем в рус­ском; в английском и немецком звук [и] продвинут вперед. Близкий к нему гласный [v] - более открытый (ср. немецкие: Bube (bu:be] - мальчик и gesund - здоровый). Не­губные гласные заднего ряда высокого подъема встречаются очень редко.

Гласные [о] («о» закрытое) и [э] («о» открытое) в разных вариантах представлены во многих языках (например, немец­кие Sohn -сьин и Stock -палка). Гласному [э] соответствует нелабиализованный гласный [л] (ср. англий­ские dog - собака и сир [кар ]-чашка).

Среди заднерядных гласных с низким подъемом встречает­ся губной гласный v типа очень открытого «о» (ср. англий­ское all [о: 1] - все) и негубной очень задний звук [а], встре­чающийся во французском и английском языках (ср. англий­ские bark - кора, part - часть и т. п.).

Примерами гласных смешанного ряда являются русский высокий по подъему звук [ы] и гласный среднего подъема, характерный, например, для английского языка: girl - девочка, colour [кл1э] - цвет,

Приведенные факты убедительно показывают разнообра­зие системы гласных в разных языках, ее сложность.

Последнее время Международной фонетической ассоциа­цией (МФА) была предложена новая классификация гласных, представленная в виде трапеции с 6 степенями подъема для передних и 5 - для задних гласных.

С акустической точки зрения гласные различаются сте­пенью сонорности (звучности) и высотой резонирующего (а не основного, который может быть одинаковым по высоте у ряда гласных) тона. Для русского языка эти различия можно пред­ставить в виде следующей таблицы.

Таблица 3

Акустические признаки гласных

Высота тона
Степень сонорности средний низкий
высокий
и ы У
Средняя. ....... э а о

Как видим, деление по высоте тона совпадает с рядом гласного, а по степени сонорности - с подъемом. Но и здесь указаны наиболее общие типы, между которыми" много пере­ходов. В некоторых языках, например в адыгейском, различия по сонорности «гласных составляют основу их вокализма, т. е. системы гласных (от латинского vocalis - голосовой).

Акустически гласные могут быть также чистыми (без носового призвука) и назализованными (носовыми), произносимыми при участии носовой полости (см. § 10).

Важным с акустической точки зрения является различение гласных по их длительности (см. § 9). В одних языках долгота или краткость звука зависит от ряда фонетических причин: от положения в слоге, влияния соседних звуков, уда­рения и т. д. В этом случае долгота или краткость не являет­ся постоянным признаком, присущим данным звукам, так как один и тот же звук может быть то долгим, то кратким. Такое положение, например, в русском языке (ср.: мама! и ма: ма!). Иное положение в языках, где долгие и краткие гласные про­тивопоставлены друг другу, могут использоваться для разли­чения слов (ср.: английские rich - богатый и reach - достигать, sit - сидеть и seat - место и т. д.). В некоторых языках имеется не две, а три ступени противопоставления гласных по длительности. Так, в эстон­ском языке различаются гласные краткие (например, sada - сто, puri - парус), долгие (ср.: saada - пришли, puuri - клетки) и сверхдолгие (saada - получить, puuri - в клетку).

Количество гласного обычно бывает связано с какими-то Другими его признаками. Например, в немецком языке долгие гласные обычно закрытые, а краткие - открытые (см. приме­ры выше).

Различение по долготе в некоторых языках, например эс­тонском, может быть свойственно и согласным, что опять-таки показывает относительность противопоставления гласных и со­гласных.

Существенным дополнительным признаком гласных яв­ляется напряженность - ненапряженность. При напряженной мускулатуре речевых органов стенки надгортан­ных полостей становятся твердыми, тогда звуки приобретают четкий ясный характер. При отсутствии такого напряжения гласные оказываются более вялыми. Степень напряженности гласных в языках различна. В русском языке гласные менее напряженны, чем, например, во французском, вокализм кото­рого характеризуется большей четкостью. Но и в пределах одного языка напряженность звуков разная. Ударенные глас­ные в русском более напряжены, чем безударные. Есть раз­ница и в произношении гласных верхнего подъема, когда мышцы речевых органов более напряжены, и среднего и ниж­него, когда напряженность меньшая, что приводит к ослабле­нию у гласного четких акустических признаков вследствие затухания тонов резонатора. Гласные верхнего подъема все­гда устойчивее, а гласные среднего и нижнего подъема легче ослабляются, редуцируются (см. § 17).

Очень важным для классификации гласных оказывается их деление на монофтонги и дифтонги.

Большинство звуков является монофтонгами (от гре­ческих слов monos - один, единый и phtongos - звук), т. е. однозвучными, цельными по составу, но наряду с ними встре­чаются звуки, представляющие собой сочетание двух звуков, произносимых слитно и обязательно в один слог. Такие звуки называются двугласными, или дифтонгами (от греческого 1 di - дважды). Дифтонги известны многим языкам. Очень богата дифтонгами звуковая система английского языка, где встречаются дифтонги (time - время), - стол), {э1] (boy - мальчик), (go - 1 идти), (down -вниз), [Щ (here [Ыэ] - здесь)J [еэ] (chair ftj"es] - стул), (poor [риэ] - бедный) J В английском языке дифтонги могут, соединяясь с нейтральным гласным, давать еще более сложные сочетания из трем главных, произносимых в одном слоге, например: our [аиэ] -наш, flower [Ноиэ] - цветок, fire - огонь. В немецкой языке имеется три дифтонга: (ае] [ао], [о2)] (ср.: mein - моЯ Mai - май, Haus - дом, Auge - плаз, heute - сегодня и deutsch - немецкий). В русском и французском языках дифтонгов нет.

Дифтонги принято называть истинными, если оба звука у них равноценны (например, в латышском: tauta - нароЯ rneita - дочь), и ложными, если звуки неравноценна Дифтонги называются нисходящими, если у них первый эвЯ слоговой, а второй неслоговой. Таковы дифтонги в английском и немецком языках (ср.: английские boy - мальчяИ down - вниз; немецкие mein - мой, kaufen - покупать И Дифтонги, у которых слоговым является второй звук, а п(Н вый-неслоговым, называются восходящими. Такие дифточИ есть в испанском (duelo-траур, печаль; puerta-дверь, воров cuarto - четвертый), румынском и других языках. В некоторых языках возможны оба типа дифтонгов. Так, литовские дифтонги могут произноситься с нисходящей интонацией (kaimas - деревия, kaina - цена, sdule - солнце, viidas - лицо, juodas - черный) и с восходящей (vaikas - дитя, laukas - поле, muilas - мыло, ruduo - осень и т. д.).

Некоторые исследователи выделяют как особую категорию гласных дифтонгоиды, т. е. звуки, подобные дифтонгам. Так называют звуки, неоднородные на протяжении их произно­шения. Например, русское [о] начинается с небольшого эле­мента [у], а затем постепенно переходит к [о], звук [е] иногда начинается с элемента близкого к [\] и т.д.

В последнее время сравнительно широко стало использо­ваться противопоставление звуков по признаку диф-фузности -компактности. Компактными называются звуки, в спектрах которых расстояние между первой и второй формантами (см. § 9) незначительно, т. е. полосы усиления характерных для звуков частот сближены. Примерам могут быть русские гласные {а], [о]. При диффузных звуках рас­стояние между двумя полосами типичных частот, т. е. двумя формантами, значительно. Таковы русские гласные [и], {у}. Акустические различия компактных и диффузных звуков от­ четливо видны на спектрограммах (юм. § 25) этих звуков (рис. 9). Различение компактных и диффузных звуков свя­зано с разной формой ротового и глоточного резонаторов.

Рис. 9. Спектрограммы гласных звуков [а] - первая и [и] - вторая.

Деление на компактные и диффузные может быть распространено и на согласные звуки (компактными звуками являются [ш], [ч’], [ж], [р], [р’], [j] и т.д. Диффузными: [п], [п’], [б], [в’], [ф], [ф’], [в] и т.п. Что опять-таки подчеркивает условность противопоставления гласных и согласных. Приме­нительно к русскому языку интересную попытку построения единой классификации для гласных и согласных на основе акустических признаков сделал М. В. Панов.

§ 14. Фонетическое членение речи

До сих пор рассматривались отдельные звуки в их изоли­рованном произношении, но в речевом потоке такой изолиро­ванности нет и не может быть. Как показали исследования последнего времени, в потоке речи происходит членение не на отдельные звуки, а на слоги. Слог может состоять из одного звука, но значительно чаще в слог входит несколько звуков (ср.: о-кно, па-су, па-стух, ко-ню и т. п. - в произношении [а-кно], [па-су], (па-стух], [ка-н"у]). То, что слог - это наимень­шая произносительная единица, признается всеми, но при определении слога и установлении принципов его выделения наблюдаются существенные различия. Старая точка зрения на слог, как на звукосочетание, произносимое одним выды­хательным толчком, опровергнута новейшими исследования­ми 2 ; ее несостоятельность можно считать доказанной. В на­стоящее время наибольшее распространение имеют два под-< хода (к пониманию слога. Одни исследователи исходят из акустической природы слога, другие при определении слога] и его выделении опираются на особенности артикуляции J Первая точка зрения наиболее отчетливо была представлена в работах датского языковеда Есперсена, который считали что слог - это сочетание более звучного элемента с менее звучным. Более звучный элемент становится слоговым, он выступает как слогообразующий звук, менее звучный является неслоговым и примыкает к более звучному. Наиболее звучными оказываются гласные, поэтому они и выступаю! в роли слогообразующих звуков (ср.: кни-га, и-ди, ро-лш и т. п.), но если в слоге нет гласного, слогообразующим становится согласный, опять-таки самый звучный, например, в чешском языке <в односложных словах krb (очаг, каминЯ krk (шея), prst (палец) и т. п. слоговым будет согласный [■ в русских сочетаниях тс, тш (призыв к тишине) слоговые являются звуки fie] и [ш], которые все же более звучны, чЩ глухой смычный [т]. Граница слога при таком понимании проходит в месте наибольшего ослабления звучности, т, е. после гласного перед согласным (ср.: при-шли, па-стух и т. п.).

Акустический подход к слогу разделяется и многими со­ветскими исследователями. Так, Н. И. Жинкин считает, что «слог акустически есть не что иное, как непрерывное нара­стание и падение интенсивности звука, воспринимаемого слу­хом как дуга громкости».

Другой подход к слогу представлен в работах Л. В. Щербы. Л. В. Щерба считает, что в основе слогоделения лежит нарастание и ослабление мускульного напряжения. Целост­ность слога определяется тем, что он произносится одним импульсом мускульного напряжения. Границы слога совпа­дают с наибольшим ослаблением мускульного напряжения, т. е. это граница между двумя импульсами мускульного на­пряжения. Практически оба подхода совпадают, так как вершина мускульного напряжения обычно связана с наибо­лее сонорным (звучным) звуком.

Слоги могут иметь разную структуру. Так, по расположе­нию слоговых и неслоговых звуков принято выделять не­сколько типов слогов. Слог называется неприкрытым, если ш начинается со слогового звука, и прикрытым, если он начинается с неслогового звука, например, в слове о-са первый слог о - неприкрытый, а второй - са - при­крытый. Слог, кончающийся иа слоговой звук, называется открытым, а на неслоговой - закрытым, например, в слове до-мов (первый слог открытый, а второй - закрытый.

Если слоговой звук обозначить буквой а, а неслоговой буквой /, то можно схематически представить следующие возможные типы слогов:

а - неприкрытый, открытый;

ta - прикрытый, открытый;

аt- неприкрытый, закрытый;

tat - прикрытый, закрытый.

Следует учесть, что неслоговых элементов может быть несколько. В приведенных выше примерах (кни-га, и-ди, па-стух, он, ро-ли, чешское krk) имеются неприкрытый, от­крытый слог (и в и-ди); прикрытые открытые слоги (кни-га, ди в и-ди, па в па-стух, ро-ли); неприкрытый закрытый (он); прикрытый, закрытый {-стух в па-стух, чешское krk).

В каждом языке есть свой преобладающий тип слогов, что связано с особенностями слогоделения в разных языках. Для русского языка характерно преобладание открытых сло­гов. Это связано с тем, что в русском языке слогораздел (граница слога) обычно проходит после звука, обладающего наибольшей звучностью. Эта особенность строения русского слога называется законом возрастающей звучности. Поэтому для русского языка типично деление на слоги по-дбор, про­смотр, то-чка, а-ктер и прочее, а не под-бор, прос-мотр, точ­ка, ак-тер. В русском языке редко граница слога проходит между согласными. В современном французском языке, на­оборот, граница слога часто проходит между сочетаниями согласных (ср.: ac-teur, dis-irait - рассеянный, absent - отсутствующий, ad-ver-saire - противник и т. п.).

Наблюдая за звучащей речью, мы выделяем в ней более крупные фонетические единицы - такты.

Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется тактом. Иногда такт может включать только один слог. Самостоятельны слова обычно имеют собственное ударение, служебные слов чаще безударны и примыкают к ударным, но иногда ударение переносится на служебное слово, а безударным оказывается знаменательное слово. Если безударное слово сто перед ударным, то оно называется проклитикой, а если после ударного, то энклитикой. Например, в предложении День на день не приходится первый такт состоит одного слога, второй - из двух, а третий - из пяти. Во втором такте ударение перешло на предлог и слово день ста энклитикой. В предложении В снопы / перевяжут / на риг свезут предлог на является проклитикой.

Как видим, границы слова и такта могут и не совпадать. Многие исследователи не считают необходимым выдел речевой такт и говорят о фонетическом слове, s «большом слове» (А. Н. "Гвоздев), а сам термин «речевой такт употребляют со значением: «отрезок речи между двумя паузами».

Не всеми языковедами принято и понятие синтагмы как единицы фонетического членения речи, наиболее обоснованное Л. В. Щербой, который под синтагмой понимал интонационно неделимую единицу речевого потока (внутри синтагмы не может быть пауз), связанную с синтаксической и смысловой стороной речи. Например, в предложении По­среди дремучего леса /на узкой лужайке/ возвышалось ма­ленькое земляное укрепление выделяется 3 синтагмы. Иссле­дования по речеобразованию, проведенные в институте физиологии им, И. П. Павлова, подтвердили правомерность выделения синтагмы как особой артикуляционной единицы, связанной со смыслом, содержанием речи. Целостность синтагмы создается интонационными средствами (см. § 15).

Некоторые ученые выдвигают понятие фразы как самой крупной фонетической единицы, представляющей фонетиче­ски цельную часть предложения или охватывающей несколь­ко предложений. Однако общепринятого точного определения понятия фонетической фразы в науке нет.

Гласные – это чисто тоновые звуки. Они возникают в гортани в результате колебания голосовых связок. Основную роль в образовании гласных звуков играют движения губ и языка.

В соответствии с этим в зависимости от движения губ и языка гласные звуки делятся по трём признакам:

1) по месту подъёма языка (движение языка по горизонтали);

2) по степени подъёма языка (движение языка по вертикали);

3) по участию губ.

По месту подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные переднего ряда (при их образовании передняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу): [и], [э];

Гласные среднего ряда (средняя часть спинки языка движется к нёбу): [ы], [а];

Гласные заднего ряда (задняя часть спинки языка движется к мягкому нёбу): [у], [о].

По степени подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные верхнего подъёма (язык поднят в наибольшей степени): [и], [ы], [у];

Гласные среднего подъёма (язык по вертикали находится в среднем положении): [э], [о];

Гласные нижнего подъёма (язык максимально опущен): [а].

По участию губ в образовании звуков гласные делятся на:

Лабиализованные (от лат. labium - губа), то есть огубленные: [у], [о]. При их образовании губы сближаются, округляются и вытягиваются вперёд;

Нелабиализованные, то есть неогубленные: [а], [и], [э], [ы]. При их образовании губы растянуты.

Классификацию гласных полного образования можно представить в виде следующей таблицы:

подъём ряд
передний средний задний
В верхний [и] [ы] [у]
С средний [э] [о]
Н нижний [а [а]

Кроме гласных полного образования (ударных), в русском языке есть редуцированные гласные, которые произносятся в безударных слогах.

[ ٨] – гласный, средне-заднего ряда, средне-нижнего подъёма, неогубленный, краткий.

[и э ] – гласный, переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ы э ] – гласный, средне-переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.



[ь] – гласный, переднего ряда, верхне-среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.

Классификация согласных звуков

Образование и классификация согласных звуков значительно сложнее, чем гласных.

На основании акустико-физиологических свойств согласные звуки различаются по 4 признакам:

1) по участию тона и шума в образовании согласных;

2) по месту образования шума;

3) по способу образования шума;

4) по твёрдости - мягкости.

I. Качество согласных зависит от работы голосовых связок, т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков.

По участию тона и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.

Сонорные звуки образуются при участии тона и шума, но тон преобладает. Несмотря не препятствия, проход воздушной струи остаётся достаточно широким: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j].

Шумные согласные делятся на: шумные звонкие и шумные глухие.

При образовании шумных звонких согласных участвуют шум и голос, но шум преобладает: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [ж] - [ж’]- долгий.

При образовании шумных глухих согласных тон совсем не участвует, так как голосовые связки раздвинуты и не колеблются воздушной струёй. Звуки создаются только с помощью шума, который образуется в ротовой полости, когда преодолеваются препятствия: [к] - [к’], [п] - [п’], [с] - [с’], [т] - [т’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ц], [ч], [ш] - [ш’] – долгий.

Большинство согласных образуют пары по звонкости-глухости. К непарным относятся:

1) сонорные звуки: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j];

2) глухие звуки: [ч], [ц], [х] - [х’].

II. Все согласные звуки имеют определённое место образования шума в зависимости от того, какие активные и пассивные органы речи образуют преграду.

По месту образования согласные звуки делятся на: губные и язычные.

Губные звуки делятся на губно-губные и губно-зубные.

При образовании губно-губных звуков смыкаются верхняя и нижняя губа:

[б] - [б’], [п] - [п’], [м] - [м’].

При образовании губно-зубных звуков нижняя губа приближается к верхним зубам: [в] - [в’], [ф] - [ф’].

Все остальные звуки относятся к язычным.

III. Качество согласного зависит от характера преграды, которая может быть различной.

В зависимости от того, как преодолеваются препятствия в ротовой полости, все согласные по способу образования шума делятся на щелевые (фрикативные) и смычные.

При образовании щелевых согласных звуков органы речи лишь сближаются. Воздушная струя проходит через щель, как бы трётся об её края, и тем самым создаётся шум. К ним относятся: [в] - [в’], [ж] - [ж’]- долгий, [з] - [з’], [j], [с] - [с’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ш] - [ш’]- долгий.

Все остальные звуки относятся к смычным.

При образовании смычных согласных звуков органы речи смыкаются.

IV. Согласные звуки различаются по признаку твёрдости - мягкости . Твёрдые и мягкие согласные характеризуются своей артикуляцией.

При образовании твёрдых согласных язык концентрируется в задней части ротовой полости, а при образовании мягких согласных – в передней части.

Большинство согласных образуют пары по твёрдости - мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’] и др.

К непарным согласным относятся:

1) только твёрдые: [ж], [ц], [ш];

2) только мягкие: [j],[ж’]- долгий, [ч], [ш’]– долгий.

Слог.

В произношении слова делятся на слоги. Существуют разные точки зрения на определение сущности слога.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым. Слог - это волна звучности (сонорности) . В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности

Самый звучный в составе слога звук называется слогообразующим, таким звуком обычно является гласный. Слог может состоять из одного гласного звука: [ ٨ / кно], [у / жъс].

По конечным и начальным звукам различаются слоги: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые.

Открытые слоги заканчиваются гласными звуками, закрытые слоги – согласными звуками. Прикрытые слоги начинаются с согласных звуков, неприкрытые - с гласных звуков.

Например: [сту / д’энт]

[сту] – открытый, прикрытый, [д’энт] – закрытый, прикрытый.

Деление слов на слоги подчиняется закону восходящей звучности, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучных к более звучным.

У гласных звуков 4 единицы звучности, у сонорных согласных – 3, у шумных звонких - 2, у шумных глухих - 1.

Экспериментальным путём доказано, что характер слогоделения в русской речи определяется стремлением к образованию открытых слогов, то есть граница между слогами проходит после гласного: ٨ / пна], [сп ٨ / ртак] .

Закрытые слоги в русском языке выделяются в таких случаях:

Если слово оканчивается на согласный звук: [кот ] ;

Если согласный [j] стоит перед другим согласным: ٨ j / н а] .

Законы слогоделения в устной речи нельзя путать с правилами переноса слов на письме.

Ударение

В широком понимании ударение - это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы фонетическими средствами.

Различают словесное, фразовое, логическое ударение.

При словесном ударении в фонетическом слове выделяется один ударный слог за счет большего напряжения артикуляционного аппарата и в результате этого - большей силы и продолжительности ударного слога. Поэтому русское ударение называется силовым и ударные гласные, по сравнению с безударными, отличаются большей длительностью и напряжением.

Ударение в русском языке является одним из признаков самостоятельного слова. Служебные слова чаще всего безударны, кроме тех случаев, когда ударение перемещается с самостоятельного слова на служебное.

Отрезок звучащей речи, имеющий одно ударение, образует фонетическое слово.

Безударное слово, примыкающее к последующему ударному слову, называется проклитикой .

Например: на полу, не видел.

Безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному слову, называется энклитикой .

Например: на пол , не был , та же.

Ударение в русском языке разноместное (свободное), т. е. оно не закреплено за каким-либо строго определённым местом в слове. Ударным может быть любой слог.

Например: лекция, читается, интересная.

В одних словах ударение может быть подвижным , в других - неподвижным, строго фиксированным, т. е. при словоизменении и словообразовании оно или перемещается с одного слога на другой или закреплено за одним слогом.

Например: голова-головы-головушка ; товарищ-товарищи-товарищеский .

Некоторые слова помимо основного имеют добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором.

Например: дре внерусский, пе динститут, го стелецентр, по слеоктябрьский, по стфактум .

Фразовое ударение - это ударение, которое падает на слог во фразе, имеющий большую ударную силу.

Например: Туча стала надвига ться .

Логическое ударение - это ударение, выделяющее во фразе то слово, которое считается говорящим наиболее важным. Оно всегда связано с имеющимся или подразумеваемым противопоставлением.

Например: Я учусь в институте.

(а не ты) (а не работаю) (а не в школе)