Континентальный шельф россии. Углеводородный потенциал арктического шельфа россии

11.06.12 / 20:32

Будущий, 2013 год, должен стать для России годом больших перемен на арктическом фронте. Сейчас работает Координационный совет Российской академии наук и Федерального агентства по недропользованию Российской Федерации, который должен подготовить новые документы по определению внешней границы континентального шельфа в Арктике.

Он ведет проект по трем направлениям: уточнение рельефа дна, геофизические профили и исследования эволюции Арктики с учетом палеомагнитных и радиоизотопных датировок пород. Ученые видят свою задачу так: доказать, что кусок дна, который еще называют Арктида, существует давно, по крайней мере, с пермского времени, и является неотъемлемой частью континента.А, значит, Россия сохранит свои лидирующие позиции в освоении Арктики.

Битва титанов

Что такое Арктическое пространство? Это Северный полюс и окраины Евразии и Северной Америки. Это Северный Ледовитый океан и немного Атлантического с Тихим океанами. Что такое Арктический шельф? Это огромная область шельфа, проходящая по окраинам Карского, Чукотского, Баренцева, Восточно-Сибирского и Лаптевых морей.

Территория шельфа проходит в основном в Северном Ледовитом океане и по островам материкового происхождения.
Сейчас арктический шельф для России - это наиболее перспективное направление разработке нефти и газа. Но не надо забывать и о странах, чьи исключительные экономические зоны располагаются в Арктике. Это США, Канада, Норвегия Дания, Швеция, Финляндия, Исландия.

В двадцатых годах прошлого века граница между арктическими странами - СССР, США, Канадой, Норвегией и Данией - определилась весьма условно. За странами закрепились территории, где прошли северные границы этих государств. В те времена у Советского Союза была самая протяженная береговая линия. Это определило наиболее большой сектор - около трети всей площади Арктики. Так как точные границы арктических территорий не были закреплены за странами, то Швеция, Исландия и Финляндия предъявили претензии на арктические территории.

В настоящий момент на разработку месторождений нефти и газа в Арктике претендуют Индия, Китай, Южная Корея, Германия, Япония. Ведь по предварительным данным ученых, объемы неразведанной нефти составляет примерно 83 миллиарда баррелей и природного газа около 1550 трлн. м3. оговоримся сразу: значительная часть неразведанных месторождений нефти располагается в районе Аляски и принадлежит США. Но солидные запасы природного газа находятся в пределах морской границы России. Ученые предполагают, что бурение будет осуществляться на глубине более чем 500 метров. Кроме того, выявлено более 200 перспективных нефтегазовых объектов в Карском, Печорском и Баренцевом морях.

Представители Дании, России, США, Канады, Норвегии, Швеции, Исландии и Финляндия в 1996 году подписали декларацию о создании Арктического совета. Члены Арктического совета занимаются защитой уникальной природы северной полярной зоны и обеспечением устойчивого развития приполярных районов.

В настоящее время в Арктике действует правовой режим, предусмотренный Морской конвенцией ООН 1982 года. В документе прописаны границы исключительной экономической зоны государств, которые заканчиваются на расстоянии 200 морских миль от береговой линии. Но если результаты геологических исследований докажут что континентальный шельф больше чем 200 миль, то расстояние увеличивается до 350 морских миль.

Первый "блин"

В 2001 году Россия сделала попытку подать заявку в Комиссию ООН на закрепление прав на участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева. речь идет о том, чтобы четко и логично доказать, что хребет Ломоносова является структурным продолжением Сибирской континентальной платформы. Этот участок весьма богат углеводородами. Однако инспекторы ООН заявку отклонили, так как было представлено мало информации. ООН запросила дополнительные доводы, чтобы принять решение.

Поэтому России предстоит доказать, что морские хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением российского континентального шельфа. Следовательно, увеличится граница исключительной экономической зоны и нашей стране отойдет площадь 1,2 миллиона квадратных километров, которая богата энергоресурсами.

Чтобы аргументировать свои права на расширение границ континентального арктического шельфа, Россия будет в 2013 году предоставлять в Комиссию ООН по морскому праву данные двух видов: геологические образцы коренных пород хребтов и геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования.

Однако, ожидается, что Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия тоже подадут заявки в спецкомиссию ООН на расширение границ арктического шельфа, чтобы получить право разрабатывать месторождения нефти и газа. Эксперты оценивают высокими шансы у Канады, утверждая, что это - достойный и сильный конкурент России.

Работа на шельфе осложняется, но продолжается

На разведывательные работы этим летом выйдет дизель-электрический ледокол "Капитан Драницын". Первоначально планировалось отправить научно-исследовательское судно "Академик Федоров" и атомный ледокол ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом". Но это оказалось дорого. Сейчас "Капитан Драницын" проходит переоборудование, чтобы можно было вести работы по бурению на арктическом шельфе. Планируется, что в паре с ледоколом "Капитан Драницын" пойдет еще один небольшой ледокол, который будет оснащен сейсмической косой длиной 300 метров. С помощью косы проведут сейсмическое обследование структуры донных отложений.

Напомним, главным заказчиком по разведывательным работам на арктическом шельфе выступает Минприроды России и Роснедра. В феврале этого года компании "Севморгео" получила лицензию на исследование хребта Менделеева, чтобы собрать необходимый материал для подачи заявки России в комиссию ООН по морскому праву с целью определения границ континентального шельфа.

Работа на шельфе осложняется тем, что там большой перепад глубин, поэтому бурение донно-каменного материала придется вести на глубине от 350 метров до 2,6 тысячи метров. Членам группы предстоит найти места выхода коренных пород на поверхность дна, а это не простая задача. Надо заметить, что оборудование для бурения и методика, применяемая "Севморгео", зарекомендовали себя хорошо на работах в Тихом и Атлантическом океанах.

Экспедиция стартует 1 июля. В ней примут участие специалисты из многих отраслей. На время исследования будет отведено 50 суток. Еще 35 суток отводится для сейсморазведки, а 15 суток - на бурение. Если в результате исследования ученые обнаружат гранит, то это значит, что шельф континентальный, а если найдут базальт, то это значит - территория является морской. Разочаруют или нет россиян исследователи - увидим, причем, уже скоро.

Очевидно другое6 северный ледовитый океан стремительно теряет ледяной покров и становится притягательным для промышленников. масштабы его богатств будоражат воображение нефтедобытчиков. А это значит, что конкурентов у России на доказательство справедливости притязаний с каждым годом будет все больше.


Иван Паничкин, Преподаватель кафедры правовых проблем ТЭК МИЭП МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Активная работа по освоению арктического шельфа в СССР развернулась в начале 1980-х гг. Перспективы освоения связывались в первую очередь с Печорским и Карским морями, которые представляют собой акваториальные продолжения Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазовых провинций.

Для освоения шельфовых месторождений в Советском Союзе и за рубежом был заказан целый ряд буровых судов. Благодаря инвестициям в создание бурового флота в период 1983–1992 гг. в Баренцевом, Печорском и Карском морях было открыто 10 крупных месторождений.

После распада СССР, в 1991–1998 гг., российский буровой флот работал практически исключительно на шельфе Западной Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Фактическое прекращение геологоразведочных работ в Арктике после 1991 г. и утрата арктического бурильного флота привели к тому, что на сегодня степень разведанности арктического континентального шельфа Российской Федерации остается крайне низкой: Баренцево море – 20%, Карское – 15%, Восточно-Сибирское, море Лаптевых и Чукотское море – 0%.

Всего на российском континентальном шельфе в Арктике открыто 25 месторождений, причем все они находятся в Баренцевом и Карском морях (включая Обскую и Тазовскую губы) и имеют извлекаемые запасы промышленных категорий более 430 млн т нефти и 8,5 трлн м 3 газа.

В 2008 г. в Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. были внесены изменения, ограничивающие круг компаний, которым могут предоставляться лицензии на право пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации. В связи с этим на сегодня только НК «Роснефть» и ОАО «Газпром» допущены к работам на шельфе.

Первый и пока единственный нефтегазовый проект, реализуемый на российском арктическом шельфе, – разработка нефтяного месторождения «Приразломное», открытого в 1989 г. в Печорском море. Запасы месторождения оцениваются в 72 млн. т нефти. Лицензией на его разработку владеет компания «Газпром нефть шельф». В августе 2011 г. сюда была доставлена морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная» проектной мощностью до 6,5 млн т в год. Промышленная разработка месторождения началась в декабре 2013 г. В 2014 г. с платформы было отгружено и доставлено в порт города Роттердам 300 тыс. т нефти (около 2,2 млн. баррелей). Добываемая нефть получила название «Arctic Oil» (ARCO). В 2015 г. компания планирует удвоить объемы ее добычи и отгрузки. Для района месторождения характерны сложные природно-климатические условия, а именно: ледяной покров сохраняется в течение семи месяцев, высота ледяных торосов достигает двух метров, а минимальная температура воздуха может опускаться ниже 45 ° С.

Фактическое прекращение геологоразведочных работ в Арктике после 1991 г. и утрата арктического бурильного флота привели к тому, что на сегодня степень разведанности арктического континентального шельфа Российской Федерации остается крайне низкой.

Группа «Газпром» продолжает подготовку к реализации еще одного проекта в Печорском море, связанного с разработкой Долгинского нефтяного месторождения. На месторождении, извлекаемые запасы которого оцениваются более чем в 200 млн т нефтяного эквивалента (1,7 млрд баррелей), пробурены уже четыре разведочные скважины. К разработке месторождения планируется привлечь вьетнамскую компанию «PetroVietnam». Начало добычи запланировано на 2020 г., а к 2026 г. планируется достичь пика добычи на уровне 4,8 млн т нефти в год.

Сохраняет свою актуальность и проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения, открытого в 1988 г. и расположенного в центральной части Баренцева моря в 550 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в районе месторождения составляет 320–340 м. Запасы оцениваются в 3,9 трлн мі газа и 56,1 млн т газового конденсата.

Всего «Газпром» владеет 7 лицензионными участками в Баренцевом море, 3 – в Печорском, 13 – в Карском море, 8 – в Обской губе и одним участком в Восточно-Сибирском море.

Другая российская компания – НК «Роснефть» – владеет 6 лицензионными участками в Баренцевом море, 8 – в Печорском, 4 – в Карском, 4 – в море Лаптевых, 1 – в Восточно-Сибирском море и 3 – в Чукотском. Для выполнения своих лицензионных обязательств компания заключила в 2011 и 2012 гг. соглашения о стратегическом сотрудничестве с «ExxonMobil», «Statoil» и «Eni», предусматривающие, помимо прочего, совместное осуществление геологоразведочных работ и освоение углеводородных месторождений арктического шельфа.

В августе 2014 г. компанией «Карморнефтегаз», совместным предприятием «Роснефти» и «ExxonMobil», в результате разведочного бурения на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море было открыто нефтяное месторождение «Победа » с извлекаемыми запасами 130 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. Стоит отметить, что район бурения характеризуется крайне сложными климатическими условиями. Здесь на протяжении 270–300 дней в году сохраняется ледовый покров толщиной 1,2–1,6 м при температуре в зимний период до минус 46˚С.

В 2014 г. «Роснефть» заключила с норвежской «North Atlantic Drilling» долгосрочное соглашение об использовании до 2022 г. шести морских буровых установок на шельфовых проектах компании, в том числе и в Арктике. С целью расширения доступа к буровому флоту «Роснефтью» в том же году было заключено рамочное соглашение с компаниями «Seadrill Limited» и «North Atlantic Drilling Limited» об обмене активами и инвестициях.

Во второй половине 2014 г. в связи с позицией России по украинскому кризису целый ряд государств (США, страны ЕС, Норвегия и др.) ввели против нее секторальные санкции. Они предусматривают, помимо прочего, запрет на поставки оборудования и технологий, а также на предоставление сервисных услуг для осуществляемых «Роснефтью» и «Газпромом» («Газпром нефтью») проектов по разработке морских нефтяных ресурсов Арктики. Кроме того, были установлены ограничения на привлечение российскими нефтяными компаниями и банками финансирования от зарубежных финансовых институтов.

Эти санкционные ограничения уже привели к фактической приостановке участия ряда иностранных нефтяных и нефтесервисных компаний, включая «ExxonMobil», в проектах на российском арктическом шельфе. Следует также отметить, что в настоящее время российский нефтегазовый сектор сильно зависит от использования оборудования и услуг из стран, наложивших санкции на Российскую Федерацию.

Особенно высока степень зависимости от «западных» оборудования и услуг, необходимых для реализации шельфовых проектов в Арктике, включая морские буровые установки, насосно-компрессорное и внутрискважинное оборудование, оборудование для генерации электроэнергии, а также программное обеспечение. При этом замена целого ряда товаров на отечественные аналоги возможна не ранее 2020–2025 гг. В то же время использование оборудования и услуг из третьих стран, в первую очередь Китая, увеличивает риск возникновения аварий ввиду более низкого качества данной продукции.

В этих условиях возникает риск невыполнения «Роснефтью» и «Газпромом» своих лицензионных обязательств. В связи с этим компании обратились за государственной поддержкой, в том числе в части продления лицензионных сроков.

Высока степень зависимости от «западных» оборудования и услуг, необходимых для реализации шельфовых проектов в Арктике.

В целом, несмотря на имеющиеся сложности, освоение арктических нефтегазовых ресурсов остается одним из стратегических приоритетов Российской Федерации, учитывая, что суммарные извлекаемые запасы арктического шельфа оцениваются в 106 млрд т нефтяного эквивалента, включая запасы газа, оцениваемые в 70 трлн м3.

Вместе с тем реализация планов по разработке арктического шельфа – довести к 2030 г. ежегодную добычу до 65 млн т нефти и 230 млрд м3 газа – может потребовать значительных инвестиций (более 1 трлн долл.). В условиях действующих санкционных ограничений в финансовой сфере привлечение таких инвестиций весьма проблематично.

Использование оборудования и услуг из третьих стран, в первую очередь Китая, увеличивает риск возникновения аварий ввиду более низкого качества данной продукции.

Сегодня континентальный шельф играет важную роль в поддержании мировой добычи нефти и газа. За последние десять лет более 2/3 запасов углеводородных ресурсов было открыто именно на шельфе. Во всех приарктических государствах приняты правовые акты, закрепляющие стратегическое значение Арктики в первую очередь с точки зрения запасов углеводородных ресурсов.

Вместе с тем степень изученности и освоенности данных ресурсов в приарктических государствах остается крайне низкой. В настоящее время на континентальном шельфе США, Норвегии и России в Арктике реализуются лишь единичные проекты. По оценкам экспертов, до 2030 г. на арктическом шельфе будут проводиться главным образом геологоразведочные работы и подготовка месторождений к последующему масштабному освоению.

В числе факторов, которые будут оказывать влияние на возможности приарктических государств и нефтегазовых компаний по разработке морских нефтегазовых ресурсов Арктики, можно выделить следующие.

1. Развитие технологий

Сегодня нефтегазовые проекты, реализуемые на арктическом шельфе, существенным образом отличаются друг от друга в технологическом плане, что обусловлено различными природно-климатическими условиями тех регионов, в которых они находятся. Это приводит к необходимости разработки новых технологий и поиска соответствующих технических решений практически под каждый конкретный проект, что увеличивает время реализации и стоимость проектов.

2. Развитие инфраструктуры

Количество объектов наземной инфраструктуры (ремонтные базы, базы снабжения и аварийно-спасательные центры), необходимой для обеспечения морских операций, связанных с нефтегазовой деятельностью, крайне ограничено.

Кроме того, мощности и конфигурация действующих в регионе трубопроводных систем и портов (терминалов) ограничивают возможности по доставке новых объемов углеводородов потребителям за пределами Арктики.

3. Природно-климатические условия

Низкие температуры, паковые льды и айсберги – отличительные особенности природно-климатических условий региона. Эти особенности во многом сужают временные возможности проведения буровых и иных морских работ, а также предъявляют дополнительные требования к оборудованию и персоналу.

4. Экологическая безопасность

Очевидно, что любая антропогенная активность в Арктике должна минимальным образом воздействовать на арктическую экосистему, не нанося ей существенного вреда. Уже сегодня часть акваторий Северного Ледовитого океана имеет статус заповедных территорий, в которых запрещается любая деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых.

Активизация природоохранных организаций, выступающих против нефтегазовой деятельности в Арктике, может существенно осложнить планы приарктических государств и компаний по реализации соответствующих проектов.

Необходимо учитывать и риски, связанные с последствиями возможных морских нефтяных разливов. Они могут привести не только к банкротству компании, по вине которой произошел разлив, но и к остановке под давлением природоохранных организаций всей морской нефтегазовой деятельности в Арктике.

5. Финансово-экономические условия

По оценкам некоторых экспертов, рентабельность арктических морских нефтегазовых проектов, в зависимости от региона, обеспечивается при цене на нефть 40–90 долл. за баррель. Снижение мировых цен на нефть, начавшееся в 2014 г., привело к тому, что целый ряд нефтегазовых компаний заявил о приостановке своих арктических проектов в связи с их нерентабельностью. В то же время многие компании, уже вложившие значительные средства в арктические проекты, продолжают работу над ними, ожидая благоприятной ценовой конъюнктуры в период после начала промышленной добычи нефти.

Дополнительную финансовую нагрузку на арктические проекты может наложить ужесточение национальных и международных требований по промышленной и экологической безопасности, в частности требований в отношении наличия оборудования для оперативного бурения разгрузочных скважин в случае разливов нефти.

6. Санкционные ограничения

Россия столкнулась с санкционными ограничениями со стороны целого ряда западных стран, включая все приарктические государства, в вопросах поставок технологий и услуг для работы на арктическом шельфе. Эти ограничения серьезно сдерживают ее возможности по реализации проектов в Арктике. К тому же ограничения в доступе к апробированным технологиям и решениям увеличивают риск аварий.

Очевидно, что каждый из вышеуказанных факторов несет свои риски неопределенности. Например, сегодня сложно предсказать, какими будут цены на нефть в долгосрочной перспективе, насколько продвинутся технологии морской добычи нефти и газа в Арктике, растает ли, как предсказывают некоторые ученые, арктическая «ледяная шапка» к 2040 г.

Учитывая, что от решения о проведении геологоразведочных работ до начала промышленной добычи нефти в Арктике может пройти 5–10 и более лет, необходимо уже сегодня приступить к созданию экономически оправданных технологий и технических решений, способных обеспечить безопасную и эффективную добычу нефти и газа, а также к строительству сопутствующей инфраструктуры. Принимая во внимание масштабность задач, работу на данном направлении целесообразно выстраивать на основе механизмов государственно-частного партнерства.

Приарктическим государствам следует также приступить к выработке единых стандартов и правил. Это позволит нефтегазовым компаниям разрабатывать и использовать единообразные оборудование и технические решения во всех государствах региона без необходимости тратить время и средства на их адаптацию под требования и правила каждой конкретной страны.

Работа по этим направлениям в настоящее время ведется, но носит по большей части фрагментарный и несистемный характер. В связи с этим возрастает актуальность укрепления сотрудничества приарктических государств и заинтересованных нефтегазовых компаний в выработке совместных подходов по обозначенному кругу вопросов.

В качестве площадки для такой работы целесообразно использовать зарекомендовавший себя межправительственный форум высокого уровня – Арктический совет.

С момента учреждения Арктического совета в 1996 г. международное сотрудничество в Арктике значительно укрепилось, что нашло отражение в целом ряде реализованных совместных проектов. Кроме того, в рамках Совета были подготовлены международные договоры по вопросам авиационного и морского спасания в Арктике, готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения, а также рамочный план по предупреждению и ликвидации морских разливов нефти в этом регионе.

Укрепление международного арктического сотрудничества позволило обеспечить высокий уровень безопасности и низкий уровень конфронтации в регионе. Однако если приарктическим государствам не удастся избежать политизированности сотрудничества в Арктике в контексте общей геополитической ситуации, это существенным образом отразится на перспективах проведения согласованной политики и реализации совместных проектов.

Перенос международной напряженности в Арктику в совокупности с сохранением санкционной политики будет способствовать рассмотрению Российской Федерацией вопроса о привлечении к сотрудничеству внерегиональных государств, прежде всего из Азии. В этих условиях международное сотрудничество в арктическом регионе может быть серьезно переформатировано, а объем заказов у западных производителей оборудования для разработки арктического шельфа существенно снижен.

Перспективные акватории составляют до 40% площади морей Востока России (на суше 25%). Углеводородные ресурсы акваторий более чем в два раза превышают таковые на суше, даже - с учетом обширных нефтегазоносных областей Якутии.

Углеводородный потенциал Западно-арктического шельфа

С конца 70-х годов прошлого столетия в СССР были предприняты самые серьезные меры по поискам месторождений на континентальном шельфе. В течение десятилетия эффективность геологоразведки в Охотском, Баренцевом и Карском морях превзошла лучшие мировые достижения. Особенно впечатляющие результаты достигнуты в Арктике: в Баренцевом, Печорском и Карском морях не только выявлено более 100 нефтегазоперспективных объектов, но и открыто 11 месторождений.

Среди них - четыре уникальных по запасам газа с конденсатом в Баренцевом и Карском морях, два крупных газовых - в Баренцевом, крупное нефтяное и нефтегазоконденсатное в Печорском. На этой акватории в самые последние годы выявлено еще четыре нефтяных месторождения, а в Обской губе - два крупных газовых. По официальным оценкам МПС, на Баренцево и Карское моря приходится около 80% начальных потенциальных ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России, потенциальные запасы которого составляют 90 млрд. тонн условного топлива (13 млрд. т нефти и 52 трлн. кубометров газа).

Первые очень поспешные и сверхоптимистичные прогнозы освоения месторождений на арктическом шельфе были сделаны после получения в 1982 году промышленного притока нефти на Песчаноозерском месторождении на острове Колгуеве, а годом позже - газового фонтана на Мурманской структуре в Баренцевом море. Во властные и партийные органы пошли декларативные заявления и предложения о газоснабжении Мурманской области, Карелии и Ленинградской области, а также высоких уровнях добычи нефти на Песчаноозерском месторождении и вероятного ее экспорта. В этих «реляциях» многократно завышались оценки выявленных запасов, поскольку ажиотаж инициировался не теми, кто имел непосредственное отношение к открытиям и реалистично оценивал первые результаты (их мнение игнорировалось). Из-за этой шумихи на Колгуев даже выезжала комиссия топливного бюро при ЦК КПСС, после визита которой был обустроен рейдовый налив нефти с Песчаноозерского месторождения. Обещанные запасы двух «первенцев» не подтвердились, но спекулятивные декларации по поводу разработки Мурманского газового месторождения эпизодически возобновляются до последнего времени.

С разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений стали связывать самые радужные перспективы и социально-экономические последствия. По принятому в середине прошлого десятилетия технико-экономическому обоснованию (ТЭО) добыча нефти на Приразломном могла быть начата в 1999 году. По Штокмановскому проекту еще в советские годы был создан международный консорциум с участием Миннефтепрома и крупных зарубежных нефтяных компаний - Conoco (США), Norsk Hydro (Новегия), Neste, ныне Fortum (Финляндия), намеревавшийся до 2000 года начать добычу газа.

Надо отметить, что это самое крупное по разведанным запасам газа из известных в мире морских месторождений. Промысловое обустройство и разработка его требуют решения сложных технико-технологических проблем из-за превышающих 300 метров глубин моря, тяжелых ледовых условий и удаленности более чем на 550 километров от Мурманского побережья.

Результаты поисковых работ на шельфе в Западной Арктике можно без преувеличения считать фантастическими. В последние 25-30 лет им не было равных на других шельфовых акваториях мира, но выявленные в Карском море Ленинградское и Русановское месторождения еще крупнее Штокмановского. Правда, от открытия всех этих супергигантов до их освоения – «дистанция огромного размера»! По разным причинам, а в последнее десятилетие - еще и из-за кризисного состояния всей экономики страны.

Изначально работы на арктическом шельфе были ориентированы на поиски, разведку и разработку нефтяных месторождений. Дело в том, что еще при бурном росте нефтедобычи в стране за счет Западной Сибири вследствие резкого падения эффективности геологоразведки возникли большие трудности с воспроизводством разведанных запасов нефти. В начале 70-х в СССР превзойден годовой рубеж добычи в 300 млн тонн. В короткое время она удвоилась, но одновременно стало ясно, что и в добывающих регионах, и на неосвоенных нефтеперспективных территориях маловероятно открытие новых нефтяных месторождений, которые могли бы сравниться по запасам с разрабатываемыми в Западной Сибири и в Поволжье гигантами. Но тогда стояла задача за 20 лет довести добычу нефти до 1 миллиарда тонн, поэтому освоение углеводородных ресурсов континентального шельфа, прежде всего западно-арктического, стало одной из самых актуальных народнохозяйственных задач.

В первые же годы работ стало ясно, что выявление крупных нефтяных месторождений в наиболее доступных для освоения Баренцевом и Карском морях маловероятно, и это подтвердилось. После открытия газовых гигантов здесь вообще не планировалось приростов газа: сверху еще "спускали" планы по приросту запасов нефти.

Сейчас в Западной Арктике известны 17 месторождений. Но только два из них можно рассматривать как реальные объекты для эксплуатации в обозримой перспективе - Штокмановское и Приразломное. Что касается остальных, то, скорее всего, лишь открытые в конце 90-х годов нефтяные месторождения в Печорском море могут стать «сателлитами» Приразломного - через несколько лет после начала его разработки и их разведки. Даже уникальные и очень крупные конденсатно-газовые месторождения в Баренцевом и Карском морях по капиталоемкости ввода в разработку пока мало инвестиционно привлекательны. Выбор объектов для разработки предельно ограничен, так как она невозможна без инвестиций, которые соизмеримы с годовым бюджетом страны в последние годы. Например, Приразломное месторождение. По принятой у нас классификации это крупное месторождение - не менее 75 млн. тонн извлекаемых запасов нефти. Напомню, что по технико-экономическому обоснованию его разработка могла быть начата еще два года назад. Сегодня называются 2004-2005 годы. Проблемы: Первая - дефицит капвложений в промысловое обустройство. Для начала разработки Приразломного необходимо более миллиарда долларов инвестиций от зарубежных партнеров. Из них не менее 20 процентов - на реконструкцию «Севмашпредприятия», которое должно строить технологические платформы. Пока общие инвестиции с участием и бывшего, и нынешнего партнера «Росшельфа» лишь приблизились к этим 20 процентам. Вторая причина - соображения целесообразности. Еще сохраняются предпосылки выявления сравнительно крупных нефтяных месторождений в основном добывающем регионе России - Ханты-Мансийском округе и по соседству с ним - на юге Ямала. На европейском Севере, в северных районах Республики Коми и в Архангельской области в балансе страны учтено более 100 месторождений с общими извлекаемыми запасами около 1,3 миллиарда тонн, из которых разрабатывается менее половины, около 15 подготовлено к разработке, а свыше 40 - числится в разведке и в консервации. Учитывая это, необходимость разработки Приразломного становится очень сомнительной. Да и по упомянутому ТЭО разработка его оценивалась на грани рентабельности. А о вкладе в общероссийскую добычу пока можно не говорить. По крайней мере, в проекте государственной концепции энергетической политики РФ до 2020 г. он не предусматривается. Да и штокмановский газ, согласно этому проекту, появится где-то после 2010 г. К 2015 г. его удельный вес может приблизиться к 7-8% от общей добычи в стране.

Недостаточное воспроизводство запасов и в нефтяной, и в газовой отраслях уже восемь лет назад поставило страну на грань энергетической безопасности, но по газу ситуация еще и усугубилась в последние годы.

Запасы Штокмановского месторождения и его разработка - не спасение для газовой отрасли. Безальтернативной ресурсной базой для развития газодобычи в России являются разведанные запасы на месторождениях Ямала. Недавно к такой же оценке пришли ученые Москвы и Новосибирска. Совокупные разведанные запасы газа на полуострове в три раза превышают запасы Штокмановского месторождения, и две трети их сконцентрировано в трех соседствующих гигантских месторождениях - Харасавэйском, Крузенштерновском и Бованенковском, которые подготовлены к разработке. А если будет начата их разработка, то резко возрастет инвестиционная привлекательность Русановского и Ленинградского газовых супергигантов в Карском море, расположенных на глубинах менее 100 м и удаленных от Харасавэя всего на 100-150 км. Извлекаемые запасы этих месторождений по сумме почти вдвое превышают запасы Штокмановского. Там очень сложная ледовая обстановка. Но подводное их промысловое обустройство - решаемая проблема. Так что общая капиталоемкость освоения обоих месторождений почти вдвое ниже, чем Штокмановского.

Тем не менее, за 10 лет государство вложило в организационное и материально-техническое обеспечение освоения Баренцевоморского шельфа около 3 миллиарда долларов. Был создан специализированный главк в системе Мингазпрома, а в его составе - специализированные предприятия в Мурманске, хорошо оснащенные для работы в Арктике и укомплектованные подготовленными кадрами, с почти завершенными к 1992 г. всеми объектами береговой инфраструктуры.

Для Мурманской области разработка Штокманского и Приразломного месторождений - журавль в небе. А синица в кулаке - то, что можно было бы начать разрабатывать и быстрее, и с меньшими затратами. Целесообразно продолжить разведку на Кольском шельфе, где есть очень перспективный объект. Это зона рифогенных массивов, на продолжении которой - в норвежской части Баренцева моря - получена нефть. По самым скромным оценкам можно ожидать, что в этой зоне могут быть разведаны около 150 миллионов тонн извлекаемых запасов нефти. Через 8-10 лет с начала работ по их освоению, при организации на Кольском побережье нефтепереработки, может быть решена задача самообеспечения Мурманской области нефтепродуктами.

Чтобы раз и навсегда ответить на вопрос, есть ли у области перспектива создания и развития собственной нефтедобычи со всеми последующими социально-экономическими последствиями, необходимо за два-три летних сезона выполнить точную сейсморазведку и по ее результатам пробурить и испытать две-три оценочные скважины глубиной 2,6-2,8 км. Для этого не нужны миллиарды долларов. На сейсморазведку довольно полутора десятков миллионов. Для бурения потребуется на порядок больше, но на условиях аукциона наверняка найдутся инвесторы из числа ведущих российских нефтяных компаний.

Что же касается в целом проблемы освоения шельфовых ресурсов Арктики, то на недавней V Международной конференции в Санкт-Петербурге, специально посвященной ее решению, впервые прозвучала реалистичная оценка - это задача всей первой половины нынешнего века.

Добыча нефти в арктических регионах и на шельфе РФ, как планируется, превысит к 2010 году 250 миллионов тонн в год, - сообщил бывший в тот период заместителем министра природных ресурсов РФ Иван Глумов, выступая в Санкт-Петербурге на пятой Международной конференции «Освоение шельфа арктических морей России». Он сослался на расчеты специалистов Министерства природных ресурсов РФ, положенные в основу одобренной в августе 2001 года правительством программы рационального использования природных ресурсов на период 2002-2004 годов.. Согласно программе, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах к 2010 году будет добываться 220 миллионов тонн нефти и 520 миллиардов кубометров природного газа в год. В Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева и Карского морей - еще около 40 миллионов тонн нефти и до 70 миллиардов кубометров газа в год, на шельфе Сахалина - около 20 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров газа в год. Основной объем работ на шельфе будет осуществляться на основе раздела продукции. Это наиболее оптимистический взгляд на развитие нефтегазодобычи в Западной Арктике.

Справка

Приразломное месторождение

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море (юго-восточная часть Баренцева моря) в 60 км от берега на глубине 20 метров. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн. тонн. Однако по результатам проведенной на месторождении трехмерной сейсморазведки российские ученые говорят о запасах в 100 млн. тонн.

Приразломное месторождение открыто в 1989 году российским объединением «Арктикморнефтегазразведка».

Лицензия на освоение Приразломного месторождения принадлежит компании «Росшельф».

Освоение Приразломного месторождения предполагается на основе соглашения о разделе продукции.

Для реализации проекта необходимы инвестиции в минимальном объеме $1,3-1,5 млрд.

Добычу промышленной нефти на месторождении планировалось начать в 2003 году, однако добыча не организована и вряд ли будет осуществляться в ближайший период по целому ряду технических, инфраструктурных и финансовых причин.

Нефть предполагается добывать с ледостойкой платформы, которая должна быть построена архангельском предприятии «Севмашпредприятии» и отбуксирована на месторождение. Генеральный проектант ледостойкой платформы - британская компания Brown&Root. Основные субподрядчики - ЦКБ МТ «Рубин», ЦКБ «Коралл» и «Севмашпредприятие».

Ледостойкая платформа для освоения Приразломного - это верхние строения весом в 35 тысяч тонн, которые будут установлены на кессон весом в 60 тыс. тонн. Кессон также будет использоваться для хранения добываемой нефти (до 120 тыс. тонн).

Максимальный объем добычи нефти планируется достичь на третьем году освоения месторождения (5,8 млн. тонн).

Стратегическим партнером «Росшельфа» и «Газпрома» в проекте освоения Приразломного месторождения с 1994 года являлась австралийская компания Broken Hill Propertiary Petroleum (BHP Petroleum) - дочерняя компания многопрофильного холдинга Broken Hill Propertiary (основные сферы деятельности - металлургия, горная промышленность, алмазы, химия и т.д.). Однако в январе 1999 года австралийская компания официально объявила о своем выходе из проекта, заявив, что инвестиции, необходимые для разработки Приразломного, неоправданно высоки по сравнению с другими проектами, реализацией которых занимается компания.

Между тем, некоторые независимые российские наблюдатели объясняют уход BHP из проекта проблемами, возникшими у холдинга после финансового кризиса 1998 года в Юго-Восточной Азии. В конце 1998 - начале 1999 года BHP Petroleum также отказалась от участия в проектах освоения ряда месторождений углеводородов в Мексиканском заливе, Северном море, во Вьетнаме.

В марте 1999 года между «Газпромом» и германским концерном BASF было подписано соглашение о стратегическом партнерстве, подразумевающее участие BASF в геолого-разведочных работах и освоении месторождений нефти и газа на территории России через свою дочернюю компанию Wintershall.

В июле 1999 года компания «Росшельф» и Всемирный банк объявили о начале общественных слушаний по проекту освоения Приразломного месторождения, цель которых - выяснение соответствия проекта требованиям Всемирного банка к охране окружающей среды. До конца 1999 года пройдут три этапа слушаний - в Архангельске, Нарьян-Маре и Северодвинске. По итогам слушаний будет принято решение о дальнейшей реализации проекта.

В начале июля официальный представитель компании «Росшельф» заявил, что партнерами «Росшельфа» и «Газпрома» в проекте освоения Приразломного месторождения изъявили желание стать BASF (Германия), Norsk Hydro и Statoil (Норвегия).

Углеводородный потенциал шельфа восточной Арктики и Дальневосточных морей

Перспективные акватории составляют до 40% площади морей Востока России (на суше 25%). Углеводородные ресурсы акваторий более чем в два раза превышают таковые на суше, даже - с учетом обширных нефтегазоносных областей Якутии. Средние концентрации ресурсов в нефтегазоносных бассейнах шельфов (20-25 тыс. т/км2) значительно превосходят плотности ресурсов сухопутных НГБ (9 тыс.т/км2); недра акваторий более перспективны и в отношении жидких УВ. Практический смысл приобретают и различия в параметрах зональных скоплений нефти и газа, в величине месторождений суши и акваторий. Так, плотности ресурсов в доказанных зонах нефтегазонакопления на шельфе Сахалина (Лунская, Монгинская, Эхабинская) достигают 1500 тыс.т/км2, значительно превышая показатели территориальных зон. Наибольшие месторождения шельфов, как с доказанными запасами до 450 млн.т (Лунское, Аркутун-Дагинское, Пильтун-Астохское), так и прогнозируемые до 400 млн.т у.т. превосходят крупнейшие месторождения суши, открытые в Якутии -Талканское (89,0 млн.т), Средне-Ботуобинское (66,5 млн.т), Чаяндинское (33,0 млн.т). На Дальневосточных и Северо-восточных морях прогнозируется открытие свыше 50-ти месторождений нефти и газа, с ресурсами, соответственно, более 50 и 30 млн.т у.т. и около 100 - более 30 млн.т нефти и 10 млрд.м3 газа. Прогнозируемые здесь зоны нефтегазонакопления характеризуются удельными плотностями ресурсов УВ до 500-1500тыс. т/км.

Полученные в девяностых годах данные свидетельствуют о существовании более высокого нефтегазового потенциала Северо-восточных (Восточная Арктика) морей. На 01.01.98 г. начальные извлекаемые ресурсы УВ составляют 15857 млн. т условного топлива, в том числе нефти и конденсата 4575 млн.т и газа 11282 млрд.м3. Таким образом, ресурсы по нефти и конденсату увеличились на 214%, по газу на 170,9%. Однако, по состоянию разведанности и из-за сложности и капиталоёмкости освоения весь этот регион, является резервом на достаточно отдалённое будущее. Освоение этих месторождений потребует огромной концентрации капитала и, вероятно, может стать полем деятельности для международных консорциумов под общим контролем России.

На Лаптевоморском шельфе площадью. 320 тыс.кв.км к настоящему времени выполнено 13,1 тыс.пог.км сейсмопрофилей. Шельф моря Лаптевых изучен региональными работами не полностью. Осадочные бассейны, выделенные на юге (мощность осадочного чехла более 10 км) в северной части не оконтурены. При нефтегазогеологическом районировании выделена самостоятельная Лаптевоморская нефтегазоносная область (НГО). Юго-западную часть моря Лаптевых занимает Анабаро-Хатангская НГО. В разрезе выделены три нефтегазоносных комплекса: позднепротерозойский карбонатный, верхнепермский терригенный и юрско-меловой терригенный. По последним оценкам прогнозные ресурсы определяются около 8700 млн.т, из них более 70% приходится на нефть.

В Восточно-Сибирском и Чукотском морях предполагается наличие крупных локальных объектов с перспективной площадью до 1,0-1,5 тыс. кв. км и прогнозными извлекаемыми ресурсами более 1 млрд.т у.т. с преобладанием нефти. Здесь выявлено пять нефтегазоносных бассейнов (НГБ), из них наибольший интерес представляют Новосибирский, Северо-Чукотский и Южно-Чукотский. Южно-Чукотский НГБ залегает на эпимезозойской плите, мощность кайнозойской осадочной толщи достигает 4-5 км, В крупном по размерам (200 тыс. км2) Новосибирском НГБ мощность осадочной толщи более 10 км. Единичными профилями здесь намечено крупное (площадь более 1200 км2) поднятие, амплитудой более 400 м. Благоприятные геологические предпосылки позволяют прогнозировать здесь наличие многопластовых гигантских месторождений УВ. Северо-Чукотский НГБ отличается развитием мощной (не менее 13 км) осадочной толщи, в которой выделяются те же комплексы, что и в НГБ Аляски. Согласно официальной оценке извлекаемые ресурсы Восточно-Сибирского и Чукотского морей составляют около 9 млрд.т УВ, причем доля нефти не превышает 2,7 млрд.т. Учитывая данные по корреляции с НГБ Аляски, эту оценку можно увеличить не менее чем в 2 раза.

В пределах шельфа Берингова моря выделяют три НГБ: Анадырский, Хатырский и Наваринский. Нефтегазоносность Анадырского и Хатырского НГБ представлена в их континентальных районах, где открыто 6 небольших месторождений УВ, из которых 4 разведано. Нефтегазоносность Наваринского бассейна доказана в американском секторе. Основная Нефтегазоносность приурочена к отложениям неогена, однако, нефтегазопроявления отмечаются во всем разрезе палеогена. Общая мощность осадочной толщи достигает 7 км. Потенциальные извлекаемые ресурсы шельфа Берингова моря оцениваются на уровне 1 млрд.т у.т., однако такая оценка является минимальной.

Обзор подготовлен с использованием материалов Минэкономразвития России

Русская Цивилизация

Подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.

Согласно Федеральному Закону РФ № 187-ФЗ, континентальный шельф как морское дно и недра подводных районов располагается за пределами территориального моря (территориальных вод) , то есть в пределах исключительной экономической зоны (200 морских миль) при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль (370,4 км) от внутренней границы территориального моря; если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права (то есть шельф в таком случае может выходить и за пределы ИЭЗ).

Площадь континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией РФ, составляет около 5 млн. км², что составляет около 1/5 площади шельфа Мирового океана .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Урок 6. Правовой статус исключительной экономической зоны и континентального шельфа

Субтитры

Претензии на расширение 2001 года

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией Организации Объединённых Наций по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса . Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова , подводного горного хребта , простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента . В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследования

Дополнительные исследования для подтверждения претензий России запланировали на период 2007-2008 годов как часть российской программы в рамках Международного полярного года . Программа исследовала структуру и эволюцию земной коры в арктических регионах, соседствующих с Евразией, таких как хребет Менделеева, поднятие Альфа и хребет Ломоносова, выясняла, действительно ли они связаны с шельфом Сибири . Основными средствами исследований были научно-исследовательское судно «Академик Фёдоров », атомный ледокол «Россия » с двумя вертолётами и геологическими зондами и самолёт Ил-18 с гравиметрическими устройствами .

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд. тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакция

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана - металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследований

В середине сентября 2007 года Минприроды России выступило с заявлением :

Освоение шельфа

Морскую базу углеводородного сырья России составляют нефтегазоносные акватории суммарной площадью около 4 млн. км² в рамках 14 окраинных и внутренних морей. Геологические начальные суммарные ресурсы (НСР) морей имеют следующие показатели.

29 марта в Канаде состоится вторая министерская встреча пяти прибрежных арктических государств (России, Норвегии, Дании, США и Канады). В повестке вопросы по проблематике континентального шельфа, изменения климата сохранения хрупких арктических экосистем, освоения ресурсов Северного Ледовитого океана, развития научного сотрудничества. Во встрече примет участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Арктика (от греч. arktikos - северный), северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океана. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь около 27 млн кв. км, иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66º33\"с. ш.); в этом случае площадь 21 млн кв. км. По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн.

Шельф (англ. shelf) - континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Границы шельфа - берег моря или океана и т. н. бровка (резкий перегиб поверхности морского дна - переход к материковому склону).

По названиям окраинных арктических морей арктический шельф достаточно четко разделяется на Баренцевоморский, Карский, Лаптевский и Восточносибирско-Чукотский. Значительная часть последнего примыкает также к берегам Северной Америки.

Баренцевоморский шельф за последние десятилетия стал одним из наиболее изученных в геолого-геоморфологическом отношении. В структурно-геологическом плане это докембрийская платформа с мощным чехлом из осадочных пород палеозоя и мезозоя. На окраинах Баренцева моря дно сложено древними складчатыми комплексами различного возраста (у Кольского полуострова и к северо-востоку от Шпицбергена - архейско-протерозойского, у берегов Новой Земли - герцинского и каледонского).

Шельф Карского моря в структурно-геологическом отношении гетерогенный, южная его часть в основном представляет продолжение Западно-Сибирской герцинской плиты. В северной части шельф пересекает погруженное звено Уральско-Новоземельского мегантиклинория (сложное горноскладчатое сооружение), структуры которого продолжаются на северном Таймыре и в Североземельском архипелаге.
Преобладающий тип рельефа на Лаптевском шельфе - морская аккумулятивная равнина, вдоль побережий, а также на отдельных банках - абразионно-аккумулятивные равнины.

Аккумулятивный выровненный рельеф продолжается и на дне Восточно-Сибирского моря, местами на дне моря (около Новосибирских островов, к северо-западу от Медвежьих островов) четко выражен грядовый рельеф. На дне Чукотского моря преобладают затопленные денудационные равнины (выровненные поверхности, образованные в результате разрушения древних возвышенностей или гор). Южная часть дна моря глубокая структурная впадина, заполненная рыхлыми отложениями и, вероятно, мезокайнозойскими эффузивами. Шельф вдоль северного берега Аляски неширокий и представляет собой денудационную, в значительной степени термо-абразионную равнину. У северных окраин Канадского архипелага и Гренландии шельф "переуглублен" и в отличие от Чукотского шельфа изобилует реликтовыми ледниковыми формами рельефа.

Центральная часть - Арктический бассейн, область глубоководных котловин (до 5527 м) и подводных хребтов. Крупными орографическими структурами Арктического бассейна являются хребты Менделеева, Ломоносова и Гаккеля. Вокруг этих хребтов расположены глубоководные котловины, наиболее значительные из них - Канадская, Макарова, Амундсена и Нансена.

Открытие советскими учеными хребта Ломоносова - выдающееся географическое открытие нашего века. Это крупное поднятие дна шириной от 60 до 200 км, протянувшееся почти на 1800 км от Новосибирских островов, через Северный полюс до острова Элсмира, делит Северный Ледовитый океан на две части, резко различные по строению земной коры и режиму водных масс.

Этот гигантский "подводный мост" соединяет материковые платформы Азии и Америки. Высота его достигает 3300 м со стороны Тихого океана и 3700 м в противоположном направлении. Наименьшая из пока обнаруженных над хребтом глубин составляет 954 м.

Хребет Менделеева, второе крупное поднятие дна океана, расположен восточнее хребта Ломоносова. Первоначально под этим названием понималось обширное поднятие с минимальной глубиной 1234 м, простирающееся на 1500 км от района острова Врангеля по направлению к Канадскому Арктическому архипелагу. Он менее расчленен и имеет более пологие склоны, чем хребет Ломоносова.

В центральной части хребта был обнаружен разрыв в виде подводной долины с глубинами до 2700 м. Впоследствии частям хребта, лежащим по обе стороны подводной долины, бмли присвоены разные наименования. Название хребет Менделеева сохранилось лишь за частью, тяготеющей к нашей стране, а остальную часть хребта стали называть поднятием Альфа (по названию американской дрейфующей станции, которая работала в этом районе Северного Ледовитого океана).

Хребет Гаккеля расположен по другую сторону хребта Ломоносова и имеет протяженность более 1000 км. Он состоит из нескольких цепей конусообразных гор. Подводное поднятие высотой 400 м названо горой Ленинского комсомола.

Самым примечательным является то, что эти многочисленные подводные поднятия имеют вулканическое происхождение, столь необычное для Арктического бассейна.

Между хребтами Ломоносова и Гаккеля располагается котловина Амундсена с глубиной более 4000 м и довольно ровным рельефом дна. По другую сторону хребта Гаккеля находится котловина Нансена со средней глубиной около 3500 м. Здесь обнаружена самая глубокая точка океана -5449 м.

К востоку от поднятия Альфа и хребта Менделеева расположена Канадская котловина, самая большая в Арктическом бассейне, с наибольшей глубиной 3838 м. В последнее время в Арктическом бассейн было открыто еще несколько поднятий и впадин.

В современном международном праве закреплено разделение Арктики на 5 секторов. В 1920-х годах ряд прибрежных государств (СССР, Норвегия, Дания, владеющая Гренландией, США и Канада) выдвинули концепцию о «полярных секторах», согласно которой все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами - меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства. Самой большой стране, СССР, достался и самый большой сектор - около трети всей площади шельфа Арктики. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов.

Объем этих прав определяется международным правом, в частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, в 1997 году ратифицированной и Россией. Конвенция дает морским государствам право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 миль от береговой черты. В случае продолжения шельфа за пределы этих границ страна может расширить свою границу до 350 миль. В этих пределах государство получает контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми.
Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 году заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 года стартовала российская полярная экспедиция "Арктика-2007", целью которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа .

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 году.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 года стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent.

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 года стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева , а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.