Крымские легенды. Легенды «Артека

Школа юных мультипликаторов в «Артеке» продолжает свою работу. Артековцы девятой смены решили не просто экранизировать уже существующие мифы о различных объектах и традициях «Артека». Дети придумали свои истории. Какими стали их первые шаги в мультипликации, судите сами. Для артековцев прикосновение к миру анимации стало увлекательным и познавательным опытом.

Например, фильм «Медведь в раю» Валерии Бондаренко (ХМАО - Югра) начался с появления на экране медведя и волшебной яблони, а закончился образованием Аю-Дага. А легенда, нарисованнаяПолиной Малеевой (Самара) и озвученная Богданом Галаганом (Москва) и Екатериной Балабановой (ХМАО), объяснила, почему «Артек» называют «перепелиным островком». Внезапный поворот сюжета раскрывает тайну возникновения артековцев. Если в легенде гигантский медведь может окаменеть, почему тогда из перепелиных яиц не могут вылупиться крошечные пионеры-артековцы в полной униформе?

Трудоёмким процессом для ребят оказалось создание легенды Екатерины Балабановой (ХМАО) о битве «титанов» – Годзиллы и ожившего Аю-Дага. Финал очевиден – наша Медведь-гора побеждает. Но тот факт, что окаменевшие ноги Годзиллы это и есть, по задумке автора, Адалары, не смог оставить равнодушным артековских зрителей.

Все работы были выполнены на кальке, в специально собранных для этого блокнотах. Потом листочки выкладываются на сканер и сводятся воедино уже на компьютере. Озвучением дети занимаются самостоятельно. Только монтаж остаётся на совести руководителя студии юных мультипликаторов Юрия Звегинцева. Основная работа преподавателя заключается в том, чтобы раскрыть креативный потенциал детей. Они учатся рассказывать истории в картинках и рисуют раскадровки к своим будущим мультфильмам. Некоторые дети утверждают, что плохо рисуют, но часто оказывается вполне достаточно и начальных навыков для выпуска своего первого фильма.

Некоторые фильмы рождались из удачно слепленного из пластилина персонажа. Есть главный герой и уже для него придумывается история, в которой он мог бы себя проявить наилучшим образом. Так произошло со снеговиком Олафом, которого слепили девочки Алина Ярёменко (Курган), Алиса Кузькина (Московская область), Виолетта Решетняк (КЧР). История про снеговика «Внезапное счастье» развеселила «лазурников» 9-й смены на показе не меньше, чем другие фильмы.

Также в эту смену была представлена техника анимации перекладки, в которой свой мультфильм создавали Александра Гришанцова и Юлия Мещерякова из Саратова. Перекладка позволяет в достаточно сжатые сроки сделать мультфильм и рассказать историю. И даже не обязательно при этом уметь рисовать – персонажей можно вырезать из газет и журналов или распечатать на принтере. Ведь иллюзия движения создаётся за счёт перемещения кусочков бумаги или картона. Можно использовать и природные материалы – всё зависит от сюжета. Например, в фильме«Синергия» рассказывается про волшебную силу объятий, всепобеждающую дружбу и доброту к ближнему. Девочки использовали цветной картон различных цветов. При смене материала, менялась и эмоция персонажа.

Всё таки одним из главных условий успешного мульт-показа является юмористическая составляющая. Поэтому важно, что эти мультфильмы делались детьми для детей, и юмор был понятен артековцам. Весь лагерь «Лазурный» воспринял работы мультотряда бурными овациями. Показ удался.

С творчеством юных мультипликаторов «Артека» можно ознакомиться по ссылкам:

Я совершенно обычная девочка, двенадцати лет. Год назад мы с родителями и двумя котами переехали в Крым (поселок Гурзуф) из одного из городов Донецкой области. Этот волшебный полуостров всегда был для нас палочкой-выручалочкой. Он лечил меня от разных болезней, он показал нам прекрасные пешеходные тропы, он манил всегда сказочными горами и теплым морем, и снился в лучших снах.

А на этот раз он нас просто спас. От обстрелов, школьного бомбоубежища и маминых слез.

Все свободное время мы посвятили пешим походам. Однажды на вершине Аю-Дага (Медведь-горы) я случайно нашла старую банку с запиской двадцатилетней давности от молодых людей, влюбленных друг в друга и в Крым. Моя мама написала об этом статью, которую опубликовал журнал "Родина".

А в конце осени на Гурзуфскую школу имени Пушкина, куда я пошла учиться, выделили 15 новогодних путевок в "Артек". Мы с мамой отправили в отборочную комиссию мои грамоты за олимпиады по английскому языку и, подумав, статью в "Родине". И, о чудо! Прямо в день Святого Николая нам позвонили из школы и сказали, что я прошла отбор.

Я мысленно сделала сальто и обнялась с родителями. Счастье, поверьте, бывает огромным. И оно не влезало в мой чемодан!

Родители снарядили меня толстым блокнотом, тремя ручками и двумя карандашами и сказали: "Пиши обо всем, что видят глаза и отчего поет сердце". Я так и сделала.

Заезд

Получив пропуск на проходной, мы попали в сказку. Яркие плакаты со счастливыми лицами детей провожали нас до нашего корпуса.

Лагерь "Янтарный", 7-й отряд.

Синие глазища его огромных окон смотрят на Гурзуфскую бухту. А еще в них отражается небо. И там, как мне сказали, самые "чумовые" вожатые.


Форма

Вечером всем выдали форму. Наша - оттенки янтарного. Сочетание желтого, оранжевого и белого цветов. В комплект входят: джинсы, футболки с коротким и длинным рукавом, толстовка, зимняя курточка и шапочка с "пупоном", которая потом остается в подарок. Из-за этих разноцветных шапочек местные жители зовут артековцев "пупоны". Если куда-то привезли автобусами "пупонов", то надо руки в ноги, и деру! Иначе снесут.

Вместе со мной здесь полторы тысячи ребят со всей России. В моём отряде - из Нижнего Новгорода, Томска, Сахалина, Мурманска, Астрахани и Подмосковья. А еще мальчики из Дагестана - неугомонные проказники (причина бессонных ночей наших вожатых).


Знакомство

Нашему отряду достались самые заводные вожатые - Рустем, Маша и Катя. Они в меру строгие, но очень внимательные. Ни минуты без дела. Всю нашу энергию, как большой янтарный шар, направляли в нужное русло. Казалось, выключи вдруг свет, мы зажжем все лампочки вокруг.

Я записалась в школу журналистов и первым делом взяла интервью у Маши. Она студентка Златоустовского педагогического колледжа, 3-й курс.

- Маша, очень трудно стать вожатым в "Артеке"?

Пришлось постараться, когда в колледж пришло письмо с просьбой подобрать студентов. Учитывалось много критериев: учеба, творчество... Мы сдавали зачеты по истории "Артека", его легендам, песням. Учились оформлять документацию.

- "Артек" для вас - это...

Особый мир, в котором ты даришь сердце детям. Здесь происходит то, чего никогда не произойдет в обыденной жизни. Здесь все особенное.


Дискотека

Все ждали, конечно, новогодней ночи. В лагере все было кверху дном. А еще, у нас отключили свет (дело привычное для Крыма). В "Артеке" это случилось первый раз, так как из-за сильного мороза даже мощные генераторы не справились с нагрузкой. Поэтому праздничный ужин нам делали на костре! На больших мангалах повара жарили шашлычки из курицы. На полторы тысячи человек!!! Это по-настоящему геройский и мастерский поступок с их стороны. Костры, мороз и шашлычки сделали настроение еще более новогодним.

Еще круче оказалось то, что новогодняя дискотека была на улице. После позднего ужина при свечах нам сказали надеть все самое теплое и собраться на Дворцовой площади, возле елки. Мы слушали речь президента и, затаив дыхание, ждали трех слов: "С Новым Годом!" Когда они наконец прозвучали, по всей площади прокатилась волна восторга и радости. Мы обнимались и вопили, что есть мочи. Было так холодно, что зуб на зуб не попадал. Но вскоре холод отошел на второй план. Прогремел салют, и началась дискотека, с настоящим ди-джеем и кучей конкурсов.

Мы танцевали до полного изнеможения, отдыхая, пили горячий чай с вкусняшками. Спать легли в два часа ночи без задних ног. А я еще и без голоса. Во сне все улыбались.


Родительский день

Конечно, мне было слегка неловко перед друзьями, к которым не приехали родители. А моим эта встреча, я поняла, была нужнее, чем мне. Ведь ни мама, ни папа никогда не были в "Артеке". Они бродили по территории, все рассматривали, то и дело спрашивая: "а что это?", "а это для чего?". Тут дедушка (он с бабушкой, по случайности, тоже приехал) задал мне смешной вопрос: "А что там Миша Галустян в кустах делает?". Это была фанерная фигура рыжебородого низенького мужичка по имени Абсолют, хранителя снов.

Вообще-то Абсолютом зовется в "Артеке" послеобеденный отдых, тихий час. В это время нам не разрешается разговаривать. Должна стоять полная тишина. Абсолютная. По одной из легенд этот коренастый гном, с огненно-рыжими усами и бородой, живущий на вершине Аю-Дага в дупле дерева, охраняет наш отдых. И, спускаясь с горы, тихо крадется по парку, по коридорам, заглядывает в комнаты.

О нем знают все, но никто его не видел. Когда в это время кому-то из ребят звонят родители, все начинают "шикать" и делать круглые глаза. А вдруг Абсолют рассердится?

О нем здесь даже сложили песню:

На горбатом Аю-Даге в вышине,
В абсолютно абсолютной тишине,
В старом дереве нашел себе приют
Бородатый и усатый Абсолют.

Есть в "Артеке" удивительный приказ:
Подчиняться Абсолюту в тихий час
В этот час он опускается с горы,
Но никто его не видел до поры.

Тихо-тихо он проходит у ворот,
И по лагерю на цыпочках идет.
То он смотрит на карманные часы,
То он песенку мурлыкает в усы.

Только песни Абсолюта не слышны,
Если нету абсолютной тишины.
И покуда вы не ляжете в кровать (спать)
Абсолюта абсолютно не видать.


Космособаки

"Скажите 22 и вы уже в Ялте!" - такую загадку на сообразительность задали нам в артековском музее космонавтики им. Ю. А. Гагарина. Оказалось, так можно определить скорость света.

Нам рассказали о приборах, с которыми работают космонавты, о строгом отборе, который они проходят в свой отряд. Особо поразили космособаки, их трагические истории на пути к звездам. И скафандр, в котором 9 марта 1961 года собака Чернушка совершила полет в космос.

Оказалось, уже через пять дней после своего исторического полета Юрий Гагарин приехал в "Артек", он очень его любил. И подарил музею множество бесценных экспонатов, в первую очередь, свой скафандр для тренировок в звездном городке и парашют со спускаемого аппарата космического корабля "Восток".

А еще поразила богатством выбора космоеда. Тюбики как масляные краски у художников.


Киностудия

Ребята из лагеря "Лазурный" создают комиксы и мультфильмы своими руками. Из пластилина. И мы с моей подругой по школе журналистов Ксенией Фирсовой решили расспросить Эльмира Кальмирова из Уфы, как у них это получается.

- Эльмир, о чем твой мультфильм?

О настоящей дружбе животных!

- А ребята про что снимают?

Мультфильм "Украденное солнце".

- Кем бы ты хотел стать в будущем?

Мультипликатором или музыкантом!

Мы долго с любопытством наблюдали за работой мультипликаторов. Теперь понятно, как создавался наш любимый мультик "Пластилиновая ворона".


Школа

Это не школа, а чудо! Красные точеные башенки, праздничные кремовые стены, кружевные ограды и калитки совершенно не настраивают на учебу (если честно!). Классные руководители долго водили нас по зданию, но в запутанной системе коридоров и лестниц не разобрался, кажется, никто. Ведь по центральной лестнице можно только подниматься, а спускаться категорически запрещено. Все как в Хогвардсе из "Гарри Поттера". А после определенных уроков (например, химии - "зельеварения") разрешается спускаться лишь по левым лестницам. Мы настолько запутались от всего этого, что постоянно опаздывали на уроки. Но нам все прощали.

Классы светлые, просторные. Большинство окон выходит на горы и "Артек". Те, кто учится во вторую смену (а сюда на постоянной основе ходят дети из Гурзуфа), рассказывают о восхитительных закатах, которые видны из окон. Учителя даже специально свет выключают, чтобы можно было наблюдать природное искусство. Учителя здесь тоже светлые. Не замороченные, что ли. Может воздух на них так влияет. Хотя тот же воздух в моей Гурзуфской школе. И если честно, я по ней уже немного скучаю.


Отрядный круг

Я никогда раньше не была в лагере. А сейчас чувствую, что не смогу ни в какой другой поехать. "Артек головного мозга" - не лечится! С этим диагнозом в чемодане мне приходится возвращаться домой. За три недели изменилось абсолютно все. Весь мир. Люди, родители, а главное - я. Началась новая жизнь, в которой поставлены определенные цели. Моя мама сказала, что год, начавшийся с "Артека", уже не может стать обычным. И это так и есть. Теперь я каждый день другими глазами смотрю на ТУ сторону горы Аю-Даг.

Знаете что такое, встать в отрядный круг? Каждый вечер, перед сном, под шум волн или пение ветра, все отряды становятся в загадочные ровные круги, кладя друг другу на плечи руки и тихо, вполголоса разговаривают с вожатыми, разбирая прожитый день. От этих обнимашек становится так тепло на душе.

Мне будет не хватать моих друзей. Настя, Кирилл, Ксюша - я по-прежнему слышу их голоса. Их футболки сливаются в одно яркое пятно, которое уже не сотрешь резинкой из памяти. На нас отметина. Тот, кто был в "Артеке", никогда не станет прежним.

Там, где солнце всходит рано утром, там, где море радует своим прибоем – на побережье южного берега Крыма лежит медведь-гора.
Хочу поведать вам, о нашем походе на гору, которую покоряют все артековцы. Аю-Даг расположен у Южного берега Крыма, в Ялтинской области , между поселками Партенит и Гурзуф , а если говорить точнее - у Международного детского центра «Артек». Высота этой горы 577 метров над уровнем моря. Внутри неё есть стержень из застывшей лавы.В разрезе он напоминает простой карандаш. Аю-Даг можно назвать вулканом-неудачником. В то время, когда лава должна была вырваться из недр земли, она не дошла до вершины четвертую часть так и застыв внутри.

У артековцев эта гора пользуется особой популярностью. Каждую смену ребята отправляться на вершину, что бы стать настоящими артековцами и пройти обряд посвящения. Вот и мы решили отправиться с ними.
Дело было летом. Подъем в 04:30 не может не радовать. Сонные, но все же с присутствующим желанием собираемся и одеваемся в самые теплые одежды: спортивная кофта, штаны, кроссовки, кепка. Объясняю: утром очень прохладно и даже холодно, воздух влажный, поэтому еще холоднее. Когда поднимаемся на гору, есть вероятность, что какой-то неприятный клещ рухнется со своими «друзьями», и начнут пировать тобой прямо там. Так что лучше штаны даже заправить в кроссовки от греха подальше. Кепка одевается опять же от клещей, плюс от солнца, которое застанет в самый разгар подъёма на вершину. С этим разобрались. Все, кто когда-либо, где-либо участвовали в походах – знают, что без воды можно и не идти. Только подходя к подножью, вам захочется выпить все запасы, что у вас есть. Ну все, собрались, можно в путь!

Самое сложное, утверждают все, кто хотя бы раз «ходил на Аю-Даг», дойти до подножья горы, дальше – легче. Есть такое поверье, что тот, кто, взяв камешек с подножья, загадав желание, пронесет его до самой вершины, будет счастливым обладателем реально исполненного желания. Тропинки от подножья очень извилистые, и тянуться ввысь прямо над пропастью.

Животных как таковых по пути мы не встретили. Говорят, что там из фауны только змеи, жучки и летучи мыши. С растительностью там дела обстоят лучше. Даже удалось ознакомиться с мне незнакомым растением, которое, как я думаю, питается насекомыми. Вообще, подножье горы очень насыщено зеленью, деревья высоченные, сосны, кедры, кипарисы и др., с названиями которых я и не очень знакома.

Подыматься советую только за гидом! Только за ним! По дороге есть очень много лишних тропинок и «лже-стрелочек», которые приведут вас в тихое уютное место, где вы почувствуете единение с природой, но, к сожалению, вернуться и присоединиться к экскурсионной группе будет необычно тяжело. А некоторые тропинки могут и вовсе обрывом или обвалом закончиться. Подымаясь все выше и выше можно запечатлеть на фотоаппарат прекрасный вид на Партенит с морскими горизонтами.

Приближаясь к вершине Аю-Дага мы проходим мимо оставшегося фундамента генуэзской крепости. Если вы знаете, хотя бы приблизительно, что она там есть, вы наткнетесь на неё, если же нет – для вас это будет практически незаметный кусок обваленной каменной стены. После этого археологического памятника начинается более ровная дорога, и ещё пару минут и вы на вершине, где и происходит момент посвящения детей в артековцы.

А происходит это так: камешек, который несли от подножья горы, бросают на кучу (огромная уже стала, столько там уже детишек побывало), кружат вокруг неё и поют песенку. Вожатые в это время подготовили приветствие юных туристов по традициям Артека. Есть такая легенда, что эту гору охраняет некий дух Абсолют (старый, бородатый). И дети должны спеть песенки, задобрить его, а он их, в свою очередь, приветствует в своих «покоях». Потом дети красками разрисовывают друг, другу лица, оставляя символы своих отрядов и лагерей. Мы тоже посвящены в артековцы! О легендах горы я расскажу в следующем посте – довольно их много.

Далее экскурсионный поход мог бы закончиться фотографированием на «горячем камне», который находиться рядом, но за последние годы это место закрыто от глаз детей, и является запретной зоной, так как грозит обвалом породы и оползнями. Камень называют «горячим», потому, что он всегда остается теплым и даже более. С самого рассвета и до заката на него падают солнечные лучи. Так получается, что за ночь он не успевает остыть и утром получает следующий заряд солнечной энергией.

Если брать во внимание то, что мы вышли где-то в 05:00, и поднялись на вершину где-то к шести с половиной – полтора часа не так уж и много, но там время летит по-другому. Встретив рассвет, и спустившись по тем же тропинкам к подножью горы, для нас оставалось последней победой в этом путешествии дойти до столовой, а трофеем – вкусить сытный и вкусный завтрак юных победителей. Это был мой первый поход на гору в жизни, и я уверена, что не последний!

Вернуться в «Артек» я мечтала с 1996 года. Для меня, двенадцатилетней школьницы, смена в лагере «Янтарный» стала чем-то невероятным! И прежде всего, потому что я была из тех «белых ворон», о которых еще предстоит услышать.

Я спешно покупаю билет до Симферополя, сажусь в аэроэкспресс и мчу в «Домодедово».

— Алло, Даша? Это Лариса. Как дела?
— Привет, Лариса. Лечу в Крым.
— Тогда есть предложение. А не хочешь ли ты рассказать читателям своих «Тактик и практик» про современный «Артек»?
— Это сейчас шутка такая была? Ты не поверишь, но я только что об этом еду-думаю… как бы так сделать.
— Там колоссальные изменения: реконструкция, подходы к образованию, даже форма… Аккредитоваться очень просто.
— Ради «Артека» хоть в рабство, Ларис.

Через неделю у меня была пресс-аккредитация. Нам с коллегами предстояло встать в 05:30, чтобы к 15:00 быть в «Артеке» на интервью с Юрием Владимировичем Ээльмаа, заместителем директора по образованию МДЦ «Артек». Встречал нас сотрудник пресс-службы Юрий Малышев.

Вопросов было много и все, что хотелось, обсудить не удалось, но основные проблемы мы все-таки прояснили.

Даша Богачкина: Была у вас в 1996 году. Могу сказать, что с той поры часто думала о том, как бы сюда вернуться. Понятно, что за это время многое изменилось, поэтому спрошу: что сейчас происходит в «Артеке»?
Юрий Ээльмаа: Если вы пройдетесь по лагерю, то увидите глобальные и реальные перемены. В первую очередь надо понимать, что «Артек» до 1990 года был отражением советской истории: пионерское движение, Советский Союз – это был очень интересный проект со своими задачами, но эта история закончилась. Сейчас рождается новый «Артек»: он ни в коем случае не отказывается от своей истории, но время прошло, сейчас перед нами стоят совершенно новые образовательные задачи, и поэтому изменения неизбежны. Если говорить про инфраструктурную сторону вопроса, то в прошлом году были реконструированы шесть лагерей. В 2016-м два лагеря были снесены до котлована из-за полной ветхости – это лагеря «Полевой» и «Лесной». Новые корпуса возведены на тех же местах, но изменены в соответствии с современными требования их конструкции. Сейчас они работают уже вторую смену. Этим же летом вводится в строй лагерь «Кипарисный». Всего по факту к сентябрю детей будут принимать девять лагерей, а всего их в «Артеке» будет 11.

Если вы были тут в 1996 году, то, конечно же, увидели разительные изменения. Но и артековцев, которые тут были в 2010-2013 гг., поражают нынешние изменения, они помнят совсем другой «Артек».

Д.Б.: Какие задачи стоят перед Вами на сегодня? Для меня «Артек» был и есть такой своеобразной «историей духа». Чем-то таким, после чего «как раньше» не получается. Мы как будто начинали себя по-другому осознавать…
Ю.Э.: Здесь надо говорить о целеполагании детского лагеря как института. Возникает вопрос: а зачем сегодня нужен лагерь вообще и «Артек», в частности? Сегодня в стране 42 000 лагерей - пришкольных, муниципальных, частных четыре федерального центра - «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан». Интересно, что самыми «честными» оказываются коммерческие лагеря: они должны продать свою путевку, внятно донести до родителя, чему научится ребенок в их лагере… Для них качество услуги - это вопрос выживания.

Д.Б.: В чем (на Ваш взгляд) сегодня основная проблема лагерей, если мы не берем во внимание финансовый аспект?
Ю.Э.: Проблема в том, что сегодня лагерь в массовом сознании ассоциируется с решением двух задач: либо это оздоровление детей, либо отдых в своеобразном «Диснейленде». Мы же хотим создать систему, чтобы лагерь стал элементом системы образования. Банальные развлечения во внешкольный период ничем не отличаются от Турции или Египта, и сегодня ни родители, ни дети не хотят просто лежать на солнце и довольствоваться примитивными развлечениями – это не ответ на запросы современных родителей, и, к счастью, в этом они полностью правы. В ситуации множественных дефицитов школы, летний период рассматривается родителями как время получения другого, нешкольного образования. Еще один важный аспект: сегодня один из самых сложных вопросов нашего общества – это субкультура детства, которая после распада СССР была полностью разрушена.
По сравнению с советским временем сегодня практически нет детского кино, детского телевидения, детских движений, каким в свое время была пионерия. Анонсированное «Российское движение школьников» пока только еще создается. Да и слову «Артек» в сознании современных детей еще предстоит дорасти до уровня мечты. Миф о «великом Артеке» остался для людей старше 40, и если раньше ребенок приезжал в «Артек» и видел море впервые, то сегодня это часто не так. Нужны новые основания для величия и новые легенды.

Д.Б.: Например? В «наше» время была легенда про Суук-Су, Аю-Даг и, конечно же, мы все ждали, когда же наступит 2000 год, и откроют ракету с письмами детей 1960 года…
Ю.Э.: Например, сегодня это образ Абсолюта. Любой артековец знает песню:

На горбатом Аю-Даге в вышине,
В абсолютно абсолютной тишине
В старом дереве нашел себе приют
Бородатый и усатый Абсолют.

В прошлом году к 90-летию у нас появился визуальный образ Абсолюта –маленького гномика с рыжей бородой. Он приходит к детям в тихий час и проверяет как они спят. Можно этот образ легендировать, например, описать его приключения, истории жизни. По стилю это такая «успенская» детская литература или помните, были такие популярные детские книжки «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»? Вообще насыщенное смыслами место всегда порождает мифологию.

Д.Б.: В Артеке «сносило башню» уже от одной атмосферы… Море, горы, легенды. Какое-то другое общение. Прежде всего, то, что мы все были из разных городов и даже стран. А в чем, на Ваш взгляд, образовательный потенциал «Артека»? Ведь для Международного Детского Центра это один из самых важных вопросов?
Ю.Э.: Для меня на сегодня единственный путь развития системы лагерей – это встраивание ее в систему образования. Важно, чтобы школа понимала, что есть определенные дефициты в плане образования, и что лагерь или детский центр в направлении личностного образования может решить гораздо больше задач. Другой вопрос, что результаты образования в лагере сложно формализуются, и если исчисляются, то, как правило, путем саморефлексии через несколько лет. У детского центра как института есть свое место в системе образования. Это правильно – отправлять ежегодно на три недели ребенка в лагерь, прежде всего для решения его личностных задач.

Что еще важно. У нас в стране всегда были перекосы: сначала был повальный коллективизм, который всем претил, потом мы бросились выращивать лидеров и индивидуалистов, уткнувшихся в гаджет и не видящих никого вокруг. Но мир сегодня слишком сложный, чтобы с его проблемами и задачами справится в одиночку, и сегодня, прежде всего, нужна способность к объединению, коллаборативной деятельности.

Д.Б.: А как быть с современными родителями? Насколько они понимают значение «самостоятельной» жизни ребенка в лагере и вообще значение лагеря как элемента дополнительного образования?
Ю.Э.: Следует объяснять родителям, что не надо ребенка в Турцию, где «все включено», везти, это взрослый отдых. Ехать надо туда, где есть возможность приобрести другие навыки. Такие вещи должны рассматриваться тремя сторонами: государством, социумом и профессиональным образовательным сообществом. И в этом смысле школа должна понимать, что в лагерь ребенок едет за другой компетенцией и, возможно, по возвращении сможет научить своих одноклассников чему-то новому.

Д.Б.: Каким именно направлениям в «Артеке» уделяется большее внимание?
Ю.Э.: В «Артеке» есть два периода: летний, когда школа не работает, и учебный год в классическом понимании. Когда школа работает, наша задача состоит в том, чтобы ребенк за 21 день обучения в рамках смены получил другой образовательный опыт, чтобы состоялось переформатирование его понимания обучения и мира вокруг. Мы начали работать с переформатированием учебного процесса, новый формат мы назвали сетевыми образовательными модулями (СОМ). Это способ организации учебного процесса, в котором объединяются усилия лагеря, в котором ребенок живет, школы, дополнительного образования и тематических партнеров. Например, когда от «Роскосмоса» приезжает настоящий космонавт, проводит урок астрономии, рассказывая при этом историю освоения космоса, да еще эксперименты с ребятами проводит, отвечает на вопросы детей о своем космическом полете, он не просто преподает – он влияет на личность детей. Но нам в этом смысле не хотелось бы жесткой профориентации, мы не навязываем конкретные направления, у нас ребенок сам выбирает то, что ему по душе – от футбола до авиамоделирования.

Д.Б.: Другими словами, сегодня ребенок хочет стать космонавтом, а завтра идет осваивать балетные «па» и ничего не должно мешать?
Ю.Э.: «Артек» – это не летняя школа, не погружение, это история мягкой профилизации, то есть, если к нам приехала группа каратистов, то они поселятся вместе со скрипачами и танцорами, и физиками. В «Артеке» происходит встреча тех, кто часто в обычной жизни даже не имеет представления о существовании друг друга. В этом принципиальное отличие «Артека»: приезжают крутые, но разные. У нас каждый из них переживает успеха и становится звездой – для себя лично и для своего окружения. Один из самых ценных моментов, которые я запомнил – зарисовка с костровой площадки «Морского»: передо мной сидели мальчик и девочка, смотрели выступление юной артистки из их отряда. И тут девочка говорит товарищу с восторгом: «Ты знаешь, а девочка, которая сейчас выступает перед всем лагерем, живет со мной в одной комнате». Она искренне считает выступающую коллегу звездой! Понимаете, «звезды» и «классики» - это не люди в телевизоре или портреты на стене, они живые, тут, рядом, добившиеся успеха сами. В этом возвращение правильного понимания слова «элитарность». Наша задача – обеспечить эту коммуникацию разных.

И еще аспект. Есть дети, которым что-то надо. Книжки читать, физику учить, танцевать, спортом заниматься. Можно их назвать «дети с распахнутыми глазами». В своей среде они часто бывают одиноки на фоне «обыкновенного» большинства. И видят себя белыми воронами. И тут - поездка в «Артек»! Ребенок видит других таких же «не таких». Разных, непонятных. И понимает, что быть «белой вороной» – это нормально! Хорошо петь – нормально, танцевать – нормально, заниматься спортом – это нормально, физику учить – нормально! Что-то хотеть в жизни – это тоже нормально! И они уезжают другими. Этот опыт имеет характер откровения. И в этом смысле «Артек» – это территория «высокой планки как нормы». Нормально, когда дети плачут на разъезде, и если не плачут – значит мы тут плохо поработали. Но обычно плачут.

Д.Б.: А были какие-то истории с «выпускниками»?
Ю.Э.: В прошлом году мы отмечали 90-летие «Артека», у нас случилась уникальная история. В «Артек» приехала вожатая лагеря «Хрустальный» и отряд, который здесь был в 1969 г. Представляете как повлиял на этих людей «Артек», раз они - взрослые люди - спустя столько времени собрались и приехали из разных городов и стран. Через 50 лет!

Д.Б.: Как сегодня в «Артек» попадают дети?
Ю.Э.: Важно понимать, что 95% путевок в «Артек» распределяются бесплатно – за заслуги детей в учебе, творчестве, спорте и общественной жизни. Мы сейчас работаем над новой автоматизированной системой распределения путевок. Пока сильно зависим от управления в регионах: сегодня мы выделяем регионам квоты в соответствии с количеством проживающих там детей, а на местах представители региональной власти эти путевки распределяют. Но из субъектов нам приходит много жалоб от детей и их родителей. Поэтому мы разработали прототип автоматизированной системы, которая будет проводить конкурс на получение путевки максимально объективно, без участия заинтересованных лиц. Теперь ребенок или родитель сможет самостоятельно подать заявку на получение путевки в «Артек», загрузив свое портфолио с достижениями. Потом ИТ-система каждому достижению присвоит определенный вес (в зависимости от уровня соревнования и достигнутого результата) и сформирует список детей, в котором лидерами станут те, у кого максимальный балл. Будет устанавливаться проходной балл, почти как при поступлении в вуз, и лучшие получат путевки. Кстати те, кому не повезло, могут добиваться новых достижений и снова пробовать участвовать в конкурсе на получение путевки. Эта система начнет в штатном режиме действовать в 2017 году.

Также существует система тематических партнеров «Артека», которые имеют квоты на путевки. Внутри своей деятельности они могут этими путевками поощрять талантливых детей, победивших в конкурсах. Мы предоставляем путевки, при этом партнер участвует в развитии лагеря. Например, «Почта России» построила домик, где работает студия соответствующей тематики, Русское Географическое Общество установило арктическую полярную палатку, МЧС помогла нам в создании фермы, а Самарская Аэрокосмическая Академия им. Королева на постоянной основе организовала лабораторию робототехники. Это все программы дополнительного образования.

Лишь 5% путевок распределяются на коммерческой основе – за 10 дней до смены в открытую продажу на сайте поступают невостребованные путевки, если такие, конечно, остаются. Улетают в первые же минуты.

Д.Б.: А были случаи, когда ребенка отправляли в «Артек» против его желания?
Ю.Э.: У нас случались разные истории. Как-то к нам отправили ребенка в наказание. В 2014 году, один богатый папа не взял ребенка в Ниццу, отправил к нам. Как же он был удивлен, когда через полтора месяца ребенок не хотел ехать домой. И такое бывает.

В этот момент заходит сотрудник пресс-службы «Артека» Юрий Малышев:
— Ребята, пора, нас с вами ждет транспорт.

Нам провели экскурсию по «Артеку», мне удалось посмотреть свой отреставрированный «Янтарный». Юрий Малышев рассказал, что сегодня у детей совершенно другие условия проживания, они уже живут не по 12 человек, как раньше, а по шесть.

Душевая и санузел прямо в номерах. Я смотрела и думала, что, конечно, это круто, но кубрики были как-то романтичнее, что ли. Или просто тогда это было «наше» время. Мы сбегали вечером на Аю-Даг смотреть закаты, занимались спортом, писали друг другу письма, а потом месяцами ждали на них ответы… Думали: а что же там, в ракете?

И как мне рассказал Юрий Малышев, в ракете были письма сегодняшним космонавтам, летчикам и про новые технологии, а на 90-летие «Артека» написали новые письма, и они тоже были про космос, новые технологии и покорение неба. Так, может быть, все не так сильно изменилось?

Евгений Белоусов
из книги
"Легенды "Артека"

ПОЧЕМУ ТРОПИНКИ
ЗМЕЙКОЙ ВЬЮТСЯ

Приехали первые пионеры в лагерь. Шёл как раз 1925 год. С вожатым познакомились. По сторонам огляделись.

Как здорово! - говорят.

И пошли посмотреть, что да где в "Артеке". С пригорка на пригорок взбираются. Как рощу маслиновую минули, завертели головами:

Ой, смотрите! Здесь дубы да сосны!

Ой, смотрите! Здесь . - Пойдём на лужайку?

Не успели парком налюбоваться, как с пригорка зовет их товарищ:

Идите ко мне! Отсюда море хорошо видно! Подбегают ребята:

Глядите! Волны точно барашки!

Потом налево повернули. И все диву даются: - Вон белка-непоседа с ветки на ветку скачет. - Вон дятел-барабанщик нам головой кивает. Затем вправо пошли и даже плечами пожимают: - Какие деревья невиданные!

Какие цветы дивные!

И так пионеры друг за дружкой змейкой ходят. А прямо идти никак не получается.

Тут вожатый в сторону Медведь-горы показывает и говорит:

Пойдём туда? Соберём гербарий растений?

Камни все разные да блестящие.

Соберём коллекцию минералов? - вожатый спрашивает.

Соберём, - отвечают пионеры.

Так до самого подножья Аю-Дага и добрались. А как домой возвращаться стали, засмеялись:

Как сюда шли, так никакой тропинки не было.

А теперь есть.

И сама, точно змейка, вьётся.

А давайте, ребята, по ней назад идти да никуда не сворачивать.

Друг за дружкой встали и пошли с песней. Так, говорят, появилась первая артековская тропинка.

Потом и другая, и третья появилась. Уж больно красот в "Артеке" много. И что ни изгиб у тропинки, то что-нибудь особое.

Хотели как-то взрослые дорожки подровнять. Да ничего у них не получилось. Ведь столько чудес на земле артековской. И что ни поворот - то новое открытие.

О ДОКТОРЕ
И ПЕРВОЙ АРТЕКОВСКОЙ ПЕСНЕ

Было это в далеком 1925 году. В лагерь только-только заехали первые пионеры. У подножья Аю-Дага жила-была артековская Песня. Только до поры до времени никто об этом не знал. Песня тихо бродила кипарисовыми аллеями. Гладила ласково склоны прибрежные. В тихую ночь шелестела вместе с галькой блестящей. И всё норовила с пионерами подружиться. Знала, что сведёт её с ними судьба на годы долгие. Знала ещё, что первым споёт её самый главный артековец.

Был у Песни друг неразлучный - звонкий Припев. Куда она - туда и он.

Говорил печально Припев:

Жаль. Но ещё не пришло время нам с артековцами дружбу водить!

Ворковала чуть слышно Песня:

Как грустно, что не знакомы мы с этим человеком. Его сердце доброе сделает нас счастливыми.

Тут из Москвы спрашивает письмом у взрослых основатель "Артека" доктор Соловьев: - Как живется пионерам?

Те отвечают:

Палатки крепкие - брезентовые. - Кормим ребят досыта.

Клуб-библиотеку и кабинет врачебный открыл а всего и не перечислишь. Что ещё пионерам дл отдыха нужно?

Радуется Песня от слов хороших. В ветках кипариса резвится да флаг на мачте развевает. Шепчет что-то тихо-тихо и ждет, что еще взрослые скажут.

А те отвечают честно:

Вроде, всего вдоволь. А вот чего-то не хватает.

Может быть, каждую неделю вечера художественной самодеятельности проводить?

Песня мимо мальчишек пролетела. Те возьми и скажи: - А можно мы сцену построим? Сами с работой управимся. Перед отъездом петь там будем да стихи читать. - Хорошо придумали, - сказал доктор Соловьев.

Хорошо мы подсказали, - улыбнулись Песня с Припевом.

Так первая смена прошла.

Однажды на зорьке играли Песня с Припевом на линейке артековской. Смотрят - ребята с постелей поднимаются да из палаток выходят.

Говорит Песня другу своему с укором: - Это ты пионеров разбудил.

Тот не поймёт в чём дело. Неужели громко распевал?

Притихли друзья да прислушались. Оказалось, они вовсе и не виноваты. Просто артековцы второй смены - ребята деревенские. К распорядку лагерному пока не привыкли. Вот и поднялись по привычке с зарёй утренней. Что называется, с первыми петухами.

А как ещё немного времени прошло - приехал в "Артек" Зиновий Петрович. Песня с Припевом, понятное дело, за ним неотступно.

Смотри, он ручку и бумагу взял, - говорит Песня.

Смотри, он что-то пишет и тихо напевает, - сказал Припев.

Прошло несколько дней. А доктор Соловьев о6 отдыхе и не думает. То на костре с ребятами. То крабов и морских коньков с девчонками собирает. То беседу медицинскую проводит.

И вот однажды случилось то, чего так долго ждали Песня с Припевом.

Как здорово! - обрадовалась Песня. - Зиновий Петрович меня поёт.

Лагерь наш устроил РОКК (Российское Общество Красного Креста),
Комсомол ему помог.
Наш "Артем", наш "Артек",
Не забытъ тебя вовек.

Пионеры не зевали,
Комсомолу помогали.
Наш "Артем", наш "Артем",
Не забытъ тебя вовек.

Зиновия Петровича окружили ребята. Они стали подпевать:

Стал наш лагерь, как картинка,
Он - рабочая новинка.
Наш "Артек", наш "Артем",
Не забъьтъ тебя вовек.

Скоро весь лагерь пел и смеялся:

Мы здоровья наберём,
И с собою увезём.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Песня летела над Артеком. Она расправила свои крылья. Сияли радостью ребячьи глаза. А как же иначе! Ведь родилась Первая артековская Песня!

Ура! - кричал в восторге Припев. Он хлопал в ладоши и наставлял удивленных девчонок и мальчишек:

Меня громче пойте! Меня!

Те заливисто смеялись и подхватывали Припев. А тот гордо говорил:

Слушайте все! Меня нужно петь очень красиво! Понятно? Я никогда не повторяю два раза!

Хохотал и повторял вместе со счастливыми ребятами и с вожатыми снова: три, потом четыре, потом пять и шесть раз:

Мы на солнце загорели,
Словно негры почернели.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Вместе с нами будет рад
Папа, мама и отряд.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Песня ликовала. И настала жизнь в "Артеке" совсем весёлая. Первая Песня стала сигналом для всех, кто влюблён в "Артек". Пройдет немного времени, и у неё появится много друзей. Это будут новые артековские песни.

Их будут сочинять ребята и вожатые, профессиональные поэты и композиторы, врачи и инженеры. Их будут сочинять все, чье сердце не может не петь при слове "Артек".

Проходят годы. Но слова своих друзей-песен артековцы не забывают. Даже когда за плечами целая жизнь.

Почему? - спросите вы.

Потому что живут они в душе всегда. И поют эти песни - сердцем!

ДУБ-ПОЧТАЛЬОН

Жил-был на свете кряжистый дуб. Рос он на самой вершине Медведь-горы. Ветви раскидистые прохладу путникам дарили. Дупла-окошки во все стороны света смотрели. Но главное - Дуб умел сближать людей.

С чего это началось?

Однажды летом 1925 года пришли в гости к Дубу артековцы. Дорогу указал местный проводник Осман Казак. Посидели ребята, отдохнули да песни попели. Про жизнь артековскую хорошую поговорили. А ещё сказали:

А давайте про себя да про "Артек" письма напишем. - Ещё и адреса свои укажем.

Письма в дупле у меня оставляйте. Я их новым артековцам передам.

А артековцы, как известно, такой народ, что если решили, то выполнят обязательно.

Так вот. В лагерь ребята вернулись да за ручки взялись. Про что хотели написать, написали. Письма в конверты самодельные заклеили да к Дубу снесли.

Тот говорит:

Езжайте домой спокойно. Все как есть передам. Да ещё в придачу про вас чего хорошего расскажу. Ребята Дубу лапы-ветви пожали да на том и распрощались.

Такое вот начало было в истории Дуба-почтальона.

Потом полетели одна имена за другой. Старый год сменялся новым. И стал на десятки лет Дуб лучшим другом артековцев.

Ему доверяли свои тайны.

Под его ветвями, говорят, вожатые свидания назначали.

Говорят ещё, что письма, из его дупла оказывались за тысячи километров от "Артека". Письма эти сдружили ребят из Киева и Воронежа, Харькова и Минска, Москвы и Кишинева.

Для посланий из Дуба-почтальона не было границ. Вперемешку лежали там адреса артековцев Болгарии и Финляндии, Советского Союза и Вьетнама, Польши и Египта, Кубы и Венгрии.

Да и как иначе? Разве у дружбы есть границы?

Так ведь Должно быть всегда. Правда?

Вот только конец у истории грустный. Пришёл как-то на вершину человек нехороший. Спичкой чиркнул - загорелись письма. Случилось это 15 августа 1971 года.

Так не стало у артековцев друга-почтальона. Но дружба слабее от этого не стала.

Не верите?

Тогда посчитайте, сколько адресов друзей каждую смену увозят артековцы.

Так-то вот!

КАК ВОЗНИК "ХРУСТАЛЬНЫЙ"

Когда-то в давние времена было царство Хрустальное. И правил там юный царь - Хрусталик Великий. Он любил красоту. Любил своих подданных. И самые красивые здания приказывал строить из прозрач-ного и блестящего материала - хрусталя.

Но однажды из соседнего государства на-пал на царство Хрустальное злой хан Рубинтий I.

Пусть будет тьма! - кричал он в гневе. - Разрушайте эти безобразные хрустальные домишки! Возводите кругом рубиновые своды!

Зачахли цветы. Уняли деревья.

Заплакали благородные жители Хрустального: - На нашей прекрасной земле исчезло солнце.

Всюду красным-красно от рубиновых куполов.

И тогда царь Хрусталик Великий вместе со своим народом спрятался в подземелье. А там был тайный ход, что выходил к далекой высокой горе. Сказал юный царь:

Нам предстоит освободить царство от неприятеля. Непростое это дело. Не один день тяжкий уготовила нам судьба. Но если справимся со всеми испытаниями - будем самыми счастливыми из всех счастливых.

С этими словами двинулись они в путь. Непростым было путешествие по подземным лабиринтам. Однажды разведчики доложили:

Вдали лежит громадный светящийся камень.

Подойдя к нему, люди прочитали на камне надпись: "Тот, кто найдет этот камень, будет обладать волшебной силой. Но сначала он должен построить из камня дворец".

Мы построим! - воскликнули жители царства Хрустального.

Вышли из подземного хода да огляделись: - Неприятеля не видно.

Войско Рубинтия I в двух днях ходьбы отсюда. Стали прикидывать, где сподручней дворец возводить. Внизу - море. До горы, что на Медведя похожа, рукой подать. А на склоне - поляна чудесная.

Тут и начнём, - решил Хрусталик.

Тридцать три дня спин не разгибали. Тридцать три ночи потом соленым обливались. А когда, наконец, уложили последний камень, свершилось чудо.

Смотрите! Засиял наш дворец! - воскликнули люди. Вдруг раздался страшный грохот. Солнечные лучи засветились ярче. Догадался юный царь: -

Это лопнули рубиновые своды. Это злой захватчик бежит из земли нашей.

Так сила волшебного камня спасла целую страну. А дворец этот и по сей день стоит в царстве под названием "Артек". И называется дворец - "Хрустальный".