Кто считается основателем научной психологии. Психология как наука
Психология, с одной стороны, древняя наука (4 век до н.э.), а, с другой стороны, достаточно молодая (конец 19 в.). Первое упоминание о том, что у человека есть своя психология (или душа) встречается в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля считают родоначальником психологии, как и многих других наук, а его философские сочинения – первыми трудами по психологии в ее донаучном этапе развития – этапе сбора первичных данных.
По времени возникновения психология является такой же древней наукой, как и медицина. Но медицина сразу стала самостоятельной наукой, а психология долгое время была отраслью философии.
Основателем принципиально нового этапа развития психологии и выделения ее в самостоятельную науку принято считать Вильгельма Вундта (1832-1920). Этот немецкий ученый в 1879 г. В Лейпциге открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию (в 1985 г. подобная лаборатория была открыта в Москве В.М.Бехтеревым).
Первые опыты Вундта по изучению свойств сознания проводились с помощью прибора - метронома (его прямое назначение - задавать ритм при игре на музыкальных инструментах). В лаборатории В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.
В. Вундт предлагал вслушаться в серию монотонных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке (“тик-так”, “тик-так”...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объективному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. Например, начать слышать акцент на первом звуке каждой пары (“так-так”, “так-так”...) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, заключает В. Вундт, сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной.
Начиная с 4 в. до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки. Процесс его становления проходил в четыре этапа.
1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - частицей природы, атомом огня, то есть материальной. В период уже 17в. душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга, так называемый дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).
2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить.Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии.
3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция.
В это время появляются основные психологические концепции:
Гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия), изучение психики происходит с точки зрения целостных структур - гештальтов, т.е. восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей;
Психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное) травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.;
Когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение;
Генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.).
Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905). представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.
4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии наиболее важного направления, сформировавшегося в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).
На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особенности личности). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.
В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление - трансперсональная психология (Станислав Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт), изучающая предельные возможности психики человека. Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - личность («Я» - выход за пределы личности, себя изучает сознание в широком спектре его проявлений: духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, парапсихологические феномены, описывает предельные возможности психики человека (космическое состояние), переживания человека, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти.
Именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. Он является основателем научной психологии. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания. Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.. Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции.
Создатель теории «потока сознания».На основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. У. Джеймс предложил изучать функции сознания (функционалистский подход) и их роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», согласно функционалистам. У. Джеймс отразил в понятии «поток сознания» – процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.
Внес существенные изменения в представление о предмете и методе психологии, основав парадигму психоанализа. Фрейд обнаружил в психике человека явления, которые существуют помимо его сознания. В процессе заболевания проявляются симптомы, которые являются следствием совсем не того, о чем говорит и думает больной. Главное для психотерапевта, по мнению Фрейда, выявить бессознательное, а добиться этого можно с помощью интерпретации сновидений, свободно возникающих ассоциаций, оговорок, недосказанностей, очиток, описок, ошибочных, симптоматических и случайных действий, забывания слов, словосочетаний, впечатлений и намерений. Это и есть так называемый психоанализ.
Метод психоанализа состоит в том, что в длительных беседах с пациентом выявляется истинная причина его заболевания и он сам начинает осознавать то, что было вытеснено в “предсознание”, что ведет к излечению.Фрейд выделил потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную (сексуальную) и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей приходит в противоречие с интересами окружающих, то они вытесняются в сферу бессознательного.
Основоположником бихевиоризма был.Дж.Уотсон статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Согласно бихевиоризму предметом психологии является поведение,а не сознание. Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S-->R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.
Создатель направления,называемого «рефлексология». В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт - первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
Для периода cтановления психологии как самостоятельной науки (середина XIX в. - середина XX в.) характерно появление большого количества разнообразных научных парадигм. Понятие парадигмы введено историком Т. Куном (США) как система научных знаний, включающая в себя теорию, методы, экспериментальные процедуры и технические средства, которой придерживаются ученые данной сферы (в частности, психологии) в течение достаточно продолжительного периода своей исследовательской . Парадигма не содержит требования признания ее большинством ученых (психологов), однако значимость результатов, полученных на ее основе, не может быть проигнорирована сторонниками истинности иных парадигм.
Парадигма общенаучного экспериментального подхода («факты и только факты»). Ее автор, (1832-1920), одним из первых обозначил контуры психологии как самостоятельной науки с собственным инструментарием. По его мнению, психология должна отойти от проблемы соотношения души и тела и стать наукой об опыте . Выделяя в сознательном опыте отдельные структурные элементы ( , представление и др.), а затем объединяя их путем «творческого синтеза», можно выявить механизм превращения комбинаций отдельных элементов в нечто новое, целое. Такие исследования можно проводить методом интроспекции («внутренней перцепции»), предполагающим наблюдение за собственным сознанием. Взгляды Вундта развиты в работах (1862-1915) и Ф. Брентано (1838-1917).
Парадигма структурализма, связанная с именем (1867-1927). Основная задача психологии - поиск составляющих сознательного опыта, выявление . Другими словами, все должно быть сосредоточено на отдельных элементах сознания («атомах психики»), а не на изучении целого. В качестве основных элементов рассматривались ощущения, образы и . Единственным инструментом исследования признавался метод интроспективного наблюдения.
Парадигма функционализма. Здесь научные интересы сводились к изучению процессов функционирования психики (« »), а не разложению ее на отдельные составляющие. Каковы принципы работы сознания, какие функции выполняет психика в адаптации организма к окружающей среде, каковы последствия психической деятельности человека, какие индивидуальные различия порождают те или иные , почему человек ведет себя так, а не иначе - вот основные вопросы, подлежащие изучению с позиций данной парадигмы. Интроспективный метод исследования здесь дополнялся экспериментальными опытами, объективными наблюдениями, тестами и опросами.
Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.
Рис.
1.8.
1.4. История развития психологического знания
Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.
Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это
- отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
- отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
- человек как отдельная личность в среде других людей.
Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это
- человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
- конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
- человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.
Личность – это
- человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
- общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
- "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
- "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
- "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
- "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).
Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.
Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.
Краткие итоги
Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.
Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.
Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.
Психология как самостоятельная наука
Становление психологии как науки
1.1. Понятие ʼʼпсихологияʼʼ
Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тронула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, влюбленные были соединены навеки.
Для греков данный миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. По этой причине Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.
Само слово ʼʼпсихологияʼʼ от греческих слов ʼʼpsycheʼʼ (душа) и ʼʼlogosʼʼ (изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).
Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. При этом первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понимали, что для распознавания болезней крайне важно уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.
1. Психология как наука о душе. До начала XVIII века наличие души признавалось всеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (к примеру, душа, как проявление божественного разума) так и материалистические (к примеру, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные ʼʼдушевные движенияʼʼ.
Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть.
2. Психология как наука о сознании. В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблюдаемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, которые человек находит ʼʼв себеʼʼ, оборачиваясь на свою ʼʼвнутреннюю душевную деятельностьʼʼ. В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное.
С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жизни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах).
Распространение естественнонаучного, хотя и механистического мировоззрения на ʼʼобласть духаʼʼ привело к идее формирования всех психических способностей в индивидуальном опыте.
Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом человеческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассоциации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприятия, которые лежат в базе еще более сложной идеи.
В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, ᴛ.ᴇ. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.
В отличие от ассоцианистского он положил начало структуролистскому подходу к сознанию, поставив цель изучить ʼʼэлементыʼʼ сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли метод экспериментальной интроспекции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в какой-либо ситуации).
В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдохновленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что ʼʼсознательная жизньʼʼ представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным методом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.
Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как науки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания.
Начиная с 60-х годов XIX века предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологических методик при изучении ощущений. При этом точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственными данными сознания, физиологические показатели лишались психологического значения.
По этой причине, возникнув в 70-е годы XIX века, психофизиологические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.
Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассматривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые можно только путем их субъективного описания.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую психологию и описательную или субъективную психологию.
Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.
3. Психология как наука о поведении. Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии–бихевиоризм (наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.
Предполагалось, что ʼʼсознаниеʼʼ является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и в связи с этим предметом научного исследования должно стать лишь внешнее поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по предположениям бихевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения.Зависимость поведения и научения от разных условий можно было описывать объективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека).
При этом с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направлениям.
В первую очередь, хотя поведение есть нечто объективное, однако его психологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения крайне важно истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отличить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. В случае если всякое движение и даже изменение есть поведение, то последнее не является предметом психологии. В случае если же в поведении, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изменения тела, то что?
Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, представители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций.
Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических ʼʼпеременныхʼʼ (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиоризма в развитие психологической науки).
4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.
Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психология стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному.
Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем:
– сделать предметом исследования высшие специфические для человека формы сознательной активности;
– подойти к ним с точки зрения научного анализа;
– причинно объяснять их происхождение;
– установить объективные законы, которым они подчиняются.
В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психическая активность строится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее процессом. У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения.
Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками.
Интериоризация – процесс превращения интерсубъектных форм человеческой деятельности в интрасубъектные, ʼʼсубъективныеʼʼ формы. Это путь ʼʼврастания извне внутрьʼʼ и дальнейшего существования психической активности внутри внешней в качестве ее собственно психологического механизма, который открывает возможность целенаправленного управления разными внешними предметными действиями.
Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане.
Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы сознания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внешней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериоризациииэкстериоризации.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вопрос: ʼʼКак же субъективный мир человека изучать объективно?ʼʼ – вопрос, ставший роковым для многих психологических концепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.
Психология как самостоятельная наука - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психология как самостоятельная наука" 2017, 2018.