Линейный корабль кинг джордж v. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911)

Заложен в 1937 г., спущен на воду в 1939 г. 
Водоизмещение стандартное 36 000 т, нормальное 40 000 т, полное 44 400 т. Длина максимальная 227,1 м, ширина 31,4 м, осадка 9,7 м. 
Мощность 4-вальной паротурбинной установки 110 000 л. с., скорость 28 уз. 
Броня: главный пояс в середине 356-381 мм, в носу и корме 140-114 мм, верхний пояс 25 мм, башни и барбеты 406 мм, броневая палуба 127-152 мм, рубка 76 мм. 
Вооружение: десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, от тридцати двух до семидесяти двух 40-мм зенитных автоматов. 
Всего построено 5 единиц: “Кинг Джордж V”, “Принс оф Уэлс” (1940 г.), “Дюк оф Йорк” (1941 г.), “Хоув” (1942 г.) и “Энсон” (1942 г.).

Спущен на воду 21 февраля 1939 года, а в строй официально вступил 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.

В мае 1941 года был привлечен к операции против германского линкора «Бисмарк». 27 мая 1941 года совместно с линкором «Родней» вступил в бой с «Бисмарком» и выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра. В дальнейшем действовал в районе Северной Атлантики, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. 1 мая 1942 года, в ходе одной из таких операций, протаранил свой же эсминец «Пенджаби». Эсминец затонул, от взрыва находившихся на нем глубинных бомб линкор получил серьёзные повреждения носовой части.

После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10-11 июля 1943 года проводил отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии, перед высадкой союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан и включен в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июле 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 сентября 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Великобританию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее стал флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948-1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией капитальных кораблей 1930-1940-х годов.

Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит скромно в сравнении с современниками, прежде всего вследствие недальновидного выбора артиллерийского вооружения. Сама по себе броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380 — 460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недоворужённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато».

Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике, британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость - это ещё далеко не всё.

Для линкоров со схемой защиты «все или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу-са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Шарнхорстом» немец-кие корабли были выведены из строя явно без проби-тий погребов и машин (за исключением рокового попадания в гласис КО на «Шарнхорсте»). Тем не ме-нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для «добивания» противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
— Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V».

Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему, не самые совершенные, но вполне надежные и умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.

О модели:
Старую добрую Тамию приобрел… не помню когда, вероятно в начале моего увлечения судомоделизмом. Время шло, руки не доходили, появлялись новые интересные модели, а Кинг Джордж V все лежал на полке, ждал своего часа. Корабль значимый, может не само «изящество» и «стремительность», но отработал на Британскую империю «качественно» (отчего пишу, что заслуги корабля, часто бывают посылом, для изготовления модели) За время ожидания Кинг Джордж V обзавелся фототравлением от WEM (не намного моложе модели, как следствие - довольно примитивное), стволами для всей артиллерии: главный, универсальные калибры, 40мм Пом-Помы и 20мм Орликоны(тут целые установки с точеной тумбой и др.) от Мастер-моделс, смоляные Бофорсы от Арсенала и лесенки, иллюминаторы, талрепы для такелажа от Norh Star.


Толчком для постройки модели послужили 2 вещи: мне удалось на работе организовать рабочее (судомодельное) место и информация, что фирма Pontos делает для этого типа корабликов свое модное-классное травление , с обычным богатым набором мачт, смолы, деревянных палуб и т.п. «прелестей», перед которыми сложно устоять.
Начал стройку с прицелом на полный перепил , точнее, все крупное: корпус, главный и универсальный калибр, корпуса надстроек - Тамия, все остальное- либо замена, либо доработка.


Такелаж делал из проволоки от зарядок мобильных телефонов , больше не буду пробовать, очень сложный материал , не советую.
Краски: акрил Тамия, Футура . Смывка, эмаль Тамия. Финальный

Заложен в 1937 г., спущен на воду в 1939 г. 
Водоизмещение стандартное 36 000 т, нормальное 40 000 т, полное 44 400 т. Длина максимальная 227,1 м, ширина 31,4 м, осадка 9,7 м. 
Мощность 4-вальной паротурбинной установки 110 000 л. с., скорость 28 уз. 
Броня: главный пояс в середине 356-381 мм, в носу и корме 140-114 мм, верхний пояс 25 мм, башни и барбеты 406 мм, броневая палуба 127-152 мм, рубка 76 мм. 
Вооружение: десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, от тридцати двух до семидесяти двух 40-мм зенитных автоматов. 
Всего построено 5 единиц: “Кинг Джордж V”, “Принс оф Уэлс” (1940 г.), “Дюк оф Йорк” (1941 г.), “Хоув” (1942 г.) и “Энсон” (1942 г.).

Спущен на воду 21 февраля 1939 года, а в строй официально вступил 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.

В мае 1941 года был привлечен к операции против германского линкора «Бисмарк». 27 мая 1941 года совместно с линкором «Родней» вступил в бой с «Бисмарком» и выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра. В дальнейшем действовал в районе Северной Атлантики, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. 1 мая 1942 года, в ходе одной из таких операций, протаранил свой же эсминец «Пенджаби». Эсминец затонул, от взрыва находившихся на нем глубинных бомб линкор получил серьёзные повреждения носовой части.

После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10-11 июля 1943 года проводил отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии, перед высадкой союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан и включен в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июле 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 сентября 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Великобританию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее стал флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948-1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией капитальных кораблей 1930-1940-х годов.

Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит скромно в сравнении с современниками, прежде всего вследствие недальновидного выбора артиллерийского вооружения. Сама по себе броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380 — 460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недоворужённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато».

Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике, британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость - это ещё далеко не всё.

Для линкоров со схемой защиты «все или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу-са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Шарнхорстом» немец-кие корабли были выведены из строя явно без проби-тий погребов и машин (за исключением рокового попадания в гласис КО на «Шарнхорсте»). Тем не ме-нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для «добивания» противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
— Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V».

Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему, не самые совершенные, но вполне надежные и умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.

О модели:
Старую добрую Тамию приобрел… не помню когда, вероятно в начале моего увлечения судомоделизмом. Время шло, руки не доходили, появлялись новые интересные модели, а Кинг Джордж V все лежал на полке, ждал своего часа. Корабль значимый, может не само «изящество» и «стремительность», но отработал на Британскую империю «качественно» (отчего пишу, что заслуги корабля, часто бывают посылом, для изготовления модели) За время ожидания Кинг Джордж V обзавелся фототравлением от WEM (не намного моложе модели, как следствие - довольно примитивное), стволами для всей артиллерии: главный, универсальные калибры, 40мм Пом-Помы и 20мм Орликоны(тут целые установки с точеной тумбой и др.) от Мастер-моделс, смоляные Бофорсы от Арсенала и лесенки, иллюминаторы, талрепы для такелажа от Norh Star.


Толчком для постройки модели послужили 2 вещи: мне удалось на работе организовать рабочее (судомодельное) место и информация, что фирма Pontos делает для этого типа корабликов свое модное-классное травление , с обычным богатым набором мачт, смолы, деревянных палуб и т.п. «прелестей», перед которыми сложно устоять.
Начал стройку с прицелом на полный перепил , точнее, все крупное: корпус, главный и универсальный калибр, корпуса надстроек - Тамия, все остальное- либо замена, либо доработка.


Такелаж делал из проволоки от зарядок мобильных телефонов , больше не буду пробовать, очень сложный материал , не советую.
Краски: акрил Тамия, Футура . Смывка, эмаль Тамия. Финальный

HMS King George V

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

HMS King George V (рус. Корабль Его Величества «Кинг Джордж V» ) - второй британский линкор с этим именем (первый - HMS King George V (1911)). Был заложен как головной корабль серии из 5 единиц в 1937 году. Один из последних серийных линкоров британского флота . Участвовал в сражениях в Атлантике и Тихом океане во время Второй мировой войны , а также в в сопровождении арктических конвоев в СССР. Выведен из состава флота в 1957 году. Сдан на слом – в 1958 году.

Общие сведения

Британский линкор HMS King George V являлся представителем одного из последних и в то же время самых массовых типов линейных кораблей ВМС Великобритании. Линкор HMS King George V за все время своей службы принимал участие во многих известных сражениях Второй мировой войны – сопровождение арктических конвоев, преследование и уничтожение немецкого линкора Bismarck в мае 1941 года, участие в операции высадки союзников в Сицилии (операция «Хаски»), сопровождение части капитулировавшего итальянского флота (куда входили линкоры Andrea Doria и Caio Duilio ) в Мальту, а также участвовал в операциях в Тихоокеанском регионе.

После Второй мировой войны корабль в основном находился либо в резерве либо использовался как учебный корабль. В 1957 году выведен из состава флота, а в следующем – продан на слом.

История создания

Проектирование

HMS Кing George V и остальные корабли серии стали первыми английскими линкорами, спроектированными после длительного перерыва, известного в истории кораблестроения как «линкорные каникулы» .

Первые проработки 35 000-тонного линкора предполагали создание корабля вооруженного восемью 381-мм или 406-мм орудиями в четырех двухорудийных башнях, с двенадцатью 152-мм неуниверсальными орудиями в казематах , 120- или 102-мм зенитной артиллерией, 10 надводными торпедными аппаратами и максимальной скоростью 23 узла . Развития проект не получил и был отвергнут еще на стадии эскизов.

Дальнейшее проектирование новых британских линкоров было связано с британской же политикой по ограничению морских вооружений. Рассчитывая ограничить максимальное водоизмещение новых линкоров стран-участниц переговоров 25 000 - 28 000 тонн, а калибр артиллерии 305-мм, они приступили к проектированию линкоров под эти параметры. Эти работы были начаты в 1934 году.

К 1935 году были подготовлены 4 варианта будущего линкора. Водоизмещение колебалось от 28 130 до 28 500 тонн, вооружение 8-10 305-мм орудий, скорость около 23 узлов, достаточно солидное бронирование. Все проекты уступали уже существующему французскому линейному кораблю Dunkerque . В результате, британское Адмиралтейство убедилось в бесперспективности попыток создания полноценного линкора в рамках ограниченного водоизмещения и закрыло это направление работ.

Окончательный вариант проекта получил индекс 14-P. Его стандартное водоизмещение несколько превысило договорной лимит в 35 000 тонн достигнув 36 727 тонн.

Постройка и испытания

21 апреля 1936 года британский парламент санкционировал постройку двух линкоров, включенных в программу 1936 года, что вызвало серьёзные возражения в военно-морских и политических кругах. 29 июля был выдан заказ на их строительство, хотя официально проект Совет Адмиралтейства утвердил только 15 октября 1936 года. Таким образом хотели выиграть время и ввести новые линкоры в строй как можно быстрее.

Корабль был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Виккерс-Армстронг» в городе Тайн. Спущен на воду 21 февраля 1939 года, в строй официально вступил 11 декабря 1940 года.

Во время скоростных испытаний при мощности главной энергетической установки 108 290 л.с. корабль смог развить скорость в 28,4 узла .

Описание конструкции

Корпус

Вид сбоку и сверху линкора HMS King George V

Бой с Бисмарком

Когда Bismark вышел в Атлантический океан, HMS King George V отплыл 22 мая с HMS Victorious , крейсерами и эсминцами в поддержку крейсерских патрулей. HMS King George V был флагманом адмирала сэра Джона Тови, который командовал соединением. HMS King George V был на расстоянии от 300 до 400 километров в первой половине дня 24 мая, когда HMS Prince of Wales и HMS Hood вступили в сражение с Bismark . Тяжелый крейсер HMS Hood был потоплен, а HMS Prince of Wales был поврежден и в последствии вынужден отступить. Немецкий линкор также получил повреждения, но продолжал идти на юг.

В 10:10 26 мая Bismark был обнаружен в 690 морских милях к северо-западу от Бреста американо-британским экипажем гидроплана «Каталина» британского командования береговой авиации. К 17:40 HMS Sheffield установил визуальный контакт с немецким линкором и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с HMS Ark Royal начали атаку на цель и добились попаданий приведших к снижению хода преследуемого линкора.

27 мая в 08:00 утра линкоры HMS Rodney и HMS King George V подошли к Bismark на расстояние 39 км. На тот момент видимость была только 19 км и волнение моря достигало 4-5 баллов. Ветер дул с северо-запада, по силе равный 6-7 баллам. HMS Rodney держался курса на север так, чтобы вести огонь по Bismark с достаточной дистанции, в то время как HMS King George V принял в сторону.

Огонь был открыт в 08:47. Bismark ответил огнём, но его неспособность уклоняться и крен негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль лёгкой целью для тяжёлых крейсеров HMS Norfolk и HMS Dorsetshire , объединивших свою огневую мощь. В 09:02 203-миллиметровый снаряд с HMS Norfolk поразил главный дальномерный пост на фок-мачте. В 09:08 406-мм снаряд с HMS Rodney , поразил обе носовые башни линкора Bismark , Anton и Bruno , выведя из строя последнюю. Одновременно другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля Caesar и Dora продолжали стрельбу на близкой дистанции, но попаданий не добились.

В 09:21 Dora была подбита. Команде Anton удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 Caesar дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Близкие разрывы снарядов этого залпа повредили HMS Rodney , заклинив торпедные аппараты. Огонь линкора Bismark в ходе всего сражения был сосредоточен на HMS Rodney , возможно, в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с HMS Hood . Когда адмирал Гернси наблюдал это, он заметил: «Слава Богу, немцы стреляют по „Родней“».

После 44 минут боя тяжёлые орудия Bismark смолкли. HMS Rodney подошёл на дальность прямого выстрела (приблизительно 3 км), в то время как HMS King George V продолжал стрельбу с большего расстояния.

Bismark не спускал боевого флага. Британцы не испытывали желания оставить немецкий линкор в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную Bismark , несмотря на численное превосходство. Однако когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, HMS Rodney , HMS King George V и эсминцы были отозваны домой. В результате боя HMS King George V выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра.

Арктические конвои

HMS King George V во время арктических конвоев в 1942 году

Орудия ГК линкора HMS King George V во время арктических конвоев

После потопления линкора Bismark для атлантических рейдов его заменил недавно построенный систершип Tirpitz . По данным военно-морской разведки выход Tirpitz предполагался в самом начале ноября 1941 года, однако вместо него в море должен был выйти карманный линкор Admiral Scheer . Силы Флота метрополии под руководством Тови вышли на позицию к югу от Исландии. Они включали только один линкор – HMS King George V и авианосец HMS Victorious . Горький урок охоты за Bismark` ом заставил обратиться к помощи заокеанских союзников. Впервые во Второй мировой войне совместно с британскими действовали американские линкоры из состава Оперативного соединения 13, в которое входили модернизированные USS Idaho и USS Mississippi , а также 2 тяжелых крейсера и 3 эсминца. Американское соединение прикрывало Датский пролив. Однако ожидания появления Tirpitz были тщетными, в море он так и не вышел.

20 февраля состоялся перевод на север Норвегии Admiral Sheer и тяжелого крейсера Prinz Eugen в эскорте 5 эсминцев. На следующий день английская воздушная разведка обнаружила германский отряд, входящий в Гримстад-фьорд. Предположив, что немцы останутся там в течение некоторого времени, Адмиралтейство отдало приказ Тови выйти с Флотом метрополии для удара по кораблям на стоянке или перехвата их после выхода в дальнейший путь. В состав сил Тови вошел HMS King George V , авианосец HMS Victorious , тяжелый крейсер HMS Berwick и 4 эсминца. Однако германский отряд вышел из фьорда вечером того же дня, и перехват не состоялся. Значительные силы немецкого флота в северной Норвегии с марта непосредственно угрожали северным конвоям, поэтому англичане перешли на их постоянное прикрытие главными силами Флота метрополии.

Первая возможность перехвата немецких линкоров появилась при сопровождении парных конвоев: РQ-12, вышедшего из Рейкьявика 1 марта 1942 года, и ОР-8, одновременно покинувшего Кольский залив. Флот метрополии впервые принимал участие в прикрытии. Получив данные воздушной разведки, 6 марта Tirpitz вышел из Тронхейма в сопровождении четырех эсминцев. Британцам удалось расшифровать данные радиоперехвата, а подводная лодка HMS Sea Wolf (типа S ) визуально обнаружила немецкие корабли. Адмиралтейство немедленно отдало приказ сосредоточить силы. Дальнее прикрытие конвоев состояло из линкора HMS Duke of York (флаг вице-адмирала Кертиса), вышедшего в свой первый боевой поход, линейного крейсера HMS Renown , крейсера HMS Kenya и 6 эсминцев. К ним присоединились главные силы Флота метрополии под командованием Тови: HMS King George V , авианосец HMS Victorious , тяжелый крейсер HMS Berwick и еще 6 эсминцев.

Англичане имели подавляющее превосходство в силах и преимущества хорошей информированности перед действовавшими «вслепую» немцами. Однако погода внесла свои коррективы. В условиях плохой видимости британский флот не смог вовремя обнаружить Tirpitz , который в свою очередь упустил возвращающийся из Советского Союза конвой ОР-8. У англичан оставалась надежда на авиацию. 9 марта «альбакоры» с HMS Victorious нанесли удар по линкору Tirpitz , однако ему удалось уклониться от всех торпед. Взаимное положение сил делало перехват более скоростного немецкого линкора невозможным, и новым британским линкорам не удалось повторить свой успех против линкора Bismark .

Операции по сопровождению конвоев в первой половине 1942 года следовали одна за другой, и Адмиралтейству приходилось менять силы прикрытия. Пару РО-15 - ОР-11 в конце апреля - начале мая сопровождали совместный англо-американский отряд под командованием адмирала Тови. В его состав входил флагман HMS King George V , американский линкор USS Washington под флагом контр-адмирала Гиффена, HMS Victorious , тяжелые крейсера США USS Wichita и USS Tuscaloosa , британский крейсер HMS Kenya и 8 эсминцев – по 4 с каждой стороны. Ближнее прикрытие составили 2 крейсера и 2 эсминца под командованием контр-адмирала Бэрроу. Немецкое командование так и не решилось не перехват.

Поврежденный нос линкора HMS King George V HMS Punjabi

В этот период произошел трагический случай. Во время густого тумана линкор HMS King George V протаранил союзный эсминец HMS Punjabi типа Tribal , который совершал маневр уклонения от плавающей мины. В результате столкновения эскадренный миноносец был буквально разрезан на две части и немедленно затонул, причем его глубинные бомбы взорвались при погружении рядом с кормой линейного корабля. HMS King George V получил серьезные повреждения обшивки в носу на протяжении 10-15 метров. На нем открылась течь, а от ударного воздействия взорвавшихся глубинных бомб вывели из строя большинство вспомогательного оборудования, в том числе турбогенераторы и контакты в силовой проводке. Линкор остался без энергии и его пришлось отозвать и вернуть на базу. Его место в силах прикрытия занял только недавно вернувшийся из предыдущего похода систершип HMS Duke of York . Для восстановительных работ поврежденный линкор отправился на верфь компании Cammel Laird в Ливерпуле, где он и оставался до конца июня 1942 года. После ремонта корабль вернулся в базу расположения Флота метрополии Скапа Флоу и возобновил регулярную службу.

Прикрытие арктических конвоев в составе Флота метрополии линкор HMS King George V возобновил с сопровождения конвоя JW-53 . В результате воздушных атак 27 и 28 февраля суда конвоя рассеялись на значительной площади. Англичанам пришлось задействовать свои главные силы, хотя и в несколько странной роли. 9 и 10 марта HMS King George V обследовал весь район, в котором были сильно рассредоточены транспорты. Благодаря мощному радарному оборудованию линкору удалось собрать разрозненные суда в стандартного вида конвой.

В преддверии операций против Италии Адмиралтейство в мае вывело линкор HMS King George V вместе с HMS Howe из состава Флота метрополии, перебросив их в район Средиземного моря.

Средиземноморские операции

Участие линкора HMS King George V в боевых операциях в Средиземном море началось с операции «Хаски» , в котрой линкору отводилась вспомогательная роль. В начале лета 1943 года HMS King George V и HMS Howe были переведены в Гибралтар. Оба линейных корабля вошли в состав резервной группы вместе с крейсерами ПВО HMS Dido и HMS Sirius и 6 эсминцами. 10 июля в ходе высадки эта группа находилась к югу от Сардинии, имитируя возможность вспомогательного десанта и прикрывая северный фланг сил десанта. В ночь с 11 на 12 июля оба линкора обстреляли побережье в районе Леванцо, сделав несколько десятков выстрелов. Через несколько дней оба линкора подвергли обстрелу остров Трапани. На этом активное участие линкора HMS King George V в операциях на Средиземном море закончилось. Однако корабль находились там до осени.

9 сентября 1943 года HMS King George V исполнил роль конвоира, эскортируя на Мальту сдавшийся союзникам отряд итальянцев под командованием адмирала Да Зара в составе линкоров Andrea Doria и Caio Duilio , 2 крейсеров и эсминца. После капитуляции Италии британские линейные корабли стали совершенно ненужными на Средиземном море.

Тихоокеанский театр военных действий

Линкор HMS King George V во время обстрела японских островов. 1945 год

28 октября 1944 года линкор HMS King George V отбыл из Скапа-Флоу на Дальний Восток. На место назначения корабль прибыл в 20-х числах ноября, где и вошел в состав британского Тихоокеанского флота под командованием адмирала Фрэзера . На конец ноября новое соединение состояло из линкоров HMS King George V и HMS Howe и 4 новейших тяжелых авианосцев (HMS Indefatigable , HMS Victorious , HMS Illustrious и HMS Indomitable , 7 крейсеров и трех флотилий эскадренных миноносцев. Линейными силами командовал вице-адмирал Роулингс. Первые боевые операции сформированного британского соединения при участи в нем линкора HMS King George V начались лишь в январе 1945 года.

HMS King George V в Токийском заливе. На заднем фоне USS Missouri. 1945 год

16 января Тринкомали покинуло соединение TF-63 в составе линкора HMS King George V и четырех новых эскадренных авианосцев , трех крейсеров ПВО и эсминцев. 24 января авианосная авиация атаковала нефтеперерабатывающий завод в районе г. Палембанг, нанеся ему повреждения и уничтожив почти полсотни японских самолетов на земле и в воздухе. 29 января удар был повторен. В тот же день HMS King George V принял участие в перехвате 12 бомбардировщиков противника, которые пытались прорваться к соединению, и хотя большинство было сбито истребительным патрулем, несколько самолетов отнесли на счет зениток кораблей прикрытия, в том числе и линейного корабля. После успешной, хотя и малозначащей со стратегической точки зрения операции «Меридиан» британские корабли проследовали в австралийский порт Фримантл, прибыв туда 4 февраля. Отныне они предназначались для совместных действий с флотом США.

Состоявшаяся в начале мая высадка на о.Окинава стала первым серьезным совместным предприятием союзников на Тихом океане. HMS King George V и другие наиболее современные корабли британского Тихоокеанского флота вошли в состав Оперативного соединения TF-57 под командованием Роулингса. Угроза со стороны крупных японских кораблей свелась к нулю и возникла возможность использования тяжелых кораблей союзников, в том числе и новых, для обстрела береговых целей. 4 мая 1945 года HMS King George V вместе с систершипом HMS Howe произвели бомбардировку авиабазы в Хирара, а также позиции противовоздушной обороны авиабазы чуть севернее на острове Мияко. В результате обстрела была полностью подавлена противовоздушная оборона авиабазы, что сделало ее беззащитной перед последующими атаками авиации.

28 мая корабль прибыл в гавань Апра острова Гуам для дозаправки. На следущий день линкор посетил адмирал Честер Нимиц , командующий Тихоокеанским флотом ВМС США. 30 мая линкор покинул гавань острова Гуам и отправился по направлению к о. Манус. 5 июня HMS King George V прибыл в Сидней для обслуживания и проведения разного рода профилактических работ на борту корабля. 28 июня линкор был приписан к Оперативному соединению TF-37 . 29 числа линкор провел совместные учения вместе с крейсерами HMS Gambia и HMS Black Prince , а также калибровку радаров на расстоянии 9 км. Первую неделю июля корабль в процессе подготовки до боевых операций принимал участие в разного рода тренировочных действиях по стрельбе, командному слаживанию в процессе боя.

HMS King George V возвращается в Портсмут после войны. 1 марта 1946 года

В начале июля HMS King George V в составе Оперативного соединения TF-37 принял участие в обстреле Токио. 17 июля 1945 года он в составе американского соединения выпустил 267 снарядов по трем промышленным объектам в районе Хитачи, к северу от японской столицы. Операция проходила в ночное время, и линкор вел огонь очень медленно, продолжив стрельбу в течение трех часов. 29 июля линейный корабль снова участвовал в обстреле берега, теперь к югу от Токио, в Хамаматцу. Было выпущено 265 снарядов за 40 минут, при этом, несмотря на высокую плотность промышленной застройки, замечено только 7 прямых попаданий. Залпы HMS King George V по Хамаматцу стали последними выстрелами английских линкоров во Второй мировой войне . Головной линкор серии 2 сентября вошел в Токийский залив, чтобы принять участие в церемонии капитуляции последнего противника.

Послевоенный период

В послевоенный период HMS King George V оставался на Дальнем Востоке в качестве поддержки союзных сил. В конце 1945 года линкор посетил Мельбурн для дозаправки и проведения небольших ремонтных работ. 6 марта 1946 года корабль прибыл в родные воды порта Портсмут где принял роль флагмана Флота метрополии до 1950 года.

С окончанием Второй мировой войны потребность в наличии во флоте линейных кораблей по сути отпала да и само содержание было недешево. Поэтому линкор HMS King George V был выведен в резерв в 1950 году. Спустя 5 лет, в декабре 1955 года, его перевели в специальный, а еще 2 года спустя сдали на слом фирме Arnott Young . 20 января 1958 года корпус корабля был отбуксирован в Клайд для демонтажа оборудования. Полностью процесс демонтажа был завершен в Труне, куда корабль был доставлен в мае 1959 года.

Командиры

Этот корабль в искусстве

Линкор HMS King George V в игре World of Warships

Корабль HMS King George V представлен в игре World of Warships в виде корабля VII уровня.

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Ссылки

Список литературы

  1. Дашьян А.В., Патянин С.В., Токарев М.Ю., Балакин С.А., Кофман В.Л. М: Эксмо: Яуза, 2009. - 386 с. - ISBN 978-5-699-51001-6 .
  2. Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». – Москва «Истфлот», 2007, - 109 с.
  3. Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). - Самара: АНО «Истфлот», 2007. - ISBN 978-5-98830-022-9

Галерея изображений

    HMS King George V в разрезе.

    HMS King George V

    Схема HMS King George V

    HMS King George V у берегов Исландии после столкновения с HMS Punjabi

    Схема и описание HMS King George V на англ языке

    HMS King George V в 1941 году

    Повреждения линкора HMS King George V после столкновения с союзным эсминцем HMS Punjabi

    Линкор HMS King George V входит в гавань Апра, острова Гуам. 1945 год

    HMS King George V во время возвращения из США. 1941 год

    Линкор HMS King George V сопровождает итальянский флот с Мальты в Александрию. 1943 год

    Капитулировавший итальянский флот. Вид из под орудий ГК линкора HMS King Georgе V во время его сопровождения из Мальты в Александрию. 1943 год

    HMS King George V в сухом доке перед выведением в резерв. 1951 год

    HMS King George V в доке имени капитана Кука, Сидней, октябрь 1945 года

    HMS King George V возвращается после сопровождения арктического конвоя. Вид с неизвестного британского авианосца. 20 апреля 1943 года

Видео

Видео с HMS King George V


HMS King George V на стоянке в заливе Галифакс.


HMS King George V на стоянке возле о.Гуам


HMS King George V


Король и Королева на борту HMS King George V в 1944 году


Обзор HMS King George V с воздуха


HMS King George V
Авианосцы Courageous Argus Hermes Eagle Ark Royal Illustrious Unicorn Implacable Colossus Majestic C Audacious C Malta X Centaur C
Эскортные авианосцы Archer AV Audacity V Avenger AV Attacker A Ruler A Activity V Pretoria Castle V Nairana V
Линейные корабли Queen Elizabeth Revenge
Заложен в 1937 г., спущен на воду в 1939 г. 
Водоизмещение стандартное 36 000 т, нормальное 40 000 т, полное 44 400 т. Длина максимальная 227,1 м, ширина 31,4 м, осадка 9,7 м. 
Мощность 4-вальной паротурбинной установки 110 000 л. с., скорость 28 уз. 
Броня: главный пояс в середине 356-381 мм, в носу и корме 140-114 мм, верхний пояс 25 мм, башни и барбеты 406 мм, броневая палуба 127-152 мм, рубка 76 мм. 
Вооружение: десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, от тридцати двух до семидесяти двух 40-мм зенитных автоматов. 
Всего построено 5 единиц: “Кинг Джордж V”, “Принс оф Уэлс” (1940 г.), “Дюк оф Йорк” (1941 г.), “Хоув” (1942 г.) и “Энсон” (1942 г.).

Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Виккерс-Армстронг» (англ. Vickers-Armstrongs) в городе Тайн. Спущен на воду 21 февраля 1939 года, а строй официально вступил 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.
В мае 1941 года был привлечен к операции против германского линкора «Бисмарк» . 27 мая 1941 года совместно с линкором «Родней» вступил в бой с «Бисмарком» и выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра. В дальнейшем действовал в районе Северной Атлантики, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. 1 мая 1942 года, в ходе одной из таких операций, протаранил свой же эсминец «Пенджаби». Эсминец затонул, от взрыва находившихся на нем глубинных бомб линкор получил серьёзные повреждения носовой части.
После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10-11 июля 1943 года проводил отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии, перед высадкой союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан и включен в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июле 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 сентября 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Великобританию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее стал флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948-1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией капитальных кораблей 1930-1940-х годов.
Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит скромно в сравнении с современниками, прежде всего вследствие недальновидного выбора артиллерийского вооружения. Сама по себе броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380 - 460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недоворужённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато».

Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике, британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость - это ещё далеко не всё.
Для линкоров со схемой защиты «все или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу­са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Шарнхорстом» немец­кие корабли были выведены из строя явно без проби­тий погребов и машин (за исключением рокового попадания в гласис КО на «Шарнхорсте»). Тем не ме­нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для «добивания» противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
- Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V».
Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему, не самые совершенные, но вполне надежные и умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.

О модели:
Старую добрую Тамию приобрел… не помню когда, вероятно в начале моего увлечения судомоделизмом. Время шло, руки не доходили, появлялись новые интересные модели, а Кинг Джордж V все лежал на полке, ждал своего часа. Корабль значимый, может не само «изящество» и «стремительность», но отработал на Британскую империю «качественно» (отчего пишу, что заслуги корабля, часто бывают посылом, для изготовления модели) За время ожидания Кинг Джордж V обзавелся фототравлением от WEM (не намного моложе модели, как следствие – довольно примитивное), стволами для всей артиллерии: главный, универсальные калибры, 40мм Пом-Помы и 20мм Орликоны(тут целые установки с точеной тумбой и др.) от Мастер-моделс, смоляные Бофорсы от Арсенала и лесенки, иллюминаторы, талрепы для такелажа от Norh Star.
Толчком для постройки модели послужили 2 вещи: мне удалось на работе организовать рабочее (судомодельное) место и информация, что фирма Pontos делает для этого типа корабликов свое модное-классное травление, с обычным богатым набором мачт, смолы, деревянных палуб и т.п. «прелестей», перед которыми сложно устоять.
Начал стройку с прицелом на полный перепил, точнее, все крупное: корпус, главный и универсальный калибр, корпуса надстроек – Тамия, все остальное- либо замена, либо доработка.
Частичное описание работы можно посмотреть тут http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_38283_start_0.html
Такелаж делал из проволоки от зарядок мобильных телефонов, больше не буду пробовать, очень сложный материал, не советую.
Краски: акрил Тамия
Футура
Смывка, эмаль Тамия
Финальный лак Акан.
По поводу удовольствия работы с моделью… ничего не скажу, нужно было сделать, как то так.
Модель постарался построить на конец войны, 45г. Тамия, в коробке, это скорее после военный «Кинг Джордж V».
Давно ничего из своих работ не выкладывал в сети: работа, ремонт, семья… Но что то делаю, вот «Кинг Джордж V» готов, правда уже с пол-года. Прошу любить и жаловать, дровишки знатные, вряд ли за такие еще возьмусь.

главный пояс: 229-305 мм
верхний пояс: 203 мм
траверзы: 51-254 мм
палуба: 25-102 мм
башни ГК: 76-279 мм
барбеты башен ГК: 76-254 мм
боевая рубка:76 - 279 мм Двигатели Турбины Парсонса,
18 водотрубных котлов типа «Бабкок и Уилкокс» (на «Кинг Джордже» и «Аяксе»), столько же котлов «Ярроу» на остальных кораблях Мощность 31 000 л. с. Движитель 4 винта Скорость хода 21,7 узла (полная)
22,134 узла максимальная (для головного корабля) Дальность плавания 3805 миль на 21 узле
6310 миль на 10 узлах Экипаж 862 человека (в военное время до 1050) Вооружение Артиллерия 5 × 2 343-мм/45 Mk.V
16 × 102-мм/50 BL Mk.VII
4 × 47-мм салютные пушки Зенитная артиллерия 5 7,71-мм пулемётов «Виккерс» ,
10 пулемётов «Льюис» 7,71 мм Минно-торпедное вооружение 3 (2 бортовых и 1 кормовой) подводных 533-мм ТА (14 торпед) Медиафайлы на Викискладе

Корпус

«Кинг Джордж V» оснащался тремя бесштоковыми адмиралтейскими якорями (двумя основными, одним запасным) массой 7,11 т, и одним кормовым якорем массой 2,13 т. Выбор цепи носовых становых якорей производили два носовых шпиля, приводимых в действие паровой машиной .

Спасательные средства состояли из двух паровых полубаркасов длиной 15 м, одного парового катера длиной 12,8 м, одного парусно-гребного 11-метрового полубаркаса , трёх парусно-гребных 9,8-метровых катеров , трёх 8,2-метровых вельботов , одна 9-метровая гичка , одна 5-метровая скиф-динги (тузик) и один стандартный складной бальзовый плот .

Мореходность

Бронирование

Главный броневой пояс продолжался в носовую часть на той же высоте (на уровне главной палубы), что и в середине корабля - сначала от траверза центра носового барбета башни «А» толщиной 152 мм и длиной 15,2 м, затем продлевался дальше толщиной 102 мм и длиной 14,8 м, не доходя до форштевня 13,7 м. В корму главный броневой пояс продолжался также на уровне главной палубы от траверза центра кормового барбета толщиной 64 мм и длиной 17,8 м, не доходя до ахтерштевня 15,2 м. Общая длина главного броневого пояса с носовыми и кормовыми оконечностями составляла 153,1 м (84,1 % длины корабля по ватерлинии) .

Главные носовые и кормовые броневые траверзы располагались следующим образом: в носовой части 254-мм поперечная переборка закрывала оконечность верхнего (203-мм) броневого пояса от главной до верхней палубы и оконечность верхней (229-мм) части главного броневого пояса от средней до главной палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей 203-мм и 229-мм броневых поясов к барбету башни «А»; 152-мм носовой траверс закрывал оконечности главного 305-мм броневого пояса от нижней до средней палубы и располагался наклонно внутрь от оконечностей главного броневого пояса к наружной поверхности барбета башни «А» .

Лобовые и боковые стенки всех башен главного калибра имели толщину 279 мм. Задняя плита имела толщину 203-мм. Передняя часть крыши имела толщину 102 мм, а задняя часть - 76 мм. Броневой настил пола имел толщину 76 мм .

Палуба полубака 25,4 мм, верхняя палуба 45-38 мм, средняя палуба 25,4, нижняя палуба в носовой части 64-25,4 мм, в кормовой части 102-76 мм, кожухи дымовых труб: 38-25,4 мм, экраны пороховых погребов 45-38-25,4 мм, экраны машинного отделения 25,4 мм .

Основным серьёзным недостатком в подводной защите корабля явилось отсутствие внутренней продольной броневой переборки, как это было на «Нептуне », где продольные противоторпедные переборки были сплошными между конечными барбетами. Вместо неё снарядные и пороховые погреба башен главного калибра и машинное отделение прикрывались броневыми защитными экранами толщиной 25,4-45 мм .

Вооружение

Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» оснащались десятью 13,5-дюймовыми пушками BL Mark V главного калибра в пяти двухорудийных башнях с гидроприводом. Такие же орудия несли и линейные корабли типа «Орион». Расположение башен было такое же, как на «Орионе», однако носовая надстройка была срезана под более острым углом, чтобы обеспечить больший сектор обстрела для орудий башни «Q» . Орудийные стволы скреплялись при помощи высокопрочной калиброванной стальной проволоки , которая наматывалась несколькими слоями на внутреннюю трубу. Пушки имели угол снижения 3° и угол возвышения, равный 20°, однако первоначальная конструкция дальномеров, управляющих башнями, ограничивала подъём 15,35°. Затвор поршневой , системы Велина, заряжание - картузное . Они стреляли 1400-фунтовыми (635 кг) снарядами с дульной скоростью 762,5 м/с, при угле подъёма 14,75° максимальная дальность стрельбы составляла 20 000 ярдов (18 288 м) при стрельбе бронебойными снарядами. При угле подъёма 20° максимальная дальность возрастала до 23 820 ярдов (21 781 м). На дальности 10 000 ярдов (9144 м) бронепробиваемость составляла 310 мм по вертикальной плите из цементированной Крупповской стали . Скорострельность этих пушек составляла 1,5-2 выстрела в минуту . Боекомплект состоял из 1000 снарядов (бронебойных, полубронебойных, фугасных) для 343-мм орудий (по 100 снарядов на ствол ). В военное время количество снарядов возрастало: в погребах «Одейшеса» (27 октября 1914 года) находилось 1120 343-мм снарядов .

Вес вращающейся части башен (без веса орудий) «А»: 565 дл. тонн, «В»: 600 дл. тонн, «Q»: 592 дл. тонн, «X»: 596 дл. тонн, «У»: 592 дл. тонн. Общий вес башен главного калибра с 343-мм орудиями: 3770 дл. тонн .

По сравнению с «Орионом», на «Кинг Джордже V» размещение 102-мм орудий было несколько иным - бо́льшую часть орудий, 12 из 16 (каждого борта 6 из 8) сгруппировали в носу, что объяснялось стремлением обеспечить наиболее плотный заградительный огонь именно с носовых курсовых углов , откуда наиболее вероятными были атаки эсминцев . Для перемещённых с кормы четырёх орудий устроили короткую баковую батарею (как раз под орудийными башнями «А» и «В») по два орудия побортно. Орудия прикрыли от осколков 76-мм броневыми щитами .

Все корабли имели по четыре 47-мм салютные пушки Гочкиса с боекомплектом 64 выстрела .

В конце 1914 года на «Кинг Джордже V» (и на «Аяксе») в кормовой части установили две 76-мм зенитные пушки Гочкиса с боезапасом 350 выстрелов на ствол. Во время войны корабли перевооружили, заменив пушки Гочкиса на 76-мм зенитные пушки Мк.1 с боезапасом по 150 выстрелов на ствол .

На линейном корабле «Центурион» в кормовой части первоначально были установлены два 102-мм скорострельных орудия Мк. VII с углом возвышения ствола +60°, переделанные в зенитные из противоминных с приданием стволу большого угла возвышения (боекомплект составлял по 150 выстрелов на ствол) .

Орудие 13,5"/45 Mark V(H) 4"/50 BL Mark VII 3"/45 20cwt QF
HA Mark I
47-мм Гочкиса
Год разработки 1909 1904 1910 1885
Калибр, мм 343 102 76 47
Длина ствола, калибров 45 50 45 40
Масса орудия, кг 76 102 2126 1020 240
Скорострельность, в/мин 1,5-2 6-8 12-14 20
Установка B Mark II PIV HA Mark II ? ?
Углы склонения −3°/+20° −10°/+15° −10°/+60° −10°/+90° /+60°?
Способ заряжания выстрела картузный унитарный
Тип снаряда Light бронебойный
Mark IIa
Heavy бронебойный
Mark IIIa (Greenboy)
фугасный шрапнельный? шрапнельный фугасный
Вес снаряда, кг 574,5 639,6 14,06 14,06 5,67 1,5
Вес и тип метательного заряда 133 кг MD45 4,3 кг MD16 2,7 кг MD8 0,96 кг MD 0,24 кг MD
Начальная скорость, м/с 787 759 873 732 762 574
Максимальная дальность, м 21 780 21 710 10 610
Досягаемость по высоте максимальная, м - - - ? 11 340 3000
Эффективная, м - - - ? 7160 1100

Торпедное вооружение состояло из трёх 533-мм торпедных аппаратов - двух бортовых, расположенных перед барбетом башни «А», и одного кормового (впоследствии был снят) с общим боезапасом 15 торпед. Торпеды - Мк.І и Мк.ІІ .

К 1917 году возникла необходимость иметь на каждом линейном корабле самолёт для корректировки стрельбы. Для этого на крышах башен установили взлётные платформы. В качестве авиационного вооружения были приняты колёсные бипланы Сопвич «Кэмел» .

Силовая установка

Главная энергетическая установка

В трёх котельных отделениях располагалось 18 водотрубных котлов (по шесть в каждом отделении), на «Кинг Джордж V» и «Аяксе» котлы были типа «Бабкок и Уилкокс», а на «Центурионе» и «Одейшесе» - типа «Ярроу». Котлов, работающих только на нефти, на линкорах типа «Кинг Джордж V» не было, поэтому отопление котлов было угольным, а нефть распылялась форсунками (каждый котёл был оборудован тремя форсунками для сжигания нефти) непосредственно на горящий уголь .

На время ходовых испытаний на «Аяксе» были установлены четырёхлопастные винты (конструкторы рассчитывали получить выигрыш в скорости). На 30-часовых заводских испытаниях, «Аякс» показал максимальную скорость 22,47 узла (против 22,866 «Центуриона» с трёхлопастными) на мерной миле в Полперро, при средней частоте вращения гребных винтов 290 об/мин . То есть ход «Аякса» с экспериментальными винтами был даже ниже хода других кораблей этого класса, оснащённых трёхлопастными винтами. Испытания Адмиралтейство не удовлетворили. После проведённых испытаний на «Аяксе» установили проектные трёхлопастные винты. Наружные винты имели диаметр 2,7 м, внутренние винты - 2,9 м .

Дальность плавания

Топливо: нормальный запас угля 900 длинных тонн , полный запас 3100 дл. тонн, нефти - 840 тонн .

Дальность плавания на полном ходу 3805 миль , на 10-узловом ходу 5910 миль (6310 миль у «Аякса» и «Центуриона») .

Электропитание

Четыре турбогенератора мощностью по 200 кВт и два дизель-генератора мощностью по 100 кВт снабжали корабль электроэнергией с постоянным напряжением 200 . Генераторы размещались на трюмной палубе и через центральный распределительный щит подавали электроэнергию на корабельные устройства. Корабли имели и аварийный дизель-генератор мощностью в 100 кВт, который был параллельно подключён к аварийному электрощиту .

Представители

Строительство

Постройка линейных кораблей этого типа была включена в проект государственного бюджета Британии по расходам на 1910 год. Средняя стоимость каждого линкора составила 1 945 200 £, то есть около 85 фунтов за тонну. Проект предусматривал увеличение водоизмещения на 500 тонн по сравнению с предшественниками - кораблями типа «Орион», однако превышение водоизмещения составило 800 тонн, при этом осадка увеличивалась на 0,09 м. В целом построенные корабли получились хорошо сбалансированными . В июне 1914 года все линкоры типа «Кинг Джордж V» приняли участие в празднествах посвященных завершению работ по расширению Кильского канала .

Кинг Джордж V

В начале октября 1912 года начались заводские испытания. Вместе с ними прошли испытания цистерн-успокоителей качки, которые закончились неудачей (цистерны позже приспособили для хранения нефти) . Пробеги на мерной миле в Плимуте проводились 4 ноября 1912 года. На третьем пробеге корабль развил максимальную скорость 22,373 узла при мощности на гребных валах в 33 022 л. с. , средняя частота вращения гребных валов составила 339 об/мин .

14 ноября 1912 года корабль вошёл в состав флота. Его строительство длилось 23 месяца: стапельный период постройки составил 10 месяцев, достройка на плаву - 13 месяцев. Стоимость постройки составила 1 961 096 фунтов стерлингов. Экипаж корабля, согласно штатному расписанию, насчитывал 869 человек в 1913 году, 1114 человек в 1914 году .

С июня 1914 года «Кинг Джордж V» - флагманский корабль. Первый зарубежный визит состоялся на торжества, посвящённые завершению работ по расширению Кильского канала . Единственный английский линкор, на борт которого поднялся кайзер Германии Вильгельм II . Как и все линкоры типов «Орион» и «Кинг Джордж V», корабль входил во 2-ю эскадру линкоров Гранд Флита , будучи флагманским кораблём вице-адмирала Т. Джерома . Продан на металлолом в 1926 году .

Аякс

Спущен на воду 21 марта 1912 года. Заводские испытания - с апреля 1913 года. Пробеги на мерной миле в Полперро проходили 12-13 мая 1913 года. Совершил серию из четырёх пробегов (с трёхлопастными винтами). На третьем пробеге развил общую мощность турбин на гребных валах 29 250 л. с., при средней частоте вращения гребных винтов 337,5 об/мин добился максимальной скорости 21,225 узла .

Вошёл в состав флота в августе 1913 года. Стапельный период постройки корабля составил 13 месяцев, достройка на плаву заняла 17 месяцев. Всего строительство «Аякса» продолжалось 30 месяцев, стоимость постройки составила 1 889 387 £. Экипаж корабля, согласно штатному расписанию, в 1914 году насчитывал 869 человек .

Одейшес

Вошёл в состав флота в августе 1913 года . Стапельный период постройки составил 18 месяцев, достройка на плаву заняла 11 месяцев. Экипаж, согласно штатному расписанию, в 1914 году насчитывал 860 человек. С октября 1913 года по август 1914 года входил в состав 2-й эскадры линейных кораблей Флота Метрополии. В августе 1914 года вошёл в состав объединённого Гранд Флита .

Центурион

С 1919 по 1924 годы находился в составе 4-й эскадры линейных кораблей Средиземноморского флота, участвовал в черноморских операциях. С 1924 года по апрель 1926 года находился в резерве в Портсмуте . Назначен в апреле 1926 года для переоборудования вместо броненосца «Агамемнон» в качестве радиоуправляемой мишени. Находился на казённой судоверфи в Чатаме с 14 апреля 1926 года по июль 1927 года для ремонта и переоборудования в радиоуправляемую мишень .

В качестве корабля эскорта 12-16 июня 1942 года принял участие в провалившейся операции «Вигерес» (из 11 транспортов конвоя были потоплены 2, на Мальту не прибыл ни один). В начале маршрута британские истребители сумели отразить несколько воздушных налётов и ослабить другие, но вскоре конвой вышел из радиуса действия «Харрикейнов » и «Киттихоков ». Попытка прорваться на Мальту была отменена после того, как стало известно, что корабли сопровождения практически израсходовали зенитный боезапас. Адмирал Вайэн приказал своим кораблям возвращаться в Александрию .

До марта 1944 года служил в качестве плавучей зенитной батареи южнее Суэцкого канала . В апреле 1944 года покинул Александрию и вернулся в Портсмут (Англия) . 6 июня 1944 года затоплен у Нормандского побережья в качестве волнореза в бухте «Малбери» .

Оценка проекта

Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» практически без изменений повторяли предыдущий тип «Орион». В целом корабли были хорошо сбалансированными, имели красивый вид , но линкоры других флотов уже вооружались