Написание жи ши ча ща чу щу. Гласные после шипящих

§ 1 Написание ЖИ-ШИ

Этот урок начнем со сказки:

Однажды согласные буквы Ж с Ш решили отправиться в лес, посмотреть на распустившиеся подснежники, но заблудились.

Долго они кричали, звали другие буквы - ничего не помогало.

Их крики слышала очень важная гласная верхнего ряда Ы, однако не торопилась выручать согласные буквы из беды.

Только гласная нижнего ряда И сразу же поспешила потерявшимся на помощь.

Вывела буква И ослабевших Ж и Ш из леса.

С тех пор согласные буквы Ж и Ш стали неразлучны с гласной И.

Они решили с ней никогда не расставаться и всем вокруг говорили:

«ЖИ и ШИ пиши только с буквой И!»

А на букву Ы они обиделись и никогда с ней рядом не встают.

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, камыш.

Запомни слоги жи и ши.

(О. Моисеева)

§ 2 Написание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Прочитайте еще одну историю:

Решили согласные буквы с гласными в лесу поиграть в прятки.

Водящими стали согласные Ч и Щ. Так славно, дружно они играли, что очень быстро нашли все оставшиеся буквы русского алфавита.

Начали пересчитывать, а гласных букв нижнего ряда Я и Ю нигде нет.

Испугались согласные Ч-Щ.

Вдруг что случилось? Все-таки в лесу играли в прятки.

Стали звать, кричать, никак найти не могут. Делать нечего, пошли домой.

Проходят мимо домика, в котором Ю и Я живут и видят, как те сидят и чай пьют. Оказалось, надоело гласным Я, Ю в прятки играть, вот и ушли они домой, никому ничего не сказав. Обиделись согласные Ч-Щ на гласные буквы Я-Ю и всем объявили:

«ЧА-ЩА пиши с А!

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У!»

Плавником бьёт чудо-щука:

«Буква У нужна, а ну-ка!»

И шумит лесная чаща:

«Ты стихи читай почаще,

Там волшебные слова:

ЧА и ЩА пишите с А!»

(Е. Фролова)

§ 3 Написание ЧК-ЧН

Букве Ь однажды расхотелось разделять, захотелось ей смягчать.

Стало ей приятно, что вокруг все мягко - день, пень, лень, тень.

Подумала буква Ь, что будет очень хорошо, если встанет она рядом с согласным Ч.

Но буква Ч ей ответила, что звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается мягким знаком.

В сочетаниях Ч с другими согласными - ЧК, ЧН буква Ь для обозначения мягкости не пишется.

Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, чк! чк! чк!

Кочка, почка, звездочка!

Ёлочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Булочка и строчка,

Свечка, печка, точка!

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Как писать «чн», «чк».

(А. Хасаншина)

§ 4 Краткие итоги урока

Надо запомнить:

1. В сочетаниях ЖИ и ШИ пиши после согласных «ж» и «ш» букву «и».

2. В сочетаниях ЧА и ЩА после «ч» и «щ» - букву «а».

3. В сочетаниях ЧУ и ЩУ после «ч» и «щ» — букву «у».

4. Пиши буквенные сочетания ЧК, ЧН без мягкого знака, например: точка, дочка, точно, срочно.

5. Звук [ч"] — мягкий непарный.

6. Мягкое произношение звука [ч"] не требует обозначения мягкости на письме.

Список использованной литературы:

  1. А.В. Венцов. Словарь омографов русского языка // Изд. СПбГУ, Санкт-Петербург, 2004.
  2. Азбука от А до Я: иллюстрированное учебно-методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель. - Минск: Асар, 2004.
  3. Львов М.В. Методика развития речи младших школьников. - М.: АСТ; Астрель, 2003.
  4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: 1999.
  5. Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры. 1 кл. - М.: Вако, 2010.
  6. Я иду на урок в начальную школу. Чтение: книга для учителя. - М., 2000.

§ 1 Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в корне слова в безударной позиции

Сегодня в уроке поговорим о нескольких орфограммах русского языка. Вспомним, что орфограммой называется правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Т.е., если мы выбираем букву - значит, встретились с орфограммой. Вы можете возразить, что же тут выбирать?! Всем известны правила: ЖИ -ШИ пиши с буквой И; ЧА -ЩА пиши с буквой А. Оказывается, и здесь есть над чем задуматься.

Например: шипы, горошина, тишина, ужин, ошибаться.

В этих словах, как и во многих других нельзя утверждать, что после Ж и Ш пишется И. Потому что здесь ЖИ-ШИ не под ударением!

Мало знать, что нужно писать И, а не Ы! Нужно ещё доказать, что здесь пишется И, а не Е! Например: ШИПЫ, а не ШЕПЫ; ГОРОШИНА, а не ГОРОШЕНА; УЖИН, а не УЖЕН!

Иногда это можно доказать, используя правило проверки безударного гласного в корне слова, изменив форму слова так, чтобы этот звук попал под ударение, например:

ШИПЫ - ШИП

Или можно подобрать родственное слово, чтобы безударный звук попал под ударение, например:

ОШИБАТЬСЯ - ОШИБКА

А в некоторых случаях - надо обратиться к словарю «Пиши правильно», например:

гороШИна, тиШИна, уЖИн

Рассмотрим другие слова:

ч(а, е, и)стица, ч(а, е, и)инка, щ(а, е, и)дить, щ(а, е, и)вель

В правописании безударного гласного в этих словах легко ошибиться, так как надо выбрать одну из трех букв. Применяем правило проверки безударного гласного:

ч[и]стица - часть, ч[и]инка - чай, щ[и]дить - пощада.

На месте звука [и], который мы, как правило, произносим в данных словах, необходимо писать букву А.

Написание слова щ[и]вель надо проверить по словарю «Пиши правильно». Щ[и]вель пишется с буквой А, и следует обратить внимание на правильное произношение этого слова, с ударением на второй слог: щаВЕЛЬ.

Написание каких сочетаний проверялось? Проверялось написание сочетаний ЧА-ЩА.

Итак, если сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в корне слова находятся в безударной позиции, то мы не можем однозначно сказать, что пишется буква И или А, надо применить правило проверки безударного гласного или проверить по словарю «Пиши правильно».

§ 2 Правописание ЧУ-ЩУ в корне слова в безударной позиции

Рассмотрим слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ: чужой, испорчу, чумазый, чищу, в рощу, щурёнок. Сочетания ЧУ-ЩУ в этих словах находятся в безударном положении, но не требуют проверки. Почему?

Звук [у] даже в безударной позиции нельзя спутать с другими звуками! Звук [у] ВСЕГДА хорошо различим! Поэтому там, где звук [у], нельзя ошибиться в написании.

Следовательно, написание сочетаний ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА в безударной позиции надо проверять. Сочетания ЧУ-ЩУ пишутся с буквой У независимо от ударной и безударной позиции.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  3. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/ Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.

Диктанты с сочетаниями ЖИ, ШИ

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

17. На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

27. Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

Диктанты с сочетаниями ЧА, ЩА

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Урок русского языка во 2 классе

Программа «Школа России»

Учитель: Кудашкина Татьяна Александровна

Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательная цель:

Задачи:

– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;

– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемые результаты:

Личностные:

– признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Технологии: технология критического мышления, проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая.

Формы: коллективная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: карточки для работы в парах, индивидуальные, снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, карточки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А,У, И, презентация.

Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.

Ход урока

    Организационный момент

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно,

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно.

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись, улыбнулись,

И ко мне все повернулись!

Учитель : всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

    Самоопределение к теме урока

В гости прилетела

Звёздочка хрустальная

На ладошку села –

От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)

    Минутка чистописания

Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)

Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)

Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.

Посмотрите, как я это буду делать.

Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

Оценивание (лист самооценки)

Возьмите карточки белого цвета и в минутке чистописания оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте синюю снежинку, а, если написали не совсем правильно, то красную.

Слайд Учитель : Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю)

а вы согласны, что в слове снежинка:

    3 слога + (проговорите)

    Звуков столько же, сколько букв + (проговорите)

    Ударение падает на 1 слог –

    В слове 3 гласных звука + (проговорите)

Итак, СНЕЖЫНКА (слайд)

Что такое? Почему не так?

Какое правило я забыла?

Что мы должны помнить? (ответ детей)

А как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке русского языка и чему будем учиться? (слайд)

Учитель: жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Давайте составим эти сочетания. Выходят к доске только те ребята, у которых есть на партах зелёные карточки. Соедините буквы в «пару дружбы», взявшись руками.

    Фонетическая зарядка

Сейчас я предлагаю вам поработать стоя, Итак, на экране чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?

Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.

    Закрепление

Учитель: посмотрите на картину. (картина «Зима»)

Какие чувства она у вас вызывает?

А как вы думаете, о чём может быть текст, к которому подходит эта картина? (ответ детей) Ещё есть что-нибудь необычное? Какой праздник нас ожидает в конце декабря? (ответ детей)

Как озаглавить?

Какие слова могут быть в тексте с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу? (ответ детей). Посмотрите, где снег лежит? Какой снег? Что делает снег?

Возьмите карточку жёлтого цвета.

Прочитайте задание.

В чаще леса тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят как пушинки. Стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. Волки чуют добычу. У зайца чудесные лапы и чуткие уши. Он побежал в рощу.

Что можно сделать с этим текстом? (надо выписать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу)

Выполняем.

Сейчас поменяемся в парах тетрадями, проверим работу у соседа. Подсказка на экране.

Что за правило мы сегодня повторяем?

    Физминутка (слайд) Зрительная гимнастика со снежинкой

Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.

    Работа в парах.

Возьмите розовые карточки. Итак, один человек работает на обратной стороне доски, а остальные в парах. Посовещайтесь друг с другом в паре, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Зада …, да …, лы …, … вёт, хо …, и …, ро …, …вель, …раф, …повник, пи…, …сы, ту …, …до, … ка.

Давайте проверять работу. Девочка читает, а кто работал в паре, сверяет свою работу и девочки.

Проверьте себя, подсказка на экране. (слайд)

Что за правило мы сегодня повторяем?

    Какографическая минутка (работа в парах)

А теперь возьмём синюю карточку. Представляете, ребята, когда я ехала к вам на урок, я забыла правило. Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла?

Чащя очярована зимой. Пушыстые снега похожы на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. По ночям хищные звери ищют пищю. Чюдная жызнь в это время в лесу!

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

Давайте проверим вашу работу. Готовы?

    Рефлексия

Возвратимся в начало урока.

Что мы сегодня повторяли на уроке русского языка?

Чему учились?

Почему нам надо знать изученное правило и уметь их находить?

Оцените свою работу на уроке . Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. А давайте украсим нашу картину. Возьмите нужную снежинку и приклейте её. Синяя снежинка – я работал прекрасно, красная – у меня не совсем всё получилось. Выполняем. Посмотрите, какая яркая у нас картина!

    Домашнее задание (на слайде)

Ребята, я предлагаю вам выбрать задание, которое нужно выполнить дома.

    Придумать 10 слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

    Составить текст, в котором есть эти сочетания.

    Упражнение 15, страница 11

Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен!

Самоанализ урока

Уважаемые члены жюри! Разрешите представить Вашему вниманию анализ урока. Своё выступление я буду сопровождать словами из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» и обращусь ещё раз к картине «Зима».

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится. (СНЕЖИНКА)

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Задачи и планируемые результаты урока Вы можете видеть на листах, которые я выдала Вам до урока.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула. (СНЕЖИНКА)

На уроке использовала технологию критического мышления (задание «Вы согласны, что…»), проблемно-диалогическую (задания со словом снежинка, «Найди ошибки»), здоровьесберегающую (элементы дыхательной и зрительной гимнастики, массаж рук, выход к доске), для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала я использовала ИКТ.

Мною были использованы следующие методы обучения :

    словесные (объяснение, беседа с учащимися);

    наглядные (демонстрация презентации, картина «Зима»);

    практические (работа с карточками)

    проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для закрепления материала использовались следующие формы работы :

    фронтальная,

    работа в парах,

    индивидуальная работа.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая. (СНЕЖИНКА)

Урок я начинала с организационного момента.

Минутка чистописания тесно связана с темой урока и развивает умение видеть и создавать красоту вокруг себя. Здесь же на данном этапе применила зашумлённые картинки на снежинках. Использовала элементы дыхательной гимнастики и массажа рук. Итогом этого этапа была самооценка. (К листам оценивания дети возвращались после каждого задания.)

На следующем этапе урока была проведена орфографическая работа со словом снежинка. Выполнив звукобуквенный анализ и найдя ошибку в слове, дети подошли и сформулировали цели урока. Для активности и мотивации учащихся использовала сказку. Также же я включила проговаривание чистоговорок.

Задача основного этапа урока – актуализация раннее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся. Основные формы работы – индивидуальная, парная и фронтальная. Очень важно рационально использовать время на уроке, для этого использовала цветные карточки.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
(Снежинка)

Логопедические минутки не делят урок на части. Она гармонично объединяет этапы урока между собой, помогает плавно перейти к следующему заданию.

Контрольно-оценочная деятельность на уроке осуществлялась с помощью оценочных листов, самоконтроля, взаимоконтроля. Заключительным этапом было подведение итогов по листам самооценивания и украшение картины снежинками ребят.

Ученикам на уроке было комфортно, каждый был по-своему успешен. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников с включением логоминуток показала себя эффективной, т.к темп урока позволил выполнить все задания. Создание проблемных ситуаций мотивировало учащихся к работе.

С целью формирования прочных навыков правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу домашнее задание было на выбор.

Уважаемые члены жюри, обратите своё внимание на нашу картинку. Здесь есть и красные снежинки. Может быть, возможно так вышло, потому что… . Были трудности …, много времени ушло…, не все ученики были внимательны.

Но всё же я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая! (СНЕЖИНКА)

И наша картина тоже закончена.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!