Не то что имеете вы природа. Возможно вам будет интересно

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
_________________

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
_________________

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями. Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы. В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов. Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку. К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены.

Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни.

Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам. Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен.

В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души. В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ.

Произведение «Не то, что мните вы, природа…» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.

Сочинение


Если в первый период творчества Ф.И.Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы. Он не просто рисовал состояние души, а ее “биение”, движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы. Поэту было присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждал читателя самого “дорисовать” то, что только намечалось в поэтическом образе.

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. В этих четырех строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое изначально присуще нашей русской цивилизации. В поэзии Тютчев стремился осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия. Человеческое “я” по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы.

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

Невероятно мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется “звук цвета” и “цвет звука” (”чуткие звезды”; луч, врывающийся в окно “румяным громким восклицаньем”, и т.п.)

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Учитывая особенности поэтического стиля Тютчева, интерпретируя его тексты о природе, необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений.

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь, глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Поэзия Тютчева определялась исследователями как философская лирика, в которой, по словам Тургенева, мысль “никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”. Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же время в его позиции выступает самостоятельная личность, которая сама по себе - целый мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности. Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод:

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ногея
Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест…

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение. Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос.

Одна из основных тем лирики природы Тютчева - тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

…На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул…
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком. Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа…"

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придаёт более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы.
Они не видят и не слышат,
Живут в сём мире, как впотьмах…
В строках стихотворения виден поэт особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Всё в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним “понятным сердцу языком”.
Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех её проявлениях, в стихотворении мы видим те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на “и”, “а”, и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”) Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “ не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сём мире, как впотьмах”). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.
В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” мы видим отточия. Эти строки в своё время были изъяты цензурой, а в последствие утеряны.
И всё же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос матери самой”. Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

Задачи и тесты по теме "Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Основные принципы русской пунктуации - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 11 класс

Фёдор Иванович Тютчев

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком». Отношение самого Тютчева к природе можно кратко охарактеризовать двумя строчками:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Отражение этой мысли в том или ином виде встречается во многих стихотворениях поэта, относящихся к пейзажной лирике.

Во время первого издания «Не то, что мните вы, природа…» цензура изъяла из оригинала вторую и четвертую строфы. Считается, что они были неприемлемы с ортодоксально-церковной точки зрения. Впоследствии драматург, поэт и журналист Николай Сушков просил Федора Ивановича восстановить недостающие строки. К сожалению, это оказалось невозможным. Изъятые цензурой строфы Тютчев не помнил.

По мнению литературоведов, «Не то, что мните вы, природа…» — своеобразная творческая реакция Федора Ивановича на произведение Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». В нем поэт признается в любви природе, называя ее матерью и говоря, что для сердца она всего дороже. Отголоски стихотворения Батюшкова не раз появляются в творчестве Федора Ивановича. Достаточно вспомнить хотя бы «Певучесть есть в морских волнах…» и «Нет, моего к тебе пристрастья…». Кстати, к «Есть наслаждение и в дикости лесов…» обращался не только Тютчев. Также на произведение откликнулся Пушкин посредством гимна Председателя из «Пира во время чумы».

«Не то, что мните вы, природа…» — выступление сразу против двух групп людей. В стихотворении главенствует идея суверенности природы. Это противоречит взглядам вульгарных материалистов. Как известно, по их мнению, человек имеет право вторгаться в природу, подчинять ее своей воле. Суверенность природы отрицается и церковниками. Согласно принятым догматам, она считается лишь «слепком» божьей воли.

Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века. «Не то, что мните вы, природа…» — произведение программное. Именно в нем Тютчев наиболее ясно и пространно высказал свои взгляды на природу.

Фёдор Иванович - один из известнейших поэтов в русской литературе, его имя тесно связано с политической и и жизненными водоворотами.

Фёдор Тютчев - поэт-мыслитель

В нём угадывался мыслитель. Он запомнился, несмотря на то что оставил после себя немногое: несколько статей, переводные и оригинальные стихотворения, далеко не все из которых удачные. Но ведь среди других есть жемчужины мысли, глубочайшие и тонкие наблюдения, бессмертные выражения, следы грандиозного ума и вдохновения. Всю жизнь он писал стихи, чтобы найти себя, лучше понять свой так что его читатель ещё и свидетель духовной работы поэта по самопознанию. Фёдор Тютчев писал, испытывая потребность высказаться самому себе. Он очень чуток к природе. Его ловкость в обращении с образами стихии - это дар, который можно заметить невооружённым глазом. В стихотворения поэта приятно всматриваться, их интересно изучать, разбирать - образы заключают в себе множество потайного смысла, именно поэтому так увлекателен их анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - стихотворение, написанное Тютчевым в 1836 году, несёт в себе важную Мысль поэта. Но какую? Это мы и попробуем выяснить.

У гениев мысли сходятся

Прежде чем начинать следует познакомиться с событиями, которые повлияли на его появление и послужили вдохновением для поэта. Больше всего сходств его мысль имеет с натурфилософией Фридриха Шеллинга, немецкого мыслителя. Творческие взаимосвязи между ними прослеживались неоднократно, интерес к его творчеству зародился ещё в те времена, когда поэт примкнул к будущим славянофилам, которые разделяли эстетику и романтическую метафизику немецкой литературы, в частности Шеллинга. Тютчев не был плагиатором, он не заимствовал сами идеи, лишь обращал внимание на постановку отношений человека и природы, человека и Вселенной, на одухотворение Космоса и понятия мировой души. Русский поэт был одним из самых верных последователей идей немца и долгое время придерживался концепций Шеллинга. Также это стихотворение Ф. И. Тютчева - протест против эссе Гейне, которые публиковались во Франции и критиковали позицию Фридриха, Гофмана и Новалиса и их натурфилософию.

Роль обращения в стихотворении

Если обратить внимание, то всё стихотворение построено как обращение к читателю - вот с чего стоит начать анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - это послание поэта к нам. Если глобализировать явление, то всю литературу можно назвать диалогом творца и его читателя. Если в некоторых произведениях это не бросается в глаза, то здесь Фёдор Тютчев задаёт нам вопросы, предлагая самим отыскать на них ответы и подумать над вопросами, которые могут показаться вечными. Обращение заставляет нас ощутить присутствие поэта, словно он наш собеседник, и в то же время позволяет уединиться с самим собой, заглянуть вглубь своего внутреннего мира и поразмышлять на предложенную тему. Мы не видим лирического субъекта, а лирического героя, в котором присутствуют черты самого Тютчева, потому что ему самому были близки подобного рода рассуждения. Благодаря обращению выстраивается диалог лирический герой - читатель, что делает стихотворение доступнее, оживляет его.

Отточия и главный смысл

Не будет полным, если обойти вниманием наличие отточий. Вместо них были строфы, но они по тем или иным причинам были изъяты цензурой. После такой процедуры они обыкновенно теряются и редко когда обнаруживаются. Так произошло и с данным стихотворением.

Однако, несмотря на то что некоторые куски отсутствуют, стихотворение не потеряло свой смысл. Главная его идея - тема взаимоотношений человека и природы. Подчёркивается важность способности человека чувствовать, потому что если человек «глух», то он и не живёт вовсе. Если для таких людей природа не имеет ни смысла, ни лица, то для Тютчева она важна и является «голосом матери самой». Именно образами природы поэт выражает сокровенные эмоции, задаёт волнующие его вопросы, ищет ответы в чём-то первозданном. Тютчев не просто рассматривает природу, любуясь ею, она наталкивает его на философские размышления, в ней поэт видит живой организм со своими чувствами, со своей душой и жизнью, законы которой не всегда в силах постичь человек.

Образ природы в лирике Тютчева

Природа - один из главных персонажей в стихотворениях Тютчева. Причём присутствует она зачастую не как фон для размышлений, а как действующее лицо, в его поэзии природа имеет лицо, она говорит, мыслит, чувствует.

Всё в ней кажется Фёдору Ивановичу полным особого смысла, который она стремится донести человеку. Но человек не всегда слышит природу. Чтобы понять, что она говорит, ему нужно слушать не ушами, а сердцем, пропуская всё через свою душу. Стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») не может быть построен без отсылки к этому образу, который играет здесь ключевую роль. Олицетворение природы делает её ещё более похожей на большой живой организм, с которым тесно связан каждый из нас, но всякий может заговорить с ним на одном языке, это требует соответствующего духовного воспитания, мягкость сердца и души. Природа выступает разнообразной: она способна быть могущественной, опасной, не знающей компромиссов, а может быть похожа на прекрасного и светлого ребёнка.

Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет?

После некоторых стихотворений остается странный осадок, какая-то тяжесть, когда мысли начинают неприятно роиться в голове.

Но вот после лирики Тютчева такого не наблюдается - в ней есть какая-то неясная лёгкость. Это не значит, что после неё человек не погружается в размышления, один тольео стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») уже тому подтверждение, ведь мысли, рассуждение, изучение тонкостей стихотворения. Просто Фёдор Тютчев предлагает нам мыслить всем понятными образами, которые не требуют подготовки, они предельно ясны и просты, как и всё гениальное. Природа - это и загадка, и то, что окружает нас с самого нашего рождения, что же может быть нам ближе? Духовная близость человека и природы - вот ключ, которым так умело оперировал поэт. Тема этих взаимоотношений знакома каждому из нас, построена она на чувствах и эмоциях, а не на чём-то научном и труднодоступном. Каждый новый анализ стиха Тютчева приближает нас к природе, которую так любил, уважал и одухотворял поэт.