Нейл фьоре легкий способ перестать откладывать дела на потом.

Нейл Фьоре - автор нескольких книг, практикующий психолог, преподаватель, эксперт, основатель Национальной ассоциации преодолевших рак и бывший президент Калифорнийского отделения Американского общества клинического гипноза. Тридцать пять лет жизни посвятил проблеме прокрастинации, в настоящее время является президентом программы Flore Productivity Program.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Те, кому необходимо быстро действовать и еще больше успевать, кому нужна мотивация для разгребания накопившихся дел в совершенно не организованном дне, кто уже отчаялся и не верит в себя.

Автор предлагает способы, как изменить внутреннее настроение на более приятное и позитивное, как чаще отдыхать и успевать больше с задачами и целями, как перестать бояться проигрывать и справляться со стрессами и перфекционизмом, а также позволить волнению быть вашим союзником. В книге описывается стратегия по смене долженствования на хотение, благодаря этому читатели могут составить план по достижению профессиональных и личных целей, в котором обязательно присутствует место для полноценного отдыха.

Читаем вместе

У всех имеются задачи, которые мы все чаще пытаемся отложить на завтра или напрочь избежать их выполнения. Прокрастинация возникает из любого отложенного дела, если мы хотим заниматься более приятными вещами. Она сильно мешает реализации творческого потенциала и достижению превосходных результатов, портит личные отношения и даже здоровье. Прокрастинация является формой поведения, вырабатывающегося для устранения беспокойства, когда человеку кажется, что он не справляется с доведением начатого дела до конца.

Следует понимать, что прокрастинацию можно преодолеть через контроль и смену негативных установок. Автор предлагает начать с устранения самоотчуждения, то есть направленного против себя действия. Прокрастинация в этом случае защищает от него личное достоинство и временно снижает внутренние страхи чужого осуждения. Она же используется как защита от возможного успеха или выбора, перемен в жизни. Человеку следует научиться обеспечивать внутреннюю безопасность, вести позитивный диалог с самим собой, тогда появятся разумный риск и желание быстрее действовать. Самоидентификация должна идти в ногу с факторами успеха, тогда человек сможет быть жизнерадостным в любой провальной ситуации.

Фьоре предлагает несколько методов для преодоления прокрастинации.

1. Ее учет и наблюдение за собой. Это помогает выявлению слабых сторон, заставляющих прокрастинировать в течение дня.

2. Проявление внимания ко внутреннему диалогу, чтобы перестать чувствовать себя жертвой. Вместо слова «должен» появляются слова «выбираю», «решаю», «хочу». Это способствует возрастанию энергии и нивелированию напряжения внутри. Можно не любить выполняемые задачи, но важно быть готовым отдать им время и силы, тогда отношение к ним станет иным.

3. Умение сказать вовремя «нет». Оно очень полезно для прокрастинаторов, поскольку мгновенно убирает всяческие недоразумения и дает возможность выбора.

4. Продуктивность повышает отдых, избавленный от чувства вины. Нельзя экономить на отдыхе, поскольку вы получите ужасное моральное и физическое состояние вкупе с ослабленной мотивацией. Приятные впечатления нельзя подменять сериалами и бесконечным обжорством. Отсутствие отдыха одинаково пагубно и для прокрастинаторов, и для трудоголиков.

5. Лучшей мотивацией выступает «метод пряника». Он предполагает вознаграждение за любые усилия, является лучшим стимулом, когда осуществляется незамедлительно. Следует сокращать периоды работы и как можно чаще вознаграждать себя чем-то приятным.

6. Преодоление страхов, мешающих действиям. Для этого составляется реверсивный календарь, в котором обозначены небольшие дедлайны для увеличения контроля над проектами и снижения внешнего давления, и вырабатывается трехмерное мышление, которое не позволяет опускать руки в начале работы. Появляется мысль о естественном волнении перед предстоящим объемом работы, для управления им следует начинать проект с любого удобного этапа, обучаться в его процессе и не стесняться просить помощи окружающих. Также необходимо научиться концентрации на его начале, а не на завершении. Человек боится совершить ошибку, поэтому к волнению стоит относиться как к чему-то полезному, предупреждающему об опасности.

7. Наиболее эффективным средством преодоления прокрастинации выступает «методика антирасписания». Составляется своеобразный недельный календарь, где нет списка дел, а есть только перечень приятных мероприятий, посвященных релаксации, общению, фиксации любой результативной работы. За полчаса работы в день следует вознаграждение. Антирасписание помогает избавиться от чувства вины за возможность отдыхать и предлагает реально оценивать нужное время для выполнения работы.

8. Вхождение в состояние «потока». Это такое состояние, когда творческий потенциал реализуется наиболее полно, человек находится во внимании и наслаждении этим процессом. Чтобы почувствовать это состояние, необходимо на время отключить мозг и отдаться потоку вдохновения и полета идей.

9. Новая модель поведения «запланированные остановки». Следует внимательно наблюдать и отслеживать все, что причиняет беспокойство. Так вы осознанно сможете бороться с привычкой прокрастинировать. Остановка показывает, в каких именно ситуациях возникает эта потребность.

10. Для выполнения сложной работы требуется выносливость, примером служат бегущие дистанции марафонцы. Для еще одного шага вперед нужно захотеть сменить негативную установку.

11. Контроль всего отвлекающего. Следует понять, что без концентрации невозможно жить, а отвлекающие мысли специально уводят вас от важного. Их нужно выписать, позволяя тем самым вырасти вашей концентрации.

12. Следует заниматься эффективным целеполаганием, ориентируясь на достижимые цели и четко сформулированные желания. Лучше всего разбить цель на несколько маленьких, но хорошо обозримых, и ориентироваться на действия.

С окружающими, которые часто любят прокрастинировать, необходимо общаться как консультант, помогая им реалистичнее относиться к жизни, но ни в коем случае не осуждать и не решать за них.

С прокрастинирующими сотрудниками нужно быть доброжелательным, чаще их хвалить, давать им ощущение безопасности и осознания потенциала.

Прокрастинация близкого человека не должна беспокоить вас в плане принятия на личный счет всех его действий. Ему можно помочь, используя техники реверсивного календаря и трехмерного мышления, чтобы создать необходимый образ действий.

Лучшая цитата

«Жизнь кажется лишенной веселья и свободы. Антирасписание же переворачивает этот процесс».

Чему учит книга

- Те, кто одержим прокрастинацией, склонны занижать самооценку, жить только работой, и они же являются перфекционистами во всем.

- Прокрастинатор никогда не воспримет совет в духе «соберись, тряпка», отложенные на потом дела не являются следствием безответственности и лени.

- Антирасписание помогает начинать работу как можно раньше, чтобы освободить время.

- Борьба с прокрастинацией начинается с уважения личных интересов и приобретения навыка говорить твердое «нет», с выработки выносливости, повышения самооценки и смены отношения к работе.

Нейл Фьоре

Легкий способ перестать откладывать дела на потом

Эта книга посвящается всем, кто имел смелость и настойчивость искать помощи в преодолении прокрастинации, отнимающей много сил. Книга была написана для людей с заниженной самооценкой; для тех, кто, взяв ее в руки, надеялся сохранить какую-то часть своей личности и вместе с тем был уверен, что и ему есть что сказать по этой теме.

Но отдельно хочу отметить – эта книга для Элизабет.

© Neil A. Fiore, 1989, 2007

Прошло уже почти двадцать пять лет с тех пор, как в 1989 году впервые была издана эта книга, и тридцать пять лет, как я начал работать над ее материалами.

С тех пор на своих семинарах и частных встречах с клиентами, нуждающимися в психологической консультации и терапии, я имел дело с самыми закоренелыми формами прокрастинации и утвердился во мнении, что привычка делать что-то сразу (например, непрерывно работать в течение пятнадцати-тридцати минут) и использование упражнения на вхождение в состояние «потока» срабатывают в большинстве случаев.

В настоящем издании я усовершенствовал и прояснил некоторые идеи и доработал упражнения, но основная мысль, что необходима привычка действовать незамедлительно , остается в неизменном виде.

Прокрастинация – это форма поведения, которая вырабатывается у вас для борьбы с беспокойством, возникающим в начале работы над задачей и в попытках довести начатое до конца. Это не самое удачное решение проблемы, которая скучна или забирает слишком много сил. При использовании стратегии незамедлительного выполнения задачи вы прекратите прибегать к прокрастинации и сможете вдвое увеличить собственную производительность (а зачастую и свои доходы). Когда вы научитесь работать эффективно – в состоянии «потока», используя больше своих природных возможностей, – у вас будет меньше причин избегать выполнения важных, приоритетных задач.

Предлагаемая мной методика освободит вас от чувства стыда и вины и даст возможность стать хозяином своей жизни. Вы избавитесь от внутреннего конфликта: «Ты должен…» – «Но я не хочу…» Вы начнете проживать свою жизнь, руководствуясь выбором – лидерской функцией вашего «я» и новой идентификацией себя как человека, работающего продуктивно.

Специальные упражнения помогут вам разорвать круг прокрастинации, избавят от навешенного самому себе ярлыка человека, погрязшего в море дел. Вместо этого вы станете кем-то вроде спортсмена, находящегося в своей лучшей форме, который может не думать об отвлекающих факторах и сконцентрироваться на том, что нужно сделать прямо сейчас. Не обязательно ждать, пока вы почувствуете себя уверенным и мотивированным, – начните прямо сейчас и посмотрите, что выйдет. Вы очень быстро перейдете от незнания к знанию – а именно это лежит в основе креативности.

Многое изменилось в мире с тех пор, как была опубликована эта книга. Интернет, SMS, электронная почта, мобильные телефоны – все это лишь дополнительные отвлекающие факторы, способные увести от решения начать важный проект, который изменит вашу жизнь. Благодаря мгновенной обратной связи эти устройства имеют огромное преимущество перед теми видами деятельности, которые требуют месяцев или – как, например, в случае с окончанием вуза, написанием книги, обучением игре на фортепиано – лет напряженной работы. Тем больше оснований воспользоваться инструментами, предложенными здесь.

Нам всем необходимо использовать стратегии и техники во избежание отчаяния, вызванного тем, что в конце очередного дня или недели снова возникает мысль: «Я так и не сделал ничего в приоритетном для меня направлении. Я работал, но так и не могу сказать, чем же занимался все это время…» Это то ощущение, которое возникает у все большего числа людей, становящихся трудоголиками (оборотная сторона прокрастинации): они считают все задания срочными и одновременно избегают выполнения тех немногих по-настоящему приоритетных задач, которые приносят прибыль и дарят удовлетворение от того, что они заняты чем-то важным.

Книга для легкого старта, чтобы не спугнуть прокрастинацию тяжелой поступью монументального труда.
Речь с ходу идет о том, что все мы - твари из мяса и нервов, в общем-то, ленивые свиньи. Стесняться этого не нужно, учитывая, во-первых, что прокрастинаторы вовсе не леняться, они просто ЗАМЕНЯЮТ одну работу другой и могут быть крайне эффективны, например, в сидении на фейсбуке, а, во-вторых, прокрастинация - это просто защитный механизм психики, следствие каких-то более глубоких загонов. В общем, автор мягко стелит, чтобы вы расслабились и не бичевали себя прямо с пролога.
Мысль о том, что прокрастинация - всего лишь симптом - довольно хороша, потому как причины-то тоже на виду:
- отождествление себя со своей работой “Я - это то, что я делаю”;
- комплекс перфекциониста “Если работа сделана нормально - это ненормально!”
- страх критики “Если я ошибусь, то моей жизни конец”.
Короче, сразу предлагается углядеть - есть ли у тебя такие тяжелые мысли и если есть - бороться с ними, а не пинать организм, который просто помогает тебе не сойти с ума.
Далее автор начинает проповедовать составление списка дел и ведение таблички, которая позволит зафиксировать, где и как случается прокрастинация, что само по себе - отличная тема для прокрастинации! Но потом таки выруливает на здравый смысл: умение вести внутренний диалог. Ставить честные вопросы и получать честные ответы, без оценочных суждений. Тут же хрестоматийный пример с доской, по которой все могут пройти до тех пор, пока доску не поднимут на высоту 30 м. Вот тут уже пукан сжимается, потому что включается страх убиться и не встать. В прокрастинации человек любую проблему поднимает на 30 м вверх и расценивает как “Если я не сдам этот проект - умру”. А дэдлайн - это такой пожар за спиной, который как бы говорит "Либо ты пойдешь сейчас, либо точно умрешь". И дедлайн волшебным образом обесценивает все те преграды, которые целый месяц мешали взяться за дело (а в последнюю ночь перед экзаменом резко перестали иметь значение). Говорят, что еще План Б помогает: типа, если меня уволят с работы, то все, финита. Но если при этом у тебя есть ДРУГАЯ РАБОТА, то можно и по доске гулять.
В третьей главе автор включает магию слов: просто замените “Я должен…” на “Я выбираю…” и вкус жизни улучшится. Типа, мозг перестанет тратить энергию на симуляцию образа угнетенного раба, а начнет активно прокладывать нейронные дорожки Человека Выбирающего. Также в главе говорится, что очень полезно говорить “Нет”. В целом, мораль выглядит весьма заманчиво: выбирайте бездействие, если что-то не нравится - шлите его к черту. Вы - свободная личность и имеете право на отдых! Есть ремарка про “силу маленьких шагов” (лучше сделать хоть немного, хоть как-нибудь, чем пытаться сразу сделать хорошо). Но это попахивает дурным контекстом: “делай не зашибись и заипись!”. Короче говоря, мутная, деструктивная глава какая-то.
Дальще - хуже. “Чтобы хорошо поработать - надо хорошенько отдохнуть” - говорит книга. “Нельзя отдыхать с чувством вины”, “Надо планировать больше отдыха и меньше работы, потому что это секрет настоящей продуктивности”. И, чтобы совсем вбить кол в сердце, шепчет: “Успешные люди вообще не делят жизнь на работу и отдых. Их работа и есть отдых”. И если б все было так хорошо, а во лбу у меня сияла свещенная миссия, то на кой черт мне нужна твоя книга, чувак?
Пятую главу пришлось проскочить на скорости: слишком много банальностей на обочинах. Разбейте работу на маленькие кусочки (фейспалм), потом подготовьте План Б, чтобы не бояться провала (фейспалм 2) и, главное, не говорите себе, что закончить трудно, говорите, что это просто серия “начал” (фейспалм и батхерд).
Если вы все еще чувствуете себя жалким лентяем (то есть за 6 глав книга таки не окупилась), то вот она, волшебная пилюля: все что вам нужно сделать - воспользоваться достижениями риверсивной психологии. А именно, составить антирасписание и раздробить работу на эффективные получасы. Антирасписание - это такая штука, куда вместо важных дел и работы заносится отдых. Типа, погулять, почитать, потупить в космос. Плюс к этому, там отмечается время на сон, еду и походы в туалет, без которых невозможно жить. Таким образом, антирасписание сразу показывает, что на работу у вас практически нет времени и, что более важно, мотивирует на свершения: если надо поработать только полчаса, а потом вот эти все развлечения, - это же прекрасно! Так формируется рефлекс. Эффективная работа по полчаса - потом пряники. Полчаса - радости. И пять рабочих часов в неделю. Вуаля! Сложный проект готов. Но что делать с остальной работой, которую надо делать? Потому что на одно только заполнение “Таблиц учета прокрастинации” уходит полный рабочий день. Эй!
Про медитацию. Да, в книге есть про медитация. Сядьте, расслабьтесь, подышите на раз-два-три, поговорите с собой о безопасности и благе, представьте золотые коконы и согревающие лучи. После чего бодрячком давай работать, хоп-хоп-хоп! Ну что тут скажешь? Да, медитация, очевидно, и правда полезная практика. Вон какие все эти буддисты радостные.
Конец - ни о чем. Вот серьезно, я вообще не помню, о чем там? К автору пришла женщина, которая никак не могла справиться с очень сложным проектом. Применив все методики из предыдущих глав, они ничего не добились. Тогда автор, с позиции Автора, сказал: “Закройте глаза и представьте себе проблему. А потом попытайтесь решить ее!”. Тетка представила себе огромную кирпичную стену. Но в ней - дверку. И вот, пройдя через эту дверку, она все смогла. Что?! То есть женщины еще и платят ему за такое? Если бы это была не книга, а лекция, наверное, по ее окончанию, я бы сел за убийство.
Книга на троечку. Из полезных штук - только психологический аспект прокрастинации, как защитного механизма (типа, не борись со следствием, ищи причину) и антирасписание. Все остальное - истории чужого успеха, которые так приятно прокрастинировать на досуге.

Привет, книголюбы!)

Цена - электронная версия бесплатно.

Размер - 123 страницы формата А4 в ворде.

Мой «герой» на сегодня – Нейл Фьоре и его книга «Легкий способ перестать откладывать дела на потом».

Я работал, но так и не могу сказать, чем же занимался все это время…»

Как обычно – обычные прописные истины, давно забытые или ни разу не испробованные на себе. Однако есть здесь и свои нюансы. Издание не такое завораживающее (как мне показалось), чтобы прочесть его на одном дыхании. Более того, в какой-то момент вы можете поймать себя на мысли: «ладно, дочитаю ПОТОМ ». Конкретно я с таким явлением столкнулась, но, благодаря простейшим советам из книги, я нашла и время, и желание её дочитать.

Не знаете, стоит ли книга вашего внимания. Если вы хотите сами управлять своей жизнью и тратить время на то, что вам дорого и важно – тогда сто̀ит.

Предлагаемая мной методика освободит вас от чувства стыда и вины и даст возможность стать хозяином своей жизни. Вы избавитесь от внутреннего конфликта: «Ты должен…» – «Но я не хочу…» Вы начнете проживать свою жизнь, руководствуясь выбором – лидерской функцией вашего «я» и новой идентификацией себя как человека, работающего продуктивно.

В книге встречается множество историй из жизни обычных людей, которые обращаются за помощью к психологу с тем, чтобы справиться со своей ленью, откладыванием дел на потом, страхом сделать шаг вперед на пути к достижению главной цели в жизни. Это мотивирует. Любую историю вы перекладываете на себя, только мысленно перефразировав её в своем ключе.

Чем же помогает эта книга? Советами, которые доступны всем и каждому. Причем, бесплатно. Бери – не хочу!

Советы типа «Просто сделай это…», «Старайся лучше…» или «Соберись…» основываются на старом диагнозе: «Не будь ты таким лентяем, давно бы уже все сделал». Родственники, наставники и друзья только усугубляют проблему, говоря: «Это и правда сложная задача. Придется хорошенько потрудиться. Нечего валять дурака. Никаких посиделок с друзьями и отдыха, пока все не закончится». То, что они пытаются этим сказать, можно свести к следующему: «Жизнь – штука нудная и сложная. И в ней нет времени на веселье. Работа, конечно, вещь ужасная, но она должна быть сделана». Это старое восприятие работы и жизни сродни замечанию Вуди Аллена: «Жизнь – это постоянная боль, а потом вы умираете».

СПОСОБ «РАЗ». Начните решать, а не быть до̀лжными.

Нейл Фьоре запрещает заставлять себя что-то делать. Он категорически против таких выражений, как «я должен», «я обязан», «мне надо». Он протестует, рвёт и мечет тех, кто строит свою жизнь по принципу принуждения.

Маленькое отступление. Думаю, вы со мной согласитесь, что мы часто заставляем себя что-то сделать, мысленно говоря: «я должна дописать диплом», «я обязана оплатить счета за квартиру», «мне необходимо погулять с собакой, во что бы то ни стало». Так ведь? Нейл Фьоре предлагает переубедить себя на подсознательном уровне в том, что вы не ДОЛЖНЫ, а ХОТИТЕ этого. «Вы хотите дописать последнюю главу», «вам решили прогуляться с собакой», «вы выбираете оплатить счета сейчас, не влезая в долги». ВЫ РЕШАЕТЕ. Вы, а никто другой. Просто, но зато вы получаете власть над своей жизнь. Со временем свыкаетесь с мыслью того, что каждое принятое в жизни решение – ваше. Не государства, мамы или научного руководителя. И это стоит дорогого. Самое трудное – заставить решить начать.

СПОСОБ «ДВА». Представьте крах, а после расслабьтесь.

Автор предлагает заглянуть вперед и представить самое плохое, что может с вами случиться в вашей ситуации . К слову, отличный вариант. Вы пробовали? Например, я писала диплом и очень боялась не успеть в срок сдать готовую работу. И переживала, мялась, отказывала себе в отдыхе, находилась в постоянном напряжении. А, казалось бы, что могло случиться? «Тройка» вместо «отлично»? Недопуск? Исключение? И что? Три – не болезнь. Недопуск – не конец, есть шанс защититься в следующем году. Исключение? Можно восстановиться! И так во всех делах. Почему мы боимся спросить дорогу у прохожего? Максиму, что случится – мы не получим ответ. На этом жизнь не заканчивается. И после того, как вы принимаете ситуацию и находите пути решения «худшего, что может случиться» - совсем не страшно браться за работу . Вы уже знаете, что делать в самой страшной и нелепой ситуации.

СПОСОБ «ТРИ». Графически разрисуйте план дня по часам. Времени – полно!

Нейл Фьоре предлагает на протяжении всего дня записывать каждое свое действие. Во сколько встали, когда ели, когда выходили на перекур. Вы просто сможете наглядно увидеть, сколько времени у вас прошло на просмотр очередной серии «Отчаянных домохозяек» и сколько часов вы потратили на «лежание на диване». Время можно тратить более рационально. Например, смотреть сериал во время готовки.

СПОСОБ «ЧЕТЫРЕ». Говорите с собой. О важном, конечно.

Важно уметь говорить с собой и успокаивать себя, в любой ситуации, при любых обстоятельствах. Нельзя полагать, что разговор с самим собой – чушь.

Не дисциплина, не сила воли или давление со стороны других людей облегчают выполнение череды сложных действий. Это скорее свобода выбора при наличии альтернативы, персональная преданность делу и готовность взять на себя ответственность за последствия своих решений, укрепляющая волю и поднимающая дух.

Разговаривая с собой мысленно (не врите, что так не делаете !) вы ищите пути решения к любой ситуации. Что если я сейчас поверну направо, ведь тогда я увижу, что за углом, а если кафе именно, там, то я пойму как дойти до клиники, которая в двух зданиях от кафе.

СПОСОБ «ПЯТЬ». Вообще-то, НЕТ!

Думаю, вы часто слышали совет, который гласит следующим образом: «научитесь говорить – нет».

Для прокрастинаторов умение говорить «нет» является особенно могущественным оружием, так как для них это возможность сделать выбор. Сказать «нет» – это просто иной способ донести до слушателя мысль: «Я, возможно, не идеален, но у меня достаточно самоуважения, чтобы сказать „Нет, я не обязан“». А также таким образом вы можете отказаться брать на себя слишком много и потому не чувствовать себя перегруженным. Это способ заявить: «Я знаю, вы можете оказывать на меня давление, но не можете поставить под угрозу мое чувство собственного достоинства».

Вы никому ничего не должны, поэтому приняв решение отказать кому-то в милости, вы освободите время на дела, которые вам более важны. Не стоит соглашаться на каждую просьбу просящего, если она вам идет на перерез с вашими планами.

СПОСОБ «ШЕСТЬ». Просто начать.

Любому делу нужно положить начало. Просто отберите фотографии, которые давно хотите распечатать. Ну, или не все, хотя бы 10 фотографий сегодня. Дальше дело пойдет быстрее, ведь незаконченное дело оставлять негоже. Разве вы не выключите газовую плиту, если уже начали варить макароны? И макароны доварите, и плиту выключите, и кастрюлю помоете! J

СПОСОБ «СЕМЬ». План от обратного.

Отличный способ для дела, который предполагает большую затрату времени. Хотите получить субсидию на получение жилья? Составьте план от обратного:

1 сентября 2017 года – Постановка на очередь по программе «Молодая семья» для получения субсидии по улучшению жилищных условий.

15 мая 2017 – Сходить в жилищный департамент для получения списка необходимых документов на субсидию.

И это далеко не все советы! Их гораздо больше! И большая часть из них действительно пригодится вам для более продуктивной работы и правильного распределения вашего времени.

Вот ещё некоторые истины из книги:

Основной посыл Антирасписания звучит так:

не работайте над проектом больше двадцати часов в неделю;

не работайте над проектом больше пяти часов в день;

вы должны заниматься спортом, играть или хотя бы танцевать один час в день;

вы должны выделить хотя бы один день в неделю, когда не будете заниматься вообще никакой работой;

поставьте себе целью поработать качественно в течение тридцати минут;

работайте ради несовершенного, но при этом совершенно человеческого усилия;

начинайте с малого.

Руководите своим временем, в планах всегда уточняйте точную дату:

Вносите в свое расписание только

заранее известное время, например время приема пищи, сон, встречи;

свободное время, отдых, развлекательное чтение;

общение, обеды и ужины с друзьями;

занятия спортом для поддержания здоровья, например плавание, бег, занятия на тренажерах в зале;

обычные вещи, как то: время на дорогу до работы/с работы, учебу, запись к врачу.

Не вносите в свое расписание работу над проектом. Помните, что прежде всего Антирасписание гарантирует вам отдых и развлечения без чувства вины и узаконивает ваше личное время. Этот первый шаг не даст вам запугать самого себя чрезмерно амбициозными и диктаторскими планами на работу, что, как правило, заканчивается провалом, разочарованием, самокритикой и прокрастинацией.

В целом, книга – отличное пособие для тех, кто привык всё откладывать «на завтра». Конкретно я поняла, что есть масса свободного времени, которое уходит «в никуда». Также поняла, как можно приступить к тому делу, которое откладывается в долгий ящик не первый год. Например, спустя шесть лет (!!!) я еду к себе на родину, повидаться с родственниками. А ещё, я решила попытаться побороться с нашими законами в отношении некоторых вопросов (которыми хотела заняться года четыре назад, но решила заняться «потом»).

Возможно, и вам книга поможет начать действовать. Сейчас, а не завтра.

Эта книга посвящается всем, кто имел смелость и настойчивость искать помощи в преодолении прокрастинации, отнимающей много сил. Книга была написана для людей с заниженной самооценкой; для тех, кто, взяв ее в руки, надеялся сохранить какую-то часть своей личности и вместе с тем был уверен, что и ему есть что сказать по этой теме.

Но отдельно хочу отметить – эта книга для Элизабет.


© Neil A. Fiore, 1989, 2007

От автора

Прошло уже почти двадцать пять лет с тех пор, как в 1989 году впервые была издана эта книга, и тридцать пять лет, как я начал работать над ее материалами.

С тех пор на своих семинарах и частных встречах с клиентами, нуждающимися в психологической консультации и терапии, я имел дело с самыми закоренелыми формами прокрастинации и утвердился во мнении, что привычка делать что-то сразу (например, непрерывно работать в течение пятнадцати-тридцати минут) и использование упражнения на вхождение в состояние «потока» срабатывают в большинстве случаев.

В настоящем издании я усовершенствовал и прояснил некоторые идеи и доработал упражнения, но основная мысль, что необходима привычка действовать незамедлительно , остается в неизменном виде.

Прокрастинация – это форма поведения, которая вырабатывается у вас для борьбы с беспокойством, возникающим в начале работы над задачей и в попытках довести начатое до конца. Это не самое удачное решение проблемы, которая скучна или забирает слишком много сил. При использовании стратегии незамедлительного выполнения задачи вы прекратите прибегать к прокрастинации и сможете вдвое увеличить собственную производительность (а зачастую и свои доходы). Когда вы научитесь работать эффективно – в состоянии «потока», используя больше своих природных возможностей, – у вас будет меньше причин избегать выполнения важных, приоритетных задач.

Предлагаемая мной методика освободит вас от чувства стыда и вины и даст возможность стать хозяином своей жизни. Вы избавитесь от внутреннего конфликта: «Ты должен…» – «Но я не хочу…» Вы начнете проживать свою жизнь, руководствуясь выбором – лидерской функцией вашего «я» и новой идентификацией себя как человека, работающего продуктивно.

Специальные упражнения помогут вам разорвать круг прокрастинации, избавят от навешенного самому себе ярлыка человека, погрязшего в море дел. Вместо этого вы станете кем-то вроде спортсмена, находящегося в своей лучшей форме, который может не думать об отвлекающих факторах и сконцентрироваться на том, что нужно сделать прямо сейчас. Не обязательно ждать, пока вы почувствуете себя уверенным и мотивированным, – начните прямо сейчас и посмотрите, что выйдет. Вы очень быстро перейдете от незнания к знанию – а именно это лежит в основе креативности.

Многое изменилось в мире с тех пор, как была опубликована эта книга. Интернет, SMS, электронная почта, мобильные телефоны – все это лишь дополнительные отвлекающие факторы, способные увести от решения начать важный проект, который изменит вашу жизнь. Благодаря мгновенной обратной связи эти устройства имеют огромное преимущество перед теми видами деятельности, которые требуют месяцев или – как, например, в случае с окончанием вуза, написанием книги, обучением игре на фортепиано – лет напряженной работы. Тем больше оснований воспользоваться инструментами, предложенными здесь.

Нам всем необходимо использовать стратегии и техники во избежание отчаяния, вызванного тем, что в конце очередного дня или недели снова возникает мысль: «Я так и не сделал ничего в приоритетном для меня направлении. Я работал, но так и не могу сказать, чем же занимался все это время…» Это то ощущение, которое возникает у все большего числа людей, становящихся трудоголиками (оборотная сторона прокрастинации): они считают все задания срочными и одновременно избегают выполнения тех немногих по-настоящему приоритетных задач, которые приносят прибыль и дарят удовлетворение от того, что они заняты чем-то важным.

Изменения в сегодняшнем подходе к работе – сокращение персонала и уменьшение размеров компаний – означают, что все больше людей работают за двоих или троих и все чаще мы предпринимаем попытки начать собственный бизнес. Мы чувствуем себя заваленными работой и выжатыми как лимон (и в общем-то, так и есть). Тем больше оснований научиться фокусироваться, работать в состоянии «потока» (см. главу 7) и постараться достичь баланса между работой и жизнью, выстроив его с применением стратегий из этой книги.

Результаты исследований, проведенных американскими национальными институтами здравоохранения, а также достижения в области нейропсихологии и бихевиоральной медицины за последние 20 лет доказали, что мы можем контролировать свои негативные привычки – стоит лишь сделать несколько шагов в этом направлении. Полученные данные подтверждают принцип: нужно знать, когда, где и как начать проект и как заменить прокрастинацию здоровыми привычками человека, работающего продуктивно. Моя книга как раз об этом.

Вступление

Человеческая натура недооценена… мы обладаем более сложной природой… которая включает в себя не только потребность в значимой работе, ответственности, созидательности, но и желание быть честным, просто делать то, что имеет смысл, и делать это хорошо.

Абрахам Маслоу


Эта книга поможет тем, кто стремится эффективно выполнять сложные проекты. Точно так же она поможет тем, кто из-за крупных задач игнорирует мелкие: научит определять приоритеты, вовремя начинать дела и доводить их до конца. Если в вашем расписании нет лишней минутки, эта программа позволит заниматься и другими делами, не испытывая чувства вины и одновременно улучшая качество и эффективность основной работы.

Если же в работе вы подвержены чрезмерной панике и часто впадаете в ступор, то эта книга поможет преодолеть начальный страх и спокойно действовать далее. Вы научитесь прибегать к полезному внутреннему диалогу, который будет способствовать правильному выбору, и таким образом избавитесь от противоречивости в мыслях.

Типичный прокрастинатор справляется с большинством задач вовремя, но страх при спешке в последнюю минуту ухудшает качество конечного результата. Прокрастинация свойственна всем нам в определенных ситуациях, будь то составление бюджета, заполнение сложного юридического документа или ремонт в доме… да что угодно из того, что мы откладываем в пользу более приятных занятий. У каждого из нас есть задания и цели, выполнение или достижение которых мы стараемся отложить или и вовсе их избежать.