Обществознание. Приведи пример ситуации

«10. Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством образования в...»

10. Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством образования в стране?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

1) Наибольший процент опрошенных обеих стран считает качество образования неудовлетворительным.

2) Половина респондентов каждой из стран считает, что нужно повысить качество профессионального образования.

3) В стране Z тех, кто удовлетворён качеством образования, меньше, чем тех, кто считает, что самое важное – это самообразование.

4) В стране Y доля тех, кто удовлетворён уровнем образования, выше доли тех, кто отмечает неудовлетворительное качество образования.

5) Наименьший процент опрошенных обеих стран считает, что важнее всего самообразование.

11. Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством образования в стране?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

1) Жители обеих стран неоднозначно оценивают качество образования.



2) Правительствам обеих стран следует обратить внимание на проблемы повышения качества образования.

3) Большинство граждан обеих стран занимается самообразованием, не обращаясь в образовательные учреждения.

4) Бльшая часть опрошенных отмечает недостаточный уровень общего образования.

5) Образование в обеих странах недоступно для большинства населения.

Ответ:

22. Социологическая служба страны Z провела опрос группы граждан по теме: «Можете ли вы обеспечить своим детям получение хорошего образования?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Более половины опрошенных не могут обеспечить своим детям получение хорошего образования.

2) Две трети опрошенных считают возможным обеспечить детям получение хорошего образования.

3) Пятая доля участников опроса считает, что определённо не имеет возможности обеспечить детям получение хорошего образования.

4) Абсолютное большинство опрошенных не задумывались над этой проблемой.

5) Суммарная доля тех, кто не сможет обеспечить детям получение хорошего образования, больше суммарной доли тех, кто сможет это сделать.

23. Социологическая служба страны Z провела опрос группы граждан по теме: «Можете ли вы обеспечить своим детям получение хорошего образования?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане страны Z обеспокоены проблемой получения хорошего образования.

2) Доступность качественного образования стала реальным достижением правительства страны Z.

3) Правительство страны Z должно принять меры по обеспечению доступности качественного образования.

4) В стране Z система образования основана на идеях гуманизма.

5) Население страны практически не задумывается о возможности получения образования.

Ответ:

81. В 1995 и 2010 гг. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

1)В 1995 г. среди опрошенных наименее популярным было мнение, что успех в жизни не зависит от образования.

3) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо среднее профессиональное образование, увеличилась.

4) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо высшее профессиональное образование, увеличилась.

5) Доля тех, кто считает, что успех в жизни не зависит от образования, увеличилась.

Ответ: 1234

109. В 1995 и 2010 гг. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?» Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1) За 15 лет в стране Z количество высших учебных заведений увеличилось в 2 раза.

2) За 15 лет в стране Z престиж образования существенно вырос.

3) На рынке труда, скорее всего, увеличился спрос на работников, имеющих высшее образование.

4) Граждане страны Z не доверяют системе профессионального образования.

5) В стране Z необходимо провести реформу высшей школы.

Ответ:

Комментарий:

229. В стране Z в 2012 г. проводился опрос родителей подростков о том, какое влияние средства массовой информации (СМИ) оказывают на развитие, воспитание и образование их детей. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Более половины опрошенных в целом негативно оценили влияние СМИ.

2) Больше опрошенных отметили, что СМИ помогают в определении жизненного пути, профессиональном выборе, чем сказали, что СМИ помогают организовать досуг, предотвращают отклоняющееся поведение.

3) Более четверти опрошенных отметили, что СМИ пропагандируют жестокость и насилие.

4) Меньше опрошенных отметили, что СМИ выполняют просветительскую работу, чем сказали, что СМИ информируют о происходящем в мире.

5) Наибольшая доля опрошенных отметили просветительскую работу СМИ.

Комментарий:

230. В 1995 и в 2010 году в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 1995 году среди опрошенных наиболее популярным было мнение, что успех в жизни не зависит от образования.

2) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо полное (среднее) образование, осталась неизменной.

3) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо среднее профессиональное образование, увеличилась в 2 раза.

4) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо высшее профессиональное образование, уменьшилась.

5) Доля тех, кто считает, что успех в жизни не зависит от образования, уменьшилась.

Комментарий:

231. В 1995 и в 2010 году в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1) За 15 лет в стране Z престиж образования существенно вырос.

2) За 15 лет в стране Z количество высших учебных заведений увеличилось в 2 раза.

3) Граждане страны Z не доверяют системе профессионального образования.

4) В стране Z необходимо провести реформу средней школы.

5) На рынке труда увеличился спрос на работников, имеющих высшее образование.

Ответ:

Комментарий:

307. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Респонденты в стране Z более высоко, чем в стране Y оценивают роль государства в поддержке научно-технической деятельности.

2) В стране Z созданы более благоприятные, чем в стране Y, условия для развития науки и техники.

3) Страна Z развивается как индустриальное общество, а страна Y - как аграрное общество.

4) Правительству страны Y следует уделить больше внимания поддержке научно-технической деятельности.

5)Правительства обеих стран должны активно популяризовать научно-технические достижения.

Ответ:

308. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

1) Доля тех, кто считают, что государство всегда в достаточной мере поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, возросла.

2) Доля тех, кто считают, что научно-техническую деятельность сейчас начали активно поддерживать, но принимаемых мер недостаточно, сократилась.

3) Доля тех, кто считают, что государство слабо поддерживает научно-техническую деятельность, уменьшилась.

4) Мнение, что государство совсем не поддерживает научно-техническую деятельность, стало более популярным.

5) Равные доли опрошенных в 2004 и 2014 гг. затруднились ответить на вопрос.

309. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки в последние годы растёт, снижается или не меняется?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что престиж науки постепенно растёт в стране Z больше доли тех, кто считают, что престиж науки стремительно растёт.

2) Доля тех, кто считают, что престиж науки не меняется в стране Y больше, чем в стране Z.

3)Треть опрошенных в стране Y считают, что престиж науки постепенно снижается.

4) Доля тех, кто считают, что престиж науки стремительно снижается в стране Y меньше, чем в стране Z.

5) Равные доли опрошенных в обеих странах затруднились с ответом.

Ответ:

315. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха медицинское образование, выше среди опрошенных со средним образованием, чем среди получивших высшее образование.

2) Равные доли респондентов с высшим образованием ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха экономическое и техническое образование.

3) Среди тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха педагогическое образование, доля опрошенных со средним образованием выше, чем доля опрошенных с высшим образованием.

4) Большинство опрошенных в обеих группах считают, что получение высшего образования необязательно для достижения жизненного успеха.

5) Равные доли получивших среднее образование ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха военное и гуманитарное образование.

316. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт юридическое образование, сократилась за 10 лет.

2) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт техническое образование, была в 2004 г. выше доли тех, кто считают, что больше возможностей даёт экономическое образование.

3) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт медицинское образование, в 2014 году ниже доли тех, кто считают, что больше возможностей даёт гуманитарное образование.

4) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт военное образование, за 10 лет не изменилась.

5) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт техническое образование, возросла в 2014 г. в сравнении с 2004 г.

Ответ:

317. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

3) Среди тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха педагогическое образование, доля граждан страны Z выше, чем доля граждан страны Y.

4) Большинство опрошенных в обеих странах считают, что высшее образование необязательно для достижения жизненного успеха.

5) Равные доли опрошенных в стране Y ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха экономическое и гуманитарное образование.

Ответ:

318. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки в последние годы растёт, снижается или не меняется?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)У опрошенных нет единого мнения о том, как меняется престиж науки.

2) Гражданам страны Z вопрос о престиже науки не интересен.

3)Граждане страны Z считают, что государство серьёзно относится к популяризации науки.

4)Опрошенные считают, что страна Z развивается как общество индустриального типа.

5)Уровень образования влияет на представления людей о том, как меняется престиж науки.

319. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха медицинское образование, выше среди опрошенных в стране Z, чем в стране Y.

2) Равные доли опрошенных в стране Y считают, что молодым людям дают больше возможностей для достижения жизненного успеха военное, гуманитарное и педагогическое образование.

3) Среди тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха педагогическое образование, больше граждан страны Z, чем страны Y.

Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ Обществознание задание №23,24 Демонстрационный вариант 2018-2017 В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и
1) Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
3) Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство людей не строят планов на будущее.

2) Перспективы ближайших лет становятся все менее понятными.

3) Постановка долгосрочных целей и желание их осуществить становятся все более популярными.

4) Ожидание существенных перемен в жизни охватывает все большую часть населения.

5) Большинство людей с тревогой смотрит на будущее.

В 2000 гг. и 2010 гг. социологи среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z социальное государство?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры под которыми они указаны.

1) Среди опрошенных доля тех, кто кто затрудняется ответить, за десять лет уменьшилась

2) в 2000 г. одинаковое количество опрошенных дали противоположные ответы на поставленный вопрос

3) Процент тех, кто считает, что социальное государство не сложилось, за десятилетний период возрос.

4) Наиболее быстрыми темпами за период между опросами возросло число тех, кто выделяет наличие парламента как признак социального государства.

5) В 2000 г. Большинство опрошенных дали отрицательный ответ на поставленный вопрос.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государству следует увеличить помощь малообеспеченным группам населения.

2) Люди стали больше полагаться на свои силы, а не на помощь государства.

3) Поддержка социальной политики государства у населения возросла.

4) Все больше людей считают наличие парламента проявлением социальной направленности государства.

5) Люди мало интересуются социальными процессами, происходящими в обществе.

В стране Z в 2013 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.

1) Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.

2) Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые делают это часто.

3) Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный

4) Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан

5) Часто ссылаются на мнения ученых меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими.

2) Научное знание в сознании людей вытесняется мифологией.

3) В стране целесообразно больше популяризировать науку и ее достижения.

4) Количество ученых в стране за последние годы сократилось.

5) Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе

Социологи изучили распределение времени передачами разной направленности на одном из телевизионных каналов, отражающее предпочтение зрителей. Результаты исследования приведены в диаграмме.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На сериалы и шоу отводится более половины эфирного времени телеканала.

2) Новости и кино представлены на канале в равных долях

3) На долю спортивных программ отводится наименьшее время.

4) Наибольшее количество времени отводится на канале шоу-программ.

5) Кино занимает больше эфирного времени, чем сериалы.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Спортивные программы пользуются все большей популярностью у телезрителей

2) Массовый зритель настроен на развлекательное телевидение.

3) Качество телевизионных сериалов за последнее время существенно повысилось

4) Просвещение населения не является приоритетом данного канала

5) Данный канал наиболее полно учитывает интересы потребителей телепродукции.

Социологи провели опрос студентов. Им предлагалось ответить на вопрос: работали ли вы когда-либо в период обучения? Результаты опроса отражены в диаграмме.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди опрошенных в 2010 г. равные доли тех, кто никогда не работал, и тех, кто подрабатывали эпизодически.

2) Количество никогда не работавших студентов за три года выросло.

3) К 2013 г. число тех, кто перестал работать по каким-либо причинам, возросло.

4) Доля тех студентов, которые заняты на постоянной работе или подрабатывают, со временем уменьшилась.

5) В 2010 г. Количество подрабатывающих время от времени превысило долю тех, кто ранее работал.

24. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Работа не мешает полноценной учебе в вузе.

2) Студенты стали более активно вовлекаться в трудовую деятельность.

3) Работа время от времени популярна среди студентов, чем работа на постоянной основе

4) Приход студенческой молодежи на рынок труда увеличивает предложение рабочей силы.

5) Большинство работающих студентов заняты в сфере материального производства.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: « Примите ли вы участие в выборах депутатов Национального собрания? » Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

1) В 2013 г. Процент граждан, которые в той или иной степени приняли решение о своем участии выборах, вырос.

2) Граждан, затрудняющихся дать ответ о своем участии в выборах, больше, чем тех, кто принял твердое решение.

3) Совокупное количество граждан, собирающихся принять участие в выборах, и тех кто не собирается равно.

4) Совокупное количество граждан, которые в 2013 г. Приняли твердое решение об участии в выборах, больше, чем в 2008 г.

5) Примерно три четверти опрошенных в 2008 г. считали возможным принять участие в выборах.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Депутаты Национального собрания прежнего созыва не оправдали ожидания граждан страны.

2) По результатам опроса можно сделать вывод о том, что политическая активность граждан растет.

3) Граждане страны Z больше заинтересованы в выборе депутатов органов местного самоуправления.

4) Люди проникаются все больше доверием к выборным органам власти.

5) На рост политической активности граждан страны Z повлияли негативные тенденции, в частности, рост цен и безработица.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольший процент опрошенных обеспокоен сокращением производства ответственных товаров.

2) Больше всего граждан тревожат недоступность и низкое качество образования и медицинских услуг.

3) Около четверти сограждан обеспокоены проблемами политической жизни страны.

4) Коррупция и рост преступности наряду с политической жизнью вызывают наименьшую тревогу у граждан.

5) Четверть опрошенных обеспокоена ростом цен и безработицей.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос интерес слоев населения к проблемам коррупции в стране Z.

2) Главные проблемы общества, по мнению опрошенных. лежат в основе социальной сфере.

3) Трудно говорить о связи коррупции с политическими ошибками правительства страны Z.

4) В стране Z за последние годы качество здравоохранения и образования значительно улучшилось.

5) Сокращение производства отечественных товаров граждане рассматривают в качестве одной из трех важнейших проблем.

В 2010 г. социологи провели исследования о численности пользователей Интернета в европейских странах. Согласно полученным данным, за год количество пользователей Сети, проживающих на территории Европы, выросло на 5% и достигло отметки в 226,7 миллиона человек. Количество пользователей Интернетом в некоторых странах Европы представлено в диаграмме (в млн человек).

23. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Аудитория интернет-пользователей в Великобритании была больше, чем в России.

2) Суммарное количество пользователей Интернетом во Франции и в России равнялось количеству пользователей в Германии.

3) По числу пользователей Интернетом в странах, в которых было проведено исследование. Россия занимала последнее место.

4) По количеству пользователей Интернетом среди обследованных стран Франция занимала второе место.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы количество пользователей Интернетом в европейских странах неуклонно растет.

2) В некоторых странах Европы интернет-пользователями являются около трети населения

3) Наиболее высокие темпы роста численности аудитории Интернета среди всех европейских стран демонстрирует Российская Федерация.

4) Лидерами по количеству пользователей Интернетом в 2010 г. являлись Франция и Германия.

5) Темпы роста количества пользователей Интернетом указывают на то, что в ближайшие годы в странах Европы их будет более половины населения.

В большинстве стран ведется статистика совершаемых преступлений. В приведенной ниже таблице показано число преступлений на каждые 100 тыс. населения, совершенных в 1990-е гг.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чем меньше численность населения, тем меньше совершается преступлений.

2) Самое большое количество преступлений на 100 тысяч жителей страны совершается в Германии.

3) Во Франции и Германии на 100 тысяч жителей совершается примерно одинаковое количество преступлений.

4) В Великобритании на 100 тысяч жителей преступлений совершается больше, чем в Дании.

5) В Швеции на 100 тысяч человек преступлений совершается больше, чем в Великобритании.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В небольших странах Западной Европы преступность выше, чем в больших западноевропейских странах.

2) Можно утверждать, что преступность в больших европейских странах идет на убыль.

3) Показатели преступности в европейских странах выросли по сравнению с 1980-ми годами.

4) Из крупных западноевропейских стран самое неблагополучное положение с преступностью в Великобритании.

5) Среди небольших стран наибольшие трудности в борьбе с преступностью испытывает Швеция.

А1. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

1) патриархальной 2) демократической
3) неполной 4) партнёрской

А2. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?

1) на семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
2) отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
3) в выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
4) бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.

А3 . Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?

1) избиратель 2) опекун
3) военнослужащий 4) пользователь Интернета

А4. Проведенные в 70-е годы XX века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство:

1) индивидуальных возможностей 2) личных дарований
3) социального происхождения 4) социальных ролей

А5 . Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

1) наёмные работники 2) молодёжь 3) преподаватели физики 4) петербуржцы

А6 . Родоплеменная общность, в отличие от народности:

1) характеризуется общностью языка
2) появляется с возникновением государства
3) основана на кровном родстве
4) объединяет семьи патриархального типа

А7. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.

Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.

А8 . Ожидаемого обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы, учёные называют:

1) социальным престижем 2) социальным статусом

3) социальной нормой 4) социальной ролью

А. Все социальные нормы имеют формальный характер.

Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. В семье К. преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, чёрствость, агрессивность по отношению друг к другу. Какой стиль взаимоотношений существует в семье К.?:

А11. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А12. К социальным не принадлежат отношения:

1) между нациями и народностями

2) между человеком и окружающими его людьми

3) между классами

4) между человеком и природой

А13 . Переход человека из одной социальной группы в другую называется:

1) социальным неравенством 2) социальной мобильностью

3) социализацией 4) социальной адаптацией

А14 . Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Причины социальных конфликтов кроются в противоречии интересов различных социальных групп.

Б. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на развитие общества.

1) верно только А 2) верно только Б

А15. Супругов К. связывают взаимопомощь и ответственность за здоровье своих детей и их воспитание. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данная малая социальная группа является семьёй?

1) выступает посредником между отдельным человеком и обществом в целом

2) характеризуется постоянным взаимодействием людей

3) отличается распределением функциональных обязанностей

4) характеризуется совместным ведением домашнего хозяйства

А16. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает остальные:

1) нация 2) народность 3) племя 4) этнос

А17. Верны ли следующие суждения о социальной роли подростка?

А. Подросток обладает одной социальной ролью.

Б. Подросток выполняет социальную роль потребителя.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А18. Деление общества на группы называется

1) социальным статусом 2) социальной стратификацией
3) социализацией 4) социальным положением

А19. Положение человека в обществе, занимаемое в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, называется:

1) социализация личности 1) дифференциация общества

3) социальный статус 4) престиж

А20 . Верны ли следующие суждения о национальных интересах?

А. Национальные интересы связаны с сохранением неповторимости, уникальности своей культуры, языка.

Б. Национальные интересы связаны с обеспечением достаточного уровня экономического развития своей нации.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Часть II.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) занимает определенное место в системе производства;

2) складывается под влиянием объективных факторов;

3) относится к большим социальным группам;

4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности.

Ответ:

В2. Установите соответствие между примерами наук и её областями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ

A) банковские служащие 1) территориальный

Б) москвичи 2) профессиональный

В) избиратели 3) политический

Г) африканцы

Д) демократы

1) отражают факты

2) выражают мнения

В стране Z. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какой фактор Вы считаете определяющим в формировании социального статуса личности??». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы и

1) удача и везение, по мнению опрошенных, меньше всего влияют на формирование социального статуса личности

2) около четверти опрошенных в качестве определяющего фактора в формировании социального статуса личности назвали уровень образования личности

3) среди опрошенных больше тех, кто считает, что определяющим фактором в формировании социального статуса личности является уровень доходов личности, чем тех, кто отметил уровень образования личности

4) на пятое место среди факторов, влияющих на формирование социального статуса личности, опрошенные поставили удачу и везение

5) уровни доходов и образования личности, вместе взятые, по мнению опрошенных, являются более эффективными факторами в формировании социального статуса личности, чем собственные усилия личности

Ответ:______________

В5 непосредственно вытекают

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) в стране Z. существует дискриминация при приёме на работу по половому признаку

2) жители страны Z. под социальным статусом понимают определённое положение человека в обществе и связанную с ним совокупность прав и обязанностей

3) население страны Z. рассматривает различные факторы, определяющие формирование социального статуса личности

4) большинство жителей страны Z.достижение социального статуса связывает с собственными усилиями

5) семейное положение с стране Z. является тем фактором, который выступает определяющим в формировании социального статуса личности

Ответ:______________

Часть III.

Социальная структура


В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство - это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик - всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов - уже более 20%% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков - людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208).

С1 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С3 . Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

С5. Михаил Н. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, с точки зрения автора приведенного текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Социальная сфера».

ГИА

2 - вариант.

Часть I.

А1. Какой признак отличает семью от других малых групп?

1) общий быт 2) общие цели
3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность

А2. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый, -

1) ученик средней школы 2) покупатель в магазине
3) заёмщик в банке 4) водитель автобуса

А3 . Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:

1) патриархальной 2) многодетной
3) неполной 4) малой (нуклеарной)

А4. Виктория - женщина, уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её:

1) достигаемый статус 2) имущественное положение
3) предписаный статус 4) гражданские права

А5 . Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют:

1) социальными отношениями 2) социальной структурой
3) социальной нормой 4) социальной мобильностью

А6 . Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

1) военнослужащие 2) молодёжь 3) консерваторы 4) москвичи

А7 . Отличительным признаком нации как этнической общности является:

1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности

А8 . В семье А. преобладает подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество.Какой стиль взаимоотношений существует в семье А.?

1) попустительский 2) элитарный 3) демократический 4) авторитарный

А9 . Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все социальные нормы охраняются силой государства.

Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Какая из перечисленных функций не относится к функциям семьи:

1) первичного социального контроля 2) воспитательная

3) эмоционально-психологическая 4) правоохранительная

А11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт имеет только негативные последствия.

Б. Столкновение интересов социальных групп отражает межличностный конфликт.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А12. К большой социальной группе относится:

1) производственная бригада 2) семья

3) компания друзей 4) сословие

А13 . Верны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве?

А. Межнациональное сотрудничество предполагает создание национальных автономий.

Б. Межнациональное сотрудничество предполагает слияние людей в одну национальность.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А14 . Что характеризует компромисс как способ разрешения социального конфликта?

1) обсуждение проблемы и поиск её решения

2) одностороннее применение власти или силы

3) взаимные уступки участников конфликта

4) использование третьей силы в заочном решении проблемы

А15 . Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает все остальные:

1) социальная структура 2) социальная группа

3) социальные отношения 4) социальный слой

А16. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку:

1) родители 2) буддисты 3) французы 4) юристы

А17. Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по полу возрасту, национальности.

Б. Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по профессии, месту жительства, доходу.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А18. Верны ли следующие суждения о народности?

А. Народность занимает на лестнице общественного развития место между племенем и нацией.

Б. Кровнородственные связи охватывают всю народность.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А19. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:

1) прирожденного статуса 2) социальной роли
3) достигаемого статуса 4) общественного престижа

А20 . В семье родилась двойня. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

1) экономическая 2) досуговая

3) социально – статусная 4) репродуктивная

Часть II.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) возникает в догосударственный период;

2) относится к этническим общностям;

3) является элементом социальной структуры;

4) основывается на кровном родстве.

Ответ:

В2. Установите соответствие между критериями статуса и его видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

А) национальность 1) достигаемый;

Б) профессия 2) предписанный;

В) образование

Г) социальное происхождение

Д) пол

Запишите в таблицу выбранные цифры:

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

В стране N. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое направление социальной политики, с Вашей точки зрения, должно быть приоритетным? Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.

варианты ответа

опрошенные

мужчины

женщины

установление государственных пенсий и пособий

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан

установление гарантированного минимума размера заработной платы

обеспечение охраны труда и здоровья людей

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) мнение о том, что приоритетным направлением социальной политики должно быть обеспечение охраны труда и здоровья людей, среди опрошенных мужчин более популярно, чем среди опрошенных женщин

2) мнение о том, что в социальной политике главное внимание должно уделяться установлению государственных пенсий и пособий, наиболее популярно среди обеих групп опрошенных

3) мнение о том, что приоритетным направлением социальной политики должно быть установление гарантированного минимума размера оплаты труда, среди опрошенных мужчин менее популярно, чем среди опрошенных женщин

4) обеспечение охраны труда и здоровья людей как приоритетное направление социальной политики выбрало наименьшее число опрошенных

5) установление государственных пенсий и пособий является вторым по популярности направлением социальной политики среди опрошенных женщин

Ответ:______________

В5 . Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) наиболее актуальной проблемой в стране N. являются обеспечение охраны труда и здоровья людей

2) правительству страны N. необходимо создавать условия для удовлетворения культурных запросов граждан

3) жителей страны N. волнует вопрос обеспечения государственной поддержки, семьи, материнства и детства

4) большинство населения страны N. видит первостепенное направление социальной политики государства в страховании собственности

5) руководству страны N. следует уделять больше внимания проблеме установления гарантированного минимума размера оплаты труда

Ответ:______________

Часть III.

Социальный статус


Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

(По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml - сервер бесплатного дистанционного образования)

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С4. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.

С5. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Тема: «Социальная сфера».

КЛЮЧ

Часть I

1 – вариант

2 – вариант

А 4

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Часть II

2314 – 1 балл

2314– 1 балл

21313– 2 балла

21122- 2 балла

112– 1 балл

122 – 1 балл

235– 1 балл

134– 1 балл

34– 1 балл

35-– 1 балл

Часть III

1) социальная структура в современном западном обществе;

2) богатство - один из критериев различия между людьми;

3) роль высшего класса;

4) состав среднего и низшего классов;

5) снижение роли классовых различий в современном обществе.

1) понятие социального статуса;

2) наличие у человека различных социальных статусов;

3) статусный набор;

4) главный статус.

В правильном ответе должны быть указаны следующие составляющие богатства:

1) дом, землю, то есть недвижимость;

2) к нему относятся также сбережения, акции;

3) доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

1. «Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.»

Могут быть приведены следующие примеры:

1) учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год;

2) ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Он имеет право на качественное получение знаний.

1) представители мелкого и среднего бизнеса;

2) а также специалисты высокого класса;

3) служащие различных категорий.

В правильном ответе должны быть указаны:

1. «Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.»

Можно выделить следующие типы статусы:

1) связанные с основным местом работы;

2) связанные с местом жительства.

Возможны и иные типы статусов.

В правильном ответе могут быть указаны следующие показатели:

1) образование;

2) власть;

3) престиж.

Возможные примеры:

1. Престиж такой профессиональной группы как врачи гораздо выше престижа рабочих, а доходы примерно одинаковы.

2. Доходы бизнесменов и государственных чиновников примерно равны, а доступ к власти различен.

Могут быть приведены и другие примеры .

1. Да. У Сергея есть социальный статус, даже несколько.У Сергея есть определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Он мужчина, сын, ребенок.

Возможны и иные формулировки ответа, не противоречащие вышесказанному.

В правильном ответе должно быть указано:

1) если в качестве основного критерия брать богатство и доход, то Михаила можно отнести к среднему классу;

2) цитата: «Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.»

В правильном ответе должен быть указан пример автора: «Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов».

Могут быть приведены свои примеры:

1) врач и пациент;

2) директор завода и рабочий этого завода;

3) студент и преподаватель одного вуза.

Могут быть приведены и иные примеры.

1. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

2. Социальная мобильность населения позволяет в современном обществе довольно быстро преодолевать разницу в доходах благодаря таким факторам как образование и власть.

Аргументы в опровержение:

1. При огромной разнице в богатствах между верхами и низами существует и неравный доступ к получению образования (дети богатых могут учиться в элитных школах за границей).

2. Верхи имеют гораздо больше возможностей влиять на власть.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:

1. Главный статус определяет поведение людей.

2. Оценка окружающими производится относительно главного статуса человека (пример: президент РФ, все остальные статусы будут вторичны).

Аргументы в опровержение:

1. Очень сложно определить главный статус человека, так как трудно установить, что важнее профессиональный статус или семейный к примеру).

2. Выделение главного статуса относительно. субъективно и кратковременно. Для ушедшего в отставку императора Диоклетиана, важнее была капуста, выращенная его собственными руками, чем забота о государственном устройстве Рима.

Могут быть приведены и иные аргументы.

С1 – 2 балла

С2 – 2 балла

С3 – 2 балла

С4- 3 балла

С5- 2 балла

С6 – 2 балла

ИТОГО – 39 баллов


Задание 1

Социологическая служба страны Z провела опрос граждан в 2015 г. Им задавали вопрос: “Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?” Результаты опроса (в % от числа отвечающих) представлены на диаграмме.

Какие два ответа наиболее популярны? Предположите почему (выскажите не менее двух предложений).

Ответ

  1. ответ: уважать права и свободы и научиться понимать друг друга
  2. предположения, например:
    • чтобы не происходило межнациональных конфликтов, необходимо взаимопонимание между людьми
    • уважение прав и свобод неразрывно связано с пониманием равенства всех людей, независимо от пола, возраста, национальности и т.п., что также способствует отсутствию межнациональных конфликтов.

Задание 2

Прочитайте фрагмент “Книги джунглей” английского писателя Р. Киплинга.

“Отец Волк проснулся после дневного отдыха, зевнул, почесался и одну за другой вытянул свои лапы, чтобы прогнать из них остаток тяжести. Волчица Мать лежала, прикрыв своей большой серой мордой четверых барахтавшихся, повизгивавших волчат, а в отверстие их пещеры светила луна.
– Огур! – сказал Отец Волк. – Пора мне идти на охоту.”

Ответ

  1. ответ: животные не владеют членораздельной речью ИЛИ поведение животных определяют инстинкты, а не поставленные цели
  2. ответ: человек способен преобразовывать природу.

Задание 3

При возникновении конфликтов в межличностных отношениях люди ведут себя по-разному. Специалисты выделяют четыре основных варианта поведения участников конфликтов. Рассмотрите особенности поведения участников конфликтной ситуации, изображенной на фотографии.

Какой из типов поведения в конфликтной ситуации демонстрирует женщина, участвующая в конфликте, изображенном на фотографии?

Укажите не менее двух других известных Вам типов поведения участников конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.

Ответ

  1. ответ: тип поведения – избегание
  2. ответ: например можно указать такие типы поведения:
    • сотрудничество
    • компромисс
    • приспособление

Прочитайте текст и выполните задания 4-7

Творчество является одним из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой.

Творчество в известном смысле – продукт, результат игры духовных сил человека. Творчество – один из важнейших путей выхода игры за свои собственные пределы в мир важнейшей продуктивной результативности человеческой деятельности.

Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы. Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры – всей той второй природы, которую человек “надстраивает” над естественно-природными условиями своего бытия.

Все остальные особенности человека – от труда до языка и мышления – имеют своим основанием творчество, и поэтому именно оно является самой основной из существенных черт человека, определяющей все другие его отличительные черты. Принципиально неверным является отнесение творчества лишь к духовной деятельности человека и отрицание творческого начала в деятельности материальной или двигательной, в том числе физкультурно-спортивной. Разумнее вести речь степени насыщенности творчеством различных видов деятельности.

(По К. У. Тайсаеву)

Задание 4

Составьте план текста.

Ответ

  1. творчество – проявление человеческой свободы
  2. связь между творческим процессом и игрой
  3. творчество выделяет человека из природы
  4. творчество проявляется в различных видах деятельности

Задание 5

Ответ

  1. ответ: культура – вторая природа, которую человек “надстраивает” над естественно-природными условиями бытия
  2. ответ: способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе

Задание 6

Как Вы понимаете фразу: “Творчество является проявлением человеческой свободы” ?

Ответ

Человек сам выбирает ту сферу деятельности, в которой проявляются его творческие способности ИЛИ свобода от стереотипов помогает изобретать новое, то есть заниматься творчеством.

Задание 7

Приведите примеры собственной творческой деятельности: а) на уроках в школе; б) во внеурочное время.

Ответ

  1. ответ: на уроке математики я предложил нестандартное решение задачи
  2. ответ: вместе с друзьями мы изобрели новую игру в мяч, придумали сами правила

Задание 8

Рассмотри три изображения.

Объясни, что связывает эти изображения.

Ответ

Все три изображения иллюстрируют виды человеческой деятельности: игровая (1), трудовая (2), учебная (3)

Задание 9

Каковы обязанности родителей в современном российском обществе? Назовите не менее двух обязанностей. Назовите одну социальную роль, которую играют Ваши родители.

Ответ

Обязанности родителей:

  1. родители обязаны заботиться о здоровье своих детей
  2. родители обязаны заботиться о физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей
  3. родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования; и названа еще одна социальная роль, например: роль мужа или жены

1. Запиши определение понятия.

Образование- процесс приобретения знаний в мире, культуре, ценностях общества, получения знаний, воспитания и развития.

2. В современном мире образование является одним из показателей условия развития государства, а его доступность - одним из индикаторов качества жизни. Объясни почему?

Без образования невозможно ни культурное, ни научное развитие. Людей надо обязательно просвещать.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты...
Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования - передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остаётся. Но она дополняется новой функцией - обучения изменению культуры, прогнозированию... с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий...
В содержание образование должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.
Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни, - уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира...

(А. Гин, современный общественный деятель)

Обучение навыкам для жизни в статичном мире и обществе.

2) Какая цель должна реализовываться в новой системе образования? Какую старую и новую функцию она должна выполнять?

Новая система образования должна давать людям навыки для изменчивого мира.

Ученик должен понимать каким образом информация была получена, а не просто зубрить её.

4) Приведи пример ситуации

а) недостатка информации: очень малый процент информации достоверен.
б) избытка некачественной информации: сейчас в интернете очень много некачественной информации.

4. В 1993 и в 2013 гг. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: "Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?"

Результаты двух опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Внимательно изучи диаграмму, выполни задания и ответь на вопросы.

1) Какой ответ был наиболее популярен среди опрошенных в 1993г?

Успех в жизни не зависит от образования.

2) Какой ответ был наиболее популярен среди опрошенных в 2013г?

Высшее профессиональное образование.

3) Определи, какие изменения произошли с каждым показателем в 2013 г. по сравнению с 1993 г.:

полное (среднее) образование: уменьшился
среднее профессиональное образование: увеличился
высшее профессиональное образование: увеличился
успех в жизни не зависит от образования: уменьшился

4) Сделай два-три вывода, опираясь на данные диаграммы.

Раньше очень много людей думали, что успех в жизни не зависит от образования. Сейчас их мнение поменялось.

5) Предположи, какие перемены в жизни общества могли повлиять на изменение отношения граждан к образованию.

В наше время образование нужно каждому, иначе нельзя будет найти достойную работу. Раньше можно было работать и с очень низким образованием.

5. Ещё в ХХ веке человек, получивший высшее профессиональное образование, мог быть уверен в том, что полученных знаний ему хватит на весь период его работы. В современном мире знания - скоропортящийся товар. Они быстро устаревают. Назови основную причину этого явления.

Быстрое развитие технологий, усовершенствование знаний.

Что такое непрерывное образование? Образование, которое постоянно развивается, улучшается.

Как способность работника к самообразованию, его готовность к повышению квалификации на протяжении всей трудовой деятельности влияют на его конкурентоспособность на рынке труда?

Более образованные и квалифицированные работники намного востребованнее, чем другие.

6. В учебники перечислены качества человека, отвечающие запросам информационного общества. Дополни этот список.

Умение понимать и обрабатывать информацию.

7. Заполни пропуски в схеме.