Первое свидание Райли (2015) смотреть онлайн. Мультфильм Головоломка: Официальные описания эмоций

Ч то, если в голове у каждого человека сидят необычные существа, которые отвечают за эмоции? Что если печаль это вечно хмурая толстая неумейка, страх это дерганый клинический идиот, гнев безумен, и если бы не радость, вся эта братия давно бы угробила человека? А в частности молодую девушку, которая переживает переезд в другой город.

Райли - обычная 11-летняя школьница, её поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми её поступками. Они находятся в мозговом центре Райли. Также здесь копятся все воспоминания девочки за день. Они выглядят как небольшие стеклянные шарики различных цветов, обозначающих эмоцию, с которой связано то или иное воспоминание. В конце дня все они отправляются в специальное хранилище.

Существует несколько базовых воспоминаний, каждое из которых является основой для островков, характеризующих стороны личности Райли. Сначала все эмоции живут дружно, но после того, как девочка с родителями переезжает из родной Миннесоты в Сан-Франциско, привычный мир Райли рушится.

Печаль (вторая базовая эмоция), пытается изменить эмоциональную окраску ярких воспоминаний жизни из Миннесоты. Первичная базовая эмоция Райли - Радость - пытается не допустить этого. В результате конфликта они случайно выпадают из мозгового центра и попадают в долговременную память. Лишившись этих эмоций, Райли впадает в апатию, и в структуре её личности начинаются разрушительные изменения.

В долговременной памяти Радость и Печаль встречают розового котослонодельфина Бинго-Бонго - воображаемого друга Райли из раннего детства, которого она уже стала забывать. Он соглашается помочь им вернуться в мозговой центр. Они проходят через абстрактное мышление, воображение, сны и подсознательные страхи. Всё это сопровождается разрушением почти всех островков личности Райли.

В мозговом центре оставшиеся эмоции тщетно пытаются управлять жизнью Райли, но под их влиянием девочка не может справиться с жизненными ситуациями, ссорится с родителями и подругой и вдобавок бросает своё увлечение хоккеем. В конечном итоге, под управлением Гнева, она принимает решение сбежать в родную Миннесоту.

Радость и Бинго-Бонго попадают в пропасть забвения, куда выбрасываются все воспоминания, утратившие со временем эмоциональную окраску. Там эти воспоминания окончательно развеиваются. Бинго-Бонго жертвует собой, чтобы помочь Радости выбраться из пропасти.

В то же время Радость, прежде считавшая себя важнейшей эмоцией, осознаёт, что невозможно управлять сложной жизнью человека в одиночку, и мирится с Печалью (тогда же выясняется и роль Печали - утешать Райли после неудач). Вернувшись в мозговой центр, Радость и Печаль восстанавливают с помощью глубинных воспоминаний структуру личности, в результате чего Райли, сбежавшая было из дома, возвращается обратно, мирится с родителями и налаживает свою жизнь.

…С момента тех событий прошёл год. Личность Райли становится сложнее и богаче, а воспоминания из однозначно одноцветных превращаются в разноцветные и приобретают оттенки благодаря тому, что каждая из эмоций теперь работает в паре с другой. В головном отделе устанавливают новый пульт управления в связи со вступлением девочки в переходный возраст.

В конце фильма демонстрируются эмоции остальных людей, а также животных.

Новый мультфильм студии Pixar штурмует кинотеатры мира и показывает неплохие результаты. Если вы уже посмотрели его, то знаете, о чем идет речь. А я решила задать несколько вопросов психологу, чтобы разобраться, насколько точно изображены сложные процессы, затрагивающие наше поведение.

Психолог и гештальт-терапевт Ольга Губочкина из Санкт-Петербурга терпеливо и развернуто ответила мне, за что ей огромное спасибо! Ну а вам, возможно, захочется еще лучше понять этот мультфильм - ровно как и самих себя.

В «Головоломке» девочкой Райли управляют пять эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Отвращение. Несмотря на наличие Родительского острова, острова Веселья, поезда мыслей и т.д., по сути, эта пятерка заправляет поведением Райли, находясь в центре управления. Можно ли сказать, что на наши действия влияют только эмоции?

В каком-то смысле да. Эмоции - феномен психофизиологический, у нас просто нет возможности выбирать: проживать какую-то эмоцию или нет, она возникает непроизвольно. Мы можем корректировать дальнейшее развитие эмоции в том смысле, что решаем: в каком объеме её переживать, в каком виде ее демонстрировать, понимая, что у среды будет на нее какой-то отклик. Кэррол Изард, один из тех, кто составлял список базовых эмоций (кстати, по его классификации их 11), писал о том, что конкретная эмоция побуждает к конкретной активности, и именно это является признаком того, что эмоция организует мышление и деятельность. Также эмоции сильно влияют на наше восприятие. Влюбленный, например, человек склонен видеть мир и людей в намного более положительном свете, чем тот, кто только что расстался.

Воспоминания из подкорки - которые на самом деле core memories, то есть основные воспоминания, действительно так сильно влияют на нас?

Не сами по себе воспоминания, а их характер действительно влияет на жизненный сценарий, который выбирает человек. Влияет, в конечном счете, на качество жизни, ведь то, как человек выстраивает отношения с окружающими, само его поведение, привычные способы эмоционального реагирования и т.д. почти всегда берут свое начало в прошлом. В повседневной работе психотерапевта много времени уделяется реконструкции отдаленных участков жизни человека с тем, чтобы в дне сегодняшнем, с помощью ресурсов, которые есть прямо сейчас, найти возможность изменить тот фрагмент, который некачественно влияет на бытие.

Что происходит с человеком, если из его головы «выпадают» Радость и Печаль?

О, это интересно. Райли из «Головоломки» проживает это состояние. Отсутствие возможности нормально печалиться, оплакивать, причем, неважно что: потерю любимого шарфика, смерть близкого или, как в фильме - переезд в новую, незнакомую среду, приводит к тому, что человек не в состоянии сохранить целостность своего организма. Грусть, скорбь помогают завершить отношения. С потерянным шарфиком, ушедшим близким, покинутым домом. Если этот процесс пройден корректно, то появляются силы принять новую реальность. В фильме это здорово показано, когда за пульт встает Печаль и девочка возвращает себе возможность чувствовать. Она плачет, заканчивает отношения с прошлой жизнью, даже, я бы сказала, с детством, и только после этого обращается лицом к новому.

С радостью все тоже не просто. Если мы придерживаемся теории о базовых эмоциях, то, значит, разделяем идею о том, что все остальные эмоции - составные. Например, испытывать благодарность без радости было бы невозможно, т.к. первая как раз составная. Поэтому, без радости пропал бы целый ряд важнейших эмоций. Социальная функция радости вообще неизмерима: без радости было бы невозможно сформировать привязанность, доверие к другому, поддерживать контакт. Среди гештальтистов есть идея о том, что радость обеспечивает процесс передачи некоторой ценной внутренней собственности человека среде. Если говорить о биологической функции радости, то она, в том числе, восполняет затраченную на что-либо энергию.

По сути Райли, переехав в Сан-Франциско, начинает испытывать депрессию - у нее все валится из рук, она постоянно грустит и не видит радости в жизни. Но потом все проходит, когда в центр управления возвращаются Радость и Печаль. Что вообще хотели показать кинематографисты?

Да, Райли не дошла до депрессии, которая является уже определенным психическим неблагополучием. Можно сказать, что у девочки было субдепрессивное состояние, все-таки она сохраняла физическую активность, принимала решения, следовала поставленным новым целям. При клинической картине депрессии все это почти невозможные вещи. У Райли произошла потеря понятных жизненных координат - отношения в семье, дружба, жизнеобразующее увлечение хоккеем. Насколько я помню, переезд семьи из Миннесоты в Калифорнию случился «вдруг». При таком событии родители должны были уделить много внимания тому, что ее ждет, что она оставляет, что в этом печального и что хорошего. Тогда переход из одной главы жизни в другой произошел бы для ребенка плавнее.

Воображаемый друг Бинго-Бонго, который отвечает за самую слезливую сцену в фильме, как и многие воображаемые друзья, плод западных сценаристов. Почему-то в нашей культуре не слышно про воображаемых друзей. Почему?

В культуре - да, навскидку вспоминается разве что «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля. Чудесный Корней Чуковский как раз об этом хорошо рассказывает в своей «От двух до пяти». Он хотел подарить отдыхающим больным детям книги, среди которых был «Гулливер», «Мюнхаузен», «Конек-Горбунок», а ему сказали, что пролетарским детям такого не надо. Им бы про радио и дизель. Думаю, традиция откуда-то отсюда идет. А дальше, я фантазирую, как эти дети выросли, и родили своих детей, и уже сами не смогли объяснить, что плохого в сказках и воображаемых мирах, но на всякий случай не приветствовали такие проявления. А дети очень чувствительны, и вот уже они понимают, что лучше бы не рассказывать родителям про такого друга. Если же присутствие воображаемого товарища становится в семье явным, в кабинет психолога такие родители приходят в ужасе. Некоторые всерьез высказывают мысли о том, что их ребенок сошел с ума. Приходится вступать, порой, в довольно тяжелые переговоры о том, что с ребенком почти все в порядке, а появившийся друг - симптом каких-то происходящих процессов в семье.

Я читала, что ребенок выдумывает воображаемых друзей только когда ему плохо - значит ли это, что Райли была несчастна в детстве?

Не совсем так. Воображаемые друзья возникают в жизни ребенка не только при неблагоприятных обстоятельствах. Чрезвычайно богатое воображение малыша 3х-5ти лет, которое не находит себе приложения в реальной жизни, тоже может привести к появлению таких спутников. Мне кажется, это как раз случай Райли. Всё-таки в мультфильме настойчиво показывают хорошее отношение родителей к девочке - они любят ее, занимаются ее жизнью. Но, возможно, жизнь в Миннесоте слишком однообразна. Детям с ярким воображением такие друзья позволяют снять напряжение скуки и рутины.

Обратила ли ты внимание, что в центре управления мамы за пультом все женщины, а главной является Печаль? У отца все эмоции - мужчины. У мальчика, с которым столкнулась Райли на хоккее, в голове паникуют эмоции-мальчишки. Почему у Райли эмоции не похожи на нее и разного пола? Может ли это быть связано с тем, что до 11 лет дети не определяются в гендерном плане?

Да, я тоже отметила этот момент. Если предположить, что твоя интерпретация верна, и Райли в 11 лет еще пока не определилась со своей половой идентичностью, то можно сказать, что у девочки существуют трудности с этим вопросом. В норме, примерно к 7 годам дети уже хорошо дифференцируют половые роли, выбирают определенные игры, играют с однополовыми сверстниками и так далее. Кстати, ее успехи в хоккее можно объяснить этим же: отсутствие привязки себя к «слабому полу» даёт определенную свободу в восприятии себя как бойца, как человека, способного на агрессивное поведение. Интересно пофантазировать, к каким сложностям приведет такое «неопределившееся» состояние Райли в подростковом возрасте, и дальше, когда она вырастет.

Еще я думаю о том, что у мамы Райли главная за пультом Печаль, а у папы - Гнев, кажется, и тогда сколько же они сил и любви вложили в дочь, что за ее пультом верховодит Радость. Поскольку существует фактор генетических задатков человека в поле эмоций, у Райли должны были возглавлять пульт мамина Печаль или папин Гнев. Ее родители совершили просто родительский подвиг, дав возможность девочке пережить в младенчестве и раннем детстве личный опыт, расширивший ее эмоциональные возможности.

На поезде мыслей Радость сбивает коробки с ФАКТАМИ и МНЕНИЯМИ и замечает, что они очень похожи. Есть ли в этом правда?

«Их никто не различает», так, кажется, в мультфильме. Мнение может включать в себя факты, и тогда есть возможность принять одно за другое. На самом деле, мнение всегда включает в себя субъективные ценности и эмоционально окрашено. Оперируя одним и тем же фактом, два человека могут предъявлять два разнополюсных мнения.

Не показалось ли тебе странным, что мать и отец показаны как нормальные, любящие супруги, но в сцене с обедом, выясняется, что мать мечтает о бразильском летчике, а отец ее вообще не слушает? Мне видится в этом какой-то диссонанс.

Нет, мне это как раз показалось очень человеческим, а то они такие идеальные в мультфильме! Ну кто способен быть включенным в то, что говорит партнер 24 часа в сутки 7 дней в неделю? Никто. Вот и папа Райли отключился, тем более что у него проблемы на работе. Ему, если хочешь, полезно отключаться, чтобы не выключиться совсем. А мама с ее бразильским летчиком, допустим, таким образом поддерживает свою сексуальную жизнь в живом и удовлетворяющем ее виде. Если этот горячий парень присутствует в ее фантазиях, основанных на воспоминании о нем, и помогает ей поддерживать образ себя как привлекательной дамы, что здесь плохого?

Показанные «Острова», отвечающие за разные аспекты личности девочки, что стоит за ними в реальности?

Мне показалось, что эти острова похожи на систему ценностей Райли. Семья, подруга, занятия хоккеем, честность и веселье - тот мир, в котором она существует. Маловато для одиннадцатилетнего предподростка, но, возможно, достаточно для той культурной среды, в которой находится Райли. Ведь, как мы видим, живет она вполне счастливо до известных событий, хорошо адаптирована, реализуется. А когда система начинает испытывать нагрузку, то ожидаемо трансформируется, в том числе через разрушение старых паттернов. Это вполне жизнеспособное описание того что называется формированием системы ценностей.

Все воспоминания за день действительно перемещаются в долговременную память?

Нет, не все. Зачем тебе запоминать, да еще и загружать в долговременную память номер телефона троюродной тетки бывшего мужа, если все, что вам было нужно обсудить, это рецепт ее чудесных блинчиков, которыми она вас угощала, когда вы приезжали к ней в Поповку семь лет назад?

Радость производит впечатление девушки с серьезным неврозом и, как показывает опрос детей, несколько раздражает своим энтузиазмом. Как думаешь, почему?

Не поняла вопроса. Если он о том, почему Радость раздражает детей, то интересно, какого возраста опрашивались дети? Шестилетние, да даже десятилетние могли не охватить эту идею - что каждая эмоция ведет себя очень точным для себя образом. И тогда как прикажешь изображать эту самую Радость, которая именно что должна подпрыгивать от своих замечательных предложений? Если же смотреть на нее как на комплексную сущность, тогда да, она выглядит маниакально. В жизни люди, намеренно или по нездоровью выставляющие такой свой образ окружающим, действительно зачастую вызывают агрессию.

Не кажется ли тебе, что фильм довольно трудный для восприятия детей до 11 лет?

Частично я в предыдущем вопросе об этом говорю. Добавлю, что если говорить о сюжете фильма, то да, думаю 6+ это не совсем реальная цифра, она о том, что мультфильм продвигают хорошие маркетологи.

В чем ты видишь главный смысл фильма, как психолог?

Как специалист, я вижу целый ряд упрощений относительно того, как функционирует мозг, но я рада, что в формате мультфильма все же достигается определенная просветительская задача. Дети, да и какая-то часть взрослых после него узнают, что есть такие эмоции, что они вот называются и вот так примерно выглядят в поведении. Ты не поверишь, как часто на терапию или консультацию приходят люди, которые не могут назвать ни одной из них, не ориентируются в том, что с ними происходит. Невероятно, на факт. Также ценным мне кажется то, как показан весь путь от фрустрации Райли через субдепрессивное состояние с обесчувствливанием к возвращению к жизни. Мне очень понравился этот акцент на идее о том, что необходимо восстановить целостность себя, прожить все недостающие фрагменты, эмоции, и тогда можно снова ожить и продолжить путь.

А как мать?

Как мать я полностью приветствую более здоровых детей в окружении своего ребенка. А человек, хорошо ориентирующийся в собственных чувствах, однозначно более здоров, чем тот, кто слабо понимает, что с ним происходит.

Одиннадцатилетняя девочка, которой пришлось переехать из маленького городка в Сан-Франциско. У Райли возникают сложности, новая школа, новые друзья, новое общение. Эмоции, живущие у нее в голове, поначалу, помогают ей справиться с этим, но с течением времени ей становится все сложнее и сложнее совладать с ними.

Печаль (Sadness)

Одну из важнейших ролей в жизни Райли играет Печаль. Этому чувству девочке легко поддаться, на фоне переходного возраста, переезда, новой школы и иных неприятностях. Печаль – абсолютная противоположность Радости. И в тоже время, как считает Филлис Смит, озвучивавшая Печальку, она – голос разума. Этот всегда грустный персонаж в поникшей головой постоянно пытается переиначить все идеи лидера команды – Радости, как бы радужно они не выглядели. Также как и многие другие персонажи, внешний вид Печали претерпел значительные изменение со дня ее создания. Нынешняя героиня заметно поправилась, приобрела голубой цвет, обзавелась чудесными переливающимися волосами, приоделась в теплый свитер, который делает ее еще более громоздкой, и нацепила на свой крохотный носик огромные круглые очки. Кстати о «носике», в первой версии дизайна, он был очень большим и острым, как на данный момент у Страха, поэтому его превращение в крохотную пуговку можно считать большим плюсом. Скорее всего, такие изменения Печаль претерпела с появлением Филлис Смит. Если присмотреться они имеют очень много похожих черт. Не зря говорят, что озвучивающий персонажа актер способен его изменить под себя и часто одаривает его своими собственными качествами, как внешними, так и внутренними.

Гнев (Anger)

Гнев – один из пяти чувств героини Райли. Это очень нервный и импульсивный персонаж. Он готов взорваться в любой момент. Так же как и Радость, Гнев обладает лидерскими качествами. Это очень серьезный персонаж, который всегда уверен в своей правоте, даже если его старания не приводят к успеху. Чем сложнее ситуация, чем чаще в жизни Райли все идет не по плану, тем сложнее Гневу пребывать в спокойном состоянии. Как уже говорилось выше, Гнев стремиться стать во главе группы чувств. Однако другие эмоции часто попросту не замечают его. Страдая от недостатка внимания к своей персоне, герой всеми силами стремиться быть в гуще событий. Кроме того он постоянно старается контролировать правильность действий девочки, и если в ответ на эти действия не получает ожидаемой реакции, скептицизма и грубости Райли не избежать. Гнев обладает рядом особенностей. Во-первых, он самый маленький по росту из всей чувств героини. Во-вторых, он единственный из эмоций, кого авторы одели в строгий костюм, тем самым подчеркнув всю серьезность настроя персонажа и его непреклонность. В-третьих, по силе выплеска своих, в прямом смысле этого слова, горячих чувств, он может сравниться с Радостью, правда в отличие от нее, Гнев не светится, а взрывоподобно пылает, особенно на макушке.

Страх (Fear)

Страх – еще одна эмоция маленькой Райли. Боязнь чего-либо заставляет нас хорошенько обдумывать каждый последующий шаг, поэтому это чувство также можно рассматривать как защитное от грядущих неприятностей, которые мы сами себе порой с радостью предоставляем. Это очень неуверенный в себе персонаж. В конечном варианте внешность Страха - худенького, фиолетового, все время дрожащего от переполняющих его чувств героя, очень подходит его имени. Однако ранее, на первых дизайнерских этапах он выглядел совершенно по-другому. Страх представлял собой вполне упитанного героя, чем-то напоминающего бочонок, у которого напрочь отсутствовал нос. Единственное что осталось без изменения в его облике это большие круглые на выкате глаза и огромный рот. Кроме того персонажа наградили длинным носом и густыми бровями, а вместо волос дорисовали скупой, но переливающийся длинный завиток. Несмотря на свою натуру всего бояться и находиться в тревожном состоянии, Страх абсолютный пацифист. Он не приемлет насилия и ссор. Поэтому играет не последнюю роль в налаживании отношений в семье Райли. Страх помогает девочке обходить конфликты и не обострять и так пошатнувшиеся на фоне внешних неприятностей и переходного возраста отношения.

Брезгливость (Disgust)

Еще одной эмоцией подрастающей Райли является Брезгливость. На самом деле это очень полезное чувство, она как защитная реакция, не позволяющая девочке дотрагиваться или делать что-то не надлежащее. Однако хорошо это или плохо решается разными способами. Когда Райли есть брокколи Брезгливость не может усидеть на месте, хотя на самом деле брокколи не приносят ничего подростку кроме пользы. Внешность этого милого, но очень нетерпеливого персонажа претерпела значительные изменения. Изначально Брезгливость была одета в фиолетовое платье, на ее хорошенькой головке развивались длинные волосы, а не каре как сейчас. Кроме того первый вариант героини не имел таких шикарных длинных ресниц, их попросту не было. Еще одним дополнением к образу персонажа можно считать широкий поясок имеющий бляшку в виде буквы «D», то есть Disgust – Брезгливость в английском варианте. Не стоит думать, что этот очаровательный персонаж не играет важной роли в нашем мировосприятии. Когда юная Райли в свои одиннадцать лет попадает в сложную ситуацию, сопровождающуюся переездом в новый город, дом и новую школу. Брезгливость также оценивает окружающий мир, как и другие эмоции, правда в собственном варианте.

Радость (Joy)

Радость – одна из наших самый счастливых положительных эмоций, и по совместительству самая главная в хорошенькой головке одиннадцатилетней Райли. Как и положено Радость бесконечная энтузиастка, очень подвижная и яркая. Она просто обожает перебирать светлые воспоминания девочки и стремится померить порой ссорящихся коллег, внести и в их существования лучики света и мира. Радость – прирожденный лидер, объединяющий фактор. Она как маленький двигатель заставляет всех идти навстречу счастью. Радость основная часть Райли, которая меняется и усложняется в процессе взросления девочки. Однако эмоциональный персонаж противится изменениям, ведь самая чистая и искренняя радость может быть только в детстве. Зачем взрослеть? Как самой главной в эмоциях Радости необходимо быть не только позитивной, но и твердой в своих решениях. Так как помимо своих собственных проблем героине приходится бороться с изменением и других чувств. Переходный возраст – это сложный период, когда все нервы и эмоции находятся в постоянном напряжении. И именно Радости предстоит сохранить этот хрупкий и ненадежный мир, не давая разбушеваться друзьям и поддерживая добрые отношения Райли с родителями. У Радости есть особенности: она всегда ходит босиком, светится, когда ее переполняют чувства и это вторая по счету главная героиня в мультфильмах студии Пиксар.

«Никогда не гадали, глядя на человека, что там у него в голове?»– начинается трейлер. Конечно, гадали!
И не только про другого, но и про себя.
И не только мы с вами, но еще и множество философов, психологов, биологов.
И не только гадали, но и исследовали.

По миру шагает первая полнометражная экранизация структуры психики – мультфильм Inside Out , в русском переводе «Головоломка». Понятно, что такие культурные явления формируют мифологию, которая зачастую очень прочно входит в привычные представления. Так что интересно поговорить о том, в чем авторы и психологическая наука и практика совпадают (хотя бы частично), а в чем – совсем нет.

Сначала об удачах «Головоломки»
[тут начинается спойлер, так что если вы еще не видели мультик, самое время прекратить читать]

Есть такие психические явления, в которых каждый из нас узнает себя. Что из них взяли авторы этого мультфильма?
— Эмоции – всем знакомы переживания тех пяти отобранных эмоций, которые показаны в «Головоломке»: радости, печали, гнева, страха, брезгливости (отвращения).
— Множество голосов, назовем их так – еще психологи их зовут субличности, разные Я, векторы, внутренние структуры, матрицы, каждая из которых обеспечивает выживание своими способами. И чем их больше, тем сложнее внутренний мир. Разные эмоции – это психофизиологические паттерны, рисунки нейронных связей, которые становятся все более наезженной колеей. Во многом они обусловлены генетически.
— Стресс при смене привычного – переезд семьи героев в другой город и трудности в связи с ним как травмирующий опыт для девочки, которая не была готова с этим справиться, а близкие не помогли.
— Здоровые привязанности – к родителям, к дому, к подруге. Абсолютное большинство людей знают об этом по своему опыту переживания отношений и их завершения.
— Ведущая роль одной внутренней части в каждый момент – в мультике это эмоции. Чаще всего у руля стоит Радость у девочки, Печаль у мамы и Гнев у папы. С таким очевидным главенством одной структуры не все психологи согласятся, но на практике в каждое мгновенье одна внутренняя часть часто заметно активнее проявляется.
— Выпадения внимания по типу ухода от реальности – как это было на «хоккей» у папы или мечты-сожаления о бразильском летчике у мамы.
— Внутренние конфликты – здесь они показаны как конфликты эмоций у пульта управления, очень зрелищно.
— Конфликты в семье – тоже знакомое многим явление. Механика этого процесса изнутри довольно точно отражает, как эмоции одного подогревают эмоции другого, и результат по шкале взаимопонимания стремится даже не к нулю, а к отрицательным значениям.
— Образы эмоций девочки и ее родителей – все мамины похожи на маму, а папины – на папу. У девочки же эмоции наиболее отличаются друг от друга. Например, по половому признаку – Страх и Гнев мужского пола, а Радость, Брезгливость, Печаль – женского. Возможно, я додумываю, но это особенно интересно как метафора освоения эмоций. Родители уже эмоции о-свои-ли (сделали своими, на себя похожими), девочка же пока нет. (Возможно в этих образах есть намеки на тему полоролевой идентичности, но эта тема не раскрывается в мультике, не буду множить сущности.)
— Воспоминания и их воспроизведение – такой опыт есть у каждого.
— Базовые воспоминания – не все психологи считают, что такие первичные составляющие опыта есть, но в согласии с этой идеей точно находятся и перинатальная, и трансперсональная психология. Гипотеза заключается в том, что на базовые воспоминания как на основу собирается снежный ком нашего опыта. И если слепить искривленный изначальный, то так на него и будет наматываться криво.
— Образ мыслей как поездов – мы мыслим с помощью речи, то есть обычно это происходит последовательно. Этот процесс действительно похож на поезда со множеством вагонов (об инсайтах-озарениях умолчу, в фильме их нет; больше не буду упоминать о том, что могло бы быть, но не вошло в сценарий, здесь в этом не вижу смысла).
— Фантазии – например, такой результат работы воображения, как выдуманный друг Бинго-Бонго и страна воображения во внутреннем мире.
— Страхи как конкретные закрепленные личные образы – у девочки это ужасный большой клоун, частый герой американских фильмов про зомби и ужастиков.
— Навязчиво крутящиеся в голове песни/слова/мелодии – вроде рекламной песенки «Мята плюс лайм» у Райли.
— Бессознательное и его граница – конечно, вся картина бессознательного сложена из разрозненных темных сторон, да и охранники какие-то слишком беспомощные, но главное достоинство в том, что бессознательное в принципе представлено. Тюрьма психики под охраной психических защит и довольно прочные границы-ворота.
— Субдепрессивное состояние – подавленность без потери физической активности. Вот что происходило с девочкой Райли, когда «пропали» в долговременных воспоминаниях Радость и Печаль и снизилась общая чувствительность.
— Идея фикс или сверхценная идея – такой была идея уехать обратно, завладевшая на время девочкой. Райли считала, что следуя ей можно вернуть состояние внутреннего благополучия.
— Ценности – здесь значимые вещи в жизни Райли – это рядоположенные «острова», которые претерпевают за время показанных событий огромную трансформацию.
— Собственно трансформация, внутренние изменения – особенно интересно было показать именно такой кризисный период, когда разрушается что-то внутри, а какие-то новые структуры появляются и выстраиваются.
— Проживание или переживание чувств – проживание Грусти было ключиком к состоянию закрытости девочки. Позволить себе грустить, побыть в этом, понять, что она скучает, страдает – все это помогло Райли в сложной ситуации. По-моему, это проживание и есть самая большая ценность фильма.

Все эти феномены в той или иной форме описаны в психологии. Их появление в массовом сознании отрадно. В магазинах появятся игрушки, раскраски и прочие вещи с Радостью, Печалью, Гневом, Отвращением, Страхом. Именно эти чувства получили свою официальную прописку в коллективном бессознательном. Именно их люди станут различать и называть лучше всех остальных. Что ж, пусть так. Это гораздо лучше, чем предыдущий самый распространенный вариант в ответ на вопрос о переживаемых чувствах давать оценку: «Что ты сейчас чувствуешь?» – «Нормально всё», «Хорошо», «Более-менее» и т.п.

Провальные или антинаучные идеи

1. Состав эмоций
Сразу бросается в глаза, особенно психологу, что эмоций лишь пять. Режиссер в интервью говорит, что они встречали варианты от 3х до 27. Выбор состоялся: радость, печаль, страх, гнев, отвращение.
Я пользуюсь десятками описаний эмоциональных состояний. Безусловно, какие-то из них можно объединить. Например, словно на одной оси лежат волнение, тревога, испуг, страх, паника, ужас. Или на другой – раздражение, недовольство, злость, гнев, ярость. Но некоторые качественно иные эмоции отсутствуют.
Как авторы умудрились избавиться, например, от вины и стыда?! От этих универсальных способов социализации, принятых в нашей культуре. С большой натяжкой еще можно предположить, что у девочки такое счастливое детство, что их еще не было. Хотя вряд ли, уже одиннадцать лет все-таки. Но родители…
Кроме того, канули в Лету и удивление, и презрение, и интерес, и горе, и удовольствие, и сомнение… Количество базовых эмоций, как показывает «Головоломка», ровно пять у всех от мала до велика и от человека до кошки. Это момент очень спорный.

Собственно, развитие эмоциональной сферы в мультфильме заключается в том, что эмоции усложняются путем их соединения. Итогом выхода из внутреннего кризиса у девочки стало появление более сложных эмоциональных состояний. Опыт стал записываться с помощью так называемых составных эмоций. Из пяти начальных. Например, такими составными некоторые психологи считают обиду, зависть, разочарование, ревность и др.

2. Рождение как начало появления эмоций
Неверно. Зафиксировано, что уже в период внутриутробной жизни ребенок испытывает и удовольствие, и неудовольствие. Малыш внутри мамы и улыбается, и проявляет признаки страдания.

3. Кто рулит
Мультфильм прочно закрепляет идею, что рулят нами эмоции. Разум в расчет вообще не берется. Вы видели в мультфильме рациональное начало? Вот и я нет.
Отражено ли как-то состояние спокойствия, внутреннего равновесия, устойчивости? Ни единого следа.
А где рефлексия, самосознание, внутренний наблюдатель?
Забыты также и воля, и самоконтроль. Кто осуществляет эмоциональную регуляцию? Похоже, сила эмоций. Кто из них сильнее, тот жмет на кнопку и затмевает сознание.
Где же место принятия решений? Процесс мышления вообще сводится лишь к поездам в одну сторону из непонятного места к эмоциям.

4. Структурно-динамическая модель психики
Конечно, внутренний мир в «Головоломке» – это модель психики с некоторыми структурами, какой-то их динамикой и взаимодействием. В психологии есть несколько довольно распространенных моделей. Например, проникнувшая уже прочно в культуру психоаналитическая модель. Или модель транзактного анализа с его Внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым. Или модели когнитивистов (Д. Канемана, У. Найссера), показывающие процесс восприятия и внимания. Или модели поведения от Павлова-Уотсона до П.К. Анохина. Или нейропсихологическая модель А.Р. Лурии о работе мозга. Или… Вобщем, возьмем любую. Ни одна модель не стала основой мультфильма. И получилась каша «Дружба», соберуха.
Психоаналитики плачут. Бессознательное есть, а где две остальные части модели психики по Фрейду – Эго и Супер-Эго? Ну, допустим Эго – это и есть поле эмоций, а где же законодательная часть, наше Супер-Эго, вместилище всех «надо» и «долженствований», «что такое хорошо и что такое плохо»?
Когда мы с Мариной Шматковой вели «Психологический театр», она как режиссер рассказывала (и мы воплощали) то, что каждый персонаж – даже тот, кто появляется на сцене один раз на пару секунд – имеет свою историю, переживания не только настоящего момента, но и всего того, что его сюда привело. За показываемым всегда стоит гораздо больше, продуманный внятный мир событий и внутренних процессов. О мире «Головоломки» сложилось впечатление, что модель психики сляпана на коленке. Связи между разными частями не только не видны, но даже и не подразумеваются. Эта непродуманность слишком очевидна.
Видимо, они выбрали показать такую идею – внутри все довольно сложно, но как именно не очень понятно.

5. Долговременная память
Ее в мультике называют длительная. Трудности перевода. Ну, это мелочь. Устройство памяти в мультфильме таково, что процессы тотального забывания могут коснуться того, с чем девочка долгое время взаимодействовала. Например, ее выдуманного друга слоника Бинго-Бонго. Это неверно. Самый слезовыделительный момент фильма – исчезновение этого слоника в помойке забвения – это ересь. Забыть напрочь то, что попало в долговременную память, можно только при различных повреждениях мозга или под действием атрофических процессов. При черепно-мозговой травме или в старости, например. Да и то при старении воспоминания детства как раз выходят на первый план, а более поздние подвержены забыванию. Кратковременная память и собственно переход из нее в долговременную (очень важный процесс!) вообще не отражены.

6. Воспоминания
Представление, что наш опыт хранится в хронологической последовательности и помещен в шары-воспоминания, похожие на кинопленки в архиве, опровергнуто экспериментально. Мы не можем взять и снова увидеть тот же самый опыт. Каждый раз мы вспоминаем немного иначе. Если коротко, то при распаковке воспоминание изменяется нашим актуальным сейчас.

7. Ценностная структура
«Острова» Райли, которые называли сторонами личности , были независимы друг от друга. Никакой иерархии, никаких взаимосвязей между ними. Это совершенно неправдоподобно. Ибо то, что значимо для нас, в нашем внутреннем мире находится друг с другом в ясных или сложных связях. В каждой ситуации они соподчинены, и вся эта система динамична.

8. Эмоции – отдельные личности
Задача «Головоломки» сохранить чистоту проявлений каждой эмоций оказалась слишком сложна. Ведь они не просто эмоции, они еще и герои мультфильма. Поэтому Радость и огорчается, и сомневается, и недовольна. Не говоря уже о том, что она думает!

9. Формирование личности
Когда я искала картинку для этой статьи, то нашла ту, что наверху. На ней нарисована связь «Головоломки» и маршмеллоу теста, испытания детей на выдержку, когда им дают одну зефирку и велят не есть ее некоторое время. Ребенку сообщают, что если не съесть, то дадут еще одну. Этот тест очень интересно, мучительно и забавно проходят дети в возрасте около 3-4х лет. Почему? Потому что в более раннем возрасте дилемма перед ребенком не стоит. Привлекательность вкусняшки настолько велика, что социального запрета и отсроченного будущего с его наградой попросту нет, оно неактуально, зато есть зовущий кусок зефира: «Съешь меня». Ребенок его съедает при первой же возможности. Без каких-либо сомнений и угрызений совести.

В возрасте около 4х лет происходит, по А.Н. Леонтьеву, первое рождение личности, появляется соподчиненность мотивов и отсрочка удовлетворения естественных потребностей. После того, как это волевое новообразование сформировалось, для ребенка уже не составляет большого труда подождать возвращения взрослого с дополнительной зефиркой. Если до того поведение было реактивным, то после оно становится управляемым, самоуправляемым.
Так вот Райли одиннадцать. А где структуры, сдерживающие эмоции и управляющие ими? Их нет.

10. Трансляция эмоций в семье
Главные эмоции в семье Райли такие: у папы это Гнев, у мамы – Печаль, Райли невероятно везет в такой ситуации – она до 11 лет сохраняет ведущей эмоцию Радости. Остается только удивляться, как удалось преимущественно печально-гневным родителям вырастить столько радости в дочери. Почти нереально.
Можно сказать, это солнечное детство кончилось прямо при нас. У взрослых в «Головоломке» много дел, забот; они не живут радостно. В конце мультика посещают грустные мысли: «Райли тоже вырастет и станет печально-гневным взрослым? Этот эпизод выхода из кризиса – и есть начало пути к такой взрослости?»

После “Головоломки” очень захотелось придумать альтернативную модель психики, которую можно было бы показать с помощью анимации. И наверняка не только мне. Скорее всего, появятся новые произведения культуры, создающие мифологию о психических процессах. С удовольствием бы с этом поучаствовала!

А как вам этот мультфильм? Понравился? Был ценен? Чем именно?

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.