Почему россии не нужна модернизация. Политика модернизации Александра I

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье» - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра 1, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи.

Преобразованиям Александра 1 и в настоящее время уделяется огромное значение. Многочисленными авторами пишутся статьи о его деятельности, изучается то колоссальное влияние проведенных преобразований на социально-экономическое развитие страны в целом. То, что люди спустя столько лет не только помнят, но и анализируют, пытаются сопоставить сдвиги прошлых лет с ситуацией на сегодняшний день, заслуживает уважение и подтверждает то, что Александр 1 по праву занимает столь высокое место в истории России.

В данной работе мы рассмотрим то, как Александр 1 пришел к власти и начало его реформаторской деятельности, политику проводимую им в послевоенное время, а также неудачи, которые постигли его преобразования.

1. Начало реформаторской деятельности Александра 1

реформаторская александр политика

Александр 1 взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля 1801г. был создан Непременный совет -- законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.

Первые годы царствования Александра 1 оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период «просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии. 25 февраля 1803 года Александр 1 издал указ «О свободных землепашцах». По этому указу помещики, желавшие освободить крестьян, могли освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности с крестьянами.

Министр Внутренних дел получил право утверждать соглашения помещиков с крестьянами. Из этого дело ничего не вышло. Те, кто больше всех выступал против крепостного права, помещики-якобинцы, вроде графа Строганова, заявлявшего на собраниях Негласного Комитета, что опасность заключается не в освобождении крестьян, а в удержании их в крепостном состоянии, и не подумали освободить крестьян. Только граф С.П. Румянцев освободил 5000 крепостных. В течение царствования Александра было освобождено добровольно всего лишь около 50.000 крестьян. Граф же Строганов, говоривший в Париже во время французской революции, что он мечтает дожить до такой же революции в России и больше всех настаивавший на освобождении крестьян, и не подумал отпустить на волю всех своих крестьян. Но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г.

Крики о необходимости срочной отмены крепостного права были только одним из способов расшатывания царской власти со стороны масонов и якобинцев. Вот, дескать, смотрите, как сидящий на троне тиран не желает дать свободу миллионам своих подданных. Это только распаляло страсти масонов, вольтерьянцев и сторонников французской революции против тирана. С другой стороны, эти крики вызывали вражду к царю среди той части дворянства, которая вовсе не желала расставаться с теми выгодами, которые им давало пользование бесплатным трудом крещеной собственности. А таких дворян было много между средних и низших слоев дворянства, которые являлись приверженцами православия и сторонниками монархии. Затрагивать интересы этих слоев дворянства и освобождать крестьян против их желания было опасно.

Желание Александра 1 освободить крестьян наталкивалось на сложную политическую игру слоев враждебных монархической власти и на материальные интересы ее убежденных сторонников.

Одного желания Александра 1 как можно скорее освободить крестьян было мало. Он должен был считаться с реальной политической обстановкой в стране. А она, благодаря расцвету масонства, падению влияния православного и монархического сознания в высших слоях дворянства, в России была очень и очень напряженной.

Александр 1 хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил.

Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования. В первые шесть лет правления, Александр 1 успел показать, что он способен к быстрым переменам. Его внутренняя политика не удовлетворила ни людей бабушкиного века, ни членов интимного комитета; и те и другие увидели, что не владеют волею и настроением Александра и не могут положиться на его постоянство.

Причиной этого непостоянства политики было вовсе не непостоянство его характера, как это обычно утверждают, а двойственность его мировоззрения, смешение в его мировоззрении двух враждебных политических доктрин - монархической и республиканской.

Александр 1 несомненно, желал принести пользу русскому народу. Но все его самые лучшие намерения почти всегда роковым образом оборачивались и против него и против исторических национальных интересов русского народа. Причиной всех его неудач было его мировоззрение - странная противоестественная смесь монархических идей с республиканскими, православия с европейским мистицизмом, либерализма с консерватизмом.

В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, -- обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. По поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр 1 все более входил во вкус самодержавного правления.

2. Политика Александра 1 в послевоенное время

Когда бури военных лет пронеслись, правительство не возвратилось к деятельности в прежнем направлении.

События этих лет неодинаково подействовали на общество и на правительство: в первом они вызвали необычайное политическое и нравственное возбуждение; общество непривычно оживилось, приподнятое великими событиями, в которых ему пришлось принять такое деятельное участие.

После наполеоновских войн Александр 1 еще не сразу стал поклонником абсолютизма. В значительной мере под его влиянием новый французский король Людовик XVIII дал своему народу конституционную хартию (хотя и с очень ограниченным кругом избирателей). Сам Александр, сделавшись после Венского конгресса «царем польским», дал Польше (в декабре 1815 г.) конституцию, предоставлявшую законодательную власть в стране польскому сейму. Наместником в царстве Польском был назначен старый польский генерал Зайончек (бывший начальником одной из дивизий в армии Наполеона). Польша имела свое правительство (из 5 министров) и свою особую армию (около 40 тыс.); командующим польской армией был назначен брат царя, великий князь Константин (женатый на польской аристократке). В речи при открытии польского сейма в 1818 г. Александр сказал, что свободные учреждения совершенно согласуются с общественным порядком и утверждают истинное благосостояние народов, и заявил о своем намерении -- благодетельное влияние свободных учреждений распространить на все страны, попечению. В это время Александр поручил другу своей молодости Новосильцеву составить план конституции для России, и последний составил «уставную грамоту», однако Александр отложил осуществление проекта Новосильцева.

Известно, что во вторую половину царствования император очень мало занимался внутренними делами России, все его внимание постепенно сосредоточилось на устройстве политического порядка в Польше, на поддержании устройством Священного союза политического порядка в Западной Европе.

Одно дело внутри государства живо интересовало Александра -- это была организация военных поселений, начальником которых был назначен все тот же Аракчеев. Главною целью военных поселений было уменьшение расходов казны на содержание армии. Система военных поселений состояла в том, что некоторые территории, населенные казенными крестьянами, передавались из гражданского ведомства в военное; они освобождались от обычных податей и повинностей и зато должны были из состава населения комплектовать и содержать определенные воинские части; семейные солдаты должны были составлять коренное население волости: у них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали у хозяев как батраки и взамен заработной платы получали от них полное содержание. Правительство заботилось об улучшении материального положения военных «поселян», давало им скот, инвентарь, ссуды и пособия, но вся жизнь их была скована строгими правилами военной дисциплины и находилась под непрестанным надзором начальства, и потому население (как и общество) относилось с ненавистью к этой системе и считало ее худшим видом крепостного права. Военные поселения при Александре 1 получили широкое развитие: к 1820 г. корпус военных поселений состоял из 90 батальонов пехоты в Новгородской губернии и 36 батальонов пехоты и около 250 эскадронов кавалерии в украинских поселениях.

В 1816--1819 гг. было произведено освобождение крепостных крестьян в Прибалтийском крае, но условия реформы не соответствовали интересам крестьян, ибо вся земля оставалась в собственности помещиков. «Учреждение» для эстляндских крестьян, изданное в 1816 году, гласило, что «эстляндское рыцарство, отрекаясь от всех доселе принадлежащих ему крепостных наследственных прав на крестьян, предоставляет себе токмо право собственности на земли». Однако в этом «токмо» заключалось весьма многое! Крестьяне, сделавшись лично свободными, но не получив никаких земельных наделов, попали в полную экономическую зависимость от помещиков и должны были превратиться или в арендаторов помещичьей земли, или в батраков в помещичьих хозяйствах. На таких же условиях были «освобождены» в 1817 г. крестьяне Курляндской губернии, а в 1819 г.-- крестьяне в Лифляндской губернии и на о. Эзеле.

В области культуры и просвещения последние годы Александрова царствования характеризовались попытками привлечения религии на службу реакции и обскурантизма. В 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения (с князем А.Н. Голицыным во главе), которому было поручено заботиться о том, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения». Сам князь Голицын был человек религиозный, культурный и гуманный, но его помощники (как пресловутые Магницкий и Рунич, попечители Казанского и Петербургского учебных округов) -- ханжи, лицемеры и карьеристы -- взялись насаждать «христианское благочестие» путем злобных преследований всяких проявлений «безбожия» и «вольнодумства»; эта политика повела к разгрому свободной науки в университетах.

После войны в России началось движение за освобождение крестьян от крепостной зависимости. В 1816 г. в Петербурге было создано первое тайное политическое общество -- «Союз спасения». Инициаторами создания этого общества были шестеро молодых офицеров. Во главе их стоял 24-летний полковник гвардейского Генерального штаба Александр Муравьев. Тайное общество имело свою программу и устав, Оно вербовало в свои ряды новых молодых членов. В 1818 г. этот союз принял новую программу и выработал организационные формы. Вскоре родилась вторая дворянская тайная организация -- «Союз благоденствия», который просуществовал до 1821 г. На их основе в сложной и противоречивой обстановке возникли два новых общества -- Южное и Северное.

Южное общество было создано в мартовскую ночь 1821 г. в Тульчине, на Украине, где располагались части Второй армии, в которой проходила служба его основателя Павла Пестеля. Северное общество возникло в Петербурге осенью 1822 г. после возвращения гвардии из Москвы в Санкт-Петербург. Оба общества сознавали себя частями одного целого, одной общей организации. Под руководством Никиты Муравьева был разработан проект конституции. Та группа декабристов Северного общества, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге, в своем руководящем ядре придерживалась республиканских убеждений.

Так при всеобщем недовольстве и при полном идейном отчуждении интеллигентного общества от царя и его правительства заканчивалось царствование Александра 1, возбудившее вначале такие светлые надежды у всех.

3. Крушение преобразование Александра 1

Нам уже доподлинно известно, сто начинания Александра 1, почти все были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел. В самом деле, мечты о конституционном порядке осуществлены были на западном крае России, в Царстве Польском. Действие этой конституции причинило неисчислимый вред истории. Вред этот имел случай почувствовать сам виновник польской конституции.

За пожалованную конституцию поляки вскоре отплатили упорной оппозицией на сейме, которая заставила отменить публичность заседаний и установить в Польше, помимо конституции, управление в чисто русском духе. Одним из лучших законов первых лет был указ 1803 г. 20 февраля о вольных хлебопашцах; на этот закон возлагали большие надежды, думали, что он подготовит постепенно и мирно освобождение крестьян. Лет за 20 со времени издания закона вышло на волю по добровольному соглашению с помещиками 30 тыс. душ крепостных крестьян, т. е. около 0,3% всего крепостного населения империи (по VI ревизии в 1818 г., его считалось до 10 млн. ревизских душ).

К такому микроскопическому результату привел закон, наделавший столько движения. Даже и административные реформы, новые центральные учреждения вовсе не внесли ожидаемого обновления в русскую жизнь, зато усилили очень заметно нескладицу в русском административном механизме. До тех пор в центре, как и в провинции, действовали, по крайней мере по наружности, коллегиальные учреждения.

Государственный совет, Сенат и комитет министров были построены на том же коллегиальном начале, какое проведено было в губернских учреждениях Екатерины, а учреждения, служившие посредниками между теми и другими, министерства и главные управления, были основаны на начале единоличной власти и единоличной ответственности своих управителей; верх и низ управления построены были на ином начале, не на том, на каком держалась средина управления (это система передаточных учреждений).

В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твердого и для всех одинакового закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе.

Но по молчаливому или гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованы с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены или задуманы.

Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили.

Люди тех поколений были уверены, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществлен нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т. е. система правительственных учреждений. Они расположены тем более были к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать в короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

На той же точке зрения, на какой стоял Александр 1 и его сотрудники, стояли и люди 14 декабря; если они о чем размышляли и толковали много, то о тех формах, в какие должен облечься государственный порядок, о той же конституции. Правда, все, что они проектировали определенного и практически исполнимого, все было уже сказано раньше их, в проекте Сперанского. Они касались и частных гражданских отношений, т. е. взаимных отношений лиц и сословий, но их мысли касались этого, как язвы отечества, не зная, как устранить, каким строем отношений заменить действующий общественный порядок.

Как сотрудники Александра, так и люди 14 декабря, односторонне увлеченные идеей личной и общественной свободы, совсем не понимали экономических отношений, которые служат почвой для политического порядка. Эта односторонность тех и других, и воспитателей и воспитанников (ибо декабристы были воспитанниками Александра и Сперанского), особенно резко выразилась в вопросе о крепостном праве; как правительство Александра, так и декабристы были в большой уверенности, что стоит дать крестьянам личную свободу, чтобы обеспечить их благоденствие; о материальном их положении, об отношении их к земле, об обеспечении их труда они и не думали или думали очень мало.

Движение 14 декабря было последним гвардейским дворцовым переворотом; им кончается политическая роль русского дворянства. Оно еще останется некоторое время при делах, как сословие, будет принимать деятельное участие в областных учреждениях, но оно уже перестанет быть правящим классом, а превратится в такое же орудие правительства, в такое же вспомогательное средство бюрократических учреждений, каким оно было в старые времена, в XVII столетии.

Заключение

Царствование Александра 1 началось событиями ночи с 11 на 12 марта 1801 г. и закончилось пушечной пальбой 14 декабря 1825 г. Между смертью Павла 1 и расстрелом декабристов -- глубокая внутренняя связь, хотя социальная сущность этих явлений глубоко различна: в XVIII в. -- только дворцовый переворот, в XIX в. -- налицо признаки революционных настроений в широких кругах.

Первая четверть 19 века, время царствования Александра 1, явилась временем наивысшего подъема Российского государства. В данной работе мы выяснили как складывались черты характера Александра 1, каким образом проходило его воспитание. Тем более, что политические идеи и личные взгляды были тесно связаны с воспитанием, какое получил император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания. Вот почему воспитание Александра 1, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.

Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся. XVIII столетие было веком свободных идей, разрешившихся крупнейшею революцией. XIX век, по крайней мере в первой своей половине, был эпохой реакций, разрешавшихся торжеством свободных идей. Император Александр 1 сам по себе, не по общественному положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся.

Таким образом, Александр 1, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность в целом, внес свой вклад в дело развития России, преумножения ее богатств, укрепления позиций на международной арене, расцвета культуры.

Список использованной литературы

1. Анисимов Е.В. Россия в XVIII - первой половине XIX века: эксперим. учеб. пособие для ст. кл. / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. - М.: МИРОС, 1994. - 336 с.

2. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах, XVIII-XIX века: энциклопедия для школьников / В.П. Бутромеев. - М.: Олма-Пресс, 1999. - 320 с.

3. Заорская, И.Ю. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов / И.Ю. Заорская, М.В. Зотова, А.В. Демидов и др. - М.: Логос, 2002. - 560 с.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: ЭКСМО, 2002. - 830 с.

5. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли: учебник / В.О. Ключевский, В.А. Александров. - М.: Правда, 1990. - 623 с.

6. Ключевский В.О. О русской истории: сборник / Под ред. проф. В.И. Буганова, В.О. Ключевский. - М.: «Просвещение», 1993. - 576 с.

7. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1. / Под ред. В.Л. Янина, В.А. Александрова, В.О. Ключевский. - М..: Мысль, 1987. - 431 с.

8. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века: учебник / А.А. Корнилов. - М.: Высш. шк., 1993. - 446 с. - (Историческое наследие).

9. Мережковский Д.С. Александр Первый: роман / Д.С. Мережковский. - М.: Современник, 1993. - 448 с. - (Государи Руси Великой).

10. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В. Мироненко, отв. ред. С.С. Дмитриев. - М.: Наука, 1989. - 238 с.

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Формирование личности и реформаторская деятельность Александра І. Внешняя политика императора до 1812 года. Борьба за освобождение Европы и "Священный Союз". Изменения в политике и рост правительственной реакции. Неудача преобразований Александра І.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Анализ исторического портрета Александра II. Александр II: исторический портрет. Воспитание и характер императора. Александр II и начало преобразований. От первой до последней любви Александра II. Александр II-реформатор российского государства.

    реферат , добавлен 08.08.2008

    Перипетии вступления Александра I на российский престол. Первые шаги императора во внутренней политике. Основные преобразования: жалованная грамота дворянству, жалованная грамота городам. Шаги Александра по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

    презентация , добавлен 23.12.2014

    Юность и родители Александра II. Начало правления, сущность проводимых реформ, внешняя политика. Семья Александра II, его дети от первого и второго браков. Подробности покушения и убийство царя. Итоги царствования. Некоторые памятники Александру II.

    презентация , добавлен 26.05.2012

    Основные биографические данные об Александре ІІІ. Особенности воспитания и его влияние на становление характера Александра. Внешняя и внутренняя политика императора, положения контрреформ в области науки, просвещения, аграрного вопросы и финансов.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2012

    Блестящие победы и сокрушительные поражения России в XIX веке. Причины перехода правительства Александра I к реформам, отказ от них и переход к консервации отношений на втором этапе правления. Реформы Александра II, внутренняя политика Александра III.

    эссе , добавлен 24.11.2010

    Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности. Принципы его внешней и внутренней политики. Проведение и суть крестьянской реформы 1861 г. Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2011

    Детство и юность будущего русского императора Александра II. Женитьба и восхождение на престол, личные трагедии. Отмена крепостного права. Подъем общественного движения. Последние годы жизни императора. Несколько покушений на императора Александра II.

    презентация , добавлен 20.01.2015

    Краткое описание детских лет Александра ІІІ, его женитьба с Марией Федоровной. Личность и мировоззрение императора, начало государственной деятельности. Внутренняя, внешняя политика и итоги царствования императора. Александр III глазами современников.

    презентация , добавлен 17.04.2011

    Детство, образование, воспитание внука императрицы Екатерины II Александра I. Причины ранней женитьбы. Портрет жены - Елизаветы Алексеевны. История отношений с Нарышкиной. Заговор и убийство отца, восшествие на престол. Внешняя политика Александра I.


Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье» - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра 1, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи.

Преобразованиям Александра 1 и в настоящее время уделяется огромное значение. Многочисленными авторами пишутся статьи о его деятельности, изучается то колоссальное влияние проведенных преобразований на социально-экономическое развитие страны в целом. То, что люди спустя столько лет не только помнят, но и анализируют, пытаются сопоставить сдвиги прошлых лет с ситуацией на сегодняшний день, заслуживает уважение и подтверждает то, что Александр 1 по праву занимает столь высокое место в истории России.

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии (1813-1815) тяжело отразились на экономике Рос сии. Материальные убытки составили 1 млрд. рублей (годо вой доход казны - 100 млн. рублей). Пришлось взять крупный кредит у Англии и уничтожить тарифный устав (преобладание вывоза над ввозом). Помещики усиливали эксплуатацию крестьян. В России наступил экономический кризис. Во главе департамента государственной экономики был поставлен реформатор Н. С. Мордвинов (друг Сперанского). В следствии реформ кризисные явления в экономике стали слабее.

Александр I поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу А. А. Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительской деятельности. По проекту Аракчеева освобождение крестьян могло бы рас тянуться на 200 лет. Но выгодные для помещиков условия освобождения крестьян встретили сопротивление реакционного дворянства. Александр I не решился на проведение этой реформы.

Наиболее реакционным мероприятием во внутренней поли тике Александра I явилось учреждение военных поселений. Рекрутская система в России не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать - в мирное; содержание армии стоило огромных денег. Граф Аракчеев раз работал план так называемых военных поселений, суть которых состояла в следующем: в избранном регионе крестьян обращали в военных поселенцев, в селение вводились воинские части, которые должны были помогать крестьянам в сельскохозяйственных работах. Таким образом, путем перевода части солдат на «самоокупаемость» решались вопросы комплектования армии и снижения расходов на ее содержание. После окончания войны с Наполеоном многие в России ожидали реформ: дворяне мечтали о конституции, крестьяне на деялись на отмену крепостного права, нерусские народы ожидали послаблений в национальной политике.

Царствование Александра 1 началось событиями ночи с 11 на 12 марта 1801 г. и закончилось пушечной пальбой 14 декабря 1825 г. Между смертью Павла 1 и расстрелом декабристов - глубокая внутренняя связь, хотя социальная сущность этих явлений глубоко различна: в XVIII в. - только дворцовый переворот, в XIX в. - налицо признаки революционных настроений в широких кругах.

Первая четверть 19 века, время царствования Александра 1, явилась временем наивысшего подъема Российского государства. В данной работе мы выяснили как складывались черты характера Александра 1, каким образом проходило его воспитание. Тем более, что политические идеи и личные взгляды были тесно связаны с воспитанием, какое получил император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания. Вот почему воспитание Александра 1, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.

Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся. XVIII столетие было веком свободных идей, разрешившихся крупнейшею революцией. XIX век, по крайней мере в первой своей половине, был эпохой реакций, разрешавшихся торжеством свободных идей. Император Александр 1 сам по себе, не по общественному положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся.

Таким образом, Александр 1, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность в целом, внес свой вклад в дело развития России, преумножения ее богатств, укрепления позиций на международной арене, расцвета культуры.



Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1777 - 1825) ему 23г, любимый внук Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием (приглашен из Швейцарии Лагарп, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам).

Историки видели в нем «странное смешение философских поветрий 18в. с принципами прирожденного самовластия», либерализма и деспотизма. Этапы реф-м: 1 эт – 1801-12 (либер преобр-я, его еще наз-ют правит-ный либ-м или п-ка модерниз-и, вызван-я архаичностью рос самодерж строя, отстав-е от ЗЕ); 2 эт – 1814-25гг.(конс-охранит).

1.Реформы 1801-1812гг.

Либеральные: 1801 подчеркнул свою приверженность политическому курсу Екатерины II,. начал с того, что восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты 1785 г. дворянству и городам амнистия; разрешена деятельность частных типографий, ввоз книг из-за границы, заметно ослабела цензура, облегчен выезд за границу. Непременный совет из 12 высших сановников империи, получивших право представления императорских указов и обсуждения законопроектов. Но его полномочия чисто совещательные, проекты реформ обсуждались в Негласном (интимном) комитете, (1801-1803). В его состав вошли «молодые друзья» императора – Кочубей, Строганов, Чарторыйский, Новосильцев и Лагарп. Этот комитет не был официальным органом, но имел важное значение в разработке реформ. Все прдерж-сь передовых взглядов, Р надо реф-ть, но медл. Образец – Анг. Идеи Лагарпа: орудием преобразований должно стать самодержавие, а при их проведении необходима осторожность, т. к. общество к ним не готово (т.к. дворяне консерваторы), к реф-мам страну готовить путем просвещ-я (созд-е широкого слоя образов людей).

Хотели: реформы гос. аппарата, учреждение конституции без ограничения власти императора, постепенной отмены крепостного права.

Результаты деятельности Негласного комитета:

Социальная сфера: 1801 г. - указ императора, разрешавший покупать незаселенные земли недворянам. Принес пользу купцам, покупавшим землю для строительства торгово – промышленных заведений. 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах», помещики имели право отпускать крестьян на волю с землей, предоставляемой за выкуп. (рез-ты незначит, но роль в том, что прав-во впервые вмеш-ся в отн-я мж помещиком и крепостными). 1808-1809 гг. – указы императора, ограничивавшие произвол помещиков, запретившие продавать крестьян на ярмарках. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений (бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях→для всех слоев), Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию.

Государственная политика: П-ка модерн-и, вызван-я архаичностью рос самодерж строя, отстав-е от ЗЕ. 1802-1811 – создание министерств (8: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения), заменивших старые коллегии и установившие принцип единоначалия, отраслевое управление, прямая ответ-ть министерств перед императором. Это укрепило центральное управление.

Армия. Аракчеев провел структурную реорганизацию армии, улучшил ее материально – техническое состояние (особенно артиллерию), боролся с хищением и мздоимством в военных ведомствах. Военные поселения. Александра не устраивала рекрутская система. Первые опыты были предприняты еще до 1812 года (возглавил Аракчеев). В 1815 г. вернулись к этой идее. На них возлагалось: должны и работать и зан-ться военной подг-ой. Обеспе-ли себя и стан-сь резервом армии. Большая часть в Новгородской губернии: все жители переводились на военное положение, все крестьяне носили военную форму, сбривали бороды. Строили одинаковые дома типа на 4 семьи, кот вместе д. б. вести совместное хоз-во. Быт военных поселян был регламентирован до мелочей.

Среди поселян не раз вспыхивали восстания. Но эта система просуществовала до 1857 г.

Проект реф-я Сената (Зубов): выборность сената дворян собраниями, обсуждать все проекты указов и принимать их, если за них 2/3 голосов. Право сената назначать на высшие должности. Император проект не принял. 1802г реорг-я Сената, ставший высш судебным и контролир-щим органом. Т. право делать представления по поводу устаревших законов. Подотчетность сенату министерств была фикцией.

1810 г. – создание Государственного совета по предложению Сперанского- высшего законосовещательного органа при императоре, состоявшего из министров и специально назначенных государем членов. Просуществовал до 1917 г. (в 1906 г. был преобразован в верхнюю законодательную палату). Правит-й либ-м особого рода – непоследоват-й, на 1 плане интересы сохр-я власти.

Столкнув с сопрот больш дворян Негласн Комит был распущен 1803. Тем не менее реф прод-ся, на роль ближ сторон А1 выдвинулся Сперанский М.М.

Гос деятель, сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своему трудолюбию и способностям. В 1807 стал гос. секретарем России, 1809 составил проект государственных преобразований-«Введение к уложению государственных законов». Суть реформ: 1) К-я, 2) разделение властей; независимость судебной власти; ответственность исполнительной власти перед законодательной. Исп – мин-ва, зак – Думы, суд – Сенат. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. 3) выборность распорядительных и исполнительных органов власти на 4 уровнях: империя, губерния, уезд, волость. 4) Ядро плана – созд-е Гос Думы (выборы на принципах всесословности и имущ ценза – те, кто имел землю или капитал), права зак инициативы нет. Ни один закон не мог вступить в силу без обсуждения в Г.с. и Г.д. Об отмене креп права ни слова. Счит, что сначала надо разрешить им соб-ть, а потом полит права.

Реальная законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Но новизна подхода Сперанского заключается в том, что действия властей он хотел поставить под контроль общественности.

Вывод: это попытка объединить эл-ты представит-ва с самодерж-ем.

Осуществлено: создан гос.совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы.

Из-за жестокого сопротивления дворянства реформам Сперанского, он был отправлен в отставку в 1812, сослан в Новгород. В 1815 – на губернаторских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г.

2.Внутренняя политика в1815 – 1825.

После победы над Наполеоном свободомыслие. Часть дворянства ждала введения конституции, крестьяне отмены крепостного права.

1815 – дарование конст-и Польше (свобода слова, равенство. Двухпалатный сейм), сохранила свою армию.

Апрель 1818 – даровал автономию Бессарабии. В этом же году поручил Новосильцеву составить проект российской конституции – руководил Вяземский. К 1820 проект готов. Планировалось создание двухпалатного сейма, он должен обсуждать все принимавшиеся законы, мог наложить вето. Законы предлагает император (глава исполнительной власти). О крепостном праве не упоминалось. В 1820 – 1821 революции в Испании и Италии – Александр не стал реализовывать проект.

1816-1819 отмена крепостного права в Прибалтике, но земля у помещиков.

После 1815 произошло ужесточение правительством курса. Либеральные меры коснулись окраин империи, они были лучше к ним подготовлены. Усиливалась цензура и гонения на университеты. Проекты отмены крепостного права не приняты. Обстановка ухудшилась финансовым кризисом, произволом чиновников. Последние годы правления Александра «аракчеевщина», т.к. все дела постепенно сосредоточились в руках Аракчеева. Его ненавидели дворяне за грубость и надменность, офицеры - за трусость. Хотя он был исполнительным, способным, неподкупным и преданным монарху. Общество недовольно, появляются тайные организации. В 1825 г. Александр 1 скончался.

24.01.10 19:06


Обязательная часть.

1. Укажите годы правления Александра III.
а) 1881-1894;
б) 1881-1905;
в) 1881-1898.

2.Что было учреждено вместо упраздненного в 1880г. третьего отделения?
а) Охранное отделение;
б) Департамент государственной полиции;
в) Министерство полиции.

3.Как называлось имение Аксаковых, где собирались русские художники и литераторы?
а) Архангельское;
б) Пенаты;
в) Абрамцево.

4.Русский министр внутренних дел в 1880- 1881гг., чью политику Н. К. Михайловский определил как « политику лисьего хвоста и волчьей пасти»:
а) М. Т. Лорис – Меликов;
б) К. П. Победоносцев;
в) Д. А. Толстой.

5.Кто в окружении Александра 3 был сторонником модернизации России?
а) С. Ю. Витте;
б) Д. А. Толстой;
в) И. Н. Дурново

6.После гибели Александра II в России начинается:
а) курс контрреформ;
б) усиление народнического движения;
в) расширение либерального движения.

7.Какие государства объединил Тройственный союз в 1882г.?
а) Австро- Венгрию, Германию и Италию;
б) Австро- Венгрию, Германию и Россию;
в) Германию, Италию и Турцию.

8. На чем строилась идеология контрреформ?
а) на теории «Москва- третий Рим»;
б) на теориях Вольтера и Руссо;
в) на теории официальной народности.

9. Одна из социал- демократических организаций, действовавшая в Петербурге в 1880-е гг.:
а) «Народная воля»;
б) группа « Освобождение труда»
в) «Черный передел»

10. Кому принадлежат слова: «Дворянин – помещик всегда благонадежнее, чем купец-помещик»?
а) Александру III;
б) К. П. Победоносцеву;
в) Д. А. Толстому.

Дополнительная часть.

1. Контрреформы Александра III.
(4 балла)

2. Докажите, что в 90-х годах XIX в. начался промышленный подъем.
(4 баллов)

3. Каковы были условия труда и быта русских рабочих.
(3 балла)

4. Что препятствовало образованию франко-русского союза и почему он все-таки возник?
(5 баппов)

5. Почему в 80-90г.г. XIX в. сложились благоприятные условия для распространения марксизма в России.
(5 баллов)

6. Что такое стачка. Расскажите о Морозовской стачке.
(3 балла)

Оценка.

Зачет + 10 баллов= «5»

Зачет + 8 баллов= «4»

Зачет + 6 баллов= «3»

Вопрос №18. Попытки общественно-политической модернизации в России в годы царствования Александра I . М.М. Сперанский и его судьба.

Россия являлась самодержавной монархией. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежала императору (царю). Он же являлся и фактическим главой церкви. Император утверждал состав коллегией, Сената, губернаторов.

Россия начала XIX в. была самой большой в территориальном отношении страной мира, но с маленькой плотностью населения, многонационального по своему составу, исповедующего все мировые религии. Население подразделялось на сословия, главным из которых было дворянство, а самым многочисленным и бесправным — крестьянство. Для этого периода характерно формирование и интенсивное развитие новых, капиталистических отношений, особенно в промышленности и торговле. Однако феодально-крепостнический строй являлся серьезным тормозом экономического развития страны в целом и сельского хозяйства в частности. России нужны были реформы.

Реформы начала XIX в.

> восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота дворянству»;

> восстанавливалась «Жалованная грамота городам»;

> дворяне освобождались от телесных наказаний, которые ввел Павел I;

> улучшалось содержание заключенных;

> упразднялась тайная экспедиция, и все судебные дела рассматривал Сенат.

Одним из важнейших решений был указ о «вольных хлебопашцах» (1803), по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семьями. Но практические результаты от указа были невелики.

  1. К началу XIX в. административная система управления государством находилась в упадке. В петровских коллегиях царила круговая безответственность, процветало взяточничество, местные власти творили беззакония. Такое положение в России историк Н. М. Карамзин определил одним словом: «Воруют!» В 1802—1811 гг. была проведена министерская реформа. Вместо 12 коллегий было создано 8 министерств : военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения (впервые). Позже число министерств было увеличено до 12, были четко разработаны их функции и обязанности. Сенат становился высшей судебной инстанцией.

Проекты реформ М. М. Сперанского

М. М. Сперанский предложил 4 модели реформирования России:

А. Сословная (освобождение крестьян, создание мощной аристократии, восстановление престолонаследия)

Б. Административная (волостное, уездное и губернское управление)

В. Законодательного реформирования (выборная дума, назначение судей и распоряжения финансами)

Г. Судебная (волостные суды, суды первой инстанции, введение суда присяжных)

В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». В нем содержались следующие положения:

> принцип разделения властей;

> законодательная власть должна находиться в новом парламенте — Государственной думе;

> исполнительную власть осуществляют министерства;

> судебные функции — у Сената;

> Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу (совещательный орган при императоре);

> устанавливалось три сословия российского общества: 1-е — дворянство, 2-е — «среднее состояние» (купцы, государственные крестьяне), 3-е — «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

> политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности);

> избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие;

Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил политическую реформу Сперанского, но решил проводить ее постепенно, начав с самого простого. В 1810 г. был создан Государственный совет, во главе его встал Сперанский.

В 1807 г. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде , что крайне негативно отразилось на ее экономике. В этих условиях Александр I поручил Сперанскому разработать проект оздоровления экономики.

В 1810 г. Сперанский подготовил проект экономических реформ. Он включал в себя:

> прекращение выпуска не обеспеченных ценностями облигаций;

> необходимость выкупить бумажные деньги у населения;

> резкое сокращение государственных расходов;

> проведение внутреннего займа;

> введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными крестьянами и составлял 50 копеек в год;

> введение нового таможенного тарифа;

Александр I принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.

Социально-экономическое развитие России после войны. Военные поселения

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии (1813—1815) тяжело отразились на экономике России. Материальные убытки составили 1 млрд. рублей (годовой доход казны — 100 млн. рублей). Пришлось взять крупный кредит у Англии и уничтожить тарифный устав (преобладание вывоза над ввозом). Помещики усиливали эксплуатацию крестьян. В России наступил экономический кризис.

Во главе департамента государственной экономики был поставлен реформатор Н. С. Мордвинов (друг Сперанского). В следствии реформ кризисные явления в экономике стали слабее.

Александр I поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу А. А. Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительской деятельности. По проекту Аракчеева освобождение крестьян могло бы растянуться на 200 лет. Но выгодные для помещиков условия освобождения крестьян встретили сопротивление реакционного дворянства. Александр I не решился на проведение этой реформы.

Наиболее реакционным мероприятием во внутренней политике Александра I явилось учреждение военных поселений. Рекрутская система в России не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать — в мирное; содержание армии стоило огромных денег. Граф Аракчеев разработал план так называемых военных поселений, суть которых состояла в следующем: в избранном регионе крестьян обращали в военных поселенцев, в селение вводились воинские части, которые должны были помогать крестьянам в сельскохозяйственных работах. Таким образом, путем перевода части солдат на «самоокупаемость» решались вопросы комплектования армии и снижения расходов на ее содержание.

После окончания войны с Наполеоном многие в России ожидали реформ: дворяне мечтали о конституции, крестьяне надеялись на отмену крепостного права, нерусские народы ожидали послаблений в национальной политике.

В 1815г. была утверждена Конституция Польши — самый либеральный Основной закон того времени. Польша становилась конституционной монархией. Законодательная власть принадлежала польскому сейму и царю.

Проект российской конституции было поручено разработать близкому другу царя Н. Н. Новосильцеву и князю П. А. Вяземскому.

В 1819 г. проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был готов. Провозглашался суверенитет императорской власти, а не народа (как в большинстве конституций Европы). Предусматривалось создание двухпалатного парламента, проекты законов вносил царь, который возглавлял исполнительную власть. Россия получала федеративное устройство, предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, печати, совести, равенства перед законом.

Примерно с 1820 г. у Александра I появляются признаки апатии. Он говорит о том, что снимет корону и уйдет в частную жизнь, подолгу путешествует по Европе, огромную роль в его жизни стала играть религия, а затем мистика. Начинают сворачиваться реформы, усиливается политическая реакция.

В 1822г. император запретил деятельность всех тайных организаций и начал преследование их участников. Он боялся разделить участь своего отца, который задел интересы дворян и был убит.

Ему не на кого было опереться в реформах, очень узким был круг их сторонников. И все же, несмотря на то, что многие реформаторские проекты не были реализованы, внутренняя политика Александра I, названного «Благословенный », подготовила почву реформам 60—70-х годов.