Повинности крепостных крестьян.
Феодальное поместье.
Феодальное поместье: вотчина, сеньория(Франция) и манор (Англия).
Феодальное поместье – основная производственная ячейка. Формируется поместье в Карасинскую эпоху, окончательно в 9 веке и существует на протяжении зрелого капитализма. Феодальное поместье базируется на крестьянской общине, а община имела особый тип организации:
1. Поселение
2. Использование
Система землевладения – система, которая использовалась общинами.
1. Подсечно-огневая: деревья вырубали, пни сжигали.
2. Перелог: переход на новое поле, забрасывая старое.
3. Двуполье: одно засеивается, а другое под паром.
4. Трехполье: 1- озимое (осень), 2 – яровое (весна), 3 – пар
5. Многополье (плодосеменное): плодородие восстанавливается при изменении культуры при посеве.
При трехполье поле делилось на участки (клиньи). В каждом клине нарезались полосы, соотносящиеся количеству крестьян и нуждам помещиков. Полосы шли черезполосно (один – для крестьянина, другой – для помещика), чтобы каждый крестьянин имел землю во всех природных условиях. Урожай таким образом собирался. После этого изгороди с полос снимались, и все поле было под выпас скота. Хозяйство помещика было подчинено ритму крестьянского хозяйства, т.е. хозяйственным субъектом была община, а вотчина была лишь надстройкой над этой общиной по изъятию прибавочного продукта. Такая система называется системой открытых полей – после снятия урожая поля открывались; средиземноморская во Франции – винограды, изгороди не снимались, каждая обрабатывалась целиком. Вся организация производства – в руках общины, а средства производства- у крестьян. Поэтому феодал не мог влиять на производственный процесс внешнеэкономическая эксплуатация.
Домен – земля, на которой ведется хозяйство феодала; складывается из суммы полос на полях
Степень эксплуатации : Это всегда есть дробь – отношение прибавочного продукта к необходимому.
В барщинном хозяйстве: прибавочный продукт = S домена, а необходимый продукт = сумма S надела. Степень эксплуатации не >1/3, 2/3 – на себя, а 1/3 на феодала.
Вывод: поместье представляло крупное хозяйство, базирующиеся на мелком производстве.
Повинности крестьян.
В 10 веке крестьяне выравниваются в положении; 10-13 века во Франции – крепостные крестьяне.
Сервы – зависимые лично и судебно от феодала крестьяне.
Личная зависимость (серваж ):
1. Менморт – “право мертвой руки”. При смерти крестьянина – держателя, юридически земля переходила к феодалу. Экономически выражалась в изымании у сына оброка.
2. Формарьяж – плата за разрешение на вступление в брак. “Право первой ноги” - у феодала, но была плата феодалу.
3. Баналитеты – обязанность крестьянина пользоваться средствами производства феодала.
4. Шеваж - поголовный побор.
5. Сервитуты – плата за пользование альмендой.
6. Талья – выплаты феодалу за держание земли.
Поземельная зависимость:
Барщина: ординарная (2-3 дня в неделю работа на поле либо в хозяйстве) и экстраординарная (в период уборки крестьянина отрывали от своего хозяйства).
В 13 веке – коммутация ренты:
1. Отработочная – барщина
2. Продуктовая – оброк натуральный
3. Денежная – оброк денежный
Причины коммутации ренты:
1. Развитие товарно-денежных отношений расширяло потребности феодалов и повышало нужду у них в деньгах.
2. В 13-14 веках происходит активная колонизация новых земель в Европе, на них трудно было устроить барщинное хозяйство.
3. Крестовые походы и другие войны. Часть крестьян получила свободу в ходе этих воин.
4. Эпидемии: в 1348 – чума; войны сократили население, опустошили земли,. И эти земли феодалы могли заселить только привлекая крестьян выгодными условиями: низкой рентой и свободой.
5. Крестьянские восстания.
Крестьяне платят фиксированный оброк – ценз / или чинш (нем). Освободившиеся крестьяне в 13-14 веках называются во Франции – вилланами. В последствии их назовут цензитарии. Вся система фиксированного оброка – цензива.
краткое содержание других презентаций«Мануфактуры 17 века в России» - Широкий сбыт. Специализация промыслов. Крепостное хозяйство. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура. Посадское население. Краткая характеристика экономического строя крепостной России. Типы и виды мануфактур. Крупное производство. Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян. Государственная промышленность. Мануфактура. Голландец Андрей Виниус. Экономика феодальной России.
«Быт России в 17 веке» - Семья купца. Сословный быт 17 века. Девичник. Рябушкин. Быт и обычаи крестьян. Быт горожан. Сцена из жизни русских царей. Престольная палата. Купеческий дом. Крестьянская изба. Быт дворян. Домашний быт русских царей. Поэт. Царские хоромы. Свадебный поезд.
«Культура и быт 17 века» - Задание на урок. Развитие науки. Новый стиль. Выпуск книг. Жанры в русской литературе. Образование. Архитектура. Живопись. Деревянная архитектура. Масляные краски. Культура и быт 17 века. История Отечества.
«Сословия России в 17 веке» - Соборное уложение. Крестьянство. Иерархия российских сословий. Городское население. Белые слободы. Основные сословия российского общества в XVII веке. Сословный строй российского общества. Купцы. Черное духовенство. Боярство. Общество. Дворяне. Посадские люди. Духовенство. Бояре. Дворянство. Повинности крестьян. Соборное уложение 1649 г. Феодалы. Суд о крестьянах. Владельческие крестьяне. Посадские ремесленники.
«Русская культура 16-17 века» - Театр. Образование и книгопечатание. История о великом князе Московском. Художественное шитье золотом. Живопись. Общественно-политеческая мысль. Портрет царя Алексея Михайловича. Архитектура. Сближение культового и гражданского каменного зодчества. Московский Кремль. Фрески Дионисия. Появление книгопечатания было неизбежно. Свадьба в Кане. Иван Федоров. Первые парсуны. Символ объединения русских земель.
«Русский быт 17 века» - Быт крестьян и горожан. Девушке строго полагалось блюсти свою честь. Одежда мужчин и женщин была нательная рубашка – сорочка. Окна затягивались бычьими пузырями. Разводов церковный брак не признавал. Обычным напитком был хлебный квас. Пища русских людей. Одежда крестьян и горожан. В обычную одежду женщин входили сарафан, юбка, душегрея. Глава семьи – мужчина. Вступать в брак дозволялось не более трех раз.
Крестьянские повинности.
Аграрная реформа предусматривала единые повинности для крестьян. Главными из них были барщина (панщина) и чинш. Дополнительной повинностью считались сгоны - срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами - например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк - дякло.
Те крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину, назывались тяглыми. С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными (чиншевыми). Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы.
Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги. Они подразделялись на военных крестьян (бояре панцирные, путные бояре, служки), сельскую администрацию (войты, тиуны), прислугу (повара, пивовары и др.), промысловиков (осочники, бобровники, конюхи, рыболовы и др.), деревенских ремесленников (кузнецы, плотники, гончары и др.). Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов... и мушкет на поясе». Путные бояре с 1557 г. ставили на войну одного коня с двух волок. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша.
После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке.
Жизнь простых малоимущих крестьян полностью зависела от двух факторов: господина и матушки-природы. Феодал обкладывал налогами (феодальными повинностями), а природа со своей стороны тоже иногда не жаловала: засухи, слишком морозные зимы или дождливые лета сводили на нет все попытки крестьянина выбраться из нищеты и прозябания.
Лишь самые трудолюбивые и настойчивые добивались своего и могли улучшить свое положение.
Что такое феодальная повинность?
Повинности крестьян заключались в соблюдении нескольких пунктов договора, при заключении которого феодал обязывался предоставить крестьянину и его семье землю для проживания и засева поля, а также защищать его землю и поместье от нападений врагов. При этом такой вид соглашения не был рабовладельческим: в любой момент семья крестьянина могла перейти к другому феодалу в услужение, но земли, которые ему выделялись, конечно же, отбирали.
В средневековой истории феодальных повинностей было несколько:
- Барщина.
- Денежный оброк в пользу феодала.
- Церковная десятина.
- Другие условия местного характера.
Барщина
Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю. Посев и жатва зерновых, покос сена, строительство и ремонт зданий, уход за скотом и многие другие виды работ были тяжелым ярмом на шее крестьянина.
Феодал часто нарушал условия барщины и задерживал на своих работах подневольных людей: пока они гнули спину на господина, на их полях обсыпался хлебный колос, сохли овощи и портилось нескошенное сено. Барщина являлась самой тяжелой и невыгодной оплатой за принадлежность к землям феодала, а учитывая то, что условия договора постоянно нарушались, это рождало смуты и недовольства.
Церковная десятина
Эта феодальная повинность была самой гнетущей: от нее невозможно было избавиться выкупом или снизить процент выплаты, каждая семья обязана была выплачивать церкви десять процентов своей прибыли со всех видов деятельности. Неудивительно, что церковные деятели средневековья утопали в роскоши.
Оброк
Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой. Оброк был нескольких видов:
Денежный: определенная сумма денег ежегодно выплачивалась в казну местного господина. Деньги крестьяне получали от продажи своих товаров на ярмарках, которые устраивались раз в несколько месяцев. Также ремесленники получали оплату за свои труды, которой и платили оброк господину.
Продуктовый: оплата проводилась продуктами животноводства и птицеводства - мясо, яйца, молоко и изготавливаемые сыры, мед и вино, овощи и фрукты. Часто за неимением большего выплачивали зерном из собранного урожая.
Различные смешанные формы оплаты: живностью, предметами ремесла - тканью, пряжей и посудой, добытыми шкурками пушных животных или выделанной кожей
После выплаты всех налогов и обязательств у простого крестьянина оставалось совсем мало для своих нужд, но при этом каждый старался работать как можно лучше и качественнее, поэтому у ответственных семей медленно, но стабильно шло улучшение материального положения, и некоторым даже удавалось выкупить землю и освободить себя от основных повинностей.
Некоторые виды других обязательств
Были и другие повинности, которые были не менее тяжелыми:
- Право первой ночи - самое оскорбительное обязательство, которое сохранялось вплоть до времен Наполеона Бонапарта. В отдельных случаях была возможность откупиться от этого права довольно большой суммой денег. В отдельных областях практиковалось «разрешение на брак», по которому требовалось получить от господина (иногда за плату) разрешение жениться на определенной женщине.
- Право мертвой руки - если умирал глава семейства, на которого была оформлена земля, она возвращалась феодалу. Но часто использовались выплаты оброка, если семья после потери главного кормильца могла продолжать ее обрабатывать
- Воинская повинность - в военное время мужчина в подневольной семье обязан был вставать на защиту страны, местной области или идти в крестовый поход.
В разных странах и в разные времена феодальные повинности были обусловлены местными обычаями, верованиями и условиями жизни: где-то они были более лояльны, в других местах, наоборот, граничили с рабством, нарушая все права человека, что впоследствии вызвало бунты, революции и отмену феодального права.
Следует заметить, что превращение дворян в привилегированное сословие в обозначенный период сопровождалось расширением их прав также на личность и труд крестьянина. В итоге выросли повинности крестьян в пользу помещика, усилилось их бесправие. Труд крестьянина являлся источником благополучия его самого, а также государства и помещика. Чем больше брало государство, тем меньше оставалось помещику и крестьянину. Чем больше взимал помещик, тем меньше становилась квота каждого их двух других претендентов на результат труда.
Из многочисленных повинностей крестьянина, да и жителя посада, была лишь одна подушная подать – в 70 копеек с крестьянской души мужского пола, которая принадлежала помещику, монастырю и царской фамилии. Другая тягловая повинность крестьян и горожан – рекрутская, не считалась величиной постоянной и зависела от того, в мирное или военное время производились рекрутские наборы, а также от размера потерь на театре военных действий. Обычно один рекрут поставлялся с определенного количества крестьянских и посадских душ. Чем больше потребность в рекрутах, тем с меньшего числа душ их брали.
К непостоянному размеру повинности относилась периодически проводимая мобилизация драгунских лошадей, а также привлечение крестьян и горожан к строительным работам – подвойная и постойная повинности. Повинности в пользу помещика тоже никто не регламентировал, и их размер, как и формы, зависели от множества обстоятельств. В черноземной полосе помещик предпочитал вести собственное хозяйство, и уже в первой половине 18 века отчетливо прослеживается тенденция к переводу крестьян Черноземья на барщину. Напротив, в нечерноземных районах помещик предпочитал взымать оброк из-за низкого плодородия почвы и возможности крестьянина извлекать доходы из неземледельческих промыслов.
Вовлечение помещичьего хозяйства в рыночные отношения повышало заинтересованность помещика в увеличении товарных излишков зерна, мяса, кожи, сала, шерсти и т.д. При рутинной технике сельскохозяйственного производства главным условием увеличения числа дней его работы на барской пашне либо увеличением продолжительности рабочего дня. Оба способа использования крепостного труда могли привести к исчезновению условий для простого воспроизводства крестьянского хозяйства, на котором, собственно, держалось благополучие барина. Все эти соображения вынуждали барина искать оптимальный размер крестьянской повинности. В первой четверти 18 века 4-х дневная барщина встречалась редко, в 60-х годах 4-х дневная и даже 5-дневная барщина уже не являлась исключением. Именно этим можно объяснить появление аж в 1797 году известного указа Павла I «О 3-дневной барщине».
Итак, во внутренней политике во взаимоотношениях дворянства и крестьянства была продолжена тенденция, направленная на дальнейшее укрепление крепостного права. Дворяне превратились из тяглового служилого сословия в сословие привилегированное, а крестьяне облагались все новыми и новыми повинностями, как в пользу государства, так и в пользу дворян.