Прибалтийская сокровищница модерна.


Отчего-то многие, посещая Ригу, игнорируют её главную изюминку, или уделяют ей ничтожно мало времени. И сейчас я не о Старом городе (кто ж его пропустит?!), хотя и о нём, частично, тоже.
Речь идёт об архитектуре в стиле модерн . Югендстиль, ар-нуво. Общепризнанно, что в Риге представлено самое богатое в Европе собрание зданий в этом стиле.

Процитирую periskop - его фраза абсолютно точно отражает произошедшее со мной в латвийской столице.

Себя я по этой классификации, конечно, отношу к любителям модерна. :)

Архитектуру модерна (1890 - 1910-е годы) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
… Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

В Петербурге мне в душу западали отдельные дома (когда-нибудь я напишу про них). Как человек любознательный, я лезла в интернет, чтобы что-нибудь прочитать про здание и забыть через пять минут. И после нескольких подобных исследований я заметила, что ВСЕ дома, которые мне приглянулись – одного архитектурного стиля. Модерн. Выяснив, что моя любовь не иррациональна, и объясняется наличием вполне конкретных признаков, я расширила свою любовь на все дома этого стиля, даже заочно – я их не видела, но уже любила.

Так что в Ригу я ехала хорошо подготовленная, с распечатками пешеходных экскурсий, позволяющих посмотреть максимальное число архитектурных сооружений в стиле модерн.

Самая известная и плотно застроенная модерном часть Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и Элизабетс – Мекка для поклонников югендстиля.

Кроме этого заповедника модерна дома рассредоточены по старому городу и за его пределами.

Предлагаю начать прогулку с центральной части, оставив самое интересное на десерт. Ведь даже не выходя за пределы Старого города можно посмотреть много выдающихся зданий в стиле модерн.

1. В самом начале утренней прогулки по городу нашли такой дом, на углу улиц Noliktavas и Muitas .

2. Дом на ул. Смилшу (Smilšu iela), 2 (1902, арх. К. Пекшенс). Растущее дерево, юность и старость, находящиеся в опоре эркера, выражают идею непрерывного обновления. На эркере распушил хвост павлин – довольно характерный мотив украшений.

Поближе:

3. Ранний модерн – здание под номером 8 на ул. Смилшу (1902, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель).

Растительный орнамент, таинственные маски.

Над дверью.

На фасадах романтические образы девушек, держащих венок.

Вообще лица, «головы» - один из символов рижского модерна. Почти на каждом доме среди лепных украшений прячется лицо.

4. Кошкин дом, Мейстару, 10 (1909, арх. Ф.Шеффель) – одно из самых известных рижских зданий. По большому счёту, относится к стилю национального романтизма – более позднее ответвление модерна. Главные отличия – утяжелённые формы, народные орнаменты, облицовка грубым камнем. Но не забыты в «кошкином доме» и мотивы модерна: плавные линии в обрамлении парадной. Верхушки башен украшают скульптуры вздыбленных кошек.

Об этих кошках придумано множество легенд: мол, купца - хозяина дома – не приняли в Большую гильдии и от обиды тот установил на здании кошек, повёрнутых хвостом в сторону здания Большой гильдии. Сейчас кошки смотрят в сторону Гильдии мордочками – то ли купец добился принятия в гильдию, то ли возмущённые горожане заставили его развернуть кошек.

5. Забавно, что следующим в нашем маршруте был Дом с собакой: на ул.Шкюню 10/12 (1902, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель). Здесь мы видим удивительное многообразие растительного орнамента.

Венчает башенку над эркером скульптура собаки. По преданию, эта скульптура связана с кошкой на крыше дома на Мейстару, 10. Оба животных выражают раздоры между домовладельцами.

Довольно типичный символ.

6. Здание на Tirgonu iela, 4. Сейчас там хостел, и мне немедленно захотелось пожить в нём:)

7. Дом № 25/29 на улице Яуниела (Jauniela) (1903, арх. Бокслафф), тоже скорее относится к национальному романтизму. Но элементы модерна есть и здесь: растительный орнамент, лица-маскароны и лучистое солнце над порталом.

8. Из окна нашей гостиницы было видно задние по адресу Kaleju Iela 23 . Это дом (1903) архитектора Paul Mandelstamm, знаменит своим порталом с мотивами солнца и каштановым деревом.

9. Здание на ул. Театра (Teātra iela), 9 (1903, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель). Украшения фасада в стиле барокко, но среди них проглядывает модерн: цветная мозаика и необычное решение окна. Три классических атланта держат земной шар.

Audeju iela, 7

Ирисы - ещё один традиционный мотив ар нуво.

К сожалению, адреса не знаю.

Бесспорно, найдётся множество причин, ради которых стоило бы побывать в Риге, но для почитателей архитектуры важнейшая из них — сохранившиеся в отличном состоянии памятники рижского модерна. Во всём мире не отыскать такой концентрации архитектуры этого стиля, такого разнообразия его форм, как здесь — и неспроста Ригу величают метрополией югендстиля, а её исторический центр, где особенно ярко представлены его образцы, внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стоит сразу оговориться, что стиль модерн в разных странах называют по-разному: во Франции, к примеру, ар-нуво (фр. art nouveau , «новое искусство»), в Германии — югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль»), за рижским же модерном закрепилось немецкое название, но со скандинавским присвистом — «югендстиль».

Чтобы разобраться в его феномене, вспомним для начала историю города того периода. Во второй половине XIX века Рига, бывшая тогда центром Лифляндской губернии, пережила удивительное перерождение — из средневекового города-крепости довольно быстро превратилась в крупный торгово-промышленный и культурный центр Прибалтики. Население Риги за полвека выросло в разы: если в 1840 году в городе проживало около шестидесяти тысяч человек, то в 1897-м уже 282 230. Продолжало оно увеличиваться и в начале ХХ века, и к 1913 году, перевалив за полмиллиона, достигло 517 260 человек. Будучи пятым по величине городом Российской империи, Рига уступала лишь Санкт-Петербургу, Москве, Варшаве и Киеву.

К историческому ядру города, окруженному мощной системой оборонительных сооружений из земельных валов, бастионов и заполненных водой рвов, с северо-запада примыкала крепость-цитадель, на территории которой располагались исключительно сооружения военного значения. По фортификационным правилам, внутри этого ядра запрещалось строительство, а это существенно тормозило территориальное развитие Риги. Ситуацию исправили изданный в 1856 году императорский указ о ликвидации крепости, срытии валов и снятие запрета на строительство в предместьях многоэтажных каменных зданий. Вокруг Старой Риги образовался великолепный архитектурный ансамбль — полукольцо зелёных бульваров вдоль городского канала. Закипела стройка.

Если ещё в середине XIX века профессиональные архитекторы в Ригу приезжали преимущественно из зарубежья или Санкт-Петербурга, то уже с конца XIX века здесь практиковались исключительно местные зодчие, получившие специальное образование в Рижском политехническом институте (Rīgas Tehniskā universitāte). Основанный в 1862 году, он стал одним из первых технических институтов Российской империи, а архитектурный факультет, открытый в 1869 году, превратил Ригу в центр архитектурного образования, выпускники его задавали тон в архитектурной моде во всей России.

До 1878 года строительным делом в городе ведал Кеммерейный суд. При нём тогда было аккредитовано всего пятнадцать архитекторов — преимущественно выпускники учебных заведений Берлина и Санкт-Петербурга. В середине 1890-х годов практиковали уже сорок зодчих, 25 из которых были выпускниками Рижского политехнического, а в 1910-е — около семидесяти, 56 из которых получили рижское образование.

«Взбешённый червяк»

В архитектуру Риги модерн, сменяя постепенно эклектизм, пришёл в самые последние годы XIX века. Благодаря профессиональной периодике, личным контактам зодчих рижане были прекрасно осведомлены о новых веяниях в культурной жизни России, Европы и США. Ряд рижских архитекторов — немцев по происхождению — совершенствовали своё профессиональное мастерство в Берлине, Штутгарте, Дрездене, стажировались в Вене, Париже, Хельсинки. Поэтому архитектура Риги испытала заметное влияние немецкой и австрийской школ. Имело место влияние и финнов, и это особенно хорошо заметно в одном из формальных течений рижского модерна — национальном романтизме.

Однако путь к «молодому стилю» не был беспрепятственным. Господствовавший в те годы эклектизм не сразу сдал свои позиции — эклектичные каменные здания появлялись в Риге вплоть до 1905 года, ещё более устойчивым этот стиль проявил себя в деревянном зодчестве.

На рубеже веков на страницах профильных изданий и журналов Риги разворачивались нешуточные словесные баталии по поводу новомодного стиля. Так, в начале 1900 года в газете «Вестник Балтики» латышский публицист Видрижуа Петерис спорил со Львом Николаевичем Толстым (1828-1910), считавшим модерн декадентством:

Пусть архитектор наш не имитирует древних городов, готику или рококо, которые не годятся для современной жизни, а лишь образуют дисгармонию с современной одеждой. Мы не хотим на нашем севере сажать южные пальмы и не будем ждать, когда апельсины созреют на наших яблонях. Пусть он строит в современном духе, с такими формами и украшениями, которые бы отразили наше время с его жизненными запросами.

С одной стороны, модерн на рубеже веков стремительно набирал популярность, с другой же — образовалась оппозиционная группа, воспринимавшая югендстиль как извращение. Модерн они называли не иначе как стиль каракулей, стиль ленточных червей или даже стиль «взбешённый червяк».

Однако суть «нового искусства» заключалась вовсе не в его декоре, как ошибочно полагали многие. За внешним скрывалась качественно новая связь между утилитарным назначением здания и его художественным решением. В архитектуре эклектизма внутреннее пространство подчинялось внешней форме. Модерн же пошёл от обратного: в формировании архитектурного облика здания решающую роль стало играть функциональное назначение внутренних помещений. Проектирование зданий в духе эклектизма требовало фронтальной композиции, соблюдения симметрии, разделения фасадов на главный, за которым скрывалась парадная часть квартиры, и задний — выходящий во двор и неприметный. Модерн же поставил иную задачу — достичь удобной и целесообразной планировки, рационально сгруппировать помещения с учётом их функциональных связей. По этой причине исчезла симметрия, стёрлись границы между парадной и «задней» зонами, все фасады стали равноценными.

В 1930-е годы архитектор Хайнц Пиранг (Heinz Pirang, 1876-1936) писал:

Около 1900 года пришёл оппозиционный модерн, который „создавая“ новые формы, решительно отказался от любой имитации. Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой.

С этим невозможно согласиться. С 1902-го по 1914-й практически все рижские архитекторы использовали в своём творчестве приёмы модерна и его декоративные формы. В зданиях этого времени почти невозможно найти те, в котором так или иначе не проявился югендстиль — даже если создавались они в духе иных архитектурно-художественных концепций. Если уж и до наших дней сохранилось множество образцов модерна, помимо улицы Альберта, что уж говорить про 1930-е!

Фантазии сумасшедшего пирожника

Одним из самых самобытных архитекторов рижского югендстиля был Михаил Эйзенштейн (1867-1921). Он так любил всякие украшательства, что его дома невозможно перепутать ни с какими иными — их найдут даже те, кто в целом равнодушен к архитектуре.

В Риге по планам Эйзенштейна было построено около двух десятков многоэтажных доходных домов. Стоит оговориться, что рижским архитекторам на рубеже веков чаще всего приходилось иметь дело именно с доходными домами — в то время как, к примеру, их московские и петербургские коллеги имели возможность оттачивать своё мастерство и воплощать в жизнь свои фантазии, строя вокзалы, банки, торговые комплексы или особняки. Особое значение для рижского югендстиля имело здание берлинского универмага «Вертгейм» работы Альфреда Месселя (Alfred Messel, 1853-1909). На фасадах этого сооружения из железобетона господствовал ритм вертикальных опор. Остальную поверхность занимали окна. Это здание Месселя дало название одному из формальных течений модерна — «Warenhaus stil», стиль универмагов, промышленно-торговый стиль; он хорошо соответствовал архитектуре жилых доходных домов, столь популярных в Риге.

Фасады доходных домов Эйзенштейна — это букет самых неожиданных и поразительных форм и элементов орнаментальной и декоративной пластики. Многие из них — к примеру, на Элизабетес 33 или Альберта 13 — представляют насыщенный до отказа набор элементов. Орнамент модерна здесь причудливо переплетается с формами разных исторических стилей. Так, на фасаде здания Элизабетес 33 элементы модерна сочетаются с мотивами романской архитектуры, стилей ренессанс, барокко и классицизм. Тысячелетняя история архитектуры — в одном строении!

Фасады своих построек Эйзенштейн в изобилии заполнял различными сочетаниями геометрических линий, прямоугольников, окружностей и овалов, мотивами стилизованных цветов, затейливыми масками, перекошенными гримасами ужаса. Львы и крылатые чудовища, странные сфинксы и томные обнажённые женские фигуры. Что интересно, Михаил Осипович слыл заядлым театралом, особенно он любил оперу и тех прелестниц, что её исполняли. Многие его современники угадывали в женских маскаронах, украшавших фасады его зданий, лица популярных оперных певиц.

Важную роль в решении фасада играли у Эйзенштейна и архитектурные элементы — балконы и эркеры, ложные этажи, окна непривычной конфигурации, а также отделочные материалы: вставки из глазурованного кирпича или керамических плиток разного типа и цвета.

Бесспорно, рижский югендстиль узнаваем во многом благодаря работам именно Эйзенштейна, но современники оценивали творчество этого фантазёра весьма противоречиво, даже прозвали его «сумасшедшим пирожником». Слабым местом архитектуры Михаила Осиповича считают планировку домов — она никогда не отличалась функциональными достоинствами и кажется, скорее, приложением к роскошному фасаду. Но в то же время Михаил Эйзенштейн с поразительной лёгкостью в короткие сроки сменил свой творческий почерк. В 1900-м по его проекту был построен типично эклектичный дом 16 по улице Маргариетас. А через год подобный же — дом 18 по улице Дзирнаву.

Было совершенно очевидно, что дальнейшее развитие архитектуры в духе излишнего декоративизма Эйзенштейна — это тупиковый вариант. Так что начиная с 1907 года новые здания в Риге с чрезмерно украшенными фасадами больше не возводились. Большинство архитекторов сконцентрировало своё внимание не столько на декоративном формотворчестве, сколько на поиске рациональной удобной планировки.

Как именно взаимодействовали рационалистические тенденции с романтической стилизацией исторических форм, можно наблюдать в творчестве многих рижских архитекторов рубежа веков, а в особенности — у Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs,1858-1945).

Наиболее значительная его работа — здание бывшего Коммерческого училища Биржевого комитета. В наши дни в этом здании расположилась Латвийская академия художеств (Latvijas Mākslas Akademija, бульвар Калпака, дом 13). «Одетое» по настоянию заказчика в роскошную готическую форму, от модерна оно получило рационально продуманный, функционально обоснованный и асимметрично построенный план. Бокслаф использовал тут новый планировочный принцип, который условно называют центростремительным. Все помещения здания словно устремляются к пространственному центру, композиционной доминанте, роль которой исполняет парадная лестница.

Что интересно, в архитектуре модерна лестница становилась композиционным центром довольно часто. Можно, к примеру, вспомнить спроектированный Фёдором Шехтелем (1859-1926) московский особняк Рябушинского, центром которого стала роскошная парадная лестница в форме волны.

Латышские романтики

Начало ХХ века в Риге совпало не только с экономическим подъёмом, но и с важными переменами в социальной и национальной структуре населения города, где заметно укрепили свои позиции латыши. Латышская буржуазия, заняв прочные позиции в экономике, практически монополизировала строительство жилых домов. Их «соучастниками» стала плеяда латышских архитекторов, начавшая свой творческий путь в начале прошлого столетия: Янис Алкснис (Jānis Alksnis, 1869-1939), Александр Ванаг (Aleksandrs Vanags, 1873-1919), Эйженс Лаубе (Eižens Laube, 1880-1967) и другие. Они присоединились к Константину Пекшенсу (Konstantīns Pēkšēns, 1859-1926) и Оскару Бару (1848-1914).

Среди разнообразных течений модерна особенно выделяются здания, построенные этими латышскими архитекторами в 1905-1910 годах. В этих работах поиски современной формы органично сплелись с попытками создать самостоятельную, национально-самобытную архитектуру. Зачастую их здания причисляют к отдельному стилистическому направлению — национальному романтизму. В таком духе выполнен, к примеру, дом 11 по улице Альберта (архитектор Эйженс Лаубе): скошенные оконные проёмы, имитирующие деревянную архитектуру детали. Здесь очевидно стремление латышских зодчих создать свою национальную архитектуру, используя творчески преображённые формы деревянного строительства, этнографический орнамент и элементы народного декоративного искусства.

Многие национальные мотивы и орнаменты непосредственно появились на фасадах зданий. Например, — на гладком фасаде дома 26 по улице Чака в нескольких местах использован орнамент, графический рисунок которого напоминает латышские национальные узоры. А рельефная надпись «Mans nams — mana pils» (Мой дом — моя крепость) метко отражает идеалы нового латышского буржуа. Своеобразные проёмы со скошенными верхними углами ассоциируются с характерным силуэтом зданий деревянного народного зодчества.

Рижский югендстиль — явление уникальное. По улочкам этого города можно бродить целыми днями, вдумчиво разглядывая элементы динамичного экспрессивного декора или восхищаясь простотой форм зданий — бродить можно долго, но двух одинаковых зданий не сыскать!

Архитектура в стиле модерн (югендстиль, ар-нуво) в Риге составляет примерно одну треть всех зданий в центре, что делает столицу Латвии городом с самой высокой концентрацией архитектуры в стиле модерн в любой точке мира. Построенные в период быстрого экономического роста, большинство зданий в стиле модерн Риги относятся к периоду между 1904 и 1914 годами. Стиль чаще всего представлен в многоэтажных многоквартирных домах. Отличительная особенность рижского югендстиля – уникальная экстерьерная лепнина, превращающая целые улицы Риги в музей лепного искусства.

Зарождение и развитие стиля модерн в архитектуре Риги

В конце XIX века старый ганзейский город и морской порт Рига был важнейшим промышленным узлом Российской империи. Это был период быстрого экономического, промышленного и демографического развития. В период между 1897 и 1913 годами население города выросло на 88% до 530 000 человек в 1914 году. К тому времени Рига стала пятым по величине городом Российской империи и третьим в Балтийском регионе. Это был самый высокий темп роста города, который столица Латвии до сих пор больше не переживала.

Уже в середине 19 века город начал расширяться за пределы своего средневекового ядра, окруженного укреплениями. Они были снесены, начиная с 1856 года, и заменены поясом бульваров и садов, окружающих старый город Риги. Новая часть города была разработана по схеме сетки и по строгим правилам строения (например, в отношении того, что ни один дом не может быть выше шести этажей или 21,3 метра).

В период между 1910 и 1913 годами в Риге ежегодно строилось от 300 до 500 новых зданий, большинство из них были выполнены в стиле модерн и располагались за пределами старого города. Тем не менее ряд зданий в стиле модерн были построены в старом городе, а также несколько домов для знатных семей были возведены в пригороде Межапаркса. На самом деле, самое первое здание в стиле модерн, которое было возведено в Риге (по проекту архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Щервинского), находится на улице Аудею 7 в средневековой части города.

Владельцы, строители и архитекторы этих домов происходили из разных этнических групп, однако особенно по вкусу новый стиль, богатый уличной лепниной, пришелся самим латышам. Помимо латышских архитекторов (Айженс Лаубе, Константин Пекшенс и Янис Алкснис) были также евреи (Михаил Эйзенштейн, Пол Мандельштам) и балтийские немцы (в том числе Бернхард Биленштейн, Рудольф Донберг и Артур Модлингер), которые в это время работали в Риге.


Фото:

Этот период характеризуется как время развивающейся латышской национальной идентичности, что привело к поиску своего стиля тех архитекторов, которые считали себя этническими латышами. Независимо от этнической принадлежности, большинство мастеров, создающих архитектуру в стиле ар-нуво в Риге, были местными жителями, хотя стилистика развивалась под влиянием иностранной архитектуры - в основном Германии, Австрии и Финляндии. В результате архитектурный лепной модерн стал визитной карточкой классической латышской архитектуры и скульптуры. Значительным событием стало открытие в 1869 году факультета архитектуры Рижского политехнического института (ныне Рижский технический университет), который помог обучить поколение местных архитекторов.

Декоративные детали зданий, в виде великолепного лепного декора, гипсовых скульптур , витражей и майоликовых печей были частично импортированы из стран Европы и частично сделаны местными мастерами в Риге. В связи с этим компании декоративного искусства Риги активно развивались. В результате лепные и скульптурные декоративные элементы из рижских мастерских были экспортированы (в пределах Российской империи), например, Таллинн и Санкт-Петербург. Сегодня архитектура в стиле ар-нуво составляет примерно одну треть всех зданий в центре Риги.

Направления архитектурного стиля Ар-Нуво в Риге

Югендстиль в Риге развивался очень быстро, пользовался популярностью и порой прослеживался во всех зданиях одной улицы или бульвара, создавая великолепную архитектурную картину города. Его развитие было обусловлено стремлением создать индивидуалистический стиль, менее зависимый от очевидных исторических ссылок. Латышские архитекторы руководствовались желанием выразить местные черты и традиции и двигаться к рациональной архитектуре, основанной на «честном» использовании материалов и орнаментов что не отрицает структурной компоновки здания.

Стилистически рижская архитектура в стиле модерн часто делится на четыре основные категории:

  • эклектическая или декоративная;
  • перпендикулярная или вертикальная;
  • национальная романтическая;
  • неоклассическая.

Эклектическое искусство в стиле модерн

Самые ранние здания в стиле модерн в Риге были построены именно в такой стилистике. Начиная с чисто декоративного изменения от эклектики, здания этого типа переняли в первую очередь декоративные черты ар-нуво, не изменив при этом архитектурную концепцию. Эклектичный модерн по-прежнему демонстрирует ритмичные фасады и роскошное украшение, присущие более ранним стилям. В этой ранней форме модерна иностранное влияние было довольно сильным, особенно влияние современного немецкого символизма.

Пожалуй, самые известные здания в этом стиле в Риге — ряд домов по улице Альберта (улица Альберта), многие, из которых выполнены по дизайну Михаила Эйзенштейна. Хотя они являются главной достопримечательностью латвийской столицы, их нельзя считать репрезентативными для подавляющего большинства стиля модерн в Риге. Экстерьер этих домов богато украшен гипсовым лепным декором, который многие ценители называют оригинальным и даже странным.


Фото:

Перпендикулярный стиль ар-нуво>

Эклектика в конечном итоге уступила место более рациональному стилю в области модерна в Риге. Эта новая стилистика характеризуется выраженными вертикальными композициями фасадов и геометрическими орнаментами, интегрированными в общую архитектурную картину. Архитектурная концепция зданий также претерпела существенные изменения. Теперь фасад зданий отражает интерьерную концепцию строения, в то время как ранее экстерьер не имел рациональной связи со структурной планировкой. Самыми знаменитыми зданиями в Риге, возведенными в этом стиле, являются несколько универмагов, которые местные жители называют также Warenhausstil на немецком языке.

Национальное романтическое искусство в стиле модерн

Латвийское национальное пробуждение, начавшееся в 19 веке, инициировало процесс сознательного формирования конкретной латышской идентичности, как в политическом, так и в культурном плане. Это в унисон с политическими событиями (особенно революцией 1905 года) привело к более сильному желанию выразить специфическую латышскую идентичность также через искусство и архитектуру в начале 20-го века.

Национальный романтический стиль иногда считается совершенно уникальным архитектурным стилем, но в латышском контексте часто описывается как вариант модерна. Он был относительно недолговечным и процветал между 1905 и 1911 годами. Некоторое влияние на его формирование оказала финская архитектура, но поскольку идея заключалась в разработке конкретной латышской формы архитектурного искусства, многие ее аспекты характерны исключительно для работ латышских архитекторов и скульпторов.

Это стиль, характеризуется сдержанным декором, вдохновленным местным народным искусством, монументальными объемами и использованием натуральных строительных материалов.

Нео-классическое искусство в стиле модерн

Последним этапом развития архитектуры в стиле ар-нуво в Риге — так называемый неоклассический модерн. Опираясь на язык классической архитектуры, который был пышно представлен в Российской империи в XIX веке (но не распространен в Риге), этот довольно монументальный вариант модерна использовался при возведении нескольких новых банковских зданий.

Лепнина фасадов зданий рижского модерна стала визитной карточкой национальной гордости латышей – собственного архитектурного стиля ар-нуво. Несмотря на непростой климат прибалтийских стран, латышская гипсовая лепнина, используемая для украшения фасадов зданий, дошла до наших дней практически не поврежденной и неизменной. Это подтверждает великолепное качество уникальных гипсовых составов местных мастеров.

В Риге еще достаточно интересных мест! И там тоже обязательно надо побывать!

Центральный рынок, аэропорт Спилве, который сейчас восстанавливают, Ботанический сад Латвии с уникальными растениями и цветами, рижский зоопарк, который хорош в любое время года, новое здание Национальной библиотеки...


Что еще смотреть в Риге - творческие кварталы, хипстерские районы

Тот, кто думает, что бурная жизнь в Риге происходит лишь в Старом городе, ошибается. В Риге есть несколько самобытных мест с богемным налетом, со своей особой атмосферой и постоянной публикой. Там (особенно по вечерам) жизнь бьет ключом - проходят музыкальные концерты, арт-перформансы, устраивают выставки или просто публика отдыхает в уютных кафе.

Что обязательно посмотреть в Риге - Югендстиль в Риге

Югендстиль или стиль модерн, или арт-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.

Такое огромное количество домов в Риге в Югендстиле , наиболее любопытные образцы которого сконцентрированы на улицах Альберта, Элизабетес, Бривибас , во многом связано с тем, что в конце 19 века - начале 20-го в городе была запрещена типовая застройка и при строительстве новых зданий архитекторы могли проявить свою неуемную фантазию. И часто результат их воображения подвергался бурной критике.

Например, дома, спроектированные Михаилом Эйзенштейном (отцом режиссера Сергея Эйзенштейна) называли “безвкусицей” и “эпатажем” . Архитектор Г. Пиранг в 30-е гг. писал о Югендстиле в архитектуре: "Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой". Знал бы Пиранг, что спустя много лет Рига будет славиться обилием Югендстиля, а “достойная сожаления улица Альберта” станет гордостью города.

Эйзенштейн спроектировал б Ольшую часть домов на улице Альберта . К примеру, дом №2 на Альберта построен с использованием эскизов Сергея Эйзенштейна - скульптуры сфинксов, “охраняющие” вход в дом, когда-то были зарисованы будущим режиссером.

Угловой дом № 13 по Альберта , созданный архитектором, - один из открыточных зданий в Югендстиле. Также наиболее значительные дома, построенные Эйзенштейном, которые чаще всего демонстрируют туристам, - это № 10а, 10b, 33 на улице Элизабетес . Улицы Элизабетес и Альберта являют собой собрание архитектурных шедевров той поры, многие из которых реконструированы.

Среди наиболее примечательных архитекторов Риги, придерживавшихся Югендстиля (модерна, арт нуво) - Эйжен Лаубе, Пауль Мандельштам (его архитектурному “перу” принадлежит жилой дом на ул. Калею 23 , привлекающий внимание своим входным порталом с мотивами солнца), Константин Пекшенс и другие.

Интересно ходить по центральным улицам города (Кр. Барона, Чака, Гертрудес ) и смотреть на крыши домов, практически, каждый дом венчается какой-нибудь оригинальной композицией, часами, шпилем и т.д.

November 24th, 2015

Наверняка, все кто хоть раз был в Риге или читал о ней, слышал о квартале в стиле Югендстиль, или дома в стиле Ар-нуво (это одно и тоже), так вот я хочу рассказать именно о этом потрясающем месте, квартальчике где находится множество аристократических домов, где каждый может почувствовать эту атмосферу роскоши и невероятно творческих и даже немного безумных идей архитекторов и строителей.



Вообще у меня было дикое нежелание сюда идти, так как стиль ар-нуво я не очень люблю, но как же я была не права. Это очень приятное место, где часами можно рассматривать эти сказочные домики. (а на главном фото посмотрите какая потрясающая дверь)

Немного из истории: Югендстиль или стиль модерн, или ар-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.


Посольство Франции. Raina bulvaris, 9.

Такое огромное количество домов в Риге в Югендстиле связано с тем, что в конце 19 века - начале 20-го в городе была запрещена типовая застройка и при строительстве новых зданий архитекторы могли проявить свою неуемную фантазию. Хотя часто результат их воображения подвергался бурной критике. Но мне кажется эти здания невероятно классные.

Квартал (а точнее множество домов разбросанных на большом участке) начинается как мне кажется с улиц Альберта, Элизабетес, Бривибас , на них находятся наверное одни из самых значимых и самых красивых зданий. (пойдем знакомиться с конца улицы Альберта)

Здание по адресу Alberta iela 13 одно из моих самых любимых. Поэтому с него и начну. Это один из домов Михаила Эйзенштейна на противоположной стороне улицы по соседству с колоритным сооружением в стиле финского национального романтизма (он же северный модерн) - то здание так себе. Вначале рассмотрим очаровательные башенки со шпилями, эркеры, пилястры и фронтон. Интересно было бы посмотреть на башенку изнутри, там наверняка очень уютная комната. На фасаде можно найти и любимейшие французские окна, так часто встречаемые в зданиях модерна, кричащие женские маскароны (почему-то они есть почти на всех зданиях - и они ужасные), напряжённые женские фигуры, черепа, и куча других элементов. А на самом верху три горгоны, в их головах извиваются змеи. В 1998 году здание было куплено и отдано Рижской высшей школе права.


Alberta iela 13. 1904 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

В этом здании сейчас есть ресторан в стиле ар-нуво Alberta 13 , говорят очень даже не плохой, в следующий раз заглянем туда)

А это выдающееся здание по адресу Alberta iela 12, было спроектировано архитектором К. Peksena как личный дом. В разработке принимал участие Е. Laube еще будучи студентом архитектурного факультета. Этот дом необычен своими большими объемами и выразительными силуэтами а также сочетанием разных архитектурных форм: ризалитами, эркерами, балконами, лоджиями, фронтонами, угловой башней и массивными входными порталами. Здесь используются отдельные мотивы архитектурных форм ренессанса и средневековья, но общий образ постройки близок к национальному романтизму. Если присмотреться на окнах нескольких жилых помещений есть витражи с изображениями экзотических растений. В помещении с винтообразной лестницей орнаментальные росписи потолка были отреставрированы в 70-х годах 20 века (жаль что не удалось их посмотреть). На первом этаже до 1907 года была квартира К. Пекшена и его мастерская. На пятом этаже находится квартира - музей художника Розентала и писателя Р. Блауманиса с построенной на чердаке мастерской художника. Это здание трудно не заметить.


Alberta iela 12. 1903 год, архитектор - Konstantīns Pēkšēns.

Здание на фото внизу - считается первым проектом Михаила Эйзенштейна на Alberta iela. Главным элементом является лев символизирующий величие и власть. Гармоничное сочетание белого и голубого цветов на фасаде разделенные пилястрами, женские и мужские маскароны над пилястрами (что-то из египетской мифологии), а также очаровательный эркер в центре (обожаю эркеры), объединяющее два этажа, и балкон на 4 этаже, с окном необычной формы - все это придает зданию неповторимый вид.


Alberta iela 8. 1903 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

А это безумно элегантное здание с огромным симметричным овальным окном на фасаде, находится так же на улице Albertaи построено Михаилом Эйзенштейном, где он, кстати, и жил. Рассматривать сверху: львы, повёрнутые хвостами друг к другу (вроде как должны символизировать неразрешимое противоречие и непрекращающуюся борьбу в человеке). Даже снизу видно, как напряжены большие кошки с оскалившимися мордами и поднятыми хвостами, размером три-четыре метра. Но самое интересное оформление центральной части фасада. Там же, наверху, маскарон с изображением трёх медуз. Кстати, журналисты начала ХХ века угадывали в женских маскаронах, которыми Михаил Эйзенштейн украшал фасады проектируемых зданий, лица популярных оперных певиц. То-то медузы так широко открывают рот, прямо оперную арию исполняют. Впрочем, ни одна певица не подтвердила, что узнаёт себя в маскароне. Три этажа центральной части фасада украшают три разных типа окон. На третьем этаже очень часто встречающийся в модерне тип окна в виде замочной скважины. На первом этаже так называемое промышленное окно, также часто применяемое в архитектуре модерна. Но самое интересное на мой взгляд окн (именно оно цепляет взгляд сразу когда смотришь на здание) - это окно на втором этаже.Такой тип окна называется одна треть, так как охватывает три комнатных пространства: огромное и в то же время изящное окно за строгой решёткой балкона. Хотелось бы пожить в таком пространстве хоть денек - открываешь дверь на балкон, выходишь с чашечкой чая и любуешься такими же красивыми зданиями по соседству. Прелестно! И уже на уровне первого этажа надвратное изображение женский маскарон с крыльями (символизирует что-то о тайном человеческом знании) и ниже по сторонам входа два крылатых грифона.


Alberta iela 4. 1904 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Это следующее здание по улице (сбоку виден даже лев), сейчас реконструируется. Оно мне даже нравится больше чем предыдущие, посмотрите на эти эркеры и арочные французские окна с балкончиками. А на верхних балконах летом цветут традиционные цветы, оживляющие серый фасад здания.


Alberta iela 2. архитектор - Mihails Eizenšteins

В этом здании прежде всего, привлекают внимание четыре орущих скульптуры лица (снова) над входом в здание. А над ними женские фигуры в мокрых одеждах, очень модных на рубеже XIX и XX веков (их условно называют оперными певицами), а у входа лежат ещё две фигуры только на этот раз сфинксов. Но в целом здание, по сравнению с другими на этой улице - весьма скромное, лишь цветовой контраст красного кафеля в простенках между окнами выделяет его на фоне других зданий.


Alberta iela 2a. 1906 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Дальше пройдем на другие улицы. Домик по адресу Strēlnieku iela 4a с фантастически богатым орнаментальным убранством фасада. Вообще как утверждают источники этот дом "является образцом эклектичного декоративного направления югендстиля с чрезмерно разнообразным использованием рельефных элементов в отделке фасадов", наверное так и есть. Если рассмотреть дом вблизи то трудно не заметить такое ослепляющие изобилие украшений, многие формы традиционных исторических стилей пронизывают мотивы югендстиля, и соединяются в разнообразных комбинациях. Изначально в здании располагалась частная школа, а в советское время оно использовалось как общежитие. В 1993-1994 годах здание было перестроено под нужды Высшей экономической школы в Риге. Его фасад был отреставрирован, но к сожалению в отделки помещений сохранились лишь отдельные детали.


Strēlnieku iela 4a. 1905 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Перемещаемся на Elizabetes iela, она же Елизаветинская улица. Если искать ярко выраженный модерн, то с Strelnieku iela надо свернуть налево. Но можно прогуляться десять минут направо до Ausekla iela, чтобы на доме 3 найти Ночного сторожа Форбурга (Форбургом называют уголок Риги с претензией на элегантность, где впервые начали строить доходные дома в стиле модерн и ар-деко).

После изучения зданий на Alberta iela постройки Михаила Эйзенштейна узнаются очень легко: в зданиях присутствуют чёткие симметричные линии и вычурный деко. Вот и на доме 33 на Elizabetes iela. На фасаде много орнаментов, женских и мужских фигур поддерживающих резные балкончики, маскароны, и морды львов.


Elizabetes iela, 33. Декоративное украшение.

Вообще, кроме известных домов Михаила Эйзенштейна, на Elizabetes iela много интересных домов с огромными башнями и шпилями, вычурными фронтонами и необычными окнами. Как в этом домике, например.

Вообще эта часть улицы (где-то с 21 по 7 дом) безумно красивая, с маленькими двориками и кованными заборчиками, газончиком, аккуратно подстриженными кустиками и красивейшими зданиями. Даже не похоже на Ригу, ну вот очень советую там прогуляться (правда осенью и зимой мне кажется там не так красиво как летом), но ради зданий - пройдитесь).

Очень рекомендую обратить внимание на здания Elizabetes iela, 11 и 9. Кстати на улице много посольств и консульств, поэтому район называют посольским. И если говорить о недвижимости, то этот район очень элитный, но при это квартиры можно купить по вполне приемлемым ценам - в среднем 330 тыс. евро за квартиру площадью 120 м.кв.

Это одно и любимых зданий, обожаю такие башенки (хотя кто их не любит).


Elizabetes iela, 9 .

А это здание 1898 года, наверное самое выбивающееся на фоне других. Архитектор Hermann Hillbig. Похоже на маленький замок.


Elizabetes iela, 7.

Или на дом с приведениями. В такую погоду особенно атмосферно))

Ну и в завершении немного дверек, все эти находятся на Elizabetes iela.

Посмотрите какие милые малиновые узорчики над дверью, а какие не менее милые вазоны для цветов.

Надеюсь вы узнали для себя что-то новенькое, и если поедете в Ригу обязательно загляните в этот квартальчик и поизучаете маскароны на зданиях архитектора Эйзенштейна. Ведь я показала только 5-ю часть всей красоты что здесь есть.

Хорошего дня и до скорого))!