Придумать задания по русскому языку. Упражнения для обогащения словарного запаса детей

Предложенные методы носят развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворённости, желание работать.
Безусловно, освоение нового - сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике.

В данной статье описана методика работы по изучению непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описаны упражнения, направленные на обогащение словарного запаса детей. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

Непроверяемые безударные гласные

1. Игры «10 ос»
Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос - а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся, как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

2. «Поле чудес»
Некоторые буквы уже открыты. Остальное - за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.
Д - ка- - - - о - - - - - - - - , а з - му н - - - на- - .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3. «Три сороки».

Три болтливые сороки
У различных птиц гостили,
Буквами заполнив строки,
Догадайтесь, с кем сороки
Ели джем и кофе пили.
Не забудьте, что таится
В каждом строчке только птица
1.Со- - - - -
- - - - ро - - -

2.Со - -
- - ро - а
- - - - - - - ка

3.Со- - -
- - ро - - -
Ка - - - - - - -

Ответ:
Соловей, жаворонок, какаду.
Сова, ворона, перепёлка.
Сокол, воробей, канарейка.

4. Шарады.

Первое - нота, второе - тоже,
А целое на боб похожа. (Фа - соль)

Первое - предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. (За - дача).

5. «Словарное домино».

Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5Ч8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части - только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей - подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом «Родина». Домино можно составить на любую тему.

6. Графические ассоциации.

Суть метода - видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

Непроизносимые согласные

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный - грусть,
Грустить не буду.
Грустный - «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно - проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.

Звёздный
Звёздный - проверяй звезда.
Звёздный - «Д» пиши всегда.

Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.
Загадки.
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прослони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне. (Лестница).

Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Загадки

У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)

Они живут на крыше,
Их очень любят кошки. (Мыши)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

Стучит, стучит весь день,
Никого не боится.
Считает он весь век,
Но не человек. (Часы)

Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

2. Замените одним словом.

Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).

60 минут (Час).
Густой частый лес. (Чаща).


Парные звонкие и глухие согласные

1. Шарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос).

С глухим - траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза).

С «м» - приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд - лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким - как огонь горячий. (Шар - жар).

2. Игра « Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг - друга, зуб - зубы ит.д.

3.Загадки.

Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
(снег)

Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический… (утюг).

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (пылесос).

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох - ведь это… (град).

Этот зверь тебе знаком -
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (еж).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Потяну за верёвку - встанет гора. (Верблюд).

Старик-шутник, на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз).

За тобою он плетётся
Хоть на месте остаётся. (След).

Правописание звонких и глухих согласных перед согласными

В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).

С одной стороны лес, а с другой - поле. (Шубка).

4. Кроссворд.
Замените одним словом.
Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
Что у человека дороже всего? (Жизнь).
60 минут (Час).
Густой частый лес. (Чаща).
Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

Упражнения для обогащения словарного запаса детей

1. Замени одним словом из 4 букв:
Приятель - +. , противник - + ,
Солдат - + , работа - + , шагать - + . (Ответы: друг, враг, воин, дело, идти)

2. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).
3. Угадай слово.
К - р - н д - ш (карандаш), д - ж - р н - й (дежурный), л - с т - п - д (листопад), з - м - ш к - (зимушка).

Заключение.
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.

Занимательные задания на уроках языка

Алфавит

Вопросы для викторины:

1.Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков на письме?

2.Сколько букв в алфавите между А и Я?

3.Какие буквы обозначают только мягкие или только твердые звуки?

4.Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?

5.Какие буквы никогда не бывают в начале слова?

6.Каких букв больше, гласных или согласных?

7.Чего в русском языке больше, звуков или букв?

Кто за кем?

Девочки должны расставить по алфавиту карточки с именами мальчиков, а мальчики – карточки с именами девочек.

Расколдуй слово.

А) Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке:

ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, CВЬОА

(лопух, мосты, глушь, бинты)

Б) Нужно записать слова, буквы которых обозначены числами по их месту

в алфавите:

1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,18,30; 4,18,1,14,16,20,1.

(алфавит, букварь, грамота)

Перенос слов

Помогите Незнайке!

На доске записан стихотворный текст:

Перенес слова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за,

А еще он перенес:

Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,

А-ня, О-ля и Сер-гей,

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Не ошибись ! Каждый ученик получает карточку со словами, которые он должен разделить черточками для переноса:

1 вариант: ОКУНЬКИ, ЗМЕЙКА, ПИСЬМО, ЧАЙКА, ЗВЕРЬКИ, СТРОЙКА, СЕСТРА, ЯМА, СЕМЬЯ, ИЛЬЯ.

2 вариант: МАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК, БОРЬБА, ЧАЙНИК, ЗАЙКА, РУЧЕЙКИ, РАЯ, КОСТРЫ, БЕЛЬЁ, УЛЕЙ.

Ударение

Ударение меняет смысл.

На доске 3 столбика слов со знаками ударения. Нужно изменить место ударения так, чтобы получилось другое слово, и записать его рядом с данным:

ХЛОПОК- ЗАМОК- КРУЖКИ-

ПОЛКИ- ПАРЫ- МУКА-

ПРОПАСТЬ- ДОРОГА- ПЛАЧУ-

СТОИТ- ТРУСИТЬ- ПОЛЯ-

МЕЛКИ- КРОЮ- МОЮ-

ПОТОМ- СТРЕЛКИ- ЗНАКОМ-

СУШУ- УГОЛЬНЫЙ- СОЛЬЮ-

Вышиваем слова.

Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный – маленьким, например:

Х х – ШКОЛА х х Х- ПЕТУШОК

Учащиеся под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах: ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЕНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЕНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК.

Быстрый диктант.

А) Под диктовку нужно записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово РАБОТА, а записать нужно только букву О.

Учитель диктует слова: КАРТОН, БУМАГА, КНИГА, ТЕТРАДЬ, АЛФАВИТ, РУЧКА, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, ПАРТА, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКА, МЕЛ, ТРЯПКА, КАРТИНА, ЦВЕТЫ.

После диктовки учитель называет по порядку только ударные гласные, а учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга.

Б) Можно записать слова на доске: ЕЖ, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ТИГР,

КАБАН, БАРСУК, КЕНГУРУ, КРОКОДИЛ, ЧЕРЕПАХА, ОЛЕНЬ, ОБЕЗЬЯНА,

ЗЕБРА, БЕЛКА.

Дети должны выписать из каждого слова только ударную гласную.

После выполнения один из учеников подчеркивает на доске ударные гласные, а остальные путем взаимопроверки выясняют правильность выполнения задания.

Правильно или нет.

На доске записано предложение: СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.

На доске в 3 столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными.

Необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полученных словах сильную позицию гласного ударением и подчеркнуть гласные в слабых позициях.

М Л К К Л С К Н Г Т К

Х Р Ш Т Л К Н Г Л С К

Д Р Г Б Л Т Г Л Д Н

П Т Л К П В Д К В Л С К

М Л Т К З Д Р В Д Л Т

З Л Т Н С Р Г К Л К Л

П Л Т Н Х Л Д Н К Л Б К

М Л Д Й К Г Т К Л К Т К

Игра «Сказка про овощи»

Решил Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему…..

Я беру в свое войско только те овощи, в названии которых столько слогов, сколько в слове Помидор.

Какие овощи попали в войско Помидора?

Как помочь остальным попасть в войско? Какое условие мог предложить Помидор, чтобы и другие овощи вошли в его войско?

Игра «Сказка о собаке Альфа»

Жила – была собака Альфа. Было у нее два щенка. В кличке одного ударение падает на первый слог (Рыжик, Шарик), В кличке другого ударение падает на второй слог (Дымок, Трезор, Полкан). Много хлопот было у собаки с приобретением игрушек. Рыжик хотел только те игрушки, в названии которых ударение падает на первый слог, а Дымок – с ударением на второй слог.

Какие игрушки любил каждый из щенков? (Задание можно дать по вариантам.)

Догадайся!

Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.

Радуга - Кормушка –

Бабочки - Портфель –

Лесник - Антенна –

Уточка - Ветрянка –

Мягкий знак на конце и в середине слова

Отгадай загадки.

Он в сапожках красных бродит, 2. Меня в лесу оставили,

Из воды сухим выходит, Весь век торчать заставили.

Шею важно выгибает, В ушанке белой я зимой,

Криком га-га-га встречает. А летом с бритой головой.

(Гусь) (Пень)

Опрокинулась под ноги, 4. Рыжий зверь в печи сидит,

Растянулась по дороге, Рыжий зверь на всех сердит.

На меня она похожа, Он от злости ест дрова

Будто я шагаю лежа. Целый час, а может два.

(Тень) (Огонь)

Ходит плавно взад-вперед, 6. Новый дом несу в руке,

А полов не достает. Дверца дома на замке.

Кто уходит иль войдет, В нем жильцы бумажные,

Ручку ей всегда пожмет. Все ужасно важные.

(Дверь) (Портфель)

Кто растет вниз головой, 8. Из воды в мороз растет,

Да не летом, а зимой? Но не тонет, а плывет.

(Сосулька) С солнцем повстречается-

В воду превращается.

Хитрые вопросы.

Как превратить мел в мелкое место? (Мель)

Как угол превратить в топливо? (Уголь)

Как спрятать в середину слова мягкий знак в словах ДЕНЬ, ПЕНЬ, ЗВЕРЬ, ОКУНЬ? (Деньки, пеньки, зверьки, окуньки)

Как сделать, чтобы шест стал числом? (Шесть)

Как из банки сделать баню? (Банька)

Как из полки сделать танец? (Полька)

Согласные глухие и звонкие, парные и непарные

Не ошибись.

На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными. 1-й вариант выписывает слова, в которых все согласные звонкие, 2-й вариант выписывает слова, в которых все согласные только глухие, а 3-й вариант – слова с глухими и звонкими согласными. После окончания работы учащиеся каждого варианта читают выписанные слова и ставят над ними номер своего варианта. Остальные учащиеся дополняют и исправляют ошибки.

АЗБУКА, ЗУБЫ, КАША, ГАЗЕТА, БУКЕТ, ЖАБА, ЩИ, КОФЕ, ГУБЫ, ШУБА, КОЖА, СУП, ТЕСТО, БУДУ, СУШКИ, ГВОЗДИКА, ПЫШКА, ЗАГАДКА, ПОСУДА, ЖИВУ, УХА, ДВА, ЗАПАХ, ДУГА, ГВОЗДИ, ПИЩА, ВЕТКА, УЖИ, ВЯЖУ, СОСИСКИ.

Найди непарные.

На доске записаны слова с парными и непарными согласными. Нужно выписать в тетрадь слова с непарными глухими согласными. По окончании работы проводится взаимопроверка. Победителями считаются учащиеся, записавшие 20 слов: чай, хата, щука, петух, роща, печка, охота, цепь, речка, пища, щепка, овца, пахарь, чугун, щавель, хитрый, цапля, чистота, цифра, молодцы.)

ЧАЙ, ДУБ, ХАТА, ГОРКА, ЩУКА, ШЕСТЬ, ПЕТУХ, ДРОВА, РОЩА, ПЕЧКА, ПАРТА, ОХОТА, ПАЛКА, ЦЕПЬ, КОТ, РЕЧКА, ШУБА, ПИЩА, КУСТЫ, ШАР, ЩЕПКА, ОВЦА, ФЛАГ, ПАХАРЬ, ЗАЙКА, ЧУГУН, САНКИ, ЩАВЕЛЬ, ДЕРЕВО, ХИТРЫЙ, РОЗА, ЦАПЛЯ, КОСА, ЧИСТОТА, СТЕНА, ФОРМА, ЦИФРА, ВОЛК, ЖАР, МОЛОДЦЫ.

Сколько звуков Ш?

На доске записано стихотворение В. Приходько:

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке.

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели по дорожке, и щелкали орешки-

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути – отчего не подвезти.

Победителем считается тот, кто насчитал 24 звука.

Безударные гласные в корне слова

Чей ряд лучше?

У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами О, А, Е, И, Я. Все буквы разного цвета. Учитель называет слова с безударными гласными в корне, а учащиеся поднимают карточку с нужной буквой: ТРАВА, РОСА, ЗМЕЯ, ХИТРЕЦ, СМЯГЧИТЬ, КОЛЬЦО, ПЕРО, ЧИСТОТА, ТЯНУТЬ, СКАЛА, СТЕКЛО, КИСЕЛЬ,

ГЛЯДЕТЬ, КРАСНЕТЬ, ТОЧИТЬ, ДЛИНА, ТРЯСТИ, ХРАБРЕЦ, ОКНО, ПЧЕЛА.

Различай на слух!

Учитель читает четверостишье. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

Эстафета.

Учащиеся (6 команд) получают карточки со словами. По сигналу учителя 1-й ученик вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нем корень,пишет рядом проверочное слово, после чего передает карточку сидящему за ним.

Гр-за р-ды м-сты ч-сы т-гренок п-ля

М-ста в-рить кр-чать ст-лбы кр-ты д-жди

Сл-ны т-шина б-жать ст-на тр-ва в-лна

Cл-ва д-ла д-ревья з-ма зв-рек п-ро

Парные согласные в корне

Я и круглый, я и гла..кий, На ушах его сере..ки,

И на вкус приятно-сла..кий. А на но..ках есть сапо..ки.

Знает каждый карапу.., На голо..ке гребешок.

Что зовут меня арбу.. . Вот какой наш петушок!

Кто сидит на крепкой но..ке Я и горький, я и сла..кий,

В бурых листьях у доро..ки? К солнцу я тянусь из гря..ки.

Встала ша..ка из травы – Малышам полезный дру.. ,

Нет под ша..кой головы! А зовусь я просто лу. .

Плывет парохо.., Сла..кие кро..ки

То вза. , то впере.. , На коро..кой но..ке.

А за ним такая гла..ь- Кто проходит бли..ко,

Ни морщинки не видать! Кланяется ни..ко.

Двойные согласные в корне

Диктант – загадка

1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас, это наш просторный…

Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома.

Что же это за предмет? Догадались или нет?

Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к»,

И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я …

4. Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда.

Двойное «р» содержит он, а называется …

5. Чтоб каждый телевизор работал без капризов,

На крыше непременно должна стоять …

Во мне два «к», не забывайте, таким как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный, иным же словом ….

7. По долинам, по отрогам мчит широкая дорога,

И она, как знают все, называется …

8. В магазин с сестрой ходили, все, что надо, там купили:

За батон, бутылку кваса заплатили деньги в …

Простудился я вчера, голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип. У меня, наверно, …

10. Вдоль дороги по бокам липы, клены тут и там.

Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут …

Приставка и предлог

Занимательные диктанты.

КОСА. ВЕРХОМ.

Хороша у Алены коса, Много ль верст проскачешь в

И трава на лугу ей по косу. Широки просторы.

Скоро лугом пройдется коса, Ну-ка, в стремя ногу вдень,

Приближается время к покосу. Дай гнедому шпоры.

С ПОДВОДЫ. КОТОФЕЙ ИВАНОВИЧ

Воспоминанье берегу Солнце прячется за бор.

О том, как я на берегу Котофей Иванович

Влез однажды на подводу Залезает на забор

И с нее нырнул под воду. Прогуляться на ночь.

МЕДВЕДЬ. ХИТРЫЙ КРОЛИК.

Заревел медведь со сна, Решили лисы кролика запечь,

И в густом лесу, А кролик из духовки – прыг за

Вздрогнув, стукнула сосна Потом на лавку и в окошко с

Шишкою лису. Умчался в лес, где распевали

Раскрой скобки.

На доске в два столбика записаны предложения, в которых приставки и предлоги взяты в скобки. Нужно раскрыть скобки и показать слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

Мой веселый, звонкий мяч, (На)летели (на)мальчика гуси,

Ты куда (по)мчался вскачь? (У)несли (у)сестрицы братца.

(По)катился (в)огород, (За)плакала Аленушка (от)горя.

(До)катился (до)ворот, (По)бежала (по)чистому полю,

(Под)катился (под)ворота, (До)бежала (до)речки студеной,

(До)бежал (до) поворота, (Про)дорогу (у)речки (с)просила.

Там (по)пал (под) колесо…

Подбери пару.

На доске в колонки записаны слова с приставками и с предлогами. Учащиеся 1 варианта подбирают к каждому слову с приставкой пару с таким же предлогом,

например: ВОЙТИ – В ШКОЛУ. Учащиеся 2 варианта подбирают пары с приставками, например: ОТ ДОМА – ОТБЕЖАТЬ.

ВОЙТИ ОТ ДОМА

СВАЛИТЬСЯ ПРО ЗВЕРЕЙ

ПОХОДИТЬ ДО КОНЦА

ЗАЕХАТЬ С ДЕРЕВА

ИЗГОТОВИТЬ У ДЕДУШКИ

ПОДЛОЖИТЬ НА СТОЛЕ

Состав слова

Хитрые вопросы.

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс –ик-)

Как из маленького хвостика сделать большой? (Отнять суффикс –ик-)

Можно ли превратить рыбу в человека? (Можно, добавив суффикс –ак-)

Можно ли из одного стола построить столовую? (Можно, если добавить суффикс –ов- и окончание –ая.)

Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща? (Отнять суффикс –ник-)

Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Отбросить суффикс –ист-)

Четвертое – лишнее.

На доске в два столбика написаны ряды из четырех слов, среди которых одно лишнее, так как имеет часть, одинаковую по форме, но с другим значением.

Нужно найти в каждом ряду лишнее слово и подчеркнуть его.

Провод, переводить, безводный, наводчик.

Нож, ножка, ножовка, ножницы.

Моряк, уморился, море, морской.

Носить, носовой, носик, нос.

Водитель, водяной, безводный, наводнение.

Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

Горка, сгорел, пригорок, горняк.

Победить, бедняк, бедный, беда.

Лесник, лес, лестница, лесной.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Корнем – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове дневник.

Целым же – в космос проник. (Спутник.)

Мой корень – родственник сраженью,

Приставка – в слове заявленье.

В наборщике есть суффикс мой.

А весь – тружусь я под землей. (Забойщик.)

Имя существительное

Кто самый наблюдательный?

Внимательно посмотрите вокруг себя и запишите названия предметов, находящихся в классе. Побеждает тот, кто за 5 минут напишет наибольшее число названий предметов.

Пиши – не спиши.

На доске записаны 2 стихотворения. Нужно выписать слова, обозначающие предметы. Побеждают ученики, выписавшие наибольшее количество слов (16 и 14)

Стол, за которым ты сидишь, Эй, спасайтесь поскорей:

Кровать, в которой ты уснешь, Убежал из кухни клей!

Тетрадь, ботинки, пара лыж, Никого он не жалеет,

Тарелка, вилка, ложка, нож, Всех, кого не встретит, клеит!

И каждый гвоздь, Склеил банки и бутылки,

И каждый дом, Ложки, плошки, чашки, вилки,

И караваи хлеба – Склеил книжки и игрушки,

Всё это сделано трудом, Одеяла и подушки,

А не свалилось с неба. Склеил пол и потолок –

(В. Лифшиц) И пустился наутек! (Б. Заходер)

Живой – неживой

На доске записан столбик из 7 слов. Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?,

и записать его через черточку справа.

КТО? Лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.

(Что? Липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь)

Запиши отгадку.

Один вариант записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, другой на вопрос что?

Два березовых коня вихрем с горки мчат меня,

Ну а на гору опять мне их надо поднимать. (лыжи)

Посреди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла. (корова)

Лежат поросятки, привязаны к грядке.

Хороши зеленые, а зимой – соленые. (огурцы)

4. Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)

5. Белое одеяло весь мир покрывало,

Стало тепло – в речку утекло. (снег)

6. Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками. (ежик)

Стоит Антошка на одной ножке,

Шляпа есть, а головы нету. (гриб)

Шевелятся у цветка два красивых лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (бабочка)

9. Не будильник, а разбудит:

Запоет – проснутся люди. (петух)

10. По горам по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

Найди существительное.

На доске записаны 3 группы предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Нужно определить, какое из сходных слов является существительным и подчеркнуть его.

1 вариант: Рой пчел кружится над липой. Рой яму поглубже.

Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребенка.

Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

2 вариант: Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

Варя шила платье. У Сережи нет шила.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

3 вариант: В доме топится печь. Мы будем печь пироги.

Дети встали в строй. Строй кормушки для птиц!

На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

Большая или маленькая.

Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно

сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой и почему.

Улетел орел за город Орел.

Наш Шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Сережа Морозов.

Хороши груши в корзине у Груши.

Наша Поля вернулась с поля.

Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.

Вася Рыбаков был у рыбаков.

У пастухов выступал Андрей Пастухов.

Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.

Пять горшков принес Петя Горшков.

Коля Арбузов купил пять арбузов.

Имя прилагательное

Кто какой?

На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке. Нужно записать словосочетания.

ЖАДНЫЙ ОЛЕНЬ

ТРУСЛИВЫЙ МЕДВЕДЬ

ХИТРАЯ ЁЖ

ПУШИСТАЯ ЗМЕЯ

НЕУКЛЮЖИЙ ЛИСА

РОГАТЫЙ ЗАЯЦ

КОЛЮЧИЙ ВОЛК

ЯДОВИТАЯ БЕЛКА

Объясни пословицу.

Ученик читает пословицу, объясняет, как он понимает ее смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.

ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ РУК НЕ ЛЮБИТ.

ЗИМОЙ СНЕГ ГЛУБОКИЙ – ЛЕТОМ ХЛЕБ ВЫСОКИЙ.

НЕ НУЖНА СОЛОВЬЮ ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА, А НУЖНА ЗЕЛЕНАЯ ВЕТКА.

Что за куст?

Нужно ответить на вопрос: «О каком растении говорится в тексте?» Учитель читает текст:

ИГРАЛИ ДВА МАЛЬЧИКА В САДУ. ОСТАНОВИЛИСЬ ВОЗЛЕ ОДНОГО КУСТА. ОДИН ДРУГОГО СПРАШИВАЕТ:

ЭТО ЧЕРНАЯ?

НЕТ, КРАСНАЯ.

А ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА БЕЛАЯ?

ПОТОМУ ЧТО ЗЕЛЕНАЯ.

Как называется этот куст, о котором говорили мальчики, и почему у ягод, которые на нем растут, такие разные признаки по цвету?

Конкурс знатоков.

На доске в столбик записан ряд словосочетаний: СВЕЖИЙ ХЛЕБ, СВЕЖИЙ ВЕТЕР, СВЕЖИЕ КРАСКИ, СВЕЖАЯ РУБАШКА, СВЕЖАЯ ГАЗЕТА.

Один из учеников должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное,близкое по смыслу, а другой – противоположное по смыслу. Антонимы записываются слева от словосочетания, а синонимы – справа.

Ответы: черствый – свежий хлеб – мягкий; теплый – свежий ветер – прохладный; тусклые – свежие краски – яркие; грязная – свежая рубашка – чистая; старая – свежая газета – новая.

Глагол

Кто что делает?

На доске записаны 3 столбика слов, обозначающих предметы. Учащиеся по очереди выходят к доске и пишут справа слова, обозначающие действие данного предмета.

ПОВАР УЧИТЕЛЬ ПЕКАРЬ

ВРАЧ КУЗНЕЦ ХУДОЖНИК

БАЯНИСТ МАЛЯР ПОРТНИХА

ВЕТЕР ДОЖДЬ СОЛНЦЕ

ГРОМ ОГОНЬ СНЕГ

ТРАВА РУЧЕЙ ВОДА

Найди глаголы.

На доске записан текст. Нужно найти и выписать глаголы.

В ПОНЕДЕЛЬНИК Я СТИРАЛА,

ПОЛ ВО ВТОРНИК ПОДМЕТАЛА.

В СРЕДУ Я ПЕКЛА КАЛАЧ,

ВЕСЬ ЧЕТВЕРГ ИСКАЛА МЯЧ.

ЧАШКИ В ПЯТНИЦУ ПОМЫЛА,

А В СУББОТУ ТОРТ КУПИЛА.

ВСЕХ ПОДРУЖЕК В ВОСКРЕСЕНЬЕ

ПОЗВАЛА НА ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ. (П. Башмаков)

Закончи пословицу.

МИР СТРОИТ, А ВОЙНА … (разрушает)

СМЕЛЫЙ ПОБЕЖДАЕТ, А ТРУС… (погибает)

ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ… (портит)

ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А ОТ ТРУДА …(здоровеет)

ЛЕТО ПРИПАСАЕТ, А ЗИМА … (подъедает)

ЛЕНТЯЙ ЕСТ – ГРЕЕТСЯ, А РАБОТАЕТ - … (мерзнет)

ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, А ЗИМУ … (начинает)

ЛЕГКО ДРУГА ПОТЕРЯТЬ, НО ТРУДНО … (найти)

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, А ПО УМУ … (провожают)

ЛАСТОЧКА ДЕНЬ НАЧИНАЕТ, А СОЛОВЕЙ …(кончает)

ЗАМОЛЧИ, ПЕТРУСЬ, ГОВОРЯТ! ЗА СТОЛОМ СКАЗАЛА МАТЬ:

ПРИКУСИ ЯЗЫК, ГОВОРЯТ! - ХВАТИТ ЯЗЫКОМ БОЛТАТЬ!

ОН ЯЗЫК ПРИКУСИЛ А СЫНИШКА ОСТОРОЖНО:

(Н. Силков) (Т. Бойко)

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

Как правило, школьники гораздо охотней приступают к выполнению занимательного задания, чем обыкновенного, ведь необычное всегда привлекательней. Викторины - это тоже из категории занимательного: приятно почувствовать себя знатоком, добиться успеха в честном соревновании.

Тридцать занимательных заданий для викторин по русскому языку взяты из моего опыта работы. Конечно, все задания с ответами.

Вопросы-шутки


1. В каком слове сорок гласных?

2. В каких словах по сто согласных?

3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

8. В каком числительном содержится приказ?

9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?

10. В каком слове 100 отрицаний.

Вопросы посерьёзнее


11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?

12. Каково происхождение слова столица?

13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?

14. Каково происхождение слова мешок?

15. Слово среда имеет два значения: "день недели" и "то, что находится вокруг, окружение". В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?

16. Определите разряд прилагательного заячий.

17. Что такое звательный падеж?

18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов.

19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин?

20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.

21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.

22. Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?

23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Ответ поясните.

24. Как образовались наречия сегодня и завтра?

25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?

26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?

27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность

28. В каком существительном 7 букв о?

29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а - мероприятие.

30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.

Ответы


Вопросы-шутки

1. Сорока.

2. Стол, стон, стог, стоп.

4. Станет.

5. Азбука.

6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).

7. Он - но.

10. Стонет.

Вопросы посерьёзнее

11. Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.

12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.

13. Приуменьшить - немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить - очень уменьшить (пре- = очень).

14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.

15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ ду - поместить в щелочную среду́ .

16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост - (какой?) заячий тулуп.

17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!

18. Два часа - время; двое часов - два предмета, прибора, измеряющих время.

19. Ничья.

20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.

21. Сказать, поймать, взять.

22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны".

23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.

24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.

25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить .

26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.

27. Бог, мягкий.

28. Обороноспособность.

29. Компания - кампания.

30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.

Использованная литература

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.1. - М. : Гос. учебно-педагогич. изд-во, 1962.

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2. - М. : Просвещение, 1967.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1982.

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.

5. Мекрежинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. - Киев: Радянська школа, 1968

6. Сидоров С.В. Организация недели словесности в школе: Методические рекомендации. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 1997.

7. Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты! - М.: Просвещение, 1990.

Подборка похожих материалов Вам неинтересна? Загляните на одну из случайно выбранных страниц: 1. Расшифруй надпись , разделяя её на слова.

Безмукинетнауки.

Почему слово «без» написали отдельно? Докажи.

2. Засекреченные слова и предложения .

А) Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:

Яблоко | - 3-ю согласную из 1-го слова.

Вишня | (……..) ? - 3-ю согласную из 2-го слова.

Слива | - 1-ю гласную из 3-го слова.

Груша | - 1-ю согласную из 4-го слова.

Арбуз | - 1-ю гласную из 5-го слова.

(КНИГА)

3 .Фокусы со словами.

Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.

Превратите: лук рак (лук-лак рак)

мука река (мука-рука-река)

сад сок (сад-суд-сук-сок)

кок мак (кок-как-мак)

кум вол (кум-ком-кол-вол)

Это задание ребёнок должен не просто выполнить, а сделать с целью. Например: подчеркните слово в цепочке с безударной гласной; или подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

4 . Задание : из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:

1) автомобиль, тормоз (ав-тор)

2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)

3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)

4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)

5) баран, рана,банщик (ба-ра-бан)

5 . Задание : из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:

1) соловей,потолок (ло-то)

2) змея, рама (я-ма)

3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)

4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)

5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)

6. Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:

1) мебель, ружьё (бель-ё)

2) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)

3) лиса, бельмо, буклет (са-мо-лёт)

4) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт)

5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)

6) смола,cлеза, берет (ла-за-рет)

7. Задание : из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:

1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)

2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)

3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)

4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)

5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)

6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)

7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)

8. Слова-матрёшки.

А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:

Победа (беда, еда, да)

Бусы из лукошка

тапочки машина

тумбочка господин

удочка коса

рыбак дрожь

осадки атом

трубил резина

Б) Раздели слово на два коротких.

Например: горизонт = гори + зонт верхушки=____+_______

кипарис =_____+_____ макушки =_____+______

газель =_____+_____ волокно =_____+______

парус =_____+______ полоса =_____+______

В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.

Искра - икра

полк тепло

склон красна

экран уксус

беда лампа

спрут учебник

Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова- получится другое.

Дар | у очки | б роза | г

Стол | б утка | ш усы | б

Шар | ф пар | к мех | с

Лень | о шёл | к оса | к

9 . Анаграммы и логарифмы .

Анаграммы- загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова. Логарифмы- загадки, в которых задуманное слово получается от выбрасывания или прибавления буквы.

А) Анаграммы и логарифмы в стихах.

1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои-

И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)

2.Я-дерево в родной стране,

Найдёшь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (сосна-насос)

3. По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти -

Нож я наточу. (оселок)

4. Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут -

Тигру я сродни. (ток-кот)

5. Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь -

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

6. Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной -

И найдёшь меня в буфете. (атлас-салат)

7. Взлетев, горю звездой в ночи,

Но угасаю очень рано,

А переменишь «е» на «и» -

И я кустом зелёным стану. (ракета-ракита)

8. Известное я блюдо,

Когда прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (уха-муха)

9. Я крошу, снося с пути,

Всё, что мне разрушить надо.

А с конца меня прочти -

Я морским волнам награда. (лом-мол)

10. Задачу ты решишь свободно,

Я- небольшая часть лица,

Но если ты прочтёшь меня с конца,

Во мне увидеть можно, что угодно. (нос-сон)

11. Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою.

А буквы переставь -

Я окажусь рекою. (слива-Висла)

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «л» - и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (гуси-гусли)

Б) Составляем анаграммы.

Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело

Карп - маяк -

Атлас - шлюпка -

Шпала - лиса -

Карета - навес -

В) Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.

1) лбко 2) раяи 3) упкс 4) еравшн 5)ркдети 6) ашнрри

(блок, ария, пуск, реванш, кредит, шарнир)

1) вцтеко 2) окамднри 3)лкбуинак

(цветок, командир, клубника)

10. Кроссворды.

11. Логические задачи по русскому языку.

А). Щенок-непоседа.

У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и ….А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?

(Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит четвёртого звали Дружок- 6 букв.)

Б) Какое слово?

конь

белка

ёж

крот

коза

лиса

мышь

енот

Отгадай слово, которое я читаю из данных. Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв.(Енот)

Задание может быть и другим. Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и.т.д.

В) Обобщение понятий.

Назови одним словом: сумка, ведро, врач …….(имена существительные)

весело, хорошо, наугад……(наречия)

скользит, зеленый, земля…..(слова с проверяемой

безударной гласной).

Г) Игра «В определения».

Детям даются карточки с названием предметов(например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…).Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.

12. Выбивание слова.

Предлагаются слова:

строит решал

бежать рисовали

видит пишет

Дети поочерёдно должны убирать (или зачёркивать) слова, называя отличительный признак слова, которого нет у других слов.

Например:

1) бежать- только этот глагол в неопределённой форме.

2) рисовали- только он имеет множественное число.

3) решил- только он из оставшихся имеет прошедшее время,

а остальные – в настоящем.

4) пишет- только он из оставшихся 1 спряжения.

5) видит- только это глагол-исключение.

Остаётся только глагол «строит». Но варианты выбывания в данном случае могут быть и другими. Дети могут заметить разнообразные признаки глаголов.

Аналогичная работа возможна и с другими частями речи:

известный

честный

весёлый

опасность

красивая

грустный

1) опасность- это существительное, а все остальные

прилагательные.

2) красивая - только это прилагательное в женском

роде.

3) весёлый - только оно не содержит непроизносимой

согласной.

4) известный - только это прилагательное содержит

приставку.

Остаются: честный и грустный.

Такие задания позволяют привлечь всех учащихся и повторить большой объём изученного материала.

Группа слов на правописание приставок: д..летел, пр..горок, з..думался, пр..кричал, н..вестил, пр..красный, с..ставил.

Код: и – 1, е – 2, о – 3, а – 4

Детям задание: написать только пропущенные буквы по порядку, зашифровав их цифрами.

У детей в тетради появляется запись:

3, 1, 4, 3, 4, 2, 3.

Эту игру можно тоже очень по-разному использовать. Орфограммы могут быть разнообразными. Можно зашифровывать падежи, рода, числа и.т.д.

В)

Члены предложения

Ч А С Т И Р Е Ч И

Существ.

Местоимение

Прилагат.

Глагол

Наречие

Подлежащащее

Сказуемое

Определение

11

12

13

14

15

Дополнение

16

17

18

19

20

Обстоятельство

21

22

23

24

25

-Придумайте и напишите предложение по шифру: 9, 13, 1

(Наступила холодная зима.) Назови грамматическую основу.

13 .Слово по закономерности .

Складывать слово нужно по закономерности. Слово в скобках получено из слов по краям. Разгадав 1-ю закономерность- вы найдете слово из второй пары.

Гриб (бирка) актив

Мрак (…….) атом (это слово «карта» т.к., из первого взяли 4,3, 2, буквы, а из второго 2, 1)

Таких закономерностей можно составить много:

багор (роса) тесак

гараж (…..) табак (пропущенное слово «жаба»)

книга (аист) салат

порог (…..) омлет (грот)

пирог (поле) слеза

рынок (……) осада (роса)

парус (сажа) саржа

анонс (……) огрех (снег)

воск (соха) фрахт скот (……) фронт (окно)

стопа (соль) плеть

пауза (……) степь (путь)

Перечислять их можно долго, как и задания, которые можно предложить.

14. Игра в слова .

Вставь слово в скобки, которое служило бы окончанием первого и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.

Обы (…..) ка (чай)

Ме (…….) олад (шок)

Прик(…..) ья (лад)

Апо(……) б (стол)

Ам(…….) ан (бар)

Беге(……)ор (мот)

Свир(…..)ник (ель)

Пе(…….)ол (сок)

Задания: - сделай фонетический разбор

- выдели орфограммы

- придумай родственные слова

- смоделируй слово по схеме:

Напиши как можно больше предложений, у которых слова бы начинались с указанных букв. Разбери эти предложения по членам и частям речи.

Б____ у_______ ж________ б________ .

С____ о_______ н________ с________ .

К____ е_______ л________ к________ .

Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.

Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).

Даны слова: урожай, почемучка, садовник.

Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово (у-че-ник).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.

15. Восстановление слов и предложений .

А) Помоги Пятачку.

Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.

« Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..!

Я в б..д..!

П..т..ч..к.»

Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.

Б) Вывески.

Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.

МЕБ..Л.. ЦВ..ТЫ

ХЛЕ.. ДЕ….К…. ОБУ….

В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует одной букве. Запиши слова.

м. . . . дь ж. . . ф

в. . . . . д б. . . . . т

з. . ц

Г) Таинственная буква.

Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?

------ А Ш А

------ А Й К А

Веселая грамматика

тема: Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Доскажи словечко.

кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут…… (мыши)

не поедет без бензина

Ни автобус, ни …. (машина)

    Составь слова из слогов.

ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ

3.Допиши слова : ….сы, ….ка, ….ник, …гун, встре…, пи…, ча…, ту.., добы.., ро..

4. В этих стихотворениях 12 слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Какие это слова?

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нем живут:

тучи в озере плывут,

Бор сосновый, как живой,

Дремлет книзу головой.

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай!

Сколько чаек, отвечай!

Щука в озере жила,

Щеткой дно она мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

5. Заполните клеточки .

Ж

И

Ж

И

Ч

А

Щ

А

Щ

У

Ч

У

Ш

И

Ж

И

Ч

А

Й

С

Ы

Ш

К

А

Л

К

И

Д

О

Р

6. Кроссворды.

1

2

3

4

По горизонтали:

    Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а слова не скажут, идут, а с места не сдвинутся. (ЧАСЫ)

    Нахмурится, насупится, в слезы ударится- ничего не останется.(ТУЧА)

    Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (ЩУКА)

    Носил меня зверь, а попала на людей. (ШУБА)

7.Анаграммы.

Перестановив буквы местами образуйте новые слова

лучок (чулок) ручка (чурка) манишка (машинка)

сачок (часок) ниша (шина)

8. Шарада.

С Ы мы мчим вас что есть мочи

С У – мы ноги вам промочим. (лыжи-лужи)

9. Ребусы.

Ш

Л

,

Щ,

Загадки по темам:

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание согласных в корне слова.

    Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».

    Состав слова

    Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».

    Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

    Двойная согласная.

    Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука .

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».


1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)

2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)

3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)

4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)

5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)

7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)

8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)

9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .

1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».

1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)

2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)

3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)

5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)

6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)

7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)

8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)

9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)

10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».

1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».

1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».

1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)

2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)

3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)

4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)

5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)

6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)

7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)

8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)

9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».

1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет.
(автомобиль)

2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)

3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)

4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)

5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)

6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)

7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)

8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)

9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)

10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)

2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)

3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки