Рабиндранат тагор жизнь. Забытый гений рабиндранат тагор

В нашем веке индийский поэт, художник, писатель, композитор и мыслитель Рабиндранат Тагор, к сожалению, является малоизвестным за территорией Индостана, хотя творческое наследие великого деятеля поистине впечатляет.

Биография Рабиндраната Тагора

Тагор родился в 1861 году в зажиточной семье индийского брахмана, крупного землевладельца, на севере Калькутты. Отец Рабиндраната всем своим детям дал отличное, по индийским меркам, образование. Тагор около восьми лет учился в Восточной семинарии и в «нормальной» школе. С 1878 по 1880 годы молодой Рабиндранат жил в Лондоне, где обучался в элитной брайтонской школе и в университетском колледже Лондона. Однако свое образование Тагор не закончил и вернулся в родную Бенгалию. В целом, уже в двадцать лет, Рабиндранат получил глубокие познания в истории, геометрии, юриспруденции и в совершенстве владел английским языком и санскритом.

В 1883 году отец Рабиндраната женит его на десятилетней, неграмотной девочке Мриналини Деви. В Индии девятнадцатом веке, такие браки были общеприняты в обществе. Рабиндранат начал учить свою жену письменности и наукам и она становиться одной из самых образованных женщин Индии и начинает переводить из санскрита на английский тысячелетние тексты. Писатель искренне любил свою жену, от Мриналини Тагор имел пятерых детей, супружеское счастье закончилось в 1902 году со смертью Деви.

В 1901 году Рабиндранат на свое средства основал в Шантиникетане школу и библиотеку. Впоследствии возле этой школы был основан институт развития сельского хозяйства. После получения Нобелевской премии в 1913 году, Тагор объездил около 35 стран. Писатель часто выступал с публичными лекциями, как в родной Индии, так и за рубежом. Сообщения о начале Второй мировой войны подломили здоровье Рабиндраната Тагора. Великий автор умер 7 августа 1941 года.

Творческое наследие Рабиндраната

Свой творческий путь Тагор начал уже в шестнадцать лет. Первая поэма автора (Майтхали) была издана в 1877 году, под интересным псевдонимом: «Солнечный лев». В этом же году увидела свет поэма «Бикхарини» (Нищенка). Данная поэма стала первым опубликованным литературным произведением на языке бенгали. В 1883 году Тагор издает свой первый исторический роман «Берег-Бибхи» через два года выходит следующее произведение «Раджа-мудрец».

Первое десятилетие двадцатого века считается золотым периодом творчества Рабиндраната. В 1902 году выходит роман «Песчинка». Данное произведение было экранизировано в 2003 году бенгальским режиссером Ритупарно Гошем. Главную роль в кинопроизведении сыграла знаменитая болливудская кинозвезда Айшвария Рай.

В 1907 году Тагор начинает работу над своим величайшим произведением «Гора»

Данный исторический роман можно по праву назвать одним из лучших литературных творений двадцатого века. В 1910 году Тагор выдает одно из самых знаменитых произведений сборник стихов «Гитанджали». Сборник был переведен на английский язык в 1912 году. Учредители нобелевского комитета были поражены величием, красотой и мудростью тагоровской поэзии. Большинством голосов в 1913 году Рабиндранату была присуждена премия по литературе. Тагор стал первым неевропейским писателем, который удостоился высшей литературной награды.

В 1911 году Рабиндранат написал стихотворение «Душа народа» (Джанаганамана). Ныне это национальный гимн Индии.

Помимо стихотворений и прозы, Рабиндранат был автором примерно 2230 песен, и 2500 рисунков, преимущественно в импрессионизме. Также Тагор был автором работ по истории, и культуре Индии, и написал ряд учебников для детей и театральных поем.

Политические взгляды и философия Тагора

Рабиндранат выступал за независимость Индии, участвовал в антиколониальном движении «Свадеши», но не поддерживал радикальных методов борьбы. Также Тагор отрицал идеологии нацизма и фашизма, видя ее полную ущербность. По меркам конца девятнадцатого века Рабиндранат был достаточно прогрессивным человеком, в его творчестве ярко прослеживается гуманистическая концепция мировоззрения. Тагор считал всех людей равными с рождения, не зависимо от расы и религии, что наиболее полно отразилось в романе «Гора». Рабиндранат Тагор активно выступал, против бесправного положения женщин в консервативном индийском обществе, и против кастовых предрассудков, в частности защищал права касты неприкасаемых.

Влияние индийского писателя на мировую культуру

Наибольшее влияние Тагор оказал на культуру: Индии, Бангладеш и Цейлона. На учение (сатьяграха) также оказало влияние творчеству Тагора. Благодаря Рабиндранату среди европейской и американской общественности повысился интерес к индийской культуре. Наибольшее влияние индийский писатель оказал на испанскую литературу, в особенности на творчество Хосе Ортеги-И-Гасета, Хуана Хименеса и Пабло Неруда. По мнению ряда исследователей, творчество Рабиндраната Тагора является весьма недооцененным.

Рабиндранат Тагор (бенг. 7 мая 1861 - 7 августа 1941- индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913).

Я не помню мгновения, когда впервые переступил порог этой жизни.
Какая сила заставила меня раскрыться в этом великом таинстве, подобно лесной почке в полночь.


Когда утром я увидел свет, я почувствовал сразу, что я не чужой в этом мире, что неведомое, не знающее ни имени, ни образа, приняло меня в объятия в образе моей матери.


Так же и в час смерти это неведомое явится, как давнее ведомое. И потому, что я люблю жизнь, я знаю, что полюблю смерть.

Дверь раствори;
Пусть взор мой тонет в синеве небесной,
Пусть запахи цветов сюда проникнут,
А свет лучей начальных
Наполнит тело, в каждой будет жилке.
Я жив! - Пусть вновь услышу это слово
В листве, что шелестит.
А это утро
Пусть покрывалом душу мне накроет,
Как юные зелёные луга.
Я в этом небе чую
Немой язык любви,
Которая в моей царила жизни.
В её воде свершу я омовенье.
Мне правда жизни мнится ожерельем
На беспредельной синеве
Небес...


Рабиндранат Тагор (перевод Анны Ахматовой)

Тагор начал писать стихи в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет он написал первые новеллы и драмы, опубликовал свои поэтические пробы под псевдонимом Солнечный Лев (бенг. Bh;nusi;ha). Получив воспитание, пропитанное гуманизмом и любовью к родине, Тагор выступал за независимость Индии. Им были организованы Университет Вишва Бхарати и Институт реконструкции сельского хозяйства. Стихи Тагора сегодня являются гимнами Индии и Бангладеш.


Творчество Рабиндраната Тагора включает в себя лирические произведения, эссе и романы на политические и социальные темы. Наиболее известные его произведения - «Гитанджали» (Жертвенные песнопения), «Гора» и «Дом и мир» - являются примерами лиризма, разговорного стиля, натурализма и созерцательности в литературе.


Рабиндранат Тагор, младший из детей Дебендранатха Тагора (1817-1905) и Шарады Деви (1830-1875), родился в имении Джорасанко Тхакур Бари (север Калькутты). Род Тагоров был очень древним и среди его предков были основатели религии Ади Дхарм (англ.)русск.. Отец, будучи брахманом, часто совершал паломничества к святым местам Индии. Мать, Шарода Деви, умерла, когда Тагору было 14 лет.


Семья Тагоров была очень известной. Тагоры являлись крупными заминдарами (землевладельцами), их дом посещали многие выдающиеся писатели, музыканты и общественные деятели. Старший брат Рабиндраната Двиджендранатх был математиком, поэтом и музыкантом, средние братья Диджендранатх и Джотириндранатх, были известными философами, поэтами и драматургами. Племянник Рабиндраната Обониндранатх стал одним из основателей школы современной бенгальской живописи.


В пять лет Рабиндраната отдали в Восточную семинарию, а впоследствии перевели в так называемую Нормальную школу, которая отличалась казенной дисциплиной и неглубоким уровнем образования. Поэтому Тагор больше любил прогулки по имению и окрестностям, чем школьные занятия. По завершению обряда упанаяны в 11 лет, Тагор покинул Калькутту 14 февраля 1873 года и путешествовал с отцом несколько месяцев. Они посетили семейное имение в Шантиникетане (англ.)русск. и остановились в Амритсаре. Молодой Рабиндранат получал хорошее домашнее образование изучая историю, арифметику, геометрию, языки (в частности английский и санскрит) и другие предметы, познакомился с творчеством Калидасы. В «Воспоминаниях» Тагор отмечал:


« Наше духовное воспитание шло успешно потому, что мы учились в детстве именно на бенгальском языке… Несмотря на то, что повсеместно твердили о необходимости английского воспитания, мой брат был достаточно тверд, чтобы дать нам «бенгальское». »


Перспективный молодой барристер Тагор поступил в публичную школу в Брайтоне (Восточный Суссекс, Англия) в 1878 году. Вначале он остановился на несколько месяцев в доме недалеко от Брайтона и Хоува, который принадлежал семье Тагоров. Годом ранее к нему присоединились племянники - Сурен и Индира, дети его брата Сатьендранатха (англ.)русск. - приехавшие вместе с матерью. Рабиндранат изучал право в Университетском колледже Лондона, однако вскоре покинул его для изучения литературы: «Кориолан» и «Антоний и Клеопатра» Шекспира, Religio Medici (англ.)русск. Томаса Брауна и других. Он вернулся в Бенгалию в 1880 году так и не получив степени. Однако это знакомство с Англией позднее проявлялось в его знакомстве с традициями Бенгальской музыки, позволяя создавать новые образы в музыке, поэзии и драме. Но Тагор в своих жизни и творчестве так никогда целиком и не принял ни критики Британии ни строгих семейных традиций, основанных на опыте индуизма, вместо этого вбирая лучшее из этих двух культур.


9 декабря 1883 года Рабиндранат женился на Мриналини Деви (урожд. Бхабатарини, 1873-1902). Мриналини как и Рабиндранат
происходила из семьи брахманов-пирали. У них было пять детей: дочери Мадхурилата (1886-1918), Ренука (1890-1904), Мира (1892-?), и сыновья Ратхиндранатх (1888-1961) и Саминдранатх (1894-1907). В 1890 году Тагору были вверены огромные поместья в Шилайдахе (англ.)русск. (теперь часть Бангладеш). Жена и дети присоединились к нему в 1898 году.



"Мы живем в этом мире только тогда, когда мы его любим."


"Прикоснувшись, мы можем убить; отдаляясь, мы можем владеть. "


"Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется. "


"Какая огромная разница между прекрасным, свободным, ничем не омрачённым миром природы, таким спокойным, тихим и непостижимым, и нашей повседневной суетой, с её ничтожными скорбными тревогами и спорами."
...............
Вода в сосуде прозрачна. Вода в море - темна. У маленьких истин есть ясные слова; у великой Истины - великое безмолвие.


"Твой солнечный свет улыбается зимним дням моего сердца, ни на миг не сомневаясь в возврате его весенних цветов."


"Ложь никогда не сможет вырасти в истину, вырастая в силе."


"Не удары молота, а танец воды доводит гальку до совершенства."


"Быть откровенным легко, когда не собираешься говорить всей правды."


"Погрязнув в наслаждениях, мы перестаём ощущать всякое удовольствие. "


"Река истины протекает через каналы заблуждений."


«Ученые говорят, что настоящий день начнется, когда вы погаснете», - сказал светляк звездам. Звезды ничего не ответили.


"Трава ищет на земле толпы себе подобных; дерево ищет на небе своё одиночество. "


"Главное, чему учит человека жизнь, - это не тому, что в мире существует страдание, а тому, что от него самого зависит, обратит ли он страдание себе на благо, превратит ли он его в радость. "


"Войну, где восстает на брата брат,
Всевышний проклянет стократ. "


"Темные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет. "


"В лучах Луны ты шлешь мне свои любовные письма, - сказала Ночь Солнцу.
- Я оставлю свои ответы - слезами на траве. "


"Ты - большая капля росы под листом лотоса, а я - маленькая капелька на его верхней стороне, - сказала Росинка Озеру. "


«Я потерял мою росинку», - жалуется цветок утреннему небу, потерявшему все свои звезды...


"Если ты не видишь солнце, не плачь - из-за слез ты не увидишь звезд. "
(Плача ночью по солнцу, не замечаешь звёзд.)


"Звезды не боятся, что их примут за светляков."


"У меня есть звезды на небе... но я так тоскую по маленькой лампе, не зажженной у меня в доме."


"Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией."


"Когда сердца полны любви и бьются лишь от встречи до разлуки, достаточно и легкого намека, чтобы понять друг друга."


"Человек хуже зверя, когда он зверь."


............
"Каждый родившийся ребенок – это весть о том, что Бог еще не разочаровался в людях."


"Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они - свидетельство моей свободы. "


"Я попросил дерево: «Скажи мне о Боге».
И оно зацвело."

«Каждое дитя приходит в мир с вестью, что Бог еще не разочаровался в людях»
Р. Тагор

Дорогие друзья и гости блога «Музыка души»!

Сегодня я хочу остановиться на творчестве удивительного человека. Немногим дается трудное умение жить. В полной мере этим умением владел замечательный индийский писатель, вдохновенный поэт-лирик, романист, новеллист, драматург, композитор, основатель двух университетов — Рабиндранат Тагор. Для бельгальцев Рабиндранат Тагор не только великий поэт, не только пример замечательного образа жизни, но и неотторжимая часть их собственной жизни. Они растут с языком Тагора на устах,и лучшим своим чувствам нередко дают выход его же словами, его же поэзией. Необычайно богата его жизнь, богата событиями не только внешними, но и внутренними, духовными.

Родился Рабиндранат Тагор в 1861 году в семье, известной всей тогдашней Бенгалии. Он был младшим из 14 детей. Его дед Дворконатх обладал поистине сказочными богатствами. Ему принадлежали индиговые фабрики, угольные шахты, сахарные и чайные плантации, огромные поместья.

Отец Дебендронатх, прозванный Махарши (Великим мудрецом), сыграл важную роль в пробуждении национального самосознания индийцев. Разнообразными талантами были наделены многочисленные братья и сестры Тагора. В этой семье царила атмосфера артистичности, гуманности, взаимного уважения, атмосфера, в которой пышным цветом распускались все дарования.

Рабиндранат Тагор в 1873 г

Рабиндранат Тагор начал писать стихи в 8 лет. Единственным достоинством этих первых опытов, шутливо писал он впоследствии, было то, что они затерялись. Мать Тагора умерла, когда ему было 14 лет. Потеряв маму, мальчик стал вести замкнутую жизнь, отзвуки этой потери прошли через всю его жизнь.

Sarada Devip (мама Тагора)

Воспоминанье
Я никогда не вспоминаю мать,
И лишь порой, когда я выбегаю
На улицу — с мальчишками играть,
Какая-то мелодия внезапно
Овладевает мной, не знаю где родясь,
И кажется мне, словно это мама
Вошла ко мне, с моей игрой слилась.
Она, качая
колыбель мою,
Быть может, эту песню напевала,
Но все ушло, и мамы больше нет,
И песни маминой не стало.

Я никогда не вспоминаю мать.
Но в месяце ашшин, средь зарослей жасмина
Как только начинает рассветать,
И влажен ветер, пахнущий цветами,
И тихо плещется волна,
В моей душе встают воспоминанья,
И мне является она.
А верно, мама часто приносила
Цветы, чтоб вознести моления богам;
Не оттого ль благоуханье мамы
Я слышу всякий раз, входя во храм?

Я никогда не вспоминаю мать.
Но, глядя из окошка спальной
На мир, который взором не обнять,
На синеву небес, я чувствую, что снова
В мои глаза глядит она
Внимательным и нежным взглядом,
Как в золотые времена,
Когда, меня сажая на колени,
Она смотрела мне в глаза.
И взор ее тогда во мне запечатлялся,
И от меня закрыл он небеса.

Тагор с женой Мриналини Деви (1883)

В 22 года Р. Тагор женится. И становится папой пятерых детей.
Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу.
А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в
семью .

Рабиндранат Тагор с старшим сыном и дочкой

Первый же вышедший в свет сборник стихов «Вечерние песни» прославил молодого поэта. С этого времени из-под его пера непрерывным потоком выходят сборники стихов, рассказов, романы, драмы, статьи – можно только поражаться неисчерпаемой мощи его гения.

В 1901 году поэт с семьей переезжает в семейное поместье под Калькуттой и открывает вместе с пятью сподвижниками школу, для чего продает авторское право на издание своих книг.
Через год любимая жена умирает, эту смерть он переживал очень тяжело.

Когда тебя во сне моем не вижу,
Мне чудится, что шепчет заклинанья
Земля, чтобы исчезнуть под ногами.
И за пустое небо уцепиться,
Поднявши руки, в ужасе хочу я…
(перевод А.Ахматовой)

Но на этом несчастья не закончились. На следующий год от туберкулеза умирает одна из дочек, а в 1907 — скончался от туберкулеза младший сын.

Хочешь все поменять, но напрасны старания:
Остается все точно таким же. как ранее.
Если горести все уничтожишь ты, вскорости
Обратятся недавние радости в горести

В 1912 году со старшим сыном Рабиндранат Тагор уезжает в США, делая остановку в Лондоне. Здесь он показал свои стихи своему знакомому писателю Уильяму Ротенстайну. Тагор становится известным в Англии, в Америке.
С величайшим ликованием было встречено во всей Азии присуждение в 1913 году Тагору Нобелевской премии- признание его неоспоримых заслуг.
Р. Тагор никогда в своей жизни, даже в самые трудные минуты, не терял своего неизбывного оптимизма, веры в неминуемое конечное торжество добра над злом.

В расщелине стены, среди ночной прохлады,
Расцвел цветок. Ничьи не радовал он взгляды.
Его безродного, убожество корят
А солнце говорит:»Как поживаешь, брат?»

Его любимый образ – текущая река: иногда небольшая речушка Копаи, иногда полноводная Падма, а иногда всеувлекающий поток времени и пространства. Таким мы видим и его творчество: насыщенным, разнообразным, питающим…

От его творчества исходит свет, помогающий найти себя. В древней Индии на поэта смотрели как на «риши» — пророка, водительствующего меж людей. Почти в 70 лет Рабиндранат Тагор открыл для себя живопись. И следующие годы посвятил себя рисованию.
«Утро моей жизни было исполнено песен, пусть закат моих дней будет исполнен красок», - говорил Тагор. После себя он оставил не только тысячи красивейших строк, но и около 2-х тысяч картин и рисунков.

Живописи он не учился, а рисовал, как чувствовало сердце. Его картины-импульсы написаны быстро, вдохновенно и уверенно. Это выплеск эмоций на бумагу. «Я поддался чарам линий…» - говорил он впоследствии. Витиеватыми узорами Тагор заполнял зачеркнутые места на страницах своих рукописей. В итоге – эти узоры вылились в картины, вдохновляющие многих молодых художников на творчество, а в Индии появилось новое течение в искусстве.

Его выставки проходили во многих странах мира, они покоряли людей своей искренностью и самобытностью и хорошо продавались. Деньги с продажи картин Тагор вкладывал в создание университета.
Сейчас его картины чаще всего можно встретить в частных коллекциях. В 2010 году коллекция из 12 картин Рабиндраната Тагора была продана за 2.2 млн долларов.
Поэт является автором текста гимнов Бангладеш и Индии.

В этом солнечном мире я не хочу умирать,
Вечно жить бы хотел в этом
цветущем лесу,
Там, где люди уходят, чтобы вернуться опять,
Там, где бьются сердца и цветы собирают росу.

Всей своей жизнью от утверждал, что ногами надо касаться земли, а головой уходить в небо. Лишь во взаимодействии житейской и духовной жизни человек может рассчитывать на успех своего внутреннего поиска.

В поздний час пожелавший отрешиться от мира сказал:
«Нынче к богу уйду я, мне дом мой обузою стал.
Кто меня колдовством у порога держал моего?»
Бог сказал ему: «Я». Человек не услышал его.
Перед ним на постели, во сне безмятежно дыша,
Молодая жена прижимала к груди малыша.
«Кто они — порождения майи?» — спросил человек.
Бог сказал ему: «Я». Ничего не слыхал человек.
Пожелавший от мира уйти встал и крикнул: «
Где ты,божество? »
Бог сказал ему: «Здесь». Человек не услышал его.
Завозился ребенок, заплакал во сне, завздыхал.
Бог сказал: «Возвратись». Но никто его не услыхал.
Бог вздохнул и воскликнул: «Увы! Будь по-твоему,пусть.
Только где ты найдешь меня, если я здесь остаюсь».

(перевод В.Тушновой)

Тагор считал личность высшей ценностью и сам был воплощением цельного человека. Слово для него было не единицей информации или описания, но зовом и вестью. В течение всей своей долгой жизни с удивительной гармоничностью Рабиндранат Тагор объединяет в своем творчестве противоречия между духом и плотью, человеком и обществом, между поисками истины и наслаждениемкрасотой. А красоту он чувствовал со свойственной лишь немногим тонкостью. И с высоким, благородным вдохновением умел воссоздать ее в своих лирических стихах, составляющих может быть лучшее из всего, что им написано.

Что-то от легких касаний, что-то от смутных слов,-
Так возникают напевы — отклик на дальний зов.
Чампак средь чаши весенней,
полаш в пыланье цветенья
Подскажут мне звуки и краски,-
путь вдохновенья таков.
Всплеском мгновенным возникнет что-то,
Виденья в душе — без числа, без счета,
А что-то ушло, отзвенев,- не уловишь напев.
Так сменяет минуту минута — чеканный звон бубенцов.
(перевод
М.Петровых )

Для современной бенгальской литературы Тагор по -прежнему маяк, по которому ориентируются. Нестареющая поэзия Тагора становится все популярнее. Подобно тому, как Махатму Ганди величают отцом индийской нации, Рабиндранат Тагор по праву может быть назван отцом индийской литературы. Тагор познал старость тела, но не старость души. И в этой неувядающей молодости секрет долголетия памяти о нем.

Стихи и цитаты Рабиндранат Тагора

Дом себе кто-то построил -
Значит, разрушился мой.
Я заключил перемирье -
Кто-то пошёл войной.
Если я тронул струны -
Где-то замолк их звон.
Круг замыкается там же,
Где начинается он.

***
Перед ошибками захлопываем
дверь .
В смятенье истина:»Как я войду теперь?»

«О плод! О плод! — кричит цветок.
Скажи, где ты живешь, дружок?»
«Ну что ж, — смеется плод, — смотри:
Я у тебя живу внутри».

* * *
«Не ты ли, — спросил я однажды судьбину, —
Толкаешь меня так безжалостно в спину?»
Она прохрипела с усмешкою злою:
«Тебя погоняет твое же былое».

* * *
Откликается эхо на все, что услышит кругом:
Оказаться оно не желает ничьим должником.

* * *
Проснулся малютка- цветок . И внезапно возник
Весь мир перед ним, как огромный прекрасный цветник.
И так он вселенной сказал, изумлённо моргая:
«Пока я живу, поживи-ка и ты, дорогая».

Биография Рабиндраната Тагора

Известный индийский писатель, поэт, композитор, художник и общественный деятель Рабиндранат Тагор родился 7 мая 1861 года в Калькутте, Британская Индия. Рабиндранат Тагор происходил их древнего рода. Его отец был известным религиозным деятелем, основателем религиозного общества Брахмо-самадж, Дебендранатх Тагор. Мать Рабиндраната скончалась, когда ему было 14 лет. Семья Тагора была богата и знаменита.

В 1866 году Рабиндраната отдали в Восточную семинарию, затем он поступил в обычную школу. В возрасте 11 лет Рабиндранат прошел обряд упанаямы, означающий переход из детства в юношество. После этого юноша вступил в одну из высших варн. Затем он вместе с отцом покинул родной город и на протяжении нескольких месяцев путешествовал. По тем меркам, Рабиндранат Тагор получил достойное домашнее образование.

В 16 лет Рабиндранат Тагор пробует публиковать свои первые произведения. Его литературным дебютом стала поэма в стиле майтхили, которая была опубликована в журнале «Бхароти».

В 1877 году начинающий поэт публикует поэму «Бикхарини» («Нищенка») – первое литературное произведение на языке бенгали. Кроме того, примерно в это же время он опубликовал сборники «Вечерние песни» и «Утренние песни».

В 1878 году Тагор начинает посещать публичную школу в Брайтоне в Англии. Затем он поступает в Университет колледжа Лондона, где изучает право, но вскоре покидает его для того, чтобы заняться изучением литературы.

В 1880 году Рабиндранат возвращается обратно в Бенгалию.

В 1883 году Рабиндранат Тагор вступает в брак с Мриналини Деви. Она была родом из семьи брахманов-пирали. У супругов родилось пять детей. С 1890 года Тагор проживает в своём имении в Шилайдахе.

1890 год стал годом публикации самой известной книги поэта - сборника поэм «Образ любимой».

1891-1895 годы считаются пиком литературной деятельности Тагора. В этот промежуток времени было написано большинство произведений, вошедших в последствии в трёхтомник «Гальпагуччха».

В 1901 году Рабиндранат Тагор переезжает в Шантиникетан, в этом месте он решает основать ашрам - обитель мудрецов и отшельников. Его ашрам состоял из экспериментальной школы, молитвенной комнаты, библиотеки и садов. Последующие года стали непростыми для писателя: в 1902 году умирает его супруга, затем в 1903 году от туберкулеза скончалась его дочь, в 1905 году умирает отец, а в 1907 году от холеры скончался младший сын.

Несмотря на свои личные потери, Тагор продолжает писать и вести активную общественную деятельность. Он выступал в защиту индийского революционера Тилака. Тагор являлся одним из основателей движения «Свадеши», которое выступало против Акта Керзона о разделе Бенгалии. Эти события вдохновили поэта на написание ряда патриотических произведений «Золотая Бенгалия» и «Земля Бенгалии». Позже, когда движение «Свадеши» стало приобретать революционный характер, Тагор отошел от него, так как считал, что общество должно меняться путем просвещения, а не революции.

Начиная с 1912 года Тагор много путешествовал. Ему удалось побывать в Европе, США, Японии, России. Писатель выполнил самостоятельные переводы нескольких своих произведений на английский. Будучи в Англии, он показал их искусствоведу Уильяму Ротенштейну. Благодаря его содействию эти переводы были опубликованы в Англии, а через некоторое время были сделаны переводы на русский язык, эти работы так же были опубликованы.

В 1913 году Рабиндранат Тагор стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Его творчество было высоко оценено Шведской академией. В 1921 году Тагор вместе с Леонардом Элмхерстом решил основать Институт реконструкции сельского хозяйства в Суруле.

В 1930-х годах Тагор уделял особое внимание проблеме «неприкасаемых» в Индии, в результате своей общественной деятельности, ему удалось добиться разрешения на посещение Храма Кришны в Гуруваюре этими людьми.

На склоне лет Тагор начал интересоваться наукой. Он занимался изучением биологии, физики и астрономии. Этот интерес нашел отражение в поэзии Тагора.

В конце жизни Рабиндранат сильно болел. В 1937 и 1940 годах поэт неожиданно терял сознание и впадал в кому. После последнего случая он так и не оправился. Поэт скончался 7 августа 1941 года в имении Джорасанко.

Творчество Тагора

Рабиндранат Тагор был достаточно разносторонней личностью. Он проявил себя творчески как в литературе, так и в изобразительном и музыкальном искусстве. В наибольшей степени он прославился как автор романов, эссе, новелл, драм и песен. Тагора считают родоначальником жанра новелл на бенгальском языке. Отличительными чертами поэзии Тагора считают:

  • ритмичность
  • оптимистичность
  • лиризм

В основе сюжета произведений Тагора лежит описание жизни простых людей.

Особое место в литературном творчестве Тагора принадлежит поэзии. Поэзия Тагора была стилистически богатой. Его работы можно отнести и к классическому, и к мечтательному, и к комическому стилю. Особое влияние на поэзию Тагора оказали вайшнавский поэты 15-16 веков. Так же Тагор преклонялся перед творчеством поэтов риши – мудрецов, которым боги открыли ведийские гимны.

В своих поэтических произведениях Тагор обращается к божественности через природу.

В 1930-х годах поэт занимался внедрением в литературу Бенгалии модернизма и реализма. Примером таких экспериментов могут послужить стихи «Африка» или «Камалия».

Наиболее известными поэтическими книгами Рабиндраната Тагора являются:

  • «Образ любимой»
  • «Золотая ладья»
  • «Журавли»
  • «Вечерние мелодии»
  • «Золотая ладья»
  • «Гитанджали»

Замечание 1

За сборник ««Гитанджали» поэт был удостоен Нобелевской премии в 1913 году.

Многие стихи Тагора впоследствии были положены на музыку.

Большое место в литературном творчестве Тагора отведено и прозе. Он является автором большого количества романов и новелл. Наиболее известными прозаическими произведениями Тагора являются:

  • «Чатуранга»
  • «Прощальная песня»
  • «Четыре части»
  • «Ноукадуби»

В основном новеллы писателя рассказывают об обыденной жизни крестьян Бенгалии. В первые на английском языке работы Тагора были опубликованы в 1913 году в сборнике «Страждущие камни и другие рассказы».

Большинство романов и новелл Тагора поднимают важные социальные вопросы. Один из самых известных романов писателя «Дом и мир» рассказывает о национализме, терроризме и религиозных предрассудках, которые царят в индийском обществе.

Другой известный роман Тагора - «Светлолицый» поднимает проблему индивидуальности Индии и религиозной свободы.

Достаточно сложные вопросы освящаются в романе «Взаимоотношения». Роман посвящен тяжелому положению бенгальских женщин, которые чаше всего вынуждены выбирать между долгом, честью семьи и детьми.

Помимо серьёзных произведений из-под пера Тагора выходили и более жизнерадостные работы, например, «Последняя поэма» - один из самых лирических романов писателя.

Замечание 2

Некоторые из работ Тагора были экранизированы, например, «Чокхер Бали» и «Дом и мир».

Помимо всего прочего, Рабиндранат Тагор является автором и документальных трудов. В основном они посвящены истории, лингвистике, религии. Есть в документальном творчестве Тагора и автобиографические произведения.

  • «Жертвоприношение»
  • «Почта»
  • «Красные олеандры»
  • «Гора»

Замечание 3

Рабиндранат Тагор пользовался огромной популярностью и уважением у себя на родине, в Бенгалии, его приравнивали к национальному герою. На Западе его произведения были менее популярны в основном из-за нехватки качественных переводов.

Рабиндранат Тагор - известный индийский поэт, писатель, драматург, художник, философ и общественный деятель. Этот человек оставил неизгладимый след в сердцах многих поколений не только народа Индии, но и людей всех стран мира. Он родился в очень богатой семье людей, имеющих склонность к искусству. Все его братья и сёстры также внесли свой вклад в различные сферы искусства. Жена Рабиндраната Тагора, а также двое его детей умерли в молодом возрасте.

Рабиндранат Тагор с детства искал смысл жизни. Однажды его взор упал на вырванную из книги страницу со шлокой (это санскритский эпический стих) о том, что Бог есть источник счастья, и что человек не должен стремиться к материальным благам и богатству, чтобы постичь истину. Этот случай послужил вдохновляющим фактором для литературной деятельности Тагора. Считается, что в середине жизни на поэта снизошло духовное просветление.

В 1905 году Рабиндранат Тагор принёс славу Индии, став первым неевропейским лауреатом Нобелевской премии. Его самое известное литературное произведение называется «Гитанджали» (Жертвенные песнопения»). Позднее, когда он путешествовал по всему миру, включая Китай и Россию, то встречался с великими личностями, такими как Махатма Ганди, с которым имел много общего, несмотря на некоторые, пусть поверхностные, разногласия в вопросах национализма, культурного обмена, патриотизма, экономики и т.д. Поэта связывала 40-летняя дружба с Джавахарлалом Неру, первым премьер-министром Индии, имевшим почётное звание пандита (учёного). Диалог между Альбертом Эйнштейном и Рабиндранатом Тагором лёг в основу книги о философии высших материй под названием «О природе реальности». Рабиндранат Тагор также является автором национального гимна Индии, а его песня «Амар Сонар Бангла» стала национальным гимном Бангладеша. В 1918 году он основал университет Висва-Бхарати, используя свои премиальные деньги. В этом учебном заведении обучение ведётся по системе индивидуального подхода к каждому студенту.

Помимо своей литературной деятельности Рабиндранат Тагор управлял своими семейными поместьями, тем самым сближаясь с народом и узнавая о его нуждах и потребностях. Впоследствии он стал ключевой фигурой в бенгальском ренессансе. Он начал свой путь поэтом-романтиком, а превратился в путеводную звезду людей из самых разных сфер общества.

Ниже приведены некоторые из его стихотворений и афоризмов.

ЖИЗНЬ ДРАГОЦЕННА

Знаю - виденью этому однажды конец придёт.
На веки мои тяжёлые последний сон упадёт.
А ночь, как всегда, наступит, и в ярких лучах сиять
В проснувшуюся вселенную утро придёт опять.
Жизни игра продолжится, шумная, как всегда,
Под каждую крышу явится радость или беда.
Сегодня с такими мыслями гляжу я на мир земной,
Жадное любопытство сегодня владеет мной.
Нигде ничего ничтожного не видят глаза мои,
Кажется мне бесценною каждая пядь земли.
Сердцу любые малости дороги и нужны,
Душе - бесполезной самой - нет, всё равно, цены!
Мне нужно всё, что имел я, и всё, чего не имел,
И что отвергал когда-то, что видеть я не умел.

Перевод В.Тушновой

ВСЕУНИЧТОЖЕНИЕ

Везде царит последняя беда.
Весь мир она наполнила рыданьем,
Все затопила, как водой, страданьем.
И молния средь туч - как борозда.
На дальнем бреге смолкнуть гром не хочет,
Безумец дикий вновь и вновь хохочет,
Безудержно, не ведая стыда.
Везде царит последняя беда.

Разгулом смерти жизнь пьяна теперь,
Миг наступил - и ты себя проверь.
Дари ей все, отдай ей все подряд,
И не смотри в отчаянье назад,
И ничего уж больше не таи,
Склоняясь головою до земли.
Покоя не осталось и следа.
Везде царит последняя беда.

Дорогу должно выбрать нам сейчас:
У ложа твоего огонь погас,
В кромешном мраке затерялся дом,
Ворвалась буря внутрь, бушует в нём,
Строенье потрясает до основ.
Неужто ты не слышишь громкий зов
Твоей страны, плывущей в никуда?
Везде царит последняя беда.

Стыдись! И прекрати ненужный плач!
От ужаса лицо свое не прячь!
Не надвигай край сари на глаза.
Из-за чего в душе твоей гроза?
Еще твои ворота на запоре?
Ломай замок! Уйди! Исчезнут вскоре
И радости и скорби навсегда.
Везде царит последняя беда.

Ужель твой голос скроет ликованье?
Неужто в пляске, в грозном колыханье
Браслетам на ногах не зазвучать?
Игра, которой носишь ты печать,-
Сама судьба. Забудь, что было прежде!
В кроваво-красной приходи одежде,
Как ты пришла невестою тогда.
Везде, везде - последняя беда.

Перевод А. Ахматовой

О, я знаю, пройдут
Мои дни, пройдут,
И в каком-то году предвечерней порою
Потускневшее солнце, прощаясь со мною,
Улыбнется мне грустно
В одну из последних минут.
Будет флейта протяжно звучать при дороге,
Будет мирно пастись возле заводи вол круторогий,
Будет бегать ребенок у дома,
Птицы песни свои заведут.
А дни пройдут, мои дни пройдут.

Прошу об одном,
Об одном умоляю я:
Пусть узнаю перед уходом,
Зачем был я создан,
Для чего позвала меня
Зеленеющая земля?
Зачем меня заставляло ночей молчание
Слушать звездных речей звучание,
Зачем, зачем волновало
Душу сиянье дня?
Вот о чем умоляю я.

Когда мои дни пройдут,
Земной окончится срок,
Хочу, чтобы песня моя до конца дозвучала,
Чтобы ясная, звучная нота ее увенчала.
Чтобы жизнь приносила плоды,
Как цветок,
Хочу, чтоб в сиянии жизни этой
Увидал я твой облик светлый,
Чтоб венок свой
Надеть на тебя я мог,
Когда окончится срок.

Перевод В. Тушновой

О, всеединство разума, духа и бренной плоти!
Тайна жизни, которая в вечном круговороте.

От века не прерывается, исполненная огня,
В небе игра волшебная звездных ночей и дня.
Вселенная воплощает тревоги свои в океанах,
В скалах крутых - суровость, нежность - в зорях
багряных.

Сплетенье существований, движущихся повсюду,
Каждый в себе ощущает, как волшебство и чудо.
Сквозь душу порой проносятся неведомых волн
колебания,
Каждый в себе вмещает вечное мироздание.

Ложе соединенья с владыкою и творцом,
Престол божества бессмертный ношу я в сердце моем.
О, красота беспредельная! О, царь земли и небес!
Я создан тобою, как самое чудесное из чудес.

Перевод Н.Стефановича

Индиец, ты гордость свою не продашь,
Пусть нагло глядит на тебя торгаш!
Он прибыл с Запада в этот край,-
Но шарфа ты светлого не снимай.
Твёрдо иди дорогой своей,
Не слушая лживых, пустых речей.

Сокровища, скрытые в сердце твоем,
Достойно украсят смиренный дом,
Венцом незримым оденут чело,
Владычество золота сеет зло,
Разнузданной роскоши нет границ,
Но ты не смущайся, не падай ниц!
Своей нищетою будешь богат,-
Покой и свобода дух окрылят.

Перевод Н.Стефановича

ОТРЕЧЕНИЕ

В поздний час пожелавший отрешиться от мира
сказал:
«Нынче к богу уйду я, мне дом мой обузою стал.
Кто меня колдовством у порога держал моего?»
Бог сказал ему: «Я». Человек не услышал его.
Перед ним на постели, во сне безмятежно дыша,
Молодая жена прижимала к груди малыша.
«Кто они — порождения майи?» — спросил человек.
Бог сказал ему: «Я». Ничего не слыхал человек.
Пожелавший от мира уйти встал и крикнул: «Где ты,
божество?»
Бог сказал ему: «Здесь». Человек не услышал его.
Завозился ребенок, заплакал во сне, завздыхал.
Бог сказал: «Возвратись». Но никто его не услыхал.
Бог вздохнул и воскликнул: «Увы! Будь по-твоему,
пусть.
Только где ты найдешь меня, если я здесь остаюсь».

Перевод В.Тушновой

К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Лес верни нам. Возьми свой город, полный шума и дымной мглы.
Забери свой камень, железо, поваленные стволы.
Современная цивилизация! Пожирательница души!
Возврати нам тень и прохладу в священной лесной тиши.
Эти купанья вечерние, над рекою закатный свет,
Коров пасущихся стадо, тихие песни вед,
Пригоршни зерен, травы, из коры одежды верни,
Разговор о великих истинах, что всегда мы в душе вели,
Эти дни, что мы проводили, в размышленья погружены.
Даже царские наслаждения мне в тюрьме твоей не нужны.
Я свободы хочу. Хочу я снова чувствовать, что лечу,
Чтобы снова вернулись силы в сердце мое, хочу.
Знать хочу, что разбиты оковы, цепи хочу разъять.
Вечный трепет сердца вселенной хочу ощутить опять.

Перевод В.Тушновой

Я, как безумный, по лесам кружу.
Как мускусный олень, не нахожу
Покоя, запахом своим гонимый.
О, ночь фальгуна!- все несётся мимо:
И южный ветер, и весны дурман.
Какая цель меня во мгле манила?..

И вырвалось желанье из груди.
То мечется далеко впереди,
То вырастает неотвязным стражем,
То кружит вкруг меня ночным миражем.
Теперь весь мир моим желаньем пьян,
А я не помню, что меня пьянило…
К чему стремлюсь — безумье и обман,
А что само дается, мне не мило.

Увы, моя свирель сошла с ума:
Сама рыдает, буйствует сама,
Сошли с ума неистовые звуки.
Я их ловлю, протягиваю руки…
Но мерный строй безумному не дан.
По морю звуков мчусь я без кормила…
К чему стремлюсь — безумье и обман,
А что само дается, мне не мило.

Перевод В.Марковой

«Как мне понять - о море - речь твою?»
Один вопрос я вечно задаю».
«Что значит - о гора - твое молчанье?»
«Значение его - в неотвечанье».

«Хоть горька беда - будь, душа, тверда,
Вечный зов внемли,
Победи свой страх, и падут во прах
Тяготы земли».

«Ты - мой», - сказала миру власть.
Мир превратил в темницу власти трон.
Любовь сказала миру: «Я - твоя».
Мир стал ей вольным домом».

«Не ты ли, — спросил я однажды судьбину, —
Толкаешь меня так безжалостно в спину?»
Она прохрипела с усмешкою злою:
«Тебя погоняет твоё же былое».

Стрела ликовала: «Вольна я, как птица.
А лук - мой хозяин - в неволе томится».
Но лук усмехнулся: «Запомни, стрела:
Ты волю в неволе моей обрела».

Афоризмы Р. Тагора

«Великое идёт с малым без боязни, среднее держится в стороне».

«Воробей жалeeт павлина за то, что у него такой тяжёлый хвост».

«Звёзды не боятся, что их примут за светляков».

« - Кто тут есть, чтобы продолжить моё дело?», - спросило заходящее солнце.
- Я сделаю всё, повелитель, - ответила глиняная лампада».

«Люди жестоки, но человек добр».

«Мир поцеловал мою душу страданием, требуя, чтобы я ответил на это песнями».

«Неправда, вырастая в могущество, всё же никогда не вырастет в правду».

«Отрывая лепестки цветка, ты не приобретёшь его красоты».

«Они ненавидели и убивали, и люди восхваляли их».

«Отяготи птице крылья золотом, и она никогда уже не будет парить в небесах».

«Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией».

«Вода в сосуде прозрачна. Вода в море - темна. У маленьких истин есть ясные слова; у великой истины - великое безмолвие».

«О пыль! Лишая чистоты, пятнаешь не себя ли ты?»

«Не удары молота, а танец воды доводит гальку до совершенства».

«Прелюдия Ночи начинается в музыке Заката, в его торжественном Гимне к неизвестному мраку».

«Человек хуже зверя, когда он зверь».

«Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести».

«Я пришел на твой берег как чужестранец; я жил в твоем доме как гость; я покидаю тебя как друг, о, Земля моя».

«Хочет Бог, чтобы воздвигли храм из любви и сострадания. Что же люди, кланяясь Богам, строят каменные здания».

«Перед ошибками захлопываем дверь.
В смятенье истина: «Как я войду теперь?»