Распевка для голоса высокого разогрев связок. Как разогреваться перед пением

Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить видео-урок Елизаветы Боковой, в ходе которого она предлагает шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняет некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки подходят как для опытных, так и для начинающих вокалистов.

Смотрите урок прямо сейчас:

Если вы хотите получить ещё больше полезных и, самое главное, эффективных упражнений по вокалу, то вам сюда:

Что есть общего для любой распевки?

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

Грубо говоря, упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз.

Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху, среди которых:

  • правильное дыхание;
  • соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении;
  • определённая направленность звукового потока;
  • чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.

Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.

Распевка первая: поём с закрытым ртом

В первом упражнении, автор видео-урока советует распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы.

Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону.

Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.

Распевка вторая: поиграем на губах

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса.

Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Распевка третья и четвёртая: глиссандо

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.

Распевка пятая: вьени, вьини, вьяни???

Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»), но с разными гласными и звучит как: «вьини», «вьени», «вьяни».

Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные «…э-э-э…» исполняются приёмом легато.

Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.

Распевка шестая – стакатто

Шестое упражнение исполняется приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация в сочетании с материалом, представленным в видеоролике, может обогатить практические занятия и помочь достичь впечатляющих результатов.

Содержимое:

Перед тренировкой всегда нужно разогревать мышцы, и голосовые связки - не исключение. Для долгосрочного здоровья ваших голосовых связок полезно будет перед пением или каким-либо выступлением делать распевку. Существует несколько упражнений, которые вам в этом помогут. Если у вас намечается выступление, то во избежание усталости и возможных повреждений голосовых связок, делайте 10-минутные распевки несколько раз на протяжении дня. Большинство вокальных разминок включают в себя исполнение разных звуков голосом, но также необходимо выполнять упражнения, которые разогревают легкие, губы, язык и тело, чтобы вы расслабились и были готовы петь.

Шаги

Часть 1 Разогрев тела

  1. 1 Откройте горло. Один из первых и самых простых способов разогреть тело перед пением - открыть горло и диафрагму с помощью зевания. Для того чтобы заставить себя зевнуть, подумайте об этом или же просто посмотрите видео, как кто-то зевает.
    • Повторите процедуру с зеванием 2–3 раза, чтобы полностью раскрыть горло и диафрагму.
  2. 2 Задействуйте мышцы кора. Использование мышц живота и правильная подача звука телом очень важны, когда вы поете. Чтобы задействовать мышцы, которые вы должны использовать, издайте легкий кашель. Обратите внимание на то, какие именно мышцы участвуют в этом действии, поскольку это мышцы, которые вы должны использовать при пении.
    • К мышцам кора среди прочих относятся также поясничные мышцы, мышцы тазового дна и диафрагма. Задействуйте эти мышцы во время пения, так вы сможете полностью раскрыть свой голос.
  3. 3 Расслабьте шею и плечи. Тело должно быть расслаблено во время пения, чтобы мышцы и тело не были напряжены, особенно во время исполнения высоких нот. Чтобы расслабить верхнюю часть тела, просто поднимите плечи к ушам, держите их в таком положении в течение пяти секунд, а затем расслабьте. Повторите упражнение 4–5 раз.
    • Голос всегда должен исходить из диафрагмы, но иногда для того, чтобы взять высокие ноты, люди используют другие части тела вместо живота. Это неправильно.
    • Чтобы избежать подобной ошибки, продолжайте расслаблять шею и плечи во время распевки, особенно перед тем, как брать высокие ноты.
  4. 4 Делайте дыхательные упражнения. Поскольку дыхание - это своего рода механизм, который создает голос, перед пением очень важно также сделать несколько дыхательных упражнений. Можете выполнить следующие два упражнения:
    • Расслабьте плечи и грудь, сделайте глубокий вдох, при этом живот слегка поднимается. Затем медленно выдохните. Продолжайте дышать в таком ритме еще две минуты.
    • Вдыхайте, как и раньше, но выдыхайте медленнее, создавая при этом шипящий звук. Повторяйте в течение одной минуты.
  5. 5 Ослабьте напряжение в челюсти. Напряжение в челюсти и ротовой полости может также повлиять на ваше пение, поэтому перед пением максимально расслабьте данную часть. Чтобы ослабить напряжение, сделайте следующее:
    • Положите ладони на щеки, открыв при этом челюсть в естественном положении.
    • В течение одной-двух минут легкими движениями массируйте челюсть и мышцы лица.

Часть 2 Упражнения для вокальной разминки

  1. 1 Жужжание. Начните, издавая звук жужжания нижним диапазоном горла при выдыхании. Повторите данное упражнение до десяти раз, затем повторите то же самое, но с открытым ртом, создавая звук «а-а-а».
    • Жужжание - это отличный способ разогреть и расслабить мышцы горла, лица, шеи и плеч, оно также помогает контролировать дыхание.
  2. 2 Прожужжите до-ре-ми. Как только вы сделаете базовую распевку, начните разминку голоса, изменяя высоту, распевая до-ре-ми вверх и вниз. Начните с нижнего диапазона и как только закончите первый подход вверх и вниз по шкале, перейдите к более высокой тональности и повторите.
    • Повторите данное упражнение для четырех-пяти возрастающих тонов и так же в обратном порядке по тональностям.
  3. 3 Разогрейте губы. Выполняйте специальные упражнения для губ (напоминают жужжание или бурчание), которые разогревают не только губы, но и голос. Чтобы выполнить это упражнение, необходимо свободно закрыть губы, слегка надуть их и просто выдыхать воздух (для этого просто представьте звук мотора или фырканья). Проделайте данное упражнение еще на двух выдохах, а затем сделайте еще три-четыре упражнения для губ, начиная медленно покачивать головой из стороны в сторону.
    • Повторите данные упражнение с губами и головой, создавая при этом звук «б», делая своего рода вокальную разминку начиная с самой высокой тональности и заканчивая самой низкой, и наоборот.
  4. 4 Практикуйте так называемую песню сирены. Произносите носовой звук [ŋ] (схож с английской носовой согласной). Продолжайте тренировать этот звук на протяжении трех-пяти тональностей. Каждый раз, когда доходите до самой высокой и самой низкой нот, постарайтесь взять ноту еще выше или ниже, расширяя свой диапазон.
    • Данное упражнение помогает постепенно разогревать голос, предотвращает чрезмерное его напряжение, а также помогает певцам переходить от головного до грудного голоса (когда воздух резонирует в разных частях тела при создании различных звуков в разных тональностях).
  5. 5 Тренируйте свою речь с помощью скороговорок в разных тональностях. Скороговорки - хорошая практика артикуляции, и если вы будете выговаривать их в различных тональностях и громкости, они станут отличным способом разогрева перед пением. Среди хороших скороговорок, которые стоит попробовать, следующие:
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    • Белые бараны били в барабаны.
    • Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
    • Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Водовоз вез воду из-под водопровода.
    • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
    • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.
    • Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Часть 3 Продвинутые техники разогрева

  1. 1 Выдерживайте длительную ноту. Иногда в песне необходимо, чтобы певец длительное время держал ноту, а если вы не готовы к этому или не обладаете необходимой техникой, вы, скорее всего, не сможете полностью выдержать ноту, как требуется. Чтобы попрактиковать эту технику:
    • Расправьте ребра, втяните живот и расслабьте плечи и шею.
    • Когда открываете горло, руки и грудь, медленно вдыхайте, как будто вы удивлены. Держите эту так называемую открытость, оставаясь расслабленным. Это и есть та самая техника, которую вы будете использовать для держания длинной ноты.
    • Теперь, выберите ноту среднего диапазона, повторите вышеуказанные шаги, но в этот раз исполните ее и держите как можно дольше, при этом горло должно быть открытым и расслабленным при выдерживании ноты.
  2. 2 Поработайте над высокими нотами. Если вы собираетесь спеть песню, в которой нужно брать высокие ноты, лучше попрактиковаться в этом с помощью следующих методов. Проблема высоких нот в том, что вы можете повредить голосовые связки, если будете слишком напрягаться, чтобы взять желаемые ноты. Для того чтобы брать высокие ноты, не навредив себе, нужно:
    • Тренироваться поддерживать постоянный поток воздуха во время пения.
    • Все мышцы должны быть расслаблены.
    • Во время пения держите все резонирующие полости (горло, рот, нос, грудь и другое) открытыми.
    • Выберите песню с высокими нотами и практикуйте ее исполнение частями, пока не будете максимально хорошо исполнять каждую часть этой песни.
    • Попробуйте сначала исполнить песню без слов, вместо этого воспроизводите единый звук, чтобы пройти по всем тональностям. Освоив это упражнение, можете исполнять песню целиком, со словами и всем остальным.
  3. 3 Тренируйтесь брать низкие ноты. Исполнение песни с низкими нотами может оказаться не менее трудным, поскольку при низких нотах вы можете легко потерять контроль над звуком, так как при понижении тональности ваши голосовые связки расслабляются.
    • Чтобы контролировать низкие ноты, необходимо держать горло расслабленным и поддерживать резонанс голоса в области лица.
    • Если вы перестаете чувствовать мощь голоса в области лица при исполнении низких нот, сделайте движения головой из стороны в сторону чтобы открыть горло, и попробуйте снова.
    • Не волнуйтесь, если громкость голоса снижается, когда вы берете низкие ноты, так как их невозможно исполнять при высокой громкости. Вместо того чтобы повышать громкость голоса, сосредоточьтесь на поддержании тональности и чистоте ноты.

Надеюсь, что даже в самом насыщенном расписании Вы находите время для отработки своих навыков эффективного общения, активно практикуетесь в словесной импровизации, оттачиваете мастерство убеждающего выступления. И даже выкраиваете 5-7 минут ежедневно для речевой артикуляционной гимнастики!

А сегодня, чтобы добавить в наши тренировки разнообразия и свежести, предлагаю, как и обещал в предыдущем выпуске, изучить упражнения еще одной (как всегда – очень полезной!) разминки – для голоса. Итак, тема сегодняшнего выпуска –

Вы, конечно, помните из предыдущих выпусков, что характеристики голоса – важнейшая составляющая выступления оратора, один из «трех китов» его успеха. Голос выразительный, красиво окрашенный, богатый интонациями может творить с аудиторией чудеса, влияя на самые глубинные пласты подсознания слушателей.

В чем отличие «поставленного», тренированного голоса от простого? В подавляющем большинстве люди, не работающие с голосом профессионально, говорят «горлом» – используют только голосовые связки – и, увы, «зарабатывают» ларингиты и фарингиты. А профессионал для извлечения звука «включает» существующие в нашем организме естественные полости – их называют РЕЗОНАТОРАМИ. Одни из основных – резонаторы живота и груди, на разминке поучимся ими пользоваться.

Другая важная особенность – звучание «на опущенной гортани». При обычном повседневном говорении наша гортань обычно находится в поднятом, напряженном положении и быстро устает. Умение говорить с опущенной, расслабленной гортанью, «на зевке», помогает говорить и много дольше, и гораздо красивее. Для того, чтобы примерно ощутить, что это значит, положим ладонь на свое горло и изобразим зевок – почувствуем, что под ладонью гортань переместилась книзу. Теперь попробуем ее там оставить и сказать несколько слов. Как ощущения?

Впрочем, по этому поводу не буду пытаться отнять хлеб у профессионалов – чтобы научиться говорить с опущенной гортанью, рассылки явно недостаточно, нужен хороший тренинг постановки голоса.

На качество говорения оказывает существенное влияние и наше дыхание. Многие знают, что дышать можно по-разному. Если не вдаваться в подробности, люди используют два основных типа дыхания – грудное и диафрагмальное (его еще называют брюшным). Внешне их отличить довольно легко, можете себя проверить прямо сейчас. При грудном типе дыхания грудная клетка приподнимается на вдохе и опускается на выдохе. При диафрагмальном – на вдохе живот слегка выпячивается вперед, а на выдохе втягивается внутрь. И примите мои поздравления, если обнаружили, что дышите диафрагмально – это как раз то, что надо для хорошего голоса в целом и для качественной голосовой разминки в частности)).

Если нет – ничего страшного, диафрагмальному дыханию можно довольно быстро научиться, оно физиологично и полезно для здоровья.

Итак – нам предстоит ответственное выступление или важный разговор. Мы хотим добавить своему голосу звучности, солидности, красоты – мы делаем упражнения голосовой разминки.

Очень хорошо, если перед этим у нас нашлось хотя бы несколько минут для упражнений речевой (артикуляционной) разминки – это значительно усилит эффект воздействия разминки голосовой.

Выбираем удобную расслабленную позу – основная поза оратора вполне подойдет, но можно и сидя. Руки свободно висят вдоль туловища, плечи развернуты, подбородок чуть приподнят. Перед началом разминки делаем «контрольный заход» – негромко вслух проговариваем четыре строчки любого детского стихотворения, например – «В лесу родилась елочка» или «Наша Таня громко плачет». Проговариваем (не поем!) – и прислушиваемся к собственному голосу: как звучит, насколько глух-звонок, тих-громок и так далее. Запомнили?

Теперь приступаем к упражнениям разминки:

Представляем себя большой органной трубой или виолончельной струной

Делаем (очень желательно – ДИАФРАГМАЛЬНЫМ способом) спокойный, довольно глубокий (но не запредельный) вдох.

На выдох широко раскрываем рот и громко (ГРОМКО! ГРОМКО!!! ),душевно гудим-тянем-пропеваем звук

А-А-А-А-А – непрерывно, пока не кончится воздух. Когда он кончится, делаем еще такой же вдох – и продолжаем. Делаем 2-3 таких протяжных пропевания.

Во время «гудения» стараемся:

Если получится, опускать гортань, звучать «на зевке»;

Мысленно постоянно переводить зарождающийся в нас звук из горла в грудь и живот, чтобы он «возникал» именно там;

Держать подбородок чуть приподнятым, оставляя при этом расслабленными мышцы шеи и область горла;

Во время звучания постепенно напрягать и втягивать внутрь мышцы живота, словно выжимая воздух из живота-груди. На вдохе будет достаточно мышцы просто расслабить – и воздух войдет в легкие быстро и бесшумно.

Кстати – правильным вокалом в целом и этими упражнениями в частности можно так «прокачать» мышцы живота, что никакой фитнес не понадобится))

Время от времени в процессе гудения можно мягко прикладывать ладонь к груди. Если мы все делаем правильно, ладонь будет ощущать легкую вибрацию – значит, порядок, резонаторы резонируют)).

Закончив работу с «А», делаем небольшую паузу в 15-20 секунд, во время которой проверяем, не возникло ли в теле (особенно в области горла и шеи) непроизвольных излишних напряжений, встряхиваем мышцы, расслабляемся – и, сделав новый вдох диафрагмой, продолжаем пропевать следующий звук.

Всего звуков пять, пропеваем их в такой последовательности:

А-Э-И-У-О.

Начать можно с последовательности полегче:

А-Э-О

и постепенно переходить к полному набору. Заканчивать я рекомендую всегда самым красивым и певучим звуком О, представляя себя где-нибудь в кавказских горах за щедро накрытым столом – звук сразу становится насыщеннее и ярче)).

Закончив ряд, произнесем снова то самое четверостишие, которое декламировали перед началом разминки. Есть изменения?

Если изменения явно чувствуются – наш голос стал более густым, сочным, насыщенным – это значит, что мы в нашей голосовой разминке все сделали правильно. Если изменения пока не слишком заметны – ничего страшного. Голос – явление очень индивидуальное, тонкое. Возможно, Вам нужно позвучать в следующий раз несколько подольше или погромче – и изменения через несколько занятий обязательно появятся.

На этой позитивной и жизнеутверждающей – сильно, густо и бархатисто звучащей – ноте я призываю Вас, друзья, активно перейти от теории к практике и сразу же отработать упражнения голосовой разминки.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/

Разогрев голоса перед выступлением – обязательный процесс для певца. Без распевки голос будет звучать не так звонко. Даже у профессионального певца звук будет получаться не таким красивым, если он не разогреет голос. Разогрев голоса похож на разогрев мышц у спортсмена перед тренировкой.

Существует много видов распевки, которые используют и прививают своим ученикам преподаватели вокала. Однако у всех распевок одна основа: настроить голос посредством правильного выполнения упражнений.

Видео-урок «Уроки вокала. Разогрев голоса»

Вокальные упражнения

В обучающем видео «Уроки вокала. Разогрев голоса» певица Елизавета Бокова покажет, как необходимо построить процесс разогрева голоса. Она детально опишет основные элементы правильного пения:

  • дыхание;
  • осанка;
  • направление и выход звуков.

Опыт Е. Боковой и ее вокальные данные дают ей право компетентно советовать последовательность и виды упражнений для распевки. Она предпочитает начинать с распевок с закрытым ртом, постепенно переходя на упражнения с открытым ртом. В ее комплекс упражнений для разогрева голоса вошли итальянские распевки, которые она высоко ценит за их свойство быстро и качественно настраивать голос.

Поем вместе!

Данный видео-урок будет полезен певцам, которые следят за состоянием своего горла. Распевка необходима для красивого пения. От нее зависит не только чистота и звонкость звука, но и здоровье связок. Видео-материал построен так, что желающие могут проводить распевку вместе с Е. Боковой, следуя ее примеру.

Поговорим о разогреве перед пением... Кто-то может сказать: "Зачем всё усложнять? Я вот, например, пою для себя не разогреваясь и всё бывает нормально!" Отчасти это так, но не совсем. Когда вы просто поёте - это одно; а, например, когда вы занимаетесь вокалом или собираетесь выступать - это совершенно другое дело. Во втором случае ваш голос испытывает намного большую нагрузку (физическую либо психологическую), и разогрев, во-первых, позволит вам легче с этой нагрузкой справиться, и, во-вторых, может предотвратить получение травмы. Вы же не побежите 100-метровку не разгрев мышцы? Вот так и с вокалом.

На нашем тренинге для начинающих "Начни петь за 1 день! ", помимо прочего, есть очень классные телесные упражнения, чтобы вы могли быстро привести своё тело в состояние полной голосовой готовности и получать максимальный эффект от занятий вокалом.

Теперь ещё несколько советов:

Разогрейте мышцы тела

Так вы снимете телесные зажимы и вместе с ними зажимы гортани. Тогда все вокальные упражнения и само пение вам будут даваться легче, а голос будет звучать красивее. Время разминки и упражнения - на ваше усмотрение. Но как минимум нужно сделать вот что: поднимите руки над головой и потяните их как можно дальше; затем сделайте несколько наклонов, руками постарайтесь достать до пола (в это вся верхняя часть тела должна быть расслаблена); затем разомните плечи и шею, чтобы снять оставшееся напряжение. После этого можно приступать к вокальным упражнениям.

Проговорите слова

Выберите любую фразу, например: "один, два, три, четыре, пять". Просто произнесите её так, как вы обычно разговариваете без повышения или понижения интонации (на одной ноте). Старайтесь тщательно проговаривать слова, чтобы разогревался артикуляционный аппарат. После этого повторите ту же фразу на полтона выше. Так пройдите на несколько полутонов вверх, потом вниз, оставаясь в рамках комфортного диапазона. Полутон - это разница в звуке между двумя соседними клавишами на фортепьяно или синтезаторе (включая черные) или двумя соседними ладами на гитаре. Если у вас нет инструмента, можете использовать какую-нибудь программу, например "Пианино 3.0" Вконтакте (http://vkontakte.ru/vk_piano). "Вниз по полутонам" значит влево на пианино - более грубый звук. И, соответственно, наоборот. Это упражнение позволит вам почувствовать вибрации в груди, горле и во рту. И кроме того, иногда во время пения бывает нужно так пропеть фразу на небольшом выдохе (как речитатив).

Пройдите диапазон немым звуком

Немой звук - это когда вы тянете звук "М-м-м", не открывая рта. Во время выполнения этого упражнения почувствуйте, где в вашем теле вибрируют те или иные ноты (в животе, в груди, в голове и проч.). Начните с комфортной ноты в середине диапазона, потом пройдите вниз по полутонам, потом поднимитесь вверх (пока это комфортно для вас).

Зевание

Помните звук, который вы издаёте, когда зеваете? Мы это используем. Нужно на одном длинном протяжном зевке "проползти" голосом вниз до самой низкой ноты и вверх до максимально высокой ноты. Так зевнуть нужно несколько раз. Это очень хорошо разогревает голосовые связки, т.к. заставляет их буквально растягиваться и сжиматься как резиновые. Кроме того, ощущение зевка и это упражнение в частности, очень важно для постановки голоса и расширения диапазона (об этом будем писать в другом выпуске).

Распеваемся на гласных

Используйте такое сочетание гласных: "А Э И О У". Их нужно пропевать на одной ноте, слитно, одна гласная перетекает в другую. Каждую гласную пропевать в течение 1-2 секунд. Начните с середины диапазона, пройдите вниз потом поднимайтесь наверх до самых низких и высоких нот своего диапазона соответственно. В целом эта разминка может занять у вас минуту или несколько и позволит разработать артикуляционный аппарат и выработать кантилену ("напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии").

Упражнение на дикцию

Вообще, дикция очень важна для исполнителей. В конечно итоге, если ваши слушатели не поймут, о чем вы поёте, они не смогут по достоинству вас оценить. Поэтому снова выполняем предудущее упражнение, только вместо гласных берем какую-нибудь скороговорку, например "шла саша по шоссе и сосала сушку". Старайтесь очень тщательно выговаривать слова. Не важно, в каком музыкальном стиле вы работаете, если у вас будет отличная дикция, от этого будет только лучше.

Запишитесь в один клик!