Равнодушие в произведении паустовского телеграмма. Сочинение по рассказу телеграмма паустовского

Людям часто не хватает доброты со стороны своего окружения, понимания того, что они нужны своим близким, обществу, а равнодушие и безразличие, их порой убивает.

В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» перед нами предстаёт равнодушие по отношению к близким на примере дочери Насти к своей постаревшей матери Катерине Петровне. Катерина Петровна жила одна в деревне, дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Письма от получала редко, Настя присылала ей по 200 рублей два раза в месяц, но её больше волновали письма дочери, приходившие вместе с деньгами, она тосковала по дочери. Только потом Настя осознала, что никто её так не любил, как её мама, которая была одинока и умирала в одиночестве. Не будь настя такой жестокой, а равнодушие это тоже жестокость по отношению к близким, мама бы может и пожила по-дольше.

Николай Гоголь в своём произведении «Шинель» показывает также равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину, отсутствие которого заметили только на четвёртый день, проблемы этого персонажа никого не интересовали, поэтому, его столкновение с жестокостью окружающего мира, приводит его к смерти.

Человеческая доброта - это умение и желание относиться к другим людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе: с пониманием, сочувствием, с действенной поддержкой, теплом и любовью. Жестокость - противоположное качество, проявляющееся часто в равнодушии, эгоистическом желании реализовать свои планы за счёт других, в игнорировании интересов окружающих, а не только в сознательном причинении им боли.

Самое страшное, когда жестокость проявляется к родному человеку, который дал тебе жизнь. В произведении «Телеграмма» очень выразительно показана жестокость как равнодушие. Впечатляет отсутствие живых человеческих чувств Насти к родной маме и отсутствие доброты как нормы отношений между близкими людьми.

Если в «Телеграмме» показана жестокость в отношениях между людьми, то в повести Н.Гоголя «Шинель» безразличие, равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину показаны как олицетворение жестокости общества. Яркая деталь: отсутствие несчастного (смерть) заметили только на четвёртый день, что говорит о том, что он не был для общества человеком, а лишь исполнителем функций.

Очень разные произведения, по разному раскрывается тема доброты и жестокости. В «Телеграмме» Настя жестока к своей матери, жестока от непонимания, от равнодушия, от увлеченности городской жизнью, от суеты, жестока не от злости, но от недостатка доброты, глубины души.

В «Шинели» показана жестокость общества, тоже состоящего не из злодеев, а просто из равнодушных людей.

И в том и в другом случае вполне можно сказать, что равнодушие едва ли не худшая форма жестокости.

вопрос достаточно обширен, поэтому можно попытаться освятить все его основные моменты. что такое доброта? доброта - это проявление светлых чувств по отношению ко всему окружающему. что значит добрые чувства? это способность помочь в трудную минуту, не оставить в беде, уделять внимание, сказать ласковое слово, в конце концов, приободрить в трудной ситуации. свойственно ли это чувство всем?

думаю, нет. так уж устроен наш мир, что идеально в нем все быть не может. поэтому наряду с этим светлым чувством есть понятие жестокости. в каких аспектах можно рассматривать данные понятия? безусловно, это отношения между людьми, это отношения к животным, к природе в целом, отношение к самому себе. если брать в качестве примера произведения «Телеграмма» и «Шинель», то по первому можно сказать следующее. главная героиня, Настя, была жестока по отношению к своей матери, потому что отодвинула ее на второй план, в первую очередь же была зациклена на своей работе. в повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин сталкивается с жестокостью окружающего мира по отношению к себе. так как он не имеет высокого звания и чина, не имеет денег, то и его проблемы никого не волнуют. такая жестокость приводит к смерти героя.

«Телеграмма»(анализ рассказа)

Слово учителя.

Рассказ «Телеграмма» впервые был напечатан в журнале «Огонёк» №8 в 1946 году.

По рассказу в студии Мосфильма летом 1957 года была снята короткометражная картина режиссёром.

Паустовский писал очерки, литературные портреты о знаменитых людях:композиторе Эдварде Григе («Корзина с еловыми шишками»),М Горьком («День смерти Горького»),Диккенсе («Случай с Диккенсом») и др.

Но у него много рассказов о простых людях, которые никого не оставляют равнодушными.

«Телеграмма»-один из них.

Проверим, внимательно ли вы прочитали рассказ «Телеграмма». ВИКТОРИНА.

1.Где и в каком месяце происходит действие?

(В усадьбе Катер. Петр. в селе Заборье в октябре-ноябре).

2.Какой журнал пылился на столе К. П.?

(«Вестник Европы»)

3.Эскиз какой картины подарил Крамской отцу К. П.?

(«Незнакомка в бархатной шкбке»)

4.Похороны какого писателя видела в?

5.Кем был отец К. П.?

(Известным художником).

6.Кто послал телеграмму Насте?

(Сторож Тихон).

7.Кем работала Настя в Союзе художников?

(Секретарём).

8.Как её называли художники?

(Сольвейг).

9.Чьи «сверлящие» глаза смотрели на Настю?

10. догадалась, что телеграмму прислала не дочь?

(По взволнованному состоянию Тихона).

11.Кто и кому сказал:»…за добро плати добром, не будь пустельгой»?

(Тихон Манюшке).

12.»Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» К кому обращены слова Тихона?

(К Катер. Петр.)

События в рассказе развёртываются во времени.

Как оно изображается? (Звучит фрагмент «Октябрь» из «Времён года» .)

Пейзаж описан МРАЧНЫМИ красками

«Октябрь был на редкость ХОЛОДНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ.. Тесовые крыши ПОЧЕРНЕЛИ.»

«СПУТАННАЯ трава в саду ПОЛЕГЛА.»(Олицетворение»)

«…Доцветал и никак не мог ДОцвесть…один только маленький подсолнечник у забора»

(Приставка ДО - означает конец действия).

Вывод. Осенний пейзаж Паустовского холоден и б е с п р и ю т е н, таков он и в музыке Чайковского-мы ощущаем грусть, печаль, тоску…

Настоящее время (ЕСТЕСТВЕННОЕ) МЕДЛЕННО протекает для Катерины Петровны. За счёт каких деталей автор усиливает ощущение беспросветного одиночества Катерины Петровны?

А).Описание интерьера.

Ей «СТАЛО ЕЩЁ ТРУДНЕЕ вставать по утрам», видеть «ВСЁ ТО ЖЕ»:комнаты с запахом «НЕТОПЛЕНЫХ ПЕЧЕЙ», «ПОЖЕЛТЕВШИЕ чашки»,»ДАВНО НЕ ЧИЩЕНЫЙ САМОВАР».

«В комнатах было ВСЁ СУМРАЧНО».

Вывод. Никаких событий в жизни Катер. Петр. не происходит(ни встречи, ни разлуки).. . Время бессобытийноПоэтому оно ползучее. Оно не может быть основным временем рассказа. Оно используется автором как побочное, переплетается с другими

Это время к р и з и с а и ж и з н е н н о г о п е р е л о м а.

Для этого он вводит в рассказ даты, имена, реалии…Найдите это в тексте.

А).На столе лежал «пыльный «Вестник Европы» (Это ежемесячный литературно-политический журнал буржуазно-либерального направления, с 1866-1867 г. г.выходил в Петербурге по 4тома в год. Первым редактором был)

Б).Катерина Петровна «ТОЛЬКО ПО ПАМЯТИ знала», что картина, потускневшая от времени,-это «портрет её отца», а рядом висит «В ЗОЛОТОЙ РАМЕ» подарок Крамского отцу - эскиз к его «Незнакомке в бархатной шубке».(Это вторая половина 19 века)

Слово «дом» имеет несколько значений(работа с «Толковым словарём»)

А).:Ж. илое здание со всем хозяйством.(описание усадьбы в Заборье),

Б)люди, живущие в нём (Кат. Петр.,её отец и Настя),

В).династия, род (устар.)(вымирание рода:отец-Катер. Петр.-Настя-?)

Найдите описание усадьбы. Какое впечатление она производит? Почему?

(Выступление 1 творческой группы).

Дом построил её отец, известный художник, вернувшийся в старости из Петербурга в родное село Заборье. Дом был «мемориальный, т. к. « находился под охраной областного музея.»

В нём - «продавленный диван», печка, из-за которой,»обманутая тишиной»,выбегала мышь и нюхала «застоявшийся воздух».

Дом окружал сад с засохшими деревьями. «Ветер сбивал последние листья».В глубине сада-заколоченная калитка, свидетельствующая о том, что, видимо, давно не было гостей в этом доме.

И только «облетевший, озябший» клён, посаженный когда-то Катериной Петровной, «девушкой-хохотушкой»,был ей родным:»она посадила его давно»; как и ей, «ему некуда было уйти от этой бесприютной. ветреной ночи».Это дерево воспринимается его хозяйкой как живое существо:они оба одиноки, слабы.

Вывод. Тягостное впечатление - неуютно, нет хозяина.

Расскажите о хозяевах этой усадьбы.(Выступление 2 творческой группы).

Отец был образованным человеком: знаком с художником Ив. Ник. Крамским(1837-1887). Одно лето он провёл с дочерью в Париже, где она:видела похороны Виктора Гюго », известного французского писателя. Это было в прошлом.

Сейчас здесь живёт в одиночестве Катер. Петр.-старый, больной человек, одевается в старый салоп(верхняя женская одежда, род круглого плаща),на голове-тёплый платок. Она давно не выходила из дома. Плохо видит.

У Катер. Петр. есть дочь Настя, «единственный родной человек»,которая живёт далеко, в Ленинграде, мать навещает редко («последний раз приезжала 3 года назад»)

«Малелькая, сгорбленная старушка» жила только воспоминаниями о ней: «в рыжем кожаном ридикюле» хранила «какие-то бумажки»,но почему-то не хотела говорить о ней со сторожем Тихоном, зато потом «начинала тихонько плакать».Видимо, поэтому время для неё тянется медленно. Мать понимала, что Насте теперь «не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье» (Слово «Свои» повторяется трижды-так автор показывает отчуждение). «Лучше не мешать». Поэтому мать редко писала письма, но Настя раз в 2-3 месяца переводила матери деньги.

Раскройте матафорический смысл предложений:

«Керосиновый ночник вздрагивал на её столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме…»

Метафора-это скрытое сравнение. Поэтому, скорее всего, автор сопоставляет с керосиновым ночником Настю.

Они (ночник и Настя)-«единственные живые существа в покинутом доме»,без «слабого огня»которых(моральной поддержки дочери) она «не знала бы, как дожить до утра» (чего-то светлого в её жизни).Ведь жизнь теперь для неё-это «бесприютная, ветреная ночь»

Действительно, кроме них, никто не мог скрасить её одиночества. Люди рядом с ней были. И неплохие:добрые, трудолюбивые, искренние. Соседка Манюшка прибегала, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар, Тихон, почитавший её отца, рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. Тоже проявлял жалость. Но близкими их нельзя назвать.

Чего же не хватало Катерине Петровне?

Общения с самым близким человеком, духовного общения, ведь ей хотелось поговорить «о картинах, петербургской жизни».Поэтому «ночи были …долгие» для неё, а «рассвет всё медлил».

Почему Насти не было рядом с матерью?

«Материнское сердце в детях, а детское-в камне». Может, поэтому?

Или она «пустельга»,по определению Тихона?(Пустельга-пустой, ничтожный человек)

А).Настя работала секретарём в Союзе художников: устраивала выставки, конкурсы

Письмо от матери она получила на службе, решила прочитать после работы.

Письма матери у неё вызывали «вздох облегчения»(пишет-значит, жива) и глухое беспокойство (каждое письмо-«безмолвный укор»).

Значит, не совсем закаменело её сердце.

Б).Она помогла молодому скульптору Тимофееву.

В мастерской у него было холодно, обогревался керосинкой:»Ветер посвистывал в рамах и шевелил на полу старые газеты».» Ревматизм в руках от мокрой глины» Жаловался на то, что его »затирают и не дают развернуться».Но он «готов драться» за правду.

Настя «ушла от него с твёрдым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности»

Потом долго говорила с председателем Союза художников, «горячилась»(это разве не проявление чувств?!),и тот согласился устроить выставку работ Тимофеева.

2 недели возилась с устройством выставки:»приходила в отчаяние», «обижалась» на неуживчивого скульптора скульптора, но своего добилась «Выставка удалась».Настя «смутилась до слёз»когда Першин похвалил её за это.

Вывд. Настя искренне заботится о Тимофееве, не обижается на капризы скульптора. Она чувствует себя нужной людям, ей хочется, чтобы её считали активным, интересным человеком (Это э г о и з м?..)

Значит, у неё не каменное сердце?..Как же заботящаяся о других Настя проявляет равнодушие к матери? Выдерживает ли она испытание на истинную человечность?

А).Ей некогда было «вырваться» (Выставка Тимофеева).

Б).Промелькнула мысль о трудной дороге: «переполненных поездах»,»пересадке на узкоколейку, тряской телеге,…н е и з б е ж н ы х материнских слезах,…о с к у к е сельских дней…»

В).Скрывала на службе содержание телеграммы (Мать «помирает»),сказав, что телеграмма от знакомой..Стыдится матери?..

Поэтому отложила отъезд.

Г).Вспомним, за что художники звали её Сольвейг: «за русые волосы и большие х о л о - д н ы е глаза».

(Сольвейг-героиня драмы-поэмы «Пер Гюнт» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906)

Холодный взгляд-бездушный, суровый.

Паустовский-мастер деталей. Найдите детали, подчёркивающие, что не дождётся мать своей «ненаглядной» дочери.(Поиск ключевых слов).

-«доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только… п о д с о л н е ч –

н и к у забора». «позабытые з в ё з д ы»,смотревшие ночью на землю(прошлое),

-«керосиновый ночник», «жестяная пустота», «облетевший, озябший клён» (настоящее),

-«холодные глаза» Сольвейг(будущее?!...).

Под чьим влиянием и как происходит прозрение Насти? (Две встречи со скульптурой)

А).В мастерской скульптора Настя «вздрогнула».

«Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек» (Это была скульптура.)

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное,-казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.-Эх, ты, сорока!»(Усмешка Гоголя)

б).На выставке, когда она постеснялась сказать содержание телеграммы,

«…чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе «.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.» «Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!» (С презрением!)

Именно после этого Настя в ы б е ж а л а с выставки на улицу, г о р ь к о з а п л а - к а л а.

Она в д р у г поняла, «что никто её так не любил, как эта дряхлая, б р о ш е н н а я всеми старушка, там, в скучном Заборье» За последний год она в п е р в ы е произнесла слова «мама» («Поздно! Маму я уже не увижу.»)

«Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть…лишь бы простила.»

Но она опоздала. Мать не дождалась. В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Застала свежий могильный холм на кладбище и «холодную, тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла уже давным-давно».

Уехала из Заборья крадучись, ей казалось, «что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё н е п о п р а в и м о й в и н ы…»

Вот что осталось Насте. ЗНАЧИТ, МОЖНО МНОГОЕ ПОТЕРЯТЬ В СУЕТЕ ЖИЗНИ….

Чтение ученицей стих Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда…»

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пажни серебром

Опаздывает замять.

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже –«неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но не простительно, когда

Опаздывает совесть.

.К кому, по-вашему, обращена телеграмма? О чём предупреждает писатель?

Звучит лирическая пьеса Эдварда Грига «Сольвейг».

Дом зад. . «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,-это мать». М. Горький.

Как вы понимаете смысл этого высказывания?(Сочинение-миниатюра).

/ / / Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма»

История создания
Константин Паустовский написал небольшой рассказ в 1946 году, в непростое послевоенное время. Это произведение вышло тогда, когда писатель уже обрел мировую славу. Замысел рассказа прослеживается в более ранних его рассказах. В них автор упоминает о судьбе дочери именитого художника. Позже именно ее образ станет главным в рассказе «Телеграмма». Это произведение не было включено раньше в школьную программу, потому что приоритет имели произведения большего объема в жанре социализма.

Сюжет рассказа
В центре сюжета одинокая престарелая женщина по имени Катерина Петровна, которая живет в отдаленной от цивилизации деревушке. Она не может уехать, потому что дорожит «мемориальным» домом, построенным еще ее отцом – именитым художником. Становится понятным, что и сама женщина имеет утонченную душу, которую сложно понять обычным деревенским жителям. Это становится проблемой, что приводит к одиночеству Катерины. Она понимает, что у нее нет ни одной родственной души, хотя люди живут здесь и не плохие.

У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая живет далеко. Их общение сводится к редкой переписке и небольшим денежным переводам от Насти. Женщина не хочет надоедать слишком занятой своими делами дочери, поэтому пишет очень редко. Но вот наступает момент, когда она начинает предчувствовать, что вряд ли переживет зиму, и пишет письмо Насте. Однако молодая девушка не сразу находит время, чтобы даже прочитать письмо. Она приезжает в деревушку спустя несколько недель, когда было уже слишком поздно. Настя понимает свою вину и раскаивается.

Композиция рассказа
Условно рассказ можно поделить на три части: описание жизни главной героини в деревне; упоминание о дочери, ее работе; история о двух телеграммах.

Первая часть повествует о непростой жизни необычной женщины, благородной по духу и происхождению. Вторая часть – рассказ о Насте, дочери Катерины. Она показана человеком деятельным и даже способным на сочувствие, но почему-то не по отношению к родной матери. Третья часть включает в себя описание двух телеграмм: одну писала Катерина Насте. Вторая была якобы ответом Насти, но на самом деле она была подделана сочувствующим судьбе Катерины Тихоном. Он пожалел женщину и решил написать ей от имени дочери. Этот эпизод можно считать кульминационным в рассказе.

Галерея образов
– главная героиня рассказа. Писатель намекает на ее дворянское происхождение, упоминая, что она выросла в семье, где ценили творчество. Она имела хорошее образование, в молодости вращалась в кругу знаменитых людей, но в старости вынуждена жить в глухой деревне, где нет людей, которые могли бы понять ее порывы.

– дочь Катерины Петровны. Она полна жизненной энергии, занята важными делами. В ее душе есть отклик на искусство и беду других людей, но о матери она редко вспоминает, возможно из-за расстояния.

– обычный деревенский мужик, работающий сторожем. Однако он проявляет огромную человечность по отношению к Катерине. Именно он пишет вторую телеграмму, сочувствуя бедной героине.

Тема: «Пока не стало поздно»

(анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

    Обучение анализу прозаического произведения.

    Умение применять при анализе нужные литературоведческие термины.

    Воспитание любви и благодарности к ближнему, раскрытие лучших душевных качеств учащихся при помощи интеграции (взаимодействия музыки, живописи, литературы)

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Выставка репродукций картин художников России.

    Юрий Ракша, советский художник 1983 г

    Сергей Герасимов М, советский художник 1986 г

    Юрий Пименов М, советский художник 1986 г

    Изобразительное искусство 20 в. г. Челябинск

    Картины Саенко А.Б. «Мать», «Ожидание».

    Музыкальный диск «Одинокий пастух»

    Э. Мериконе «Профессионал»

    Витас «Мама»

    Тексты рассказа

    Презентация, слайды, ЦОР БЭНП

Журнал «Уроки литературы» № 2 2002 год.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА:

  1. Выставка репродукций картин известных художников («Материнство»)

    Оформление доски

    портреты

  • вопросы для проверки домашнего задания

    Выставка сочинений учащихся на тему «Моя мама».

ЭПИГРАФ : « Есть на свете прекраснейшее существо у которого мы всегда в долгу – это мать» (М.Горький)

СЕТКА ВРЕМЕНИ:

оргмомент (1 мин)

анализ сочинения (3 мин)

опрос (по терминологии) – 5 мин

слово учителя – 5 мин

Беседа о впечатлении от выставки – 3 мин

Рассказ от лица Бондарева – 1 мин

Беседа (фронт) по выяснению усвоения содержания – 7 мин

Групповая работа – 10-15 мин

Анализ текста – 20 мин – 30 мин

Сочинения учащихся – 10 мин

Слово учителя – 5 мин

Стихотворение Острового – 3 мин

Витас – 3 мин или Гурцкая «Знаешь, мама»

Письменная работа на выяснение восприятия «Мои мысли после прочтения рассказа»

    ХОД УРОКА

монолог метафора

диалог контраст

полилог цветовая гамма

1.оргмомент (анализ сочинений)

    3.мини-опрос (выразительное чтение)

4.Эпические произведения (прозаические)

Рассказ- повесть- роман = история человеческой жизни.

Повествование – описание – рассуждение

пейзаж эпитет портрет диалог метафора

портрет сравнение монолог полилог контраст

Ему было 104 года. Мужественное, суровое лицо… К.Г. Паустовский

Что говорят о нем другие? Юрий Бондарев «Мастер»

История создания рассказа «Телеграмма»

    Чтение учителем главы из книги «Зарубки на сердце»

    Музыка на диске (№2) ЦОР (смотри приложение)

    Что значит зарубки на сердце? (что-то неизгладимое, болезненный след в душе)

Итак, ребята, рассказ « Телеграмма». Тема: Взаимоотношения матери и дочери.

Почему же рассказ назван «Телеграмма» (загадка? символ? опасность?)

? Композиция рассказа:

1 часть Мать «Эх, горе, горе»

2 часть Дочь «Эх, ты сорока»

3 часть Телеграмма

4 часть эпилог (развязка событий)

? Признаки рассказа

    краткость

    малое количество действующих лиц

    история 1 семьи

    Анализ содержания рассказа

    Пейзаж (стр. 310 чтение учащихся)

    Эпитеты (холодный, ненастный)

    Метафоры (трава полегла, тучи тащились)

    Цветовая гамма (непрямая – почернели)

    Подсолнечник – символ – одиночество

Обратимся к сюжету:

Что мы знаем о Екатерине Петровне и Насте (дом под охраной областного музея, К.П. жила в Париже, была похоронах Гюго, Настя в Ленинграде)

Другие действующие лица (сторож Тихон, девочка Манюшка). Пейзажная зарисовка (стр 312), проанализируем по той же схеме), отличаются ли эти описания? Какое производит более тяжелое впечатление?

радация – усиление признака, запись в тетради.

    Как общаются К.П. и дочь (деньги – словно откупается)

    Как показана слабость К.П. (стр. 312) (мышь не боится, почтальон придерживал руку; забывала о старости)

Задание: работа в парах (подберите ряд эпитетов (синонимов или контекстных синонимов) к описанию К.П.

фото А. Заболоцкого «Старуха» (старая, слабая, беспомощная, беззащитная, брошенная, обиженная, забытая и т.д.)

Ученик работает со словарем синонимов. Нам очень важно проследить за душевным состоянием героини.

Стр.314. Чтение учителя (музыка № 5) (слайд)

  • Ребята, осень в природе и жизнь К.П. угасают вместе.?? Почему К.П. пишет письмо дочери? Что подтолкнуло ее? (поняла что умирает…)

    Только мастерство Паустовского, тонкого психолога, помогает нам понять это. Параллель: природа – К.П. = одно целое. Какие глаголы показывают потерю последней надежды (шла - побрела).

Метафоры: (позабытые звезды смотрели на землю, стоял озябший). Чем живет К.П. (воспоминаниями). Как относится К.П. к природе саду, (жалеет). В чем контраст? (она жалеет, а дочь ее не жалеет). А может все же кто-то жалеет? (Манюшка, Тихон), парадокс в том, что жалеть должны родные, а жалеют чужие. (рассказ Парадокс) Короленко.

Анализ части « Дочь» Групповая работа стр. 314-315 – 3 группы.

Настя – отношение к письмам. Контраст во внешности.

Портрет: Сольвейг – холодные глаза

Страница 315-316 – 1 группа

Расскажите о Тимофееве (маленький, злой, буркнул сердито, сказал угрюмо, приказал, остроносый, сутулый, крикнул, забегал) Мог ли он пробиться сам? (презентация,

Страница 316 –317 2 группа

Почему решила бороться за Тимофеева? Почему он не едет к матери? В чем парадокс поступков?

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ВЫСТАВКИ

Итак, выставка состоялась.

Чего добилась Настя? Что чувствует сейчас? (радость, гордость за себя что все хвалят?) и вдруг – телеграмма, страница 317- 318.

Настя вернулась « В наши дни», какие глаголы использует автор (незаметно открыла, ничего не поняла, скомкала, нахмурилась. Почему?)

Страница 318 – цепь событий.

Слова о доброте – внимательность художника – взгляд Гоголя. Почему не созналась художнику? – (стыдно) (слайд 5)

Почему Гоголь, а не Пушкин (сатирик, видит все насквозь)

Интересный прием Паустовского: воздействовало на Настю искусство. Скульптура Гоголя, так талантливо выполнена, что кажется одушевленной. Величие искусства и таланта воедино.

Есть три великие вещи в мире: музыка, живопись и слово. Я хочу, чтобы вы это почувствовали так, как почувствовала это Настя…

Страница 318-319 чтение эпизода учителем (музыка) ЦОР, Чайковский «Времена года»

    что поняла Настя? Почему плачет?

    Почему нашли билет для нее?

    Думает ли она о чем–нибудь?

Настя едет, а в это время в Заборье….

    Катерина Петровна не вставала 10-й день.

1 ряд – портрет К.П. (хотела подняться, не смогла бледная, маленькая)

2 ряд – 2 телеграмма. Почему догадалась К.П.

3 ряд – умерла К.П. сразу после этой телеграммы. Почему? (умерла надежда и умерла К.П.)

(Введение слайда 7.)

    За добро плати добром, не будь пустельгой

Кто это пустельга? (хищная птица семейства соколиных и пустой человек. А Настя и то и другое. Это ребята назидание всем.)

    Похороны . Индивидуальная карточка. Зачем введен образ учительницы?. Что хотел показать автор (пересказ эпизода и вывод)

    Пейзаж.
  • зачитаем цитаты

    что изменилось

    цветовая гамма

    что чувствует природа (печаль и радость)

    почему не было описаний Ленинграда – одного из красивейших городов мира(природу видят душевные, добрые люди, а не радушные, пустые)

    Эпилог

Чтение без музыки. О чем плачет Настя? Изменится ли? Почему уехала крадучись? (нет ей прощения, виновата перед матерью, не успела, опоздала)?

Мы любим своих мам, ребята, это видно из ваших добрых слов, которые вы написали больше месяца назад (узнать цитату из своего сочинения. Прочитать её). «Я расскажу вам о маме». Хочу чтобы чувства ваши сохранились всю жизнь.

(Введение слайда 9,анимация медленная)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Жестокость равнодушия. Стена.

Которая так часто холодна.

В кровь об неё мы расшибаем лбы.

Не чувствуя углов своей судьбы

Жестокость равнодушия,

Она не виновата в том,

Что холодна…

Да, чаще виноваты люди. Сегодня, ребята немного особенный урок. Мы анализировали замечательный рассказ К.Г. Паустовского « Телеграмма». Перед нами стояли обычные цели урока: научиться, суметь, развить, воспитать. И мы сегодня учились анализу прозаического произведения, умению находить в тексте различные художественные средства (эпитеты, метафоры и др). Но, для меня все же самое главное, если после этих двух уроков вы выйдете чуть добрее. Нельзя за 40 или 80 минут научить сочувствию, состраданию, сопереживанию, но все же мы вместе делаем шаг вперед на пути благородных и чистых чувств.

Главное – не опоздать. (стихотворение С. Острового – Мать).

Первое слово ребенок сказал: - мама

Вырос! Солдатом пришел на вокзал, - мама

Вот он в атаке на дымную землю упал

Мама! Встал. И пошел.

И губами горячими к жизни припал.

А у меня нет мамы. Она умерла.

Вот и еще одной мамою стала на свете меньше

Зачем же ты мама, в постель земляную легла?

Или жесткой кровать показалась тебе на рассвете?

А рассвет был из солнца, из зелени, из синевы.

Пенье птиц было слышно из самых далеких планет

Розоватые голуби вылетали из мокрой травы,

долго пили зарю и тонули в далеких просветах.

Ты ведь очень любила, когда зажигался рассвет.

Не опоздайте ребята. Мне повезло, моей маме80 лет, я счастлива общением с ней. Но лучше с юных лет сохранить нежное отношение к матери, чтобы потом ни о чем не жалеть.

Витас «Мама»,или Гурцкая «Знаешь, мама»

Итог урока. Оценки

Д/з «Мои мысли после прочтения рассказа»

Последующее задание: проверка знаний в конце курса (в виде теста или кроссворда)

ПРИЛОЖЕНИЕ «Зарубки на сердце» К.В. Паустовский

Одна из основ писательства – хорошая память…. Расскажу о том, как был написан мною рассказ « Телеграмма».

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем забыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги….

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты…

Но потом перенес работу на вечер. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замершие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев…

Чем угрюмее были тучи, волочившиеся по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе ложились на бумагу слова…

Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось очень мало, так как почти все гравюры у Катерины Петровны забрал областной музей); « Автопортрет Брюллова, « Несение креста», « Птицелов» Перова и портрет Полины Виардо.

Стекла были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему – то два раза.

Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы.

В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках « Париж», запыленный букетик камелий…

Было три толстых календаря – за 1848, 1850 и 1853 годов. Там в списках придворных дам я нашел Наталью Николаевну Ланскую – жену Пушкина и Елизавету Ксаверьевну Воронцову – женщину связанную с Пушкиным любовью. И почему – то мне стало грустно от этого. До сих пор не могу понять почему…

По вечерам я ходил в Катерине Петровне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала два раза или три раза в день для всяких хозяйственных поделок соседская девчонка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

Нюрка ставила самовар и пила с нами чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами: - Ну вот еще! Чего выдумали? Но на деле Нюрка пожалуй единственная любила то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце… Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там хранилась все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти – красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом – пожелтевшая фотография самой Катерины Петровны, когда она была еще девушкой – воплощение нежности и чистоты.

Катерина Петровна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Петровны не жизнь, а горе горькое. Настя вот уже как четвертый год не приезжает, - забыла, значить мать, а дни у Катерины Петровны считанные. Не ровен час так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы..

Настя присылала Катерине Петровне деньги, но и бывало с перерывами. Как Катерина Петровна жила во время этих перерывов- никому неизвестно

Однажды Катерина Ивановна попросила проводить её в сад, - в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

    Дорогой мой, сказала Катерина Ивановна, - уж не взыщите вы с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама..

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась возле обветренной липы, оперлась на неё рукой и заплакала. Я крепко держал её чтобы она не упала. Плакала она как очень старые люди не стыдясь своих слез.

    Не дай Вам бог, родной мой, - сказала она мне, дожить до такой одинокой старости! Не дай Вам бог!

Я осторожно повел её домой и подумал, как был бы я счастлив если б у меня была такая мать!

Вечером Катерина Ивановна дала мне связку желтых от старости писем, оставшихся от отца. Я читал эти письма как всегда ночью. Ветер проносился за стеной, шумел в мокрых, голых кустах, и лампа потрескивала, как бы разговаривая от скуки сама с собой. Почему – то странно и хорошо было читать эти письма из Рима именно здесь, в ненастную ночь, слушая как деревенский сторож стучит у околицы в колотушку.

А еще через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У нее ничего не болело. Жаловалась она только на усталость. Я послал Насте телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть поближе. Однажды ночью Нюрка сильно застучала мне в стенку и крикнула испуганным голосом: - Идите! Бабка помирает!

Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс – он не бился, а тихо дрожал, тоненький как паутина.

Я оделся, зажег фонарь и пошел в сельскую больницу за доктором. Больница была далеко в лесу. Черный ветер нес с порубки запах опилок. Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.

Врач впрыснул Катерине Ивановне камфору, повздыхал и ушел…

Умерла Катерина Ивановна к утру. Мне пришлось закрыть ей глаза. Я должно быть никогда не забуду, как я осторожно прижал её полузакрытые веки и неожиданно из под них скатилась тусклая слеза.

Нюрка задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала: - Тут Катерина Ивановна велела в чем её хоронить.

Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных дрожащей рукой, - приказ о том, что на неё надеть после смерти, - и отдал записку женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний путь.

Потом пришел на кладбище выбрать место для могилы, а когда вернулся, Катерина Ивановна уже лежала, прибранная на столе, и я остановился, пораженный.

Она лежала тоненькая как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг её ног. Из под него были видны маленькие черные замшевые туфли…

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон. Все рассказанное выше – это и есть тот писательский житейский материал, их которого рождается проза…

(Во время чтения проецируется слайд 2, 3 с применением ЦОР БЭНП «МХК», Музыка.

В приложение входят отдельно оформленные сочинения детей, написанные примерно за месяц, сданные для выставки в классе. Учитель предупреждает, что анализ будет дан позднее, и он откроет небольшой секрет. Предполагается, что дети должны узнать свой отрывок (сотри слайд 9)

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».


Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.


Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского « » Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина

Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского « ». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.