Реформы екатерины 2 развитие. Преобразования в образовательной сфере

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Реформы в годы правления Екатерины II

При Екатерине II (1729-1796) была проведена реформа Сената. В декабре 1763 г. Он был разделен на шесть изолированных друг от друга департаментов: четыре из них находились в Петербурге, а два - в Москве.

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором. Этот департамент охранял права дворянского сословия: обнародовал законы, заведовал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственным и церковным имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрения прошений на имя императрицы. Третий департамент занимался разнообразными управленческими делами, заведованием путями сообщения и медицины, попечительством о науках, образовании и искусствах, управлением окраинами. Четвертый департамент ведал военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, шестой - второму.

Реформа Сената в 1763 г. фактически возвысила только роль и значение генерал-прокурора. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрицы о решенных в Сенате делах. В случае разногласий в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов генерал-прокурор докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Некоторые изменения были внесены в компетенцию святейшего Синода. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а ее дела были переданы Канцелярией синодального экономического правления.

Как известно, политика Екатерины II существенно изменилась в связи с крестьянской войной 1773-1775 гг., и это отразилось на последующих государственных реформах.

До 1775 г. сохранялись прежние местные органы управления. Губерния управлялась губернаторами, провинции - уездными воеводами, при них имелись присутствия и канцелярия. В 1763 г. в распоряжение губернаторов отдавались воинские команды.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева вызвала к жизни крупную губернскую реформу 1775 г. Ранее в стране было 23 губернии, после войны они стали разукрупняться. Эта реформа проводилась 20 лет, и в результате число губерний выросло до 50. Смысл реформы состоял в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Единственным критерием для образования губерний было количество населения - 300-400 тыс., уезды создавались при 20-30 тыс. душ.

Провинции и должности воевод упразднялись. Губернатор назначался и смещался императором. Он обладал всей полнотой власти, стоя во главе губернского правления, в которой входили губернский прокурор и два советника. Генерал-губернатор управлял несколькими губерниями и полномочия его были более широкие чем у губернатора. Ему подчинялись губернаторы. В отсутствие императора он являлся главнокомандующим, непосредственно докладывал императору, принимал экстренные меры. Надзор за законностью возлагался на губернского прокурора и двух помощников (стряпчих), в уездах - на уездных стряпчих. Количество уездов увеличилось почти вдвое. Земский исправник стоял во главе уездной администрации, а исправник - во главе нижнего земского суда (кроме него туда еще входили два дворянина), они осуществляли руководство земской полицией, исполнением законов и проведением в жизнь местных актов. В городах администрацию возглавляли городничие.

Реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, она укрепляла власть дворянства на местах. В дальнейшем этот аппарат почти не подвергался изменениям.

В правление Екатерины II были приняты меры по укреплению органов полиции и развитию ее структуры. Компетенция данных органов была расширена и наряду с функциями по охране порядка и безопасности на полицию была возложены многочисленные общеадминистративные, финансовые и даже некоторые судебные полномочия. В 1782 г. был принят Устав благочиния . Под благочинием понималось поддержание порядка и безопасности в обществе.

В городах были созданы управы благочиния, подчинявшиеся органам губернского управления. В полицейском отношении город делился на части во главе с частным приставом. Часть охватывала от 200 до 700 дворов, подразделявшихся на кварталы, где непосредственно осуществлялся надзор за порядком. Управы обладали даже некоторыми судебными полномочиями, рассматривая дела о мелких кражах на сумму до 20 руб.

Управы благочиния в столицах возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа состояла из двух приставов (в столице назначались Сенатом, в остальных- городах - губернским правлением) и двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

Главные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и добронравие сохранялось». Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мощение улиц и т.д.), ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество. В ведении полиции находились также пожарные команды.

Во главе каждой полицейской части города находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы - по 50-100 дворов. Возглавлялись они квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и рядовые полицейские - будочники.

Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков».

Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел была создана Тайная экспедиция Сената . Ее штат был укомплектован сотрудниками бывшей Канцелярии во главе с печально известным С. Шешковским. Тайная экспедиция Сената подчинялась генерал-прокурору, который мог вмешиваться в любое дело. Этот орган служил для охраны незыблемости царской власти. Экспедиция была независима от других органов, а централизованное руководство ею обеспечивало сохранение полной секретности дел.

Активность ее особенно выросла после крестьянской войны 1773-1775 гг. и французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Именно там велось следствие по делу Емельяна Пугачева в 1775 г., а впоследствии по делам русского просветителя Н.И. Новикова в 1792 г. и дворянского революционера А.Н. Радищева 1790 г. В это же время был репрессирован чиновник Г. Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян. В 1793 г. в тайную экспедицию попал Ф.В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

Чаще всего основанием для возбуждения дел являлись доносы. Своеобразным новшеством в работе политического сыска в это время стала перлюстрация частной переписки. Для расследования отдельных дел создавались секретные следственные комиссии, в распоряжение которых выделялись воинские команды. В частности. Особая комиссия была создана по делу поручика В. Мировича, который пытался освободить царевича Ивана VI.

В 1775 г. была предпринята попытка отделения предварительного следствия от судебного разбирательства. Предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния.

Вышеуказанное свидетельствует, что при абсолютизме в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым методам властвования и приемам борьбы с политическими противниками. Так и произошло после крестьянской войны Пугачева.

В отличие от многих других российских государей, у Екатерины имелись идеи по поводу преобразований страны, который отражали идеи просвещенного абсолютизма Вольтера, Монтескье и других французских философов12. Эти мыслители придерживались идеи постепенного изменения общества эволюционным путем, без потрясений и революций.

В первую очередь политика просвещенного абсолютизма требовала разработки нового современного законодательства, учитывавшего интересы всех членов общества.

Осознавая несовершенство существующего законодательства, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам13.

Деятельный характер Екатерины II не позволил идти проторенной дорогой, она выбрала самостоятельный путь развития. Первые год два своего царствования Екатерина не предпринимала хоть сколько-нибудь решительных действий в сторону реформ. Пришедшая к власти в результате переворота она понимала, что не имеет пока нужного ей влияния, и была вынуждена лавировать между разными влиятельными политическими силами. Екатерине понадобилось время, для того что бы как сейчас говорят «набрать свою команду». Но и укрепление личной власти как пишет Омельченко О.А. « не могло совершаться иначе как через правительственно выгодное решение объективно назревших проблем правовой политики».

Экономические реформы Екатерины II обеспечили дальнейшее развитие промышленности в России, позволили стране выйти на внешний рынок. В таблице 2 представим экономические реформы Екатерины II, направленные в том числе и на совершенствование организации бюджетной системы страны.

Таблица 2. Экономические реформы Екатерины II

Мероприятие

Секуляризация церковных земель и имущества

Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.

Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии

Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства

Денежная реформа

Проблема дефицита бюджета и неудобство транспортировки медных денег

Создание ассигнационных банков в Москве и Петербурге для выпуска и обмена ассигнаций.

Манифест о свободе предпринимательства

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога.

Таможенная реформа

Развитие внешней экономики

Изменение таможенных тарифов, учреждение «Таможенной пограничной Цепи»

В 1764 г. Екатерина II, со свойственной ей как государственному деятелю осторожностью и вдумчивостью, положила начало реорганизационным мероприятиям. Императрица начала с возрождения былого статуса одного из центральных финансовых органов -- Камер-коллегии, президентом которой был назначен князь Б. А. Куракин, а после его смерти в 1765 г. -- А. П. Мельгунов. Исходя из задач, обозначенных в именном императорском указе, А. П. Мельгунов в короткое время разработал проект возрождения и развития Камер-коллегии. Однако в первое десятилетие новой власти принципиальных изменений в системе финансового управления не произошло. Проект Мельгунова остался нереализованным.

В насыщенные многими важными событиями 1760--1770 гг. произошло усиление централизации в вопросах управления страны и финансами, в частности. С 1768 г. при императорском дворе начал заседать Совет по обсуждению всех важнейших вопросов политики и экономики, но представители финансовых коллегий в него не входили. Все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената А. А. Вяземского. В его непосредственном подчинении находились центральные и местные финансовые учреждения, он организовывал контроль за исполнением государственного бюджета, отвечал за работу банков, заключение договоров о внешних займах. А. А. Вяземский играл ключевую роль в управлении финансовыми ресурсами и выработке экономической стратегии государства. В течение нескольких лет при генерал-прокуроре Сената были созданы новые учреждения -- Экспедиция о государственных доходах при первом департаменте Сената (1773) и казначейство (1780) для платежа штатных и остаточных сумм. Экспедиция о государственных доходах состояла из четырех самостоятельных экспедиций. Первая занималась доходами государства; вторая -- расходами; третья -- ревизией счетов; четвертая -- взиманием недоимок. В Указе от 19 марта 1773 года «Об учреждении при 1-м Сената Департаменте Экспедиции о Государственных доходах и о доставлении в оную из всех Присутственных мест полугодовых ведомостей о казенных доходах, доимках и взысканиях» говорится «Во все здешние и Московские Присутственные места, также в Губернские, Провинциальные и Городовые Воеводские канцелярии послать указы, предписать, чтоб они, начав с нынешнего 1773 г., присылали за каждые полгода, не продолжая далее двух месяцев в первый Сената Департамент ведомости, одни о доходах во всем противу того, как уже доныне Генерал- Прокурором и Кавалером от них оныя требованы были, а другие о доимках и казенных взысканиях, какие где состоят, с показанием, какое старание и успех в возвращении оных в казну происходит».

Заметные преобразования пришлись на период проведения губернской реформы 1775 г. Опубликование подписанного императрицей акта «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи», наиболее крупного законодательного акта во второй половине XVIII столетия, внесло кардинальные изменения в бюджетную систему страны19. Во введении данного документа указывается на отрицательные последствия отказа от продолжения петровских реформ в предшествующий период: «С одной стороны, медленность, упущения и волокита - суть естественные последствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает и где опять невозможность исправить на единую воеводскую канцелярию множество различного существа возложенных дел служить может иногда и долгою отговоркою, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны, от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда общие со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с такою поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзностным»20. Данный документ был представлен Совету при Высочайшем дворе 2 ноября и без дальнейшего обсуждения был принят 5 ноября 1775 г. (28 глав были утверждены в этот день, а трое последних - 4 января 1780 г.). В разработке этого законодательного акта непосредственно участвовала сама императрица. В состав комиссии входили Я. Сивере, П. В. Заводовский, А. А. Вяземский, Г. Ульрих и др.21 Наиболее значительными фигурами были Заводовский и Вяземский. Последний фактически руководил с 1780 г. ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов, занимал важное положение в Сенате, являясь его докладчиком у императрицы, в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII в. он являлся и генерал-прокурором Сената. Заводовский готовил ряд правительственных докладов, в том числе Манифест об издании учреждения о губерниях в 1775 году.

Таким образом, принятие «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» стало отправной точкой реорганизации провинциальных органов управления. Страна получила губернское и уездное административное деление. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Будучи единственными финансовыми органами на местах, Казенные палаты рассматривались как департаменты Камер-коллегии. Учреждались должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Казенные палаты занимались сбором доходов, управляли питейными сборами, отдачей в откупа, следили за состоянием дорог и мостов22. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму -- почти 30 млн руб. Сенаторы самыми черными красками рисовали положение дел в финансовых коллегиях и были близки к истине. Данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными. Указом императрицы финансовые коллегии были упразднены: штатс-контора в 1783 г., камер-коллегия в 1785 г., ревизион- коллегия в 1788 г.

Кроме того, Екатериной II были учреждены Государственные банки в Санкт-Петербурге и Москве. 29 декабря 1768 года был опубликован манифест «О учреждении в Санкт-Петербурге и Москве Государственных Банков для вымена ассигнаций». В данном Манифесте указано «В толь обширной империи, какова есть Россия, не можно кажется довольно подать способов к обращению денег, от котораго много зависят благоденствие народа и цветущее состояние торговли. Правда, что одно пространство земель Империи Нашей есть уже некое препятствие совершенству того обращения: однако каждое благоразумное правление в таковом случае обязано преодолевать, елико возможно, естественные затруднения, и пещись о сем для блага общего предмете. Мы, утверждаясь на таком основании, и вменяя себе в долг устроивать все к пользе врученной от Бога Нам Державы, старались входить во все подробности сего дела, и помышляли о поправлении онаго, применяясь при том и к состоянию Государства.

Во-перьвых, удостоверились МЫ, что тягость медной монеты, одобряющая ея собственную цену, отягощает ея ж и обращение. Во-вторых, что дальный перевоз всякой монеты многим неудобностям подвержен. И наконец, третие, увидели МЫ, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России по примеру разных европейских областей таких учрежденных мест, которыя бы чинили надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы без малейшаго замедления и согласно с пользою каждаго.

МЫ с удовольствием приступаем к учреждению в империи НАШЕЙ променных банков и надеемся, что оказываем чрез то новый знак материнскаго ко всем НАШИМ верноподданным попечения.

Итак, с 1-го генваря будущего 1769 года установляются здесь, в Санктпетербурге и в Москве, под покровительством НАШИМ два банка для вымена государственных ассигнаций, которых выдаваемо будет из разных правительств и казенных мест, от НАС к тому означенных, столько, а не более как в вышесказанных банках капитала наличнаго будет состоять. Сим государственным ассигнациям иметь обращение во всей империи НАШЕЙ наравне с ходячею монетою, чего для все правительства и казенныя места должны принимать те ассигнации во все государственные сборы за наличныя деньги без малейшаго затруднения».

Таким образом, преобразования Екатерины II в сфере бюджетной политики нашли отражение в денежной реформе, реформе финансового управления, структуре государственных доходов и обновленной политике в области торговли. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты, были учреждены должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но тем не менее, данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными.

Екатерина Вторая, великая императрица, правила нашей страной ровно 34 года. Это огромный период истории, на протяжении которого произошло много самых разнообразных событий.

В массовом же сознании эта правительница ассоциируется с ненасытной в любви дамой. Что ж, Екатерина II известна своими любовными похождениями, во многих исторических романах можно прочесть, что императрица меняла фаворитов постоянно. Но будем смотреть правде в глаза: неужели все 34 года она была занята исключительно этим? Наверняка нет: период ее царствования все русские историки считают временем расцвета отечественной литературы, науки и живописи; именно тогда появляется русская опера и невиданными темпами развивается театральное искусство.

Именно Екатерина 2, реформы которой были продуманы, взвешены, а потому осторожны, оставила глубокий след в истории отечественной дипломатии и законодательства.

Не следует забывать и о блистательных военных победах. Пока сия самодержица занимала престол, Россия не потерпела ни одного военного поражения, в отличие от предшествующих периодов. К примеру, в 1812 году мы разбили французов, хотя до того победы на поле брани принадлежали им. Время Екатерины характеризуется присоединением Крыма, а также жесткими «уроками» для польской шляхты. Наконец, вспомним известные реформы Екатерины 2.

Внутренняя политика

Что же происходило в это время внутри страны? Событий было немало, так как Екатерина, в отличие от многих своих предшественников, пришла к власти с уже готовой программой действий, что позволило ей вести действительно результативную политику. Сама себя она позиционировала как «верную последовательницу мыслителей эпохи Просвещения». К чести ее, Екатерина умела понять, что из их теорий годится для реальной жизни, а что — не очень.

Так, в 1773 году в Россию с визитом прибыл знаменитый Дени Дидро, которого очень интересовали реформы управления Екатерины 2. Он с удивлением обнаружил, что императрица внимательно его слушает, внимая всем его предложениям, но... не торопится ни одно из них претворять в жизнь. Когда несколько уязвленный философ спросил, почему так происходит, Екатерина сказала: «Бумага может вытерпеть все, но мне приходится иметь дело с людьми, кожа которых куда тоньше бумажного полотна».

Вторая важная мысль ее касалась того обстоятельства, что любое начинание и реформу следовало проводить постепенно, исподволь готовя общество к их принятию. Это выгодно отличало Екатерину как от отечественных правителей, так и от европейских монархов, которые с интересами своих подданных в таком вопросе не считались практически никогда

Итак, что же конкретно сделала императрица Екатерина 2? Реформы следует начинать описывать с губернской.

Губернская реформа

Ее она начала проводить вскоре после Пугачевского бунта, который потряс самые столпы Империи и явился своего рода предвестником грядущих трагических событий. В отличие от Николая II, Екатерина выводы делать умела.

Во-первых, само название этого преобразования совершенно некорректно. Все дело в том, что суть реформы была много глубже, являя собой создание практически новой управленческой системы «на местах».

Было предложено новое разделение страны. Всего губерний стало 50, причем разделение это в практически неизменном виде сохранялось вплоть до развала Империи в 1917 году. Что это означает? Проще говоря, в стране образовалось в несколько раз больше городов «федерального» значения, чем было до тех пор. В конкретный населенный пункт приезжает назначенный губернатор, туда же направляется масса энергичных, образованных людей. В результате тихий и «затхлый» уездный городишко вскоре превращался в местный центр общественной и политической жизни.

Ответ на бунт Пугачева

Тут внимательный читатель вполне может задать вопрос: «И где же тут влияние бунта Пугачева»? Все просто: после этих событий Екатерина хотела, чтобы большая часть местной власти набиралась из уроженцев этой же местности. Проще говоря, впервые в истории дома Романовых народ получил возможность самостоятельно выбирать тех, кто им будет править. Невиданный рывок для тех времен! Вот чем прославилась Екатерина 2. Реформы ее позволили отойти от замшелого общественного строя начала 16-го века и наконец-то заставили реально развиваться многие отрасли.

Возникли органы самоуправления, которые привычны для нашего времени, но были диковиной для той эпохи. Сразу оговоримся: все это теоретически существовало и до Екатерины. Но делалось не целенаправленно, а только лишь по причине нехватки столичных чиновников, которых бы можно было отправить во все города и веси необъятной империи. Реальных полномочий все эти органы не имели, ограничиваясь лишь правом на сбор налогов и прочие механические операции. Если проводить параллели с нынешними временами, то внутренние реформы Екатерины 2 были направлены на перераспределение властных полномочий.

Все эти преобразования были следствием убеждения императрицы в том, что все бунты возникают из-за неспособности назначенных чиновников оперативно «вникать» в проблемы на местах и решать их. В принципе, у таких наместников и желания-то такового не было: им было важно отчитаться о достижениях «народной пятилетки» и собрать налоги. Другого от них и не требовалось, а инициатива всегда была наказуемой.

Важно заметить, что после 1775 года, когда эта реформа и была проведена, ни одного (!) повторения Пугачевского бунта не было. Местные власти, хоть и отличались порой все тем же стремлением к взяточничеству, все же были гораздо более заинтересованы в том, чтобы улучшить жизнь своего родного края. Проще говоря, государственные реформы Екатерины 2 действительно были направлены на благо страны.

Возникновение гражданского самосознания

Многие историки сходятся во мнении, что с тех пор начали появляться слабые, но все же заметные черты гражданского общества и самосознания. Так, именно в те времена постоянно случалось так, что жители маленьких уездных городов проводили собрания, собирали добровольные пожертвования и строили на эти средства гимназии, библиотеки, храмы и прочие объекты социальной и духовной сферы.

До тех пор такой согласованности и единодушия невозможно себе было даже представить. Как же далек был упомянутый Дидро от реального решения общественных проблем!

Реформа сената

Конечно же, Екатерина 2 (реформы которой мы тут описываем) была далеко не «вестницей демократии». Она и мысли не могла допустить о том, чтобы хоть в чем-то ограничить свою власть и ослабить институт государственного абсолютизма. Так, видя усиливавшуюся самостоятельность Сената, государыня решила взять его «под крепкое государственное крыло», всячески ограничив любую реальную власть этого важного органа.

В конце 1763 года структура Сената была признана «не соответствующей реалиям». Была крайне возвышена роль генерал-прокурора, которого назначала сама императрица.

На это место был выдвинут А. А. Вяземский. В общем-то, человек это был известный: его уважали даже враги за неподкупность, честность и ревностность в деле служения Отечеству. Он ежедневно докладывал Екатерине о работе Сената, подчинил себе всех губернских прокуроров, а также единолично выполнял многие функции, которые до той поры были распределены в Сенате. Разумеется, роль этого органа постоянно падала, хотя формально все обстояло не так.

Все функции Сената в скором времени были распределены между совершенно автономными департаментами, которые фактически являлись лишь марионетками и уже не могли проводить слаженную общую политику.

Изменение структуры общественного управления

В то же время все сильнее начало обозначаться полное несоответствие старой системы городского управления новым устремлениям государства. Уже описанная нами губернская реформа Екатерины 2 сделала каждый город абсолютно самостоятельной административной единицей. За управление им отвечал городничий, чей статус сразу же несоизмеримо вырос.

Он назначался из отслуживших воинскую службу дворян и властью обладал огромной. На этом же должностном лице «висели» полицейские, а не только управленческие функции, а потому человек на этой должности должен был отличаться завидным трудолюбием. Эта реформа местного управления Екатерины 2 сразу поспособствовала наведению порядка на местах.

Напротив, ратуши и магистраты сразу же практически утратили все свое административное значение, превратившись в судебные органы для торговцев и промышленников. Был создан новый магистрат, людей в который набирали по рекомендациям купцов и промышленников. Управление этим органом осуществлял городской голова. Кроме того, в городах действовали общественные и сиротские суды. Из всего этого и формировалось городское самоуправление, на создание которого были направлены многие реформы Екатерины 2. Конечно же, оно пребывало под постоянным надзором со стороны центральной власти, но все же это также был прорыв в области социальной и управленческой сферы. Впрочем, иного выхода у власти не было: города интенсивно росли, появлялось множество предприятий, общин, образовательных и прочих учреждений. Все это нужно было «привести к общему знаменателю», все требовало адекватного городского управления, реализовать которое на практике смогла только губернская реформа Екатерины 2.

Судебная реформа Екатерины

Все вышесказанное приводит ко вполне простому выводу: столь бурное развитие социальной сферы было бы невозможным без нормальных судебных органов, которые бы могли корректно разрешать неизбежно возникающие противоречия и споры, как между отдельными членами общества, так и между целыми их группами.

Нужно также подчеркнуть, что судебная реформа Екатерины 2 базировалась на аналогичном начинании Петра I, вот только императрица смогла найти куда более изящное решение, а потому программа не только была претворена в жизнь, но и дала очень хорошие результаты.

В 1775 году был опубликован первый свод официальных положений. Многие административные суды были упразднены и полностью расформированы. Наконец-то были четко разграничены две ветви власти: судебная и административная, которые ранее были слиты воедино. Более того, административная власть сохранила свое единоначалие, в то время как судебные органы управлялись коллегиально.

Разумеется, не этим прославились реформы Екатерины 2. Кратко основное их значение для судебной системы раскрывается ниже.

Важное замечание

Самое важное — наконец-то были разделены гражданские и уголовные иски. В свое время именно этот «атавизм» мешал отправлению нормального правосудия, так как сложно было адекватно разграничить вину за административные нарушения и действительно серьезные деяния. Нижней инстанцией стал уездный суд. Разбирались в нем дела мелкие и незначительные. Тем самым значительно снижалась нагрузка на судей, которые занимались чем-то действительно важным.

Вообще результаты реформ Екатерины 2 во всех сферах одинаковы — резкое увеличение эффективности работы многих отраслей. Это и сейчас заставляет уважать императрицу за недюжинный управленческий талант. Но вернемся к судам.

Уездный орган рассматривал более серьезные заявления. В отличие от вышеописанного земского, в этом суде заседатели набирались уже из помещиков. Заседания проводились ровно три раза в год, причем за работой этого органа уже наблюдал прокурор, в обязанность которого входила функция «внутренней полиции», так как он фиксировал все случаи нарушения законов самими судьями и докладывал о том «наверх».

На уровне губерний главным органом в иерархии стал Высший земский суд, который мог находиться не только в губернском, но и в уездном городе. Отныне в каждом административном центре могло быть сразу несколько таких органов. В каждом из них было уже по десять заседателей. Председатели же выбирались исключительно Сенатом, а их утверждением занимался зачастую лично глава государства.

Но не только этим ознаменовались реформы Екатерины 2: кратко говоря, суды стали более специализированными.

Структурное разделение судов

Верхний земский суд подразделялся на уголовный и чисто административный отделы. Это была важная инстанция для «младших» органов. Кроме того, его судьи имели право на рассмотрение более сложных дел. Дело в том, что уже тогда был законодательно закреплен список правонарушений, рассматривать которые не могли представители нижних земских и уездных судов, а также члены магистрата. Все это препятствовало развитию кумовства на местах.

В Губернском суде также была общественная и уголовная палата. В каждой имелся собственный председатель, а также пара советников и асессоров. Они также могли быть избраны исключительно Сенатом и утверждены Верховной властью. Это была высшая судебная инстанция тех времен, в которой рассматривались наиболее сложные дела, а также разбирались все самые тяжкие и опасные преступления.

Словом, судебная реформа Екатерины 2 была весьма и весьма сложной.

Секуляризационная реформа

К ней Екатерина приступила в 1764 году. Все земли монастырей отныне официально передавались в управлении Экономической коллегии. В ходе этой реформы Екатерина пошла по стопам Петра I, который не слишком жаловал духовенство. С одной стороны, отныне государство было обязано содержать Церковь... но при том светская власть уже сама определяла, сколько же стране нужно монастырей и священнослужителей. Коллегия также имела право отчуждать «лишние» земли в фонд государства.

Преобразования в образовательной сфере

Известна также реформа образования Екатерины 2. Главная ее задача — создание Воспитательных домов, воспитанники которых получали денежное довольствие, полное содержание и образование. В результате страна пополняла ряды своих граждан большим количеством образованных и умных молодых людей, которые были преданы государству и воспитаны в нужном моральном и этическом духе.

Полицейская реформа

В 1782 году был утвержден «Устав благочиния». Управа стала официально управлять городским полицейским ведомством. В составе имелись: приставы, полицмейстер и городничий, а также комиссия из граждан, состав которой определялся путем голосования. Орган этот мог накладывать штраф или порицание, а также имел право на запрет некоторых видов деятельности.

Какие еще были важные реформы Екатерины 2? Таблица даст нам ответ на этот вопрос, а также несколько дополнит цели тех мероприятий, которые уже рассматривались в этой статье.

Название

Цель

Смысл

Управленческие действия

1. Полная ликвидация автономии казачеств и Запорожской сечи (до 1781 года)

2. Губернская реформа (1775)

Упразднение излишне вольных и потенциально опасных формирований.

Полностью контролировать все районы страны, но делать это не в ущерб населению.

Урезание казачества в правах. На их территориях также вводилось централизованное губернское управление.

Образование 50 губерний приблизительно по 300 тысяч человек. Делились они на уезды по 30 тысяч человек. В некоторых случаях губернии могли быть объединены.

Экономические реформы Екатерины 2

1. Свобода организации предприятий (1775 год)

2. Официальное повышение оплаты крестьянского труда (1779 год)

Управление все более централизуется, но при том увеличиваются экономические свободы населения

Население могло свободно производить ситец и вывозить хлеб за пределы государства. Любой человек мог организовать любое промышленное предприятие. Проще говоря, отныне в промышленное сословие были открыты двери всем.

Сословные реформы

Жалованные грамоты дворянству и городам (1775 год)

Впервые были официально определены права и обязанности дворянства и городского сословия.

Дворяне были полностью освобождены от обязательной службы и многих повинностей. Сословия получили право на самоуправление. Без следствия и суда отныне нельзя было лишать их членов собственности и свободы.

Вот прочие реформы Екатерины 2. Таблица достаточно подробно раскрывает их суть.

Результаты

Без преувеличения можно сказать, что все проведенные мероприятия действительно были судьбоносными. Чему способствовали реформы Екатерины 2? Кратко (таблица этот момент раскрывает) говоря, они были направлены на достижение двойственных целей:

    Укрепление самодержавия.

    Экономическая свобода населения, возможность подняться из низших сословий способным людям.

В период её правления была практически полностью ликвидирована угроза неповиновения со стороны казачьей вольницы. Какие еще можно назвать последствия реформ Екатерины 2? Церковь окончательно была подчинена воле государства, судебная отрасль стала более гибкой. Граждане, так или иначе, получили возможность участия в судьбе собственного города или даже губернии.

Вот чем отметились реформы Екатерины 2. Кратко (таблица поможет вам это увидеть) говоря, общество стало более сознательным, свободным и социально защищенным.

Катерина Друга, велика імператриця, правила нашою країною рівно 34 роки. Це величезний період історії, протягом якого відбулося багато найрізноманітніших подій.

У масовому ж свідомості ця правителька асоціюється з ненаситної в любові дамою. Що ж, Катерина II відома своїми любовними пригодами, в багатьох історичних романах можна прочитати, що імператриця змінювала фаворитів постійно. Але будемо дивитися правді в очі: невже все 34 роки вона була зайнята виключно цим? Напевно немає: період її царювання всі російські історики вважають часом розквіту вітчизняної літератури, науки і живопису- саме тоді з"являється російська опера і небаченими темпами розвивається театральне мистецтво.

Саме Катерина 2, реформи якої були продумані, зважені, а тому обережні, залишила глибокий слід в історії вітчизняної дипломатії і законодавства.

Не слід забувати і про блискучі військові перемоги. Поки ця самодержиця займала престол, Росія не зазнала жодної військової поразки, на відміну від попередніх періодів. Приміром, в 1812 році ми розбили французів, хоча до того перемоги на полі бою належали їм. Час Катерини характеризується приєднанням Криму, а також жорсткими «уроками» для польської шляхти. Нарешті, згадаємо відомі реформи Катерини 2.

Внутрішня політика

Що ж відбувалося в цей час всередині країни? Подій було чимало, так як Катерина, на відміну від багатьох своїх попередників, прийшла до влади з уже готовою програмою дій, що дозволило їй вести дійсно результативну політику. Сама себе вона позиціонувала як «вірну послідовницю мислителів епохи Просвітництва». До честі її, Катерина вміла зрозуміти, що з їх теорій годиться для реального життя, а що - не дуже.

Так, в 1773 році в Росію з візитом прибув знаменитий Дені Дідро, якого дуже цікавили реформи управління Катерини 2. Він з подивом виявив, що імператриця уважно його слухає, слухаючи всім його пропозицій, але... не поспішає жодна з них втілювати в життя. Коли кілька вражений філософ запитав, чому так відбувається, Катерина сказала: «Папір може витерпіти все, але мені доводиться мати справу з людьми, шкіра яких куди тонше паперового полотна».

Друга важлива думка її стосувалася того обставини, що будь-яке починання і реформу слід було проводити поступово, поволі готуючи суспільство до їх прийняття. Це вигідно відрізняло Катерину як від вітчизняних правителів, так і від європейських монархів, які з інтересами своїх підданих в такому питанні не вважалися практично ніколи

Отже, що ж конкретно зробила імператриця Катерина 2? Реформи слід починати описувати з губернської.

губернська реформа

Її вона почала проводити незабаром після Пугачевского бунту, який потряс самі стовпи Імперії і з"явився свого роду провісником прийдешніх трагічних подій. На відміну від Миколи II, Катерина висновки робити вміла.

По-перше, сама назва цього перетворення абсолютно некоректно. Вся справа в тому, що суть реформи була багато глибше, являючи собою створення практично нової управлінської системи «на місцях».

Було запропоновано новий поділ країни. Всього губерній стало 50, причому поділ це в практично незмінному вигляді зберігалося аж до розвалу Імперії в 1917 році. Що це означає? Простіше кажучи, в країні народилося кілька разів більше міст «федерального» значення, ніж було до тих пір. У конкретний населений пункт приїжджає призначений губернатор, туди ж прямує маса енергійних, освічених людей. В результаті тихий і «затхлий» повітове містечко незабаром перетворювався в місцевий центр суспільного і політичного життя.

Відповідь на бунт Пугачова

Тут уважний читач цілком може задати питання: «І де ж тут вплив бунту Пугачова»? Все просто: після цих подій Катерина хотіла, щоб більша частина місцевої влади набиралася з уродженців цієї ж місцевості. Простіше кажучи, вперше в історії дому Романових народ отримав можливість самостійно вибирати тих, хто їм буде правити. Небачений ривок для тих часів! Ось чому прославилася Катерина 2. Реформи її дозволили відійти від замшілий суспільного устрою початку 16-го століття і нарешті змусили реально розвиватися багато галузей.

Виникли органи самоврядування, які звичні для нашого часу, але були дивиною для тієї епохи. Відразу обмовимося: все це теоретично існувало і до Катерини. Але робилося не цілеспрямовано, а тільки лише через брак столичних чиновників, яких би можна було відправити в усі міста і села неосяжної імперії. Реальних повноважень всі ці органи не мали, обмежуючись лише правом на збір податків і інші механічні операції. Якщо проводити паралелі з нинішніми часами, то внутрішні реформи Катерини 2 було направлено на перерозподіл владних повноважень.

Всі ці перетворення були наслідком переконання імператриці в тому, що всі бунти виникають через нездатність призначених чиновників оперативно «вникати» в проблеми на місцях і вирішувати їх. В принципі, у таких намісників і бажання щось такого не було: їм було важливо відзвітувати про досягнення «народної п"ятирічки» і зібрати податки. Іншого від них і не було потрібно, а ініціатива завжди була караною.

Важливо зауважити, що після 1775 року, коли ця реформа і була проведена, жодного (!) Повторення Пугачовського бунту не було. Місцева влада, хоч і відрізнялися часом все тим же прагненням до хабарництва, все ж були набагато більш зацікавлені в тому, щоб поліпшити життя свого рідного краю. Простіше кажучи, державні реформи Катерини 2 дійсно були спрямовані на благо країни.

Виникнення громадянської самосвідомості

Багато істориків сходяться на думці, що з тих пір почали з"являтися слабкі, але все ж помітні риси громадянського суспільства і самосвідомості. Так, саме в ті часи постійно траплялося так, що жителі маленьких повітових міст проводили збори, збирали добровільні пожертвування і будували на ці кошти гімназії, бібліотеки, храми та інші об"єкти соціальної та духовної сфери.

До тих пір такої узгодженості і єдності неможливо собі було навіть уявити. Як же далекий був згаданий Дідро від реального вирішення суспільних проблем!

реформа сенату

Звичайно ж, Катерина 2 (реформи якої ми тут описуємо) була далеко не «вісницею демократії». Вона й гадки не могла допустити про те, щоб хоч у чомусь обмежити свою владу і послабити інститут державного абсолютизму. Так, бачачи, що посилювалася самостійність Сенату, пані вирішила взяти його «під міцне державне крило», всіляко обмеживши будь-яку реальну владу цього важливого органу.

В кінці 1763 року структура Сенату була визнана «не відповідає реаліям». Була вкрай піднесена роль генерал-прокурора, якого призначала сама імператриця.

На це місце було висунуто А. А. Вяземський. В общем-то, людина це був відомий: його поважали навіть вороги за непідкупність, чесність і ревність у справі служіння Батьківщині. Він щодня доповідав Катерині про роботу Сенату, підпорядкував собі всіх губернських прокурорів, а також одноосібно виконував багато функцій, які до того часу були розподілені в Сенаті. Зрозуміло, роль цього органу постійно падала, хоча формально все було не так.

Всі функції Сенату незабаром були розподілені між абсолютно автономними департаментами, які фактично були лише маріонетками і вже не могли проводити злагоджену загальну політику.

Зміна структури громадського управління

У той же час все сильніше початок позначатися повну невідповідність старої системи міського управління новим прагненням держави. Уже описана нами губернська реформа Катерини 2 зробила кожне місто абсолютно самостійною адміністративною одиницею. За керування їм відповідав городничий, чий статус відразу ж незрівнянно виріс.

Він призначався з відслужили військову службу дворян і владою мав величезну. На цьому ж посадову особу «висіли» поліцейські, а не тільки управлінські функції, а тому людина на цій посаді повинен був відрізнятися завидною працьовитістю. Ця реформа місцевого управління Катерини 2 відразу посприяла наведення порядку на місцях.

Навпаки, ратуші і магістрати відразу ж практично втратили весь свій адміністративне значення, перетворившись на судові органи для торговців і промисловців. Був створений новий магістрат, людей в який набирали за рекомендаціями купців і промисловців. Управління цим органом здійснював міський голова. Крім того, в містах діяли громадські та сирітські суди. З усього цього і формувалося міське самоврядування, на створення якого були спрямовані багато реформ Катерини 2. Звичайно ж, вона перебувала під постійним наглядом з боку центральної влади, але все ж це також був прорив в області соціальної та управлінської сфери. Втім, іншого виходу у влади не було: міста інтенсивно росли, з"являлося безліч підприємств, громад, освітніх та інших установ. Все це потрібно було «привести до спільного знаменника», все вимагало адекватного міського управління, реалізувати яке на практиці змогла тільки губернська реформа Катерини 2.

Судова реформа Катерини

Все вищесказане призводить до цілком простого висновку: такий бурхливий розвиток соціальної сфери було б неможливим без нормальних судових органів, які б могли коректно вирішувати неминуче виникають протиріччя і суперечки, як між окремими членами суспільства, так і між цілими їх групами.

Потрібно також підкреслити, що судова реформа Катерини 2 базувалася на аналогічному починанні Петра I, ось тільки імператриця змогла знайти куди більш витончене рішення, а тому програма не тільки була втілена в життя, але і дала дуже гарні результати.

У 1775 році був опублікований перший звід офіційних положень. Багато адміністративні суди були скасовані і повністю розформовані. Нарешті були чітко розмежовані дві гілки влади: судова та адміністративна, які раніше були злиті воєдино. Більш того, адміністративна влада зберегла своє єдиноначальність, в той час як судові органи керувалися колегіально.

Зрозуміло, не цим прославилися реформи Катерини 2. Коротко основне їх значення для судової системи розкривається нижче.

важливе зауваження

Найважливіше - нарешті були розділені цивільні і кримінальні позови. Свого часу саме цей «атавізм» заважав відправленню нормального правосуддя, так як складно було адекватно розмежувати провину за адміністративні порушення і справді серйозні діяння. Нижньої інстанцією став повітовий суд. Розбиралися в ньому справи дрібні і незначні. Тим самим значно знижувалася навантаження на суддів, які займалися чимось дійсно важливим.

Взагалі результати реформ Катерини 2 у всіх сферах однакові - різке збільшення ефективності роботи багатьох галузей. Це і зараз змушує поважати імператрицю за незвичайний управлінський талант. Але повернемося до судів.

Повітовий орган розглядав серйозніші заяви. На відміну від вищеописаного земського, в цьому суді засідателі набиралися вже з поміщиків. Засідання проводилися рівно три рази в рік, причому за роботою цього органу вже спостерігав прокурор, в обов"язок якого входила функція «внутрішньої поліції», так як він фіксував усі випадки порушення законів самими суддями і доповідав про те «наверх».

На рівні губерній головним органом у ієрархії став Вищий земський суд, який міг знаходитися не тільки в губернському, але і в повітовому місті. Відтепер в кожному адміністративному центрі могло бути відразу кілька таких органів. У кожному з них було вже по десять засідателів. Голови ж вибиралися виключно Сенатом, а їх твердженням займався найчастіше особисто глава держави.

Але не тільки цим ознаменувалися реформи Катерини 2: коротко кажучи, суди стали більш спеціалізованими.

Структурний поділ судів

Верхній земський суд поділявся на кримінальний і суто адміністративний відділи. Це була важлива інстанція для «молодших» органів. Крім того, його судді мали право на розгляд складніших справ. Справа в тому, що вже тоді був законодавчо закріплений список правопорушень, розглядати які не могли представники нижніх земських і повітових судів, а також члени магістрату. Все це перешкоджало розвитку кумівства на місцях.

У Губернській суді також була громадська і кримінальна палата. У кожній був власний голова, а також пара радників і асесора. Вони також могли бути обрані виключно Сенатом і затверджені Верховною владою. Це була вища судова інстанція тих часів, в якій розглядалися найбільш складні справи, а також розбиралися всі найтяжчі і небезпечні злочини.

Словом, судова реформа Катерини 2 була вельми і вельми складною.

секуляризаційних реформа

До неї Катеринаприступила в 1764 році. Всі землі монастирів відтепер офіційно передавалися в управлінні Економічної колегії. В ході цієї реформи Катерина пішла по стопах Петра I, який не дуже жалував духовенство. З одного боку, відтепер держава була зобов"язана утримувати Церква... але при тому світська влада вже сама визначала, скільки ж країні потрібно монастирів і священнослужителів. Колегія також мала право відчужувати «зайві» землі в фонд держави.

Перетворення в освітній сфері

Відома також реформа освіти Катерини 2. Головне її завдання - створення виховних будинків, вихованці яких отримували грошове забезпечення, повний зміст і освіту. В результаті країна поповнювала ряди своїх громадян великою кількістю освічених і розумних молодих людей, які були віддані державі і виховані в потрібному моральному і етичному дусі.

Поліцейська реформа

У 1782 році був затверджений «Статут благочиння». Управа стала офіційно управляти міським поліцейським відомством. У складі були: пристави, поліцмейстер і городничий, а також комісія з громадян, склад якої визначався шляхом голосування. Орган цей міг накладати штраф або осуд, а також мав право на заборону деяких видів діяльності.

Які ще були важливі реформи Катерини 2? Таблиця дасть нам відповідь на це питання, а також кілька доповнить мети тих заходів, які вже розглядалися в цій статті.

Назва

мета

сенс

управлінські дії

1. Повна ліквідація автономії козацтв і Запорізької січі (до 1781 роки)

2. Губернська реформа (1 775)

Скасування надмірно вільних і потенційно небезпечних формувань.

Повністю контролювати всі райони країни, але робити це не на шкоду населенню.

Урізання козацтва в правах. На їх територіях також вводилося централізоване губернське управління.

Освіта 50 губерній приблизно по 300 тисяч чоловік. Ділилися вони на повіти по 30 тисяч чоловік. У деяких випадках губернії могли бути об"єднані.

Економічні реформи Катерини 2

1. Свобода організації підприємств (1775 рік)

2. Офіційне підвищення оплати селянської праці (1779 рік)

Управління все більше централізується, але при тому збільшуються економічні свободи населення

Населення могло вільно виробляти ситець і вивозити хліб за межі держави. Будь-яка людина міг організувати будь-яке промислове підприємство. Простіше кажучи, відтепер в промислове стан були відкриті двері всім.

станові реформи

Даровані грамоти дворянству і містам (1775 рік)

Вперше були офіційно визначені права і обов"язки дворянства і городян.

Дворяни були повністю звільнені від обов"язкової служби і багатьох повинностей. Стану отримали право на самоврядування. Без слідства і суду відтепер не можна було позбавляти їх членів власності і свободи.

Ось інші реформи Катерини 2. Таблиця досить докладно розкриває їх суть.

результати

Без перебільшення можна сказати, що всі проведені заходи дійсно були доленосними. Чому сприяли реформи Катерини 2? Коротко (таблиця цей момент розкриває) кажучи, вони були спрямовані на досягнення двоїстих цілей:

    Зміцнення самодержавства.

    Економічна свобода населення, можливість піднятися з нижчих станів здатним людям.

У період її правління була практично повністю ліквідована загроза непокори з боку козацької вольниці. Які ще можна назвати наслідки реформ Катерини 2? Церква остаточно була підпорядкована волі держави, судова галузь стала більш гнучкою. Громадяни, так чи інакше, отримали можливість участі в долі власного міста чи навіть губернії.

Ось чому відзначилися реформи Катерини 2. Коротко (таблиця допоможе вам це побачити) кажучи, суспільство стало більш свідомим, вільним і соціально захищеним.

1. Краткая биография Екатерины II………………………………………4

2. Начало царствования……………………………………………………6

3. Реформы Екатерины II…………………………………………….…….7

Заключение……………………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………….........19

Введение

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом, но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала европейская политика Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России.

1. Краткая биография Екатерины II

Екатерина родилась в 1729 году в немецком приморском городе Штеттин. Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода.

Екатерина Алексеевна была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель.

В 1745 году Екатерина II приняла православную веру и была выдана замуж за наследника российского престола, будущего Петра III. Попав в Россию пятнадцатилетней девушкой, она быстро овладела русским языком и обычаями. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы (Елизаветы Петровны) и пренебрежение со стороны мужа (Петра Федоровича). Самолюбие ее страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, приобрела обширные познания. Она прочитала массу книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

В 1754 году у Екатерины родился сын (Павел Петрович), будущий наследник русского престола. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы Елизаветы Петровны.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III.

Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими сильную женщину. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.

Екатерина медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

С первых дней царствования Екатерина хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, она проявила великодушие и снисходительность, остерегаясь рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

2. Начало царствования

В начале царствования Екатерина еще не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерина к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за три месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Сразу после воцарения Екатерины была заметна кипучая деятельность в государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов.

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице. Смерть Иоанна Антоновича избавила Екатерину от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества.

3. Реформы Екатерины II

"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом.

В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно". Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии.

Главы 9 и 10 устанавливали принципы законодательства в сфере уголовного права. Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей гарантией гражданской "вольности". "Наказ" категорически воспрещал любые жестокие по форме наказания, сокращал возможные случаи смертной казни. Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и гражданина. И так как суд действует в реальном сословном обществе, то в нём гарантии судебной справедливости должны заключаться в участии выборных представителей от сословий в рассмотрении дел.

Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Более почётное место дворян гарантировало им особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно "учредить что-либо полезное". Закон должен охранять всех, но гражданские права предоставляются соответственно сословно.

Последние, 19 и 20 главы "Наказа" устанавливали некоторые правила в отдельных вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания, запрещались не предусмотренные законом суды.