Рыцарь на час. Стихотворение некрасова рыцарь на час

Некрасов: "Рыцарь на час"

(восприятие, истолкование, оценка)

Н.А. Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь она отдавала детям. К сожалению, смерть рано пришла за ней. Некрасов очень любил свою мать, и потеря самого близкого человека стала для него настоящей трагедией.

Многие произведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве и юности. У поэта был творческий замысел: создать автобиографическую поэму «Рыцарь на час», и стихотворения «На Волге» и «Рыцарь на час» были главами из этой поэмы. Но произведение так и не было написано, а главы стали существовать как отдельные стихотворения.

«Рыцарь на час» написано в 1860–62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова. Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его «со слезами в голосе». Это грустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево.

Стихотворение состоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается грустным размышлением автора на фоне осеннего пейзажа: Если пасмурен день, если ночь несветла, Если вечер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует … Но дальше настроение лирического героя меняется, наполняется яркими красками: Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плывет над дубравой, И господствуют в небе цвета: Голубой, беловатый, лиловый, Воды ярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного света И узорчатых странных теней.

Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения. Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии: Не видна ее бедность нагая! Запаслася скирдами родная, Окружилася ими она И стоит, словно полная чаша.

Пожелай ей покойного сна – Утомилась кормилица наша! Поэт называет деревню «родной», «кормилицей», и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план.

В этой части романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном свете осенней ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым: Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Напоминает ожившую грудь … Восклицательные предложения подчеркивают радостное настроение поэта.

И все же грустные воспоминания не дают покоя: В эту ночь я хотел бы рыдать На могиле далекой, Где лежит моя бедная мать.

Грустью наполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образ церкви: Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой церковной стене Отражается крест одинокий.

История русского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегда обращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагались кладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. На могиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка была ему мать, как сильно он любил ее: Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила, нелюбимая; Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, – грудью своей Защищая любимых детей.

Антонимы: «родимая» – «нелюбимая», «открытою» – «сердитою» подчеркивают, насколько сложна и тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, «чистейшей воды божество». С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ: Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах.

В своей грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательства друзей, клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самого близкого человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына: Я пою тебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные пятна мои.

Возможно, после смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможет его простить: Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить … Чтобы передать свои чувства, поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений.

В третьей, заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернулась реальность. Лирический герой уже не тот, он «проснулся ребенка слабей», неспособный к каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской «Думой». Автор обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его «ничтожное племя».

Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела мертвы вы давно, Суждены вам благие порывы, Да свершить ничего не дало … Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие «Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, их мечты утопичны. Об этом и страдает поэт.

Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность, плавность.

Мне понравилось это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самые глубокие чувства и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следует традициям русских поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны, необычные видения, встречи с потусторонним миром – все это характерно для романтизма как литературного направления. А свободолюбивые взгляды, революционные идеи – такие же романтические мечты, которым не суждено стать реальностью.

Название стихотворения подталкивает к мысли, что рыцарем становятся только в ночной час. Рыцарем – потому что кажется, что вновь молод, здоров, способен на необдуманные поступки, в которых неизменно поджидает успех. Люди, которые мучаются бессонницей, предаются безмятежным раздумьям и мечтаниям. Возможно, ночи проходят без сна из-за совести, которая беспощадно напоминает о поступках совершенных ранее. А может из-за сожалений, которые не вернуть и не изменить.

Когда взору предоставлены бескрайние просторы зимней красоты, когда мороз заставляет бодриться и идти только вперед, не ощущая холода и усталости. Родные края возрождают воспоминания, которые связаны с широкими полями, густыми лесами и маленькой деревней. Село предстает перед читателем, как обнищавшее существо, как будто оно все накопленное отдало своим жителям. Окружена она скирдами, чтоб не видно было наготы. Видеться белая церковь и в ожидании звука колоколов замирает сердце, надеясь, избавится от неистовых мук. Властное пенье не разбудило спящую деревню.

Виднеющийся крест напоминает о невидимом присутствии родного человека. Автор вспоминает светлый образ матери, которая навсегда осталась молодой. Как же ему не хватает материнской заботы, тепла и ласки и сердце разрывается от осознания, что не обнять уж никогда любимую мать. Что не свидеться с ней перед вечной тишиной и что не поведать свои печали. Чтоб она, как раньше, развеяла все руками и подставила бесстрашную грудь на защиту своих детей. Смотрит лишь издалека голубыми, молчаливыми глазами.

Сожаление о поступках молодости, которая прочила идти только вперед. Потерянные друзья, хладнокровно отказывающиеся от действий, которые им не под силу. Тем самым подталкивая на некоренные вершины.

Осознание того, что болезнь приведет к неминуемому исходу, заставляет принимать микстуры. Страх перед материнской могилой сковывает холодными объятиями. Утро врывается с новыми сомнениями и ощущением собственного бессилия. Слабость заставляет проводить весь день в постели и внушает, что для дела не годен давно.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Рыцарь на час

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Серенада

    Афанасий Фет, будучи творческим человеком, мог видеть настоящую красоту окружающего мира. Казалось бы, даже мелкие незаметные детали могли обратить внимание поэта и вызвать у него восхищение. В своем художественном мире писатель

  • Анализ стихотворения Фета Узник

    Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,

  • Анализ стихотворения Апухтина Опять весна

    Творчество Апухтина А.Н. критики-литературоведы называют искусством для искусства. Поэт в своих произведениях не касался общественных тем, много стихов посвящено творчеству как самоцели, любви, самопознанию. Лирика Апухтина А.Н. объединяет черты

  • Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта

    Бывает такое, что человек совершает великие или просто хорошие дела, но один поступок способен перечеркнуть всю славу в глазах некоторых людей, тугих своим умом. И тугоумные или порицают, или забывают их. Но те, кого коснулось благо людей,

  • Анализ стихотворения Фета Только встречу улыбку твою

    Афанасий Афанасиевич Фет является предшественником совершенно нового направления в искусстве царской России - направления импрессионализма. В своих произведениях поэт часто касается темы любви, которую раскрывает при помощи

«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья - значит ненавидеть все, что ее позорит, бороться с угнетением и рабской покорностью. Поэзия Некрасова - выражение мыслей и чувств гражданина, для которого личные интересы неотделимы от интересов народа. Гражданское звучание особенно ярко проявляется в стихотворении «Рыцарь на час», одном из лучших произведений русской поэзии XIX века.

Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 году и опубликовано в журнале «Современник». Лучшие люди России были потрясены этим стихотворением и, по многим свидетельствам, плакали, читая его. Происходило это, очевидно, потому, что подлинное душевное благородство всегда сопряжено с вечно беспокойной совестью:

Вспоминается пройденный путь,

Совесть песню свою запевает.

Что же заставляет страдать поэта, откуда в стихотворении горькие покаянные речи? Чтобы ответить на эти вопросы, вникнем в смысловую направленность этого стихотворения.

Начинается оно воспоминаниями о родных местах. Томимый бессоницей, Рыцарь выходит ночью из дома и отдается во власть окружающей природы. Его взору открываются величественные пейзажи, слуху - торжественные звуки деревенского колокола, памяти - мельчайшие детали прошлого. Светлые отрадные чувства порождены ясной морозной ночью:

Отдаешься невольно во власть

Окружающей бодрой природы,

Сила юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы

Наполняют ожившую грудь,

Жаждой дела душа закипает…

Есть в некрасовских пейзажах одна лишь ему присущая особенность - постоянная, иногда отдаленная, но всегда существующая связь с миром крестьянства:

Чу! Стучит проезжающий воз,

Деготьком потянуло с дороги…

Перед взором героя возникает деревня. Лунная ночь украсила, опоэтизировала ee:

Не сожмется мучительно грудь,

Если б даже пришлось в эту пору

На родную деревню взглянуть:

Не видна ее бедность нагая.

Муки разбуженной совести при виде разоренной деревни пробуждают у героя воспоминания о матери:

В эту ночь я хотел бы рыдать

На могиле далекой,

Где лежит моя бедная мать…

Беспокойная совесть поэта ведет его в родные места, к могиле матери. Там возникли помыслы и чувства, которые определили направление его духовного развития:

Все так ярко рисуется взору,

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает…

Читая это стихотворение Некрасова, невольно вспоминаешь трагическую судьбу матери Некрасова, многострадальной и терпеливой, рано ушедшей из жизни. Образ матери в лирике Некрасова приобретает широкое, обобщающее значение, далеко выходя за чисто биографические рамки. Это величественный образ - символ безмерного страдания и великой духовной силы:

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, - грудью своей

Защищая любимых детей.

Мысли о крестьянской России, воспоминание о матери - все это готовит кульминацию стихотворения - взрыв отчаяния и надежды, мучений совести и жажды подвига:

Выводи на дорогу тернистую!..

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

С потрясающей силой в этом стихотворении передано чувство отвращения к нечистой, порочной жизни и страстное желание вырваться из ее тисков:

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои…

Стихотворение завершается злым, беспощадным, сатирическим судом уже не только над собой, но и над другими «рыцарями на час». Оно звучит как беспощадный упрек каждому, кого «великое чувство свободы» не привело в стан борцов:

Вы еще не в могиле, вы живы,

Но для дела вы мертвы давно,

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано.

Слово «дело» в устах революционеров-демократов было синонимом такого понятия, как «революционная борьба». Поэтому современники поэта воспринимали как жестокий упрек всем, кто отступился от борьбы за «народное счастье».

Стихотворение «Рыцарь на час» написано трехсложным размером с ударением на последнем слоге. Во второй части трехстопный анапест сменяется двухстопным. Большую выразительность стихотворению придают повторения («не сожмется грудь», «не видна ее бедность нагая»). В самих отрицаниях слышна нарастающая тревога. Сила эмоциональной насыщенности стиха достигается за счет употребления причастий - ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих. Интересен целый ряд глаголов-инфинитивов: сосчитаться, предаться, совладать, рыдать и т.д. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя, Некрасов использует побудительные предложения, в которых есть глаголы в повелительном наклонении: поднимись, выводи, уведи. Медленный, задумчивый ритм стихотворения созвучен мучительным раздумьям поэта.

Стихотворение «Рыцарь на час» допускает разные толкования, заставляет читателя напряженно думать, искать и снова обращаться к тексту. Но как бы ни понимали стихотворение читатели разных поколений, раздумья над словами поэта не вели и не ведут к безнадежности, к разочарованию. Если в человеке живет и бьется совесть, если он способен вершить над собой нравственный суд, - он не погиб, он еще может стать в ряды бойцов «за великое дело любви».

Если пасмурен день, если ночь не светла,
Если ветер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует.
Только сном и возможно помочь,
Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь -
Я сегодня не буду томиться.
По широкому полю иду,
Раздаются шаги мои звонко,
Разбудил я гусей на пруду,
Я со стога спугнул ястребенка.
Как он вздрогнул! как крылья развил!
Как взмахнул ими сильно и плавно!
Долго, долго за ним я следил,
Я невольно сказал ему: славно!
Чу! стучит проезжающий воз,
Деготьком потянуло с дороги…
Обоняние тонко в мороз,
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой тела душа закипает,
Вспоминается пройденный путь,
Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь -
Будет время еще сосчитаться!
В эту тихую, лунную ночь
Созерцанию должно предаться.
Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубровой,
И господствуют в небе цвета
Голубой, беловатый, лиловый.
Воды ярко блестят средь полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного света
И узорчатых, странных теней.
От больших очертаний картины
До тончайших сетей паутины
Что как иней к земле прилегли,-
Всё отчетливо видно: далече
Протянулися полосы гречи,
Красной лентой по скату прошли;
Замыкающий сонные нивы,
Лес сквозит, весь усыпан листвой;
Чудны красок его переливы
Под играющей, ясной луной;
Дуб ли пасмурный, клён ли весёлый -
В нём легко отличишь издали;
Грудью к северу; ворон тяжелый -
Видишь - дремлет на старой ели!
Всё, чем может порадовать сына
Поздней осенью родина-мать:
Зеленеющей озими гладь,
Подо льном - золотая долина,
Посреди освещенных лугов
Величавое войско стогов -
Всё доступно довольному взору…
Не сожмется мучительно грудь,
Если б даже пришлось в эту пору
На родную деревню взглянуть:
Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами, родная,
Окружилася ими она
И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей покойного сна -
Утомилась, кормилица наша!..

Спи, кто может,- я спать не могу,
Я стою потихоньку, без шуму
На покрытом стогами лугу
И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать,
Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов,
Посреди бесконечных лугов,
За селом, на горе невысокой,
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий.
Да! я вижу тебя, божий дом!
Вижу надписи вдоль по карнизу
И апостола Павла с мечом,
Облаченного в светлую ризу.
Поднимается сторож-старик
На свою колокольню-руину,
На тени он громадно велик:
Пополам пересек всю равнину.
Поднимись!- и медлительно бей,
Чтобы слышалось долго гуденье!
В тишине деревенских ночей
Этих звуков властительно пенье:
Если есть в околотке больной,
Он при них встрепенется душой
И, считая внимательно звуки,
Позабудет на миг свои муки;
Одинокий ли путник ночной
Их заслышит - бодрее шагает;
Их заботливый пахарь считает
И, крестом осенясь в полусне,
Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился,
Насчитал я двенадцать часов.
С колокольни старик возвратился,
Слышу шум его звонких шагов,
Вижу тень его; сел на ступени,
Дремлет, голову свесив в колени.
Он в мохнатую шапку одет,
В балахоне убогом и темном…
Всё, чего не видал столько лет,
От чего я пространством огромным
Отделен,- всё живет предо мной,
Всё так ярко рисуется взору,
Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла,- грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горькую песню спою.
О прости! то не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну - и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная,-
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне.
Да! я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою:
Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество!
Что враги? пусть клевещут язвительней.
Я пощады у них не прошу,
Не придумать им казни мучительней
Той, которую в сердце ношу!
Что друзья? Наши силы неровные,
Я ни в чем середины не знал,
Что обходят они, хладнокровные,
Я на всё безрассудно дерзал,
Я не думал, что молодость шумная,
Что надменная сила пройдет -
И влекла меня жажда безумная,
Жажда жизни - вперед и вперед!
Увлекаем бесславною битвою,
Сколько раз я над бездной стоял,
Поднимался твоею молитвою,
Снова падал - и вовсе упал!..
Выводи на дорогу тернистую!
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить…

(Утром, в постели)

О мечты! о волшебная власть
Возвышающей душу природы!
Пламя юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы -
Всё в душе угнетенной моей
Пробудилось… но где же ты, сила?
Я проснулся ребенка слабей.
Знаю: день проваляюсь уныло,
Ночью буду микстуру глотать,
И пугать меня будет могила,
Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось,
Всё луч бледного утра спугнул,
И насмешливый внутренний голос
Злую песню свою затянул:
«Покорись, о ничтожное племя!
Неизбежной и горькой судьбе,
Захватило нас трудное время
Неготовыми к трудной борьбе.
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…»

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!