Школьная неуспеваемость причины психокоррекция психопрофилактика. Рубинштейн С

Учебное пособие СПб.: Питер, 2009. - 368 с.В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов. Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении. Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости.
Особенностью данного учебного пособия является включение в него после каждой темы фрагментов из психологических и педагогических произведений разных авторов с целью более глубокого и детального освещения соответствующей проблемы.
Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.Содержание
Предисловие
Введение
Основные понятия для усвоения
Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
Контрольные вопросы и заданияОсновные факторы, влияющие на успешность школьного обучения
Нейропсихологический и психолого-педагогический факторы и их влияние на школьную успеваемость
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения
Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное
Чуприкова Н. И. Соотношение внешних условий
и внутренних факторов развития
Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте
Контрольные вопросы и задания

Умственное развитие как фактор успешности учебной деятельности
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Чуприкова Н. И. Понятие о когнитивных репрезентативных структурах как системной основе усвоения знаний и умственного развития
Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников,
отстающих в учении
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Нечаев А. П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?
Коменский Я. А. В каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Индивидуально-психологические особенности темперамента и их влияние на успешность учебной деятельности.
Основные понятия для усвоения
Особенности темперамента и умственные способности
Тексты для самостоятельного изучения
Гуревич К. М. Психологические проявления свойств
нервной системы
Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в процессе обучения
Контрольные вопросы и заданияПсихологическая характеристика слабоуспевающих школьников
Характеристика развития когнитивной сферы отстающих в учении детей
Основные понятия для усвоения
Характеристика познавательной деятельности
слабоуспевающих школьников
Психологические особенности «средних» по успеваемости школьников
Особенности когнитивного развития учащихся VII-X классов
Интеллектуальная пассивность
Содержание

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться

Cодержание

Предисловие.............................................................................................................................

Введение..................................................................................................................................

Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости..

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии...................................

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Нейропсихологический и психолого-педагогический факторы

и их влияние на школьную успеваемость................................................

Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения..........

Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание,

бессознательное..............................................................................................

Чуприкова Н. И. Соотношение внешних условий

и внутренних факторов развития............................................................

Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем

школьном возрасте........................................................................................

Тема 2. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Умственное развитие как фактор успешности

учебной деятельности.....................................................................................

Основные понятия для усвоения................................................................

Тексты для самостоятельного изучения..................................................

Чуприкова Н. И. Понятие о когнитивных репрезентативных

структурах как системной основе усвоения знаний

и умственного развития..............................................................................

Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников,

отстающих в учении.....................................................................................

Контрольные вопросы и задания................................................................

Тема 3. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Психологическая готовность ребенка

к школьному обучению..................................................................................

Основные понятия для усвоения................................................................

Тексты для самостоятельного изучения..................................................

Нечаев А. П. Когда следует начинать учить ребенка чтению? ......

Коменский Я. А. В каких занятиях постепенно должны

упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году

своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения.............

Контрольные вопросы и задания................................................................

Тема 4. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Индивидуально-психологические особенности

темперамента и их влияние на успешность учебной деятельности

Основные понятия для усвоения................................................................

Особенности темперамента и умственные способности.................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Гуревич К. М. Психологические проявления свойств

нервной системы.........................................................................................

Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет индивидуально-

типологических особенностей учащихся в процессе обучения.....

Контрольные вопросы и задания.............................................................

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тема 5. Характеристика развития когнитивной сферы отстающих

в учении детей................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Характеристика познавательной деятельности

слабоуспевающих школьников................................................................

Психологические особенности «средних» по успеваемости

Особенности когнитивного развития учащихся VII–X классов

Интеллектуальная пассивность...............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Психолого-педагогические предпосылки повышения

эффективности обучения........................................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 6. Типы неуспевающих школьников и пути индивидуального

подхода к ним.................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Славина Л. С. Изучение неуспевающих школьников

и индивидуальный подход в работе с ними......................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Раздел III

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ,

СПОСОБЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

Тема 7. Психологические причины общего отставания в учении.

Недостатки в развитии познавательной сферы..................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.....................................

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома..............................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 8. Психологические причины общего отставания в учении.

Особенности мотивационной сферы у отстающих в учении

школьников.....................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование

мотивации учения......................................................................................

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы........................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 9. Психологические причины общего отставания в учении.

Характеристика эмоциональной сферы слабоуспевающих

школьников.....................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Славина Л. С. Об учебных и познавательных интересах.............

Сухомлинский В. А. Как формировать у воспитанника

радость познания........................................................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 10. Психологические причины общего отставания в учении.

Недостатки в развитии произвольно-регуляторной сферы...........

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника

и формирование активной личности...................................................

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок,

или Все о гиперактивных детях.............................................................

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома...............................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 11. Психологические причины общего отставания в учении.

Особенности развития аффективно-потребностной сферы

учащихся с низкой школьной успеваемостью....................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Славина Л. С. Дети с аффективным поведением............................

Славина Л. С. Способы преодоления «смыслового барьера».....

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 12. Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости...

Основные понятия для усвоения.............................................................

Преодоление недисциплинированности...............................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Коменский Я. А. Каким образом нужно упражнять детей

в нравственности и добродетелях.........................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 13. Психологические причины трудностей школьников

при обучении письму, чтению и счету...................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

I группа - недостатки в развитии познавательных процессов.....

II группа - недостаточность звукобуквенного анализа

и фонематического восприятия...............................................................

III группа - несформированность пространственных

представлений................................................................................................

IV группа - недоразвитие психомоторной сферы............................

V группа - недостатки процессов саморегуляции

и самоконтроля..............................................................................................

VI группа - индивидуально-типологические особенности...........

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся....

Чуприкова Н. И. В. А. Крутецкий и его книга

о математических способностях школьников..................................

Крутецкий В. А. Психология математических способностей

школьников..................................................................................................

Нечаев А. П. Психология и школа........................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 14. Способы выявления и психологической коррекции трудностей

в обучении........................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

по предупреждению трудностей в обучении.......................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Сухомлинский В. А. Как развивать мышление и умственные

силы детей.....................................................................................................

Локалова Н. П. Когнитивное развитие как содержание

предшкольной подготовки......................................................................

Локалова Н. П. О развивающей программе «120 уроков

психологического развития младших школьников» .....................

Локалова Н. П. Уроки психологического развития в средней

школе. V–VI классы. Развивающая программа для младших

подростков....................................................................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Использованная литература..........................................................................................

Предисловие

Данное учебное пособие написано на основе материалов курса лекций, включенного в систему подготовки практических психологов образования. Центральная его проблема - различные причины школьной неуспеваемости. Их анализ, планомерное и всестороннее рассмотрение факторов развития детей и условий организации школьного процесса обучения, приводящих к возникновению отставания в учении, составляют основное содержание пособия.

Главная задача пособия состоит в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.

Материал в пособии представлен на основе генетического подхода к рассмотрению школьных трудностей и нацелен на раскрытие причин- но-следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей. В книге обосновывается необходимость целенаправленных когнитивных коррекционно-формирую- щих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки - общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики.

В пособии рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с причинами школьной неуспеваемости на различных этапах школьного онтогенеза - от причин, порождающих неуспешность учебной деятельности

в начальных классах в связи с недостатками воспитания и развития детей в дошкольном периоде, до факторов, влияющих на неуспеваемость

в подростковом и старшем школьном возрастах. Особое внимание в пособии уделено психодиагностике причин неуспеваемости, а также путям и способам ее психопрофилактики.

Материал пособия представлен во введении и четырех разделах, разделенных на 15 тем, каждая из которых изложена хотя и сжато, но в достаточном объеме для общей ориентировки по данному вопросу. В начале каждой темы сообщается ее содержание и приводится список понятий и их определений, которые необходимы для усвоения материала данной темы. В конце некоторых тем, там, где это возможно и необходимо, приводится перечень экспериментальных методик, которыми следует владеть для психодиагностики наличного уровня развития рассматриваемых в данной теме психических явлений.

В структуре учебного пособия реализован принцип системной дифференциации: от общей характеристики проблемы неуспеваемости и тех факторов и условий, которые ее вызывают, к детальному рассмотрению возможных причин конкретных трудностей при обучении основным учебным предметам - русскому языку, чтению и математике.

Специфическая особенность данного учебного пособия состоит в том, что это пособие-хрестоматия, так как в него включены достаточно большие фрагменты оригинальных работ известных психологов и педагогов, так или иначе освещающих рассматриваемые вопросы школьной неуспеваемости. Чтение этих работ в контексте изучаемых проблем позволит прояснить некоторые детали или более частные вопросы, подробно рассмотреть которые в курсе лекций не всегда представляется возможным.

По нашему глубокому убеждению, сформированному в результате многолетнего анализа и осмысления проблемы психологических факторов школьной неуспеваемости, главной причиной почти всех школьных трудностей детей, к которой при последовательном и детальном рассмотрении практически без исключения может быть сведено все многообразие их внешних проявлений, выступает недостаточный уровень развития познавательной сферы учащихся, и в первую очередь - низкий уровень развития их аналитико-синтетической деятельности в целом. Именно поэтому, рассматривая вопросы, связанные с психопрофилактикой школьной неуспеваемости, мы особый акцент делаем на когнитивном развитии учащихся всех школьных возрастов.

Введение

Слабые дети - это не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы

в безгранично разнообразном цветнике человечества.

В. А. Сухомлинский

Предмет и задачи курса.

Специфика психодиагностики в школьной психологической службе.

Многозначность соотношений внешних проявлений трудностей в обучении и причин, их вызывающих.

Подходы к диагностике и коррекции школьных трудностей.

Основные понятия для усвоения

Долговременная психодиагностика - выявление недостатков в учебной деятельности и поведении на протяжении достаточно длительного периода времени.

Неуспевающие школьники - школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса.

Образование - система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Обучение - процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности; совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Оперативная психодиагностика - выявление причин недостатков и затруднений в учебной деятельности и поведении на основании анализа устных и письменных ответов, поступков ученика.

Педагогическая диагностика и коррекция - выявление причин неусвоения знаний и затруднений в учебной деятельности на основании данных наблюдения и анализа продуктов деятельности школьников и устранение их путем воздействия на внешне наблюдаемые недостатки.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Мартемьянова Антонина Вячеславовна,

Учитель истории и обществознания,

МКОУ «Слободо - Туринская СОШ №2»

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, психопрофилактика, коррекционная работа.

Аннотация. В данной статье представлен материал о проблеме школьной неуспеваемости. Статья освещает современные подходы к профилактической и коррекционной работе с неуспевающими детьми.

Понятие школьной неуспеваемости, её психологические особенности на сегодняшний день являются актуальными вопросами. Вопрос неуспеваемости детей и подростков исследуется педагогами и психологами. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала школьной программы являются проблемой не только для педагогов и психологов, но и для родителей неуспевающих, а также самих детей.

Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости, выявление причин, структуры, признаков. Без этих данных невозможно изучение проблемы школьной неуспеваемости и разработка мер борьбы с ней.

Важно своевременное выявление школьной неуспеваемости, так как с каждым годом трудности в обучении будут только расти и усложняться.

В разных источниках понятие школьной неуспеваемости трактуется почти одинаково. Под неуспеваемостью понимается ситуация, при которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Выражение неуспеваемости проявляется в следующих факторах:

Слабые навыки чтения, счёта у ученика;

Слабое владение интеллектуальными умениями анализа, обобщения.

Само по себе явление неуспеваемости сложно и многогранно и требует разносторонних подходов при её изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе, а также воспитание и атмосфера в семье.

Причины неуспеваемости часто заложены в основу типологии неуспевающих школьников. По мнению Л.С. Славиной, доминирующуя причина является основой для классификации неуспеваемости. Она делит неуспевающих на три группы. К первой относятся дети, у которых отсутствуют действенные мотивы учения: вторая группа – дети со слабыми способностями к учёбе; третья группа – это дети с неправильно сформированными навыками учебного труда и неумеющие трудиться. Такого рода классификация не даёт чётких знаний о внутреннем строении.

В педагогике и психологии существуют и иные способы построения классификации, например, на основании и характеристике учебного труда учащихся и структуре их личности.

Н.И. Мурачковский предлагает психологическую типологию неуспеваемости. В основу его классификации положен характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

    Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.

    Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

    Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

    Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

    Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

Необходимо обратить особое внимание на условия опроса во время урока неуспевающих учеников. Для обеспечения более комфортных условий для неуспевающих рекомендуется давать им больше времени на обдумывание ответа у доски, помогать им в изложении материла урока, при составлении схем и опорных конспектов. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Особое внимание в специальной литературе уделяется вопросам дифференцированного обучения. Во время урока учитель выделяет временные группы учащихся: слабых, средних и сильных. Важной задачей учителя является не только подтягивание слабых до необходимого уровня, но и обеспечение посильной нагрузкой учащихся среднего и высокого уровня. Для этого учитель разрабатывает разнообразные задания на определённых этапах урока. Например, организуется самостоятельная работа по группам, задания для самостоятельной работы должны быть разной степени трудности. Это обеспечит равномерное усвоение учебного материала разных групп учащихся. Помощь необходимо оказывать именно слабоуспевающим ученикам. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Домашние задания для учащихся также должны быть разработаны в соответствии с дифференцированным подходом. Данный вопрос ещё недостаточно изучен и мало практикуется, но есть некоторые соображения, которые можно отметить. В первую очередь это использование программированных пособий для отстающих детей, а также создание проблемной ситуации и индивидуализации домашнего задания.

Не смотря на то, что дополнительные задания для отстающих, часто критикуются, такой подход широко используется в практике школ. Считается, что такой вид занятий нерационален. Использование дополнительных заданий обосновывается тем, что они увеличивают количество времени для изучения материала, что даёт возможность неуспевающим ученикам больше времени уделить той или иной теме. Для сильного ученика хватит одного урока для того, чтобы освоить необходимые знания, умения и навыки по определённой теме, слабые же ученики не всегда смогут усвоить необходимый материал за период урока. Для педагогов, не умеющих дифференцировать работу учащихся, метод использования дополнительных занятий является единственно возможным.

Организация обучения второгодников также является важным вопросом. В различных исследованиях рассматривается психологический аспект влияния данной ситуации на слабоуспевающих детей. Считается, что ситуация, когда ученика оставляют на повторное обучение, является травмирующей для него и вряд ли принесёт должного эффекта. Часто такие дети попадают в группу риска, так как начинают протестовать, пропускать уроки, грубить учителям.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

Своевременное выявление причин неуспеваемости и своевременное устранение их поможет избавить от негативных последствий.

Таким образом, своевременная работа психолога, педагога, родителей и самого ученика сможет предотвратить появление проблем в обучении, а также на ранних этапах выявить структуру и причины школьной неуспеваемости.

Список литературы:

    Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.

    Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972

    Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.


120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть 1. Книга для учителя.

Это книга для учителя, в которой на основе основного закона психического развития - закона системной дифференциации - подобраны, расположены и поурочно описаны более 350 психологических заданий, направленных на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста.

Внутреннее содержание данной программы направлено на всестороннее развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся. Во второй части программы содержатся иллюстрации и раздаточные материалы, требующиеся к значительному числу заданий, описания по использованию которых содержатся в ее первой части.

Как помочь слабоуспевающему школьнику

Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.

В книге рассматриваются основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины, представлены психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин данных трудностей, приведены задания для их психологической диагностики и коррекции

Книга адресована учителям начальных классов, школьным психологам, а также родителям, желающим помочь своим детям в учении.

Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы

Представлена поурочная система заданий для психологического развития учащихся 5-6 классов общеобразовательной средней школы.

Необходимость разработки психологической развивающей программы для учащихся средней школы, ее востребованность в средних классах стала особенно ясной после того, как в начальных классах начала широко использоваться разработанная нами развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития» (Н.П. Локалова, 1995, 1998-2000, 2000).

Отвечая на практический запрос учителей, мы разработали психологическую развивающую программу, адресованную учащимся Ѵ-ѴІ классов. Главную цель психологического развития школьников этого возраста мы видим в том, чтобы сформировать у них вербально-логические когнитивные структуры, осуществляющие сложные формы интеллектуальной деятельности и, прежде всего, отвлеченного, абстрактного мышления.

Школьная неуспеваемость

Школьная неуспеваемость. Причины, психокоррекция, психопрофилактика.

В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов.

Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении.

Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости.