Шляпа почтовых курьеров рима. Римская почта

АКЦИЯ!!!
Предпочтовая обработка, удаление повторов, проверка и простановка почтовых индексов в адресных базах данных клиентов – БЕСПЛАТНО!


ПОВЫШЕНИЕ ПОЧТОВЫХ ТАРИФОВ "ПОЧТОЙ РОССИИ".
С 12.04.2019 г. повышаются тарифы на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции.



История почты

История почты: как появились почтовые услуги

Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.

Именно благодаря использованию голоса для передачи информации, возникла членораздельная речь. Но, недостатком такого способа передачи новостей было то, что человеческий голос слышен только на небольшом расстоянии. В результате этого, для усиления голоса стали использовать полые стволы деревьев, а также барабаны, извещающие народ о приближении гонца. Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты.

Началом возникновения почтовой связи является зарождение письменности. С момента появления рабовладельческих стран появилась необходимость правителей быть в курсе всего, что происходит в их стране. ТОгда почтовая связь стала упорядоченной. Первые учреждения такой почтовой связи появились в античные времена. Первое время эти учреждения носили исключительно военный характер. Самыми развитыми почтовые связи считались в Египте, именно их можно считать предшественником современной почты.

Почта Древнего Египта состояла из многочисленных гонцов, снабжающих фараонов информацией. Гонцам необходимо было преодолевать длинные расстояния за возможно короткие сроки, поэтому в качестве почтальонов стали использовать еще и почтовых голубей. Такая почтовая система постепенно стала появляться и в других странах.

В Древнем Риме собственных гонцов себе могли позволить только богачи. Основана государственная почта была Юлием Цезарем. Она была подчинена непосредственно императору и не была предназначена для частного использования. На суше почтовые перевозки осуществлялись с помощью коней, по морю переправлялись на кораблях. В крупных центрах находились специальные станции, служащие всадникам пристанищем во время долгого пути. Здесь их ждали подготовленные лошади и повозки на случаи такой необходимости. между каждыми двумя такими станциями находились более мелкие. В те времена использовалась фраза «Statio posita in...», которая означала «станция, расположенная в...». Именно от слова «posita» произошло слово «post» — почта.

С развитием торговли и ремесел повысился интерес к передаче сообщений, рассылке писем . Это способствовало появлению разнообразных посыльных служб и почт, которые обслуживали ремесленников и купцов. Купеческая почта находилась в крупных торговых домах, имеющих своих собственных курьеров.

В 19 веке с появлением железных дорог и пароходства, а в 20 веке еще и самолета, скорость почтовых рассылок значительно увеличилась. Почта приобрела общегосударственное значение и стала обслуживать всех граждан. Железнодорожная сеть стремительно развивалась и число поездов ежедневно увеличивалось, соответственно возросло и число почт. Почта стала более усовершенствованной, появились дешевые почтовые таксы, а также целый ряд новых торговых операций и почтовых услуг .

Даже когда был изобретен в 1876 году телефон, телеграф и радио, почта не утратила свою важную роль средства массового общения.

Все властители прошлого уделяли большое внимание почте.

Римское государство - не исключение из этого правила.

Римская почта достигла расцвета при императоре Августе. Она называлась cursus publicum(общественная, публичная). На самом же Деле почта была не очень-то публичной. Почта Рима служила Августу и его приближенным. Что же касается граждан, не обладавших богатством и знатностью, то тут уместно вспомнить едкое замечание знаменитого римского оратора Цицерона:

«Хотя писание писем и превосходный способ беседовать и поддерживать отношения с далеко живущими друзьями, но, к сожалению, нет возможности доставлять эти письма по назначению».

Император Август, основатель римской почты, служившей прежде всего ему и его приближенным, был жесток и вероломен.

Колоритна записка философа Сенеки Другу Лукулу: «Твое письмо получил спустя много месяцев после его отправления. Я вынужден был поэтому обстоятельно расспросить подателя письма о твоих делах…»

Свидетельства выдающихся людей Рима вызывают недоумение: чем же занималась почта, так неторопливо доставлявшая письма? Увы, ее обязанности были не очень почтенны. Она составляла часть полицейско-осведомительной и карательной службы.

Послание цезаря

Подобно другим властителям древности, племянник Юлия Цезаря император Август был жесток и вероломен. Ему было девятнадцать лет, когда заговорщики убили Юлия Цезаря. Прикрываясь, как щитом, именем своего знатного родственника, Октавий (это имя носил в юности Август) назвал себя Цезарем Октавианом и смело схватился с политическими соперниками.

В этой борьбе Октавиан не жалел средств. Он привлек на свою сторону даже беглых рабов, подарив им прощение и свободу. Такая политика не замедлила принести плоды, и Октавиан торжествовал первые победы.

Только мрамор стен слышал приказ, который отдал своему почтмейстеру Октавиан. Но камни молчаливы, а государственные чиновники умели хранить тайну. Никто, кроме писцов, не знал слов, написанных на маленьких покрытых воском дощечках. Каждую дощечку аккуратно обернули полотном и запечатали восковой печатью. На полотняном конверте обозначили день, когда его надлежало вскрыть, - один и тот же день на всех конвертах. Римской почте предстояло выполнить обязанности рычага государственной власти. Ради таких случаев она и существовала…

Римские воины подчас обнажали оружие, повинуясь приказам цезарей. Эти приказы развозили по стране вередарии - самые быстрые гонцы почты Римского государства.

Римские дороги

На 76 ООО километров растянулись дороги Римского государства. И какие дороги! Они вызывают восхищение даже сегодня, почти через две тысячи лет после постройки.

Дорогой ценой созданы эти дороги, их камни обильно политы кровью. Десятки тысяч рабов погибали на этом адском строительстве. Всюду, где останавливались римские легионы, строились дороги. Они опоясывали громадную территорию: современная Англия, вся Восточная Европа до Рейна и до Дуная, Балканы, Турция, Сирия, Палестина, Иордания, Северная Африка от Танжера до Александрии с Египтом. На всех этих землях властвовал Рим, и они имели дороги, обладали почтой.

С разных концов необъятной империи все дороги вели в Рим (отсюда и известная поговорка). Дороги сходились у величественного сооружения - милевой колонны, установленной посередине форума у подножия храма Сатурна. Отсюда и скакали во все концы государства вередарии - самые быстрые курьеры Рима.

Доставка почты в Римской империи

От станции к станции (по той же системе, что была за сотни лет до римлян у Кира) мчались вередарии, развозя тайный приказ Цезаря. Они опережали пассажирскую почту, лошади которой везли срочные письма и пассажиров, получивших «дипломату» - особое разрешение на такую поездку. Обгоняли вередарии и тяжелую почту, на волах и мулах тащившую письма обычной срочности.

Путь всадников лежал в военные лагеря. В один и тот же день были вскрыты во всех лагерях письма Октавиана. Приказ начал действовать без промедления. Все воины из беглых рабов (а их было около 30 000), уже считавшие себя свободными людьми, были схвачены и заключены под стражу.

Римская тяжелая почта.

Рабов возвратили господам. Тех, кто остался невостребованным, казнили в городах, откуда они бежали. Казнили для устрашения, чтобы никому не повадно было подрывать устои рабовладельческого государства.

Но не во власти человека остановить ход истории. Не по плечу оказалась эта задача и властителям Рима. Минуло еще четыре столетия, и Римская империя погибла.

На смену рабовладельческому обществу пришел феодализм. Человечество ступило на следующую ступень своей истории. Разумеется, это не осталось без последствий для почты. Первые кирпичи ее великого здания уже были положены, и время, этот неутомимый каменщик, продолжало свою работу.


Античные камеи, эти миниатюрные творения рук человеческих, сочетают в себе тонкое изящество и красоту. И хотя их возраст исчисляется не одним десятком веков, глядя на них, у каждого зрителя возникает ощущение, что эти изображения вот-вот оживут!Ведь в античные времена в Древнем Риме, в Древней Греции и эллинистических государствах это искусство достигло вершин совершенства.

Не зря про них сказано: «Геммы малы, но они побеждают столетья » (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).

Инталии в качестве печатей


Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.



Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.







Камеи - предметы роскоши в Древней Греции

В эпоху античности, в конце IY века до н. э., мастера Древнего Рима и Древней Греции продолжая работу с инталиями, начинают работать с с другим материалом – многоцветным и многослойным сардониксом или агатом, из которого вырезают выпуклые рельефные геммы - камеи. При умелом подходе резчикам удавалось достичь интересных цветовых и световых эффектов.
Работая над двойными или тройными портретами, они старались каждый из них выдерживать в своем цвете. И если удавалось удачно попасть в цвет, что было совсем непросто, камеи будто оживали.
В то время, как инталии использовались для практических целей, камеи стали предметом роскоши. Их вставляли для красоты в перстни и диадемы, украшали ими свою одежду… Но далеко не каждый мог позволить себе их приобрести.

Геммы Александрии

Первыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно.



Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.

Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.


Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.

Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией.




Глиптика в Древнем Риме

После падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями.
Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям - белым силуэтам на темном фоне.

«Камея Августа»


На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.

«Гемма Тиберия»



Эта камея - самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.

Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.

Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.

Инталии



Камеи


В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III.



Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Константин и Тихе. Сардоникс. Римская работа. IV в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.


Лучшими коллекциями камей обладают музеи Вены, Парижа и Санкт-Петербурга. Во многом благодаря стараниям Екатерины II, обожавшей камеи и коллекционирующей их, собрание античных камей Эрмитажа - одно из крупнейших в мире. И сегодня впечатляют самых изысканных ценителей.

Сегодня состоялась очередная интеллектуальная игра "Кто хочет стать миллионером?". В этой статье можно подсмотреть ответы на все вопросы в "Кто хочет стать миллионером?" за 13 мая 2017 года . В игре с ведущим Дмитрием Дибровым сегодня участвовали две пары игроков. Ниже сами вопросы и ответы, варианты ответов я решил не писать, дабы не отвлекать читателей, ведь вам нужна лишь нужная информация.

Первая пара игроков в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 13.05.2017

1. Как называют человека, выполняющего мелкие, несложные поручения?

  • мальчик на побегушках

2. Что должен был отвечать советский пионер на призыв «Будь готов!»?

  • «Всегда готов!»

3. Куда собирается сесть героиня песни в исполнении Любови Успенской?

  • в кабриолет

4. Что можно заработать во многих играх?

5. Кто пел частушки в мультфильме «Летучий корабль»?

  • Бабки-ёжки

6. Какой хищник живёт высоко в горах?

  • снежный барс

7. В чём, кроме лошадиных сил, измеряют мощность автомобиля?

  • в киловаттах

8. Какое прозвище носил сэр Ланселот, рыцарь Круглого стола?

  • Озёрный

9. Мелодию какой песни барда Сергея Никитина записал оркестр Поля Мориа?

  • «Под музыку Вивальди»

10. Что украшало шляпы почтовых курьеров Древнего Рима?

  • крылья

11. Дом какого художника - один из самых известных музеев Амстердама?

  • Рембрандта

Игроки первой пары ничего не выиграли и ушли без копейки выигранных денег.

Вторая пара игроков в передаче "Кто хочет стать миллионером?" за 13.05.2017

1. Из чего состоят организмы животных и растений?

  • из клеток

2. Как Ершов описал Конька-Горбунка: «На спине с двумя горбами и…»?

  • с аршинными ушами

3. Что используют в акупунктуре?

  • иголки

4. Какая пьеса Шекспира легла в основу мюзикла «Целуй меня, Кэт»?

  • «Укрощение строптивой»

5. Что едят коалы?

  • листья эвкалипта

6. Боевые искусства какой страны известны известны под названием ушу?

  • Китай

7. Из какого стихотворения Пушкина Владимир Мотыль взял название для своего фильма «Звезда пленительного счастья»?

  • «К Чаадаеву»

8. Какую букву напоминают ворота для игры в регби?

9. Какой музыкальный инструмент изображён на гербе Ирландии?

10. На каком озере царь Пётр I построил Потешную флотилию?

  • Плещеево

Игроки неправильно ответили и ушли без копейки выигранных денег.

Самым мощным государственным образованием античного мира, безусловно, является Древний Рим . Этот город не только подчинил себе Апеннинский полуостров, но и раскинул свои владения на огромную территорию: от Британии до Северной Африки и от Пиренейского полуострова до Сирии.
Связь столицы с удалёнными провинциями стала для Рима насущной необходимостью.

Для этого была построена, невиданная ранее, сеть добротных, вымощенных камнем, дорог. Их общая протяжённость уже во времена Гая Юлия Цезаря составила 150 тысяч километров.
Кстати, крылатое выражение "Все дороги ведут в Рим " не столь метафорично, как кажется на первый взгляд. Самые старые и широкие дороги действительно подобно лучам сходились в столице империи. Именно по этим дорогам из Рима отправлялись легионы на войну или для подавления мятежей.


Аппиева дорога, сохранившаяся до наших дней .

Хотя основы регулярной государственной почты заложил ещё Юлий Цезарь, свой канонический вид она приобрела при Августе. Именно он объединил все маршруты в единую сеть, которая называлась "курсус публикус ". Эта почта контролировалась лично императором и предназначалась исключительно для государственных нужд. Управляющие почтой госчиновники должны были обязательно иметь «диплом» - документ, удостоверяющий их заслуги перед государством. В провинциях почтовую службу контролировали наместники, а её содержание полностью ложилось на плечи местного населения, которое должно было поставлять почте повозки, лошадей и всадников.

Пешие гонцы назывались "табеляриями ". Знаком отличия римских курьеров стал головной убор, украшенный сначала перьями, а затем - стилизованными крылышками. Ведь подобный крылатый шлем носил Меркурий - посланник богов и покровитель торговли.

Срочные сообщения доставлялись конными гонцами, а ценные госгрузы перевозили на телегах. Конных гонцов называли "бередос" - от персидское слова "берд", означающего "вьючное животное".
Не во все римские провинции можно было добраться по суше, и в этом случае для перевозки почты использовали корабли


«Внезапно сегодня у нас появились корабли из Александрии, которые обычно идут впереди и возвещают о прибытии следующего за ними флота. Поэтому их также называют почтовыми кораблями».

Главным достоинством "курсус публикус " стала хорошо налаженная система дорожных почтовых станций.
Станции делились на две категории. Так называемые "мансио" представляли собой благоустроенные постоялые дворы, окрашенные в красный цвет. Здесь гонцов ждали не только ночлег и пища, но и обширная сеть услуг. "Мансио" заправлял начальник-манцепс, под руководством которого были "стационарии" (смотрители конюшен), "гиппокомы" (конюхи), "мулионы" (погонщики мулов), "муломедикусы" (ветеринары) и "карпентарии" (смотрители повозок).
Считают, что именно из латинского выражения "mansio posita in..." ("Станция, расположенная в каком-либо пункте") впоследствии и вычленилось современное понятие "post " - "почта ".
Кроме того, между двумя "мансио" располагалось 6-8 промежуточных малых станций - "мутацио", которые служили, прежде всего, для смены лошадей.


«Курсус публикус», реконструкция Л. Бургера.

Чтобы обеспечить безопасность движения римляне вдоль важных путей разбивались военные лагеря, которые заодно выполняли и функции стройбата - т.е. чинили дороги.
На оживлённых перекрёстках даже возникли специальные стены, играющие роль своеобразных газет. Каждый писал на них всё, что вздумается - от новостей и объявлений до эпиграмм и любовных записок вроде "Марк любит Елену". Недаром какой-то шутник начертал на одной из таких стен следующее: "Я удивляюсь тебе, стена, как ты не рухнешь, продолжая нести столько дрянных надписей" .

О том насколько эффективной была "курсус публикус " свидетельствует следующий факт. Если Юлий Цезарь, постоянно сменяя лошадей, мог покрыть в день не более 100 миль, то император Тиберий, пользуясь услугами почтовой службы , продвигался вдвое быстрее. В результате правители Римской империи получали свежие новости достаточно регулярно.

А вот частную переписку вести через госпочту запрещалось. Поэтому самые зажиточные из римских граждан имели своих собственных гонцов из числа рабов. В день такой скороход мог пройти около 70 км. Если же послание надо было отправить на дальнее расстояние, то его передавали посредством торговцев или путешествующих знакомых. Правда, и доходили такие послания не в пример медленнее государственных. Известен случай, как некто Август (не император) получил письмо лишь спустя девять лет.

Сенека, из "Писем к Люцилию":
«Твоё письмо я получил лишь через много месяцев после отправки. Поэтому я счёл излишним распрашивать доставившего его человека о твоем житье-бытье».

К сожалению, наработки римлян оказались надолго забыты, после того, как империя пала под натиском варваров, и Европа надолго погрузилась в "тёмные века". Упадок почтовой связи был настолько сильным, что даже в XVI веке гонец передвигался в полтора раза медленнее, нежели римский курьер во время расцвета "курсус публикус ".