Славянское поселение. Поселения древних славян

Поселения восточных славян

Типы и формы поселений зависят от условий географической среды, от уровня развития и характера производительных сил, от экономической структуры общества (особенно от форм земельной собственности), от плотности населения. Вместе с ростом производительных сил, с изменением экономики меняются тип и форма поселений. Однако при этом важна и роль этнической традиции, которая иногда задерживает изменение типов поселений данного народа.

Поселения изучают и классифицируют с разных точек зрения. Представляют большой интерес типы заселения, т. е. распределение поселений на земной поверхности, группировка его применительно к ландшафту: сюда относятся долинный, приозерный, высокогорный и другие типы заселения. Далее различаются типы поселений: однодворный и многодворный с разновидностями каждого из них (город, местечко, поселок, деревня, станица, заимка, хутор и пр.). Наконец, в этнографии особенно принято изучать и классифицировать поселения с точки зрения их формы: так, для сельских многодворных поселений устанавливаются кучевая, линейная, круговая и другие формы.

Селения первой половины I тысячелетия н. э. (относящиеся к культуре «полей погребений»), расположенные в полосе лесостепи, представляли собой большей частью неукрепленные селища. Они располагались обычно на солнечных склонах, у рек и ручьев, иногда на речных надпойменных террасах. Анты, которые жили в этих селениях, не знали укрепленных городищ: легко передвигавшиеся с места на место племена, все мужчины которых являлись воинами (что, как известно, типично для племен эпохи военной демократии), не нуждались в укреплениях; защитой им служили густые леса, спускавшиеся по берегам рек до самой воды.

Ряд исторических и археологических данных говорит о том, что в этот период происходила ломка первобытно-общинного строя.

В течение VI-VIII вв. постепенно усиливалось имущественное расслоение, выделилась правящая верхушка и появилась регулярная военная организация - дружина. В VII в. объединения антских племен распались, антский дофеодальный период в истории восточных славян постепенно сменился переходным периодом, начался процесс сложения

Киевской Руси, наступила эпоха феодализма. К этому времени открытые неукрепленные селища лесостепи начали сменяться укрепленными городищами, появление которых служит показателем участившихся войн. Городища старались устраивать на труднодоступных местах - высоких мысах - останцах, круто обрывающихся к реке; с напольной стороны городища огораживались рвом и земляным валом. Огромное большинство роменско-боршевских городищ расположено именно на высоких мысах речного берега. Нередко к укрепленному городищу примыкало открытое неукрепленное селище. Как и поселения людей «полей погребений», иначе говоря антов, роменско-боршевские городища располагались всегда среди едва проходимой лесной чащи и были защищены, помимо оврагов и обрывов высокого берега, также болотистыми низинами, озерами и топями пойменной части долины. В безлесных местах городища, как правило, не встречаются.

Городища очень различны по величине занимаемой ими площади (Монастырище - 500 м, Новотроицкое городище - 3500 м 2 и т. д.). По существу, они представляли собой поселения сельского типа, характерные для феодального строя.

На Севере, в лесной полосе, ранние поселения были несколько иными. Уже рассматривавшийся выше древний поселок в Верхнем Поволжье, существовавший в III-V вв. н. э. (городище Березняки), представлял собой гнездо, в котором жилые дома стояли отдельно, хозяйственные же постройки располагались вокруг большого общественного дома и служили местами общинного производства. Коллективный погребальный домик свидетельствует о том, что население поселка состояло из кровных родственников. Это была патриархальная родовая группа, числом 50-60 человек, на общинных началах ведшая свое хозяйство и имевшая общие запасы.

К концу I тысячелетия расположение поселков компактными родовыми группами постепенно исчезло. Сформировалась территориальная сельская община, возросла роль труда каждой отдельной семьи. Поселения увеличились в размерах, изменилась планировка поселков и их общий облик.

Селения ильменских славян и кривичей VII-IX вв. располагались обычно на сравнительно невысоких, ровных и удобных для жизни местах по берегам рек; бревенчатые избы ставили нередко в ряд, вдоль берега, фасадом к озеру или реке. Таким образом, «в конце I тысячелетия - пишет П. Н. Третьяков,- уже начали складываться основные черты, присущие старорусской северной деревне. Селения такого характера окончательно вытеснили к этому времени более древнюю форму поселка - патриархальное гнездо, поселок патриархальной общины, очень небольшой и иначе планируемый, восходящий к типу городища у дер. Березняки» .

Нередко древние поселения при исследовании их оказываются «многослойными»: под отложениями «великокняжеской поры» X-XIII вв. обнаруживается селение роменско-боршевского типа, т. е. VIII-IX вв., под ним находят остатки культуры «полей погребений» (первая половина I тысячелетия), в свою очередь возникшей на месте укрепленного поселения скифского времени.

Еще в «антский период» (т. е. во II-VII вв. н. э.) постепенно развивались гончарное ремесло, ткачество, обработка металла. Мало-помалу ремесло начало выделяться из сельского хозяйства в самостоятельную отрасль, появились торговые связи, создавались экономические предпосылки для возникновения городов. Можно предполагать, что городские поселения, т. е. сосредоточения ремесленников и места торжищ, имелись уже у антов; по крайней мере еще Птолемей (II в. н. э.) говорит о шести городах на Днестре. Но уже во второй половине I тысячелетия на базе больших поселений дофеодального периода в результате длительного процесса стали возникать многочисленные славянские города, представлявшие к IX-X вв. средоточия многих и разнообразных ремесел.

Расположенный на возвышенном месте и обнесенный рвами, валами и деревянным тыном, славянский городок отныне превратился в неотъемлемую черту ландшафта не только Среднего Преднепровья, но и северных восточнославянских земель. И недаром скандинавские саги называли страну восточных славян «Страной городов».

Города служили местом убежища для окрестного населения на случай военной опасности. Известный рассказ летописи об осаде княгиней Ольгой древлянского города Искоростеня сообщает о наличии у древлян многочисленных «городов», в которых «затворилось» население земли при вторжении войск Ольги. Из слов Ольги, что осажденным в Искоростене древлянам грозит голод, так как они не могут «делать нивы своя и земле своя», ясно, что внутри искоростенских укреплений укрылось все окрестное земледельческое население. Эти «грады» Древлянской земли, т. е. области к востоку от р. Тетерева и к югу от Припяти, оставили по себе многочисленные, пока еще мало изученные городища.

В условиях города, где распад старых общественных форм совершался гораздо быстрее, начиная с IX в., а, возможно, и с более раннего времени, уже нельзя было обнаружить никаких следов патриархального большесемейного уклада. Например, Ладога в IX и X вв. состояла частично из обособленных дворов, представлявших крестьянские хозяйственные гнезда, т. е. сочетания избы, клети, хлева, житницы и т. д., приспособленные к задачам сельского хозяйства; в другой же части города жилые постройки располагались двумя правильными параллельными рядами, вполне согласно друг с другом, при этом со строгой ориентировкой по странам света. Однако это еще не улица, потому что избы каждого ряда обращены к избам другого ряда не передними, а задними фасадами и пристройками к ним. Постройки в рядах скучены. Между ними наблюдаются лишь узкие проходы, закоулки и задворки. На некоторых участках обнаружены дворики между постройками с развалившимися поленницами и даже с особыми пнями для колки дров.

Нам пока еще очень мало известно о типе сельских поселений с XI- XII вв. и вплоть до XVII в., так как археологический материал пока характеризует лишь отдельные постройки и, в лучшем случае, усадьбы за эти пятьсот лет; тип северной деревни наметился только для лесной полосы. Наряду с"типичными деревнями, для Севера уже в то время были характерны села, погосты, заимки и другие типы поселений (см. ниже). Что касается южных поселений этого периода, то, изучая этот вопрос, не следует забывать о так называемом запустении степи и отливе отсюда русского населения (в XIV-XV вв.), вызванном набегами кочевников, и о том, что вторичная колонизация русскими степного края началась лишь с XV-XVI вв.

Не творите чудес на благо своё,

а творите чудеса на благо Рода своего и Рода Небесного…

Помогите ближнему в беде его,

ибо придет к вам беда,

помогут и вам ближние ваши…

Творите дела добрые,

да во славу Рода вашего и Предков ваших,

да обрящите покровительство от Богов Светлых ваших…

Заповедь Перуна. Саньтии Веды Перуна текст 22 .

Главный соведущий: Иван
Контакты для связи. Электронная почта: [email protected]
Skype: danvantariy

НАЧАЛО (1/2)

Поселение организуется в радиусе до 200 км от Москвы. Площадь поселения 100-300 га. Поселение состоит от 30 до 50 дворов. У каждой семьи имеется участок размером 1-2 га для приусадебного хозяйства. Всё остальное - земли общего пользования, для использования в сельскохозяйственных и производственных целях. Поселение позиционируется как экопоселение, ориентированное на постоянное проживание со своим уставом и самоуправлением, основанном на принципах Копного права.

Цели и задачи.

Объединение людей с Ведическим мировоззрением, почитающих Славянских Богов, родителей, дедов, щуров и пращуров.

Создание условий для гармоничного проживания здравомыслящих семей на основании личных знаний и опыта предков; к здравомыслящим точно не относятся алкогольные, табачные и прочие наркоманы.

Реализация экономических проектов, приносящих стабильный заработок поселению.

Создание условий для духовного и материального развития членов поселения.

Создание благополучия и достатка в каждой семье;

Возрождение культурно-нравственных традиций наших предков и распространение их в обществе.

Создание устойчивого жизнеспособного общества, способного адекватно реагировать на воздействие чрезвычайных ситуаций или иных враждебных сил.

Организационные моменты.

Все поселения, раздавшие землю в частную собственность, сталкиваются с проблемой мёртвых душ. Люди исчезают по тем или иным причинам, а потом перепродают землю через какое-то время третьим лицам в корыстных целях. По закону владелец частной собственности имеет право продать участок третьим лицам, разбить гектар на участки по 4 сотки и продать дачникам или просто ничего на ней не делать. В случае смерти участок начинает делиться между родственниками и опять-таки уходит в третьи руки.

Данную проблему можно решить путём оформления земли в Некоммерческое Партнёрство, состоящее из хозяев всех участков. Вступившим в партнерство выделяется участок земли в пожизненное владение с правом передачи по наследству.

Данная форма управления позволяет передачу участка Копой, в случае смерти хозяина, конкретному лицу, которому велел передать усопший. Тем самым минуется мутная государственная система наследования, по решению которой участок может уйти в третьи руки.

Путём оформления земли в Некоммерческое Партнёрство пошли жители многих экопоселений, в частности Ковчег и Милёнки. На протяжении существования Ковчега с 2001 года, данная форма оформления участков неоднократно помогала разрешить конфликты с недобропорядочными людьми.

Для того чтобы получить возможность строиться и прописываться на земле, возможно перевести земли поселения в разряд населенных пунктов. Причем это должен быть именно сельский населенный пункт с участками под ЛПХ (личное подсобное хозяйство) в его пределах. Эта форма минимизирует налоги и дает официальное право не платить налоги с выращенной сельхозпродукции. Во время оформления документов (а это будет длиться несколько лет), чиновники теряют возможность предъявлять претензии к строительству и другим мелочам. Подробнее о переводе земель в разряд населённого пункта читай здесь

Преимущество организации Некоммерческого Партнёрства.

Если человек берет участок с намерением жить на земле, трудиться на благо рода в кругу единомышленников, то не возникает никаких препятствий. Со временем он сможет прописаться, реализовывать продукцию без налогов и завещать участок тому, кому посчитает нужным;

Все жители поселения уверены, что соседние с ними участки будут использоваться с теми же целями;

Участки не будут пустовать. Если хозяин участка не живёт и не трудится на нём, тогда взнос возвращается, участок находит другого хозяина;

Если человек решил выйти из поселения, но на участке уже есть строения, вместе с заявлением о выходе он предоставляет в Партнерство бумагу, в которой оценивается его недвижимое имущество. На Копе принимается решение о соответствии указанной сумме трудозатратам семьи, после чего выносится окончательное решение о стоимости построек и трудозатрат. Далее участку подыскивается новый хозяин, согласный эту недвижимость приобрести.

В поселение приходят только те, кто уже "созрел" переехать жить и трудиться на земле в окружении единомышленников;

Некоммерческое Партнерство позволяет реализовать идею общины в настоящем понимании этого слова как оптимальной формы общественного устройства.

Система управления поселением.

Дети Человеческие из Родов Расы Великой

и, Вы, потомки Рода Небесного,

будьте чисты Душой и Духом,

и пусть чистая Совесть,

мерилом ваших деяний будет…

127 Сантьи Веды Перуна


- Все решения, касающиеся жизни поселения, принимаются на Копе.
- Решения принимаются сообща 100% количеством голосов.
- В состав копы входят главы семей (сходотаи), ведущие осёдлый образ жизни в поселении и имеющие крепкие семьи с детьми. Пространство участка должно быть целостным и доработанным. Дети должны быть сытыми, одетыми и обученными. Дом - надёжным, тёплым, уютным и чистым. Если нет лада в семье и хозяйстве, то значит нет лада и в душе, а таким нет места на Копе!
- Глава семьи несёт полную ответственность за жизни и поступки своей семьи, родственников и гостей, заехавших на время, а так же за действия домашних животных.
- Для решения тех или иных задач Копой назначаются ответственные лица, обязанные следить за выполнением обозначенных Копой работ, общественным имуществом, казной поселения, порядком и другими функциями в соответствии с уставом поселения. Назначается староста поселения, в задачи которого входит следить за порядком, разрешать споры и решать мелкие насущные проблемы. В случае, если совершеннолетний поселенец не согласен с решением старосты, то он вправе инициировать сбор копы и вынесения на Копный суд предложения, заявления, жалобы, ходатайства или требования как личного, так и общественного характера.
- За общих гостей поселения несёт ответственность староста или назначенный Копой человек.
- Процедуры принятия новых семей осуществляется единогласным решением Копы.
- После вступления семьи в состав общины назначается испытательный срок, по окончании которого рассматривается вопрос о принятии главы семьи в состав копы.
- Сходотай обязан следить за своим здоровьем. В случае появления симптомов заболевания сходотай должен принять меры для восстановления здоровья. В случае отказа по каким-либо причинам лечиться или в случае невыполнения требований лечащего целителя, сходотай исключается из состава Копы, так как своими действиями он подвергает опасности свою семью, которая, в результате безразличного отношения главы семьи к своему здоровью, может остаться без кормильца. Как следствие глава семьи своими действиями перекладывает бремя содержания семьи на всё поселение.

В поселении общие постройки и первичные быстровозводимые дома новых поселенцев строятся сообща. На Копе решается, какую необходимо возвести постройку по нуждам семьи или поселения, сколько человек и на какой срок необходимо выделить на строительство, кто конкретно в какой день помогает и каким видом работ занимается.

О строительстве экологически чистых и тёплых домов можно посмотреть информацию тут http://www.vedi-ra.ru/dopinfo/index.php?20120317/index_1_php


Каждый стоящий мужчина из любого древнего Рода должен знать,

что развитию и всяческому умножению его древнего Рода

помогают только лишь четыре Великие Силы:

Чистая Совесть и Древняя Вера, Острый Меч и Трудолюбие.

Заповедь Одина.


В скупе есть сили! В Единстве - свобода, а иначе сгинем яко обры!

Велесова книга.

Экономика поселения.


Основными источниками прироста материального достатка являются природная энергия и интеллект человека. Экономическая свобода жителей создается за счёт двух уровней самообеспечения.

Первый - в своих усадьбах. Самодостаточность каждого участка позволяет сократить в несколько раз потребность в приобретении извне продуктов питания, в транспорте и коммунальных услугах. Использование теплосберегающих экологических домов позволит максимально снизить расходы на их отопление. Применение наилучших технологий в земледелии позволит высвободить большое количество времени. Сокращение рабочего дня высвобождает время для реализации различных интересов, разносторонней творческой деятельности, удовлетворения духовных потребностей человека; реализации нового подхода к сохранению здоровья; созданию новой системы образования и воспитания детей, взаимодействия детей и взрослых. В отличие от традиционного села, личное подсобное хозяйство не подчиняет себе весь жизненный уклад, а становится доступным средством обеспечения здоровыми и разнообразными продуктами питания и одним из видов занятости.

В принципе, человек в своей усадьбе может заниматься любой деятельностью, не вредящей природе и обществу. Проживание в просторном поселении имеет ряд существенных преимуществ в организации бизнеса: есть место для дополнительных построек, не требуется аренда площадей; можно построить свои складские помещения и меньше зависеть от скупщиков, посредников. Появляется возможность создания рабочих мест непосредственно в месте проживания. Многие виды интеллектуальной, творческой работы, мелкотоварного производства не требуют дорогостоящего оборудования, громоздких сооружений, нахождения в больших коллективах. Достаточно оборудовать уютный кабинет, просторную мастерскую. А для этого поселение подходит идеально. При этом принципиально сокращается потребность в ежедневных разъездах по маршруту: жилье - гараж - работа - детский сад - школа - магазины - садовый участок - парк - санаторий - больница - гараж - жилье. Материальная независимость позволяет тратить достаточное время на организацию, самообучение, рекламирование, организацию сбыта товаров или услуг.

Второй уровень самообеспечения - поселения, региональные объединения поселений. Создание нового образа жизни надо понимать, как естественную эволюцию общества, которая характеризуется сохранением наилучших достижений предыдущего этапа. Попытка возрождать многие крупные предприятия в век информации является реликтом устаревшего экономического мышления. Гораздо перспективнее инвестировать в информационные и биотехнологии. Важно культивировать интеллектуальную деятельность, не приносящую вред окружающей среде и в этом отношении идти в ногу с прогрессом. Организация взаимообмена интеллектуально ёмкими и технологически сложными товарами, изготовляемыми специалистами, малыми предприятиями в поселениях, опора на современные информационные технологии, позволит не скатываться к системе примитивного натурального хозяйства и сохранить высокую производительность и эффективность, организовать обеспечение социальной сферы.

Изготавливать вообще все виды товаров нет смысла. Прежде всего, необходимо создавать производства, продукция которых нужна для самообеспечения поселений, в идеале - основанные на использовании своего сырья и своих источников энергии. Кроме продуктов питания вполне реально обеспечить себя электроэнергией, теплом, самостоятельно строить дома, делать мебель и многое другое. Принцип самообеспечения снимает одну из самых сложных проблем рыночной экономики - проблему сбыта, а с ней и необходимость конкурентной борьбы, рекламы, маркетинга, организации торговли. Минимизируются расходы на налоги, транспорт. Это радикально снижает себестоимость любой продукции. Но даже потеря работы, проблемы со сбытом произведенного продукта не повлияют радикально на рацион питания, здоровье и жизненный уклад. Создаётся реальная возможность полностью обеспечить себя не занимаясь «деланием денег». И при этом качество жизни и степень свободы будет выше, чем у «сверхбогатых».

Занятость

Природные виды деятельности .

Выращивание растений - самая естественная деятельность для человека. Экологически чистые продукты (овощи, фрукты, ягоды, зелень, грибы, орехи) имеют хороший спрос, излишки могут вполне поставляться на экспорт. Эта деятельность может оказаться одной из самых прибыльных даже при массовом использовании. Выращивание продуктов питания имеет особое значение, даже если можно обеспечить себя какой-нибудь другой работой. Экологически чистые продукты питания, выращенные в своём саду, огороде - необходимая составляющая здорового образа жизни.

Всегда будет востребовано семеноводство, разведение саженцев, разведение лекарственных, ароматических, декоративных растений, цветоводство, выращивание растений для очистки водоёмов, изготовления тканей, других специальных видов растений. Возможно разведение и содержание животных для транспорта, охраны, борьбы с вредными насекомыми, грызунами, с целью получения молока, яиц, шерсти, и др., непромышленное рыболовство, пчеловодство. Разведение животных на убой, особенно массовое, не согласуется с идеологией гармоничного симбиоза человека и природы. Необходимо исследование, разработка и массовое внедрение наилучших методов переработки, консервации и хранения продуктов питания, особенно не требующих затрат электроэнергии, так как это связано с решением проблем самообеспечения и материальной независимости.

Строительство.

Разработка и строительство экологически чистых, энергоэффективных домов, хозяйственных помещений, складов, объектов инфраструктуры (электроэнергии, информационных сетей, водоснабжения), систем водонакопления (колодцев, скважин, прудов). Отработанные энергоэффективные технологии и приобретенные при строительстве собственных домов навыки, несомненно, будут востребованы не только в рамках своего поселения, но и далеко за его пределами.

Информационные технологии. Издательская деятельность.

Работа на компьютере предпочтительнее любого промышленного производства, т.к. не загрязняет окружающую среду, не расходует материалов, не требует значительных материальных затрат на оборудование, помещения, не производит шумов. Результаты труда легко тиражируются. Удачные разработки могут идти на экспорт и долгие годы являться источником дохода. Интернет позволяет установить оперативную связь с заказчиками программного обеспечения, избегать транспортных расходов при передаче и рекламировании результатов труда. Жители, которые сами обеспечивают себя необходимыми средствами к существованию, имеют возможность заниматься крупными, длительными разработками. Конкретные виды работ: разработка программного обеспечения на ПК; художественные, дизайнерские работы; создание игр, обучающих программ, энциклопедий, мультфильмов, видеоклипов, музыкальных произведений; перевод технических текстов, книг с иностранных языков.

Наука.

В концепцию современного поселения очень естественно вписываются виды деятельности, связанные именно с интеллектуальным трудом. Можно заниматься серьёзными, длительными разработками даже при малых вложениях в науку от государства. Многие разработки, особенно в области земледелия, биотехнологии, экологии, медицины, альтернативной энергетики могут сразу же воплощаться в жизнь.

Искусство. Народные ремёсла.

Дачи писателей, художников, ученых в Подмосковье - прекрасный пример того, как спокойная жизнь на лоне природы, материальная обеспеченность, здоровая биоэнергетика создают идеальные условия для работы творческих людей.

Образование.

Воспитайте в чадах своих любовь к Святой земле Расы,

чтобы не прельщались они чудесами заморскими,

а могли сами сотворить чудеса более чудные и прекрасные,

да во славу Святой земли вашей…

Саньтии Веды Перуна 21 .

Жизнь в здоровой среде дает возможность обучения и воспитания новых поколений на качественно новом уровне, перевести систему образования с кодирующей педагогики на методологическую. Особенно важно создание школ и консультационных центров (юриста, архитектора, строителя, ландшафтного дизайнера, лесовода, садовода, овощевода, почвоведа, пчеловода и т.п.); производственное, специальное обучение детей, окончивших школу, у специалистов. Организация курсов, семинаров, конференций, лекции по экологическим аграрным технологиям, строительству экологического жилья и т.п. Придется очень многому учится, создавая новый - для абсолютного большинства - образ жизни.

Туризм. Спорт.

Организация спортивных и туристических баз, санаториев, детских лагерей отдыха, могут стать серьёзным источником дохода. Туристов может привлекать здоровый образ жизни, экологическая чистота местности, красивые ландшафты, природа, особенности уклада жизни, удалённость от промышленности, чистое питание, отдых на воде, в лесу и т.д.

Медицина.

Развитие ЗДРАВниц, вместо БОЛЬниц. Главным принципом профилактики и лечения должен быть принцип восприятия человека в целом, а не растаскивание его по отдельным частям. Каждый человек сам себе аптека и сам себе целитель. Болезнь легче предупредить, чем лечить. Правильные и полные знания — основа его здоровья. Медицинские исследования должны вестись в направлении реализации здорового образа жизни, защиты людей от информационных потоков, разрушающих их здоровье, профилактику заболеваний и всеобщую диспансеризацию населения, антиалкогольную и антинаркотическую просветительскую работу, внедрение системы дородового (перинатального) образования.

Формирование у людей целостного мировоззрения, определяет поведенческую деятельность как отдельного человека, так и всего общества и, следовательно, напрямую влияет на их здоровье. Совершенно здоровым может быть лишь тот, у кого есть единство мыслей, слов и дел и они направлены на добро, а не на зло, причем не только для себя, но и для семьи, рода, народа, Отечества, человечества и для всей биосферы.

План создания поселения.

Зима-весна 2013

Сбор инициативной группы

Обсуждение организационных вопросов. Выбор пути развития поселения.

Путь №1 Выкуп участка у владельцев паёв, фермеров, иных лиц или организаций.

Путь №2 Получение участка у государства. Подробно читай тут http://www.eco-kovcheg.ru/think8.html

Май-июнь
- Поиск места для поселения.
- Решение юридических вопросов по оформлению земли.

Июль-ноябрь
- Планирование и разметка всех участков поселения.
- Совместное строительство общих построек и быстровозводимых тёплых домов для проживания семей.
- Создание условий для комфортного проживания семей внутри поместья.

Осень-зима
- Развитие экономических проектов поселения.

Поход на ушкуе, возрождение традиций - https://www.youtube.com/watch?v=68fhLqcsHl0

Приложение:
- Конференция в «Живом доме» (Москва) Вопрос организации поселений нового типа - http://www.vedi-ra.ru/dopinfo/index.php?20130214-1

Устав НП Светлодар.doc Скачать

Оффициальный сайт поселения НП Милёнки - Алексей: Кроме идеи ничего не продумано. Выращивая овощи долго не протянете. Посмотрите что у людей творится (http://www.galkinskoe.ru). Вот они действительно самообеспечены и во вне дают продукцию. Но... при этом и из вне не всегда хорошее приходит. Их не один раз уже грабили (в прямом смысле). В Галкинском работают на уровне государства, а вы пытаетесь отделиться. Кто же вам даст мирно жить?
- Алекс: вопрос по расположению: почему планируеться в радиусе 200 км от Москвы а например не 300 или 400 км? Могут ли вступить в поселение на ваших принципах те кто по тем или иным причинам большую часть времени не будет находиться, проживать в поселении?
- Дарья: На Копе??? А если нет пока детей??? Кто в Копе может участвовать?
- Николай: План надо серьезно корректировать или изменить русло реки в виде буквы Z и поставить через нее один мост. Так в древности всегда организовывались новые поселения. При таой реке все огороды должны выходить к реке, таим образом все поселение организуется вокруг реки и ни у кого не возникнет трудностей при поливке огорода. Это надо учитывать в первую очередь. Во вторую очередь, как только начнут заселяться первые территории, сразу нужно зарыбливать реку разной рыбой. В первые 10-15 лет результаты будут не большие, но уе через 20-25 река будет изобиловать. Но зарыбливать ее надо каждый год на протяжение 10 лет
- Алексей: "Поселение организуется в радиусе до 200 км от Москвы", "В первое время часть поселенцев будет работать или подрабатывать в столице." Одни из первых показателей, что автономии не будет (ни в первое время, ни в будущем). Очередное желание "жить у Христа за пазухой". Никто не хочет поднимать существующие села: пахать на полях, выращивать живность, молокопроизводство, овощеводство, садоводство. Как всем хочется жить на природе и зарабатывать большие деньги в городе. Эта возможность никогда не отпустит желания человека полностью уйти на землю. Все кричат "Пора уходить на землю"... и желательно поближе к городу.
- Юра: Встречались ли тебе примеры таких семей, которые перешли на полное самообеспечение, то есть не нуждаются в деньгах?
- Благомир: Я так понимаю,что поселение организуется виртуально...то есть есть желание и пока больше ничего...?
- Млад: То есть один человек в поселении не нужен приветствуются только семьи?
- Галина: Присоединяюсь к вопросу Млада- а как быть одиноким- у меня, например, 13-летняя дочь и я хочу для нее лучшей жизни. Рассматривали ли вы такой вариант?
- vladimir: А как будут учитываться вклады "в общак"? Ведь финансовые возможности у всех разные, причём они не всегда соотвествуют финансовым потребностям!!!
- Дарислав: Чем планируют заниматься люди в поселении, кроме ведения натурального хозяйства для собственных нужд?
- Евгений - Алтай: А как ведущий видит образ будущего, когда каким-то образом власть в копе захватят не очень чистые на руку общинники, например в следующем поколении? Или такое развитие событий исключается?
- Евгений: Вопрос- будет ли отбор в поселение по внешнему виду слаянин-не славянин? ибо с откровенными полукровками хорошей каши не сваришь.
- Хивус: Извените но специальная организация общины похожа на проект дом 2
- Людмила 54 г: В обшине люди вольные.правильно внутри должен быть закон для всех!
- Антон: Интересен такой момент:как будуд(или не будут?)дети,выросшие в поселении,контактировать с внешним миром(например,юноши-служить в армии)?И вообще,как поселенцам видится будущее их детей?
- Млад: как будет организоввываться дозор безопасности??
- Благомир: Знаю,что много критики услышу в свой адрес,НО считаю,что поселение должны организовывать семьи с детьми...Одинокие могут учавствовать в делах и проектах,но жить не могут..
- Евгений - Алтай: Я почти год назад писал в чатах, что у нас в садоводстве больше 200-т участков свободных, можно оформить по приватизации в собственность, затратив при этом 10-15 тыс. рублей (правда не больше 15 соток на семью) и получить свидетельство на право собственности и быть полноправными хозяевами (нужно только иметь прописку в крае, что я считаю правильным, а то дельцов развелось тьма). Результат нулевой - все хотят жить на земле только на словах и рассуждать в чатах как это хорошо. Так что удачи ведущему, она ему понадобится.
- Радомир: А чем это поселение в принципе отличается от поселений Мегре?

Каждый день, включая телевизор, компьютер, люди узнают все более интересные факты о прошлом. Где находится самое древнее поселение людей, как они жили. Ученые, не покладая рук, исследуют планету в поисках разгадок о древнем мире и местах поселений древних людей. Таким образом, множество теорий обретают доказательства.

Чтобы подробнее представить территории расселения первобытных людей, достаточно представить карту мира. Изучая историю человечества, выявились наиболее густонаселенные территории. Ими являлись северные части Азии, Европы и Америки. Там в археологических раскопках и исследованиях было найдено огромное количество костей человека и первобытных орудий труда. Судить о возрасте останков помогает почва местности. За многие столетия грунт почвы ложится слоями. У каждого слоя есть своя временная рамка. По окаменелым останкам археологи делают заключения о принадлежности человека к тому или иному веку или эпохе. Стоить отметить, что примерные окаменелости можно отнести к временной рамке не более 50-60 тысяч лет назад. Как известно, по информации ученых, в древние времена на Земле царила повышенная влажность, всюду было сыро и болотисто. Поэтому, найти более древние артефакты по поселениям древних людей сложно, ведь в сырой почве или в болоте человеческие кости полностью расщепляются за 2-3 тысячи лет. А то и вовсе, у некоторых древних поселений не было ритуалов захоронения. Тело просто съедалось соплеменниками или же бросалось на съедение диким животным.

Места поселения древнего человека находятся и до сих пор. Исследовательские территории невероятно масштабные, соответственно, новые раскопки обнаруживаются часто. Буквально недавно, на территории Кавказских гор было обнаружено древнее поселение людей, датируемое эпохой энеолита. Примерный возраст восемь тысяч лет. Также, самое древнее поселение на территории России было найдено в Дагестане. В слоях почвы встречались объекты флоры и фауны, по времени существовавшие около миллиона лет назад. На месте поселения были найдены различные орудия труда, помогавшие людям заниматься земледелием. Установить точно, к какому типу принадлежали люди, жившие здесь, пока еще трудно. Предположительно это уже был человек "прямоходящий". Если представить карту древности, то можно проследить, что люди селились неподалеку от рек. Они располагались в Месопотамии, на берег.ах рек Тигр и Евфрат, Нила. Связано это было с развитием земледелия. Для работы с землей древние люди нашли способ изготовления орудий труда, обрабатывая камень. Это были различные плуги, мотыги, колья. Для построек жилищ использовались кости крупных животных и их шкуры, которые натягивались вместо крыши и стен, таким образом защищая людей от ветра и холода.

Конечно, еще много чего предстоит узнать о прошлом. Каждый день появляются новые факты и гипотезы. Но одно ясно наверняка, что древние предки уже тогда заложили основы всего, что имеется сейчас. Будь то одежда, предметы обихода, оружие или виды труда. Даже сейчас, находя что-то из древности, ученые узнают для себя много нового, что можно было бы применять и в настоящее время.

О жилище древних славян мы можем судить по нескольким источникам: свидетельствам писателей и путешественников средневековья, археологическим и этнографическим исследованиям, языковым данным.

Писатели и путешественники средневековья пишут, что славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга. Пока они вели полукочевой образ жизни, они часто переменяли свое место жительства; этому способствовала и постоянная опасность, грозившая им от междоусобиц и нападений других народов. Чтобы обезопасить свой дом, славяне выбирали для его строительства труднодоступные места. Так, например, Маврикий пишет: «У них недоступные жилища в лесах при реках, болотах и озерах. В домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай, необходимые вещи скрывают под землю, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники» (1).

Арабский писатель начала Х века ибн-Русте объясняет строительство утепленных жилищ климатическими условиями; вместе с тем его описание недвусмысленно свидетельствует о том, что селились славяне в землянках или полуземлянках: «В их стране холод до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны» (2). Вероятно, в представлении автора слились две постройки – баня и жилище, которое протапливалось «по-черному», то есть дым от очага, печи не выходил через трубу, а оставался в жилище и постепенно улетучивался через естественные проемы, в том числе и через специальное отверстие-окошечко, прикрываемое дощечкой.

Многочисленные археологические исследования подтверждают описания средневековых писателей и еще более точно позволяют нам судить о древнейших славянских жилищах. Подземные и полуподземные жилые сооружения были распространены во многих археологических культурах, как славянских, так и неславянских. От построек других народов их отличает место расположения очага или глинобитной печи. Если представители германских племен очаг располагают в центре жилища, то у славян он находится в углу. Уже в жилищах трипольской археологической культуры эта особенность прослеживается очень четко.

Переходя из века в век, она сохраняется и в современных сельских жилых постройках, в которых печь располагается в углу помещения, напротив так называемого «красного угла». «…недаром, - пишет В.Я. Петрухин, - само праславянское обозначение дома – *kǫtja – связано со словом «кут», «внутренний угол с печью» (3). Этот корень сохранился и в сербском языке – кућа, древние болгары называли жилые постройки кǫшта , в современном болгарском – къща .

Еще одно обозначение славянского жилья - хата восходит к сарматскому или скифскому kata «дом, выкопанный в земле» - указывает на особенности в его построении.

Для обозначения наземных жилых построек славяне заимствовали из древне-верхненемецкого языка слово stuba «теплое помещение, баня», которое, подвергнувшись фонетическим изменениям, связанным с утратой количественных различий гласными, падением редуцированных, упрощением групп согласных и регрессивной ассимиляцией по звонкости, превратилось в изба (чеш. jizba): istuba -- istъba -- istba -- izba . По поводу происхождения слова изба среди ученых бытует и другое мнение, сближающее его со славянским истопить > истъпити . В пользу такой этимологии, казалось бы, говорит и наличие в восточнославянских говорах термина истопка, который обозначает отапливаемую кладовую для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или маленькую жилую избу (Новгородская, Вологодская области) (4). В таком случае, вероятно, должно было существовать в общеславянском языке истъпа (истопити – истъпа , как косити – коса ), которое после падения редуцированных по законам языка преобразуется в испа, но никак не в изба. Таким образом, сближение слова изба со словом топить, истопить следует признать позднейшим народно-этимологическим сближением.

Стены жилищ были срубными, бревенчатыми или сделанными из жердей, плах. Форма жилища по периметру приближалась к квадрату. В зависимости от материала и способа обшивки как земляные, так и наземные жилища принято разделять на столбовые (по углам и посередине каждой стены ставили столбы, к которым крепились жерди или плахи) и срубные (стены сделаны из бревен). Конструкции стен в разных племенах имели свои различия, что обусловливалось климатическими условиями и наличием поблизости строительного материала. Кровля дома была двускатной или двускатной с полицами, то есть переломом кровли. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные бревна - слеги, которые несли кровлю. Для кровли употреблялся разный материал: солома, земля, тес, настилавшийся вперехлёст, или лемех (черепица) - короткие дощечки. Концы лемеха делались заостренными или закругленными, но чаще всего городчатыми, то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов. Кровля была безгвоздевой («самцовой»).

Древние славяне располагали свои селения на возвышенности около рек или других водоемов. Надежной защитой им служили непроходимые леса и болота. Жилища на поселениях располагались бессистемно, а сами поселения находились на значительном расстоянии друг от друга. Первоначально поселения объединяли членов одного рода, но уже к концу первого тысячелетия нашей эры у славян возникают большие поселения, объединяющие членов нескольких родов. Большие торгово-ремесленные поселения, которые имеют административное значение или располагаются на торговых путях, превращаются в города .

Первые города были земляными – их огораживали земляным валом, затем вокруг города стали возводить ограждения из заостренных бревен (остроги), а позже – каменные. Центральная часть такого города – крепость, огороженная каменной стеной, называлась кремль , буквально «крепкий, прочный» (5). Сама лексема город , бытующая у восточных славян, и град – у южных для обозначения укрепленного поселения, связана по происхождению с глаголами городити, огораживати, ограждати . Лексемы с этим корнем (огород, город, перегородка и др.) обозначали всякое огороженное или отгороженное место, в том числе и крупный населённый пункт, обнесённый ограждением. У западных славян слова с этим корнем обозначают садовую ограду, забор: ср. чеш. hráze , слц. hrádza , польск. grodza ; стену, укрепление: чеш. hradba ; замок, кремль: чеш. hrad ; нагромождение чего-либо, дамбу, плотину: чеш. hráz , польск. gródź ; а для большого населенного пункта существует другая лексема – miasto (польск.), město (чеш., слц., в.-луж., н.-луж.), впрочем, в «Повести временных лет» мы также встречаем упоминание о «местах и погостах» - Новгород, Псков, Ладога (6).

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни славян, но очень часто оказывается, что различия между городскими и сельскими поселениями у древних славян размыты. Горожанам не чужды были занятия земледелием и скотоводством. При археологических исследованиях на территории древних славянских городов находят множество сельскохозяйственных орудий (лемехов плугов, мотыг, кос, серпов), ручных жерновов, ножниц для стрижки овец, большое количество костей домашних животных. Напротив, сельское население занималось производством большинства «ремесленных» продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду, производило гончарные изделия и т.п. В селах не производили только металлические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования. Вероятно, основным отличием городского поселения было лишь наличие укрепления, крепостного сооружения.

Для обозначения негородских населенных пунктов сейчас в литературных славянских языках существует три термина: село (рус., укр., блр., блг., с.-хорв.), весь (слн., чеш., слц., польск., в.-луж., н.-луж.), деревня (рус.). Древнерусскому языку некогда также было свойственно обозначение весь (ср. «по городам и весям»), но сохранилось оно только как диалектное. По своему происхождению оно соотносится с лтш. víesis «пришелец, чужеземец», лит. viẽškelis «большая дорога», лат. vīcus «селение», гот. weihs «деревня».

Весьма интересной является история лексемы село . В древнерусском и старославянском языках она известна с двумя, казалось бы, несовместимыми значениями: «селение, деревня» и «поле». Это стало возможным из-за того, что праславянское *selo «пашня» у южных и восточных славян совпало с *sedlo -- *selo «поселение». У западных славян упрощения группы согласных *dl не произошло, и в чешском и словацком языках, например, мы обнаруживаем sídlo «местонахождение, сидение», sedlak «крестьянин». Южные и восточные славяне, за исключением сербов, хорватов и словенцев, сохранили только одно значение слова село – «селение негородского типа, деревня», так как сама лексема очень тесно связывалась с глаголом сесть и его производным – оседлый .

Появление в русском языке обозначения населенного пункта деревня связано с древнерусским обозначением пашни («пашетъ деревню»). До сих пор в архангелогородском диалекте слово деревня употребляется именно с таким значением. Вероятно, развитие современного значения этого слова происходило следующим образом: первоначальное *дьрвьня «пашня» стало употребляться по отношению к крестьянскому двору или хутору с участком земли, а затем и к любому негородскому поселению, не имеющему собственной церкви. Эту точку зрения подтверждает и сопоставление с балтскими языками. Так, в латышском druva «пашня», в литовском dirva «пашня, нива».

В древних письменных источниках можно обнаружить и другие обозначения населенных пунктов. Это городища, селища (вероятно, разоренные, покинутые города, села), погосты, слободы, сельца и т.п., однако они по большей части были утрачены литературными языками славян.

Литература
Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
Белякова С.М., Новикова Л.А., Фролов Н.К. Введение в славянскую филологию. – Тюмень, 1991.
Горнунг Б.В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. – М., 1963.
Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.
Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1945.
Древности славян и Руси. М., 1988.
Древность. Арьи. Славяне. М., 1996.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.
Древняя Русь: Быт и культура. М., 1977.
Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. В 2 томах. М., 1876-1879.
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880.
История южных и западных славян. – М., 1979.
Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нраве славян. СПб., 1861.
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX века. М., 1984.
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
Петрухин В.Я. Славяне. М., 1999.
Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
Селищев А.М. Славянское языкознание. Т.1. М., 1941.
Семенова М. Мы – славяне! М., 1997.
Сказания древней Чехии: Пер. с чеш. Ф. Боголюбовой, М. Таловой. М., 2000.
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М., 1991.
Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни: Опыт славянской археологии. В 2 томах. Томск, 1894-1897.

___________________________
Примечания
1. Маврикий Стратег. Стратегикон. Цит. по: Размышления о России и русских. М., 1994. С.29.
2. Ибн-Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар. Дорогие ценности. Цит. По: «Откуда есть пошла русская зем-ля...». М., 1986, т. II. С. 566.
3. История культуры славянских народов. Т.1. С.25.
4. Семенова М. Мы – славяне! М., 1997. С.157.
5. Фролов Н.К., Белякова С.М., Новикова Л.А. Введение в славянскую филологию. Тюмень, 2002. С.82.
6. Др.-рус. мэсто имело значение «место, поле, площадь, селение» (Фасмер М. Этимологический словарь рус-ского языка. В 4-х тт. М., 1996. Т.II. С.607-608).

Хотя определение точного возраста древних поселений - не такая простая задача для науки, как кажется на первый взгляд, на сегодняшний момент известен ряд городов, которые ученые называют самыми старыми на планете.


История древнего города Иерихона начинается еще в IX тысячелетии до н. э., когда здесь были обнаружены следы первого обитания людей. Расположенный в 30 км от Иерусалима, Иерихон не раз упоминался в евангельских событиях. Упоминание в Библии принесло Иерихону религиозную славу, а позднее привлекло толпы ученых, желавших документально подтвердить библейскую хронологию. По мнению некоторых археологов, Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, который насчитывает около 6000 лет почти непрерывного заселения. Заявить об этом спешат и таблички при въезде в город, гласящие: «Самый древний город в мире». Кроме того, город находится более чем на 200 м ниже уровня моря, что делает его одним из самых низких в мире.


На ливанском побережье Средиземного моря от древнего государства Финикия, центр которого находится в современном Ливане, до наших дней сохранился древний город Библ, который часто упоминается как самый старый город планеты. В античные времена Библ был известен как один из крупнейших портов Средиземноморья, через который из Египта в Грецию экспортировался папирус. В эпоху войн город не обошел ни один из завоевателей древнего мира, оставив в память о себе крепостные стены, амфитеатры, храмы и колоннады. Сегодня Библ представляет собой небольшой рыбацкий город на севере Ливана с численностью населения 20 000 человек, сохранивший древнюю гавань с каменными стенами и башнями, римский амфитеатр, каменные колодцы с саркофагами правителей и руины эллинских храмов. Центральная площадь города украшена древнеегипетским Храмом обелисков, сооруженным почти 4000 лет назад.



Ряд городов соседней Сирии также соперничает за звание самых старых на планете. Крупнейший по численности населения город страны - Алеппо впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. как столица древнего семитского государства Эбла. За свою историю через город прошел не один десяток завоевателей от Александра Македонского до Тамерлана, оставив свои следы в облике Алеппо. Благодаря стратегическому расположению на Великом шелковом пути, Алеппо привлекал множество торговцев со всех уголков Азии. До наших дней сохранился крытый рынок Аль-Мадина в старом городе, который является крупнейшим в мире историческим рынком протяженностью почти 13 км. Рынок вместе с территорией старого города и знаменитой Цитаделью Алеппо - средневековой крепостью X века - внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Город Сузы на юго-западе Ирана - еще один претендент на звание древнейшего в мире. Известность он получил как столица древнего государства Элам, существовавшего на территории Ирана с III тысячелетия до н.э. После падения Элама город стал сначала резиденцией ассирийских, а затем персидских царей. В настоящее время Сузы - небольшой город с численностью населения 60 000 человек. Несмотря на значительное культурно-историческое наследие, город знаменит не развалинами древнего дворца эламских царей, а построенной французскими археологами в конце 1890-х годов крепостью, которая обеспечивала их безопасность и сохранность находок.