Умение действовать прямо.

Как оставаться спокойным и эффективным, не поддаваясь на провокации? Об этом мы беседовали с мастером нейролингвистического программирования.

Время от времени жизнь преподносит сюрпризы, которые нас не радуют. Всех неприятностей не избежать, а вот контролировать свою реакцию на них – вполне реально. Как оставаться спокойным и эффективным, не поддаваясь на провокации? Об этом мы беседовали с мастером нейролингвистического программирования (НЛП) тренинговой компании IDEA Center Константином Гришиным.

Ваше поведение – не ошибка

Одна из главных аксиом НЛП гласит: «Любое поведение имеет позитивное намерение». Какой бы ни была ваша реакция на тот или иной раздражитель – она не является ошибкой.

«В каждой ситуации человек действует, исходя из наилучших побуждений, – объясняет мастер. – Если в стрессе вы ведете себя именно так, а не иначе, значит, в данный момент это для вас – лучший вариант. Вопрос лишь в том, эффективны ли ваши действия, нравятся ли они вам, приносят ли нужный результат?» Если ответ «нет» – научитесь осознавать себя и поступать не автоматически, а так, как вам хочется.

Найдите свой триггер

Чтобы контролировать стресс, вы должны понять, как в него попадаете. У всех нас есть специальные триггеры, которые запускают ту или иную реакцию. Определив, что для вас является таким механизмом, вы сможете им управлять.

Например, что-то в человеке выводит вас из себя. Вокруг – множество людей, и все они ведут себя по-разному. Ваша же реакция возникает лишь при определенных условиях. Попытайтесь понять: что именно ее провоцирует? Человек может как-то по-особому выглядеть, действовать или говорить в определенном тоне. Поразмыслив, вы найдете варианты, которые гарантированно вызывают у вас те или иные эмоции. Это и есть триггеры.

Включите замедленный режим

Чтобы понять, что выводит вас из себя, и как это проявляется – используйте технику замедленной съемки.

Представьте себя перед на экраном с пультом в руках. На экране – вы сами во время стрессовой ситуации. Перед «эпизодом», где вы даете волю нежелательным эмоциям, нажмите кнопку «Slow». Отслеживайте все, что происходит, в очень медленном режиме. Попытайтесь прочувствовать каждую деталь.

Например, вы выходите из себя. В чем это проявляется? Возможно, учащается сердцебиение, начинают дрожать конечности, вы чувствуете волну гнева. Где именно в теле возникает эта волна? Постарайтесь описать: откуда и куда она идет? Что происходит потом? Почувствуйте свои эмоции максимально подробно, шаг за шагом. Прожив подобным образом ситуацию, в следующий раз вы будете готовы к своей реакции. И если она вас не устраивает – замените ее!

Поймите, чего хотите

Может быть множество причин, по которым вы впадаете в стресс. При этом срабатывают совершенно разные триггеры. Не обязательно отлавливать их все. «Гораздо важнее понять, куда вам хочется попасть, чем откуда уйти. Это как на вокзале: пока вы не скажете, куда вам нужен билет, вы никуда не уедете», – говорит Константин Гришин.

Итак, необходимо решить: как бы вам хотелось реагировать в будущем на критическую ситуацию? После того, как определились, вспомните момент в своей жизни, когда вы действовали именно так. Опишите во всех подробностях, как это было, что вы чувствовали. Это – ваше ресурсное состояние. То есть то, в котором вам комфортно и в котором вы наиболее эффективны. Подберите для него метафору. Например, теплый сияющий шар вокруг вас или любой другой символ.

Привыкните к этому состоянию. Погружайтесь в него каждый раз, когда вам захочется. Поймите, что оно для вас более ценно, чем стандартные негативные ощущения.

Читайте еще:Дзен на работе: 7 способов борьбы с негативными эмоциями

Бросайте якорь!

Представьте, что вы попадаете в стрессовую ситуацию. Каким образом, кроме нежелательной реакции, вы можете себя повести? Вспомните метафору своего ресурсного состояния. Проживите его. Постарайтесь увидеть и прочувствовать, что ведете себя именно так, как вам хочется.

Вы можете «заякорить» себя на пике позитивного переживания. Это нужно делать каким-либо нетипичным образом. Один из вариантов – коснуться себя так, как обычно не касаетесь (например, тронуть запястье). Повторив этот жест в критической ситуации, вы с большей вероятностью вспомните о состоянии, в которое хотите вернуться.

В дальнейшем каждый раз, когда вас кто-то или что-то попытается вывести из зоны комфорта, вы можете возвращаться к своему ресурсу и находиться в нем, что бы ни происходило.

Линия времени

Иногда стрессовую ситуацию можно предвидеть. В таком случае есть смысл подготовиться. Допустим, в ближайшее время вам предстоит важная встреча, и вы боитесь, что будете волноваться. Подумайте: какого ресурса вам не хватает в этой ситуации? Если вы сильно волнуетесь, можно предположить, что этим ресурсом будет уверенность в себе.

Представьте в будущем встречу, на которой вам не достает уверенности. Вернитесь в настоящее. Расслабьтесь, почувствуйте себя здесь и сейчас. Теперь вы идете в прошлое, в ту ситуацию, где были спокойны и уверенны. Проживите ее. Возьмите там вашу уверенность, визуализируйте и вернитесь с ней в настоящее. Проживите это состояние здесь.

Снова представьте себя в будущем на встрече, только уже с нужным ресурсом. Опишите во всех деталях, что происходит вокруг и внутри вас, как вы себя ощущаете, во что одеты. Почувствуйте свое дыхание. Обратите внимание, как ведут себя окружающие, проследите их жесты, мимику. Погрузитесь максимально глубоко в свои ощущения. Затем вернитесь в настоящее и выйдите из воображаемой линии времени.

В реальной жизни, когда вы придете на эту встречу, у вас подсознательно включится нужное состояние.

Читайте еще:Держите удар: 7 эффективных методов легче принимать критику

Если вы чувствуете, что «застряли», и мысли пребывают в полном хаосе, сделайте простую технику перезагрузки. Ее можно применять, когда угодно: до, после и даже во время стрессовой ситуации. Посмотрите на все, что видите вокруг себя. Отмечайте в уме только размер, цвет и количество предметов. Не стоит четко концентрировать внимание на каждом из них – сделайте взгляд мягким и размытым, чтобы охватить как можно больше объектов.

Теперь отметьте все звуки, которые можете услышать в комнате и за ее пределами. Помните, что, кроме внешних, есть еще звуки, которые издаете вы сами, например, в процессе дыхания. Чтобы легче было сосредоточиться на том, что слышите, закройте глаза.

Затем проделайте такую же процедуру со своими чувствами. Ощутите каждую клетку тела с ног до головы, вашу кожу, кости, мышцы, вес языка. Почувствуйте, как одежда соприкасается с кожей. Почувствуйте температуру, вес, размер своего тела, пространство грудной клетки. Это также легче делать с закрытыми глазами.

Теперь – самый важный шаг. Пусть ваше внимание охватит все, что вы видите, слышите и ощущаете одновременно. Постарайтесь удерживать восприятие целиком. Вы можете заметить, что шум в голове пропадает, и наступает расслабление. Это происходит благодаря тому, что начинают работать все три канала (визуальный, аудиальный, кинестетический), и ваше внимание переключается.

Читайте еще:Конфликт в офисе: как мастерски решать проблемы на работе

«В НЛП нет волшебной пилюли, проглотив которую вы станете счастливы на всю оставшуюся жизнь, – подводит итог мастер. – Это работа над собой. Ее конечная цель – чувствовать самого себя, настоящего, и находиться в комфортном ресурсном состоянии, что бы ни происходило».

Года 3 назад я задавалась вопросом «А кто я? И могу ли быть в бизнесе? И по какому пути идти – с бизнесом или нет». Через год раздумий решила, что всё же я умерю пыл и умерила…изрядно так, до нулей.

Сегодня сидела на мастер-классе и понимала, что вот девушка, которая вещает сейчас передо мной, начала заниматься ровно тем, что я бросила ровно 3 года назад. Тогда голова работала и клиенты были, разрывающие меня на части: «Только ты сможешь тут помочь!»

И сейчас она вон на трибуне и объясняет мне всё то, что и без этого есть в моей голове. Причём у меня всё было в более крутых масштабах. Но запрятано было по собственному желанию глубоко, так как я сама руки себе опустила, сказав: «Нет, буду я не по бизнесу, другое в приоритете». Потеряла амбиции и нафиг схлопнулась.

Это цитата из закрытого чата школы.
Елена исчерпывающе описала, как после года (!!!) раздумий, она не решилась идти дальше, и ее ресурсное будущее схлопнулось.

Я регулярно сталкиваюсь с долгими обдумываниями и раздумываниями своих учеников.
И чем больше ученик думает, тем меньше вероятность первого шага к новому будущему.

Боди Шефер в одной из своих книг дает правило 72 часов – если вы отложили выполнение задуманного больше, чем на 72 часа (или 3 суток), скорей всего, вы никогда этого уже не сделаете.
Почти вся моя статистика по ученикам подтверждает данное правило.

Я составил список из 10 советов, которые помогут вам начать действовать.

1. Убери неопределенность: зафиксируй свои планы и составь график их реализации

Первый стопор движения – это противоречие между желанием съесть бегемота целиком при полном непонимание, как это сделать. Рот же маленький.
Я хочу миллион в месяц, но как это сделать пока не понимаю и поэтому стою на месте.

Первая ступень, с которого начинается обучение в моей школе это .
Я учу резать бегемота на кусочки.
По шагам рассказываю, как конкретизировать свои хотелки и составить бизнес-план их достижения.
Речь идет именно о бизнес плане, поскольку главная задача бизнеса дать ресурсы на осуществление желаний его собственника.
Мы бюджетируем желания ученика и составляем пошаговые параметры развития бизнеса, позволяющие достичь эти желания.

Один из моих учеников только что открыл новый офис в Москве. Он давно вынашивал эту идею, но произошло это после того, как мы сели с ним и расписали, какие шаги и ресурсы для этого требуются.
Одно из ограничивающих убеждений, которое останавливало моего ученика, был большой бюджет на реализацию. Когда мы все подробно разложили и перебрали несколько вариантов, оказалось, что бюджет ему по силам.

2. Начни прямо сейчас

«Начну тестировать этот канал продаж потом», «займусь этим способом роста среднего чека потом», «я подумаю над этим маркетинговым инструментом потом», «я сейчас в плохом энергетическом состоянии, запущу этот продукт потом», «классный кейс продаж – надо его внедрить потом».

Люди ждут понедельника, лучших времен, удачных звезд, знака свыше.

Даю вам знак свыше – начинайте прямо сейчас!
Прямо сейчас сделайте то, что давно откладываете.
Занесите в свой календарь на ближайшие 72 часа четкий срок первого шага в направлени цели.

Продолжая кейс ученика с открытием офиса – Он поехал на разведку в Москву почти сразу после нашего разговора. Сделал он это одним днем – уехал утренним Сапсаном, вернулся вечерним. Собрал много полезной информации, походил по конкурентам и присмотрел место под офис. На базе собранного мы составили несколько гипотез, которые он начал тестировать.

Пример как начать прямо сейчас при полном упадке сил от Евгении из Петрозаводска:

Я начала действовать и открыла первый бизнес в состоянии полного упадка сил. После долгой болезни сидела всю зиму с мамой и смотрела сериалы, а как-то весной подумала «хрен с ним, попробуем», так как ниже падать было некуда, просто начала делать, а аппетит пришел во время еды)…
Это было полтора года назад и сейчас у меня два работающих бизнеса, первый (парикмахерская) окупился и в плюсе, второй (кофе с собой) пока нет).

3. Делай, ибо практика – критерий истины, а не думы

Как бы тщательно и детально мы не прорабатывали проект, полностью смоделировать окружающую реальность мы не сможем. Поэтому все, что у нас в голове, это всего лишь гипотезы. Проверить работают ли они можно только одним способом – начните их реализовывать.

Кратко об учителе/тренере:
— ставит вам цель, которую сами себе вы бы не поставили;
— он видит картину целиком, а не изнутри, как вы;
— дает вам разрешение на новый прыжок;
— помогает своим опытом, ресурсом и связями;
— учитывает ваши сильные и слабые стороны;
— раздает волшебные пендели и пряники.

Тем, кто осознал, сколько на самом деле у него осталось времени и хочет максимально эффективно его использовать – рекомендую посмотреть вебинар "Как не про***ть 2017 год".

Что вы узнаете на вебинаре:
- Как выявить зоны роста для своей жизни в следующем году
- Как составить дорожную карту развития жизни до 100 лет
- Как составить пошаговый бизнес-план достижения целей на 2017 год
- Почему важно и как проводить ретроспективу уходящего года
- Как научиться правильно выделять и визуализировать ключевые моменты будущего года

Вариант 9

Прочитайе текст и выполните задания 1 -3

(1)Язык в любой момент истории своего развития – это система, которая закономерно связана с предшествующей и является основой для будущей. (2)Как один и тот же персонаж проясняет для зрителя свой характер в различных сценах пьесы, так и язык, веками примериваясь к разным потребностям разных эпох, доходит до каждого поколения сокровищницей всей предыдущей жизни народа. (3) непреходящая и первостепенная ценность языка в том, что он хранит и передаёт в будущее изначальный взгляд народа на мир и жизнь, а также все поправки и уточнения, сделанные к нему последующими поколениями.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Естественный язык – это многоуровневая знаковая система, служащая в первую очередь для передачи информации при общении.

2) Система языка непрерывно изменяется в зависимости от целей, которые ставит перед ней эпоха.

3) Значимость языка как изменяющейся во времени системы в том, что она сохраняет основы народного мировоззрения, дополняя их взглядами последующих поколений.

4) В каждый момент своего развития система языка всегда является основой, базой для тех изменений, которые рано или поздно найдут своё отражение в произведениях искусства, в частности в различных пьесах.

5) Язык, являясь непрерывно развивающейся системой, передаёт не только изначальный взгляд наших предков на мир, но и все поправки, внесённые потомками, и в этом заключается его особая ценность.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Если требуется выписать слово с запятой, её в ответ вводить не нужно.

Напротив,

Например,

Таким образом,

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СИСТЕМА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СИСТЕМА , -ы; ж.

1) Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

2) Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4) Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждении, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный

закУпорить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Глаза незнакомца были бесцветные, как ДОЖДЕВАЯ вода.

Дабы переломить ситуацию, племянница предприняла достаточно ДЕЙСТВЕННЫЙ и традиционный для таких случаев ход.

«Не путайся под ногами», - буркнул Попов, человек весьма неглупый, но грубиян и НЕВЕЖДА.

К утру налетела буря и уничтожила почти весь ВРАЖЕСКИЙ флот – главную часть осаждавшей армии.

Едва Наталья Арсеновна ушла, Аркадий Викторович ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ тоном стал зачем-то рассказывать, что эта дама отнюдь не проста.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИМ ученицам

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал

ЕЗЖАЙ прямо

пять ПОМИДОРОВ

новые ДЖЕМПЕРЫ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Невозможность вернуться после войны 1812 года к старым порядкам широко ощущалась в обществе, пережившим национальный подъём.

2) Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках тех, кто его как можно глубже изучил.

3) День сегодняшний в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» несёт глубинную тяжесть памяти, поскольку «разум человека – это сгусток вечности, вобравший в себя наше прошлое, настоящее и грядущее».

4) Природа врачует не только душу человека, но и может быть слепа и жестока к нему.

5) В последнем романе своей эпопеи «Каторге» Пикуль рассказывает о каторжанах на Сахалине.

6) По возвращении в столицу Востряков твёрдо решил сделать предложение руки и сердца Марье Алексеевне.

7) Закончив чтение, что-то перевернулось в моей душе.

8) Толпа слушателей, как только выступление было закончено, вскочили с мест и стали громко кричать.

9) Мне показалось, что все на меня смотрели с осуждением.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нел..гичный

пок..ривший (мир)

просл..влять

выск..чка

алг..ритм

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..ячий, из..ять

(не) ..дюжил, бе..платно

от..греть, поз..вчера

пр..высил, пр..лежно

бе..вкусно, ра..крыл

10.

накапл..вать

вкрадч..вый

обустра..вать

горош..нка

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

раска..вшийся

замет..шь

независ..мый

обид..вший

обла..нный (дворнягой)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Действие романа В. Набокова «Под знаком незаконнорожденных» разворачивается в (НЕ)НАЗВАННОМ полицейском государстве во главе с диктатором Падуком.

В рассказе «Срезал» Шукшин показал деревенского жителя в отнюдь (НЕ)ХАРАКТЕРНОЙ роли.

Наши поезда стояли бок о бок, как братья-близнецы, (НЕ)УЗНАВШИЕ друг друга, и разошлись навсегда.

(НЕ)ГЛЯДЯ на товарищей, Кирилл быстрым шагом прошёл по коридору.

В жизни он был излишне дипломатичен и старался действовать (НЕ)ПРЯМО, как поступил бы его отец, но обиняком, намёком.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Дом напротив был (НА)ПОЛОВИНУ в лесах, а по открытой части кирпичного фасада оброс плющом, так что внутри всегда царил (ПОЛУ)МРАК.

ЧТО(БЫ) ни решил тогда отец, я был готов принять это, (ПО)ТОМУ как уважал его мнение.

Солнце скрылось за осиновую рощицу (В)БЛИЗИ сада, тень от неё (БЕЗ)КОНЦА тянулась через неподвижные поля.

Туча, чёрная, с (БЕЛО)СНЕЖНОЙ кромкой, застыла на востоке, а на западной стороне (МЕЖДУ)ТЕМ сияло солнце.

(НЕ)СМОТРЯ на то, что бóльшая часть повести посвящена переживаниям Тимофея Ивановича, ВСЁ(ЖЕ) автор уделяет достаточно внимания описанию нравов и уклада жизни своих героев.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни отца, ни матери, но при этом сердце его не было лише(1)о родстве(2)ых чувств: брата и сестру он нежно любил всю жизнь, самоотверже(3)о им помогал, даже находясь в стеснё(4)ых материальных обстоятельствах.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Сведения современников о характере князя Ивана Долгорукого противоречивы и это не только противоречие точек зрения мемуаристов но и противоречивость характера самого князя Ивана Алексеевича.

2) Пушкин был физически крепок и вынослив обладал силой и хорошим здоровьем.

3) Холодно и ярко сияет над тяжёлыми тучами голубое небо и из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков.

4) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами длинные озерки и болота.

5) Лев Владимирович Щерба говорил неторопливо задумчиво смотрел не то на слушающих не то будто внутрь себя.

16. Расставьте все знаки препинания:

Но она всё-таки не рассмотрела бы его лица, если б опять молния (1) скрывшая звёзды (2) не осветила его. При свете молнии она разглядела всё его лицо и (3) увидав на нём спокойствие и радость (4) улыбнулась ему.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гм! гм! Читатель благородный (1)

Здорова ль (2) ваша вся родня?

Позвольте: может быть (3) угодно (4)

Теперь узнать вам от меня,

Что значит именно родные.

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать

И (5) по обычаю народа (6)

О Рождестве их навещать…

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Около живописного старого дома (1) неподалёку (2) от которого (3) рос фруктовый сад (4) я остановился (5) чтобы сделать набросок на бумаге.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Легенда гласит (1) что (2) когда Есенин увидел Айседору Дункан (3) он был покорён её пластикой (4) хотел кричать о своей мгновенно возникшей влюблённости (5) но Сергей не знал английского языка.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Прочитайе текст и выполните задания 21 -26

(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.

(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Читая сказки, человек погружается в мир фантазий, которые не имеют отношения к реальности.

2) Сказка даёт человеку ответы на многие важные вопросы: о счастье, о судьбе, об истинной красоте.

3) Сказки полезны детям, ведь эта народная мудрость готовит ребёнка к взрослой жизни, однако взрослым уже нет необходимости читать сказки.

4) Сказка говорит о том, что есть и будет всегда, а не о том, чего нет и не бывает в жизни.

5) Чтобы пробудить детский интерес к сказке, нужно приобщать к ней ребёнка через театральные постановки, художественные фильмы, национальную музыку.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1–5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 8–12 представлено описание.

3) Предложение 23 поясняет, дополняет содержание предложения 22.

4) В предложениях 13–17 представлено рассуждение.

5) В предложениях 26–27 представлено повествование.

23. Из предложений 3–6 выпишите фразеологизм.

24. Среди предложений 22–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексических повторов.

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

25. «Ведя с читателем беседу о сказке, И.А. Ильин создаёт весьма лаконичный с точки зрения формы текст, но в то же время насыщает его эмоциональностью и образностью, грамотно используя целый спектр средств выразительности речи. Стремясь вовлечь читателя в свои размышления, автор активно использует такое синтаксическое средство, как (А)________ (например, предложения 3, 4, 13). Часто встречается и такой приём, как (Б)________ (например, предложения 16, 17), помогающий понять, сколь непрост поиск ответа на встающие перед человеком вопросы. Особый пафос тексту придаёт такой троп, как (В)_______ (предложение 23), а также такое лексическое средство выразительности, как (Г)_________ ("вопрошать", "внимать" в предложении 25)».

Список терминов

1) олицетворение

2) устаревшие слова

3) парцелляция

4) гипербола

5) эпифора

6) вопросительные предложения

7) лексический повтор

9) антитеза

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

1. Ответ: 35|53.

2. Ответ: Таким образом|такимобразом

3. Ответ: 3.

4. Ответ: послала

5. Ответ: невежа

6. Ответ: поезжай.

7. Ответ: 58714

8. Ответ: выскочка

9. Ответ: сдюжилбесплатно

10. Ответ: замочек

11. Ответ: обидевший

12. Ответ: неназванном

13. Ответ: наполовинуполумрак|полумракнаполовину

14. Ответ: 234

15. Ответ: 23|32

16. Ответ: 1234

17. Ответ: 1356

18. Ответ: 145

19. Ответ: 12345

20. Ответ: свою

21. Ответ: 24|42

22. Ответ: 134

23. Ответ: 25

25. Ответ: 6912

Примерный круг проблем

1. Проблема роли сказки в жизни человека. (Какую роль играет сказка в жизни человека?)

1. Сказка - это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности; она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские.

2. Проблема сохранения «вечного ребёнка» в душе человека. (Нужно ли сохранять в своей душе черты ребёнка?)

2. Даже во взрослой жизни очень важно и нужно уметь спрашивать и слушать голос нашей сказки. Людям, сохранившим в себе вечного ребёнка, легче жить: они в ладу с национальной сказкой, а значит - с национальной мудростью, из глубин доисторической философии можно черпать ответы на множество вечных вопросов.

3. Проблема осмысления понятия «сказка», проблема взаимосвязи сказки и национального сознания. (Является ли сказка просто фантазией, прекрасной страной грёз или она являет собой нечто большее, важное и нужное? Связана ли сказка с национальным сознанием, мудростью нации?)

3. 3. Сказка – это мудрость древности, прошедшая через время, освещающая реальные, а не вымышленные трудности жизненного пути и помогающая справиться с ними. Сказка

неразрывно связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений

Достаточно частая проблема многих людей в том, что они строят грандиозные планы, ставят перед собой цели, слишком много думают и анализируют, но не понимают, как прямо сейчас начать действовать. Следовательно, их ждет разочарование, и они продолжают жить как раньше, ходить на привычную, но уже надоевшую работу, делать привычные, но угнетающие действия. А душа рвется на части и вам наверняка хочется добиться успеха, стать самостоятельным и интересным человеком, у вас есть планы, которые ежедневно не дают уснуть, но как приступить от слов к действиям вы не знаете.

Четкие реальные цели.

Очень важное правило, которое вам необходимо знать и придерживаться его, касается правильной постановки целей. Прежде чем вы приступите к действиям внимательно просмотрите список целей, если он у вас есть, или составьте новый, в котором поставленные цели должны быть конкретными, четкими и реальными.

Определитесь с цифрами и установите примерные сроки. Вы должны знать, к какому времени вам нужно выполнить эту цель, чтобы вы не смогли особо расслабиться и начать снова откладывать все дела на завтра. Также цели должны быть сформулированы в позитивном ключе, нести положительный смысл для вашего подсознания и восприниматься как нечто радостное, приносящее вам удовольствие.

Позитивное мышление

Научитесь мыслить позитивно, контролируйте свои мысли и как только заметите, что вас посещают негативные мысли, постарайтесь отвлечься на положительное и радостное событие, подумайте о предстоящем празднике или выходных, подумайте о своих целях и верьте, что у вас все получится. Позитивному мышлению нужно учиться, работать над собой усердно и регулярно.

Если вы не сможете научиться контролировать свои мысли и эмоции, то даже понимания того, как перестать лениться и начать действовать вам будет недостаточно. Негативные мысли, как известно ничего хорошего не принесут, а лишь разочарования, испорченное настроение, апатию, уныние. Не позволяйте отрицательным мыслям и эмоциям присутствовать в вашей жизни, боритесь с ними изо всех сил.

Реакция.

Научитесь правильно и спокойно реагировать на других людей и на ситуации. Не стоит волноваться из-за ситуации, которую вы не сможете изменить, примите ее такой, какая она есть, сделайте выводы и идите дальше по своему жизненному пути. Не пытайтесь менять других людей, они уже имеют свои привычки, у них свой характер и нравы. Работайте больше над собой, уделяйте больше внимания своему развитию и навыкам. и идите на встречу к успеху.

Деятельность.

Получаете ли вы удовольствие от деятельности, которой занимаетесь? Испытываете ли вы радость, когда приходите на работу? Встречаете ли вы с улыбкой новый день? Ответьте искренне на эти простые вопросы. Если ответы будут неудовлетворительными, значит что-то нужно менять. У вас есть два выхода: полюбить то дело, которым занимаетесь или найти занятие по душе.

Мотивация.

Особенно на первом этапе, когда вы только начинаете свой путь к успеху, вам необходимо правильно себя мотивировать. Подумайте, что именно вас мотивирует, толкает вас на достижение целей, дает вам энергию и новые силы.

Теперь, когда вы знаете, как начать действовать перестаньте анализировать, тщательно продумывать каждый шаг. Помните правило «ДДД», что означает делай-думай-делай. Сначала сделайте шаг, потом продумайте, что сделали не так или что нужно подкорректировать и сделайте еще раз, но только уже лучше.

Не сидите на месте, не ждите, что в вашей жизни что-то будет меняться к лучшему без ваших усилий. Только вы можете сделать вашу жизнь интересной, красочной, яркой, успешной и счастливой.

Вы уже знаете, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой оформляют связь между частями предложений, отдельными предложениями в тексте или между словами в составе простого предложения.

Союз "КАК " очень часто требует обособления разных синтаксических конструкций.

Чтобы понять, когда необходимо ставить запятую перед союзом "КАК ", а когда нет, посмотрите следующие примеры.

Запятая перед союзом " КАК " ставится

1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзом "КАК "

1) если они обозначают уподобление , без других оттенков значения ("КАК " имеет значение «подобно »).

Например: Под ним Кавказ, как грань алмаза , снегами вечными сиял. Её голос звенел, как колокольчик . Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник . И видел он себя богатым, как во сне . (Крылов) Руки его дрожали, как ртуть . (Гоголь) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка… (Лермонтов) Как чайка , парус там белеет в высоте.

Сравнительные обороты в нашем языке не только передают сходство или различие, но и придают языку красоту и выразительность.

Пунктуационное правило о сравнительном обороте не так уж сложно: он всегда выделяется запятыми с двух сторон.

Например: Внизу, как зеркало , блестела вода. Вокруг высокого чела, как тучи , локоны чернеют. (Пушкин) Внизу, как зеркало стальное , синеют озера струи. (Тютчев) На небе ярко сверкнула, как живой глаз , первая звёздочка. (Гончаров) Анчар, как грозный часовой , стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

В чем же заключаются трудности и откуда берутся ошибки?

Первая трудность - недостаточно вдумчивое отношение к тексту. Если вы не поняли, что в предложении что-то с чем-то сравнивается, вы и не заметите сравнительного оборота. Отсюда нехитрый вывод: всегда старайтесь понимать текст, который вы записываете .

Вторая трудность состоит в том, что среди сравнений встречаются синтаксические "карлики" и синтаксические "великаны". Вот как могут выглядеть сравнения -"карлики", их можно случайно и не заметить.

Например: Я сам, как зверь , был чужд людей и полз, и прятался, как змей (М. Ю. Лермонтов).

А вот как могут выглядеть сравнения -“великаны": Перед ними, как окаменевшие во время шторма океанские волны , расстилались горные хребты.

Каких бед можно натворить с таким предложением?

Во-первых, просто забыть закрыть оборот запятой. Эта беда случается со всеми распространенными оборотами: "уловив" его начало, многие не удерживают его в памяти до конца - и тогда прощай, вторая запятая!

Во-вторых, не вдумавшись в смысл оборота, разрезать "великана", поторопившись поставить запятую раньше времени, например после слова окаменевшие, и тем самым превратить предложение в полную бессмыслицу.

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь .

Например: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского. (Пушкин) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Гоголь) Черты лица его были те же, как и у сестры. (Л. Толстой) Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба… (Чехов) Всё вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко, как в церкви. (Горький)

3) если оборот начинается сочетанием как и .

Например: Деревья, как и люди , имеют свою судьбу. К Москве, как и ко всей стране , я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (Паустовский). В её глазах, как и во всём лице , было что-то необычное. Как и на прошлогодниx соревнованиях , впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если союз "КАК " включается во вводное предложение . Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения:

Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п.

Например: Это была, как вы сами можете догадаться , наша героиня. Жители дома все, как один , высыпали во двор. Вижу, как теперь , самого хозяина… (Пушкин) Занятия начались, как обычно , в девять часов утра. Помню, как сейчас , свою первую учительницу в школе. Как нарочно , в кармане не было ни копейки. Запятыми, как правило , выделяются деепричастные обороты. Спартакиада, как обычно , проходит летом.

Но! Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.

Например: Занятия начинаются как обычно . Снегопады бывают в декабре как правило (=обычно). Вчерашний день прошёл как обычно (т. е. по обыкновению);

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как .

Например: Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ (Жуковский). Но перед ней был не кто иной, как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий. Это был не кто иной, как Рылов.

2. Если приложение с союзом "КАК" имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.

Например: Как истинный француз , в кармане Трике привез куплет Татьяне (А. С. Пушкин). Почему он привез куплет Татьяне? - как истинный француз.

Если дополнительных значений у приложения нет, оно выделяется запятой.

Например: Такой инструмент, как отвертка , всегда пригодится в хозяйстве. Здесь ни того ни другого вопроса поставить нельзя.

3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: "КАК" выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным.

Например: Он видит, как поле отец убирает. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца , и поразила нас сразу обоих. Я долго смотрел, как горит свеча.

(Напоминание: как отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого? В сложноподчинённом от одной части предложения к другой можно задать вопрос. На примере, который был выше: "Я долго смотрел - на что? - как горит свеча ". В сложносочинённых предложениях части равноправны).

Запятая перед союзом "КАК" не ставится

1. Обороты с союзом "КАК" не выделяются запятыми

1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как ?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Например: Как град посыпалась картечь. (Лермонтов) (Сравните: посыпалась градом .) Как дым рассеялись мечты . (Лермонтов) Как демон коварна и зла (Лермонтов) (Сравните: демонически коварна .)

Перстенёк как жар горит. (Некрасов) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал. Конь как буран летит, как вьюга спешит. Как зарница в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.

2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

Например: …Ты любил меня как собственность, как источник радостей , тревог и печалей… (Лермонтов) (Сравните: …любил меня, считая своей собственностью .) …Он [Иудушка] подавал свой камень как единственное , что он мог дать (Салтыков-Щедрин);

3) если союз "КАК " имеет значение «в качестве» или оборот с союзом "КАК " (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.

Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених . (Пушкин) Я говорю как литератор . (Горький) Моё незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое. (Маяковский) Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры . Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста . Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга . Я сохраню это письмо как память . Юрий Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт . Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня .

4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).

Например: Одни как изумруд , другие как коралл . (Крылов) Она сама ходила как дикая . (Гончаров) Как ребёнок душою я стал . (Тургенев) Отец и мать ей как чужие . (Добролюбов) Я смотрел как . (Арсеньев)

Она держится как хозяйка . (Если взять сказуемое «держится » без оборота «как хозяйка », то получается «она держится », и можно подумать, что она держится за что-то.)

Сравните также: чувствовать себя как в родной стихии, ведёт себя как невменяемый, понять как намёк, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребёнка, приветствовать как друга, оценить как достижение, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересовать как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предложение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;

5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.

Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни. (Пришвин) Было светло почти как днём. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери. Газета вышла не как всегда . Он совсем как ребёнок .

6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания .

Мы подошли к самому интересному случаю - к фразеологическим оборотам. Фразеологизмами проникнута наша речь. Это устойчивые словосочетания, окрашенные иронией, хитрецой, лукавством.

Например: нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.

Фразеологизмы вносят в нашу речь не только образность, но и озорство, улыбку. И что очень важно - они не требуют запятой перед союзом "КАК "!

Например: Везде он чувствовал себя как дома . Брат и сестра похожи как две капли воды . У льва как гору с плеч свалило. (Крылов) Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берёг его как зеницу ока . (Пушкин) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу . (Чехов)

Строгих грамматических правил, помогающих отличить фразеологизм от обычного сравнительного оборота, не существует. Надо просто уметь "узнавать при встрече" как можно больше фразеологизмов.

Среди устойчивых словосочетаний, не выделяемых запятыми, есть и "карлики": работает как вол (или как лошадь ), устал или голоден как собака, глуп как пробка, бел как лунь, как бешеный, как ошалелый, как вкопанный и т.п. Не ставится запятая перед "КАК " в сочетаниях нет как нет и тут как тут . Не выделяется запятыми и словосочетание внушительных размеров как ни в чем не бывало .

Сравните также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродит как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросёнок, вижу как днём, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далёк как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему всё как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мёртвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идёт рядом как пришитый, катался как сыр в масле, качается как пьяный, колыхался как студень, красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как сидорову козу, лысый как колено, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мечется как угорелый, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как шальной, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдёшь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, свеж как кровь с молоком, свеж как огурчик, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидеть как прикованный, слушал как заворожённый, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кипарис, твёрдый как камень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осёл, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лёд, чёрный как чёрт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т. п.

2. Кроме этого, слово "КАК " может быть частью составного союза как... так и... или так как , а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше . В таких случаях запятая ставится либо перед "КАК ", либо перед всем сложным союзом.

Например: У него отличные оценки как по русскому языку, так и по математике. Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. Сказки любят как дети, так и взрослые. Избегай пустых речей, так как исход их – раскаяние.

Он закончил рассказ, в то время как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

(М. Ю. Лермонтов)

3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.

Например: Приятно в теплой комнате слушать, как злится ветер и как стонет тайга.

4. Союз "КАК " может присутствовать в предложении, не присоединяя решительно никакого семантико-синтаксического блока, а только являясь средством выразительности речи.

Например: Мы как следует потрудились; Я старался как можно дольше не расставаться с друзьями; Тяжесть поклажи как будто уменьшилась; Я как раз собирался отправиться на каток и т.п.