Урал в средние века. Урал

Человек появился на Урале в эпоху палеолита. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н. э.) возникают первые постоянные поселения людей. Благодаря обилию торфяников сохранились следы ряда древнейших поселений - около Шигирского озера (в окрестностях Невьянска), у Горбуновского озера (около Нижнего Тагила), найденные археологами предметы сохраняются в музеях области.

В эпоху бронзы (III тыс. до н. э.) здесь возник один из древних металлургических центров. Следу древних горных работ позволяли позже заново открывать ряд перспективных месторождений. К началу нашей эры южная зона заселялась древнетюркскими племенами (предками татар), а горно-таежная - финноугорскими (предками хантов и манси).

Экономическое и культурное общение коренных народов Урала с русскими уходит вглубь веков. Еще в XI веке новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Они вели здесь меновую торговлю, взимали дань с жителей верхнекамских и территорий на северо-западе Урала.

В XVI в. новгородский путь заменяется более коротким московским путем, который шел от верховьев реки Вишеры волоком через Уральский хребет на Лозьву и далее по Тавде в Иртыш. Около 1590 г. на реке Лозьве был сооружен городок Лозьвинск, четыре года спустя ниже устья реки Пелым тоже возник городок. Этим было положено начало заселению русскими Северного Зауралья.

В 1957 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым был проложен новый, более удобный и короткий путь от Соликамска на реку Туру (который получил название Бабиновская дорога). Там, где новая дорога сходилась с Турой, был заложен город Верхотурье, ставший центром освоения не только Урала, но и Сибири. Здесь была устроена таможня, взималась таможенная пошлина в 10% со всех провозимых товаров. На протяжении всего XVIII века этот город был главным экономическим центром Зауралья.

Уже в XVIII веке на Среднем Урале производилась выплавка железа, которая велась сыродувным способом (то есть, в горнах с применением ручных мехов). Одним из первых кустарных заводов стал Ницинский (основан в 1630 г. на реке Нице возле современного Ирбита). В 1699 г. было начато строительство казенного Невьянского чугунноплавильного и железоделательного завода. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова.

Уже в 30-х годах XVIII века Средний Урал стал важнейшим металлургическим районом страны. Здесь выплавлялась большая часть российского металла. Много железа вывозилось даже в Англию. Заводы строились в лесистых районах на небольших речках, недалеко от месторождений руд. Горнозаводская промышленность определила особенности расселения - заводской поселок на берегу искусственного пруда. В первой половине XVIII века здесь уже добывались уральские самоцветы, было открыто рудное золото.

В начале XVIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н. Татищев. Он первым начал изучать и описывать природу, быт и хозяйство Среднего Урала, под его руководством проводились поиски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги. Татищев выбрал место для строительства будущего Екатеринбурга.

Екатеринбург стал главной точкой нового Сибирского тракта, который пересекал Урал в самой суженной и пониженной части. Прошедший здесь во второй половине XVIII века путь способствовал дальнейшему экономическому развитию этой горнозаводской территории. В XIX веке была сооружена горнозаводская железнодорожная линия Екатеринбург - Нижний Тагил и далее на Пермь а после постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени образовался сплошной железнодорожный путь от бассейна Камы до бассейна Оби. Улучшение транспортных связей способствовало дальнейшему развитию промышленности, дальнейшему заселению территории.

В период революционных событий 1917 года Екатеринбург, который был в то время лишь уездным городом пермской губернии, стал главным политическим центром Урала. Именно здесь в 1918 г. содержалась в заключении и была расстреляна царская семья. В послереволюционные годы Екатеринбург, переименованный в Свердловск, стал развиваться как крупнейший пролетарский центр Урала и фактически экономическая и политическая столица всего региона.

Новгородцы Уральские горы — «камень превысочайший зело, яко досязати инем холмом до облак небесных» — поразили воображение новгородцев, первыми из русских людей проникших в этот сказочный край. Новгородские купцы и вольные люди-ушкуйники пробирались на восток по рекам на лодках-ушкуях небольшими дружинами. Они не только прибыльно меняли у иноземной «югры» (предков хантов и манси) свои товары на пушнину — меха собольи, лисьи, бобровые, куньи, но и взимали с нее дань теми же мехами.

С XII в. походы сборщиков дани в югорские земли (территория между Печорой и Уральским хребтом и Северное Зауралье) становятся регулярными, а с 1264 г. новгородцы включают эти земли в число своих волостей. Новгородской волостью была и Пермская земля (Пермь Вычегодская) — жившие здесь племена (предки коми-зырян) еще раньше «югры» стали данниками Руси. Во второй половине XII в. ушкуйники проникли также в Вятско-Камское междуречье, где жили предки удмуртов («Повесть земли Вятской» относит это событие к 1174 г.), и основали в устье р. Хлыно-вицы г. Хлынов (Вятку). Хлынов стал центром самостоятельного политического образования, перенявшего традиции Великого Новгорода. Верховной властью обладало народное собрание — вече.

Внешний облик вятской столицы имел черты сходства с Новгородом: правильная уличная планировка, бревенчатые мостовые, жилые строения северорусского типа. Хлынову подчинялись более мелкие городки, из которых известны Котельнич, Никульчин, Орлов, Слободской. По новгородскому образцу были устроены погосты с тяготевшими к ним деревнями. Новгород рассматривал вятичей в качестве своих подданных. Однако сами жители Вятской республики не желали признавать его верховенства, всеми мерами отстаивая свою независимость. При этом они шли и на заключение временных союзов с владимиро-суздальскими князьями, с конца XII в. начавшими открыто предъявлять свои претензии на приуральские земли. Владимире-суздальские князья. Волжские булгары. Половцы

В 1178 г. великий князь Всеволод Большое Гнездо заложил в устье р. Юг в Северном Приуралье городок Гляден, рядом с которым в 1212 г. строится г. Великий Устюг, ставший опорной базой владимиро-суздальцев. Они постепенно завладели речными путями и волоками на подступах к Прикамью. Однако русская колонизация бассейна Камы на этом этапе не получила развития, в том числе из-за противодействия Волжской Булгарии — тюркского государства, возникшего в X в. и предпринимавшего немалые усилия к распространению на восток собственных границ. Еще в 922 г., раньше, чем Русь, волжские булгары приняли мировую религию, но не христианство, а ислам. В сферу политического и культурного влияния сильного Булгарского царства со временем попадает обширная территория, в том числе Верхнее Прикамье. С XII в. местное население платило харадж (особый налог) правителю булгар.

В Прикамье появляются булгарские городки — небольшие торгово-ремесленные фактории. Стремясь закрепиться на новых землях, булгары не боялись идти на вооруженные конфликты с русскими, справедливо считая их своими соперниками. Булгарские отряды доходили до Суздаля и Северной Двины, громили Устюг. Русские войска предпринимали ответные походы. В ходе военной экспедиции, организованной в 1220 г. влади-миро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем (в ней участвовали и устюжане), русские вышли из «Юстьюга на верх Камы», спустились до ее устья и «взяста по ней много градков» булгар. На дальнейший ход колонизации уральских земель решающее влияние оказало монгольское нашествие. Завоеватели покорили племена, жившие в бассейне средней Оби и Иртыша, а также башкир, южных удмуртов, разгромили Булгарское царство. Значительная часть булгар покидает прежнюю территорию, опустошенную пришельцами, передвигается на земли Предкамья, а также на восток, в юго-западное Приуралье.

Одним из следствий «великого похода» монголов и покорения ими половецкой степи был приток в конце XIII—XIV вв. в Поволжье и на юг Урала кочевников-половцев. Булгары и половцы приняли активное участие в этнических процессах на территории Приуралья, прежде всего в этногенезе башкир. Наблюдается постепенная миграция в более северные лесные районы финно-угорского населения Приуралья. Та его часть, которая остается на прежних местах, подвергается тюркизации и мусульманизации. Под монгольским владычеством оказались и русские княжества. Почти на сто лет прекратились походы русских дружин на восток.

В меньшей степени пострадал от врагов Новгород, который не был завоеван и сохранял некоторую независимость от Золотой Орды. За Новгородом оставались по-прежнему его уральские владения; со временем новгородцы возобновляют прежние маршруты на Печору, в Пермь и Югру. Зависимость пермского князя и югорцев от Новгорода была, однако, скорее номинальной, поскольку она ограничивалась нерегулярной уплатой дани. Дореволюционный историк Н. И. Костомаров не без оснований писал о Перми и Югре, что впоследствии «московская власть, подчинивши себе Новгород, покоряла эти страны, считавшиеся новгородскими волостями, как края независимые». Влияние Москвы Московские князья уже в начале XIV в. стали проявлять активный интерес к новгородским «колониям» на Урале, но действовали осторожно. Первоначально они прибирают к своим рукам Устюг Великий: в 1328 г. Иван Калита выдал дочь за правившего в Устюге ростовского князя Константина, закрепив этим брачным союзом Устюг за великим княжеством Московским.

В дальнейшем наблюдается планомерное наступление Москвы на Двину и Печору. Калита добивается от Новгорода права сбора части полагающейся ему дани — в счет его доли в общерусских платежах ордынцам. На землях нынешних коми-зырян Москва устанавливает свой аппарат управления и фактически становится хозяином этой новгородской волости. Политику Ивана Калиты продолжил Дмитрий Донской. В 1363 г. он отдал земли на Печоре «в кормление» своему наместнику, разрешив ему требовать подводы для разъездов служителей не только с местных жителей, но и с пермяков. В следующем году он отстраняет князя Константина от управления Устюгом, взяв непосредственно на себя и город, и «пермские места Устюгские». Активность устюжских наместников Москвы побуждала новгородцев к открытой агрессии. В конце XIV — первой четверти XV в. они совершили ряд походов на Устюг, сопровождавшихся жестоким грабежом города. Однако остановить движение Москвы на Урал Новгороду не удалось.

Роль церкви Большое значение для упрочения позиций Москвы в пермских землях имела деятельность православных миссионеров. Начало проповеди христианства среди уральских язычников относится к 1379 г. «Лета 6887 иеромонах Стефан по прозванию Храп,— говорится в летописи,— благословением епископа Герасима иде в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова Божия среди нечестивые племени пермян». Молодой иеромонах, сын русского и коми-зырянки, с детства владевший двумя языками, основательно подготовился к нелегкой миссии. Он осуществил перевод на коми-зырянский язык главных церковных книг, для чего ему пришлось изобрести коми азбуку (положив, таким образом, начало коми-зырянской письменности).

В короткое время, силой убеждения, Стефан обратил в православие значительное число вычегодских коми-зырян, построил в их землях три церкви и открыл при них училища. В 1383 г. он отправляется в Москву с просьбой об учреждении особой Пермской епархии. Митрополит Пимен и великий князь Дмитрий Донской (который «знамо зело Стефана и любяще издавна») поддержали вычегодского святителя; он стал первым епископом Пермской епархии с центром в Усть-Вымском городке, основанном на месте прежнего языческого мольбища. Один из преемников Стефана на пермском епископстве Питирим в 1455 г. отправляется в Великую Пермь, на Чердынь, «крестити в святой вере чердынцов». Однако миссия его трагически оборвалась: вскоре он был захвачен в плен и умерщвлен «вогуличами» (манси), которые «великую Пермь воевали». Только через семь лет, в 1462 г., новый пермский епископ Иона крестил чердынских язычников, «поставя им церкви и попы».

В Чердыни строится первый на Урале Иоано-Бого-словский монастырь, положивший начало монастырской колонизации Урала. Присоединение к Москве пермских и вятских земель Окончательному закреплению пермских земель за Москвой способствовала и начавшаяся стихийная их колонизация русскими крестьянами и посадскими людьми — в сновном выходцами с территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества. В начале XV в. появился первый русский укрепленный городок на Верхней Каме, названный Анфаловским — по имени основателя — двинского воеводы Анфала Никитина. Несколько позднее жители вологодского посада Калинниковы начали разработки соляных рассолов на речке Боровой, а в 1430 г. перенесли промысел на речку Усолку. Здесь возникает русское промысловое поселение, выросшее впоследствии в город Усолье Камское (Соликамск). Инициатива частных лиц, безусловно, стимулировала активность правительства.

В 1451 г. московский князь Василий Темный передает Пермь Великую в удел сыну верейского князя Ермолая (в том же году назначенного московским наместником в Пермь Вычегодскую) Михаилу, ставшему родоначальником династии великопермских князей. Однако к середине XV в. приуральские земли еще не находились в прочной зависимости от московских князей, которым приходилось вести борьбу за них не только с Новгородом, но и с возникшими на развалинах Золотой Орды Казанским и Сибирским (со столицей в городке Кашлык на Иртыше) ханствами. Казанские татары периодически совершали набеги на Вятку и Пермь Великую, так что те «от казанцев запусте». Кашлыкские правители подстрекали к набегам на русские приуральские владения пелымских манси. В сложившейся ситуации вятские власти и ве-ликопермские князья повели себя непоследовательно, то поддерживая Москву, то принимая сторону ее врагов.

Так, вятичи в 1468 г. заключили союз с казанским царем Обреимом, напавшим на Пермь Великую, и уклонились от участия в ответной операции русских войск. В 1471 г. брат московского великого князя Юрий отправился походом на Казань и осадил ее, но вскоре вынужден был осаду снять, так как не подошло ожидаемое подкрепление из Чердыни. Иван III был крайне недоволен действиями князя великопермского Михаила. Нанеся в 1471 г. поражение Новгороду в битве при Шелони, он вынудил его дать отказную грамоту на все восточные волости, что юридически оформляло их включение в состав Московского государства. Немедленно был организован поход на Пермь Великую, официальным поводом для которого послужило неуважительное отношение «пермяков» к московским купцам: «гостям казанским» они «почести воздавали», людям же торговым «князя Беликова грубили».

Без боя была взята ратниками пермская столица Чер-дынь. Князь Михаил не решился на сопротивление посланцам Ивана III. Видимо, этим объяснялась милость, проявленная великим князем по отношению к Михаилу: когда того доставили в Москву, Иван III ограничился принятием от него присяги на верность, а затем отпустил вновь «на Пермь княжити». Предпринимает московское правительство меры и по усилению своего влияния на Вятке. Местная верхушка, ведя политику заигрывания с казанскими правителями, одновременно попустительствовала грабительским набегам вятской вольницы на Устюг Великий и устюжские волости. Чашу терпения правительства переполнило изгнание вятичами назначенного к ним великим князем наместника, сопровождавшееся их заявлением о своей полной независимости от Москвы.

В июне 1489 г. великий князь Иван III двинул на Вятку 64-тысячное войско. Взяв г. Котельнич, ратники подошли к вятской столице — Хлынову и осадили ее. К стенам города воины натаскали смолы и бересты, и вскоре на Хлынов посыпались куски огня. Городские ворота отворились, хлыновцы вывели главных «зачинщиков». Зачинщики скованными были увезены в Москву, там биты кнутом и повешены. Население же Вятской земли, включая удмуртов, присягнуло на верность великому князю. Отныне Вятская земля вошла в состав Русского государства на правах других территорий; сюда были назначены московские наместники и создан обычный для Руси аппарат управления. Новый великий князь Василий III решил, что пора покончить и с особым статусом Перми Великой.

В 1505 г. он «свел» оттуда великопермскую княжескую династию, передав управление краем своему наместнику В. А. Ковру. В Перми Великой также была введена на основании уставной грамоты обычная для русских областей организация власти с правом «кормления» и с периодической сменой наместников. В 1572 г. наместническое правление в Перми Великой было заменено воеводским. Пермское Прикамье, как и Вятка, на завершающем этапе формирования централизованного Русского государства прочно входит в его состав.

Роль крестьян и населения городов в освоении уральского края

К концу XVI в. в хозяйственном освоении Урала уже были достигнуты значительные успехи, особенно в земледелии, что было связано с постепенным нарастанием крестьянской колонизации. Правительство призывало на новые земли только черносошных крестьян, причем только тех, кто не нес тягла - «неписьменных и нетяглых» (соседей, захребетников, членов больших крестьянских семей: от отца - сына, от братьев - брата, от дядей - племянников). На новых землях они должны были создать полноценные крестьянские хозяйства, не принося ущерба хозяйственному развитию в районах их выхода. Переселенцы временно освобождались от уплаты государственных налогов (на срок от 1 до 6 лет). Крестьянские «миры» ранее освоенных уездов Поморья несли расходы им на «подмогу». Так, в 1590 г. переселенцы из Сольвычегодского уезда должны были иметь каждый для ведения хозяйства «по три мерина добрых, да по три коровы, да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телега, да сани и на подмогу им велено дать по двадцати пяти рублёв человеку». Кроме официального переселения из северных уездов Поморья, на Урал уходили беглые крестьяне, спасавшиеся от налогового пресса и притеснений со стороны администрации, местных монастырей и сельской верхушки. Крестьяне переселялись и в вотчины Строгановых, привлеченные льготами по временному освобождению от налогов, ссудами на обзаведение хозяйством, здесь же искали укрытие беглые крепостные и спасавшиеся от преследования царской администрации. Переселение из Поволжья и центра Русского государства было вызвано ростом помещичьего землевладения и барщины в этих районах, усилением крепостнического гнета, репрессиями при подавлении народных движений. Переселение обычно принимало форму бегства или принудительного перевода. Однако иногда правительство разрешало и свободное переселение. В 1591 г. два крестьянина из Калужского уезда, набрав «охочих людей», основали в устье р. Тулвы Новоникольскую (Осинскую) слободу. Первопоселенцы освобождались на 6 лет от налогов, поскольку, кроме освоения пашни, на жителей слободы, возникшей в окружении башкирского населения и выдвинутой далеко на юг от основного массива русских поселений, были возложены и чисто военные задачи. Слобода была укреплена валом с частоколом и рвом. Переписи 1579 и 1596 гг. говорят о том, что большинство крестьян переселялись в Приуралье из северного Поморья (Двина, Холмогоры), в том числе из местностей, населенных коми-зырянами (Мезень, Вычегда. Сысола, Вилядь) и из центрального Поморья (Вологда, Великий Устюг, Тотьма, Вага) и реже из западного Поморья. Они заселяли верховья Камы и ее притоки до р. Тулвы на юге, а с конца XVI в. часть их северным путем направлялась за Урал до Оби. Из Поволжья и центральных уездов (Калуга, Углич, Москва) переселенцы поднимались вверх по Каме до Тулвы и Чусовой и проникали за Урал южным путем - с Камы на Белую и Уфу и с ее верховьев на Исеть и Миасс. Со времен похода Ермака использовался водный путь по р. Чусовой. Переселение с севера на юг преобладало на обоих склонах Урала. Вместе с русскими в освоении Урала принимали участие народности Севера и Поволжья. Коми-зыряне и коми-пермяки переселялись в общем потоке с русскими переселенцами. Башкиры, татары и другие народности Поволжья переходили на новые места в основном потоке русской колонизации. Часть угорского населения уходила на восток и северо-восток, а другая двигалась на запад - в Чердынский уезд. Национальный состав сельских поселений нередко был смешанным. Русские сохраняли старые нерусские названия поселений или называли их по местным рекам и урочищам, а также давали и свои названия - чаще всего по именам первопоселенцев. Прежде всего осваивались берега рек. а затем водоразделы. Наиболее плотно заселялись земли, прилегавшие к городам, под защитой их укреплений. В XVI в. крупные сельские поселения назывались погостами. Они были центрами общинного самоуправления и религиозными центрами. В них рано появляется беспашенкое население, занимавшееся ремеслом и промыслом. Вокруг них сосредоточивались небольшие деревни и однодворные починки на новых землях. В починках обычно поселялась сначала одна семья, а по мере ее разрастания они превращались в деревни. Дворы принадлежали не только близким родственникам, но и поселявшимся с ними неродственникам - совладельцам. Это обычный для северного Поморья складнический тип поселения, когда несколько крестьян объединяют свои доли, паи в одном хозяйстве. Такое объединение было вызвано трудностями освоения лесных районов и необходимостью кооперации значительного числа работников-мужчин. Ведущая роль крестьянской колонизации отразилась в соотношении сельского и городского населения Приуралья. В Чердынском уезде сельское население явно преобладало над городским (74,6% всего населения), пашенные крестьяне составляли 89,9%. В Новоникольской слоооде 95,7% населения было пашенным. Во второй половине XVI в. начинается миграция русского и нерусского населения в пределах Урала. Из малоплодородных северных уездов оно перемещается в более плодородные районы Среднего Прикамья и восточного склона Урала. Более высокий уровень земледельческой культуры русского населения способствовал общему подъему в сельском хозяйстве Урала. Повсеместно распространяется двузубая русская соха с асимметричными сошниками и перекидным отвалом, хорошо приспособленная для работы на засоренных лесных почвах. На подсечных землях стали применяться более производительные типы русских лесорубных топоров, а для уборки урожая - сильно изогнутые железные серпы с большим, чем у местных, коэффициентом полезного действия. Однако сохраняются и старые орудия труда (мотыги, бороны-суковатки, косы-горбуши и др.). Преобладающей системой земледелия постепенно становится паровое трехполье. Крестьянские акты упоминают посевы яровых и озимых культур и пар, удобрение почвы навозом, исчисляя пашню в трех «жеребьях» (переписи - в трех полях). В северных уездах сохранилась подсека. Значительная часть земель находилась в залежи при лесном перелоге, который в Перми Великой составлял около 7% всех хозяйственных угодий, а пашня - 7г освоенных земель. Лесные угодья - резерв для освоения под пашню - назывались пашенным лесом. Первоначально русские крестьяне, пришедшие с севера, осваивали малоплодородные земли Верхнего Прикамья. В Чердынском уезде «худая земля» составляла около 70%, в Соликамском - более 80%, не говоря уже о Пелымском. В чусовской части строгановских владений 2/3 всей земли были «средней», а в Сылвенско-Иренском и Тулвенском поречьях и Верхотурском уезде преобладала «добрая» земля. Основной земледельческой культурой была рожь (озимая и яровая). Из яровых культур сеяли овес, ячмень и редко пшеницу, из технических - лен, коноплю и хмель. В городах развивается огородничество. Выращивали капусту, лук, репу, свеклу, мак. С приходом русских распространяются водяные мельницы - мутовки и колотовки, а в городах появляются колесные мельницы. Улучшается переработка и хранение урожая. В каждом крестьянском хозяйстве было гумно - место обмолота, хранения необмолоченного хлеба, соломы и мякины, а также наземные деревянные житницы и амбары. Земледелие развивалось экстенсивно - за счет расширения запахиваемых площадей при большом количестве залежей, невысоком уровне сельскохозяйственной техники и относительно низкой урожайности зерновых культур. Верхнее Прикамье обеспечивало хлебом только самих крестьян и потребности растущего беспашенного населения в городах. Для «сибирских отпусков» хлеб иногда были вынуждены закупать в Вятской земле, рано начавшей производство товарного хлеба. Продолжало развиваться и скотоводство. Кормовая база его медленно расширялась за счет освоения лесных и пойменных лугов. В северных уездах Прикамья под сенокосы иногда шли заброшенные пашни. Сенокосы составляли в среднем всех освоенных земель. Больше всего их было во владениях Строгановых, в Новоникольской слободе и Верхотурском уезде. Около деревень и городов находились пастбища («животинные выпуски»). В крестьянских хозяйствах содержался рабочий и мясомолочный скот. Русские привели с собой новые, лучшие породы скота. Возрастает роль свиноводства, овцеводства, разводится домашняя птица. Важным подспорьем в крестьянском хозяйстве по-прежнему были охота и рыбная ловля. Основным орудием охоты оставались лук и стрелы. Русские переняли у местного населения некоторые приемы и способы лова. В русских говорах Среднего Урала насчитывается до 70 заимствований охотничьей терминологии из языка коми. Часть охотничьей добычи продавалась на местных рынках, а ценные меха вывозились в другие районы Русского государства. Крестьяне и горожане занимались рыбным промыслом для продажи и уплачивали с него денежные оброки. Жителям Чердыни принадлежали семь крупных оброчных рыбных ловель, а в Чердынском уезде 33 деревни и погоста платили подобный оброк. Важную роль в освоении Урала сыграли русские города, созданные руками посадских и служилых людей. Русские города были первыми городскими поселениями края. В основном они строились на новых местах, лишь некоторые - на месте древних, удобно расположенных городищ нерусского населения (Чердынь, Пелым). В XVI в. возникают укрепленные сельские поселения, превращавшиеся в административные и торгово-ремесленные центры, такие, как Новоникольская слобода. Кроме городов государственного подчинения, особый тип города составляли вотчинные городки Строгановых. В особых условиях колонизации восточных окраин они становятся не только военно-административными, но и крупными экономическими (главным образом солеваренными) центрами. Посадская и служилая колонизация была тесно связана с крестьянской. За счет крестьян пополнялось городское население. Крестьянское происхождение населения накладывало отпечаток на экономику городов значительный удельный вес сельского хозяйства), на характер повинностей горожан, формы городского самоуправления, семьи и быта. Городское население Урала формировалось и путем переселения с посадов поморских городов (Вологда, Тотьма, Устюг Великий). Русские города Урала на первых порах имели главным образом военно-административное значение. Иногда экономические функции появлялись раньше военно-административных, как, например, в Соликамске, не имевшем еще в XVI в. укреплений. В отличие от западных и центральных районов Русского государства, где в то время строились каменные укрепления, уральские города были защищены деревянными стенами и башнями, а иногда и земляными валами и рвами. Наиболее надежные укрепления имела Чердынь. В 1635 г. в кремле была создана сложная деревоземляная система из вала с клетевой конструкцией и каменной забутовкой рва, рубленных городнями стен, шести башен и подземного хода-тайника. Руководили строительством московский дьяк Ф. Курчев и чердынский посадский В. Ременников. Посад города был защищен стоячим острогом с семью проездными башнями. Строгановские городки имели только острожные укрепления. Правительство активно вмешивалось в строительство городов и формирование их населения. Оно давало разрешение на их постройку, требовало представления планов - «чертежей» застройки, переселяло служилых людей «по прибору», вербовало на льготных условиях иногородних купцов и ремесленников. В городах размещались представители царской и вотчинной администрации и военные гарнизоны. Правительство рассматривало города как центры для подавления классовой и национальной борьбы. В большинстве городов торговля и ремесло развивались постепенно, в зависимости от наличия природных богатств, расположения на торговых путях, от освоения крестьянами прилегающих земель. Сельские поселения поставляли в города сырье для переработки и служили рынками сбыта ремесленной продукции. Города были религиозными центрами, что обеспечивало идеологическое воздействие на деревню и нерусское население края. Они отличались от сельских поселений большим количеством населения, особенностями планировки (деление на «город» и «посад», уличная застройка, выделение торговых площадей и ремесленных кварталов). Города стали центрами развития феодальной и элементов демократической культуры, впитавшей лучшие черты народной крестьянской культуры и оказывавшей обратное культурное влияние на деревню (особенно в распространении грамотности). Здесь складывались черты городского быта, отличавшегося от сельского. При многонациональном составе населения в городах процесс сближения разных этнических групп и влияние русской культуры на нерусское население шел быстрее, чем в деревне. Городское население Перми Великой в XVI в. составляло четвертую часть всего ее населения, причем большинство его (около 80%) было беспашенным и занималось ремеслом и торговлей. В новых городах Зауралья, земледельческое освоение которого только начиналось, оно абсолютно преобладало над сельским. Крупным производством в Приуралье становится солеварение. В XVI в. в Соликамске работали 17 варниц, в Орле-городке - 13, в Чердынском уезде - 7. Две трети всех варниц принадлежало посадским людям и треть - Строгановым. Среди посадских солепромышленников выделяются такие, как С. Никитин, имевший 3,5 варницы, и М. Ряха - 2,5. По организации производства солеварение находилось на уровне централизованной мануфактуры и по существу стало первой отраслью горнозаводской промышленности края. Продукция солеварения выходила на всероссийский рынок. Соль продавалась не только в пределах Урара - на Вятке и в Зауралье, но и в Сибири, в центральных районах и Поволжье (Москва, Тверь, Калуга, Орел, Смоленск, Нижний Новгород). В XVI в. в городах Прикамья насчитывалось более 40 ремесленных профессий. Основная часть ремесленников занималась обработкой железа и других металлов (кузнецы, медники, серебряники, котельники, цыренщики, делавшие црецы для выварки соли). Они изготовляли орудия труда и предметы быта, обслуживали потребности солеварения, речного судоходства и гужевого транспорта, производили оружие и доспехи. Высокой степени специализации достигли в городах переработка сельскохозяйственного сырья и производство пищевых продуктов. Здесь сложились профессии, почти не встречавшиеся в деревне, такие, как мясники, рыбники, масляники, хлебники, калачники и др. Обработкой кожи занимались сапожники, кожевники, овчинники, скорняки, шубники, хомутинники, обработкой дерева - плотники, бочарники, ведерники, смольники, токари. Чердынский уезд стал центром речного судостроения. Лодейные мастера строили суда для перевозки соли и других товаров на основе простой кооперации - в артели объединялись несколько мастеров разных специальностей. Речные суда изготовляли на заказ или на продажу. В конце XVI в. Строгановы наладили производство кирпичей и изразцов - глиняных плиток для облицовки кирпичных печей и зданий.

Рассолоподъемные трубы

По своей организации оно явилось простой кооперацией с участием нескольких мастеров разных профессий. С приходом русских в ремесле распространяются более совершенные орудия труда, гончарный круг. Постепенно происходит переход от работы на заказ к работе на рынок. На заказ и местный рынок работали горшечники, кишенники, изготовлявшие холщовые мешки, швецы - портные мастера, жеркосеки и другие ремесленники. Ремесло развивалось и в деревне, особенно кузнечное и деревообрабатывающее. Сельские ремесленники обычно жили в крупных деревнях и погостах, работали на заказ, без отрыва от сельского хозяйства. Зажиточные крестьяне Чердынского уезда «на паях» с посадскими людьми владели соляными варницами. В городах сосредоточивались торговые заведения (лавки, амбары, прилавки, полки). В XVI в. в Чердыни было 67 лавок. Чердынцы торговали с нерусским населением Урала и Сибири, в Северном Поморье и Вятской земле. После прокладки Бабиновской дороги возрастает торговое значение Соликамска и Верхотурья, а роль торговли в Чердыни. оставшейся в стороне от главного пути в Сибирь, постепенно снижается. Большинство торговых заведений было в руках беспашенного городского населения. Часть лавок в Чердыни, Орле-городке и Верхотурье принадлежала торгующим крестьянам. Торговля в основном была мелкой (не считая торговли солью и пушниной). Иногда лавки принадлежали не одному, а двум-трем владельцам на складнических началах. Однако появились и крупные торговцы, как, например, два брата Тырковы и М. Артемьев с пасынком, которые имели в Чердыни по семь лавок. Удельный вес торговли в уральских городах по сравнению со старыми русскими городами был невелик.

Оброчные платежи с торговых заведений составляли 11% всех платежей горожан. Жители уральских городов занимались и сельским хозяйством, распахивая пашню около города или заводя отхожие пашни и сенокосы в уезде. Зажиточные посадские люди занимались сельским хозяйством с целью обеспечения продовольствием работных людей на своих соляных промыслах. В Соликамске они имели восемь отхожих пашен, на которых работали половники и пашенные холопы. Вклад городского населения в сельскохозяйственное освоение края был довольно существен. В Прикамье на его долю приходилось более 10% всей пашни, а в Соликамском уезде - почти 35% и около половины всех сенокосов уезда. Посадские и служилые люди играли основную роль в обороне края от внешних врагов. Во второй половине XVI в. им пришлось отразить несколько набегов сибирских ханов и их вассалов (в 1572, 1573, 1581, 1592 гг.). Врагам ни разу не удалось взять Чердынь, но Соликамск и строгановские городки нередко подвергались значительному разорению. Усиление укреплений городов, сооружение оборонительных линий в нижнем Прикамье и на Южном Урале обеспечили быстрое развитие крестьянской колонизации в XVII в. В XVI в. начинают складываться хозяйственные различия отдельных районов Урала, их экономическая специализация. Развивались торговые связи внутри уральского региона. Основными путями сообщения по-прежнему оставались водные пути. Речные суда разных типов обслуживали рабочие-гребцы, чаще всего наемные. Около городов возникают пристани, обрастающие складскими помещениями. Прокладываются новые дороги, основной из которых стала Бабиновская. С приходом русских появились новые средства передвижения: телеги, грузовые сани, особый тип лыж, было налажено их ремесленное производство. Развивалось дорожное строительство. На Бабиновской дороге прорубались просеки, строились мосты через реки, гати через болота, некоторые участки получали деревянное покрытие. Движение по дорогам осуществлялось в течение всего года. По основным путям ставились станции для смены лошадей и отдыха, появилась новая профессия транспортных рабочих - ямщики. Развитие экономических связей между отдельными частями Урала создавало предпосылки для формирования единого хозяйственного комплекса всего региона. Освоение путей сообщения и развитие средств передвижения также создали предпосылки массовой колонизации Урала. В выборе и устройстве новых дорог существенную помощь оказывало местное население края. Недаром северная сухопутная дорога через Урал долго называлась «зырянским тесом».

Урал опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец...
«За далью даль»,
Александр Твардовский

Постоянное население на Урале появилось в эпоху неолита (VI-IV тыс. лет до н.э.), были города в бронзовом веке (III-II тыс. лет до н.э.), однако это ещё малоисследованная страница истории. В IX-X веках регион Урал стали заселять современные народы, относившиеся к угорской (на севере) и тюркской (на юге) группам. Тюркским народом были башкиры, заселившие территории современных Оренбургской и Челябинской областей и Башкирии. Они и дали название региону - Урал. Точное происхождение слова проследить уже сложно, но в культуре башкир Урал - могучий батыр, герой одноименного эпоса. Народы Северного и Среднего Урала - это коми-пермяки (территория современного Пермского края) и манси, или как их ещё называли, вогулы (территория современной Свердловской области), родственные с финно-угорскими племенами. Соответственно, большая часть топонимики Урала - это башкирские, мансийские и пермяцкие названия.
Первым серьёзным государственным образованием, установившим контроль над Уралом, была Золотая Орда. Уже тогда Урал внёс посильный вклад в противостояние с Западом, принимая деятельное участие в набегах на Русь. Но через пару столетий Золотая Орда рассыпалась на отдельные ханства и княжества, в числе которых были Казанское ханство (туда попали башкиры), Пелымское княжество (туда попали манси), Великопермское княжество (с коми-пермяками) и Сибирское ханство (туда так или иначе попали все). Все княжества и ханства сразу начали устанавливать активные внешнеполитические связи (в виде взаимных набегов) друг с другом и с другими вчерашними "собратьями" по Орде, включая Московское княжество. Усиление последнего в XV в. приговорило все самостийные режимы от Новгорода до Казани. Непокорным Москве осталось Зауралье, находившиеся в зоне ответственности Сибирского ханства. Над Южным Уралом ещё сохраняла подобие контроля Ногайская орда, но в XVI в. на эти землях активно селятся и никого не спрашивают казаки с Волги и Дона. Именоваться они начинают яицкими казаками - по названию реки Яик, которой ещё только предстояло называться Урал.

Полпредом Москвы в 1581 г. в земли Урала и Сибири вызвался идти легендарный Ермак Тимофеевич, правда представлял он не столько интересы правительства, сколько интересы бизнеса - купцов Строгановых, контролировавших Приуралье и планировавших экспансию на восток. Через 4 года он погиб в водах Иртыша, спасаясь от внезапного ночного налёта, но победы небольшого казачьего отряда воодушевили на походы последователей. В покорённую Сибирь (для ввоза западных культурных ценностей и вывоза пушнины) налажен сухопутный путь через крепость Верхотурье, где посажен уральский воевода. С этого момента два главных города региона - Верхотурье и Тобольск - стали спорить друг с другом за политический вес и значимость. Но уже через сто лет оба проспорили: страна теперь называлась Россия и стране нужны были пушки. И на Урале начали разрабатывать железные месторождения - значительно южнее старой "пушной" дороги.
Уже в XVII в. начали появляться металлургические заводы Урала, сюда стали активно переселяться татары и др. народы Поволжья, а в к.XVII-нач.XVIII вв., спасаясь от преследований, хлынули диссидентски настроенные старообрядцы. Нелегальные мигранты насаждали свою культуру, отбирали рабочие места, ловили рыбу и били зверя. Коренное население гостям было радо.

На Среднем Урале на смену Строгановым приходят Демидовы - новые промышленники, поднявшиеся благодаря Петру, как водится, из черни. Но государство и само уже оценило роль региона и не спешит оставлять его на откуп предприимчивым Демидовым и прочим инициативным купцам и промышленникам. По стране укрепляется вертикаль власти, уезды объединяются в губернии и провинции. Для контроля промышленности и горной добычи Урала в Кунгуре организуется Горных дел канцелярия, позднее переехавшая в Екатеринбург. В 1773-1775 гг. по Уралу прокатилось восстание Пугачёва, активно поддержанное башкирами и яицкими казаками. Многие крепости Урала понюхали пороху, немало из них пало. И хотя наиболее драматические события разыгрались в Оренбуржье, всю серьёзность последствий почувствовал весь Урал. Казачество было упразднено, административный центр Среднего Урала сместился в Пермь. Екатерина II первой начала на всякий случай менять географические названия: р. Яик сменилась на р. Урал.
XIX в. - век бурного прогресса и прикладного развития наук. Несмотря на увеличивающееся технологическое отставание России от Европы, на Урале активно развивается востребованное теперь машиностроение (и оно останется профильной отраслью Урала вплоть до наших дней), в Нижнем Тагиле рождается первый российский паровоз, через несколько десятков лет регион опутала сеть железных дорог.
В XX веке на Урале, традиционно считающемся надёжным тылом, спустя 140 с лишним лет после крестьянской войны Пугачёва снова разгорелись активные боевые действия. На этот раз через горы пролегла самая настоящая линия фронта (Восточный фронт гражданской войны), шли кровопролитные бои за Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Златоуст, Оренбург, Уфу, Курган. На Урале действовали Чехословацкий корпус, Сибирская армия, Уральская армия, им противостояли силы РККА.
Зато в годы Великой Отечественной войны роль уральского тыла была как никогда велика. Сюда были переброшены многие предприятия с Украины и Центральной России, налажен выпуск боеприпасов и военной техники, активно развивается задремавшая добывающая промышленность. Вряд ли без этих трагических событий Урал был бы настолько индустриально развитым регионом во второй половине XX века.

До середины 15 века новгородцы были фактически хозяевами на Северном Урале. Но в 1462 году Москве воцарился князь Иван III, провозгласил лозунг дня "Москва - это третий Рим" и начал создавать империю. Для начала он вознамерился отобрать у Новгорода богатые северные земли.

С середины 15 до конца 16 века на восточных склонах Уральских гор и прилегающих территориях Зауралья в бассейне рек: Пелым, Тавда, Сосьва, Конда располагалось Пелымское княжество. Точнее, оно было, говоря современным языком, федерацией из трех самоправных княжеств: Пелымское и присоединившиеся к нему Кондинское и Табаринское.

Это сейчас север Свердловской области. На месте слияния рек Пелым и Тавда находилась столица - Пелым. И сейчас на этом месте находится населенны пункт Пелым. Еще до революции археологи откопали здесь остатки крепости - феодального замка пелымских властителей. Главным занятием вогулов-пелымчан была охота. Леса были очень богаты разным зверьем и птицей. За ценной пушниной сюда ехали не только их соседи - русские и татары, но даже каким-то образом забредали арабы.

Пелымские города были центрами оживленной торговли. Пелымцы меняли пушнину и выделанные кожи на ткани, оружие, изделия из драгметаллов, предметы роскоши и прочие товары. Кроме охоты важным делом была промысловая рыбалка и бортничество. В южных частях Пелымского княжества, названных русскими позднее Верхотурьем, вогулы занимались скотоводством и землепашеством.

Иван III направил военный отряд во главе с воеводой Василием Скрябой в Югру в 1465 году и объявил Северный Урал московским владением. А в 1478 году Новгород и вовсе потерял свою независимость и все его владения перешли к Москве.

Во второй половине XV века пелымский князь Асыка совершил ряд нападений на приуральские владения московских князей. Воевали Великую Пермь. Поймали и убили епископа Питирима. А не надо было насильно насаждать чуждую веру. Питирим был ярым фанатиком веры. Крайне напористый, он действовал то кнутом, то пряником, ни с чем не считаясь ради увеличения своей паствы. Пелымцы совершили марш-бросок в полторы тысячи верст до резиденции епископа в Усть-Выме, застали его на воскресной проповеди. Асыка приказал растерзать Питирима прямо на глазах у паствы. Экспансия православия шла параллельно с военной экспансией. Московские воеводы организовали ответный визит. На этот раз удача отвернулась от пелымцев и Асыка был пленен. Это произошло в 1467 году. Асыка признает вассальную зависимость от Москвы, возвращается домой и начинает копить силы для продолжения борьбы. В 1481 году он вновь пошел против русских. Пелымцы осадили Чердынь, но были разбиты.

В летописи говорится, что в 1483 году Иван III послал рать на реку Обь для усмирения и наказания непокорных пелымчан. Воеводами были Федор Курбский и Иван Салтык Травин. Русские перевалили на восточную сторону Уральского хребта где-то в верховьях Печоры или Вишеры. Уральские горы там достигают 1200-1300 м., а перевалы до 800 м. Трудно себе представить как они перетаскивали "снарягу" - лодки, чтобы потом сплавиться по восточноуральским и сибирским рекам. Жестокой железной пятой прошли они по землям манси и хантов. В 1485 году в Москве князь Юмшан сан Асыки подписал мирный договор. Но сопротивление не прекратилось.

В 1499-1500 гг был совершен лыжный(!) поход на Печору. Руководили Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник. Две недели шли до Камене воеводы. А Камень оказался настолько высок, что не видно вершин в облаках. И столь широк "от моря до моря". Курбский рассказывал позднее что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору Столп и все-таки не мог перейти через верхушку горы Эта гора простирается к океану до устьев рек Двины и Печоры.

Камень - так русские называли Уральские горы. В этом походе русские пересекли хребет около одной из самых высоких гор на Урале - Столп (Тельпосиз) 1617 м. Цель то похода была принуждение к повиновению и оплате дани местного населения. На Камене убито было пятьдесят человек самоеди (ненцы) и захвачено двести оленей. Таким образом концу 15 века московиты изучили Северный Урал гораздо детальнее, чем новгородцы, выявив протяженность гор с Севера на Юг.

Пелымчане имели естественно тесные связи с татарами-ордынцами. И переняли у них административное деление на военный лад. Например звания руководящих кадров: "сотник", "улан", "мурза". Надо сказать, что когда на Урал надвинулись Батыевы орды в 1240-1241 годах, пелымцы оказывали им отчаянное сопротивление. И позднее, соседствуя с могущественным Сибирским царством, не желали склонить головы. Когда в 1563 году Кучум, прирезав прежнего правителя Едигера, объявил себя царем Сибирским, пелымский князь воспользовался замешательством в татарских правящих кругах, и объявил независимость и отказ выплачивать дань. Его примеру последовали и другие. Семь лет потом Кучум усмирял непокорных хантов и манси. Чувствуя угрозу с запада от все усиливашегося Московского царства, Кучум как изворотливый политик умело направлял оружие пелымцев в выгодное для себя русло, то есть против русских. Получается что пелымцы оказались между двух огней.