Виды разборов по русскому языку в начальной школе. Виды разборов в русском языке

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Фонетический разбор слова – это анализ звукового состава слова.

Выполнить фонетический разбор – значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .

Фонетическая запись оформляется в квадратных скобках . Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение.

Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используем значок [ , ].

Есть ещё один дополнительный значок – знак долготы согласного звука – [–]. Знак долготы мы используем в тех случаях, когда из двух букв получается один звук (удвоенные согласные).

Фонетическая запись слова называется транскрипцией. Транскрипция помогает нам понять, как мы говорим; помогает правильно произносить слова.

ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА

1.Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.

2.Провести фонетическую запись слова.

3.Охарактеризовать последовательно каждый звук:

а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;

б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий; привести пару по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости или указать, что звук не имеет пары.

4.Определить количество букв и звуков в слове, установить их соответствие (сколько гласных звуков, сколько согласных). Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

Образец письменного разбора

Сколько голов 1 , столько умов.

Голов; го-лов, 2 слога, второй ударный; [галоф].

г – [г] – согласный, звонкий, парный: [г] – [к]; твёрдый, парный: [г] – [г , ].

о – [а] – гласный, безударный.

л – [л] – согласный, звонкий, непарный; твёрдый, парный: [л] – [л , ].

о – [о] – гласный, ударный.

в – [ф] – согласный. глухой. парный: [ф] – [в]; твёрдый, парный: [ф] – [ф , ].

В слове 5 букв и 5 звуков; 2 гласных и 3 согласных звука. Каждый звук передан одной буквой.

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

Морфемный разбор – это разбор слова по составу.

Слово, заданное для морфемного анализа, обозначается в тексте цифрой 2 .

Морфема является значимой частью слова, она выражает какое-то значение. Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем, служит для образования новых слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов.

Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании или в предложении.

Приставка, корень и суффикс составляют основу слова.

ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА

1.Определить к какой части речи относится разбираемое слово.

2.Найти окончание (изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи, сравнить изменения слова, отделить изменяющуюся часть - это окончание).

3.Выделить часть слова без окончания, это основа слова.

4.Найти корень (подобрать однокоренные слова, найти в них общий отрезок – это корень).

5.Найти приставку (отделить часть слова перед корнем, образовать другие слова с этой частью).

6.Найти суффикс (выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием, проверить, можно ли образовать слова с этим суффиксом).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Выполнить морфологический разбор – значит охарактеризовать слово как часть речи .

Слово, заданное для морфологического анализа, обозначается в тексте цифрой 3 .

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Каждая часть речи имеет признаки , которые можно объединить в три группы:

1) общее грамматическое значение – это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи: для существительных – значение предмета, для глагола – значение действия предмета и т.д.

2) морфологические признаки – это род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов.

3) синтаксические признаки – это роль слов в словосочетании и предложении.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

Предложение, заданное для синтаксического анализа, обозначается в тексте цифрой 4 .

СХЕМА СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА

1.Выразительно прочитать предложение. Указать, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ), по интонации (восклицательное или невосклицательное).

2.Найти грамматическую основу предложения и установить, какое оно – простое или сложное, определить, чем выражены главные члены.

3.Установить, распространённое предложение или нераспространённое; осложнено или нет однородными членами.

4.Если предложение распространённое, выделить второстепенные члены, определить их вид (определение, дополнение, обстоятельство). Указать, чем выражен каждый из второстепенных членов.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Орфографический разбор слова – это объяснение орфограмм в слове. Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка (написание не соответствует произношению), где надо применить правило или проверить написание в словаре .

Орфограммы

1)Заглавная буква в начале предложения.

2)Заглавная буква в имени собственном.

3)Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

4)Буквосочетания -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -щн- и др.

5)Удвоенная согласная.

6)Проверяемая безударная гласная в корне слова.

7)Непроверяемая безударная гласная в корне слова (словарное слово).

8)Парная согласная по звонкости-глухости в корне слова.

9)Непроизносимая согласная.

10)Раздельное написание предлогов со словами.

11)Правописание предлогов (по, до, за, на, под, над, из, от).

12)Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука.

13)Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

14)Правописание приставок.

15)Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода.

16) Мягкий знак в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

17)Мягкий знак в неопределённой форме глаголов перед -ся.

18)Падежные окончания имён существительных.

19)Падежные окончания имён прилагательных.

20)Правописание суффиксов.

21)Правописание не с глаголами.

22)Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

ПОРЯДОК ОРФОГРАФИЧЕСКОГО РАЗБОРА

1.Произнеси слово с правильным ударением.

2.Раздели слово на слоги, найди ударный слог и ударный гласный звук.

3.Разбери слово по составу, найди в каждой части (морфеме) орфограмму, подчеркни её.

4.Назови каждую орфограмму.

5.Сформулируй правило правописания по каждой орфограмме.

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА: «ПОВТОРЕНИЕ. ВИДЫ РАЗБОРОВ».

Цели: -упражнять в морфологическом разборе глаголов;

Определение времени и вида глагола;

Повторение фонетического разбора и разбора слов по составу;

Тренировать в синтактическом анализе предложения;

Повторение деления слов на слоги;

Работать над каллиграфией.

ПЛАН УРОКА.

    Организация работы класса.

    Чистописание.

За окном зима, но уже приближается весна.

Прочитаем и запишем строчки:

Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Найти и подчеркнуть глаголы.

Указать время глаголов.

3. Словарная работа.

Снежинки упали на наши слова.

Б*рёза, с*рока, св*ркать, *днажды, м*роз, м*сяц, ф*враль, *хотник, д*кабрь.

Задание. Записать слова и разделить их на слоги.

    Повторение. Виды разборов.

Отправляемся на прогулку в лес на лыжах (демонстрация слайда «Зимний лес. Лось.»)

    Лесным исполином называют … (большое, крупное животное) – оленя, лося, медведя

Задание: Выполни фонетический анализ выбранного слова

лось – 1 сл., [ лос ]

л – [л] – согл., тв., парн. [л], зв., непарная

о – [o] – гласн., ударн.

с – [c]- согл., мяг., парн.[c], гл., парн.[з]

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц) (демонстрация слайда «Зимний лес. Заяц).

Задание: Подбери и запиши имена прилагательные к этому слову.

Заяц (какой) белый, маленький, трусливый, пушистый, серый, быстрый. Выделенные слова разбери по составу.

    А здесь спрятался: Загадка

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (медведь) (демонстрация слайда «Зимний лес. Берлога».

Задание. Составь предложение с этим словом и выполни синтаксический разобор:

Зимой медведь спит в тёплой берлоге. (повеств., невоскл., распр.)

спит (где?) в берлоге

в берлоге (какой?) тёплой

спит (когда?) зимой

Морфологический разбор слов:

Спит – гл., спать, несов.в., 2 спр., в изъяв. Накл., в наст.вр., в ед.ч., в 3 л., сказ.

Прошла – гл., пройти, сов.в., в изъяв.н., в прош.вр., в ед.ч., в ж.р., сказ.

Медведь – (самостоятельно).

    А вот и привал.

Как надо себя вести в лесу? (тихо!) Мы гости.

5. Возвращаемся в класс.

Что мы сегодня повторили на уроке? (все виды разборов).

Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо:

– определить количество слогов;

– установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;

– охарактеризовать каждый звук.

Слог – минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов . Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о -го -ро д-ни -че -ство .

Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова . Ударный слог произносится длиннее, сильнее и отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).

Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экза меном, мне бо льно, ра нен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).

Ударение в слове одно , однако, если слово длинное, может появиться побочное ударение: эле ктроста нция.

Русское письмо не является звуковым, в силу этого в русском языке существуют определенные буквенно-звуковые соотношения. К наиболее частотным и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:

  • буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула ]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи – [ручйи ];
  • несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): во зчик – [вощик], де тский – [д’эцк’ий].

В русском языке, так же как и во многих других, два типа звуков: гласные и согласные. В зависимости от характера слога, в котором они находятся, гласные звуки – а их шесть: [а, о, э, у, ы, и] – делятся на ударные и безударные. Все гласные могут находиться в ударном и безударном положении, но безударный гласный о встречается лишь в отдельных заимствованных словах: радио – [ра д’ио].Согласные звуки (их 36) характеризуются по твердости/мягкости и звонкости/глухости.

30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’,л – л’ ,м – м’, н – н’, п – п’, р – р’, с – с’, т – т’, ф – ф’, х – х’].

Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими непарными, – [й, ч, щ].

Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, – [х, ц, ч, щ].

Следует учитывать и тот факт, что в потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга. Сравните, например, произношение предлога к в положении перед глухим и звонким (к тебе – [кт’эб’э ], к дому – [гдо му]), начальную и в изолированном употреблении и при наличии предлога (идеал – [ид’эа л], в идеале – [выд’эа л’э]).

В некоторых случаях допускается несколько вариантов произношения того или иного слова: мясной - [м’исно й] и [м’эсно й], (о) терпении – [т’эрп’э н’ии], [т’эрп’э н’ийэ], [т’ирп’э н’ии] и [т’ирп’э нийэ], цепочка – [цэпо чка] и [цыпо чка].

Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные - без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),

звонкие, глухие (парные, не­

парные), какой буквой обозна­чены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

о-тбе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб’ил’йт’]

[а] - гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] - согласный, твёрдый, парный (пара [д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозна­чен буквой «т»;

[б’] - согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;

[и] - гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л’] - согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозна­чен буквой «л»;

[и] - гласный, ударный; обо­значен буквой «и»;

[т ‘ ] - согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозна­чен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт , типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса , т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт , прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Окончание – это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

  1. наречия,
  2. деепричастия,
  3. сравнительная степень прилагательного,
  4. некоторые существительные (пальто, шоссе ),
  5. некоторые прилагательные (беж, мини ),
  6. некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их ).

Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом . Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

  1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад, снег;
  2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость, мышь; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен, обижен, снят;
  3. им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;
  4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок (чулк-и), семей, (се[м ‘ й ]);
  5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов (ср. Зевсов), сестрин (сестрин), рыбий (ры[б’ й ]).
  6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел, разговаривал, находился, приходил бы, заблудился бы.

Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож и рожь) .

Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол[и]) , а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе ). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь) , основа прерывается окончанием: захотелсь.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь) , который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов .

Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

  1. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
  2. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
  3. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать=> бег^, бегать => бег-отн-я).

Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель ), -к- суффикс предмета (терка ), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность ), -ний- суффикс действия (горение ), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка ).

Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка ) и действия (пилка дров ).

Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый ), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской ), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий ).

Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

  1. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила ; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
  2. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и- : гнать, темнеть, служить;
  3. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва- : украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
  4. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им- : тонущий, купивший, забытый;
  5. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши- : спеша, летя, прочитав, пригнувшись.

Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение ).

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср. омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить ). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь ), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать ), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать ).

Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес ) и более корней (водовоз, лесоруб ).

По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск -.

Корень город -.

Словообразовательный суффикс –ск -.

В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа - сады пахнут . Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые , выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января , выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в , и обстоятельство образа действия хорошо , выраженное наречием.

В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что . В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой ?), связаны между собой противительным союзом а ; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так

Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции , фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

  1. две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или гла­голов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный, сберечь - сбережённый.

Трава, рядами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.

М.: 2011. - 48 с.

Для того чтобы ученики освоили все виды разбора, нужно постоянно и много тренироваться. Предлагаемое пособие адресовано учащимся начальных классов и направлено на формирование и закрепление у них навыков фонетического (звуко-буквенного) разбора, морфологического (как часть речи), морфемного (по составу), разбора простого предложения. Каждый раздел включает в себя алгоритм разбора, примеры правильного разбора и тренировочные задания. В конце дается небольшой проверочный тест. Работа с простыми алгоритмами поможет школьникам запомнить порядок действий при различных видах разбора. Книга окажет неоценимую помощь педагогам и родителям в формировании и закреплении у школьников навыков разбора.

Формат: pdf

Размер: 811 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

Фонетический разбор
АЛГОРИТМ
1. Произнеси слово чётко, чтобы услышать каждый звук.
2. Выдели голосом ударный гласный звук.
3. Запомни: все остальные гласные звуки в слове - безударные.
4. Дай характеристику согласных звуков:
по звонкости и глухости;
по твёрдости и мягкости.
5. Запиши рядом с характеристикой каждого звука, какой буквой он обозначен на письме.
6. Запиши слово грамотно.
7. Сосчитай число звуков и букв в слове.
Образцы применения алгоритма фонетического разбора
1. Разбор слова [пал"анка]
[п] - звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой п.
[а] - звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой о.
[л"] - звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме обозначен буквой л.
[а] - звук гласный, ударный, на письме обозначен буквой я.
[н] - звук согласный, звонкий непарный, твёрдый, на письме обозначен буквой н.
[к] - звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой к. [а] - звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой а.
В слове полянка 7 звуков, 7 букв.
2. Разбор слова [й"ама]
[й"] - звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме не обозначен отдельной буквой, [а] - звук гласный, ударный, два звука [й"] + [а] на
письме обозначены одной буквой я. [м] - звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме обозначен буквой м. [а] - звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой а.
В слове яма 4 звука, 3 буквы.
3. Разбор слова [кан"к"и]
[к] - звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой к.
[а] - звук гласный, безударный, на
письме обозначен буквой о.
[н"] - звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме обозначен буквами н + ь.
[к"] - звук согласный, глухой парный, мягкий, на письме обозначен буквой к.
[и] - звук гласный, ударный, на письме обозначен буквой и.
В слове коньки 5 звуков, 6 букв.

    Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.

    Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.

    Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;

мягкий или твёрдый, парный или непарный.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

Образец разбора:

ёж – 1 слог

ё - [й, ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

[о] – гласн., ударн.

ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.

_____________________

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Лексический разбор слова

    Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).

    Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).

    Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.

    Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).

    Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.

Образец разбора.

Задремали звёзды золотые.

    Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.

    Перен.знач. – олицетворение.

    Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.

  1. Исконно русское.

Словообразовательный разбор слова.

    Определить, какой частью речи является слово.

    Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.

    Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)

    Составить словообразовательную цепочку слова.

Образец разбора:

холодноватый

    Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.

    Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:

холодный← холод

Холод- - корень.

Итак: холод → холодный → холодноватый.

Орфографический разбор слова.

разлетелись

1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

подложенного

1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I . Общее грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II . Постоянные признаки:

Собственное или нарицательное,

    одушевлённое или неодушевлённое,

    склонение.

Непостоянные признаки:

III .

Учится в школе

I . Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет

Нач.ф. – школа

II . Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.

Непост.пр.: в един.ч., п.п.

III . В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I . Общее грамматическое значение (признак предмета).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II . Постоянные признаки:

Качественное, относительное или притяжательное.

Непостоянные признаки:

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Приехал в бабушкин дом

I . Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета

по принадлежности к лицу

Нач.ф. – чей? бабушкин

II . Пост.пр.: притяж.

Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.

III . В предложении является согласованным определением

Морфологический разбор глагола

I . Общее грамматическое значение (действие, состояние)

Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II . Постоянные признаки:

    возвратный(ся) или невозвратный

    вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)

    переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)

    спряжение

Непостоянные признаки:

Изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение

Для изъявительного:

    время (настоящее, прошедшее, будущее)

    лицо(для настоящего и будущего простого времени)

    род (для прошедшего времени)

Для повелительного:

Для сослагательного:

III . Каким членом предложения является(синтаксическая роль)

Солнце стояло высоко.

I . Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета

Нач.ф.: что делать? стоять

II . Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)

Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.

III . В предложении является простым глагольным сказуемым.

Морфологический разбор причастия

I . Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?

что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано

II . Постоянные признаки:

    действительное или страдательное

    возвратное(ся) или невозвратное

    время (настоящее или прошедшее)

Непостоянные признаки:

    полная или краткая форма (у страдательных причастий)

    род (только в единственном числе)

    падеж (у полных причастий)

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Поля уже сжаты.

I . Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию

Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать

II . Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.

Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.

III . В предложении является именной частью составного именного сказуемого.

Морфологический разбор деепричастия

I . Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)

Начальная форма: от какого глагола образовано

II . Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.

I . Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие

Нач.ф.: образовано от глагола – стараться

II . Пост.пр.: несов.вид

Непост.пр.: неизмен.

Морфологический разбор имени числительного

I . Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)

Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?

II . Постоянные признаки:

    количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое

    простое, сложное или составное

Непостоянные признаки:

В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.

I . Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов

Нач.ф.: сто восемьдесят

II . Пост.пр.: колич., целое, составное

Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет

III . В предложении является подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

I . Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,

не называя их)

Начальная форма (именительный падеж)

II . Постоянные признаки:

    разряд по значению (у личных – лицо)

Непостоянные признаки:

    число (если есть)

    род (если есть)

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Мне пятнадцать лет.

I . Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо

Нач.ф.: кто? я

II . Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число

Непост.пр.: в д.п.

III . В предложении является косвенным дополнением.

Морфологический разбор наречия

I . Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)

Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)

II . Постоянные признаки:

    группа по значению

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

    степень сравнения

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Коля прыгнул выше.

I . Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия

Нач.ф.: высоко

II . Пост.пр.: образа действия

Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени

III . В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор слов категории состояния

I . Общее грамматическое значение (состояние)

Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения

II . Постоянные признаки:

    разряд по значению

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

    степень сравнения

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

На улице очень светло.

I . На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние

II . Пост.пр.: состояние природы

Непост.пр.: неизм.

III . В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор предлога

    разряд по значению

    простой или составной

    производный или непроизводный

    с каким падежом употребляется

    неизменяемое слово

III . Каким членом предложения является.

По небу метались встревоженные галки.

I . По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались

II . Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово

III . Не член предложения.

Морфологический разбор союза

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)

    простой или составной

    производный или непроизводный

    одиночный или повторяющийся

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является

Звёзды меркнут и гаснут.

I . И – союз, связывает однородные члены предложения

II . Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.

III . Не член предложения.

Морфологический разбор частицы

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)

    группа по значению (у модальных)

    простая или составная

    производная или непроизводная

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является.

Даже цветы на родине пахнут по-иному.

I . Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы

II . Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.

III . Не член предложения.

Морфологический разбор междометий

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    группа по значению

    производное или непроизводное

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является.

Ба! Знакомые всё лица.

I . Ба – междометие, выражает чувство

II . Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.

III . Не член предложения.

Синтаксический разбор словосочетания

    Вычленить словосочетание из предложения.

    Указать главное и зависимое слово.

    Определить, чем выражены слова.

    Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)

    Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).

    Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)

Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)

глаг. нар.

Синтаксический разбор простого предложения

    Найти грамматическую основу предложения.

    Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).

    Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).

    Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).

    Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).

    Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.

Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

    Составить схему предложения с прямой речью.

    Объяснить постановку знаков препинания.

Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).

Синтаксический разбор сложного предложения

    Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.

    Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).

    Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.

    Составить схему предложения.

    Объяснить постановку знаков препинания.

    Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.

Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)

Члены предложения

Порядок лингвистического разбора текста

    Указать средства связи между частями текста;

    Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;

    Выделить микротемы, составить план;

    Определить тип речи, стиль, жанр;

    Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.

Порядок литературоведческого анализа художественного текста

    Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;

    Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;

    Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

Порядок литературоведческого анализа лирического текста

(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)

    Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;

    Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);

    Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;

    Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;

    Указать особенности рифм;

    Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;

    Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.