Всемирная история. История России во второй половине XIX века

Просвещение и наука во второй половине 19 -го века Бардаков В. 8"Б"(25. 04. 2016)

План § 1. Развитие § 2. Успехи образования естественных наук § 3. Развитие географических знаний § 4. Развитие гуманитарных наук

Развитие образования n Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

1 n В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации, связанные с земствами. Они издавали учебники, книги для широких слоев народа, организовывали сбор средств для нужд народной школы.

2 n В 1859 г. В Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, а к 1862 г. их насчитывалось более 300. Они были бесплатными, а программа обучения в них была намного шире, чем в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии, физики, географии и отечественной истории. Но к сожалению в дальнейшем программа воскресных школ была значительно сокращена. Воскресная школа Владимир Егорович Маковский

3 Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. В 1864 – 1874 гг. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Они являлись самым распространенным типом начальной школы в России. Ученики Архангельской земской школы(конец 19 века)

4 n Что касается средних школ, то основным типом были гимназии. В 1861 г. в стране было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс. человек. Спустя ¼ века число гимназий утроилось, гимназистов стало более 70 тыс. Женские средние учебные заведения появились только лишь к началу 90 -х гг. , их было открыто около 300, где занималось до 75 тыс. девушек. Костромская мужская гимназия (конец 19 в.) Женская белгородская гимназия (конец 19 в.)

5 n Несомненными были успехи высшего образования. К концу 19 го века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений. Варшавский университет, ставший крупнейшим к концу 19 века в России

n Однако, несмотря на все выше перечисленное, уровень грамотности населения оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21, 1%. Грамотное население находилось в основном в крупных городах. Высшее образование имели более 1%, среднее более 4% населения.

Успехи естественных наук n Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

1 n n П. Л. Чебышев - русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук (с 1859 года) и ещё 24 академий мира. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела. Увлекался теорией машин и конструированием различных механизмов. Например, он изготовил стопоходящую машину, имитирующую движение животного при ходьбе, а также автоматическую счетную машинку – арифмометр.

1) Механизм Чебышёва - механизм, преобразующий вращательное движение в движение, приближённое к прямолинейному (GIF изображение справа). 2) Стопоходящая машина 3) Арифмометр

2 n n А. Г. Столетов - русский физик, заслуженный профессор Московского университета. В 1876 году, измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Данные исследования Столетова были проведены еще до опытов Г. Герца. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 году, способствовало утверждению электромагнитной теории света.

n n В 1888- 1890 годах Александр Столетов систематически изучал фотоэффект, опубликовавший 6 работ. Им были сделаны несколько важных открытий в этой области, в том числе выведен первый закон внешнего фотоэффекта. Формулировка 1 -го закона фотоэффекта (закона Столетова): Сила фототока прямо пропорциональна плотности светового потока.

3 n n А. С. Попов - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899). 25. 04. 1895 году в Русском физическом обществе прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемникпередатчик. Через несколько лет, усовершенствовав свое изобретение, он добился 150 километровой дальности передачи и приема. В 1900 году его радиоприемник был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

4, 5, 6 n В 1876 году П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре его лампочки осветили улицы и дома многих городов мира. n В 1881 году морской офицер А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. n В 1888 году механик-самоучка Ф. А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

7, 8 n n n Д. И. Менделеев - русский учёныйэнциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 году периодического закона химических элементов. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым открытие служит блестящим подтверждением закона перехода количества в качество. Редактор Казанского университета А. М. Бутлеров заложил основы органической химии.

9 n n В. В. Докучаев - русский геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения и географии почв. Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 году его опубликованные на Всемирной выставке в Париже труды были удостоены золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 году. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов и т. д.

Идеи Докучаева были использованы спустя более чем пол века при реализации Сталинского плана преобразования природы. На плакате колхозница держит книги Лысенко, Докучаева и Мичурина. Книга «Наши степи прежде и теперь»

10 n n И. М. Сеченов - русский просветитель и создатель физиологической школы. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность есть не что иное, как результат работы головного мозга.

11, 12 n И. П. Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде, и что условный рефлекс – это новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта. n. И. Мечников и Н. Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства, уделяли огромное влияние борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Их бактериологическая станция в Одессе

n Для развития естественных наук во второй половине 19 века характерны тесная связь с практикой, материалистическое представление о природе и борьба с реакционными философскими и политическими теориями. Крупнейшие ученые, деятели естествознания поддерживали демократическое движение и часто сами были его участниками.

1 n Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф. П. Литке. Кругосветные плавания - в 1817- 1819 и 1826- 1829 гг. , во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий.

2 n n Крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии были произведены Н. М. Пржевальским также был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных. В собранном им гербарии, который насчитывал до 16 тыс. экземпляров, ботаники обнаружили 218 новых видов и 7 родов.

3 n n Н. Н. Миклухо-Маклай - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник. Он посвятил свою жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года(1871 -1872, 1876 -1877, 1883) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, завоевав любовь и доверие жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинеи независимого государства – Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от России разрешения организовать все там же «вольную русскую колонию» , построенную на принципах общинно-артельного социализма.

1 n С. М. Соловьев – профессор, декан историкофилологического факультета, а затем ректор Московского университета, создатель 29 -томной «Истории России с древнейших времен» . Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом» . Соловьев был сторонником сравнительноисторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

2 n n В. О. Ключевский – российский историк, ученик Соловьева. В 1882 году блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» . Он был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории» . Большое значение ученый придавал изучению социальноэкономических причин исторических событий и явлений. На его лекциях присутствовали не только студенты историкофилологического факультета, но и естественных факультетов, а сами лекции заканчивались под шквал аплодисментов.

3 n Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 году Исторического музея.

n Отечественная наука второй половины 19 века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
      • Войны за наследства
      • Семилетняя война
      • Русско-турецкая война 1768-1774
      • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
      • Гражданская война в США
      • Япония в XIX в.
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Социальные последствия промышленного переворота
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Образование мировой системы социализма
      • Социалистические режимы в Азии
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Россия во второй половине XIX в.

Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ – значительная часть дворянства и чиновничество.

В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста выступлений крестьян император Александр II (1818-1881), понимавший необходимость преобразований, в речи на приеме депутации московских дворян заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Началась коренная перестройка общественной жизни, «эпоха великих реформ».

В начале 1857 г. возник Секретный комитет по крестьянскому вопросу, который, проработав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1858-1859 гг. было создано около 50 губернских комитетов, разрабатывающих проекты освобождения крестьян. Для обобщения проектов губернских комитетов в начале 1859 г. были образованы Редакционные комитеты.

Главный комитет по крестьянскому делу, затем Государственный совет на основе материалов Редакционных комитетов разработали концепцию отмены крепостного права. План освобождения крестьян сводился к тому, чтобы сделать как можно меньше уступок со стороны помещиков освобождаемым крестьянам.

19февраля 1861 г. Манифестом Александра II было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.

Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам – принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6%).

Государство, выступившее посредником между помещиком и крестьянином, уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (80% стоимости отданной крестьянину земли), которую затем крестьянин должен был погашать в рассрочку с уплатой и названных процентов. В течение 44 лет крестьяне вынуждены были отдать государству около 1.5 млрд. руб. вместо 500 млн. руб.

Крестьяне не имели денег, чтобы внести сразу помещику выкуп за полученную землю. Государство же обязалось сразу выплатить помещикам выкупную сумму деньгами или шестипроцентными облигациями. Стремясь отдать землю в пределах установленной Положениями 19 февраля нормы, помещики отрезали от прежнего крестьянского надела 1/5 земли. Отнятые у крестьян участки земли стали называться отрезками, которые могли быть тем же крестьянам сданы в аренду.

Крестьяне получили землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридически собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом было заинтересовано государство, помещики, ибо сохранилась круговая порука, община отвечала за сбор налогов.

От крепостного права, помимо частновладельческих крестьян, были освобождены и другие категории крестьянства. Удельные крестьяне, получившие личную свободу еще 1858 г., были переведены на выкуп с сохранением существующих земельных наделов (в среднем 4,8 десятин). За государственными крестьянами указами 18 ноября и 24 ноября 1866 г. закрепляли существующие наделы, и они получали бессрочное право их добровольного выкупа.

Дворовые крестьяне получили личную свободу, но оставались еще в феодальной зависимости от своих хозяев в течение двух лет со дня обнародования Положений 19 февраля 1861 г. Крепостные рабочие вотчинных предприятий оставались зависимыми от владельцев до перехода на выкуп.

Дворовые крестьяне и рабочие вотчинных предприятий закрепили за собой лишь те земли, которые имели до отмены крепостного права. Однако подавляющее большинство дворовых крестьян и крепостных рабочих земельным наделом не владели.

Вслед за центральными губерниями крепостное право было отменено в Белоруссии, на Украине, Северном Кавказе и в Закавказье. Всего было освобождено от крепостной зависимости 22 млн. крестьян. Из них 4 млн. были отпущены на свободу без земли. Обезземеливание крестьян облегчало создание рынка рабочей силы в стране.

Проведение реформы требовало больших финансовых затрат. К тому же увеличились государственные капиталовложения в экономику страны. В 1860 г. был открыт Государственный банк России, который один мог выпускать бумажные деньги, заниматься эмиссией. Основным источником государственных средств являлась подушная подать с крестьян без учета размера их доходов. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимого имущества.

Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословие неполноценными.

Крестьянское малоземелье (в среднем частновладельческие крестьяне получили 3,3 десятины земли на душу при необходимых 67 десятин) послужило фактором обострения противоречий между крестьянами и помещиками. Более того, появились новые противоречия – между крестьянами и капиталистами, что в будущем должно было привести к революционному взрыву.

Крестьянский идеал справедливости и правды не совпадал с реально проведенной реформой. После 1861 г. борьба крестьян за землю не прекратилась. В Пензенской губернии волнения крестьян были жестоко подавлены войсками.

С целью укрепления государственных финансов в 1862 г. по проекту В.А. Татаринова (1816-1871) была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала составление смет и расходование государственных средств. В России впервые стали публиковать государственный бюджет.

  • Проведение других реформ
  • Переход к реакции
  • Пореформенное развитие России
  • Общественно-политическое движение

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов (В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А.Н. Майков, А.А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы (К.Д. Кавелин и Ф.И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г. Чернышевский («Что делать»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А.П. Чехов («Степь», «Чайка»), В.И. Даль («Толковый словарь»), А.И. Куприн («Первый дебют»), М. Горький («Макар Чудра»).

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).

В это общество вошли художники-реалисты: Е.И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н.А. Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г.Т. Мясоедов («Косцы»).

В историческом жанре значимые работы создали В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Суд Пугачева»), И.Е. Репин («Стенька Разин»), В.М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный »). Живописцы представили интересные работы: И.И. Шишкин («Дубовая роща»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), А.Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).

Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).

Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О.Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А.Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19-го в. - время творчества выдающихся ученых Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова.

Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

Образование во второй половине 19 века

С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.

Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.

В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

Наука во второй половине 19 века

В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.

В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.

Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.

В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.

Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.

РЕФЕРАТ

по курсу «История России»

по теме: «Россия во второй половине XIX века»


1. Внутренняя политика России во второй половине XIX в.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы, как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временно-обязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые, по сути, не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временно-обязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

При Александре II кроме земельной реформы и отмены крепостного права был также осуществлен ряд реформ.

Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов.

Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года.

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной 2 системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение. Гимназии разделили на классические и реальные. Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социально-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо подготовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы. 1 марта 1881 года Александр II был убит. Новый император Александр III. провозгласил курс, названный в историко-материалистической литературе «контрреформами», а в либерально-исторической - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности» времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения» был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоносцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью. На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие. Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.


2. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

После поражения России в Крымской войне сложилось новое соотношение сил, и политическое первенство в Европе перешло к Франции. Россия как Великая держава утратила влияние на международные дела и оказалась в изоляции. Интересы экономического развития, а также соображения стратегической безопасности требовали в первую очередь ликвидировать ограничения военного судоходства на Черном море, предусмотренные Парижским мирным договором 1856 г. Дипломатические усилия России были направлены на разъединение участников Парижского мира - Франции, Англии, Австрии.

В конце 50-х - начале 60-х гг. произошло сближение с Францией, которая намеревалась захватить территории на Апеннинском полуострове, используя итальянское освободительное движение против Австрии. Но отношения с Францией обострились вследствие жестокого подавления Россией польского восстания. В 60-е гг. окрепли отношения России и США; преследуя свои интересы, самодержавие поддерживало республиканское правительство А. Линкольна в гражданской войне. В это же время было достигнуто соглашение с Пруссией о поддержке ею требований России об отмене Парижского договора, взамен царское правительство обещало не мешать созданию Северогерманского союза во главе с Пруссией.

В 1870 г. Франция потерпела сокрушительное поражение во Франко-прусской войне. В октябре 1870 г. Россия заявила о своем отказе выполнять унизительные статьи Парижского договора. В 1871 г. русская декларация была принята и узаконена на Лондонской конференции. Стратегическая задача внешней политики была решена не войной, а дипломатическими средствами. В результате Россия получила возможность более активно влиять на международные дела и прежде всего - на Балканах.

В «ближнем зарубежье» продолжалось завоевание и присоединение новых территорий. Теперь, в XIX веке, стремление к расширению ареала определялось в первую очередь мотивами социально-политического характера. Россия активно участвовала в большой политике, стремилась нейтрализовать влияние Англии в Средней Азии, Турции - на Кавказе. В 60-е гг. в США происходила гражданская война, импорт американского хлопка был затруднен. Естественный его заменитель находился «под боком», в Средней Азии. И, наконец, к захвату территорий толкали сформировавшиеся имперские традиции.

В 1858 и 1860 гг. Китай был вынужден уступить земли по левому берегу Амура и Уссурийский край. В 1859 г. после полувековой войны горцы Кавказа, наконец-то, были «замирены», их военный и духовный предводитель имам Шамиль взят в плен в высокогорном ауле Гуниб. В 1864 г. завершилось покорение Западного Кавказа.

Российский император стремился к тому, чтобы правители государств Средней Азии признали его верховную власть, и добился этого: в 1868 г. Хивинское ханство, а в 1873 г. Бухарский эмират признали вассальную зависимость от России. Мусульмане Кокандского ханства объявили России «священную войну», «газават», но потерпели поражение; в 1876 г. Коканд был присоединен к России. В начале 80-х гг. российские войска разбили кочевые туркменские племена и вплотную подошли к границам Афганистана.

В 1875-1876 гг. восстания против Турции охватили весь Балканский полуостров, славяне ждали помощи России.

24 апреля 1877 г. царь подписал Манифест об объявлении Турции войны. Был разработан план скоротечной кампании. 7 июля войска форсировали Дунай, вышли к Балканам, захватили Шипкинский перевал, но были задержаны под Плевной. Плевна пала только 28 ноября 1877 г.; в условиях зимы русская армия перешла через Балканы, 4 января 1878 г. была взята София, 8 января - Адрианополь. Порта запросила мира, который был заключен 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано. По договору в Сан-Стефано Турция теряла почти все свои европейские владения; на карте Европы появилось новое независимое государство - Болгария.

Западные державы отказались признать Сан-Стефанский договор. В июне 1878 г. открылся Берлинский конгресс, принявший решения, значительно менее выгодные для России и народов Балканского полуострова. В России это было встречено как оскорбление национального достоинства, поднялась буря негодования, в том числе и в отношении правительства. Общественное мнение все еще находилось в плену формулы «все и сразу». Война, завершившаяся победой, обернулась дипломатическим поражением, хозяйственным расстройством, обострением внутриполитической ситуации.

В первые годы после войны происходила «перебалансировка» интересов великих держав. Германия склонялась к союзу с Австро-Венгрией, который был заключен в 1879 г., а в 1882 г. дополнен «тройственным союзом» с Италией. В этих условиях происходило естественное сближение России и Франции, завершившееся в 1892 г. заключением тайного союза, дополненного военной конвенцией. Впервые в мировой истории началось экономическое и военно-политическое противостояние устойчивых группировок великих держав.

На Дальнем Востоке в обмен на Курильские острова у Японии была приобретена южная часть острова Сахалин. В 1867 г. Соединенным Штатам за 7 млн. долларов была продана Аляска. По свидетельству историка

С.Г. Пушкарева, многие американцы полагали, что она и того не стоит.

Империя Российская, «единая и неделимая», раскинулась «от финских хладных скал до пламенной Тавриды», от Вислы до Тихого океана и заняла шестую часть земли.


3. Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX в.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного производства, но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.

Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства, часть из которых использовали сельскохозяйственные машины. Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговле, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.

Реформы заложили основу новой системы кредита. За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная. Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промышленности и транспорта. Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.

В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство. Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Рост предпринимательства контролировался государством на основе выдачи специальных заказов, поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством. Быстро возрастало число промышленных рабочих, однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.

После падения крепостного права Россия быстро превращалась из аграрной страны в аграрно-индустриальную. Развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Разложение крестьянства было важным фактором формирования капиталистического рынка и развития капитализма в целом. Неимущее крестьянство создавало рынок рабочей силы, как для предпринимательского сельского хозяйства, так и для крупной капиталистической промышленности. Зажиточная же верхушка предъявляла всё больший спрос на сельскохозяйственные машины, удобрения и пр. Накапливаемые капиталы деревенская верхушка вкладывала в промышленное предпринимательство.

Таким образом, при всей своей прогрессивности аграрные преобразования ещё более обострили социальные противоречия, которые к началу XX века вылились в революционную ситуацию.

4. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в.

1861 год характеризовался резким обострением обстановки в деревне. Крестьяне, которым объявили Положение 19 февраля 1861 года, не верили, что это истинный царский закон, требуя земли. В отдельных случаях (как, например, в с. Бездна) дело доходило до десятитысячных собраний, заканчивавшихся применением войск и сотнями убитых. А.И. Герцен, изначально приветствовавший 19 февраля титулом «Освободителя» для Александра II, после этих расстрелов изменил мнение и заявил о том, что «старое крепостное право заменено новым». В общественной жизни в целом произошло значительное раскрепощение сознания широких кругов населения.

В общественном сознании образовалось три течения: радикальное, либеральное и консервативное. Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия. Радикалы – за его свержение. Либералы пытались добиться большей гражданской свободы в обществе, но при этом не стремились к перемене политического строя.

Либеральное движение конца 50-х - начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков. Но, так или иначе, либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство.

Демократизация общества сказалось на составе участников общественного движения. Если в первой половине XIX века среди оппозиционных деятелей (от декабристов до Герцена) преобладали представители дворян, то в 60-е годы активное участие в общественной жизни стали принимать люди самых разных «чинов» (то есть общественных групп). Это позволило советским исследователям, вслед за Лениным, говорить о переходе с 1861 года от дворянского к разночинскому этапу освободительного движения.

На волне демократического подъёма по стране возникает ряд подпольных кружков, в конце 1861 года объединившихся в организацию «Земля и воля». У руководства организацией стояли Александр и Николай Серно-Соловьевичи, Николай Обручев, Александр Слепцов, активное участие в её делах принимал Чернышевский, помогали из Лондона Огарёв и Герцен. Организация объединяла до 400 участников кружков центральной России и Польши.

Название организации отражало основные, по мнению её участников, требования народа и было связано с программой: возврат отрезков, принудительный выкуп помещичьей земли государством, создание выборного местного самоуправления и центрального народного представительства. Программа, как видим, была по современным меркам вполне умеренной, однако на её осуществление при царском правительстве рассчитывать не приходилось. Поэтому участники «Земли и воли» готовились к вооружённому захвату власти. Его перспективу они связывали с весной 1863 года, когда, с 19 февраля 1863 года, по всей стране должно было начаться заключение выкупных актов. Однако в 1862 году были арестованы Николай Серно-Соловьевич и Чернышевский; при этом последнего по недоказанному обвинению сослали в Сибирь, так что он сошёл с политической арены. Кроме того, внутри самой организации существовали разногласия по идеологическим вопросам. В итоге к весне 1864 года «Земля и воля» ликвидировалась.

Незначительное в начале 1860-х годов, рабочее население России значительно увеличилось в течение следующих двух десятилетий. Ввиду нечеловеческих условий жизни и труда росло и рабочее движение, ставшее на исходе 70-х годов вполне обычным явлением. Число забастовок измерялось десятками в год, временами случались и крупные стачки, для разгона которых применялись войска.

К 1875 году относится создание в Одессе Южно-российского союза русских рабочих. Раскрытый полицией уже через несколько месяцев, Союз примечателен тем, что это была первая рабочая организация в России. Через три года, в 1878 году, в Петербурге появился Северный союз русских рабочих. Цель его была достаточно очевидной – «ниспровержение существующего политического и экономического строя как крайне несправедливого». Непосредственные требования - введение демократических свобод, развитие трудового законодательства и т.п. Особо стоит отметить «учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права». Таким образом, разворачивающееся рабочее движение основывалось на народнической, крестьянской идеологии.

Однако, начало 1880-х годов явило кризис народнического движения, стремившегося опереться на крестьян в борьбе за смену строя. На смену народничеству пришёл уже надёжно укрепившийся к тому времени в Европе марксизм. Революционные идеи Карла Маркса основывались на его экономических взглядах, провозглашавших капитализм передовой стадией развития общества, которой, однако, присущи серьёзные внутренние противоречия между капиталистами и непосредственными производителями. Соответственно, Маркс предсказывал, что капитализм должен смениться иным общественным строем, основанном на более справедливом распределении, и произойти это должно именно с опорой на пролетариат. Естественно поэтому, что именно с пролетарским (рабочим) движением и связано развитие марксизма в России.

Проникновению в Россию марксизма сильно способствовали оказавшиеся на Западе в изгнании народники: Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие. Признав ошибочность своих прежних взглядов, они приняли идеи Маркса. Перемену эту наглядно характеризуют слова Плеханова: «Историческая роль русского пролетариата настолько же революционна, насколько консервативна роль мужика». Сложившаяся на основе названных революционеров группа «Освобождение труда» стала переводить и издавать Маркса, что способствовало распространению в России марксистских кружков.

Таким образом, революционное движение в России вступило в конце XIX века в новый этап.


Литература


1. Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

2. История России. Теории изучения. Книга первая, вторая / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2006. – 304 с.

3. Козин К.М. История Отечества. Учебное пособие для вузов. М.: АИРО-ХХI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 200 с.

4. Миронов Б.А. Социальная история России. Т.1. СПб, 2006.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.