261 отдельный автомобильный батальон 1981 год.

261 отдельный лыжный батальон в действующей армии с10 февраля 1942 г. до 7 июня 1942г. В составе 3-й ударной, 34-й, 53-йармий участвовал в боях с Демянской группировкой противника. Расформирован 7 июня 1942г.

261 отдельный лыжный батальон предположительно был сформирован в СибВО в 43 ЗЛБР, в батальоне было много призывников красноярцев, а так же уроженцев Забайкалья. Батальон вероятно довооружался и доукомплектовывался в Горьковской области или в Кировской области в составе 34 ЗЛБР.

Вселыжные батальоны были направлены на Молвотицкое направление. На молвотицком направлении в это время шли ожесточеннейшие бои. Красная Армия правым флангом (23 СД, 20,27,42 СБр) при содействии 241 СД 34 А, охватив фланг сильной Демянской группировки противника пытались смять наскоро возведенный оборонительный рубеж противника и выйти к Демянску. Этим решалась задача, как уничтожения Демянской группировки противника, через прорванный фронт на оз Селигер, так и одновременно ликвидировалась угроза флангового удара по коммуникациям 3 и 4 ударных армий.
Оборона противника построенная наскоро в виде опорных пунктов с системой снего-ледяных укреплений и огневых точек в домах, была крепким орешком для Красной Армии в зиму 1941-1942г. Части КА ведя упорные бои за каждый населенный пункт, несли большие потери и медленно брали один опорный пункт за другим. Для усиления частей действовавших на Молвотицком направлении в феврале прибыло усиление в лице 130 СД, 86 СБр и 154 МСБр, а также несколько лыжных батальонов.
По прибытию в состав 3 УА батальон придан согласно документам 34А 23 СД, которая с января 1942г вела бои на Молвотицком направлении. Первый бой батальона датируется 13 февраля 1942г.

21 - 23 февраля началось крупное наступление наших войск на Молвотицком направлении. Главный удар наносили 130 СД с лыжбатами, через Новую Руссу выходила на фланг и тыл Молвотицкой группировки противника, 23 СД, 27 СБР и приданые им лыжбаты наступали на Молвотицы и другие опорные пункты противника сковывая противника в них.

21 февраля 261 ОЛБ занимал исходное положение для наступления /выс 115,9 лес 500 м сев Малое Заселье. Под покровом ночи одной ротой добровольцевсмельчаков, пытался овладеть Воскресное,но под сильным огнем пулеметов противника из ДЗОТови минометов к 16-00 отошла на исходное положение из них 32 человека …западнее опушки леса, что 1 км восточнее … из за сильного пулеметного огня противника, принимаются меры по выводу их в исходное положение.


По предварительным данным потери 13 чееловек ранеными потери противник в районелощины 300 м восточнее Воскресенскоедо 20 фашистов.


КП батальона Большое Заселье.


В результате боя погибло 20 лыжников. Почему то в наградных документах и в списках потерь даты отличаются на один день, вероятно список потерь составлялся на второй день после боя.

22 февраля 117 СП с 261 ОЛБ занимал исходное положение для наступления частью сил занимает прежний район обороны.Перед фронтом противник силою до роты обороняет лес 1 км сев Воскресенское до 7 ст пулеметов и роты противника обороняют Воскресенское.Имея до 10 ст пулеметов из них 5 в ДЗОТ остальные размещены вдомах и чердаках. подразделения полка ведут перестрелку с противником, к 16 -00 261 ОЛБ занимал исходное положение /иск/ выс115,9, лес 500 м севернее Малое Заселье.


Младший лейтенант РогожинНиколайГаврилович погибший в этом бою - 22 февраля 1942 года.

28 февраля батальон вел наступление на д Воскресенское, которое не увенчалось успехом. О бое можно судить по наградному листу на санитаров батальона. Так санитар Никитин П.С. «Под ураганным огнем минометов, пулеметов, автоматов вынес с поля боя 27 раненых », Санитар Пруцков А.А. вынес с поля боя 24 раненых. В этот день батальон потерял 52 человека убитыми.

В марте, переброшен на участок130 СД, и занимает оборону у д Дягилево. При занятии обороны у Дягилево батальон понес большие потери, так почти все связисты были убиты или ранены. Точная дата когда батальон переместился к Дягилево неизвестно, известно только, что в марте.
В начале марта самые боеспособные части начали выходить на фланг Молвотицкой группировки противника. Так 86 СБр выйдя из боя за Спасово 28 февраля, передвинулась за фланг 130 СД. 2 марта 86 осбр по приказу командира 130 сд имела задачу овладеть опорными пунктами Антаново, Любно, Новый Новосёл и к исходу дня выйти на фронт Чёрная, Корнево, содействуя этим самым овладением частями 130 сд района Великуша, Островня, Дягилево.

Была подтянута артиллерия, боеприпасы. Противник также готовился к боям, в район Великуша был подтянут 96 ПП и 10 АП 32 ПД из района Велья. Кроме того пленные показали, что по воздуху были переброшены три запасных батальона для пополнения 12,32,123 ПД, которые вели бои в районе Молвотиц.

3 марта 261 ОЛБ вошел в состав лыжной группы майора Конева. Задача батальона и группы формулировалась командованием 130 СД следующим образом.

"Лыжному отряду майора Конева, в составе 229,244,261 олб пройти в 2.00 4.3.42 р Щеберехав районе Ст Новосел, Николаевское и к 6-00 4.3.42 сосредоточится в лесу с-з Ожееды. К 9-00 4.3.42 овладеть ожееды, организовать круговую оборону р-на Ожееды, Печище. С началом артподготовки атаковать позиции п-ка с тыла в направлении Любно. Держать связь по радио и лыжниками с 86 СБР и 664 СП, и лыжным отрядом Бурыма. С выходом полков в Ожееды, Корево отряду сосредоточиться: Пеньково, Высокуша. Выставить боковой заслон в Ст Тарасово ."

4 марта батальон снова идет в наступление, но где это было пока не ясно, по всей видимости в районе Ожееды. Санитар Пруцков А.А. в этот день вынес 6 раненых с поля боя. В этом бою «Старшина Топчий получил серьезное ранение и тов Пруцководин не бросил его и доставил в военный госпиталь в/части 525, в течении 4-х суток тащил его на себе до военного госпиталя. Несмотря на смертельную усталость он доставил старшину в госпиталь » при этом санитар сам был ранен в этом бою.
Согласно схемы обороны 86 СБР 11 марта 261 ОЛБ находился на стыке бригады и 130 СД, в районе деревни Дягилево.

Поисковики на месте позиций 261 ОЛБ, обозначеных на карте, подняли в 2015-2016 годах 45 бойцов, к сожалению ни у кого не было документов.

12 марта 528 СП (130 СД) 229, 244, 261 ОЛБ блокируют Ожееды с запада и северо-запада. По немецким данным в середине марта 261 ОЛБ вел атаки на Ожееды и понес при этом большие потери, по всей видимости немцы отображали бой батальона 12 марта 1942г.

19 марта 130 СД ведет бой на подступах к Лунево, прикрываясь от Печище и Ожееды 261 ЛБ и от Дягилево 3/661 СП.

В апреле взаимодействует с 130 СД, и несет значительные потери. Также батальон фигурирует в перечне подразделений входящих в состав 130 СД. 130 СД также действует на Молвотицком направлении. В списке потерь 130 СД составленном по состоянию на 10 апреля 1942г значится 81 человек из состава 261 ОЛБ, погибших с 22 февраля по 1 марта 1942г.

Кроме 21 февраля и 28 февраля в другие дни февраля, марта, апреля батальон потерь почти не имел. Можно предположить, что последующие потери были включены в списки 86 бригады. За то что 261 ОЛБ действовал совместно с 86 СБР, говорят и оперсводки Генштаба Красной Армии.


"86 сбр, оставив один батальон на рубеже южн. Дягилево, Великуша,
Антоново (иск.) выс. 84,4, остальными силами совместно с 261-м лыж.
батальоном наступала на Печище. Результаты уточняются. Положение
частей армии оставалось без изменений
"

Противник отмечал 261 ОЛБ в конце марта в районе Дягилево.
19 апреля по немецким данным находился западнее д Дрозды. В этот период активно действовали разведчики батальона. Были и потери - 19 апреля погибла разведгруппа в составе 5 человек. Численность батальона определялись противником в 130-150 человек.

В последующем27 апреля 1942г вместе с дивизией передан в состав 53А, образованной из частей Южной группы войск 34А.

В последующем передан 86 СБр для пополнения. Как и в других батальонах в 261 ОЛБ были сформированы разведгруппы, которые активно действовали во вражеском тылу.


Более подробно о боях, в которых участвовал батальон пока неизвестно

Батальон воевал в районе южного фаса Демянского котла, в составе 3 ударной, 34 А в оперативной группе генерала Ксенофонтова А.С, 53А. Отсутствие решительного успеха в районе Демянска «смазало» успехи Красной Армии, несмотря на то, что бойцы и командиры всех частей выполнили свой долг до конца. Надо признать, в актив частей Красной Армии, воевавших под Молвотицами и южного фаса Демянского котла, можно отнести прикрытие от контрудара с севера частей 3 и 4 УА которые дошли до Холма, Великих Лук, Велижа. Кроме того, противник понес серьезные потери которые восполнялись за счет воздушного моста. Только это и спасло окруженного противника от полного уничтожения. В Демянском котле по словам противника легкораненым запрещалось покидать свои позиции, а легкоранеными считались все кто мог ходить, «даже если у него не было рук, иначе в окопах просто некому было бы нести службу». Тоже касалось больных и обмороженных. Противнику пришлось усилить 123 ПД оборонявшуюся на южном фасе котла частями 218, 225, 32, 12 ПД, частями СС, а 12 ПД в свою очередь пришлось усиливать 3 АПП ВВС (4 батальона) и рядом других подразделений. При этом надо отметить, что Красная Армия не имела решительного превосходства в силах и средствах над противником.

261 отдельный лыжный батальон официально был расформирован 7 июня 1942г, личный состав передан для пополнения 86 СБр.

Список бойцов и командиров 261 ОЛБ погибших в феврале апреле 1942г.

ФамилияИмяОтчествоДата рождения/ВозрастМесто рожденияДата и место призываПоследнее место службыВоинское званиеПричина выбытияДата выбытия

ПаничкинМихаилНиколаевич__.__.1916Ключевский р-н, Семеновский с/сКлючевский РВК, Алтайский край, Ключевский р-н130 СДмл. политрукубит01.03.1942

АфанасьевДмитрийИванович__.__.1919Горьковская обл.Мантуровский РВК, Горьковская обл., Мантуровский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

БлизневскийПавелВасильевич__.__.1923Красноярский крайКировский РВК, Красноярский край, г. Красноярск, Кировский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ЖимохинПетрБорисович__.__.1922г. МидсанскМценский РВК, Орловская обл., Мценский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ЗуевТимофейМатвеевич__.__.1909Красноярский крайБийский РВК, Алтайский край, Бийский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

КоншаровПрокопийМоисеевич__.__.1910Свердловская обл.Тугулымский РВК, Свердловская обл., Тугулымский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

КолоколовМихаилИванович__.__.1919г. КазаньКазанский ГВК, Татарская АССР, г. Казань130 СДсержантубит01.03.1942

КалинскийНиколайГаврилович__.__.1916Новосибирская обл.Нарвенский РВК130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

КозынкинМихаилМихайлович__.__.1910Красноярский крайЕнисейский РВК, Красноярский край, Енисейский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

КузнецовСтепанКузьмич__.__.1910Омская обл.Алданский РВК, Якутская АССР, Алданский окр., Алданский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

МамутовАлександрАндреевич__.__.1913Казачинский р-нКазачинский РВК, Красноярский край, Казачинский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

РубцовАндрейИванович__.__.1918Пензенская обл.Мытищенский РВК130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ЖдановЯковФилиппович__.__.1910Молотовская обл.Щучье-Озерский РВК, Молотовская обл., Щучье-Озерский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ВласовскийМихаилАлександрович__.__.1912Бурят-Монгольская АССР, г. УлаН.-УдэИволгинский РВК, Бурят-Монгольская АССР, Иволгинский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

БукинАлександрЯковлевич__.__.1918Саратовская обл.Новоузенский РВК, Саратовская обл., Новоузенский р-н130 СДмл. сержантубит01.03.1942

КостинНиколайСеменович__.__.1914Татарская АССР, г. КазаньНово-Шешминский РВК, Татарская АССР, Ново-Шешминский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ПчелинцевДмитрийСтепанович__.__.1921Куйбышевская обл.Куйбышевский РВК, Куйбышевская обл., Куйбышевский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ЧимаровМихаилВасильевич__.__.1906Греховский р-н, Никольский с/сЧелябинский РВК, Челябинская обл., Челябинский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

СмирновИванМатвеевич__.__.1919Горьковская обл.Тоншаевский РВК, Горьковская обл., Тоншаевский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

БурлаковМаксимСтепанович__.__.1910Калининская обл.Советский РВК, Красноярский край, Советский р-н130 СДмл. лейтенантубит01.03.1942

АбрамовВасилийВасильевич__.__.1919г. МоскваСоветский РВК, Московская обл., г. Москва, Советский р-н130 СДсержантубит01.03.1942

ТомскийМихаилМаксимович__.__.1914Иркутская обл.Иркутский РВК, Иркутская обл., Иркутский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

БеловНиколайМаксимович__.__.1920Куйбышевская обл.Базарно-Сызганский РВК, Куйбышевская обл., Базарно-Сызганский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ПаршинГригорийМаркович__.__.1913Красноярский крайЕнисейский РВК, Красноярский край, Енисейский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

АлексеевИванКирилович__.__.1921Чадинский р-нЧелнинский РВК, Татарская АССР, Челнинский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

МимоненкоСергейАлександрович__.__.1921Куйбышевская обл.Базарно-Сызганский РВК, Куйбышевская обл., Базарно-Сызганский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ХолодиловГеоргийЯковлевич__.__.1918Красноярский крайКагановичский РВК, Красноярский край, г. Красноярск, Кагановичский р-н130 СДсержантубит01.03.1942

МясниковНиколайАлександрович__.__.1920Пензенская обл.Пензенский ГВК, Пензенская обл., г. Пенза130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

КозловИванАлександрович__.__.1918Омская обл.Нижне-Тавдинский РВК, Омская обл., Нижне-Тавдинский р-н130 СДмл. сержантубит01.03.1942

КарасевИванКирилович__.__.1914Омская обл.Сталинский РВК, Омская обл., г. Омск, Сталинский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

КнязевПетрВасильевич__.__.1909с. НалитовоАлданский РВК, Якутская АССР, Алданский окр., Алданский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

БорзенковАлександрПетрович__.__.1916Омская обл.Читинский РВК, Читинская обл., Читинский р-н130 СДсержантубит22.02.1942

КозыревАлександрФомич__.__.1914Ленинградская обл.Якутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

РогожинНиколайГавриловичАмгинский р-н, с. АмгаЯкутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДмл. лейтенантубит22.02.1942

ЗавьяловВасилийФедорович__.__.1907г. СвердловскСвердловский ГВК, Свердловская обл., г. Свердловск130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

РябцевЛукаМаксимович__.__.1923Башкирская АССРКировский РВК, Красноярский край, г. Красноярск, Кировский р-н130 СДмл. сержантубит01.03.1942

ГороховМихаилАлексеевич__.__.1914Амгинский с/сЯкутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ЧепцовИванИванович__.__.1917Красноярский крайКанский РВК, Красноярский край, Канский р-н130 СДсержантубит22.02.1942

ЖдановНиколайАндреевич__.__.1923Воронежская обл.Кировский РВК130 СДмл. сержантубит01.03.1942

ВласовНиколайАлексеевич__.__.1920г. ПавловскПавловский ГВК, Горьковская обл., г. Павлово130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ПайвинПетрВасильевич__.__.1919Челябинская обл.Якутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ПшенниковАлексейВасильевич__.__.1912Алекминский р-нЯкутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДсержантубит22.02.1942

ПомановАлексейПетрович__.__.1922Красноярский крайБийский РВК, Алтайский край, Бийский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ИвановНиколайВасильевич__.__.1922Красноярский крайБольше-Муртинский РВК, Красноярский край, Больше-Муртинский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

НемкинНиколайТихонович__.__.1921Красноярский крайБийский РВК, Алтайский край, Бийский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

СиняговскийМихаилМаркович__.__.1918Дальневосточный край, ХанкалынайскЯкутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ХохловАлександрГригорьевич__.__.1917Омская обл.Сретенский РВК, Читинская обл., Сретенский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ХовринСергейМихайлович__.__.1917Саратовская обл.Саратовский ОВК, Саратовская обл.130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ПаутовДмитрийФедорович__.__.1913Алтайский крайАлданский РВК, Якутская АССР, Алданский окр., Алданский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

МериновАнатолийГригорьевич__.__.1923Кировская обл.Черниговский РВК, Украинская ССР, Запорожская обл., Черниговский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ЗольниковГавриилВасильевич__.__.1922Омская обл.Тобольский РВК, Омская обл., Тобольский окр., Тобольский р-н130 СДкрасноармеецубит__.03.1942

ЗайцевАрестархЕран-ч__.__.1910Башкирская АССРИволгинский РВК, Бурят-Монгольская АССР, Иволгинский р-н130 СДмл. лейтенантубит__.03.1942

ГусельниковМихаилПавлович__.__.1913Новосибирская обл.Черепановский РВК, Новосибирская обл., Черепановский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ГубановАлександрПрокофьевич__.__.1923Красноярский крайСухобузимский РВК, Красноярский край, Сухобузимский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

СтепанецВасилийМитрофанович__.__.1916Якутская АССРАлданский РВК, Якутская АССР, Алданский окр., Алданский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ЗахаровСергейАлександрович__.__.1920Омская обл.Исетский РВК, Омская обл., Исетский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ЗахаровСергейАлександрович__.__.1920Горьковская обл.Павловский РВК, Горьковская обл., Павловский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

ВладимировАндрейДмитриевич__.__.1918Татарская АССРЛаишевский РВК, Татарская АССР, Лаишевский р-н130 СДкрасноармеецубит22.02.1942

КорачевЕфимАлексеевич__.__.1914Кировская обл.Красноуральский ГВК, Свердловская обл., г. Красноуральск130 СДмл. лейтенантубит01.03.1942

КатаевГавриилТимофеевич__.__.1923Красноярский крайИдринский РВК, Красноярский край, Идринский р-н130 СДкрасноармеецубит27.02.1942

МитрофановАндрейЯковлевич__.__.1921Омская обл.Большереченский РВК, Омская обл., Большереченский р-н130 СДкрасноармеецубит01.04.1942

ЮдинДмитрийФедорович__.__.1914Молотовская обл.Якутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДкрасноармеецубит01.04.1942

СеребрянниковИннокентийВасильевич__.__.1914Иркутская обл.Якутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДкрасноармеецубит01.04.1942

ШевченкоИванЯковлевичСаратовская обл.Дурасовский РВК, Саратовская обл., Дурасовский р-н130 СДкрасноармеецубит01.04.1942

ИсаевЕвгенийФедорович__.__.1912г. БелорецкЯкутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДсержантубит25.02.1942

МисюкГеоргийПетрович__.__.1911г. ЯкутскЯкутский РВК, Якутская АССР, Якутский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

МасловВарфаломейСергеевич__.__.1918Омская обл.Исетский РВК, Омская обл., Исетский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

СуранПавелАндреевич__.__.1907Молотовская обл.Сивинский РВК, Молотовская обл., Сивинский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

КочетовАлексейАлексеевич__.__.1921г. ЕздаЕздоцкий РВК130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

Алтайский РВК, Алтайский край, Алтайский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

МатвеюкИванИванович__.__.1922Красноярский крайКраснотуранский РВК, Красноярский край, Краснотуранский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ФедотовАлександрИннокентьевич__.__.1913Бурят-Монгольская АССРКабанский РВК, Бурят-Монгольская АССР, Кабанский р-н130 СДмл. лейтенантубит Читинская обл., г. БелградЧитинский РВК, Читинская обл., Читинский р-н130 СДст. сержантубит01.03.1942

КорясовИванФилипович__.__.1921Куйбышевская обл.Безенчукский РВК, Куйбышевская обл., Безенчукский р-н130 СДкрасноармеецубит01.03.1942

ПетровПавелФедосеевич__.__.1909Северо-Байкальский р-нСеверо-Байкальский РВК, Бурят-Монгольская АССР, Северо-Байкальский р-н130 СДкрасноармеецубит КонстантинГаврилович__.__.1917Уярский РВК, Красноярский край, Уярский р-н261 ОЛБмл. командирумер от болезни10.03.1942

МальцевАфанасийСеменович__.__.1911Молотовская обл.Пермско-Ильинский РВК, Молотовская обл., Пермско-Ильинский р-н34 Арм. 261 ОЛБкрасноармеецумер от ран

БеломесоровДмитрийИльич__.__.190834 Арм. 261 ОЛБкрасноармеецумер от ран08.04.194253 Арм. 261 ОЛБ 30.06.1942

МахоркинПетрГеоргиевич261 лбсержантумер от ран01.03.1942581 ОМСБ

ПетровНиколайАлексеевич__.__.192127.03.1941 Кунгурский РВК, Молотовская обл., Кунгурский р-нп/п 261-ЛБрядовойпропал без вести

Фамилия Имя Отчество Дата рождения/Возраст Дата и место призыва Последнее место службы Воинское звание Причина выбытия Дата выбытия Госпиталь
Трофимов Михаил Петрович 261 лыж. бат. красноармеец умер от ран 28.02.1942 581 ОМСБ
Болдин Андрей Фетисович __.__.1921 21.09.1941 Семилукский РВК, Воронежская обл., Семилукский р-н 261 лыж. полк рядовой пропал без вести __.04.1943
Двинских Федор Тимофеевич 261 лыж. б-н сержант умер от болезни 30.06.1942 2806 ЭГ



Протокол допроса бойца лыжника 261 ОЛБ

Подразделение 1С

Подразделение: 3-я рота 261 ОЛБ

Показания: Численность 3-й роты составляет 23 человека. Минометная рота была расформирована по остальным ротам. В роте всего один миномет 82 или 52 мм.

Численность всего батальона 130-150 человек. Пленник принимал участие в поиске разведгруппы в составе 5 человек. Юго-восточнее нп.Ожееды в боестолкновении с немецкой разведкой группа была уничтожена. Задание разведгруппы пленному не известно. Батальон должен располагаться в лагере – западнее нп.Дрозды. Батальон принимал участие в атаке на нп.Ожееды в середине марта, где понес большие потери. До настоящего времени пополнений не производилось. Ежедневный рацион продовольственного снабжения составляет 30 г крупы и 600 г хлеба.

Все фото и материалы на сайте размещены

с разрешения сотрудников музея
памяти воинов - интернационалистов "Шурави"
и лично директора музея, Салмина Николая Анатольевича.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

КНИГА ПАМЯТИ

АФГАНИСТАН 1980

И прошлое, как день вчерашний
встаёт пред нами наяву.
Пока живые помнят павших,
с живыми павшие живут.
А. Гребнев

ГРИБАНОВ Владимир Геннадьевич (26.08.1959 - 10.08.1980) Владимир Грибанов родился 26 августа 1959 года в Каменске-Уральском Свердловской области. В 1975 году окончил 8 классов, а затем получил специальность высотника-электромонтажника в СПТУ №64.
Осенью 1978 года Владимир призван в армию. После окончания учебного подразделения был направлен в Белорусский военный округ.

С февраля 1980 года Владимир – в Афганистане. Служил в танковом батальоне 191-го отдельного мотострелкового полка (в/ч п/п 39676 "Л”, под Газни).

Отлично играл на гитаре, во время конкурса художественной самодеятельности занял первое место среди гитаристов, был награжден призом.

Из письма Владимира домой:
"...Мама, я хочу написать вам правду, которую долго скрывал от вас. Еще со 2 февраля я служу в Афганистане, Сюда нас призвали по просьбе афганского правительства. Здесь мы защищаем интересы афганской революции и выполняем свой интернациональный долг. Ты только, мама, не волнуйся – все будет хорошо!..”
10 августа 1980 года, при патрулировании дороги Газни – Кабул, младший сержант Владимир Грибанов погиб под обстрелом.

Похоронен на Волковском кладбище в родном городе.
В Каменске-Уральском живет его мама, Нелли Павловна.


ГЛИНСКИХ Геннадий Степанович (06.12.1951 - 20.05.1980) Геннадий Глинских родился 6 декабря 1951 года в городе Асбесте Свердловской области. В 1969 году окончил среднюю школу № 3 в Реже.

После окончания Челябинского высшего танкового командного училища Геннадий служил в ГДР, откуда в 1979 году его перевели в Туркестанский военный округ (г.Термез). Оставив жену Татьяну с двумя сыновьями – Алексеем и Антоном – в Термезе, в феврале 1980 года капитан Глинских направлен в Афганистан. Служил он в Кабуле, в 181-м мотострелковом полку (в/ч п/п 51932 "У”). Часть располагалась на окраине города в палаточном городке, в предгорьях.

Вот что писал Геннадий жене:
"...Что вам рассказать, мои родные. Лучше, чем пишут в газетах не расскажешь об этой нищей, горной и полной загадок стране. Страна очень горная, народ жестокий, малограмотный, воинственный...”

Из писем матери:
"...Алеша папуле уже рисунки присылает, молодец, маму, правда, уже не слушается. Антошка бегает уже ногами, смешной такой. Видел два месяца назад...Конечно, мамуля, ничего бы мне не надо, быть бы вместе с семьей, только начали жить, я считаю, более хорошо, и пришлось все оставить...”

20 мая 1980 года командир батальона капитан Геннадий Глинских погиб в бою.
Похоронен в Челябинске, где живет его семья.
Мать Геннадия, Мария Федоровна, живет в городе Реже Свердловской области.


КОНИН Станислав Александрович (27.02.1954 - 18.06.1980) Станислав Конин родился 27 февраля 1954 года в Архангельске, а в 1962-м он вместе с семьей переехал в Ростов-на-Дону. После окончания средней школы был призван на срочную службу в армию. Служил рядовой, а впоследствии гвардии сержант Конин в Польше, в Северной группе войск.

В 1974 году Станислав поступает в Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. Во время учебы знакомится со своей будущей супругой Татьяной.

После окончания училища в 1978 году лейтенант Станислав Конин убывает по направлению в Туркестанский военный округ. До апреля 1980 года он проходит службу в должности заместителя командира роты по политической части в батальоне обеспечения учебного процесса Самаркандского высшего автомобильного командного училища.
В апреле 1980 года Конин получает приказ убыть в командировку в 261-й отдельный автомобильный батальон (в/ч 74578), водители которого осуществляли перевозку грузов в Кабул из Термеза. После одной из таких поездок он писал жене:

"У нас здесь уже второй день дует ветер, все в песке, кругом песок, пыль и жара... Танек, мой родной, как я без тебя скучаю, но ты крепись, ведь скоро ты будешь рядом со мной, правда? Я жду не дождусь этого момента. Только скорее увидеть тебя. Ну, а как будет дальше – увидишь. Я думаю так, чтобы у нас с тобой было хорошо, а все остальное будет нормально...”

18 июня 1980 года колонна, в которой находился лейтенант Конин, была расстреляна в ущелье. Станислав погиб, получив смертельное ранение в грудь.

Посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Лейтенант Станислав Конин похоронен в Ростове-на-Дону, где живут его родители.
Вдова, Татьяна Львовна, и сын Дмитрий живут в Екатеринбурге.


ПАЛЬКИН Александр Иванович (19.02.1960 - 13.04.1980) Родился 19 февраля 1960 года в Свердловске. После окончания восьми классов школы № 16 поступил учиться в профтехучилище № 1. В июне 1978 года получил аттестат по специальности "фрезеровщик-расточник” и работал в цехе № 32 УЗТМ.

"Саша рос мальчиком послушным. Что нужно – всегда сделает, – вспоминает о сыне мама, Мария Александровна. – А когда не стало отца, Саше было 17 лет, он еще больше стал внимательным ко мне и младшей сестре. Валюша, – сказал – ты учись, мы тебя прокормим... Помню, был Новый год, а Саша сидит со мной, никуда не идет. Я говорю: Саша, так иди погуляй... А он боялся меня одну оставить...”

В июне 1979 года Александр Палькин был призван в армию. После окончания учебного подразделения в городе Чирчике (Узбекистан) был направлен в 56-ю гвардейскую десантно-штурмовую бригаду Туркестанского военного округа. С декабря 1979 года служит на территории ДРА – перевал Саланг, Чарикар.

Командир гранатометного взвода Мамаев, где служил Александр Палькин, писал Марии Александровне:
"Наш взвод очень молод по призыву, и такие ребята, как Ваш сын, были заводилами и организаторами всех дел. Не раз со стороны командования Александру объявлялись поощрения... Мы гордимся, что служили вместе с ним, и обещаем, что отомстим за смерть Вашего сына...”

Гвардии рядовой Александр Палькин награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в Екатеринбурге на Северном кладбище.
В память о нем на фасаде школы №16 установлена мемориальная доска.
Его мама, Мария Александровна, живет в Екатеринбурге.

58-я отдельная автомобильная бригада — формирование (соединение , бригада ) специальных войск (автомобильных , ранее дорожных ) 40-й армии , в составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВА ), в 1984 — 1986 годах, до этого периода — 159-я отдельная дорожно-строительная бригада (159 одсбр , войсковая часть (В/Ч) № 02172).

Сокращённое наименование — 58 оавтбр. Условное наименование — полевая почта (П.П.) № 26039.

История

Понимая важность Дальнего Востока и Казахстана для России и сложившуюся к тому времени международную обстановку, когда дело доходило до пограничных конфликтов (стычек) с Китайской Народной Республикой , достаточно вспомнить бои за остров Даманский на Дальнем Востоке, бои у Джунгарских Ворот в Южном Казахстане, Правительство СССР и партия приняли решение и издали постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД , автодорога) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии». В соответствии с ним были созданы четыре отдельные дорожно-строительные бригады , в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ ) Министерства обороны СССР (МО СССР ), Вооружённых Сил СССР (ВС СССР ), которые были размещены и приступили в 1970 году к строительству и реконструкции дорог Иркутск — Чита и Актогай — Дружба .

Финансирование строительства и реконструкции АД осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР .

Сформирование бригад 11-ти батальонного состава, с численностью личного состава около 5 000 человек в каждой, было поручено заместителю министра обороны по строительству и расквартированию войск и главкам военно-строительного комплекса МО СССР .

159 одсбр в 1971 году сформировало Главное управление специального строительства МО СССР (ГУСС МО ) и направило её на строительство автомобильной дороги стратегического значения для государства Улан-Удэ — Чита , участок Мухоршибирь — Глинка , протяженностью 178,5 км.

В 1975 году для более оперативного руководства бригады были переподчинены Главному военно-строительному управлению МО СССР (ГВСУ МО).

Перед военными дорожниками была поставлены сложнейшие задачи. Им предстояло построить автомобильную дорогу стратегического значения для СССР Иркутск — Чита — Хабаровск — Находка в тяжелейших природных условиях. Грунты многолетней мерзлоты и труднодоступные горные районы, скальные выемки 9 — 11 категорий, где без буровзрывных работ невозможно пройти ни одного метра при строительстве дороги, болота, где предстояло сделать многометровые выторфовки и сплошное бездорожье с 40 — 50 градусными морозами «красиво» и не навязчиво дополняли общую картину производства строительных и дорожно-строительных работ. Суровые социальные и бытовые условия, отсутствие благоустроенного жилья, палаточные городки и вагончики ещё больше усугубляли обстановку, близкую к боевой.

По мере выполнения поставленных задач, части бригады перемещались на строительство АДи Чита — Хабаровск (Амурская колесуха ).

Но обстановка в мире снова изменилась, и 25 декабря 1979 года руководство страны ввело ограниченный контингент советских войск (ОКСВА ) (40-ю Армию, 40 А ) в Афганистан для оказания интернациональной помощи афганскому народу. Министр обороны принял решение для обустройства войск 40 А и ОКСВА передислоцировать 159 одсбр в Афганистан, что и было сделано в период января — марта 1980 года . Задача была поставлена в первых числах января, личный состав 159-й отдельной дорожно-строительной бригады был снят со строительства автомобильной дороги союзного значения Чита — Хабаровск, около двух месяцев проводились приём и передача материальных средств, отбор и доукомплектование личным составом (до 5 000 человек), дооснащение и довооружение и слаживание воинских коллективов частей и подразделений . После этого личный состав и техника были сформированы в воинские эшелоны , погружены на воинские поезда и отправлены маршем к месту выполнения задач.

(159 одсбр ) (войсковая часть (В/Ч ) № 02172) в Республику Афганистан была направлена из Краснознамённого Дальневосточного военного округа (КДВО ), дислокация город Белогорск , Амурской области . Лучший личный состав (отличники боевой и политической подготовки, коммунисты и комсомольцы ) был отобран из состава частей и подразделений, дорожных войск, выполняющих задачи по строительству АД, М55 «Байкал» и М58 «Амур» , в районах Забайкалья и Дальнего Востока .

Совершив марш железнодорожным транспортом, почти через всю Россию, воинские эшелоны прибыли в города Термез и Кушка . Ввод на территорию ДРА совершили своим ходом и на транспортных самолётах . Отдельная дорожно-строительная бригада введена в Афганистан в феврале — марте 1980 года в составе управления и 10-ти отдельных батальонов (3-и отдельных дорожных работ, 4-ре отдельных автомобильных, один отдельный механизации дорожно-строительных работ, один отдельный мостовой и отдельный ремонтный). В марте все части заняли, определённые руководством ВС СССР, места дислокации и приступили к выполнению поставленных задач. Для решения задач обустройства ОКСВА требовалось огромное количество строительных материалов и конструкций, если песок и гравий можно было, по согласованию с местными властями взять на территории ДРА, то всё остальное только из Союза. Сеть железных дорог в стране отсутствовала. Вся нагрузка по доставке материальных средств ложилась на автомобильный транспорт бригады . В дорстройбригаде по штату всего три отдельных автомобильных батальона, и нагрузки на них оказались неподъемные. Чуть позднее Заместителем Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск маршалом Н. Ф. Шестопаловым принимается решение о вводе в штат бригады ещё трёх оавтоб и одной роты тяжёлых машин — «Ураган» с многоосными прицепами (просторечие — трейлер ).

Личный состав частей и подразделений 159 одсбр занимался строительством и обустройством подъездов к военным городкам , строительством военных городков, гарнизонов , ремонтом будущей штаб -квартиры ОКСВА. Автомобильные колонны 159 одсбр обеспечивали снабжение строительными материалами, горючим, продовольствием практически все строительные части ОКСВА. Подчинялась 159 одсбр управлению (штабу) 40 А.

В связи с отсутствием в штатном расписании отдельной дорожно-строительной бригады бронетранспортёров , подразделений охраны, трудностями по согласованию выделения моторизованных стрелковых подразделений для охраны автомобильных колонн бригады , дорожники первыми в ОКСВА, начали использовать «зушки» устанавливаемые на кузова бортовых автомобилей сначала ЗИЛ-130 , позднее КамАЗ , зенитных установок ЗУ-23 , для защиты от нападения автоколонн при совершении маршей, благо в составе соединения был «свой» рембат, где это всё делалось достаточно качественно, вплоть до обшивки бортов автомобилей железом, в качестве броневой защиты .

Выполнив задачи по обустройству соединений и частей 40 А, в 1984 году 159-ю отдельную дорожно-строительную бригаду переформировали в 58 оавтбр , соответственно на оснащение автобригады поступили на тот момент современные автомобили, в основном марки КамАЗ .

Автомобильные колонны 58 оавтбр обеспечивали снабжение боеприпасами , горючим, продовольствием практически все части и соединения ОКСВА, в своей зоне ответственности.

Основные маршруты следования колонн пролегали через перевал Саланг , Баграм , Кабул , далее — Джелалабад , Газни , Шахтджой , Гардез .

В основном использовались автомобили КамАЗ . Солдаты и офицеры колонн 58 оавтбр проявили мужество и героизм , выполняя многодневные рейсы в условиях высокогорья и минной опасности. Колонны часто подвергались нападениям со стороны душманов .

58 оавтбр выведена из Афганистана в Советский Союз в 1986 году и затем расформирована.

Бригада успешно выполнила поставленные перед ней задачи, в боевой обстановке построено десятки военных городков, перевезено из СССР тысячи тонн всевозможных грузов. За выполнение поставленной задачи сотни военнослужащих бригады были награждены орденами и медалями .

Состав

159 одсбр

В состав 159 одсбр входили:

    • Управление — войсковая часть (В/Ч) № 02172, располагалось в Петровск-Забайкальский , Белогорск , полевая почта (П.П. ) № 26039), Кабул ;
      • Производственно-технический отдел
      • Производственно-техническое отделение
      • Плановое отделение
      • Отделение главного механика
      • Автомобильная служба
      • Политический отдел
      • Штаб
      • Отдел снабжения
      • Бухгалтерия
      • Редакция газеты «Сын отечества» (Забайкалье («Вперед»), Дальний Восток («Доблесть»), Афганистан («Сын Отечества»));
    • 5134-я контора материально-технического снабжения (5134 КМТС или База КМТС);
    • 1705-й отдельный батальон дорожных работ (дорожно-строительный батальон) (1705 обдр (одсб)) — В/Ч № 02263, Тарбагатай , П.П. № 35593, Шиндант ;
    • 1707-й отдельный батальон дорожных работ (дорожно-строительный батальон) (1707 обдр (одсб)) — В/Ч № 02950, Хохотуй ), П.П. № 35611, Баграм ;
    • 1708-й отдельный батальон дорожных работ (дорожно-строительный батальон) (1708 обдр (одсб)) — В/Ч № 02952, Никольское , П.П. № 85643, Кабул (дворец Амина );
    • 1715-й отдельный мостовой (мостостроительный) батальон (1715 омостб (омостсб)) — В/Ч № 12618, П.П. № 35818 (сформирован на базе на базе 112 всо, 279 СУ ГУСС МО СССР ) Кострома , Петровск-Забайкальский, Новопавловка , П.П. № 51035, Кабул (Тёплый Стан );
    • 1720-й отдельный батальон механизации дорожно-строительных работ (1720 обмдср) В/Ч № 12631, Кострома, Петровск-Забайкальский, Хохотуй, П.П. № 36663, Кабул (Тёплый Стан, дворец Амина);
    • 126-й отдельный автомобильный батальон (126 оавтб) — В/Ч № 02949 Новопавловка, Екатеринославка , П.П. № 25909, Шиндант;
    • 863-й отдельный автомобильный батальон (863 оавтб) — В/Ч № 12619, Ханхалой , Бад , П.П. № 85644 Кабул (Тёплый Стан);
    • 1582-й отдельный автомобильный батальон (1582 оавтб) — В/Ч № 02581, Петровск-Забайкальский, П.П. № 25982, Пули-Хумри ;
    • 118-й отдельный ремонтный батальон (118 орб) или 118-я ремонтная база (118 РБ) — В/Ч № 77157, Петровск-Забайкальский, П.П. № 27980, Кабул (Тёплый Стан);
    • 5131-я промышленная база (5131-я база изготовления железобетонных изделий (5131 БЖБИ) — В/Ч № 51584, Петровск-Забайкальский, П.П. № 26190, Кабул (Тёплый Стан);
    • Н-ский отдельный учебный батальон (Н оучб) — В/Ч № 74571, Петровск-Забайкальский, Архара ;

Приданные (после ввода):

    • 285-я отдельная рота тяжёлых машин;

58 оавтбр

В состав 58 оавтбр входили:

    • Управление (штаб ) (П.П. № 26039), располагалось в Кабуле;
      • Газета «Сын отечества»;
    • 118-й отдельный автомобильный батальон (118 оавтб) (автомобильные колонны № 1181, 1182, 1183) П.П. № 69706;
    • 126-й отдельный автомобильный батальон (126 оавтб), П.П. № 25909 - автомобильные колонны) (Шинданд);
    • 261-й отдельный автомобильный батальон (261 оавтб) (колонны № 2611, 2612, 2613) до 1985 года В/Ч № 74578, с 1985 года П.П. № 63743; располагался до 1985 года в посёлке Уч-Кизыл под Термезом; с 1985 года на территории ДРА под Хайротоном);
    • 262-й отдельный автомобильный батальон (262 оавтб) (автомобильные колонны);
    • 466-й отдельный автомобильный батальон (466 оавтб), П.П. № 92583 (автомобильные колонны);
    • 2147-й отдельный батальон механизации (2147 обм), П.П. № 54839;
      • 1174 ПТОР;
    • 125 ВАИ;
    • 71 ВАИ;
    • ряд других частей и подразделений;

Командиры (года)

    • полковник Ю. В. Субботин , (1971 — 1973);
    • полковник А. А. Соловьев , (1973 — 1974);
    • полковник В. Д. Ковшов (1974 — 1981);
    • подполковник Н. В. Маланчук (1981 — 1983);
    • подполковник Е. Е. Литовченко (1983 — 1984);
    • полковник А. А. Колобов (1984 — 1985);
    • подполковник Е. В. Храмов (1985 — 1987);

Потери

Личный состав соединения , при выполнении интернационального долга , потерял 164 военнослужащих.

    • рядовой Садриев Марс Ризотдинович, 261-й отдельный автомобильный батальон, 5 апреля 1980 года;
    • лейтенант Галимов Фоат Хамзович, 261-й отдельный автомобильный батальон, 1 мая 1980 года;
    • ст. лейтенант? Конин Станислав Александрович, 261-й отдельный автомобильный батальон, 18 июня 1980;
    • ефрейтор Савин Виктор Николаевич, 1715-й отдельный мостостроительный батальон, 159 одсбр, 31 октября 1980 года;
    • рядовой Зуев Алексей Алексеевич, 466-й отдельный автомобильный батальон, 58 оавтбр, 1 февраля 1983 года;

ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ СТАТЬИ:

Ваш e-mail: *

Текст:

* Подтвердите, что Вы не робот:



Автомобильный транспорт к сентябрю 1982 года в подвозе материальных средств войскам 40 армии были задействованы тринадцать автомобильных батальонов (3 окружных, 6 армейских, 2 тыла ВВС и 2 приданных из военных округов) общей грузоподъемностью 17,5 тыс. т, в том числе 10 тыс. т по наливу .

Подвоз материальных средств выполнялся следующим образом:

От окружных перевалочных баз до армейских складов - автомобильными частями ТуркВО с привлечением автомобильных подразделений армейской бригады материального обеспечения;
- с армейских складов до складов соединений и частей - армейским транспортом.

В отдельных случаях для подвоза материальных средств с перевалочных баз и армейских складов до складов соединений и частей привлекался войсковой транспорт.

Боевой состав армии, решаемые ее войсками задачи обусловили состав и структуру основного соединения оперативного тыла - 59 армейской бригады материального обеспечения (абрмо ). Все пять батальонов бригады были бортовыми. Один автомобильный батальон с ротой, размещенные в гарнизоне Шинданд, были переоборудованы для перевозки горючего в стальных резервуарах Р-4, Р-6, Р-8 . Вместо отдельного батальона обслуживания в состав бригады входила отдельная рота обслуживания (в связи с тем, что бригада размещалась стационарно по гарнизонам - отпала необходимость в выполнении инженерно-дорожных работ). Большой объем ремонтных работ обусловил необходимость включения в состав бригады вместо отдельной ремонтно-восстановительной роты техники тыла отдельного ремонтно-восстановительного батальона. Кроме того, стационарное размещение бригады по гарнизонам позволило вместо роты в составе бригады иметь только взвод связи. В состав абрмо дополнительно были включены банно-прачечный комбинат для обслуживания ее личного состава, а также мотострелковая рота для охраны командного пункта бригады, инженерного склада и склада боеприпасов. Охрана остальных частей и подразделений бригады, а также сопровождение автомобильных колонн при перевозках были возложены на мотострелковые части в зонах их ответственности. Из состава бригады были исключены рота заправки горючего и склад военторга. Управление бригады находилось в Пули-Хумри .

В целях повышения автономности группировок войск армии в тыловом отношении подразделения и части 59 абрмо размещались в трех гарнизонах - Пули-Хумри, Баграм, Шинданд. Кроме того приданные из военных округов автомобильные батальоны находились: один в Шинданде, другой в Кабуле.

Серьезное внимание уделялось обустройству автомобильных частей в местах их размещения. Строились казармы (общежития), столовые, которые оборудовались водоснабжением, канализацией и даже центральным отоплением.

Доставка материальных средств, как правило, осуществлялась ротными колоннами. Каждая колонна состояла из 40-50 линейных и 10-12 обеспечивающих автомобилей. Дополнительно в состав сухогрузных колонн вводились по 1-3 авторефрижератора для доставки свежего мяса. Ежедневно на дорогах Афганистана в перевозках участвовали десятки колонн.

Движение автомобильных колонн осуществлялось только в светлое время суток. Независимо от характера боевых действий распределение времени использования автомобильного транспорта за месяц составляло: в районе дислокации - 3-5 суток, в движении - 10-12 суток, на погрузочно-разгрузочных работах - 12-15 суток. Таким образом, наиболее слабым звеном при подвозе материальных средств являлись их погрузка и выгрузка. На этих операциях преобладал ручной труд, так как материальные средства, в основном, поступали в тарно-штучной упаковке.

Заправка автомобильных колонн горючим проводилась централизованно на шести пунктах массовой заправки , созданных на автомобильных дорогах в местах остановки колонн: Хайратон, Пули-Хумри, Кабул, Тугагунди, Шиндантд, Кандагар.

Планирование подвоза материальных средств тесно увязывалось с характером боевых действий войск. К 15-му числу месяца, предшествующего планируемому, завершалось месячное планирование в округе. Выписки из плана подвоза направлялись в 40 армию, перевалочным базам и командирам окружных автомобильных частей. Одновременно план подвоза доводился до начальников родов войск и служб округа, подававших свои заявки. В штабе и службах тыла армии ежемесячное планирование завершалось к 25-му числу, выписки из плана подвоза направлялись соединениям и частям армейского подчинения. В выписках указывался объем подвоза по видам материальных средств и принадлежность привлекаемых для подвоза транспортных средств. План подвоза (в округе и армии) подписывался начальником штаба тыла округа (армии) и утверждался заместителем командующего войсками округа (армии) по тылу.

Автотранспортная служба округа (армии) разрабатывала план перевозок на месяц, на сутки и на конкретную подачу.

В бригаде материального обеспечения , в соединениях и частях планирование работы автомобильных частей и подразделений осуществлялось на месяц с ежесуточным уточнением задач в соответствии со складывающейся обстановкой.

Задачи по подвозу материальных средств исполнителям доводились на месяц в приказе по тылу армии. В каждой автомобильной роте и сводном автомобильном подразделении, привлекаемым к подвозу, составлялись месячные графики движения.

На выполнение каждой перевозки отдавался боевой приказ и оформлялись необходимые документы.

Подвоз материальных средств осуществлялся в условиях постоянного воздействия противника по транспортным коммуникациям и автомобильным колоннам.

Подготовка автомобильных колонн к маршруту осуществлялась по специально разработанной программе, предусматривающей проведение занятий по боевому слаживанию, техническому обслуживанию автомобилей и погрузке материальных средств. Обычно такая подготовка занимала до трех суток.

Автомобильные колонны комплектовались по следующей схеме:

Штатное автомобильное подразделение;
- огневые средства поражения: по 3 единицы ЗСУ-23-2 или БТР (БРДМО);
- средства связи: радиостанция «Ромашка» для радиосвязи с авиацией воздушного прикрытия; три комплекта радиостанций Р- 123 для организации радиосвязи в колонне и с диспетчерскими пунктами, сторожевыми постами, заставами; Р-142 для организации связи с ЦДЛ, ЦБУ, с командными и диспетчерскими пунктами своих частей.

Каждый военнослужащий имел при себе штатное стрелковое оружие и две гранаты, а на каждый автомобиль выдавались по две дымовых шашки и по три дымовые гранаты.

Подача материальных средств в небольшие гарнизоны, расположенные в горах, в отрыве от основных сил, планировалась и осуществлялась, как правило, при проведении в этих районах боевых действий. В плановом порядке завоз грузов производился не чаще чем 1-2 раза в год.

В сложных условиях горно-пустынной местности пробег автомобилей до очередного технического обслуживания сокращался на 30-35 %, а межремонтный пробег - на 25-30 % от установленных норм. Ежегодное обновление автотранспорта подвоза осуществлялось до 30 %.

Боевые потери автомобильных частей ТуркВО и 40 армии (1980-1984 гг.)

I. Личный состав :
всего: - 816 чел.
в т.ч. ранено - 654 чел.
убито - 162 чел.

Потери распределяются:
а) по звеньям подвоза:
окр. части - 15-25 %; 59 абрмо - 70-80 %; проч. - 5%;

б) по годам:
1980 г. - 90 ранено, 20 убито;
1981 г. - 140 ранено, 47 убито;
1982 г. - 274 ранено, 42 убито;
1983 г. - 195 ранено, 35 убито;
1984 г. (на 1.08) - 117 ранено, 18 убито.

II. Автомобильная техника:

всего: - 1526 ед.
в т.ч. безвозвратно - 602 ед.

Потери распределяются:
а) по звеньям подвоза:
окр. части - 40-45 %; 59 абрмо - 45-50 %; проч. - 5%;

б) по годам:
1980 г. - 31 всего; в т.ч. 10 безвозвратно;
1981 г. - 465 всего; в т.ч. 110 безвозвратно;
1982 г. - 511 всего; в т.ч. 171 безвозвратно;
1983 г. - 317 всего; в т.ч. 150 безвозвратно;
1984 г. (на 1.08) - 201 всего; в т.ч. 161 безвозвратно.

Общие боевые потери автомобильного транспорта подвоза составили 4 975 единиц, в т.ч. наливных - 1 261 .

Примечание:
Архив Автотранспортной службы МО СССР. Д. 037 (1980, 1981, 1982), С. 349-354.
Московченко В.М.. Тыловое обеспечение отдельной армии при ведении боевых действий в горно-пустынной местности,- М.: В АГШ, 1990. С. 21.
Архив Автотранспортной службы МО СССР. Д. 037 (1984), С.155-159.
Московченко В.М.. Тыловое обеспечение отдельной армии при ведении боевых действий в горно-пустынной местности,- М.: ВАГШ, 1990. С. 51.

Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)