Арена ди Верона: от античности до наших дней. Оперные постановки на Арена-ди-Верона

Безусловно, одной из ярких и знаменитых достопримечательностей Вероны является Арена-ди-Верона - самый большой открытый театр. Он был возведен в I веке нашей эры во времена правления Августа. Изначально она располагалась за стенами города, и лишь в 256 году стала частью новой Вероны, которая была расширена императором Галлиеном.

Шедевр римской архитектуры

Великое творение римских мастеров в своем первозданном виде сохранилось вплоть до 10 века, после чего его начали растаскивать по камням местные жители. Несмотря на два страшных землетрясения, античный римский амфитеатр больше пострадал от мародерства людей. Начиная с 13 века, жители все-таки начали задумываться о сохранении архитектурного шедевра, но лишь в середине 15 века был издан указ, который грозил серьезными наказаниями тех, кто будет способствовать разрушению амфитеатра.

Сберечь частицу истории

В 1480 году начались крупные реставрационные работы, а также возобновились театральные представления. В начале прошлого столетия Италия праздновала 100-летие со дня рождения Джузеппе Верди. Именно тогда знаменитый тенор Джованни Дзенателло задумал в честь этого события, поставить одно из произведений Верди на площадке древнего амфитеатра. С тех пор это стало традицией и перешло в ежегодный фестиваль, который является одним из самых престижных и популярных в Европе.

На протяжении многих десятилетий самые мощные и знаменитые голоса мира разносились в стенах Арена-ди-Верона, создавая чарующие мелодии. Провести вечер в античном амфитеатре, это значит получить море незабываемых и волнительных эмоций.

На месте же античного форума в городе сейчас построена самая знаменитая в Вероне площадь Пьяцца делле Эрбе .

Арена-ди-Верона на карте Вероны

Безусловно, одной из ярких и знаменитых достопримечательностей Вероны является Арена-ди-Верона - самый большой открытый театр. Он был возведен в I веке нашей эры во времена правления Августа. Изначально она располагалась за стенами города, и лишь в 256 году стала частью новой Вероны, которая была расширена императором Галлиеном.

Арена-ди-Верона (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Арена-ди-Верона - амфитеатр, который построили древние римляне. В Италии Арена занимает третье место по величине. Огромное сооружение из розового мрамора возведено в 30 году - ему почти 2 тысячи лет! Слава строителям, которые поработали на совесть - Арена пережила сильное землетрясение 12 века.

Огромное сооружение из розового мрамора возведено в 30 году - ему почти 2 тысячи лет!

Сегодня здесь, как и сотни лет назад, проходят театральные постановки. С июня по август на сцене Арены ставят оперу. Трибуны вмещают порядка 30 тысяч зрителей. В Верону специально приезжают лучшие мировые голоса оперы, чтобы выступить на тысячелетней сцене. Говорят, что лучшие постановки «Ромео и Джульетты» - именно в Вероне.

Зимой здесь никто не выступает, а любители классической музыки перебираются в соседний концертный зал Ente Lirico Arena.

Адрес и стоимость билетов

Римская Арена расположена на улице Диетро Амфитиатро, 6b. Сюда можно запросто добраться на автобусах. Концерты, как уже было сказано, проходят с июня по август. Кроме того, туристы могут посетить экскурсию.

Экскурсии проводятся со вторника по воскресенье, с 8:30 до 19:30, по понедельникам - с 13:30 до 19:30. Полный билет стоит 20 EUR, льготный - 15 EUR, для детей от 8 до 14 лет - 1 EUR, для детей не старше 7 лет вход свободный. Стоимость билета на спектакль колеблется от 24 до 200 EUR.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

«ОПЕРА: солисты величайших театров Италии. АРЕНА ДИ ВЕРОНА»

Анжело ФИОРЕ (тенор)

Давиде ДЖАНГРЕГОРИО (бас-баритон)

Государственный духовой оркестр России, дирижер Андрей Колотушкин

Продолжая цикл гала-концертов при участии солистов величайших театров Италии, 22 декабря 2018 года на сцене Светлановского зала Московского Дома Музыки состоится концерт солистов амфитеатра Арена ди Верона. Концерт пройдет в сопровождении Государственного духового оркестра России, дирижер – Андрей Колотушкин.

Под проекции полотен великих итальянских художников на сцену выйдут одни из лучших солистов амфитеатра Арена ди Верона: Анжело Фиоре и Давиде Джангрегорио. Они исполнят самые известные шедевры мировой оперы, такие как «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, и обязательно представят московской публике возможность услышать арии из оперы «Аида», которую к 100-летию Джузеппе Верди создали и показали в амфитеатре и с тех пор провели уже более 70 раз. Также в концерте примет участие автор проекта, президент Фонда «Опера», обладательница уникального лирико-драматического сопрано Вера Кононова.

Анджело Фиоре родился в Палермо в 1984 году. Окончил консерваторию «Луиджи Керубини» во Флоренции по классу фортепиано и вокала. В 2014 году он выиграл конкурс имени Марии Куинтьери за роль Пинкертона в “Мадам Баттерфляй. Кроме того, в 2014 году он был награжден на фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго премией Микеланджело Куписти как самый перспективный итальянский лирический талант. В качестве солиста он принял участие в нескольких концертах Фонда Лучано Паваротти, фестивале Пуччини и с оркестром Тосканы исполнил Реквием Верди во Флоренции.

Давиде Джангрегорио родился в Беневенто (Италия), получил степень по вокалу в консерватории им. Н. Сала в своем родном городе, где он также изучал орган и композицию, камерную музыку и фортепиано. Выступал на престижном фестивале Двух Миров в Сполето, итальянском Парламенте в Риме и в Капелла-Холле в Санкт-Петербурге под управлением Матса Лильефорса. Среди его будущих проектов роль Акиллы в опере «Юлий Цезарь в Египте» в Каире и Гауденцио в «Синьор Брускино» в театре Ла Фениче в Венеции.

Уникальный античный амфитеатр Арена ди Верона, построенный в Вероне около 30 года нашей эры и расположенный на главной площади города Пьяцца Бра, является всемирно известной концертной площадкой. На данный момент это самая масштабная оперная площадка в мире, принимающая в год до 600 тысяч зрителей. Благодаря исключительной акустике, Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас, спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноименной опере Понкьелли. Кроме Каллас в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано, Тито Гобби, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Евгений Нестеренко и многие другие исполнители.

Потрясающий концерт в лучших традициях итальянской оперы и великого амфитеатра Арена ди Верона соберет в зале Дома Музыки всех ценителей высокого оперного искусства. 22 декабря не упустите возможность отправиться в путешествие в самый центр Вероны и насладиться наследием легендарных итальянских композиторов.

Театралам всего мира Верона знакома, в первую очередь, благодаря одной из своих главных достопримечательностей под названием Арена ди Верона, амфитеатру времен Древнего Рима. Античная диковинка хорошо сохранилась до наших дней. В 2000 г. она вошла в список Всемирного наследия Юнеско. Внутри римского амфитеатра находится театральная площадка – место проведения ежегодных оперных фестивалей.

От древнеримских времен до наших дней

Инициатором строительства амфитеатра был Тиберий Юлий Август, второй римский император, правивший в период 42 до н. э. 37 н. э. Сооружение возводилось с целью проведения в нем излюбленных римлянами зрелищных мероприятий – боев гладиаторов, а также цирковых представлений.

Сооружению больше 1800 лет. Оно пережило две мировых войны, устояло во время мощных землетрясений и наводнений. В конце XVIII в. Гете во время путешествия по Италии написал в своих путевых заметках о том, что веронцы несомненно заслуживают похвалы за свое усердие, с которыми поддерживают в надлежащем состоянии свой амфитеатр.

Одновременно с падением Римской империи пришла в упадок и Арена ди Верона. Произошедшее в XII в. сильное землетрясение еще больше разрушило постройку. Внешний периметр практически обвалился, и веронцы довольно быстро разобрали его на стройматериалы. Развалины сооружения были превращены суровой инкивизицией в место публичной казни еретиков. Но прошло несколько веков, и все чудесным образом переменилось, в амфитеатре вновь стало многолюдно. Яркие, полные эмоций рыцарские турниры сменялись народными гуляньями, а с XVIII в. еще и корридой, мода на которую пришла из Испании.

В начале ХХ в. Арена ди Верона получила новый импульс к развитию, и произошло это при следующих обстоятельствах. Известный оперный певец Джованни Дзенателло сумел убедить театрального постановщика Оттоне Ровато инвестировать средства в реконструкцию старинного здания.

Совместными усилиями предприимчивые итальянцы не только привели в порядок Арену, но и подготовили и провели оперный фестиваль, приуроченный к 100-летней годовщине со дня рождения Дж. Верди. Изюминкой фестиваля стала опера юбиляра «Аида», которую посмотрели десятки тысяч человек. Воистину, амфитеатр в Вероне стал крупнейшей открытой театральной площадкой, причем, не только в Италии, но и во всем мире.

Ежегодный оперный фестиваль – новая страница в летописи Арены

Идея с фестивалем оказалась настолько удачной, что за последние сто лет в Вероне он проходил 80 раз! Организаторами оперных представлений были самые влиятельные театральные деятели Италии. Арена удивительным образом подходит для этих целей, поскольку акустика в ее стенах просто фантастическая. Даже в последних рядах звуки оперы звучат так же богато, как и рядом с оркестром. Размеры сцены впечатляют своими масштабами и позволяют установку грандиозных декораций.

До конца XX в. количество мест в Арене доходило до 20 тысяч. Однако в новом тысячелетии городские власти озаботились вопросами пожарной безопасности и решили ограничить вместимость амфитеатра 15 тысячами. Фестивальный период продолжается все лето, с июня до августа, а самым музыкально насыщенным месяцем является июль. В середине лета представления звучат почти ежедневно, но о билетах лучше позаботиться заблаговременно; оптимально – в начале театрального сезона.

В различные времена в стенах амфитеатра выступали звезды оперной сцены мирового масштаба. В 1947 г. – Мария Каллас, в 50-х годах – Джуззеппе ди Стефано. С начала 70-х годов и до самой своей кончины Лучано Паваротти ежегодно участвовал в Веронском фестивале, исполняя партии в операх Верди, Пуччини, Леонкавалло, Понкьелли. Позже завсегдатаем фестивалей стал Пласидо Доминго, тенор из Испании, виртуозно исполнявший партию в опере Пуччини «Турандот». Гала-концерты на огромной сцене в Вероне привлекают внимание театралов со всего мира.

Представления и билеты

На сегодняшний день почти весь репертуар Арены представлен оперными произведениями итальянских композиторов. Самые популярные из них это «Аида», «Тоска», «Севильский цирюльник», «Кармен». Разумеется, ни одно лето не обходится без таких шедевров как «Ромео и Джульетта» и «Дон Жуан», довольно часто здесь проходят концерты симфонической музыки и балетные постановки.

Билеты на представления можно приобрести через Интернет на сайте Арена ди Верона: www.arena.it . Элитными местами считаются кресла, расположенные у сцены – они же и самые дорогие. Бюджетные места находятся вверху амфитеатра и представляют собой потертые тысячелетиями каменные ступени театрального сооружения.

Адрес: Piazza Bra, 1, 37121 Верона VR, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Театральное предприятие в «большом трактире народов»

Ромео в шекспировской трагедии говорит: «Но мира нет за стенами Вероны». Мраморная доска с этими словами красуется под двойной аркой, увенчанной часами,- одним из въездов в исторический центр города. Место это знакомо всем и весьма популярно. Отсюда просматривается Пьяцца Бра - в числе красивейших и знаменитых площадей Италии, центром которой является Арена. Она, пожалуй, более, чем старинная хроника о несчастных юных влюбленных, облеченная в шекспировские строфы, является символом Вероны. Вырванные из контекста слова Ромео, несмотря на их пятисотлетний возраст, довольно точно отражают отношение веронцев к родному городу. Итальянцам вообще присущи любовь и гордость местом, где они родились, не только в случае, если их родина красивая и романтическая Верона, но и крошечное местечко. Верона - город, размеры и жизненный ритм которого по плечу человеку. «Godo di essere veronese» - «я счастлив быть веронцем» можно услышать из немалого числа уст.

Предшествующие поколения наделили Верону выразительным прозвищем: «grande osteria dei popoli» - «большой трактир народов». Видно, Верона всегда славилась пристрастием к щедрому столу и умением приготовить вкусные кушанья. Это качество (впрочем, присущее всем итальянским областям и городам) город Ромео и Джульетты сохранил по сей день.

Туристам (которых в Вероне бездна, ибо после Рима, Флоренции и Венеции их путь лежит именно сюда) Верона являет лик романтический: толпы заполняют двор дома Джульетты (дому действительно около шестисот лет, а вот балкон, фигурирующий как «тот» балкон, то есть где Джульетта признается в своей любви, подслушанная Ромео,- пристроен в девятнадцатом веке), покупают фрукты на шумящей под колонной с львом Святого Марка Пьяцца Эрбе, замолкают в восхищении перед готическим кружевом арок, в тени которых спят веронские герцоги, что оставили кровавый след в истории Италии. Внимательному наблюдателю Верона являет лик будничный, деловой: это крупнейший центр по производству продуктов питания вина, фруктов, сыров и копченостей, веронский аэропорт - один из важнейших в стране, а веронские банки имеют свои отделения в Нью-Йорке и Лондоне, Париже и Франкфурте. Верона - богатый город, и живется здесь хорошо и спокойно.

Кому-то, привыкшему к бурному ритму мегаполисов, Верона может показаться провинциальной. Оттенок провинциальности, действительно, присущ всей Венецианской области, которая, несмотря на присутствие индустрии, сохраняет свой аграрный характер. Культурой здесь не слишком интересуются, уделяют ей мало внимания и еще меньше - денег. Опера, которая во всем мире отождествляется со своей исторической родиной, в Италии находится в условиях, оставляющих желать много лучшего. Пожалуй, только миланский театр Ла Скала сохраняет высокий музыкальный уровень, далеко не равный уровню театральному. В Италии оперные спектакли не играются круглый год: продолжает существовать исторически сложившаяся традиция «stagione» - «сезона», когда театры дают спектакли в определенные периоды года.

Можно не знать ничего о Вероне, но об Арене ди Верона, кажется, слышали все. Все знают, что это самый большой театр под открытым небом. Арена таит в себе очарование, которому трудно противостоять. Очарование, связанное с естественным восхищением архитектурным гением древних римлян, построивших это чудо пространства и акустики, и подкрепленное незабываемыми ощущениями, которые переживает тот, кто попадает в Арену на оперу.

Арену построили в первом веке нашей эры, в самом конце эпохи империи Августа. Первоначально она находилась за городскими стенами, и только в 256 году н.э. вошла в периметр новой Вероны, расширенной императором Галлиеном. Остатки стен города, современного Галлиену, можно увидеть и теперь в непосредственной близости от Арены. Удивительное творение сохранялось в неприкосновенности до десятого века, когда население начало растаскивать ее по камням, обнаружив, что мраморные квадратные, уже обработанные блоки амфитеатра могли сослужить отличную службу при возведении общественных зданий. Арена пережила два землетрясения: в 1117 и в 1183 годах, и больше пострадала от рук потомков строителей, чем от стихийных бедствий. Один из подземных толчков привел к разрушению внешнего трехъярусного ряда арок, от которого осталось одно «крыло».

В начале тринадцатого столетия местные жители, наконец, озаботились судьбой амфитеатра, но только в 1460 году вышел закон, угрожавший серьезным наказанием тому, кто посмеет приложить руку к дальнейшему разрушению Арены. Спустя двадцать лет началась реставрация памятника и возобновились театральные представления. Служившая в эпоху становления христианства для гладиаторских боев (о чем можно прочесть у Плиния Младшего), Арена в последующие века стала свидетельницей зрелищ самого различного толка: рыцарских турниров, корриды, балетов, цирковых и драматических спектаклей. Гете, посетивший Верону в 1786 году и выразивший ставшее общим местом восхищение изумительным творением, напрасно сетовал на невозможность увидеть амфитеатр, переполненнный возбужденными толпами: спустя всего пять лет, в 1791-ом, любопытные зрители высоко задирали головы, чтобы увидеть аэростаты братьев Монгольфье, в 1805-ом стали свидетелями корриды в честь Наполеона и в 1812-ом - конных соревнований в честь его врага и тестя, Франца Первого Габсбургского (который терпеть не мог боя быков). В 1822 году концертом в честь Конгресса Священного Союза, собравшегося в Вероне, дирижировала палочка, принадлежащая самой умной и ироничной музыкантской голове Италии: Джоакино Россини. На концерте же присутствовали головы коронованные. Еще тридцать спустя в Арену залетели первые ласточки мелодрамы: в 1859 году ее мощные стены огласились кокетливыми трелями и томными признаниями из уст персонажей «Севильского цирюльника» и «Любовного напитка», опер, пожалуй, наименее подходящих монументальной естественной декорации.

В 1913 году Италия отмечала столетие со дня рождения великого композитора Джузеппе Верди. Джованни Дзенателло, обладатель легендарного тенора и веронец по происхождению, задумался о вкладе, который мог бы внести город Ромео и Джульетты в дело чествования композитора, ставшего символом Италии. Так родилась мысль поставить одну из вердиевских опер, использовав для этого прославленный амфитеатр. Для дебюта в необозримых аренианских пространствах была выбрана «Аида»: ее зрелищность в сочетании с древней архитектурой могла произвести незабываемое впечатление. Однако и сомнений было немало. Известный дирижер Антонио Гуарньери выразил свое мнение в следующих словах: «На открытом воздухе не делают музыку, а только играют в шары». Больше доверия к идее было у молодого тогда Туллио Серафина: «Я пригласил в это пустое огромное пространство нескольких оркестрантов: гобоиста, флейтиста, трубача, скрипача. У меня сразу сложилось точное представление о результате. Он обещал быть великолепным, особые проникновенные качества приобрел звук гобоя». Убедившись в безупречности акустики Арены, нужно было еще подгадать правильно погоду, ибо в случае дождя или града исполнение оперы было под угрозой. Действительно, ни дождь, ни град не замедлили испробовать свои эффекты на головах дирижера, солистов и артистов хора и оркестра. Дождь лил и в вечер генеральной репетиции, когда Туллио Серафин за фортепиано заменил оркестрантов, которые спасали от воды инструменты, а толпы древних египтян дефилировали, прикрываясь зонтиками. В вечер же премьеры 10 августа 1913 года небо было абсолютно ясным.

В той первой «Аиде» участвовали: за дирижерским пультом - Туллио Серафин, в главных ролях: Джованни Дзенателло - Радамес, Эстер Маццолени - Аида, Мария Гай - Амнерис. Древние ступени заполнила публика, среди которой были Джакомо Пуччини, Арриго Бойто, Пьетро Масканьи, Ильдебрандо Пиццетти, Риккардо Дзандонаи - авторитетнейшие итальянские композиторы, а также писатели Максим Горький и Франц Кафка, не говоря уже о критиках и журналистах. Большой интерес к уникальному зрелищу выразили жители Вероны и прилегающих местечек: многие из них прибыли на спектакль на велосипедах, и в вечер представления Пьяцца Бра превратилась в огромный велосипедный парк.Так было положено начало оперному фестивалю, который существует уже восьмое десятилетие, прерванный только двумя мировыми войнами, и является одним из самых популярных и престижных в Европе.

На протяжении этих почти восьми десятилетий самые прекрасные и легендарные голоса отдавались мелодичным эхом в древних стенах. Блистательные соперники Беньямино Джильи и Джакомо Лаури-Вольпи, любимый тенор Тосканини Аурелиано Пертиле и тончайший музыкант Тито Скипа, благородные басы Эцио Пинца и Танкреди Пазеро, серебристое сопрано Тоти Даль Монте, могучий баритон Джино Беки и интеллектуальный - Тито Гобби, дивные голоса Магды Оливеро и Мафальды Фаверо, Джины Чинья и Марии Канилья. В Арене пели все певцы, хорошо известные и нашему слушателю, хотя бы по записям: Рената Скотто, Елена Николаи, Монсеррат Кабалье, Леонтин Прайс, Джульетта Симионато, Фьоренца Коссотто, Марио Дель Монако, Джузеппе Ди Стефано, Франко Корелли, Карло Бергонци, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Пьеро Каппуччилли, Ренато Брузон. И, наконец, две «первые среди равных» - Мария Каллас и Рената Тебальди. Арене принадлежит честь открытия Каллас, ибо именно здесь она появилась 2 августа 1947 года никому не известной двадцатичетырехлетней певицей в костюме Джоконды, главной героини одноименной оперы Понкьелли и с тех пор возвращалась четыре раза в ролях Турандот, Виолетты, Аиды и Маргариты в «Мефистофеле».

Фестиваль в Арене ди Верона, грандиозный театр под открытым небом, - явление очень своеобразное, и мнение, что оно не имеет себе равных, соответствует истине. Каждая опера, появляющаяся на афише, рассматривается прежде всего с позиций, «подходит» или «не подходит» она Арене. Спектакли самого величественного театра под открытым небом привлекают публику только в том случае, если речь идет о популярном в Италии названии. На то, чтобы увидеть здесь «Сказки Гофмана» или «Пиковую даму», вагнеровскую театралогию или «Воццека» рассчитывать не приходится. Говорят, что когда много лет назад в Арене поставили «Лоэнгрина» на спектакль явилось триста (!) человек. И поэтому приготовьтесь к встрече с неизбежными «Аидой», «Набукко», «Риголетто», «Тоской», «Турандот», «Сельской честью», «Паяцами», «Кармен».

Банальное утверждение, что жизнь прекрасна и удивительна, на главной площади Вероны наполняется новым смыслом. Ищущие ярких впечатлений, несомненно, признают исключительность переживания спектакля в Арена ди Верона. Громадный человеческий муравейник - четырнадцать-шестнадцать тысяч зрителей, задолго до начала представления занимающие горячие ступени чудо-амфитеатра,- олицетворяет праздник и дарит ощущение наслаждения жизнью. Идея оперного фестиваля в Арене есть, по существу, идея коллективного праздненства, осуществленного в том числе и средствами оперы.

Фестиваль в Вероне из года в год сохраняет свое лицо: десяток популярных названий, чередующихся между собой, все оперы зрелищные, требующие участия масс, два-три звездных имени, множество посредственных и попросту никуда не годных голосов. Но, видно не только в музыке дело, если из вечера в вечер прокаленные двухтысячелетним солнцем жесткие ступени влекут к себе десятки тысяч людей. В Арене диктует Арена - она дарит вам поразительную красоту и необычность переживания. Музыка же в этом праздненстве играет не главную, но одну из главных ролей, ведь вы же находитесь в Вероне, «большом трактире народов» и признанном центре виноделия, городе Ромео и Джульетты и жестоких веронских герцогов. Так что посещение спектакля в Арене - как бы часть туристского «пакета», в который входят удовлетворение вкуса самого избалованного гурмана, дегустация тончайших и ароматнейших местных вин, прогулка на лодке по красивейшему озеру Гарда, поклон фальшивому балкону Джульетты и незабываемое ощущение боли в спине от сидения на каменных ступенях амфитеатра.

Спектакли в Арена ди Верона, в общем, схожи между собой своей традиционностью, понимающей постановку как тщательную инсценировку либретто. В Арене живут и процветают только пышные и почти всегда натуралистические спектакли. Видно, самый великий театр под открытым небом диктует свои условия. Остается только ждать появления гипотетическиого реформатора, который, возможно, не появится здесь никогда.

За многие годы существования фестиваля на ступенях амфитетра, служащих сценической площадкой, можно было увидеть очень похожую на реальную соседнюю Мантую, залитую странным и печальным лунным светом («Риголетто»), голубовато-свинцовые морские дали, огромный и роскошный замок (расписанный задник длиной 13 и площадью 2500 квадратных метров), вполне настоящий корабль, с которого Отелло провозглашает свое «Esultate!» (одноименная опера Верди), целый лес парижских крыш, мансард, окошек, печных труб - необыкновенно живой монмартрский пейзаж («Богема»), дымчато-серый город со сверкающе великолепной архитектурой в окружении гор, где робко светятся окошки затерянных домов, город, полный жизни и движения - Севилья («Кармен»), таинственный, гармоничный и симметричный древний Пекин («Турандот»). В Арена ди Верона хотят непременно создать впечатление «настоящего» и грандиозного. Франко Дзеффирелли, режиссер и сценограф «Кармен», стремится создать на подмостках Арены не образ Севильи, но самое Севилью и населяет оперу немыслимым количеством персонажей. На первом плане разлеглись некие наблюдатели, на боковых авансценах непрерывно танцуют, ступени, от которых рукой подать до публики, заняты шатрами, где кто-то живет, коврами, где кто-то лежит. Среди действующих лиц - не только несколько сотен фигурантов, но настоящие лошади, ослики, коза, собаки и гуси, а также тот, кто должен следовать за животными с совком и метелкой. Смею заверить, открытых ртов всегда хватает. Тысячи людей захвачены этой игрой в «настоящее».

Арена как театральное предприятие решает не только проблему развлечения, но в некотором роде и проблему безработицы: на перевозку оформления «Нормы» требовалось два грузовика и неделя времени, поворотом круга в «Отелло» были заняты пятнадцать человек, в «Кармен» честно зарабатывали себе на хлеб не только люди, но и животные.

Музыка в Арене может быть смело поставлена на последнее место. Крупный аграрный и индустриальный центр, привлекающий в течение года специалистов своими прославленными выставками-ярмарками, Верона летом стремится привлечь туристов, и главный козырь в этом - спектакли Арены. Арена - прежде всего экономическое, и уже потом музыкальное предприятие: в летний период театр под открытым небом «кормит» хозяев гостиниц, ресторанов, баров, туристические агентства, авиакомпании, автобусные парки. Доход от продажи билетов покрывает более 60% расходов на постановки, что тоже является своеобразным экономическим чудом (для сравнения - в театре Ла Скала эта цифра составляет 21%). Веронский фестиваль, несомненно, уже вошел в историю культурного туризма ХХ века как одно из самых крупных явлений.