Армяне происхождение народа. История и традиции армянского народа с древних времен до современности

Происхождения и формирование армянского народа

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянского народа, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках. Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый - древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальника Айка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя - Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка -Айкашен, Араманяка - гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса - Армавир, от Ераста - Ерасх (Аракс), от Шары - Ширак, от Амасии - Масис, от Гегама - озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака - Сюник, от Ара Прекрасного - Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). Эти сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне - родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX - XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса - армяне, Картлоса - грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» - царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны - греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа - это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

В последнее время попытки присвоения армянской стороной исторических памятников и образцов азербайджанской культуры стали приобретать все больший размах. Воруют и присваивают наши бедовые соседи все - от истории до кулинарных рецептов.

С этой точки зрения очень интересно и показательно исследование, проведенное в книге "Армянские инородные сказки" главой Государственного агентства по авторским правам Камраном Имановым.

Ранее книга уже публиковалась, была выставлена и в Интернете, однако, учитывая, что информационная война против Азербайджана набирает обороты, мы посчитали нужным вновь представить ее вниманию читателей.

В книге обстоятельно и аргументированно исследуются корни, причины и последствия армянских фальсификаций и плагиата.

Предлагаем нашим читателям главы из указанной книги.

В "Истории армянского народа" утверждается, что "...колыбелью человечества, его прародиной является Армения". Армяне - самый древний народ и язык армян - древнейший из всех известных. Идея исключительности и особой миссии армянского этноса и сегодня продолжает оставаться маниакальной, несмотря на предупреждения некоторых реалистичных политических деятелей Армении о том, что раздувание исключительности и отверженности - тупиковый путь для армянского этноса. "Видеть во всех врагов - самому стать врагом для всех. Это не путь, это бездна" (Сурен Золян).

Одна из многих граней творимой легенды об армянской исключительности - повсеместное утверждение армянством мнения о том, что они являются аборигенами Кавказа, наследниками "Великой Армении от моря до моря". Пришлость же армян, их насельничество на сегодняшних и на предшествующих "транзитных" местах обитания давно доказана исторической наукой. Геродот - "отец истории народов" пишет: "Страну, располагающуюся у верхнего течения Ефрата, именовали Арменией". Армяне "проживали в западной части нагорья, именуемого Армянским" (Геродот, "История; Изд. "Наука", Ленин¬град, 1972). А вот мнение известного историка И Дьяконова, отраженное в его монографии, изданной в Армении: "Армянский этнос сформировался вне пределов Кавказа" (И.Дьяконов, "Предистория армянского народа", Ереван, 1958). Теперь уже общеизвестно, что Армения не является родиной армянского этноса. И с этим вынуждены считаться и сами армянские ученые.

Академик М.Абегян: "...где корни армянского народа, как, когда, в какое время, откуда и какими путями он пришел сюда... Мы не располагаем точными и ясными свидетельствами этого" ("История армянской литературы", Ереван, 1975).

"Предки армян пришли с Балкан" ("История армянского народа", Ереван, 1980).

Как и утверждают ныне сами армянские авторы, "древнейшим ядром армян было население северо-восточной части Малой Азии. Эта страна... именовалась Арма-тана, а позднее Хайаса. Уже оттуда предки армян перебрались к юго-востоку озера Ван (ХП в. до н.э).

Исторически известно, что в IX в. до н.э. в Восточной Анатолии, вблизи озера Ван сформировалось государство Урарту (Биани), которое в середине VIII века до н.э. присоединило к себе Хайасу под названием Арме. Тем самым "Арме", равно как и "Хайаса" - название и самоназнание сегодняшней Армении исходят именно из указанных географических областей.

Не случайно, Дьяконов считает, что "поскольку древне-армянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья, ясно, что он занесен сюда извне".

Более того, в раннем средневековье и в последующем, нахождение армян на земле, населенной тюркским этносом, позволило им выжить и, этнически сохраниться. Известный специалист Левон Дабегян: "...армяне своим национальным существованием и впрямь обязаны сельджукским и османским тюркам. Если бы мы остались среди византийцев или других европейцев, армянское имя всего-навсего могло сохраниться только в исторических книгах".

С подобным армянским откровением нельзя не согласиться, поскольку сами же армяне в своей книге "Армянская средневековая литература", подготовленной Институтом литературы им. М.Абегяна и изданной издательством "Советан грох" на русском языке в Ереване в 1986 г. со ссылкой на своего средневекового историка Себеоса, приводят исторический документ - письмо византийского императора Маврикия (582-602) царю Персии Хосрову: "...народ (армяне) ...живет между нами и мутит...". И далее говорится, что их нужно изгнать с земель Византии и Ирана. Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Согласно историческим хроникам, после армянских погромов, учиненных Византией в конце первого тысячелетия, армянский католикос для спасения нации обращается к сельджукскому султану Арп-Аслану с мольбой о помощи, и султан берет армян под покровительство. Мы приводим мнение 26 армянского католикоса Барсеса о султане Мелик-шахе, улучшившим положение армянской церкви после обращения к нему: "Он всюду сумел создать мирное и справедливое правление... в силу своего величия, никому не причинил бед".

А вот цитата, взятая у армянского историка Матевоса о проживании армян на землях, населенных тюркским этносом, и отношении тюрков к ним. "Правление Мелик-шаха было угодно Богу. Его власть распространилась вплоть до дальних стран. Она принесла спокойствие армянам... Он был преисполнен милосердия к христианам, проявлял отеческую заботу к народам...". И последнюю цитата, которую мы приводим, - это армянское свидетельство, характеризующее правление султана Фатеха: "Сказать, что с покорением султаном Фатехом Стамбула (Константинополя) для армянских судеб зажглась звезда, означает подчеркнуть историческую правду...". Кончилось все это, как известно, тем, что армяне повсеместно пытаются навязать мировой общественности измышления о так называемом геноциде в Османской Турции.

Проникновение армян в области Южного Кавказа связано со значительно более поздними временами. Вместе с тем в советское время армянами был учинен фарс с 2750-летием крепости Эребуни, название которой было идентифицировано с Иреваном (Ереваном). Далекие годы расцвета Урарту эту закавказскую территорию, по сведению источников, урартийцы рассматривали как "землю вражескую" и которую впоследствии завоевали. Выходит, что Эребуни был заложен во вражеской стране армянами в те годы, когда они входили как область в состав государства Урарту.

Армяне, как пришлый этнос, расселяются на территории исторического Азербайджана, начиная с XV века, проникая сюда с территорий современного Ирака, Ирана, Турции и Сирии. В XVI веке процесс переселения армян на земли азербайджанских ханств активизировался, и особенно усилилось их проникновение на земли Иреванского ханства, территорию, которая, по существу, является сегодня территорией республики Армении. Именно в эти годы Реванхан - правитель ханства - написал знаменитому шаху Исмаилу Хатаи: "...из Месопотамии, на побережье озера Ван, а оттуда сюда, на Кавказ, на огузско-тюркские земли, переселяющиеся небольшими партиями по 5-10 человек, армяне вместо того, чтобы заниматься ремеслом, как было условлено, стремятся осесть, строят церкви и тем самым пытаются создать впечатление, что являются аборигенами Кавказа, а это принесет нам в будущем много неприятностей... Все это финансируется из размещенного в Аг Кился (Эчмиадзин) католикасата...".

Действительно, это были пророческие слова, свидетельствующие об истоках заселения армянами земель: сначала отдельными семьями, затем небольшими группами и колониями, и тем самым создавались территориальные предпосылки для армянской государственности на исконных землях Иреванского ханства.

С целью создания армянской государственности на землях Азербайджана в Аг Кился (Эчмиадзин) в XV веке была переведена армянская церковь с патриаршим престолом, взявшая на себя политические и государственные функции в условиях отсутствия армянской государственности. С того времени история Иревана, Нахчывана и Зангезура представлялась армянами как история "Восточной Армении".

И, конечно, переселение армян на Кавказ, особенно на территории Нахичеванского, Иреванского и Карабахского ханств, на исконную азербайджанскую землю, получило мощные импульсы после Гюлистана и Туркменчая. Тем не менее, если в XVI веке в Иреванском ханстве проживало 15 тысяч пришлых армян, то, несмотря даже на резкое нарастание численности колонистов в момент создания в 1828 году царским правительством Эриванской области взамен ликвидированного Эриванского ханства, население ее на 80% все же состояло из азербайджанцев.

Выдавливание коренного тюркского элемента с исконных земель в последующие годы, включая советский период, приобрело характер депортации и, по своей сути, переселение армян представляло собой оккупацию азербайджанских земель. Все это сопровождалось предоставлением армянским переселенцам более широких прав и привилегий по сравнению с теми, которые имело местное азербайджанское население. Следует напомнить, что после Гюлистанского договора (1813 г.) Россия последовательно осуществляла ликвидацию азербайджанских ханств, и в 1822 году было ликвидировано Карабахское ханство. И, когда спустя год после его ликвидации, в 1823 году, было составлено "Описание Карабахской провинции", несмотря на принятие мер по отторжению отсюда азербайджанцев, в этом документе из 18.563 семей, зарегистрированных царской администрацией, только 8,4% приходилось на долю армянских меликств.

В годы советской власти наряду с выселением азербайджанцев из исторических мест проживания, территория Азербайджана последовательно присоединялась к Армении. Если до мая 1920 г. территория Азербайджана составляла 114 тыс. кв. км, то впоследствии она была урезана на 28 тыс. кв. км и стала равной 86 тыс. кв. км. Тем самым она была уменьшена в объеме, примерно равном территории Армении (29,8 тыс. кв. км).

Такова вкратце историческая хронология заселения армянами Южного Кавказа за счет азербайджанских земель, объявленных ныне армянством историческим местом проживания своего этноса. Процесс этот не мог протекать мирно, он инициировался армянским террором, гонениями против местного населения, принявшими характер геноцида. Он всегда прикрывался исторической ложью, подлогами и искажениями, фарисейством по отношению к тем, кто дал приют армянским переселенцам, и продолжает сопровождаться территориальными притязаниями к нашим землям параллельно с претензиями на наше культурное наследие.

В этой статье речь пойдет о характеристике армян как народа, как нации. Разумеется, в одной или двух статьях невозможно охватить весь набор деталей, черт, особенностей национального характера и национального менталитета армян, которые и нашли свое отражение в высказываниях и оценках выдающихся личностей разных эпох тысячелетий и столетий. Тацит. Овидий, Тамерлан, Маркс, Пушкин, десятки других имен и фамилий. Ими гениально очерчены и выделены все составляющие характеристики армян. Мозаика характеристики армян становится более богатой, насыщенной и разноцветной благодаря, газетам и журналам России, внесшим свой весомый вклад в изучение этой, почти неизученной, проблемы.
Таким образом, читатель мой, и у тебя есть возможность стать членом авторского сообщества, из идей, мыслей и высказываний которых необходимо уважительно сконструировать объективную характеристику хайского народа. А теперь послушаем великих людей, характеризующих армян как нацию: Корнелий Тацит:
Великий римский историк. Беспристрастный, высоконравственный и гуманный Корнелий Тацит, имевший мужество хвалить врагов Рима, германцев, в своих основных трудах по историографии – «История» и «Анналы» (другой название «История от смерти божественного Августа») завидно точно и метко характеризует армян следующим образом: «Этот искони двуличный народ, как по характеру, так и по географическому положению беспрестанно разрывается ненавистью к римлянам и завистью к парфянам». Это написано во второй книге названного труда Тацита. А в книге 12-й великий историк очень удачно указывает на «достаточно известное вероломство армян».
Ключевые моменты характеристики армян:
1. Около 2 тысяч лет тому назад (автор этой весьма объективной характеристики – Тацит жил ок. 56 - 117 гг. н.э.) завистливость и животная ненависть армян к другим народам, в частности, к тем, кто был культурнее и цивилизованнее гайканского племени. Вот уже более 200 лет эта ненависть и эта зависть перенесена на турков и азербайджанцев.
2. Еще 2 тысячи лет тому назад высококультурные, цивилизованные народы и мудрые ученые, и деятели культуры, здравомыслящие политики были хорошо осведомлены о вероломстве и продажности армян, чего никак не скажешь о современных западных и российских государственных руководителях.
Все характеристики, данные армянам великими людьми планеты на разных этапах культурно-исторического процесса, являются объективными. Эти характеристики заработаны самими армянами, а не продуманы специально. И в древности, и в последующие периоды эти характеристики напрашивались сами. А выдающие личности, свидетели унизительных армянских проступков и выходок основные моменты и грани этих характеристик лишь систематизировали и озвучивали. Разве случайно, что другой римский мыслитель – Овидий, живший в одно и то же время с Тацитом, тоже дает весьма нелестную, в то же время лаконичную характеристику армянам.
Овидий: «Армяне тоже люди, но дома ходят на четвереньках».
Не правда ли – странная характеристика? «Люди», «но ходят на четвереньках». Ходить на четвереньках и ползать – это почти одно и то же. Очевидно, Овидий имел в виду такие ужасающие признаки психологии армян, как привычка ползать перед теми, от кого они в данное время зависят. Дома же они тренируются, готовятся к исполнению своей исторически усвоенной, сугубо армянской роли при встрече с нужным лицом другой национальности. Ведь придя на работу или деловую встречу с должностным лицом, армянин, прежде всего, осведомляется о его настроении, расположении духа, а затем с соответствующей гримасой лица, с поддельной улыбочкой, заранее заготовленными комплиментами или же нарочито-угрюмо заходит к нему. В беседе с другим лицом высокого положения армянин неизменно улавливает каждый штрих его лица, приветливость или остроту взгляда, по ходу разговора принимает соответствующую позу домашней заготовки, искусно расставляя сети. А там, гляди, и «рыбка» в сетях. Люди, знавшие кривоносого Микояна, свидетельствуют, что и при Сталине, и при Хрущеве он постоянно пользовался этими методами и приемами, чтобы как можно глубже влезть в душу. Понятно, что все это требует расслабления дома, хоть на несколько часов возвращения к армянской сущности. А потому ходить на четвереньках, делать обезьяньи трюки – все это органически вписывается в структуру естественного образа жизни армянина. Хотя, по паспорту, он тоже человек, притом, претендующий на права собственника мировой культуры.
Армяне – единственный народ планеты, на совести и теле которого сохранились следы проклятий столетий и тысячелетий, народ, получивший на вечное хранение (!) отвратительные характеристики. Достаточно сказать, что спустя столетия после Тацита и Овидия, великий Тамерлан (1338-1405 гг.), покоривший государства, страны и народы, видавший много народов и наций, создавший могущественное государство, разгромивший Золотую Орду, совершивший походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию и др., дал армянам убийственно точную характеристику.
Великий Тамерлан сказал об армянах следующее:
«История не простит мне две вещи: Первое – это то, что я хотел уничтожить армян как этноса, второе – за то, что я не сделал этого… Правда, среди армян изредка попадаются и хорошие, но в целом народ гадкий. Никогда не выскажет своих мыслей в лицо, а потому кажется культурным. Но в удобный случай зарежет».
Обрати внимание, читатель! Великий Тамерлан пришел к этим выводам спустя почти 1300 лет после высказываний Тацита и Овидия, притом, совсем на другом конце планеты – в Самарканде. Не правда ли странно? Проходят столетия, подлинная характеристика армян не меняется, т.е. не меняется их армянская сущность, так точно описанная великими людьми разных эпох и стран. Притом, эти высказывания великих людей древности и средневековья об армянах окончательно лишают армянских идеологов обвинять их в необъективности, в предвзятости их мнений. Как говорят, тут и отбрыкиваться невозможно, и свалить все на азербайджанцев – тоже глупо. К тому же, в те далекие столетия не было у азербайджанцев нефтедолларов, а черная икра вообще не ценилась…
Впрочем, что и говорить. Почитайте, уважаемые армяне, а заодно и ты, мой верный читатель, очень интересную и очень объективную книгу Лесподского «Тимур Ленг и его потомки». Приведенный нами фрагмент, почерпнут из этой книги. Для выработки полного представления о Тамерлане и его мужественно-трезвом отношении к оценкам других народов, пусть даже гадких, рекомендую также прочитать «Сказание о цолах Тимуре».
Итак, выделим из самой объективной характеристика армян данной Тамерланом великим, следующие ключевые моменты:
1. Тамерлан жалел о том, что дал обещание, но не уничтожил армян, как этническое сообщество. 2. Армяне народ гадкий. 3. Армяне лицемеры, «никогда не выскажут свои мысли в лицо». 4. Культура армянина – это показная, витринная, дежурная культура, рассчитанная на простаков и идиотов. 5. Армянин заискивает перед человеком другой национальности до поры, до времени. Но как только наступит удобный случай и подходящий момент, он зарежет.
Давайте, переместимся из средневековья в Новое время, в XIX век и обратим внимание на одну весьма существенную черту нравственного портрета, нравственной характеристики армян, которая, спустя почти пять столетий после Тамерлана, была подмечена гением человечества, великим Карлом Марксом (или, как еще совсем недавно величали его армяне: «Карлосом Маркосяном!).
«Армяне – первая нация, начавшая использовать своих женщин в качестве подстилки под другие народы, как способ выживания».
Ключевые идеи:
1. «Армяне первая нация» в мире, которая вопреки всем общечеловеческим нормам морали и нравственным принципам, еще в древности проявляла самые низменные чувства, укладывая своих жен, матерей, сестер в постель любому негодяю, лишь бы что-то урвать. Вероятно, кое-кого интересует первоисточник, откуда почерпнута приведенная выше цитата К.Маркса. Да, таким источником является одно из произведений К.Маркса, о котором я сообщу несколько позже. Но здесь хочу рекомендовать всем интересующим следующий очень важный источник: Дж.Фрэзер - «Золотая ветвь». Именно в этой книге Дж.Фрэзер, исследовавший нравы, быт, культуру, традиции и обычаи народов, выделяет эти низменные черты национального характера армян. Он показывает, что во всех грязных делах армяне использовали своих женщин как «ходовой товар», гордясь этим своим национальным ремеслом.
2. Используя свою дочь или сестру в качестве подстилки под другие народы, армяне никогда не испытывали угрызения совести, крушения нравственных устоев.
Эта мысль была подтверждена в ходе Карабахской кампании и ранее. Во время Карабахской войны каждый русский офицер был обеспечен студенткой Ереванского университета для удовлетворения его сексуальных потребностей. И что важно – молодые армянки, прилежно следуя своим историческим национальным традициям, охотно шли на это предприятие. Словом – традиции продолжаются
Национальная, духовная и нравственная характеристика армян была бы неполной, если бы мы приводили высказывания лишь отдельных личностей – пусть даже великих. А потому между мыслями выдающихся людей разных эпох мы будем давать отдельные фрагменты журнальных и газетных статей России и других стран, в которых содержатся разительные мысли, которые могли бы стать теоретической, идейной и нравственной основой для написания каждым армянином собственного нравственного автопортрета.
В вопросах изучения характера, духовного мира и нравственно-психологических качеств армян чрезвычайно большой научный интерес представляют теоретические и публицистические статьи, напечатанные в российских газетах и журналах в конце XIX – начале ХХ веков, хранящихся в государственных архивах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Значение этих статей, прежде всего, состоит в том, что в них на основе множества фактов и событий выражено общественное мнение, то, что будоражило и волновало российское общество. В этих обобщающих статьях выражена суть армянства, показано витринное и подлинное лицо армян. Авторы этих статей и подборок – патриоты России, честные и порядочные люди. Их устами говорит вся честная и совестливая Россия, говорит русский народ. В этих статьях и подборках слышится голос миллионов русских: «натерпелись!». Вот лишь один фрагмент статьи, напечатанной в газете «Русское знамя» (№ 18, 1912 г.): «Армяне достаточно показали нам в течение последних 40 лет свое лицо, свою душу, свою совесть, свое сердце, свой нравственный и умственный облик. Это народ, один из самых развращенных, самых лживых, самых злобных и самых преступных. Не создавать ему автономии должно всякое разумное государство, а напротив, лишить его всякой возможности когда-либо сделаться самостоятельным и усилить свою вредоносность» (с.293).
Обрати внимание, уважаемый читатель, в этой редакционной статье, опубликованной за подписью анонимного автора, «Кавказец», выявлены все составляющие реакционного армянства: - душа, совесть, сердце, нравственный и умственный облик (какое гениальное выражение – «умственный облик»!!!). Какой точный и беспристрастный вывод: «Это род, один из самых развращенных, самых лживых, самых злобных и самых преступных». Газета призывает российское общество, мировое сообщество быть осмотрительными и осторожными, дабы армяне не реализовали «свою вредоносность». Да, читатель дорогой! Эта филигранно-точная характеристика армян дана не турками или азербайджанцами, не мусульманами, а русскими, христианами. Неужто и на это не следует обращать внимание?
А теперь задаю вопрос тебе, читатель! Что изменилось в характеристике, духовности и нравственном мире армян за истекшее после названной публикации столетие? Как я уже обещал, в дальнейшем мы будем чередовать высказывания выдающихся личностей – а их достаточно много – с оценками газетных и журнальных публикаций, которых еще больше. В одной из предыдущих статей подчеркивалось, что эти материалы, публикации, высказывания являются своеобразными зеркалами, в которые должен внимательно всматриваться армянский народ, чтобы увидеть себя с иных позиций – с позиций эпох, тысячелетий и мировой общественности. Вот тогда и наступит момент истины, время самопознания и самоанализа. А другим, в частности, руководителями великих держав надо иметь обо всем этом хоть какое-то представление, чтобы избавиться от иллюзии, чтобы освободиться из-под влияния мифа об армянах.
Итак, вернемся вновь к мыслям и идеям известных людей прошлых эпох. На сей раз этой личностью будет Альфред Кёрте – немецкий путешественник. Он в своих «Анатолийских записках», которые посвящены известному германскому деятелю в Турции Кольмару фон-дер-Гольцу, писал: «…Почти каждый, кто в этих провинциях соприкасается с ядром народа, научается уважать и любить турков, низко ставить греков и ненавидеть и презирать армян… Везде оправдывается пословица, что грек обманет двух евреев, а армянин двух греков. Можно наверняка сказать, что если вас в Анатолии где-нибудь обманут – это, значит, вы имели дело с армянами».
Альфред Кёрте приводит слова крупного подрядчика в Эски-Шехире: «Когда я условливаюсь относительно дела с турком, то обхожусь без письменного контракта, - ибо его слова достаточно. С греком или иным левантинцем я заключаю письменное условие, ибо с ними это нужно и полезно; с армянами же я и на письме никаких дел не веду, потому что от их лживости и интриг не ограждает даже письменное условие».
Ключевые понятия: 1. Армяне достойны презрения и ненависти. 2. Армяне – обманщики. Лгуны и махинаторы. 3.Армянину нельзя верить.
Еще раз подчеркнем: это говорит немец, дотошный, педантичный немец. А не азербайджанец, не турок и не мусульманин.
А теперь обратимся к воспоминаниям начальника артиллерии Укрепленной позиции Эрзерума и Деве-Бойну, командира 2-го Эрзерумского крепостного артиллерийского полка подполковника Твердохлебова:
«За нашими спинами армяне, эти кровожадные и трусливые борцы за свободу, уже начинают резать беззащитных турок стариков, женщин и детей». И еще: «Армяне, трусливо и гнусно убегающие с поля сражения от наступающих солдат, и чрезвычайно храбры и беззаветно отважны в нападениях на одиночных безоружных, на стариков, на женщин, на детей».
Читая эти строки русского полковника, мне почему-то кажется, что он побывал на Бакинских улицах в 1918 году. Сквозь строки воспоминаний храброго русского полковника слышатся стоны азербайджанских младенцев, которых головорезы Шаумяна и Микояна живьем бросали в пылающий костер. Мне слышатся крики беременных азербайджанок, которым сыновья «мужественного» армянского народа вспарывали животы. Перед моим взором возникают образы беспомощных стариков, истекающих кровью, но не просящих пощады у тварей низкого пошиба. Вместе с тем, я хочу обратиться к этой несчастной нации и сказать – читайте, армяне! Читайте цитируемых выше авторов! Ведь для того, чтобы когда-то искоренить свои исторически приобретенные пороки, надо докопаться до их корней. А корни вашей национальной низости уходят вглубь тысячелетий. Армяне, читайте «Золотую ветвь» Дж.Фрэзера. Там все корни вашей национальной низости и бесчестья описаны мастерски. А свойственную вам характеристику человеческой низости, данную великим Марксом, живший и творивший в 1854-1941 гг. английский этнограф и религиовед Джеймс Джордж Фрэзер рассматривает еще более углубленно, более основательно. Читайте, читайте, армяне, российских и западных авторов прошлых эпох. У них вы почерпнете много ценных и мудрых советов. Если вы проявите такт и уважение к мыслям и оценкам Карла Маркса, то, несомненно, поймете хотя бы часть своих ошибок в ваших отношениях к туркам. Ведь Маркс был великим мыслителем. Он не бросал слов на ветер. Прежде чем вынести свой вердикт по отношению к армянам, он параллельно изучал турков, турецкий народ. А затем, сравнив турков с армянами, Маркс сделал следующее заявление: «Мы решительно на стороне турков, потому что мы подробно изучили турецких крестьян, другими словами, турецкую народную массу, и в ее лице мы видим одного из самых трудолюбивых и обладающих моральными качествами представителей крестьян в Европе» (Письмо К.Маркса к Либкнехту К. Архив Маркса и Энгельса. Т. 4. М., 1932, с. 380).
Мне, например, нравится данная оценка Маркса. Не будем лукавить, мне также нравится характеристика армян, данная Марксом. Но при всем, притом, трезвомыслящим армянам следовало бы задуматься над одним единственным вопросом – результатом чего являются диаметрально противоположные характеристика, данные одним и тем же мыслителем двух соседствующим народам? Ведь Маркса невозможно обвинять ни в получении взяток, ни в земляческих или родственных отношениях к туркам. Тем не менее, он превосходно характеризует турков, как «самых трудолюбивых и обладающих моральными качествами» людей, тогда как армяне характеризуются им, как существа, лишенные чувств национального достоинства и чести, готовящие своих жен, сестер и матерей к совокуплению с любым нечеловеком, лишь бы хоть чуть-чуть продвинуться по карьерной лестнице или что-то урвать. История доказала что армяне всегда «с честью и достоинством» справлялись с этой своей исторической миссией!!!

Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской .

Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук , который многие называют уникальным , а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.

Не остается без внимания , которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.

Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.

Какие они – современные армяне?

Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Даже анекдоты про армян говорят о том, каким необычным менталитетом обладают эти люди. В многочисленных литературных источниках они предстают доброжелательным, храбрым и веселым народом, который может и пошутить, и потанцевать, и встать на защиту своей независимости, если понадобится. А старые добрососедские отношения с русскими во многом стали залогом того, что их вклад в российскую и мировую и культуру не остался незамеченным.

Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.

Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать , кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и , писателя Уильяма Сарояна, футболиста , шахматиста , певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.

Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это.

Армяне - один из древнейших народов...

Армяне живут в более чем в 85 странах мира, преимущественного в городах. Всего армян в мире насчитывается порядка 7- 11 млн человек. Армяне - христиане, в основном верующие армянской апостольской церкви, относящейся к группе дохалкидонских (миафизитских) древневосточных православных церквей. Есть верующие униатской армянской католической церкви, а также протестанты.

Об образовании армянского народа ходят не только легенды, но и многочисленные научные теории. Но случай с армянами это как раз тот случай, когда легенда всё объясняет, а научная теория всё только запутывает.

История армян началась тогда, кода ассирийский царь Салманасар V завоевал Северное Израильское царство, населённое десятью из двенадцати колен Израиля. Всё население царства было уведено в неизвестном для евреев направлении. Однако будучи неизвестным для евреев, это направление было хорошо известно самим ассирийцам.
Уведены они были на Армянское Нагорье, на то место, где ещё недавно располагалось государство Урарту, также разгромленное Ассирией. Жителей Урарту увели на западное побережье Персидского залива, жителей тех мест переселили на место бывшего Израильского царства, а самих израильтян поселили вокруг озера Ван и у подножья Арарата. Там, слившись с остатками местного населения, ранее находившегося под властью Урарту, бывшие израильтяне переняли их язык, но в основном сохранили свой антропологический тип. Вот почему армяне так похожи на евреев.

Подтверждение этой легенды даёт и генетика - большинство армян обладают гаплогруппой J2. Она хотя и нееврейская, но имеет с евреями общего предка. Предок это жил задолго до Авраама. Носитель исходного базового гаплотипа армянской и еврейской популяций жил 6200 лет назад, то есть за две с половиной тысячи лет до исхода Авраама из Ура в Ханаан.

В самой Армении больше распространена другая версия происхождения армян: армянским государством, от наименования которого происходи самоназвание армян, была Хайаса, о которой достаточно подробно рассказываются в древних хеттских клинописях между 1500—1290 гг. до н. э., ещё ранее, между 1650—1500 гг. до н. э. эта страна встречалась в хеттских клинописях под названием Арматана. Сами же армяне называют себя хай, а свою страну - Хайястан. Однако вторая версия ничуть не противоречит перврой: сначала урарты захватили Хайясу, а потом на эту территорию привели протоевреев, и те смешавшись, с хайястанцами, образовали армянский этнос.

Армянский язык относятся к индоевропейской семье языков. Новейшие исследователи предполагают, что в древности он вместе с фракийским и фригийским языками входил в южную группу индоевропейских языков. Вместе с тем армянский язык имеет черты сходства с кавказскими языками. Они прослеживаются в словарном составе, фонетике и грамматическом строе.

Древнеармянский язык сохранился вплоть до XIX в. в качестве литературного языка. Однако вследствие эволюции живой речи и взаимодействия с другими языками (персидским, греческим, арабским, грузинским, тюркскими) древнеармянский язык постепенно становился только языком письменности, получив название «грабар» («письменный язык»). Простой народ перестал понимать ого, и он сделался достоянием лишь узкого круга образованных людей и церкви.

В языке армянского народа был обнаружен и вкратце описан 31 диалект. Некоторые из них имеют столь глубокие звуковые расхождения с национальным языком, что непонятны армянам, не говорящим на этом диалекте. Таковы мсгрипский, карадагский, карчеванскии, агулисский, зейтунскнй, малатийский, сасупский и многие другие диалекты. Городское население современной Армении говорит на литературном армянском языке, а армяне диаспоры пользуются Западно-Армянским диалектом.

Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом.

Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Из всех компонентов традиционной культуры армян наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы.

Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам - жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса - каша с разваренным до волокон мясом, кюфта - мясо-крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.

Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю.


Первое упоминание названия Армении, выступавшей тогда её синонимом Урарту, встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. После разгрома Персидской империи войсками Александра Македонского Армения попала в зависимость от Селевкидов и управлялась особыми наместниками, из которых. двое, Артаксиас и Зариадр, в 190 до н.э., объявили себя независимыми и образовали два государства: Великую и Малую Армении.

Правитель первой из них Тигран Великий объединил обе в 70 году до н.э. При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря, но вскоре Армянскокое Царство попало в полувассальную зависимость сначала от Рима, а потом и от Византии, которая в итоге поделила её территорию с персами.

Постоянные сношения все с новыми народами развили в армянах любовь к торговле, и вскоре они поняли, какой огромной силой является капитал в повседневной жизни не только человека, но и целых государств. В 301 году нашей эры Армения стала первой в мире христианской страной, но не приняв участия в IV Вселенском соборе, армяне сохранили, то есть отвержение в Иисусе Христе Богочеловека.


В 405 году армянским ученым и просветителем Месропом Маштоцем создается армянский алфавит, используемый армянами и до сих пор. До Машатоца армяне, как в прочих эллинистических государствах Передней Азии в государственной и культурной жизни пользовались сирийским и греческим письменами.

«Так претерпел он много лишений в [деле] оказания доброй помощи своему народу. И ему было даровано такое счастье всемилостивейшим богом святой десницей своей, он, как отец, породил новое и чудесное дитя - письмена армянского языка. И там он поспешно начертал, дал названия и расставил [письмена по порядку], расположил [их] по силлабам-слогам».

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами, но в 860-е годы княжеский род Багратидов объединил большую часть армянских земель и сверг власть Арабского халифата.

В 885 году арабы и византийцы признали независимость Армянского царства Багратидов которое являлось самым большим и мощным феодальным государством древней Армении.

В 908 году образовалось Васпураканское царство, в 963 году — Карсское царство, в978 году — Ташир-Дзорагетское царство, и в 987 — Сюникское царство.

Все эти армянские государства находились в вассальных отношениях с родом Багратидов. В 1064 году бо́льшая часть Армянских земель, за исключением Сюника и Ташир-Дзорагетского царства, была завоёвана турками-сельджуками.

В конце XII века, во времена правления грузинской царицы Тамары, армянские земли вошли в состав усилившегося Грузинского царства. В первой половине XIII века армяне подверглись нашествию монголов, а позднее и войск Тамерлана. В результате многовековых иноземных нашествий армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами. В середине XVI века Оттоманская империя и Персия после 40-летней войны договорились о разделе сфер влияния. Восточные армянские земли отошли к персам, а западные - к туркам.

Под владычеством турок, довольно индифферентных во всех отношениях к покоренным ими народам, армяне спокойно отправляли свой религиозный культ и, объединившись вокруг католикоса - главы армянской церкви - смогли сохранить язык, письменность и культуру. Но иногда турецкий индифферентизм исчезал сам собой, и покорители обращались к карманам покорённых.

Больнее всего это, конечно, приходилось армянам, ставившим главной целью в жизни капитал. Сопротивление будило боевые инстинкты турок, и поэтому нередко начинались армянские погромы.

В 17-м столетии у турок появился смертельный враг — Россия. Армяне это заприметили и, когда увидели, что этот враг мало-помалу наносит тяжелые удары Турции и постепенно движется на юг, то несмотря на то, что Россия была еще далека от Армении, воспользовались этим и стали просить защиты у русских. Уже Потемкин стал их ярым защитником.

Для того, чтобы еще более вызвать сочувствие, армяне прибегли к обману со своей религией и выставили себя такими же православными. Когда Император Павел принял на себя звание Гроссмейстера Мальтийского ордена и вместе с тем звание защитника христиан всего мира, армяне отправили к нему депутацию с просьбой о принятии под свою защиту. В 1799 году Павлу I даже был представлен чин литургии, составленный специально для этого епископом Иосифом Аргутинским. В этой литургии говорилось, что положено молиться и за Православного Императора Всероссийского и Августейший Дом. С тех пор в России армян стали считать «православными-братушками». Обман раскрылся лишь в 1891 году, когда Восточная Армения уже находилась в составе России.

Ещё в 1779 году армяне появились на Дону. Переселением армян на Дон из Крыма командовал прославленный полководец Суворов. Ими был основан Нахичевань-на-Дону, который в 1928 году слился с Ростовом. Вот почему Армян так много в Ростове-на-Дону.

В результате русско-персидской войны (1826—1828) Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом. К XIX веку на этих территориях, в результате многовековой эмиграции и изгнания Армянского населения], Армяне составляли лишь 20 % населения. Русские власти организовали массовое переселение в Закавказье Армян из Персии и Турции, что привело к значительным изменениям демографии региона, учитывая также наличие массовой эмиграции в Турцию мусульманского населения из областей, присоединённых к России.


Согласно камеральному описанию армянской области генерала Мерлини за 1830 год, в Нахичеванской провинции (сюда не входили Шарур и Ордубад) проживало 30.507 человек, из которых 17.138 человек являлись мусульманами, 2.690 человек — коренными армянами, 10.625 человек — армянами, переселёнными из Персии и 27 человек — армянами, переселёнными из Турции. В 1830 ещё примерно 45 тысяч армян Эрзурумского и Баязетского пашалыков иммигрировали на земли бывшего Эриванского ханства и поселились к юго-востоку от озера Севан. К 1832 численность армянского населения Эриванской губернии достигла 50 %. Этнический состав региона подвергся большим изменениям также и во второй половине XIX века. В результате войны 1877—1878 годов Российская империя одержала победу над Турцией и захватила часть южной Грузии, которая впоследствии составила Батумскую область. За два года (1890—1891) из области были выселены более 31 тыс. мусульман, место которых заняли армянские и частично грузинские переселенцы из восточных районов Османской империи. Переселение армян из этих районов в Батумскую область продолжалось вплоть до начала XX века.

В Турции отношения между армянами и мусульманами обострились во 2-й половине 19 в. Неоднократно турки вырезали армянское население целых областей (Сасунская резня 1896, Аданская резня 1909), а во время первой мировой войны турки решили истребить армян поголовно. По личному приказанию Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1 миллиона 651 тысячи душ армянского населения Турции было спасено 375 тысяч, то есть 23%.

В 1918 году армяне обрели независимость, но остались один на один с турками и азербайджанцами, которые и не думали отказываться от планов поголовного уничтожения всех армян. 24 сентября 1920 года началась армяно-турецкая война. Турецкие войска под командованием Кязыма Карабекира взяли сначала Сарыкамыш, потом Ардаган, а 30 октября пал Карс. На запрос о намерениях Антанты, сделанный в Тифлисе армянским представителем Александром Хатисовым, представитель Англии Стокс заявил, что Армении не остается ничего кроме как выбрать из двух зол меньшее: мир с Советской Россией.

29 ноября 1920 года группа армянских большевиков при помощи советской 11-й армии и войск советского Азербайджана вошла в город Иджеван и провозгласила создание Революционного комитета, восстание против армянского правительства и установление советской власти в Армении. Воевать с русскими турки не стали, тем более, что их главу Мустафу Кемаля большевики поддерживали деньгами и оружием.

Армения вошла в Закавказскую Федерацию, а в её составе в 1922 году вступила в СССР. В 1991 году с развалом СССР Армения стала независимой. Уже несколько лет к тому времени она вела войну с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, которая завершилась в итоге армянской победой.