Чем описание отличается от других типов речи. Повествование и рассуждение

Что такое тип речи? Типы текста в – это классификация речи по функционально-смысловому значению. Правильным ответом на вопрос «Какие бывают типы речи в языке?» будет перечисление этих типов – повествование, описание и рассуждение .

Вконтакте

Типы речи

Повествование – это тип речи, упоминающий последовательность явлений или событий (как началось и чем закончилось), поэтому преобладающей частью речи здесь будет . Повествование – это рассказ о чем-то, который ведется от 1-го (выражено личным «я») или от 3-го лица (авторское повествование). В повествовании всегда есть завязка (начало), развитие событий и развязка (конец). Но необязательно структура должна быть именно такой, есть и неподходящие под эту категорию тексты.

Вот пример повествовательного текста: «Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке.

Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу» (отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»).

Другие типы речи в русском языке – описание и рассуждение .

В описании упоминаются различные объекты, личности, звери, птицы, природа – под описание может подойти любой живой или неживой предмет. Тексты-описания отвечают на вопрос «Какой он?» или «Что с ним происходит?». В основе такого типа речи лежит список временных или неизменных качеств объекта или явления.

К примеру, если мы описываем внешность человека, то обязательно остановимся на чертах лица (глаза, нос, губы, цвет волос, прическа и пр.), его одежде, характере, привычках и др.; если это будет описание помещения, то мы отметим размеры, внутреннее оформление (цвет стен, мебель, планировку и пр.); пейзаж будет наполнен изображением деревьев, травы, неба, солнца, погоды и т. д.

Описание используется в любом стиле речи, различаться оно будет только тем, что, к примеру, в научном стиле оно будет «сухим», а в художественном наполнено различными оборотами речи. «Кот мохнатый, лапка у него мягонькая да ноготок востер. Ушки маленькие, да чуткие. Глаза горят, как огни» (Г. Науменко).

Рассуждение – это тип речи, в котором освещаются источники событий и феноменов, их двустороннее взаимодействие. Применительно к этому типу задаются вопросы «Зачем?» и «Почему?», т. е. рассуждение – это доказательство или объяснение своей точки зрения.

В этом типе речи есть условная схема образования – (то, что надо доказать), аргументация и выводы. Тезис в рассуждении должен быть четко сформулирован, а между всеми частями должна прослеживаться логическая связь. Вы как бы спрашиваете: «Почему предмет такой и почему к нему такое отношение?». Образцом рассуждения как типа речи может служить следующий текс т: «Почему красный цвет светофора – запрещающий? Потому что красный цвет – сигнал опасности.

Вспомни, именно в красный цвет окрашены пожарные машины, красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит. Выбрали для предупреждения опасности этот цвет неспроста. Красный цвет – самый заметный. Он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим» (Г. Рюмин).

Внимание! В одном тексте может сочетаться сразу несколько типов или стилей речи (если мы говорим о больших романах).

Стили речи

Какой бывает наша речь? Стиль речи – это применение языковой манеры в определенной коммуникативной ситуации. В зависимости от целей высказывания различают устный стиль речи и книжный .

Устный стиль речи, или, как его еще называют, разговорный – это непосредственное общение, а в широком смысле – любая звучащая речь. Это разговоры в неофициальной обстановке (с близкими, друзьями, знакомыми), дружеская переписка.

Также его часто можно встретить в письменных текстах в диалогической речи героев, он придает реальность происходящему.

Главной чертой устной речи как стиля является простота фраз, незамысловатость, выразительность . Но даже в разговорной речи возможно присутствие научных терминов или специфической лексики (например, юридической или медицинской), все зависит от того, о чем люди ведут разговор. Довольно часто встречается разговорная лексика – «работяга», «дармоед», «докторша», «телек» и т.д.

Собеседники используют упрощенные фразы и предложения (сейчас – щас, здравствуйте – здрасьте), могут перескакивать с темы на тему, при этом теряя логическую цепочку своего разговора, могут перебивать друг друга и т. д. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой.

Жестикуляция также присуща этому стилю. Трудно представить беседу людей, сидящих неподвижно или стоящих в позе команды «Смирно!» – руки по швам и не шевелиться.

К рукописным образцам принадлежат эссе, очерки, заметки .

Книжный стиль подразделяется на четыре типа:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • художественный.

Научный стиль используется в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях, научных трудах, монографиях, аннотациях, рецензиях, в курсовых, дипломных, докторских исследованиях – во всем, что имеет базу, основанную на научных фактах. В устной форме он используется в докладах и лекциях. Основной его функцией является достоверная передача научных фактов .

Характерные признаки научного стиля – специфическая терминология, монотонность речи и сложные синтаксические конструкции. При этом все научные работы имеют четко выраженную логическую структуру.

Например , «Слово «витамин» – международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий: вещество, необходимое для жизни» (Л. Успенский).

Официально-деловой – это стиль различных документов (справок, актов, расписок, постановлений, приказов). Его часто можно встретить в повседневной жизни, например, в инструкциях к лечебным препаратам. Основная его функция – четкая подача официальной информации .

Для официально-деловых документов характерной чертой является полное наименование:

  • государств, госорганов, госучреждений, предприятий;
  • точное определение датировок, величин, чисел, размеров.

Слова и фразы в этом стиле употребляются исключительно в их прямом значении, не допускается употребление в тексте художественных приемов. Из-за «сухой» подачи и отсутствия эмоциональности при подаче информации тексты становятся сложными для восприятия.

Во всех официальных документах наблюдается четко выстроенная логическая структура подачи информации .

Ознакомьтесь с примерами:

Уважаемые посетители!

Ближайшая аптека нашей сети находится по адресу ул. Качинская, 4 и работает круглосуточно и без выходных.

Администрация

Дана ……………………………….

в том, что он (она) действительно является студентом ……… курса МГУ.

Справка дана для предъявления в ……………………

Ректор …………………………

Публицистический стиль – это официальный стиль газет, журналов, новостей, т. е. средств массовой информации, а также общественных деятелей и журналистов. Основные его цели – убеждение и призыв читателя и слушателя к чему-то.

Для публицистического стиля характерно использование фразеологизмов и описательных оборотов, что способствует эмоциональности и образности, широкого диапазона употребляемой лексики, но это не убавляет официальности речи.

Определять этот стиль будет такое качество, как оценочность – к примеру, репортер в прямом эфире может выразить свое личное мнение относительно происходящих событий. Благодаря этим факторам публицистический стиль легок для восприятия.

Художественному стилю принадлежат стихотворения, варианты повествовательных текстов, очерки, сочинения, поэмы и т. д. – произведения художественной литературы. Здесь писатель описывает словесно различные образы с помощью тропов – , эпитетов, сравнений. Автор использует этот стиль для самовыражения эмоций, чувств, образов и явлений.

Внимание! В художественном стиле могут быть использованы и другие стили речи – все зависит от тематики написанного произведения. С этими стилями заимствуется и соответствующая лексика.

Особое внимание уделяется деталям происходящего. Художественный стиль не столько рассказывает, сколько дает ощутить атмосферу , мысленно перенестись в те места, о которых повествует рассказчик, прочувствовать его личное настроение.

Все перечисленное делает художественный стиль гибким, т. к. он содержит минимум ограничений и максимум возможностей для полета фантазии.

«Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого» (М. Пришвин).

Стили речи в русском языке

Типы речи, что это, какие бывают

Вывод

В этой статье мы рассмотрели вопросы «Что такое тип речи?» и «Чем типы отличаются от стилей?». Каждый тип вбирает в себя стилистику в зависимости от цели высказывания. Определить стиль и тип будет несложно – каждый человек в большей или меньшей степени встречается с ними ежедневно.

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание, ,

Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Тип речи — описание (определение)

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описания

Цель описания д ать адресату наиболее полное представление о предмете.

Особенности описания

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

При определении понятия можно использовать пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Типы речи - разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение.

Повествование - тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности.

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие действия
  • кульминация
  • развязка

Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом - о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Повествованию свойственны:

  • сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях;
  • динамичность;
  • ведущая часть речи - глагол или слова со значение движения.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

М.Ю. Лермонтов

Описание - тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

  • общее представление о предмете;
  • описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
  • авторская оценка, вывод, заключение.

В описании широко используются:

  • слова, обозначающие качества, свойства п редметов;
  • глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени;
  • согласованные и несогласованные определени я;
  • назывные и неполные предложения.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

И.А. Бунин

Рассуждение - тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.

Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др.

Рассуждение строится по следующему плану:

  • тезис (высказывается какая-то мысль);
  • аргументы, доказывающие его;
  • вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

Странная это вещь - книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание - и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н. Морозова)

Список литературы

  1. Шуваева А.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Речь. Текст. - М.: Астрель, 2008.
  2. Уроки развития речи 5, 6, 7 кл. Методическое пособие для учителей. Под редакцией. Канакиной Г.И, Пранцовой Г.В. - М.:Владос, 2000.
  3. Уроки русского языка (собрание материала) ().
  4. Теория. Тесты ().
  5. Повествование ().

Презентация «Типы речи»» ().

Домашнее задание

Определить тип речи.

1 вариант

(1) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (2) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (3) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (4) А главное, каждому признаку надо помочь развиться.

2 вариант

1. Рассуждение. 2. Повествование. 3. Описание.

(1) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру. (2) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (3) И нет уже писателя. (4) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (5) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством.

3 вариант

1. Рассуждение. 2. Повествование, 3. Описание 4. Рассуждение и описание.

(1) Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4) Но в первую очередь, и небольшие деревеньки, и сёла с вётлами, колодцами, баньками, тропинками, садами, резными наличниками, пастушьими рожками, соломенными крышами, маленькими единоличными полями (В. Солоухин).

4 вариант

1. Рассуждение. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.

(1) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (2) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук матери мальчик в синей кофточке. (3) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (4) Я улыбнулся. (5) Молодая мать усадила его на место.

5 вариант

1. Рассуждение и повествование. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.

(1) Дуэль! (2) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (3) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (4) Самое позднее - завтра утром. (5) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (6) Сплетник вынужден был осторожничать. (7) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (8) А как же Пушкин? (9) Какая непоправимая, и бессмысленная гибель… (10) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (11) Да, «невольник чести», но ведь чести!

Введение

Урок русского языка. Учитель оглашает оценки за очередное сочинение и объясняет причины выставления того или иного балла. Наконец, он открывает вашу тетрадь. И вдруг выдает что-то вроде: "А тебе, (ваша фамилия), двойка! Тип и стиль речи в тексте совершенно не соответствуют указанным в задании". Вы недоумеваете: "Какие бывают типы речи? Каково их значение? И вообще, что это за звери такие - стили и типы речи?" Сегодня мы рассмотрим вопрос о последних.

Типы речи

Начнем с трактовки данного термина. Тип речи - это способ изъяснения, который выбирается автором и ориентируется на то, чтобы описать или рассказать о действительности. Всего их существует три: повествование, описание и рассуждение. Они полярно отличаются друг от друга.

Описание

Текст-описание должен отвечать на такие вопросы: чем является описываемый предмет, как он выглядит, каковы присущие ему свойства. Закончить его можно общим впечатлением или (если предметов несколько) общим признаком. Здесь приведен пример описания одного объекта: "На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим - значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая - красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое". Как видите, часть речи, которая чаще всего должна встречаться в описании - имя прилагательное. Можно также использовать причастия, краткие имена прилагательные и причастные обороты.

Рассуждение

В отличие от повествования и описания, стремящихся изобразить окружающую действительность, рассуждение передает последовательность человеческих мыслей. Текст данного типа может являться доказательством, объяснением или размышлением. Он должен отвечать на такие вопросы: в чем причина этого события, каковы следствия и что это значит. План рассуждения должен быть таким: тезис - мысль, над которой размышляют или которую доказывают/опровергают, аргументы, доказывающие/опровергающие или взвешивающие все "за" и "против", вывод - доказательство/опровержение или окончательное решение. Здесь приведен образец текста-рассуждения: "Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное, и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад, и главное - тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено - не буду его трогать, а там посмотрим".

Повествование

Текст-повествование имеет такие признаки: четкая и точная последовательность событий, они должны передаваться, в тексте должны быть ощутимыми границы пространства и времени. План происходящего должен быть таким: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Какие части текста являются этими пунктами, легче показать на примере текста: "Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться [Экспозиция ]. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: "Мартина, зайди ко мне в комнату!" [Завязка ]. Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное... И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню [Развитие действия ]. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом она внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям [Кульминация ]. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой [Развязка ]." Как видите, в повествовании преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида.

Объединение типов речи

Однако во многих произведениях писатели часто объединяют все в один текст. Один из них даже может встречаться несколькими небольшими кусочками среди остальных. Давайте попробуем объединить примеры из абзацев о типах речи в один текст: "Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: "Мартина, зайди ко мне в комнату!". Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное... На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим - значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая - красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое. Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад и главное - тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено - не буду его трогать, а там посмотрим. И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой".

Вывод

Видите, какой хороший рассказ получился, когда мы объединили все три типа речи. Но и с использованием только одного сочинение может получиться не хуже, особенно теперь, когда вы знаете особенности каждого из них.