Что позволяет исключить человеческий фактор. Человеческий фактор: история термина и его значение

Всякие представления о человеческом факторе всегда ассоциируются с человеком. И это в целом точные представления. Сейчас в учебниках по экономической теории студенты найдут разделы, посвящённые непосредственно Человеку, как биосоциальному феномену. Делается это из лучших соображений гуманизации вначале экономической науки и, как следствие, реальных процессов в обществе. Однако всё это выглядит пока что как лозунг, не подкреплённый раскрытием механизма его социально-экономического содержания. Авторы учебников ограничиваются только обыгрыванием тезиса А. Смита об «экономическом человеке» и не доводят анализ до человека, как фактора общественного производства и как конечной цели процесса общественного воспроизводства.

Понятие «человеческий фактор» включает в себя социальные и экономические аспекты свойств человека, всех видов его деятельности, всех форм проявления его сущностных качеств и, главное, всего механизма воспроизводства этого фактора в обществе. Применительно к объекту экономической теории, речь должна идти, с одной стороны, о факторе развития общественного производства, с другой - о функционировании экономических отношений между людьми и их совокупностями. Социальные и экономические аспекты действия человеческого фактора сводятся к многочисленным его проявлениям, таким как труд, результативность труда, способы организации общественного труда, потребности людей и их социально-экономические интересы, методы и степень удовлетворения потребностей, формы присвоения результатов человеческого труда, система социально-экономических отношений по распределению и потреблению материальных и духовных благ.

Неоклассическая экономическая теория до недавнего времени человеческий фактор производства, как уже отмечено, отождествляет с «экономическим человеком» и видит в нём две разновидности. Во-первых, работника физического труда, применяющего свои способности на различных видах работ при производстве материальных благ и услуг. Во-вторых, коммерсанта-предпринимателя, все порывы души которого всецело подчиняются свободной конкуренции на «свободном» рынке и погоне за неограниченной прибылью. При этом определяющим «экономическим человеком» провозглашается вторая персона - PS. Общее между этими двумя субъектами экономики считается стремление к личной выгоде работника и неуёмное желание обладать большей частью общественного богатства PS.

В 70-х гг. XX в. в США появилась новая концепция «экономического человека», приближённо напоминающая концепцию человеческого фактора в современном его понимании. Появление концепции можно отнести к одному из парадоксов в экономической науке, о которых в учебном пособии будет постоянно напоминаться. В 1964 г. Беккер Гэри С. (США, р. 1930 г.) опубликовал книгу «Человеческий капитал», которая была провозглашена поворотным пунктом в экономической мысли Запада во взглядах на «экономического человека». (Беккер Г.С. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. №11-12). Как видно из названия, способность к труду человека была определена как капитал. В данном учебном курсе эта категория ещё не охарактеризована, но уже становится понятно, что рабочая сила людей наряду с вещественным капиталом провозглашается фактором производства, как это ранее делали А. Смит и Д. Рикардо, провозглашая «труд» одним из трёх факторов производства. Об этом более подробно будет сказано позже.

А парадокс заключается в том, что Г. Беккер является выходцем из чикагской школы и там же с 1970 г. занимает должность профессора. «Чикагская школа» - это ристалище либерал-монетаризма во главе с М. Фридманом, школа, в основе которой лежит только концепция «экономического человека», якобы блуждающего в дебрях «свободного» рынка в поисках исключительно материальной выгоды. Г. Беккер, в отличие от концепции «экономического человека» настаивает на всестороннем исследовании человека, как производящем и потребляющем субъекте общества. По своей сути эта теория отвергает либерал-рыночные теории монетаризма.

«Человеческий капитал» - это капиталистическая социально-экономическая форма человеческого фактора общественного производства. Если хорошо поразмышлять, то можно убедиться, что Г. Беккер никакого открытия (ему за эту работу присудили премию памяти Нобеля) не сделал. Ещё К. Маркс рабочую силу капиталистического производства определил как переменный капитал, т. е. как стоимость, являющуюся источником прибавочной стоимости. Скорее всего, Г. Беккера на мысль определить способность к труду человека человеческим капиталом натолкнул именно К. Маркс. И в этом тоже заключается парадокс, но парадокс, который тщательно ретушируется. К. Маркс богатством своих идей вскормил многих и многих современных экономистов-теоретиков, оплачивающих ему свои долги откровенной демонстрацией пренебрежения. Зачем же так, господа профессора?

Когда в данном учебном пособии употребляется понятие «человеческий фактор», то имеется в виду первоначально фактор развития общественного производства безотносительно к его социально-экономической форме. Первичные (их ещё можно назвать полюсными или начальными) основания человеческого фактора - это материальные и духовные потребности и производительный труд человека. В промежутке между этими полюсами, характеризующими эффективность человеческого фактора, находятся такие явления или процессы, как затраты и результаты труда. В экономической науке эти явления и процессы получают определения в соответствующих категориях, причём в каждом типе общества в специфических научных категориях. Пример тому - определение человеческого фактора человеческим капиталом в буржуазном обществе.

В основе совершенствования человеческого фактора, безусловно, находится Человек в широком понимании этого природного и социального феномена, охватывающего весь спектр качеств совокупного человека - индивидуальных и коллективных, общественных и природных. Естественно, человеческий фактор как явление общественного производства включает не все качества человека, а лишь те из них, которые используются в воспроизводственном процессе материальных и духовных благ и в совершенствовании социально-экономических отношений.

Исследование человека и человеческого фактора в экономике началось ещё в советское время. Эта проблема рассматривалась с системы нравственных ценностей в общественном производстве и с трудовой этикой советского человека (Щербаков В.Н., Агеев В.М., Герасина О.Н. Основы экономической мысли. М., 2004). После буржуазной революции в СССР эти ценности были заменены на ценности наживы, стяжательства и вражды человека к человеку.

Одним из основных направлений деятельности, которому в настоящее время Адвокатская палата РД уделяет огромное внимание, является организация процесса обеспечения территории Республики Дагестан участием адвокатов в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, а также контроль за соблюдением адвокатами установленного Порядка оказания субсидируемой юридической помощи в соответствии со ст. 51 УПК РФ.

Отметим, что все адвокаты РД, участвующие в качестве защитников по назначению, состоят в Базовом списке адвокатов, оказывающих субсидируемую юридическую помощь в соответствии со ст. 51 УПК РФ.

В настоящее время практически на территории всей республики распределение требований (заявок) органов дознания, предварительного следствия или суда в Адвокатской палате РД осуществляется через Центр субсидируемой юридической помощи АП РД (далее - Центр). Процесс передачи административных районов республики на обслуживание Центром еще продолжается, его завершение планируется к концу 2018 г. Так, к примеру, с 15 сентября 2018 г. еще 16 административных районов РД присоединены к обслуживанию Центром.

На этом нововведения в системе распределения заявок по назначению не заканчиваются. В ближайшее время будет осуществлен переход Адвокатской палаты РД на автоматизированную систему распределения требований по назначению с использованием специального программного обеспечения, которое позволит полностью исключить человеческий фактор в данном вопросе. При такой системе требования (заявки) от органов дознания, предварительного следствия или суда будут поступать в электронном виде, обрабатываться и распределяться среди адвокатов из Базового списка автоматизированной программой путем направления запроса на участие, который должен быть подтвержден адвокатом. В противном случае, при невозможности принять заявку адвокатом запрос отклоняется, и указанная заявка направляется следующему в Базовом списке адвокату. К обслуживанию автоматизированной системой на первоначальном этапе будет подключен город Махачкала, затем постепенно ею будут охвачены все города и районы республики.

Проводя планируемые изменения в системе распределения заявок, Адвокатская палата РД сталкивается и с определенными проблемами. Одной из них является отсутствие адвокатов, участвующих в качестве защитников по назначению, в некоторых административных районах республики.

Этой проблеме было посвящено совещание, прошедшее 19 сентября 2018 г. в Адвокатской палате РД. В ходе встречи с адвокатами Акушинского, Гергебельского, Кайтагского, Дахадаевского и Хунзнахского районов РД обсуждались вопросы отсутствия адвокатов, участвующих по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, на территории вышеуказанных районов и указывалось на необходимость в обязательном порядке обеспечить все районы республики участием адвокатов по назначению. В связи с этим в настоятельном порядке было предложено адвокатам, осуществляющим деятельность на территории вышеуказанных районов, проявить инициативу, чтобы их занесли в Базовый список адвокатов, участвующих по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.

Особое внимание в Адвокатской палате РД также уделяется работе Комиссии Адвокатской палаты РД по проверке исполнения Порядка оказания субсидируемой юридической помощи адвокатами по назначению.

В ходе очередного заседания Комиссии определена необходимость активизировать ее работу в части проверки участия адвокатов в качестве защитников по назначению.

В связи с этим Комиссия приняла решение о распределении административных районов г. Махачкалы между членами Комиссии - ответственными исполнителями, каждый из которых обязан проводить проверку участия адвокатов в порядке ст. 51 УПК РФ в мировых и федеральных судах, расположенных на территории закрепленного за ним административного района, и представлять результаты по проверке вместе с подготовленными материалами на очередные заседания Комиссии.

Указанная информация, представленная членами Комиссии в свою очередь будет основанием для проведения Адвокатской палатой РД предварительной проверки в отношении адвокатов-нарушителей и принятия соответствующих мер реагирования при установлении фактов нарушения установленного порядка участия адвокатов в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.

1. В широком смысле - понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека.

2. В узком смысле - понятие, означающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляемые в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы эргатической.

При определении и выделении фактора человеческого используются фундаментальные знания специальных наук о каждой из компонент системы. Но характеристики и свойства, фиксируемые в этом понятии, - это не изолированные признаки компонент системы эргатической, а ее совокупные системные качества, в наибольшей степени определяемые положением и функциями человека в системе.

3. Выражение, означающее в США область знания и профессию, определяемые в Европе термином эргономика. Возникло в результате буквального перевода и сокращения американского выражения "инженерия человеческих факторов" (human factors engineering).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

англ. human factors).

1. Психологические, физиологические, антропометрические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом

управления. См. Эргономика.

2. Этот термин используется часто и как син. для термина "эргономика".

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Генетический термин, чаще всего используемый в качестве названия профессиональной специальности, которая исследует так называемую систему "человек-машина". Основное внимание обычно сосредоточивается на проблемах восприятия, психофизики, принятия решений и других аспектах обработки информации. Этот термин, однако, также употребляется иногда для обозначения тех элементов ("факторов"), которые являются важными для этой специальности, включая оборудование, физическую среду, задачи и индивидов, выполняющих работу. См. индустриальная/ организационная психология, которая вообще рассматривается как более широкая область, разделом которой являются исследования человеческих факторов.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. КЧ. ф. относятся, напр., настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, ценностные ориентации, стереотипы индивидуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективное отношение личности к окружающей действительности, межличностные отношения, психологический климат в коллективе, психологические барьеры и многие другие, большей частью психологические явления, возникающие в процессе деятельности людей и их общении друг с другом. Психологическая наука призвана понять закономерности возникновения и развития этих явлений и найти эффективные средства управления ими. Эту задачу психология решает в тесном содружестве с другими науками. Главной задачей комплексного изучения Ч. ф. является его активизация. Пути, методы и средства достижения этой цели должны определяться применительно к конкретным условиям. Изучением Ч. ф. в технике занимается инженерная психология. Это изучение идет по двум основным путям. Один из них- учет при создании новой техники характеристик и возможностей челове.ка, согласование техники и условий труда с человеком. В этом случае необходимо иметь данные об общих для всех людей закономерностях психических процессов. Другой путь -т отбор и обучение людей для определенных видов деятельности. Здесь необходимо иметь данные об индивидуальных психологических различиях людей, знать методы определения этих различий. Оба пути изучения и учета Ч. ф. в технике не исключают, а дополняют друг друга.

Человеческие факторы

human factors) Этими двумя словами стали обозначать многоотраслевую прикл. науку и область практики, нацеленные на анализ и учет Ч. ф. в совр. технике, или взаимосвязей между технологическими процессами и продукцией (системами, средой, машинами), с одной стороны, и пользователями (операторами, ЛПР (лицами, принимающими решения), обслуживающим персоналом), с др. Хотя профилирующей дисциплиной здесь яв-ся психология, данная область тж включает инж. науку (прежде всего НОТ, электронику и машиностроение), вычислительную технику/программирование, физ. антропологию, физиол. и медицину, техническую эстетику, а тж общую и профессиональную педагогику. Специалисты в области Ч. ф. проводят эксперименты, обследования и анализы, с тем чтобы накопить знания, касающиеся взаимодействия чел. с техникой и технологиями, или решить прикл. задачи; практики используют эти знания при разраб. и эксплуатации технических средств, сотрудничая с конструкторами и дизайнерами. Осн. объектом их внимания яв-ся совместная работа людей и машин или грамотные действия людей, обслуживающих машины. В Европе и Азии аналогом "Ч. ф." яв-ся "эргономика" (от греч. ergon - работа и nomos - закон), делающая акцент на физиолог. аспектах труда и на эксплуатационных качествах машин и оборудования. Наука о Ч. ф. пытается усовершенствовать среду и действия чел. и машины либо путем изменения машин или среды т. о., чтобы они соответствовали челов. способностям и ограниченным возможностям, либо путем адапт. людей к требованиям, диктуемым машинами, с помощью процесса обучения и отбора. Изменение машин и среды составляет ту часть области Ч. ф., к-рую наз. "инженерией Ч. ф." (human factors engineering). Хотя отдельные исслед. Ч. ф. в сфере полиграфии, транспорта и строительства скоростных магистралей проводились и раньше, именно Вторая мировая война высветила потребность в изучении и оптимизации Ч. ф. в таких сложных военных системах, как самолеты, подводные лодки и радиолокационные установки. В итоге примерно в 50 ун-тах США и др. стран были организованы курсы и программы для аспирантов по изучению Ч. ф. Сначала они проводились гл. обр. на психол. факультетах, но затем осн. место действия переместилось в область орг-ции пр-ва. Работа по изучению Ч. ф. в невоенной индустрии началась в лабораториях компании Bell Telephone, но затем ее стали осуществлять и мн. др. крупные корпорации. Для военных было важно, чтобы оружие или транспортное средство действовало с максимальной эффективностью при первом же использовании его в бою, и наука о Ч. ф. могла в этом помочь. Нек-рые товаропроизводители стали использовать знания о Ч. ф. при выпуске продукции, поскольку их преследовали в судебном порядке, если они не удосуживались это сделать и с пользователями происходили несчастные случаи. Конкуренция среди интерактивных компьютерных систем придала новый импульс науке о Ч. ф., к-рая проанализировала и усовершенствовала размеры и форматы дисплеев, управляемых программными средствами. Мн. новые виды автоматических устройств, как военных, так и промышленных (напр., роботы), тж требуют поддержки Ч. ф. Один из первых шагов в анализе Ч. ф. - выявить те задания, к-рые должны быть автоматизированы, и те, к-рые должны выполняться людьми, а затем подобрать их наилучшие сочетания. Когда исслед. и практ. применение Ч. ф. находились в начальной стадии, они были направлены на решение относительно простых проблем. Дисплеи и приборы управления продолжают привлекать внимание науки о Ч. ф., т. к. они представляют собой связующее звено между чел. и машиной, но объектами ее изучения стали тж и более крупные узлы (пульты и панели), а затем и подсистемы или целые системы. Было проведено немало сложных экспериментов со мн. переменными с целью выяснения максимальной рабочей нагрузки, специфики технологических процессов и методов подготовки операторов. См. также Инженерная психология, Промышленная и организационная психология X. М. Парсонс

В современных условиях категория «человеческий фактор » главным образом используется в двух значениях: во-первых, для характеристики взаимодействия сложной системы «человек-техника» как причина (детерминант) какого-либо явления, чаще отрицательного (дорожно-транспортного происшествие, авария самолета и др.), и, во-вторых, как интегральная совокупность и показатель качественных характеристик человеческой составляющей боевого потенциала воинских формирований .

Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой убытки или человеческие жертвы.

Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

  • недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;
  • ошибки, вызванные внешними факторами;
  • ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;
  • ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность , которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.

Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.

Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.

Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности.

Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки (специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.

Человеческий фактор как совокупность качественных характеристик личного состава

В научных исследованиях сущности и содержания человеческого фактора в военном деле существует несколько подходов.

Так В. П. Каширин характеризует человеческий фактор как реально действующую совокупность духовных и физических сил подразделений, частей и отдельных военнослужащих. Он утверждает, что ведущую роль в человеческом факторе играет духовная сторона - то, что принято называть моральным духом войск, сил флота, личного состава подразделения, части.

Моральный дух - это духовная готовность и способность личного состава переносить испытания войны, тяготы, лишения и трудности воинской службы и добиться победы над врагом, успешно выполнять поставленные военно-служебные задачи .

По определению В. П. Каширина, моральный дух войск (сил флота) имеет две взаимосвязанные стороны: статистическую и динамическую.

Статистическую сторону он называет морально-психологическим потенциалом подразделения, части, как совокупность духовных возможностей личного состава, степень его политической, нравственной, правовой и др. сознательности, компетентности, военно-профессиональной подготовленности, которые могут быть превращены в фактор достижения победы в бою, войне, выполнения стоящих перед воинским формированием военно-служебных и других задач .

Динамическую сторону В. П. Каширин называет морально-психологическим состоянием личного состава подразделения, части, как та или иная степень реализации и проявления морально-психологического потенциала военнослужащих при решении конкретных боевых и других военно-служебных задач.

Такие же взгляды на сущность и содержание человеческого фактора, морального духа и морально-психологического состояния высказывались П.А. Корчемным , В. И. Алещенко [с. 4, 5] и др.

По утверждениям А. А. Ильюка, человеческий фактор воинских формирований - это сформированное объективной действительностью интегральное единство рациональных (мотивационно-волевых) и чувственных (эмоциональных) качеств личного состава, которые побуждают военнослужащих к исполнению воинского долга, влияют на их состояние и поведение, определяют готовность личного состава к выполнению служебно-боевых задач и применение в элементах боевого порядка [с. 21] .

На методологической основе философских положений о рациональном и чувственном уровнях психики человека, рациональной, чувственной и эйдетической формах существования сознания А. А. Ильюк определяет две составляющие человеческого фактора воинских формирований - моральный дух и морально-психологическое состояние личного состава.

Моральный дух личного состава - это устойчивая совокупность идейных убеждений, политической сознательности, социальной защищенности и профессионализма военнослужащих, уровня сплоченности воинских коллективов и административной деятельности руководящего состава, которые системно и взаимозависимо формируют внутреннюю готовность личного состава к исполнению воинского долга, создают оптимальные условия для выполнения поставленных служебно-боевых задач и побуждают к действиям. Составляющими морального духа есть: идейный, экономический, политический, социально-психологический и административный [с. 41-43] .

Морально-психологическое состояние личного состава - это совокупность душевных переживаний, которые генерируются на чувственном уровне психики человека при взаимодействии с объективной действительностью и осознании личностных качеств и через систему психологической защиты активно влияют на психическое состояние военнослужащих и проявляются в моральной деятельности. Составляющими морально-психологического состояния есть: демографический, личностный, служебный, моральный, природно-климатический [с. 132 – 134] .

Методологической основой для определения составляющих морального духа и морально-психологического состояния взяты философские положения о формах общественного сознания, особенности рационального и чувственного уровней психики человека [с. 21]

Моральный дух характеризует мотивационно-волевые: фундаментальные, стойкие, долговременные качества личного состава , а морально-психологическое состояние – эмоциональные: изменчивые, не долговременные, ситуативные [с. 130]

Такие же взгляды на сущность и содержание человеческого фактора, морального духа и морально-психологического состояния имеют Ю. В. Турченко, А. В. Сирый и др.

Оценка человеческого фактора воинских формирований (частей, подразделений)

Зависимо от полученных показателей (за 100 бальною шкалою оценки) уровень человеческого фактора воинских формирований (частей и подразделений) (УЧФ) классифицируются как «высокий», «средний», «низкий», «угрожающий», а именно:

Интерпретация результатов оценки человеческого фактора воинских формирований (частей, подразделений):

Онлайн-издание

Как устранить человеческий фактор

Профессиональные ошибки, от которых не застрахован никто из нас, могут приводить просто к неловким ситуациям, а могут - к серьезным катастрофам и гибели людей. Как устранить саму возможность вмешательства человеческого фактора в системы, от которых зависит наша безопасность? Об этом говорится в специалиста по эргономике, профессора Университета Ноттингема Сары Шарплз, опубликованной британским онлайн-изданием . Предлагаем вам прочитать ее в переводе на русский язык.

Тодд Лэндмен, профессор политологии, получив приглашение выступить в утренней программе на «Би-би-си» Breakfast TV show, никак не ожидал, что, когда он придет, ему предложат поговорить об альпинизме. Вообще-то его звали на специально назначенную и заранее спланированную программу, темой которой должен был стать Дональд Трамп.

Однако череда примитивных ошибок привела к неловкому недоразумению: ведущий утреннего шоу только в ходе прямого эфира, к большому удовольствию журналистов из конкурирующих изданий и пользователей соцсетей, понял, что его собеседник - не Лесли Биннз, альпинист и бывший британский военнослужащий из Северного Йоркшира, а университетский ученый с американским акцентом.

Подобные ошибки случаются нередко. Многим памятна подобная путаница, когда ведущий «Би-би-си» в прямом эфире пытался интервьюировать конголезского сотрудника IT-сферы Гая Гому о судебном разбирательстве между компанией Apple Computer и группой The Beatles, приняв его за британского журналиста Гая Кюьни.

Никто персонально не был виноват в той путанице, в которую попал Тодд. Вследствие необычной комбинации совпадений и недоразумений ведущие и редакторы «Би-би-си» искренне думали, что Тодд - это Лесли Биннз, и это несмотря на тщательные процедуры планирования каждой программы. Как же получается, что простые ошибки способны приводить к столь существенным сбоям в сложной системе со многими уровнями проверок? Ответив на этот вопрос, мы приблизимся к пониманию того, как предотвращать куда более серьезные ошибки, например, во время медицинских операций или при аварии на борту самолета.

Поможет нам в этом такая наука, как эргономика . Она изучает влияние человеческого фактора и может подсказать, как проектировать устройства и системы с учетом способностей и ограничений, свойственных человеку. Люди часто принимают решения, основанные на неполной информации, и прибегают к примерным правилам, известным как эвристические, чтобы перескочить к наиболее желательному решению или гипотезе. Проблема с решениями, которые мы принимаем на основании этих правил, заключается в том, что они могут быть предвзяты.

В случае с Тоддом ни он сам, ни сотрудница «Би-би-си» просто не ожидали, что может произойти такая путаница. По этой причине каждый из них по-своему понял реплики, которыми они успели обменяться перед съемками. Сотрудница, встретившая Тодда в редакции, обратилась к нему со словами: «Здравствуйте, Лесли, да вы в костюме», - подразумевая под этим отсутствие альпинистского снаряжения. Тодд понял это иначе: «Здравствуйте, [меня зовут] Лесли», - после чего последовала малозначащая реплика по поводу его внешнего вида. Из-за этой разницы интерпретаций, а также дефицита времени в студии ни один из них не понял, что произошла ошибка.

Предвзятость с подтверждением

В системах, для которых безопасность является критическим фактором, последствия таких предубеждений и поступков, совершенных на их основании, могут оказаться куда серьезнее, чем неловкая ситуация, возникшая в результате путаницы на «Би-би-си» Breakfast. В 1989 году пилоты рейса номер 92 авиакомпании British Midland ошибочно решили, что им поступил сигнал о возгорании правого двигателя. Когда они выключили его, вибрация самолета, начавшаяся незадолго до этого, прекратилась.

Так в процесс принятия ими решений вкралась предвзятость, основанная на подтверждении, - их действие привело ровно к тому результату, который они ожидали, поэтому они подумали, что устранили проблему. К сожалению, они изначально неправильно интерпретировали поступившую информацию и выключили не тот двигатель. Самолет разбился на подлете к аэропорту, и 47 пассажиров погибли.

Решения не принимаются в социальном вакууме. Мы следуем социальным нормам и ведем себя так, чтобы соответствовать ожиданиям других людей как на работе, так и за ее пределами. Подобно тому как Тодд не стал разбираться в недоразумении, хотя и заметил, что что-то пошло не так, еще до начала передачи, мы не хотим оспаривать или обсуждать чьи-то решения в определенных ситуациях, когда опасаемся попасть в неловкую ситуацию или когда ответственность лежит не на нас.

Например, в больницах пациенты и младшие медработники часто полагают, что врачи никогда не ошибаются. К сожалению, случай Элейн Бромили , которая скончалась от удушья в ходе самой обычной операции, показывает, чем грозит недопонимание в операционной. К гибели пациентки привело сразу несколько факторов, но особенно подчеркивалось , что медсестры, ассистировавшие при операции, увидели опасность прежде, чем врачи успели осознать всю серьезность происходящего. К несчастью, медсестры не решились побеспокоить врачей вопросами.

Сегодня в больницах Великобритании принимаются специальные меры к тому, чтобы все члены персонала могли обсуждать медицинские решения и оспаривать их, если кому-то - пусть даже самому младшему из коллег - они кажутся неверными.

В случае с рейсом 92 пассажиры услышали, как по внутреннему радио пилоты объявили о неполадках в правом двигателе, но через иллюминаторы им было видно, что горит левый двигатель. Выжившие в катастрофе позже рассказывали, что заметили несоответствие между тем, что видели своими глазами, и тем, о чем объявил командир экипажа, но им не пришло в голову, что это элементарная ошибка и в действия пилотов необходимо срочно внести исправления.

Когда что-то необычное начинает происходить в рамках динамической системы, мы включаем интеллектуальные и социальные навыки, чтобы устранить возможную опасность. Это состояние известно как озарение при стрессе , или бессознательная компетенция. Наиболее сложные динамические системы должны строиться с учетом как особенностей техники, так и человеческого фактора. Они должны сохранять работоспособность, исходя из возможного поведения людей в разных ситуациях, и включать в себя такие компоненты для предотвращения ошибок, как обязательные проверки и формализованный процесс коммуникации.

При этом важно убедиться, что эти компоненты не вводят людей в замешательство и не порождают чувства неловкости между ними. И когда мы столкнемся с чьей-то возможной ошибкой, мы должны чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы собрать всю свою храбрость и вежливо, но твердо сказать: «Сэр, мне кажется, к вам в студию пришел не тот человек».

Перевод с английского Д. Иванова