Цикл контакта в гештальт терапии схема. Цикл опыта (гештальта)

Год издания и номер журнала:

В статье проводится анализ классической концепции цикла контакта, а также ее основных положений. Предложенная П. Гудманом и Ф. Перлзом модель цикла контакта оставалась практически неизменной с момента ее основания, подвергаясь лишь незначительным модификациям и уточнениям. Рассматриваются представления о прерываниях контакта, а также анализируется понимание прегнантности, предложенное авторами концепции. В фокусе внимания оказываются также механизмы self -динамики, лежащие в основе классической концепции контакта. Завершается статья констатацией некоторых фундаментальных противоречий, имеющихся в самом ее основании, и намечаются направления необходимой методологической ревизии.

Ключевые слова: концепция цикла контакта, преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт, прерывания контакта, прегнантность, фигура/фон, self -динамика, id -, ego - и personality -функции, поле организм/среда.

Концепция цикла контакта, лежащая в основании методологии гештальт-подхода в психотерапии и предложенная основателями направления П. Гудманом и Ф. Перлзом, является одним из фундаментальных положений, определяющих теорию и практику гештальт-терапии. С момента ее появления в работе «Возбуждение и рост в человеческой личности» (известной также под названием «Теория гештальт-терапии») она оставалась практически неизменной, подвергаясь лишь незначительным модификациям, дополнениям и уточнениям. Основные ее положения и по сей день выступают одним из важнейших методологических и методических средств психотерапии. Однако при последовательном анализе концепции цикла контакта вскоре становится очевидным множество противоречий методологического свойства, которые пропитывают ее в самом основании. Цель настоящей работы заключается в представлении читателю фундаментальных оснований классической концепции контакта, а также демонстрация некоторых наиболее важных методологических конфликтов и проблем, содержащихся в ней. Мы надеемся, что тем самым, мы начнем подготовку теоретического фундамента для проведения необходимой методологической ревизии и создания модели контакта, альтернативной традиционной.

Концепция цикла контакта формально описывает, что происходит с любым субъектом в любой ситуации и каким образом он контактирует со средой, ориентируется в ней и достигает удовлетворения организменных потребностей. Таким образом, она является феноменологической, организмической и универсальной для любой психической динамики, описывая ее форму, общие закономерности, не привязываясь к содержанию процесса.

Цикл контакта - это динамика образования гештальта, фигуры из фона, ее формирование и последующее разрушение. Мы можем описывать цикл контакта применительно к любому гештальту, любой потребности и любому контакту.

В полевой парадигме, суть цикла контакта состоит в возникновении напряжения на границе контакта организм-среда, вызванного внутренними импульсами или внешними раздражителями, а затем деятельностью организма, направленную на уменьшение этого напряжения.

Схематически последовательность этого процесса такова:
1. Организм в состоянии покоя.
2. Раздражитель, который может быть внутренним или внешним.
3. Создание образа или реального заместителя.
4. Ответ на сложившуюся ситуацию, направленный на:
а) Уменьшение напряжения и
6) Возвращение к организмическому балансу.

Традиционно выделяют четыре основные стадии цикла контакта , и связанные с ними прерывания контакта:

1.Преконтакт (forcontact) представляет собой дифференцирование фона и выделение фигуры. Телесные ощущения здесь выступают фоном, какое-то напряжение на границе контакта, связанное с внутренней потребностью организма (аппетит) или внешнее, средовое воздействие проявляется в виде фигуры. Это стадия ощущений. Задача этапа – ориентация в среде и ощущениях (потребностях) организма. Соответствует проявлению функции Ид.
Прерывание преконтакта – слияние, невозможность различить границы между организмом и средой, средовыми факторами или собственными ощущениями и потребностями.

2. Контактирование (contacting). На этой стадии потребность уже выделена, и организм начинает действовать. Происходит развитие фигуры, увеличение возбуждения, опустошение фона. В процессе контактирования происходит выделении агрессии, приближение и преодоление препятствий, а также произвольная ориентация и манипуляция. Эта стадия отождествления и отчуждения Эго с различными аспектами фигуры, что сопровождается эмоциями: приятными - влечение, интерес, или неприятными – нетерпение, раздражение, отвержение, а также агрессия. Напряжение на границе контакта велико, поэтому контактирование либо теряет энергию и затягивается, либо переходит на следующие стадии.
Прерывание контакта на стадии контактинга представляет собой интроекцию, в самом начале между преконтактом и контактиногом, что приводит к подмене фигуры, и проекция, по ходу всей стадии, за счет чего внешней фигуре приписываются желаемые (или избегаемые свои) качества, а также ретрофлексия в случае ненаступления третьей фазы.

3. Финальный контакт (full-contact) – концентрация, слияние и идентификация с фигурой, максимум возбуждения, минимум произвольности. Вся произвольность ослабляется, достигается полное осознавание (awareness) процесса и происходит спонтанное единое действие восприятия, движения и чувства. Self полностью идентифицирует себя с фигурой, что является естественным, необходимым слиянием. Возбуждение на границе контакта разряжается, потребность удовлетворяется. Соответствует проявлению функции Ид.
Прерывание контакта на стадии финального контакта происходит по механизму ретрофлексии, когда граница контакта «симулируется» и образуется за счет расщепления Self; частичное удовлетворение достигается, но нет новизны, опыта и роста организма. Другой механизм прерывания – эготизм – заключается в предотвращении финального контакта за счет продолжающегося контактинга.

4. Постконтакт (postcontact). Фигура теряет энергию, разрушается и уходит в фон. Self уменьшается, возбуждение падает, и граница контакта любо исчезает, любо теряет смысл. Главная задача – ассимиляция опыта и его интеграция. Функция Ид завершается, и исполняется функция Персоналити, которая интегрирует новый опыт в общую идентичность организма. Личность (Персоналити) представляет собой продукт связной интеграции опыта многих контактов.
Прерывание на этапе постконтакта – девалидизация (обесценивание) – произвольно вмешательство и препятствие ассимиляции нового опыта. В случае эготизма постконтакт наступает сразу после контактинга; граница контакта остается напряженной, гештальт не завершается. Слияние на стадии постконтакта приводит к удержанию фигуры и затягиванию контакта, когда цикл завершен. Таким образом, субъект избегает расставания и испытывает трудности в ассимиляции нового опыта.

В его «Теории self». Пол Гудман выделяет в любом действии четыре основные фазы: фор-контакт, контактирование (contacting), полный контакт (final contact) и пост-контакт (или «отступление»).

Концепция цикла контакта

Традиционная концепция цикла контакта основывается на постулировании принципа, который описывает особенности процесса удовлетворения человеком своих потребностей, и в основе которого лежит идея о том, что приобретение опыта индивидом предполагает динамику некоторых его этапов. Сами авторы (П. Гудман и Ф. Перлз) пишут: «Мы наметили следующую последовательность фонов и фигур в процессе творческого приспособления:

Отметим, что этапу преконтакта соответствует фигура, в виде телесных ощущений, маркирующих актуальную потребность. На этапе контактирования она уходит в фон, позволяя появиться новой фигуре, в виде ресурсов окружающей среды. Финальный контакт знаменуется трансформацией фигуры, которой теперь выступает выбранный для удовлетворения потребности объект, и, наконец, в постконтакте фигура и фон исчезают снова в недифференцированном поле.

Фазы цикла контакта

Преконтакт

Контакт со своим внутренним полем. В этой фазе происходит опознавание потребности через чувства , ощущения , переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).

Контактирование

Контакт с внешней средой. Поиск возможности удовлетворения потребности в этой среде, или понимание невозможности удовлетворения в этой среде. А также дифференцирование - насколько возможно удовлетворение, а насколько нет. При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск - от кого/чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.

Финальный контакт

Встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности

Постконтакт

Ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.

Прерывания контакта

Дополнительной к этой базовой концепции, но неотъемлемо присутствующей в работах как классиков гештальт-подхода, так и современных авторов выступает идея прерываний контакта, которые привязаны к определенным этапам рассматриваемого цикла. Прерывания представляют собой способ нарушения естественного («здорового») течения контакта организм /среда.

Пятерку наиболее распространенных механизмов составляют: слияние (конфлуэнция), интроекция , проекция , ретрофлексия , эготизм .

По мнению самого П. Гудмана, до фокусирования возбуждения возникает конфлуенция, в процессе возбуждения - интроекция, в момент столкновения с окружающей средой - проекция, в процессе конфликта и разрушения - ретрофлексия, во время финального контакта - эготизм.

4. Интерактивный цикл*

[[[[*Первоначально эта глава была написана Соней Невис, а затем переработана мной. Этот материал опубликован как рабочая статья Гештальт институтом Кливленда в 1981 году. – Примеч. автора .]

Нет ничего практичнее хорошей теории.

Курт Левин

Семейные терапевты испытывают трепет перед сложностями семейных взаимоотношений и перед широким кругом интервенций, которые можно применить, чтобы улучшить жизнь людей, обратившихся к ним за помощью. Семейные сложности и большой выбор терапевтического поведения часто настолько переплетаются, что терапевт рискует запутаться во всем этом. К счастью, с помощью теории взаимодействий все эти сложности можно организовать, сделать видимыми и понятными.

Объект наблюдения у всех терапевтов один, и лишь их теоретическая ориентация определяет, что привлечет их внимание, а что они будут игнорировать. Теория хороша, если она позволяет терапевту увидеть, что происходит, и помогает ему решить, когда проводить интервенцию. Сила теории состоит в том, насколько она полезна не только для наблюдения, но и для интервенции.

Гештальт-теория совершенствовалась и разрабатывалась в течение последних тридцати лет. Среди разработчиков этой теории был и Гештальт-институт Кливленда. Наши феноменологические описания интрапсихического процесса обращаются к Гештальт-циклу опыта 1 (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Гештальт-цикл опыта

Осознавание

Энергия/действие

Контакт

Разрешение/завершение

Выход

"Новое” осознавание

Это "нормальный” цикл, при котором осознавание обусловливает действие... выход находится в самом низу (тут энергия находится на соответственно низком уровне, здесь можно отдохнуть одному).

На интрапсихическом уровне мы опираемся на осознавание того, что соответствует моменту, захватывает наше внимание и проявляется интеллектуально или двигательно. Это внимание сопровождается выделением энергии, без которой мы не могли бы действовать. В идеале наше осознавание должно быть ясным и отчетливым. Когда осознавание подкрепляется достаточной энергией, мы можем прямо двигаться к тому, чего хотим. Действия ведут к контакту с окружающей средой и сопровождаются чувством удовлетворения, разрешением и завершением. Мы можем выйти из ситуации, расслабиться и уйти. Ясный и завершенный выход дает нам свежий опыт и не сопровождается тягостным ощущением незавершенности. Затем наступает новое осознавание, и цикл начинается снова.

Такая модель работы с парой или семьей расширяет интрапсихический цикл опыта, а расширение позволяет описать глубокие взаимодействия в малых системах. Принципы здесь те же: полное осознавание ведет к ясному контакту на границе между "я” и окружающей средой. Тем не менее интерактивный гештальт-цикл фокусирует внимание на взаимодействиях между двумя и более людьми (рис. 4.2.).

Рис. 4.2. Интерактивный гештальт-цикл

ПРОЦЕСС

Отец

Мать

Сестра

Брат

Осознавание

Энергия/действие

Контакт

Разрешение/завершение

Выход

"Новое” осознавание

Фазы цикла

Фазы этого цикла могут перекрывать друг друга. Чтобы показать течение внутри отдельного соединения опыта, цикл искусственно поделен на пять фаз, которые описаны ниже. Фазы организованы в последовательности, которая образует как логический, так и интуитивный смысл. В то же время мы знаем, что каждая фаза содержит в себе элементы всех других фаз 2 .

Наблюдение за взаимодействием между членами семьи или двумя индивидуумами, составляющими пару, дает терапевту ясное представление о системе. Кроме того, наблюдение выявляет те способности системы, которые позволяют ей хорошо функционировать. Умение использовать способности, необходимые при прохождении через каждую фазу данного процесса, могут принести удовлетворение. Завершенный цикл, при котором хорошо проговорена каждая фаза, создает ощущение полноценного существования. При незавершенном цикле возникает ощущение неудовлетворенности и "тяжести”. Наблюдение за цикличным функционированием выявляет сопротивление системы, прерывающее плавное разрешение, а это, в свою очередь, связано с нарушением функционирования 3 . Когда терапевт выявляет сопротивление или торможение и помогает его преодолеть, процесс восстанавливается.