Доклад: "Инновационные тенденции в образовании". Заркович А.В

1

Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания. Педагогическая инновация в отличие инновации в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы – материально-технические, экономические и др.

инновация

инновационные образовательные системы

инновации в системе образования

классификация инноваций

национальные образовательные модели

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2000.

3. Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании // Народное образование. – 2002. – № 5. – С. 96.

4. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой // Директор школы. – 2006. – № 3. – С. 93.

5. Петровский Н.В. Образование в контексте современного образования // Педагогика. – 1996. – №1.

6. http://human.snauka.ru/2012/01/567.

В современном обществе образование имеет огромное значение, поэтому особо актуальным становится поиск перспективных направлений его развития. Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, о соответствии образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований.

Большим прорывом в инновационном развитии системы образования явилось создание в Астане престижного высшего учебного заведения мирового уровня - «Назарбаев Университета», который обеспечит качественный прорыв в подготовке отечественных инженерно-технических и научных кадров и формировании современной научно-исследовательской инфраструктуры .

Инновация означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений (таблица).

Инновации в системе образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении .

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

В Казахстане реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой стороны, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями .

Университет инновационного типа предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности. Инновационная деятельность в сфере образования - это, прежде всего, повышение качества образования, а следовательно, и повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Качество образования - это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования.

Можно обозначить следующие условия, позволяющие обеспечить качество образования:

1. Высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава.

2. Используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с инновационными.

3. Научные исследования в вузе, их влияние на качество образования.

4. Ресурсное обеспечение вуза.

5. Наличие автономной структуры, управляющей качеством образования.

Нельзя перевести систему образования на инновационный путь развития, не привнося новшеств в подготовку высококвалифицированных кадров нового поколения, востребованных современным обществом в условиях развивающейся экономики. Подготовку кадров вуз должен вести с учетом приоритетных направлений развития науки и образования на основе компетентностного подхода, многоуровневости образования, вариативности и преемственности образовательных программ, интеграции науки и образовательного процесса (образование через включение студентов в поиск нового знания и внедрение результатов научной деятельности), использования современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества образования .

Необходимо дальнейшее углубление фундаментальных научных основ подготовки специалистов, способствующих развитию базовых профессиональных компетенций; сформировать актуальные компетенции, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы и процессами вхождения Казахстана в единое образовательное пространство; создать современную информационную среду вуза как технологическую базу, обеспечивающую переход университета в режим инновационного развития и формирующую условия для качественного обновления образовательной системы, обновить воспитывающую среду университета для усиления мотивации к деятельности в профессиональной сфере и общекультурной подготовки выпускников .

Казахстанское образование, к сожалению, не полностью отражает потребности современного общества. Формы организации получения и обновления знаний практически не изменились: система централизованного планирования приема студентов и выпуска специалистов; объемы финансирования; «курсовая» система обучения (перевода с «курса» на «курс». Менталитет основной массы ППС сформирован предыдущим социально-экономическим строем. Законы рыночной экономики, включая формирование рынка труда, не привели к адекватным изменениям места и роли университетов, особенно профильных: рост выпуска кадров во многих вузах идет по одним и тем же специальностям; наблюдается дробление специальностей; отсутствие прикладного характера образования и т.д. Большинство работодателей не удовлетворены качеством специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики.

Мировой опыт указывает, что основным механизмом построения «экономики знаний» является создание национальной инновационной системы, обеспечивающей институциональные условия для проведения и коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ. Национальная инновационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций и структур, занятых созданием и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Примерная структура национальной инноваций представлена на рисунке.

Инфраструктура инноваций

Институциональная среда, обусловленная национальными традициями, политическими и культурными особенностями государства, представлена комплексом институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы. На формы и характер национальной инновационной системы в наибольшей степени влияют государственное регулирование, размер страны и особенности исторического развития, обеспеченность природными ресурсами, доминирующие формы предпринимательской деятельности.

Стратегические цели, стоящие перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях, тесно связаны с проблемами развития казахстанского общества, включая обеспечение устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни народа, укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества, кадровое обеспечение рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство. Результатом нашей инновационной деятельности должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов .

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

Новых образовательных технологий - технологических инноваций;

Новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций;

Новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций;

Новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Библиографическая ссылка

Мырзаханова И.А., Усейн Г.А., Садыкова А.Е. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 137-139;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32522 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Инновационные
тенденции в образовании»
Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют
сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление
информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных
инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в
образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально
новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение
ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических
приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении
определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества
в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только
в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы
для использования всем педагогическим коллективом.
Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:
1. По новизне:
абсолютно новые, впервые созданные (открытия);
содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков,
которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).
2. По объектам образования:
обновление школы;
обучение и воспитание;
социализация учащихся;
сохранение здоровья учащихся.
3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по
масштабам их внедрения:
в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;
использование только автором инновации.
4. По авторству инноваций:
результат коллективного творчества;
индивидуальный проект.
5. По источникам инноваций:
внешний заказ;
собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и
методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие
другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны
имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном
этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в
основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами,
проекторами, то есть информационными ресурсами.
В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и
каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или
традиционные инновационные технологии в образовании.
Игровые технологии самые применимые в образовании, так как
применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно­ориентированное обучение создает условия для
самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего
усвоения ведутся элективные курсы.
На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл
которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на
здоровье ученика, связанное с процессом учебно­воспитательной работы.
Проектно ­ исследовательская технология или по­другому продуктивное
обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования,
сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках
информатики, иностранного языка, технологии и других.
Блочно ­ модульная технология ориентирована на различные виды
самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление
наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений.
Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать
знания в новом виде.
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
Во­первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной
деятельности, особенно по проектированию.
Во­вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более
комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает
напряжение при общении с учителем.
В­третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря
которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В­четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и
привлекает педагогов в большей степени из­за повышения
производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все
технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в
своем методе преподавания.
Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут
повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную,
всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед
образовательным учреждением в нашем обществе.

В качестве первой следует назвать увеличение доли новых товаров, продвигаемых на рынки, в общем их объеме, в связи с чем отмечается переход от сосредоточения организации маркетинга в специальном отделе или службе компании к ориентации на маркетинговые стратегии в деятельности всей фирмы или предприятия и утверждение инновационного маркетинга и менеджмента в его единстве.

Теперь в компаниях понимают, что маркетингом должны заниматься не только маркетологи, торговый персонал и работники отдела обслуживания; каждый работник компании может повлиять на покупателей при продаже товаров-новинок. Как следствие - современные компании в управлении ключевыми процессами начинают делать акцент на междисциплинарной командной работе.

Вторая тенденция развития современного маркетинга состоит в переходе компаний, банков и других бизнес-структур в своей маркетинговой деятельности, основанной на инновациях, от организации маркетинга по товарам и услугам к маркетингу по покупательским сегментам. Например, такой стратегии придерживается ростовская риэлтерская компания "Нирлан", сочетающая в своей деятельности активную куплю-продажу квартир и домов (с чего они начинали в 90-х годах), с продажей жилья в рассрочку, в сочетании с ипотекой и другими новыми схемами продаж и оплаты через кооператив "Новосел", а также с работой на целевом сегменте деловой недвижимости.

Третья тенденция состоит в растущей значимости для компаний-инноваторов стратегического маркетинга. Именно он нацеливает компанию на новационные и привлекательные экономические возможности и направления, адаптированные к ее ресурсам и преимуществам, обеспечивающие потенциал для роста рентабельности.

Как показал анализ, достаточно эффективный стратегический маркетинг, ориентированный на производство и реализацию товаров инновационного характера, реализуется компанией "Регата", одним из лидеров ростовского рынка водочных изделий. ТПА "Регата" освоила не только российский, но и ряд зарубежных рынков водки. Компания производит 29 марок водки и настоек, из которых за рубеж экспортируются "Белая березка" и "Red Army", относящиеся к классам премиум и суперпремиум соответственно. Продукция "Регаты" достаточно успешно продается в странах ближнего зарубежья (Азербайджан, Армения, Казахстан, Украина). Постоянный экспорт водки "Red Army" налажен в два штата США, где она пользуется, по выводам маркетологов компании, устойчивым спросом.

Реализуя инновационную стратегию, компания объединила два стратегических подхода: стратегию глобального маркетинга товаров класса "люкс" и стратегию технологической инновации (очистка водки проходит тройной путь на четырех фильтрах, в результате чего "Red Army", является единственной водкой в мире, которая готовится приблизительно две недели).

Четвертая тенденция современного маркетинга инноваций - переход от сохранения устойчивых и малоизменяющихся в течение ряда лет рыночных позиций к постоянному поиску новых. Реальное проявление этой тенденции можно проиллюстрировать весьма динамичным поведением на рынках ростовской компании "Атлантис-Пак", созданной в 90-х годах, но уже занимающей лидирующее положение в России и СНГ по продажам полиамидных колбасных оболочек. В 2004 г. по объемам производства этой продукции "Атлантис-Пак" вышел на первое место в мире.

Пятую выявленную тенденцию представляется правомерным сформулировать как все более расширяющееся ведение инновационного маркетинга в рамках Интернет-пространства. При этом проникновение данных технологий характерно практически для всех корпораций, предприятий и даже небольших фирмочек. Каждый из рыночных субъектов считает непременным атрибутом успешности маркетинга своей компании использование Интернет-технологий.

Такие технологии обусловили появление совершенно нового подхода к ведению бизнеса - электронной коммерции.

Приобретение товаров, услуг и информации у различных онлайновых поставщиков представляют собой е-закупки. При умелом подходе компании по всему миру сегодня экономят на этом миллионы долларов. Е-маркетинг развивается в направлении информирования покупателей, совершенствовании коммуникаций, продвижения и продажи товаров и услуг через Интернет. "Е" теперь присутствует в таких понятиях, е-финансирование, е-обучение, е-сервис. Как заметил известный маркетолог К. Келлер, "е" в конечном итоге исчезнет, так как практически весь бизнес станет онлайновым.

Конец XX-начало XXI веков отмечены созданием специализированных Интернет-компаний, реализующих новые товары и услуги исключительно через Интернет. Их цели : реализация в Интернете полного бизнес-цикла, ориентированного на получение прибыли от торгово-закупочной деятельности или от оказания услуг. Концепция: создание интерактивного сайта, обеспечивающего работу с клиентами (online-заказы, каталоги товаров и услуг, прайс-листы, информация и т.п.); налаживание системы поставок и складской системы, если это необходимо; организация системы доставки заказов; подключение к системам приема платежей через Интернет.

Подобные Интернет-магазины появились в конце 90-х годов и в России. Город Ростов-на-Дону также имеет данные бизнес-структуры (около 1% от общего их числа в общем количестве представленных), которые перманентно появляются и исчезают.

В связи с деятельностью таких компаний возникла проблема "мыльного пузыря" электронной коммерции. В конце 1990-х годов капитализация виртуальных фирм достигла астрономических величин. В некоторых случаях она даже превысила капитализацию таких компаний, как United Airlines и PepsiCo. Виртуальные фирмы считались основной угрозой традиционным организациям. Так было вплоть до 2000 года, когда инвестиционное безумие прекратилось так же резко, как и началось.

В настоящее время имевшее в 90-е годы представление о супервозможностях электронной коммерции и всесильности виртуальных компаний, таких как Интернет-провайдеры, коммерческие web-сайты, поисковые системы, транзакционные, информационные и прикладные web-сайты существенно трансформировалось в убеждение, что и в этих компаниях должен быть собственный хороший маркетинг и менеджмент, а сами они с успехом могут обслуживать как потребительские рынки, так и деловые.

Именно в сфере В 2В (бизнес-ту-бизнес), развитие рынков для которого является еще одной существенной тенденцией современной рыночной системы, такие компании делают наиболее значимые успехи. Деловые сайты (business-to- business, В 2В) по объемам коммерческих операций не только не уступают, но и опережают потребительские. С развитием таких сайтов во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями происходят кардинальные перемены. Компании пользуются деловыми аукционами, баннерными механизмами, онлайновыми каталогами товаров, бартерными сайтами и другими онлайновыми ресурсами.

В Канаде, например, именно через интернет-компании проходит значительная часть предоставляемых розничных кредитов. Эффективность совместной работы финансовых институтов с такими компаниями с использованием электронной подписи, обусловлена тем, что розничные кредиты - идеальный товар для Интернета: они стандартизированы, эта сфера различается разнообразием "покупателей", а объем транзакций велик, что позволяет зарабатывать на большом объеме операций.

Расширение Интернет-технологий способствовало формированию шестой тенденции в маркетинге - появлению и диверсификации сетевой экономики, обеспечивающей ускорение разработки и продаж на рынках новых товаров.

В новых условиях делового мира - при обострении конкурентной борьбы, когда увеличиваются объемы предложения и появляются новые виды товаров, - альянс является не просто одной из возможных форм развития, а, скорее, необходимостью. Как говорит Джим Келли, директор по маркетингу корпорации Coca-Cola, заключившей целый ряд глобальных партнерских соглашений, "на смену старой истине "не способен победить - присоединяйся" приходит "присоединяйся - и ты непобедим". Фактически все занимающиеся разработкой новых технологий программного обеспечения, телекоммуникаций, биотехнологий компании уже рождаются "глобальными".

Альянсы формируют даже гигантские транснациональные корпорации. Весьма активно сетевая экономика развивается в сфере торговли. Осуществляемый нашей кафедрой мониторинг и пилотные обследования позволяют сделать вывод о том, что более трети торгового оборота по продовольственным товарам, обуви и тканям в Ростове-на-Дону обеспечивается через сети появившихся в последние годы супермаркетов и специализированных магазинов довольно известных фирм. Именно в них реализуется значительная часть товаров-новинок.

С данной особенностью организации торговой сети связана и седьмая тенденция современного маркетинга , такая как ориентация на продажу товаров-новинок или традиционных их видов и марок, но существенно лучшего качества, с большим числом функций.

Для увеличения дохода для компаний все более актуализируется ориентир на новые товары и выход с ними на новые рынки. Инновационные разработки предопределяют будущее компании; новинки, приходящие на смену старым, или улучшенные версии товаров позволяют поддерживать или увеличивать объем продаж. Некоторые компании ставят разработку новых товаров превыше всего остального. 3M Company, одна из самых инновационных компаний в США, уделяет новым товарам огромное внимание. 3М выпускает более 50 тыс. наименований товаров, включая наждачную бумагу, клейкие ленты, фотопленки, волоконно-оптические соединители. В год компания вкладывает в исследования и разработки свыше $ 1 млрд. В мире на нее работают более 6 тыс. ученых, ежегодно предлагающих великое множество новых идей. В 2005 году выручка 3М составила $ 18 млрд. В компании действует правило: любой работник может до 15 % рабочего времени тратить на свои личные проекты. Благодаря этому на рынке появились такие товары, как клейкие листочки "Post-it", лента-корректор и фирменная технология микрорепликации. Помимо собственно научного процесса в компании следят за тем, чтобы разработки имели коммерческий потенциал. Для этого уже на ранних стадиях создания товаров и обеспечивается взаимодействие ученых и маркетологов, под наиболее вероятных "победителей" выделяется больше ресурсов.

Российские, в частности ростовские компании, насколько позволяют им обстоятельства с точки зрения конкурентоспособности предлагаемой ими на рынки продукции, стремятся также утвердиться с товарами или технологиями - новинками. Так, достаточно перспективной с этой точки зрения является винтокрылая техника ОАО "Роствертол". Сотрудничество с этой компанией в сфере маркетинга позволило в одном из наших проектов сформулировать рекомендации по использованию некоторых технологий из международного маркетинга.

С инновациями в реализуемых товарах связаны и инновации собственно в маркетинге. Часть из них уже была представлена в изложенной выше информации: интегрированный, социально-ориентированный, целевой, сетевой маркетинг, Интернет-маркетинг, включенный в глобальные сети.

Еще одна из тенденций современного маркетинга инноваций , относящихся к числу новых технологий - развитие прямого маркетинга. Данный вид маркетинга представляет собой использование каналов, напрямую связывающих поставщика с потребителем, с целью охвата потенциальных потребителей или представления им товаров и услуг без использования маркетинговых посредников. К этим каналам относятся прямая почтовая (адресная) рассылка, каталоги, телемаркетинг, интерактивное телевидение, web-сайты, мобильные устройства.

Прямой маркетинг, как инновационная технология, обеспечивающая успешную продажу товаров-новинок, направлен на получение некоторого измеримого отклика, которым обычно является заказ со стороны потребителя. Поэтому прямой маркетинг еще иногда называют маркетингом прямых заказов. В настоящее время многие специалисты прямого маркетинга используют его как инструмент установления долгосрочных взаимоотношений с покупателями. Они рассылают поздравления с днем рождения, различные информационные материалы, небольшие подарки отдельным клиентам. Авиакомпании, гостиницы и другие организации устанавливают тесные взаимоотношения с клиентами посредством так называемых наград за частоту покупок и создания клубов потребителей.

Прямой маркетинг является одним из наиболее быстро развивающихся путей обслуживания покупателей. Это особенно характерно для деловых рынков, где содержание торгового персонала обходится все дороже, и поэтому адресная рассылка и телемаркетинг применяются все чаще.

Данная тенденция является отражением перехода от массового маркетинга к персональному. Именно персонификация маркетинга является его наиболее существенной чертой в XXI веке. Основные принципы такого маркетинга инноваций следующие:

  • · Направление основных усилий на обслуживание наиболее ценных клиентов.
  • · Определение существующих и потенциальных покупателей. Не следует гнаться за всеми.
  • · Дифференциация покупателей по: 1) потребностям в товарах-новинках и 2) прибыльности для компании. На обслуживание наиболее прибыльных покупателей (НПП) фирма должна тратить в пропорции больше денег.
  • · Общение с индивидуальными покупателями для получения дополнительных знаний об их потребностях в новых товарах и формирование более тесных взаимоотношений.
  • · Кастомизация новых товаров, услуг и сообщений для каждого покупателя.

«Инновационные тенденции в образовании»

Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.

Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:

1. По новизне:

абсолютно новые, впервые созданные (открытия);

содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков, которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).

2. По объектам образования :

обновление школы;

обучение и воспитание;

социализация учащихся;

сохранение здоровья учащихся.

3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по масштабам их внедрения:

в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;

4 . По авторству инноваций :

результат коллективного творчества;

индивидуальный проект.

5. По источникам инноваций:

внешний заказ;

собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.

В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании.

Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно-ориентированное обучение создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения ведутся элективные курсы.

На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.

Проектно - исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках информатики, иностранного языка, технологии и других.

Блочно - модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.

Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:

Во-первых , пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.

Во-вторых , отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.

В-третьих , для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в своем методе преподавания.

Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную, всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением в нашем обществе.