Эксперимент вулкан в домашних условиях. Материалы и инструменты

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

Цель:

Познавательное развитие:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Речевое развитие:

расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

Физическое развитие:

Укреплять здоровье детей.

Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.

2. Вулкан- это обычная гора.

Оборудование:

картинки с изображением вулканов;

поддоны;

видеофильм;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетки;

стаканчики с водой;

салфетки

наглядность: картинки с явлением природы,

предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

Ход знятия

Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут…

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, … .

Мои дети очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)

Мои дети приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … ….)

Если дети затрудняются, педагог использует загадку

Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

ДОЖДЬ

Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …

Просмотр сопровождается пояснениями педагога.

2фрагмент: - Лава - это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)

Как растекается лава?)

Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок - символ

осторожно наливать воду - символ

лавы не трогать - символ

использовать салфетку- символ

Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ

накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости - символ

добавить воды не больше 4 ложек- символ

Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка. Схема проведения опыта, красный порошок, желтая жидкость, вода и схема лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.

Итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

У кого очень быстро изливалась лава? …

Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться. А для этого я дарю вам альбом с фотографиями вулкана, схему опыта, состав для опыта и макет вулкана.


Уже немало писалось про использование пищевой соды в той или иной области. Свойства данного вещества позволяют применять его на кухне при готовке, в быту для очистки различных поверхностей от жира и налета, в лечении различных заболеваний и так далее. Еще одним применением бикарбоната натрия является возможность устраивать познавательные представления для детей, например, можно изготовить самостоятельно вулкан из соды.

Запаситесь содой и уксусом, потому что Ваши дети будут просить повторить снова и снова!

Это возможно благодаря способности соды вступать в бурную реакцию с определенными веществами, например, уксусом. И одним из самых распространенных опытов, связанных с этим свойством бикарбоната натрия, является демонстрация извержения вулкана. Ниже подробно рассмотрено, как сделать вулкан из пищевой соды.

Опыт «извержение вулкана»

Первое, что необходимо знать, − почему при соединении соды и уксуса возникает такая реакция. Если не вдаваться в подробности: сода имеет ярко выраженные щелочные свойства, уксус же, напротив, - кислотные. При соединении их молекул происходит нейтрализация обеих сред до нейтральной, вследствие чего выделяется углекислый газ, бурное высвобождение которого и вызывает появление пены.

Опыт с соединением данных веществ можно использовать не только как демонстрацию природного явления. Это удачный момент для объяснения основ взаимодействия различных веществ и реакций между ними.

Подготовка к опыту начинается с изготовления непосредственно вулкана. Это можно сделать несколькими способами, в результате которых получится многоразовый инвентарь или, соответственно, одноразовый. Для создания первого придется приложить больше усилий и времени, второй же годится для спонтанного решения порадовать детей интересным зрелищем.

Способ №1

В данном случае создается, как раз, многоразовая модель для неоднократного исполнения опыта.

Чтобы изготовить корпус «вулкана» необходимы следующие компоненты:

  • обыкновенная пластиковая бутылка из-под любого напитка объемом 1,5л;
  • плоская пластиковая же крышка (например, от одноразовых контейнеров для еды);
  • скотч любого вида;

Необязательно лепить «вулкан» из нового пластилина, вполне подойдет уже использованный
  • гипс или алебастр (можно заменить соленым тестом);
  • гуашь с клеем ПВА, в соотношении 1:1 (возможна замена акриловой краской);
  • поднос или доска для резки (в качестве основания);
  • бумага;
  • фольга.

Последовательность действий:

  1. Построение основы. Пластиковую бутылку необходимо разрезать, отмерив нужную высоту конуса (нужна верхняя часть). Полученная основа скотчем тщательно прикрепляется к вышеуказанной пластиковой крышке.
  2. Прикрепление основы вулкана к основанию. Полученная конструкция скотчем крепится к подносу или доске для резки. Также в качестве основы можно использовать и подходящий кусок фанеры или тонкой доски.
  3. Формирование конуса. С помощью кусочков бумаги и скотча вокруг бутылки формируется конус с верхним основанием у краев горлышка. Чтобы избежать последующего размокания бумажной массы, конус оборачивается фольгой.
  4. Отделка «стен» вулкана. Гипс или алебастр развести до состояния густой сметаны. Полученной смесью покрываются склоны «огнедышащей горы». С помощью зубочистки или вилки формируется рельеф «горных склонов» и желоба для предпочтительного движения «лавы».
  5. Финальная отделка. После полного высыхания «склонов», их следует раскрасить гуашью, смешанной с ПВА. Лучше всего использовать коричневую и черную краску и немного подкрасить красной «лавовые» желоба.

После подготовки «вулкана» необходимо заняться «лавой». Ее, конечно, нужно готовить непосредственно перед демонстрацией «извержения». Компонентами в данном случае являются:

  • пищевая сода - 10 гр;
  • средство для мытья посуды - 2 капли;
  • гуашь или пищевой краситель красного цвета;
  • уксус - 10−15 мл.

Данное количество ингредиентов указано для минимального количества «лавы» и низкого «вулкана». При необходимости увеличения интенсивности «извержения», возрастает количество всех компонентов соответственно. Последовательность действий в этом случае такова:

  1. Смешать пищевую соду, выбранный вид красителя и средство для мытья посуды, тщательно перемешав.
  2. Залить полученную смесь в «жерло вулкана».
  3. Добавить аккуратно в «жерло» уксус и наслаждаться результатом.

Для более активной реакции уксус можно влить быстро. Кстати, за это отвечает добавленное средство для мытья посуды.

Способ №2

Как уже указывалось выше, изготовленный по предыдущему способу вулкан, позволяет получить реквизит, который можно использовать неоднократно. Однако это занимает достаточно существенное время. Для однократного использования можно изготовить реквизит по упрощенной методике.


Зрелище действительно эффектное

Ингредиентами в этом случае будут:

  • лист картона;
  • пластилин;
  • небольшая баночка;
  • поднос или доска для резки (в качестве основы).

Последовательность действий такова:

  1. Свернуть картон конусом, придав необходимый угол «склонов». Заклеить его в таком положении или закрепить скотчем. Срезать верхнюю часть для получения «жерла».
  2. Внешняя часть картона облепляется пластилином, с формированием «уступов» и «желобов».
  3. Перед демонстрацией опыта баночка наполняется смесью из соды, средства для мытья посуды и красителя, после чего ставится на основание и накрывается конусом «горы».
  4. Далее в жерло заливается уксус и «извержение» начинается.

Возможно проведение опыта с лимонной кислотой или лимонным соком. В данном случае уксус не используют, а соду следует засыпать последней.

Свойства пищевой соды позволяют использовать данный продукт в самых разных ситуациях. И как показывает все вышеописанное, даже как средство развлечения или для расширения кругозора у детей. Благодаря несложной подготовке и свойству соды вступать в бурную реакцию с уксусом можно подарить своим чадам незабываемое зрелище, получить удовольствие от которого они будут просить еще не раз.

22 сентября 2010, 13:42 Простите, совсем уж опопсели – что тут лайвсайнсного? Прям как у мозголомов на дискавери

Вроде ж достаточно много интересных идей предложено в соседнем разделе.

Еще б колу с ментосом смешали

  • Тогда уксус+сода не подойдет, т. к. получаем расширение за счет газа, а в итоге пену.

    Чтобы это обойти, мне представляется 3 варианта:

    1. Использовать другое вещество, сильно расширяющееся без создания газа (не знаю такового).

    2. Использовать нехимическую силу для извержения. К примеру, сообщающиеся сосуды, один поднимаем, из другого извергается. Или велонасосом накачивать давление (вместо соды/уксуса в аппарат из п. 3, горлышко заменить на ниппель)

    3. Либо же оставить газ, но смесь расслоить (но тогда нужен нетривиальный аппарат для вулкана), например налить сгущенки, окунуть в нее соломинку, а сверху запустить реакцию.

    Например на такой установке:
    http://img638.imageshack.us/img638/3518/volcano.gif
    где:
    1 – сгущенка
    2 – сода
    3 – горлышко для заливки уксуса (герметично закрывающееся)
    4 – соломинка, из которой будет извержение (края соломинки с горлышком вулкана тоже нужно герметизировать).

  • 22 сентября 2010, 23:35
    Кстати... для реабилитации научности статьи, приведу реакцию взаимодействия, на которой основан опыт:

    Уксус (уксусная кислота): CH 3 COOH
    Сода (карбонат натрия): Na 2 CO 3

    При смешивании получаем:
    Na 2 CO 3 + 2 CH 3 COOH =
    2 CH 3 COONa + H 2 CO 3

    CH 3 COONa – ацетат натрия (натриевая соль уксусной кислоты)

    H 2 CO 3 – угольная кислота. Которая быстро распадается на CO 2 (углекислый газ) + H 2 O (вода)

    Углекислый газ гораздо больше в объеме, чем исходные вещества. За счет него и идет расширение с выбросом "через край".

  • 23 сентября 2010, 17:57
    Попробую сам дать ответ на домашнее задание (на уровне гипотезы, правда):

    Известно, что свежезамешанное тесто хорошо "поднимается", пока стоит в тепле. Механизм заключается в образовании пузырьков углекислого газа по всему объему теста. Так как они не имеют возможности выйти наружу, то и приводят к разбуханию теста.

    Теперь делаем следующее: готовим полужидкое тесто в холодном состоянии, помещаем внутрь вулкана и начинаем активно подогревать. По идее, должно начаться сильное набухание с вытеканием настоящей полужидкой "лавы".

  • 28 сентября 2010, 00:19
    С тестом не выйдет.
    Нужно будет очень сильно нагреть, что приведет к получению головешки, т. к. газа там немного. А сильно ускорить газообразование нереально.

    Понадобится емкость побольше и чтонить плавучее настолько, чтобы оно было легче бурлящей воды (на ум приходит только пенопластовая крошка) но нужно будет поэкпериментировать с соотношением вода–пенопласт... да и пластичности лавы сложно будет добиться...

  • Роман 17 марта 2012, 15:04
    Вот тоже один из вулканов.
    Вулкан Лемери
    Французский химик, аптекарь и врач Никола Лемери (1645––1715) в свое время тоже наблюдал нечто похожее на вулкан, когда, смешав в железной чашке 2 г железных опилок и 2 г порошкообразной серы, дотронулся до нее раскаленной стеклянной палочкой. Через некоторое время из приготовленной смеси начали вылетать частицы черного цвета, а сама она, сильно увеличившись в объеме, так разогрелась, что начала светиться. Вулкан Лемери –– результат простой химической реакции взаимодействия железа и серы с образованием сульфида железа. Эта реакция протекает весьма энергично и сопровождается значительным тепловыделением.
  • Перед нами новый наборчик для любителей химических опытов из серии «Суперпрофессор». В этот раз нам предстоит наблюдать за извержением вулкана и за фараоновыми змеями.

    Важно! Эти эксперименты нужно проводить только на природе – бывает много огня и пепла!

    А о наших экспериментах, которые мы проводили дома смотрите в статьях « « ».

    В этот раз мы решили начать свои химические опыты с оживления фараоновых змей.

    Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Фараонова змея»

    Для этого химического опыта нам понадобились:

    • Выпарительная чаша
    • Сухое горючее
    • Спички
    • Ножницы (или пинцет)
    • Глюконат кальция – 3 таблетки
    • Перчатки

    Проведение химического опыта «Фараоновы змеи»

    1. В чашу кладем таблетку сухого горючего и поджигаем его.
    2. Щипчиками осторожно кладем на огонь таблетку глюконата кальция.

    Таблетка превращается в фараонову змею, которая выползает из чаши и растет, пока не рассыпется в пепел.

    Глюконат кальция нужно положить в центр горящей таблетки, тогда фараоновы змейки будут жирненькие 🙂 Мы сначала одну таблетку глюконата кальция положили в центр, а две по краям и на видео видно, как отличаются змейки по размеру. Потом мы передвинули глюконат кальция в центр и все фараоновы змейки весело заструились.

    Посмотрите по видео, как ползают фараоновы змеи:

    Научное объяснение химического опыта «Фараоновы змеи»

    Когда глюконат кальция разлагается, то образуются оксид кальция, углерод, углекислый газа и вода. Объем продуктов разложения гораздо больше объема исходного продукта, поэтому и получается такой интересный эффект.

    В наборе «Суперпрофессор» ингредиенты рассчитаны на трехкратное повторение химического опыта «Фараоновы змеи».

    Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Вулкан»

    Как и большинство блогомамочек, мы с Олесей делали несколько раз вулкан из соды и уксуса. Я думала, что и в коробочке будет что-нибудь подобное. Но я здорово ошибалась. Эксперимент по извержению здесь был совершенно другой – намного круче!

    Для эксперимента «Вулкан» мы использовали:

    • Выпарительная чаша
    • Фольга (негорючий жаропрочный материал)
    • Дихромат аммония (20 г)
    • Перманганат калия (10 г)
    • Глицерин – 5 капель
    • Пипетка
    • Перчатки

    Проведение химического опыта «Вулкан»

    1. Стелим на стол фольгу и ставим на нее выпарительную чашу.
    2. Насыпаем в чашу дихромат аммония (половину баночки) и делаем на вершине горки углубление.
    3. В углубление засыпаем перманганат калия.
    4. Набираем несколько капелек глицерина и капаем на перманганат калия.

    Через несколько минут наш вулкан загорелся. Сам! Без поджигания!

    Вот видео нашего горящего вулкана:

    Научное объяснение химического опыта «Вулкан».

    Оказывается, что дихромат аммония горит сам по себе, если его поджечь. Но в нашем эксперименте в качестве запала сработала смесь перманганата калия и глицерина. Из-за реакции этой смеси начало выделяться тепло, которое и привело к возгоранию дихромата аммония.

    Извержение горящего вулкана — потрясающий химический опыт ! Интереснее эксперимента мы, наверное, еще и не проводили!

    Ольга Happy Рубрика: 6 комментариев

    Химический опыт вулкан в домашних условиях

    Здравствуйте, дорогие читатели ! Не секрет, что все дети любят загадочное, красивое и волшебное. Наверное, и вашим деткам нравится все сказочное, интересное? А не хотите ли вы побыть в роли волшебника для своего малыша? Удивить его необычными явлениями, произвести неизгладимое впечатление?

    Я предлагаю вашему вниманию опыты в домашних условиях, которые мы проводим с детками. Сегодня я расскажу, про опыт «Вулкан» для детей — это потрясающее, завораживающее зрелище, детки с интересом наблюдают за извержением вулкана, рекомендую попробовать. Ваш малыш точно оценит!

    Помимо этого опыта мы с малышами проводили еще несколько: опыт с молоком (можно посмотреть ) и опыт с водой (посмотреть), которые думаю оценит и ваш ребенок!

    1. Картон
    2. Пластелин
    3. Баночка (я взяла из под детского пюре)
    4. Тарелочка или поднос
    5. Степлер
    6. Ножницы
    7. Жидкость для мытья посуды 1 ст.л.
    8. Сода 1 ст.л.
    9. Уксусная кислота
    10. Разбавленная краска

    Делаем заготовку для опыта Вулкан

    Опыт в домашних условиях Вулкан

    Сейчас я подробно расскажу, как сделать опыт вулкан. Кстати, во время опыта, дети принимали активное участие — обклеивали бумажный конус пластелином, насыпали соду в баночку, наливали моющее средство, окрашивали воду красками, после чего полученный окрашенный раствор выливали в баночку. Единственное, что я делала сама — вырезала конус, скрепляла его степлером и наливала уксус в жерло вулкана, после которого началось извержение. Итак, приступаем непосредственно к проведению опыта.