Фонетика Звуки речи делятся на Гласные Согласные. Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи

Лингвистика имеет ряд разнообразных разделов. Каждый из них посвящен изучению определенного языкового уровня. Одним из базовых, которые проходят и в школе, и в университете на филологическом факультете, является фонетика, которая изучает звуки речи.

Фонетика

Фонетика - базовый раздел филологической науки, изучающий звуковой строй языка. В данном разделе рассматривают:

  1. Звуки, их классификацию и функционирование.
  2. Слоги и их классификацию.
  3. Ударение.
  4. Интонационное оформление слов.
  5. Звуки речи - это наименьшие неделимые языковые единицы. Звуки образуют слоги, из которых состоят слова.

Разделы фонетики

В классической фонетике выделяют следующие разделы:

  1. Акустика речи. Она уделяет внимание физическим признакам речи.
  2. Физиология речи, изучает работу артикуляционного аппарата во время произнесения звуков.
  3. Фонология - раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство общения, их функционирование.

Выделяются также и смежные разделы языкознания:

  1. произношения.
  2. Орфография, благодаря которой учащиеся знакомятся с правописанием слов.
  3. Графика - раздел, рассматривающий состав русского алфавита. В нем детально рассматривается соотношение между звуками и их фиксацией на письме, история возникновения алфавита.

Классификация

Выделяют звуки речи гласные и согласные.

При произнесении струя выдыхаемого воздуха свободно проходит сквозь органы речи, не встречая преград. В результате произнесения согласных, наоборот, выдыхаемый воздух встречает преграду, которая образуется в результате полного или частичного смыкания органов речи.

В нашем языке на сегодняшний день выделяют 6 гласных звуков и 21 согласный. Отметим также, что гласные звуки бывают ударными или безударными, а согласные делятся на мягкие и твердые.

Акустические характеристики звуков

Все звуки речи обладают акустическими характеристиками. К ним относится:

  • Высота. Выражается в герц/сек. Чем больше значение, тем выше звук.
  • Сила или интенсивность, которая зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Измеряется в децибелах.
  • Тембр зависит от основного тона и обертонов.
  • Длительность измеряется количеством времени, необходимого для произнесения звука. Данная характеристика напрямую связана с темпом речи.

Артикуляционные признаки

Для согласных выделяют четыре основных артикуляционных признака:

  1. Соотношение шума и голоса (сонанты, шумные звонкие, шумные глухие).
  2. По способу артикуляции: смычные (взрывные, аффрикаты, смычные), щелевые и смычно-щелевые (боковые, дрожащие).
  3. По активному органу, участвующему в образовании звука: губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные).
  4. По пассивному органу, участвующему в артикуляции: зубные, альвеолярные, палатальные, велярные.

Артикуляционные признаки

У гласных выделяют следующие признаки:

  • Ряд - зависит от того, какая часть языка во время произношения звука приподнимается. Выделяют передний, средний и задний ряд.
  • Подъем - зависит от того, насколько сильно приподнята спинка языка при произношении. Бывает высокий, средний или низкий подъем.
  • Лабиализация характеризуется участием губ в произношении звука. Выделяют лабиализованные и нелабиализованные гласные.

Слог

Изучает фонетика звуки речи и слоги.

Слог - минимальная смысловая единица. В речи слово делится именно на слоги с помощью пауз. Каждый слог состоит из словообразующего звука, зачастую гласного. Кроме того, в него может входить один или несколько неслогообразующих звуков, обычно согласных.

Выделяют следующие виды слогов:

  1. Открытый, который окачивается гласным.
  2. Закрытый, оканчивается согласным.
  3. Прикрытый - начинается с согласного.
  4. Неприкрытый - начинается с гласного.

Ударение

Ударение - это выделение в слове одного из компонентов - слога. Оформляется интонационно. Звук или слог, который находится в ударной позиции, произносится с большей силой и четкостью.

Проверить правильность ударения в слове можно с помощью орфоэпического словаря.

Фонетический разбор

Изучая звуки речи, школьники и студенты закрепляют свои знания с помощью слов. Выполняется он следующим образом:

  1. Записывается слово согласно правилам орфографии.
  2. Слово делится на слоги.
  3. Далее в строку записывается транскрипция слова в квадратных скобках.
  4. Ставится ударение в слове.
  5. Все звуки, записанные в транскрипции, записываются в столбик. Напротив каждого из них записываются его артикуляционные характеристики.
  6. Считается количество букв и звуков в слове и записываются полученные значения.
  7. Считается количество слогов, дается их краткая характеристика.

Изучение в школе

Знакомство с фонетикой начинается еще в первом классе. Тогда детей учат различать гласные и ударные и безударные гласные, считать слоги. В пятом классе начинается более углубленное знакомство со звуками речи. Детям дается краткая артикуляционная характеристика звуков, они знакомятся с твердыми и мягкими согласными, учатся правильно выполнять фонетический разбор слова.

В десятом классе полученные ранее знания систематизируются и повторяются. В случае если имеется профильный уклон на изучение родного языка, знания о фонетике углубляются согласно разработанной ранее учителем программе.

Изучение в университете

Знакомство студентов-филологов с фонетикой начинается на первом курсе университета и длится в течении одного-двух семестров. При этом один семестр посвящается изучению фонетики, то есть акустики и физиологии речи, второй - фонологии. На протяжении курса студенты знакомятся с различными подходами в и фонем, учатся давать характеристику звукам, делать фонетический анализ. По окончании курса сдается экзамен.

В будущем полученные знания пригодятся при изучении диалектологии, графики и орфографии, орфоэпии.

Выводы

Звуки речи - это минимальные изучаемые в лингвистике. Их изучением занимается наука фонетика. Знакомство со звуками начинается еще в первом классе с изучения основ. Знание фонетики - основа орфографической культуры человека.

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук речи - то, что мы слышим и произносим.

Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].

При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять

А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])

В начале слова (яма, ель, ёж, юла);

После гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);

После мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ - буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л"], мяч - буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м"]).

Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:

· глухие согласные звуки - голосовые связки не работают ("горлышко не дрожит") состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;

· звонкие согласные звуки - голосовые связки работают ("горлышко дрожит") состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими : Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;

· всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц

· всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.

Например: "Есть ли в слове "сон" звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сООО н. Какой первый звук в слове "сон"? Послушай, как я произнесу это слово: ССС он. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове "сон" и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове "сон" по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?"

Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!

Желаю удачи!

Классификация звуков речи

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голоса, т.е. они всегда сонорные.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд , т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются гласные переднего ряда (и, э), средней - гласные среднего ряда (ы), задней - гласные заднего ряда (о, у).

2. Подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные высокого подъема (и, ы, у), среднего подъема (э о,) и низкого подъема (а).

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением губ (огубленные (губные, лабиализованные ), напр., у, о, ⊃, υ) или нет (неогубленные гласные, напр., и, ы, е, i, ε).

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги . Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента (, [ ei ], [ oi ], [ au ] и др) .

В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды .

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному (англ. i:, u:). Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:

    Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2. Способ артикуляции

Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

    Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:

    взрывные . У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

    аффрикаты . У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

    смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro » - дую) : (в, ф, с, ш, х);

Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:

  1. боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

    дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

3. Активный орган

По активному органу согласные делятся на три группы:

    Губные двух видов:

    губно-губные (билабиальные) (п, б, м)

    губно-зубные (в, ф)

Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;

  1. переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):

    дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

    апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные : кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

    какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные , при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

    Межзубные – кончик языка находится между зубами.

хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией ;

к заднеязычным согласным относятся (к, ч). Заязычные делятся на три группы:

  • язычковые (увулярные), например, французское [r];

    глоточные (фарингальные) - украинское (г), немецкое [h];

    гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

4. Пассивный орган

По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Шпаргалка для родителей

«Звуки речи»

Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов: звуки речевые и неречевые, гласные и согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие. Дети учатся давать акустическую характеристику звуков, овладевают навыками фонематического анализа.

Ребенку, имеющему задержку психического развития, порой сложно усвоить такое количество терминов, но и родители мало, чем могут помочь своему малышу. По данным проведенного нами опроса только около 20% родителей безошибочно ориентируются в этих понятиях и способны помочь ребенку выполнить звуковой анализ слова или дать акустическую характеристику отдельного звука.

С целью довести до родителей необходимые понятия, в начале учебного года на родительском собрании, мы проводим круглый стол, на котором рассказываем о том, как выполнять дома задания логопеда, каков порядок работы по изучению звука, что значит дать характеристику звука, что такое звуковой, слоговой и звукобуквенный разбор слова, знакомим со всей необходимой терминологией. В помощь родителям выдается представленная ниже «Шпаргалка для родителей», в которой в краткой и доступной форме изложены все необходимые сведения. Если такой работы недостаточно и родители вместе с детьми продолжают допускать ошибки при выполнении заданий, то работа с родителями проводится уже индивидуально.

Шпаргалка для родителей «Звуки речи»

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук речи – то, что мы слышим и произносим.

Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].

При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять

А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])

В начале слова (яма, ель, ёж, юла);

После гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);

После мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ – буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л’], мяч – буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м’]).

Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.

Например: «Есть ли в слове «сон» звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сОООн. Какой первый звук в слове «сон»? Послушай, как я произнесу это слово: СССон. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове «сон» и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове «сон» по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?»

Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!

Желаю удачи!

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Есть два источника звуков речи. Один - это колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Это колебания периодические; они создают тон, музыкальный звук. Другой источник звуков речи - шум, непериодический звук; он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным различием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия. Так, гласные - это чисто тоновые звуки, а согласные характеризуются наличием шума. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда (ср., например, звуки [и] и [j]).

Гласные - ртораскрыватели: чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели: чем громче мы их хотим произнести, тем теснее должны сблизить органы речи. (Чтобы громче произнести [а], надо рот раскрыть шире; чтобы громче произнести [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам.)

Классификация гласных звуков

Гласные - это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках: участии губ, степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, степени продвинутое™ языка вперед или отодвинуто- сти назад по горизонтали.

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или нелабиализованные). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а],

[э], [и], [ы] неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; н ижнего подъема: [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта, поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у],

[о]. При артикуляции гласных переднего, среднего или заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается

средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а] (рис.

Простейшая таблица русских гласных такова:

Классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входят пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума (сонорность/шумность), глухость/звонкость, твердость/мягкость.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными: [п],

[б] , [м] (пассивный орган - верхняя губа) и губно-зубными:

[в] , [ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган - язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается либо смыка-

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р], [л], [м], [н], [j] и шумные [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’Ь [ш] и др. Интен- сивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Поэтому и сила воздушной струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона). Голос воз-

Таблица 1

Основные звуки современного русского языка

куляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [сѴол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

Между глухими и звонкими согласными есть дополнительное отличие - степень напряженности. Глухие более напряженные,

чем звонкие. Проявляется это в большей напряженности мускулов артикулирующих органов речи - губ и языка. Это хорошо видно на палатограммах и одонтограммах - снимках нёба и зубов и лин- гвограммах - снимках языка, отражающих площадь соприкосновения языка с нёбом и зубами при произнесении согласных. Так, при произнесении [т] язык более напряжен, чем при произнесении [д], он теснее смыкается с зубами и нёбом, поэтому площадь смыкания у [т] больше, чем у [д], поэтому также [т] длительнее [д]. Эта разница между глухими и звонкими согласными становится основной при шепоте, когда не участвует голос. Мы и при шепоте различаем слова дам и там, запор и собор, бидон и питон. Большая напряженность глухих понятна: мы ведь должны компенсировать отсутствие голоса при произнесении глухих согласных, иначе они будут восприниматься на слух гораздо хуже, чем звонкие. Это можно сделать за счет усиления шума. А для этого и необходима большая напряженность органов речи.

При более тонком анализе звуков обнаружатся и другие их особенности.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

релевантные научные источники:

  • Ответы на билеты по дисциплине Русский язык

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.16 Мб

    1. Понятие о современном русском литературном языке. Литературный язык и территориальные диалекты. Функциональные стили книжно-литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический,

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1. Предмет фонетики. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук. 2.Суперсегментные единицы русского языка и их признаки (ударение, интонация). 3.Фонетические

  • Ответы на вопросы к экзамену по Русскому языку и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.13 Мб

    1. Соотношение понятий русский язык и русский литературный язык 2. Предметы и задачи культуры русской речи (определение речи обязательно!) 3. Основные особенности элитарной речевой культуры 4.

  • Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку (учение о частях речи)

    Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва. 1952 | Научная книга | 1952 | docx/pdf | 11.55 Мб

    Советское языкознание, вооруженное марксистско-ленинской методологией и направленное И. В. Сталиным на широкую дорогу свободного научного развития, должно воспользоваться для своих обобщений,

  • О ЯЗЫКЕ УСТЮЖСКОЙ КОРМЧЕЙ ХІІІ-ХІХІ вв. (Палеографическое и фонетическое описание рукописи Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, из собр. Н. П. Румянцева, № 230)