Формы взаимодействия кооперация конкуренция конфликт. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Средством соединения непосредственного результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе этой совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации.

Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Конкуренция – это взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

В конкуренции на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характеристики этого процесса. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наделить его и позитивными чертами.

В ряде исследований вводится понятие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции, различающихся мерой такого качества, как «мягкость/жесткость»:

а) соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте, проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге);

б) соперничество, когда только победитель оказывается в безусловном выигрыше, другой партнер в абсолютном проигрыше (чемпионат мира по шахматам);

в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести ущерб другому, т.е. соперники превращаются во врагов. Границы между этими степенями условны, но важно, что последняя степень непосредственно может перерасти в конфликт.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности.

Выделяют три вида кооперативного взаимодействия :

Ø объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе);

Ø последовательная совместная деятельность (например, конвейер);

Ø собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле)

Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

К основным характеристикам конфликтов можно отнести следующие:

1. Конфликт – это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.

2. Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Наоборот, это один из основных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт – это не всегда плохо.

3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности.

Конфликт изменение адаптация выживание

Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию.

4. Конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможно усилены. Конфликт представляет собой ту область, с которой можно и нужно работать.

Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Конструктивные функции конфликта:

1) развивающая функция – он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия;

2) познавательная функция – обнаруживает возникшее противоречие;

3) инструментальная функция – призвана разрешить противоречие;

4) перестроечная функция – имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

Деструктивные функции конфликта:

§ в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;

§ нарушается система взаимосвязей;

§ понижается эффективность совместной деятельности.

Н.В. Гришина выделяет следующие типы конфликтов.

v Социальный (процессы, которые протекают на уровне макроструктур) – это такой социальный процесс или ситуация, в которых одна социальная группа находится в сознательной оппозиции по отношению к одной или более другим группам, поскольку эти группы преследуют несовместимые цели.

Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения

  • Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия
  • Структура конфликтной ситуации
  • Виды конфликтов

Практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Кооперация , или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

  • разделение единого процесса деятельности между участниками;
  • изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, на общепсихологическом языке это означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.
Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции , то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и т.д.
Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах:

  • с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например осознании конфликта его участниками);
  • с другой - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Кооперация - интеграция субъектов в виде объединения и координации их действий, которые подчиняются общим интересам. В этом случае действия каждого участника способствуют или, как минимум, не препятствуют действиям других по решению задач. Для кооперации характерны такие сочетания способов взаимодействия, как содействие-содействие и содействие-бездействие. Кооперация является необходимым условием осуществления и эффективного выполнения любой совместной деятельности. Признаками кооперация являются: отсутствие выраженного противоречия интересов, взаимозависимость, взаимоответственность, взаимопомощь, высокая включенность и вклад людей в процесс взаимодействия. Конкуренция - дезинтеграция субъектов в виде противоположно направленных или несогласованных действий, которые подчиняются собственным интересам субъектов. Для конкуренции характерны такие сочетания способов взаимодействия, как противодействие-противодействие, противодействие-бездействие, противодействие-уклонение от взаимодействия.

В межличностном взаимодействии между двумя крайними вариантами (чистая кооперация и конкуренция) находятся ситуации со смешанной мотивацией. В этом случае перед индивидом ставится проблема выбора одной линии поведения из множества возможных, за которыми стоят различные, более или менее равноценные мотивы. Наиболее показательным примером такого рода ситуаций являются социальные дилеммы - сложные ситуации, в которых человек может выбрать или то, что в наибольшей степени соответствует его интересам или то, что отражает интересы группы, к которой он принадлежит.

Исследования влияния кооперации и конкуренции на эффективность группы показали неоднозначные результаты, свидетельствующие о наличии как положительной, так и отрицательной детерминации. В частности, такое влияние пытались обнаружить в сочетании внутри- и межгрупповых отношений. Так, было установлено, что конструктивная межгрупповая конкуренция может эффективно усилить внутригрупповое сотрудничество как в условиях лабораторного эксперимента, так и в реальной жизни. Причем такое влияние интрагрупповой конкуренции на взаимодействие членов групп связывается с повышением действенности мотивационных факторов. Усиление групповой производительности под влиянием межгрупповой конкуренции происходит только в тех ситуациях, где от результатов деятельности соревнующихся групп зависит вознаграждение за работу, тогда как простое информирование команд о результатах работы соперника не производит этого эффекта. Существует и обратное влияние: внутригрупповой конфликт усиливает внешнегрупповую кооперацию и снижает производительность группы.

Внутригрупповая конкуренция также рассматривается как детерминанта повышения эффективности решения группой задач разного типа. Это влияние происходит в результате структурных и мотивационных изменений в группе. Структурные изменения выражаются, прежде всего, в ситуации, когда условия работы группы побуждают ее членов увеличивать индивидуальные усилия по выполнению заданий (например, при рейтинговой системе распределения вознаграждения). Постепенное повышение темпа или качества работы каждого из участников, в конечном итоге, предопределяет увеличение общегрупповой результативности. К мотивационным изменениям относят повышение значимости корпоративных ценностей и норм, снижение мотивационных потерь, в том числе, нивелирование социальной лености или «эффекта безбилетного проезда».

Любопытно, что влияние указанных форм внутригруппового взаимодействия индивидов на продуктивность работы группы проявляется дифференцированно: конкуренция усиливает скорость, а кооперация - точность решения поставленных задач. Кооперация, вне зависимости от типа задач и внешнегрупповой конкуренции, оказывает положительное влияние на показатели, связанные с социально-психологической эффективностью группы: межличностную аттракцию, социальную поддержку, удовлетворенность членов группы. В то же время, связь между кооперацией или конкуренцией в группе, с одной стороны, и успешностью групповой деятельности, с другой, имеет неоднозначный характер и опосредована рядом переменных: количеством членов в группе и их пространственной близостью, особенностями решаемых группой задач, сплоченностью и деловым общением в группе и др.

Кроме того, эффективность стратегии отношений членов группы зависит от их личностных особенностей: группы с преобладанием экстравертов и конформистов лучше работают в условиях интергрупповой кооперации, а с превалированием интровертов и индивидуалистов - в условиях конкуренции. Гендерная принадлежность членов группы также играет роль в выборе стратегии поведения: женщины в большей степени склонны к кооперативному, а мужчины - к конкурентному взаимодействию.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.

Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация - объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях и выполняющих разные социально-производственные функции. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.



Конкуренция - это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.

Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов - в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция обычно осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. У личности, живущей в обществе, где конкуренция сильна, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.

Конкуренция - это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например, по первоочередной необходимости, возрасту или социальному положению. Можно распределять ценности посредством лотереи или делить их поровну между всеми членами общества. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается людьми или объединением людей, так как если ввести систему приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия, тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, является действенной и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Можно привести множество случаев, когда внутри организации появляются люди (несколько человек стремятся занять место начальника отдела), которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение по службе какому-либо человеку, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на это, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства стабильности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют любой занятости и т.д. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример - отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция является стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность объединения людей, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно. Конкуренция при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри коллектива наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Конфликт - это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли другим, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого человека или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. От конкуренции конфликт отличается более четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликт имеет общие стадии протекания:

стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;

стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

стадию конфликтных действий;

стадию снятия или разрешения конфликта.

Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру. В любом конфликте существует объект (т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явление внешнего мира) конфликтной ситуации, связанный, как правило, с организационными трудностями, особенностями оплаты труда, с деловыми и личными отношениям и конфликтующих сторон.

Второй элемент конфликта - это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить конкретный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрытых. Примером конфликтов являются войны. Рим уничтожил Карфаген, американские переселенцы практически уничтожили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними.

В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса и престижа. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны вспышки личной неприязни.