Главные герои «Героя нашего времени. Как слепой мальчик относится к янко (герой нашего внемени)

Тема любви в «Герое нашего времени» является одной из центральных тем, которые исследует автор. Любовных коллизий в романе действительно много. Даже главный герой – внешне холодный и эгоистичный Печорин ищет любви, он находит ее в сердцах трех женщин Веры, Мери Лиговской и Бэлы, однако любовь этих прекрасных женщин не приносит Печорину счастья.

В этом романе любовь вообще радости никому не приносит, она является испытанием для каждого из героев, и часто их любовные переживания оканчиваются трагически.

Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

Печорин – Бэла – Казбич

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Печорин – Мери – Грушницкий

Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин. Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль. Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

Печорин – Вера – муж Веры

Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

Печорин – Ундина – Янко

И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы. По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства. Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные - совсем наоборот.

Книги Янко - контрабандист из повести Лермонтова "Герой нашего времени"

Янко - контрабандист, смельчак, второстепенный персонаж из повести Лермонтова "Герой нашего времени", появляется в части "Тамань", действует вместе с Ундиной.

Источник: роман "Герой нашего времени"

Вид: >Персонажи романа Лермонтова "Герой нашего времени"

Спонсор статьи: >Экономический прогноз. Прогноз аналитиков.

Янко - бесстрашный разбойник, контрабандист, подельник Ундины. Он свободен как птица, даже ход его лодки сравнивается с полётом птицы, с нырянием утки. Внешность практически не обрисована, автор лишь говорит, что Янко среднего роста, острижен по-казацки и носит татарскую баранью шапку. В образе Янко поэтизируется вольный образ жизни и молодецкая удаль.

Речь Янко приближена к поэтичной народной, в ней почти нет просторечных слов. Описывая Янко, Лермонтов концентрируется не на его внутреннем состоянии, как в случае, когда описывается Печорин, а на действиях молодого контрабандиста. Он практически никогда не бывает бездвижен, каждый момент его жизни - это порыв, поэтому в тексте особенно много глаголов.

Ундину и Янко связывают романтические отношения, они близки не только потому что связаны своей удалой профессией разбойников. Янко суров и решителен, он делец в отличие от романтического Печорина.

Цитаты

Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей; это не вода плещет, меня не обманешь, - это его длинные весла.

После некоторого молчания Янко продолжал: - Она поедет со мною; ей нельзя здесь оставаться; а старухе скажи, что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Нас же больше не увидит.

Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись.

Уильям Белл - персонаж сериала "Грань"

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай...

Дубровский Андрей Гаврилович - второстепенный герой романа Пушкина "Дубровский"

Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира А...

Троекуров Кирила Петрович - герой романа Пушкина "Дубровский"

Троекуров Кирила Петрович - один из основных героев романа Пушкина Ду...

Евгений Базаров - герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...

Евгений Онегин - характеристика героя

Герой романа в стихах А. С.Пушки...

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме... Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Янко — контрабандист из повести Лермонтова «Герой нашего времени» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Повесть «Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.

На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

Бэла Печорин
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой - она не может его полюбить, так как он иноверец. Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин - человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Повесть «Максим Максимыч»

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев

Отношение к прошлому
Печорина Максима Максимовича
Все прошедшее мучительно. Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Чем заканчивается последняя встреча героев
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой... Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...Однако прощайте, мне пора... я спешу...благодарю, что не забыли...»
«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...»

2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

Различия между героями
Печорин Максим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства. Покорен обстоятельствам.
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч,... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так».

Повесть «Тамань»

Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.

Отношение Печорина к персонажам повести:

В начале повести В конце повести
Слепой мальчик «Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство - как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго... Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.
Ундина «Странное существо... На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью...Она была далеко не красавица... В ней было много породы... Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...» «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... сверхъестественным усилием повалила меня на борт...»
Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с таки¬ми качествами, как коварство и притворство.
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть «Княжна Мери»

1. Водяное общество - для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.
Из чего складывается конфликт?
Примитивность представителей «водяного» общества Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман. Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью».
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.
2. Грушницкий - карикатура на Печорина
. Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».
. «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».
. Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».
. В его душе нет «ни на грош поэзии».
. Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
. Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
. Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
. Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
3. Вернер - приятель и «двойник» Печорина
. По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».
. Он «скептик и материалист».
. Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).
. Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.
. Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).
. Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.
. Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.
. Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.
. В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»
. Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.
5. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»
. Печорин приносит Вере много страданий.
. Вера для Печорина - ангел-хранитель.
. Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
. Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.
. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».
. «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.
Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Повесть «Фаталист»

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»
Верит в судьбу, предопределение Не верит в судьбу, предопределение
Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»

/ / / «Тамань» - анализ главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

«Тамань», по сути, является отправной точкой приключений Печорина на Кавказе. Она является отдельной повестью и составной частью романа Лермонтова « ». Эта глава открывает перед нами дневник главного героя, знакомит с внутренним миром Григория Печорина.

Главный герой описывает Тамань, как очень скверный приморский российский город, где царил голод, и где его чуть не утопили. Печорин приезжает в этот городок по служебным делам. Остановившись у странных людей, главный герой замечает, что с ним по соседству живет слепой мальчишка и странная девушка-ундина. Поведение этой пары настораживают Печорина и зарождают в нем подозрения. Он решет, во что бы то ни стало, разгадать их тайну, устроив за ними слежку. Оказывается ундина и слепой мальчик сотрудничали с контрабандистами. Раскрытие этой тайны чуть не лишило жизни главного героя, ведь девушка пыталась утопить Печорина.

Глава «Тамань» помогает нам приоткрыть и понять внутренний мир главного героя. Тут мы видим потребность Печорина в испытании новых эмоций, ведь его никто не заставлял следить за ундиной и мальчишкой, им руководствовало внутреннее желание раскрыть тайну этой парочки.

Уникальность «Тамани» заключается в том, что в этой главе Печорин самостоятельно дает оценку своим поступкам. Он считает, что все происходящее с ним не случайно. видит себя «орудием» судьбы: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Печорин понимает, что своей любопытностью он вероломно вторгся в жизнь других людей, принеся им страдания. Эти мысли беспокоят и тревожат Печорина постоянно. Именно эти душевные переживания главного героя мы впервые встречаем в «Тамани».

Кроме того, заслуживают внимания выводы Печорина, сделанные в результате душевных переживаний. Отождествляя себя с «орудием» судьбы, главный герой не усматривает в случившемся своей вины, он остается безразличным к судьбе других людей, она его попросту не интересует. Печорин думает лишь о своих интересах и потребностях, реализация которых порой ломает человеческие жизни.

Глава «Тамань» построена на взаимном проникновении романтического и реалистического повествования. Так, романтическое описание природных пейзажей помогают раскрыть образ контрабандистов. Романтизм присутствует в описании вольного образа жизни, ловкости и смекалке контрабандистов. Но если внешний облик контрабандистов Лермонтов показывает нам с помощью приемов романтизма, то скудный внутренний мир показан, как он есть. Так, контрабандистами руководила их алчность, отношения между ними были построены на личной выгоде.

В заключении нужно сказать, что «Тамань» написана простым и доступным языком. Все душевные переживания, психологические моменты, поднимаемые в этой главе понятны читателю. В этой главе перед нами впервые открывается внутренний мир Печорина и дается оценка его поступков.

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»
М.Ю. Лермонтов
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.
История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.
Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.
Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.
Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.
В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».
Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.
Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».
Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.
Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»
Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.
Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.
А.П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».
От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».