Иван калита сын даниила александровича. Святой Даниил Московский: житие, в чем помогает

Даниил Александрович - первый Московский удельный князь, родоначальник линии Рюриковичей, московских царей и князей.

Даниил был назван в честь святого Даниила Столпника, день которого отмечается 11 декабря. В связи с этим, князь родился где-то в ноябре - декабре 1261 года, год рождения упоминается в Лаврентьевской летописи.

Тверская грамота, датированная 1408 годом, ведает о воспитании Ярославом Ярославичем, тверским князем и братом , маленького Даниила. Она также говорит об управлении в течение 7 лет тиунами князя Ярослава, пока тот занимал до своей смерти великокняжеский стул во : с 1264 по 1271 год.

Даниил Московский участвовал в борьбе между своими братьями - Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Эта борьба велась за великое княжество. Сам неизбежно вовлеченный князь Даниил Александрович, показал себя очень миролюбивым.

В 1282 году он соединил Московские войска с войсками Андрея вместе с тверским князем Святославом Ярославичем. Был заключен мир без кровопролития. С 1283 года Даниил Александрович Московский пребывал на стороне князя Дмитрия.

Москва в 1293 году была взята татарским царевичем Туданом. А в 1294 году после смерти князя Дмитрия князь Даниил Московский возглавил известный московско-переяславско-тверской союз, который выступал против князя Андрея. Но после того как Андрей стал великим князем Владимирским, снова в 1296 открылись разногласия между русскими князьями.

Здесь Даниил Александрович вместе с Тверским князем Михаилом провели переговоры, после чего братья снова заключили мир. Даниил Московский в 1301 году принимал участие в Дмитровском съезде русских князей.

князь Даниил Александрович

Женой князя была Овдотья, родом из . Она была в близком родстве с княгиней, супругой Бориса Васильковича. Сыновья князя Даниила Александровича: Юрий Даниилович, Александр Даниилович, Афанасий Даниилович и Борис Даниилович.

Князь Даниил основал монастырь в Москве, построенном на месте деревянной церкви во имя Св. Даниила Столпника. Этот храм стал началом . О месте погребения князя Московского существуют две версии. Первая гласит о том, что Даниил был похоронен в Архангельском Соборе (Московском Кремле).

Н.М. Карамзин в свое время сделал выписку о смерти князя из сгоревшей 1812 году Троицкой летописи. Эта выписка гласила: положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ. Вторая версия изложена в Степенной книге, где утверждается, что Даниил Александрович Московский был захоронен возле на братском кладбище.

Русский народ с великой благодарностью вспоминал праведную жизнь князя. И потому уже в 1791 году его канонизировали в Русской Православной Церкви для почитания как святого благоверного князя Даниила Московского.

В промежутке от его смерти до появления на исторической арене Дмитрия Ивановича , на Руси правили его потомки.

Учитывая феодальную раздробленность , историки под Русью того периода обычно подразумевают княжества Московское, Владимирское и Новгородское (иногда еще Киевское и Галицко-Волынское).

Даниил Александрович.

Даниил Александрович - младший сын Александра Невского , родился в конце 1261 года всего лишь за два года до смерти отца, поэтому воспитывал его брат Александра Ярослав Ярославович , после смерти которого в 1272 году Даниил стал князем Московским .

Во время правления Даниила Александровича на Руси началась очередная междоусобица между сыновьями Невского Даниилом и Андреем, а также внуком Иваном и племянником Михаилом из Твери за княжество Владимирское. Благодаря справедливости и миролюбию Даниила, всех соперников удалось собрать на Дмитровском съезде русских князей, где частично междоусобную войну удалось прекратить, но некоторые локальные конфликты продолжали возникать.

Эта междоусобица имела крайне негативные последствия для экономики и культуры Руси того периода. Брат Даниила Андрей Александрович , например, попросил помощи у Золотой Орды в этом противостоянии. Монголы серьезно подошли к этому вопросу и совместный поход с ордынским полководцем Туданом (Дюденева рать ) обернулся взятием и разграблением Мурома, Суздали, Владимира , Переяславля, Юрьева, Ростова, Углича, Ярославля, Коломны, Москвы , Звенигорода, Серпухова, Можайска и, возможно, других городов, о которых летописи умолчали. Это был один из самых крупных погромов Руси со времен нашествия Батыя .

Таким образом Дмитровский съезд стал шагом вперед в развитии дипломатии, хотя перемирие продлилось недолго.

Кроме того, за время княжения князь Даниил присоединил к Московскому княжеству территории Переяславля и Коломны, а также он пытался это провернуть с Новгородом и Рязанью.

Даниил Александрович построил Храм святых апостолов Петра и Павла в районе нынешнего Успенского собора в Москве.

Князь Даниил Александрович умер в Москве 5 марта 103 года, оставив после себя пятерых сыновей.

Иван Калита.

Иван Данилович (Иван I , Иван Калита ), внук Александра Невского, родился в семье Даниила Александровича приблизительно в 1283 году. Будущий князь Московский , князь Новгородский и Великий князь Владимирский уже в 13 лет стал наместником своего отца в Новгороде.

В 1325 году стал Московским князем, а три года спустя Великим князем Владимирским.

Иван Данилович был прозван Калитой за привычку всегда носить при себе калиту с мелочью (калита - кошелек) для бедняков, он слыл щедрым и справедливым в отношении простого люда князем.

За время своего правления князь Иван перевез из Владимира в Москву митрополита , и сделал, таким образом, Москву духовной столицей Руси .

В 30х годах XIV века Иван Данилович прослыл великим дипломатом, не допуская открытых военных конфликтов в противоречиях Москвы, Новгорода, Твери и Смоленска, а также сдерживая недовольство Золотой Орды из-за нерегулярной выплаты дани русскими княжествами (ее желание разрешить эту проблему одним военным ударом было вполне реально). Кроме того, ему приходилось учитывать интересы Княжества Литовского в отношении Руси.

Иван Калита построил Успенский собор в Москве из белого камня, Архангельский собор, церковь Иоанна, Московский Кремль (деревянный) и Собор Спаса на Бору, который, к сожалению, не сохранился (был снесен в 1933 году). При нем в Москве также было написано знаменитое Сийское Евангелие на пергаменте.

Благодаря правлению князя Калиты в Московском княжестве в течение 40 лет царил мир (1328-1368 гг.), не было никаких военных конфликтов - это было результатом грамотной политики с Ордой, Литвой и другими русскими князьями. Кроме того, влияние и территория Московского княжества значительно увеличились.

Иван Данилович Калита умер 31 марта 1340 года, оставив после себя четверых сыновей и четырех дочерей. В его честь автомобильный завод «Москвич» выпускал с 1998 по 2001 года автомобиль представительского класса «Москвич - Иван Калита».

Иван Красный.

Иван Иванович (Иван II , Иван Красный , Иван Милостивый , Иван Короткий ), князь звенигородский, князь Новгородский , князь Московский , Великий князь Владимирский , правнук Александра Невского, родился в семье Ивана Калиты.

30 марта 1326 года в Москве. Благодаря своей внешности получил приставку «Красный» (как синоним слову «красивый»). Другая версия - по времени рождения (на следующее после Пасхи воскресенье - Красную Горку).

Минусом правления Ивана Красного стало ослабление политического влияния Москвы, достигнутое его отцом, вплоть до того, что Литовское княжество умудрилось поставить своего митрополита в Киеве, а княжество Владимирское сразу после его смерти было потеряно и сыну Ивана Красного Дмитрию пришлось восстанавливать заново свои права на Владимир Великий.

Умер Иван Иванович 13 ноября 1359 года. Главным его достижением стал его старший сын (младший умер в возрасте 10 лет) - Дмитрий Иванович , более известный как

Перемена, случившаяся с Даниилом Ярославичем после битвы на Воже, сразу бросилась в глаза всем его домочадцам. В речи Даниила Ярославича постоянно звучало неприкрытое бахвальство, а в его манерах стало больше грубости и вызывающего самомнения. Даниил Ярославич взял себе за привычку ругать рязанского князя в присутствии своих приближенных. Он всячески старался показать всем вокруг, что отныне не намерен подчиняться Олегу Ивановичу. Мол, ему более пристало поддерживать союзнические отношения с могучей Москвой, а не с захудалой Рязанью.

Олег готов лизать сапоги Мамаю, за это я презираю его! - как-то обмолвился Даниил Ярославич в присутствии своей невестки. - Я готов присягнуть на верность Дмитрию, который в отличие от Олега не ездит на поклон в Орду и не шлет даров Мамаю.

Евфимия не выдержала и вступилась за отца, заявив своему зазнавшемуся свекру, что кабы не Олег, то не быть бы ему пронским князем. Пусть Олег возит дары Мамаю, зато он не пресмыкается перед московским князем, как это делает Даниил Ярославич. И как бы высоко ни задирал свой нос Даниил Ярославич, похваляясь своей дружбой с Дмитрием, тягаться с Олегом он все едино не сможет. Олег, коль захочет, живо сбросит Даниила Ярославича с пронского стола.

Любая твоя присяга есть ложь и притворство! - гневно молвила Евфимия, глядя на свекра с холодным презрением. - Сегодня ты готов предать моего отца ради милостей московского князя, но завтра ты с такой же легкостью предашь и Дмитрия, коль военная удача отвернется от него.

Рассвирепевший Даниил Ярославич накричал на невестку, обругав ее непотребными словами.

Более всего Евфимию возмущало то, что свекр постоянно настраивает своего сына против ее отца. Со слов Даниила Ярославича выходило, что Олег Иванович обделил Владимира военной добычей после взятия Наровчата. Из двух своих дочерей Олег Иванович младшую и самую пригожую выдал замуж за козельского князя Ивана Титовича, а Владимиру сбыл с рук свою старшую дочь, тощую и сварливую. Теперь Иван Титович живет не тужит с миловидной ласковой женой. Владимиру же приходится мыкаться с вечно чем-то недовольной Евфимией, которая с трудом родила ему сына. Второго ребенка болезненная Евфимия выносить уже не смогла, разродившись недоношенным плодом.

«У жены твоей плохая желчная кровь, поэтому скорее всего рожать она больше не сможет, - нашептывал сыну Даниил Ярославич. - По-моему, тебе лучше дать развод Евфимии и отослать ее обратно к отцу. А я найду тебе славную невесту в Москве или в Суздале».

После таких разговоров с отцом Владимир совершенно охладел к Евфимии. Он редко появлялся с нею на людях, а ночи проводил в обществе наложниц. Даниил Ярославич часто устраивал в своем тереме пьяные оргии, куда приглашались скоморохи и бесстыдные блудницы. Бывал на этих застольях и Владимир.

Олег был осведомлен о том, как несладко живется Евфимии в мужнином доме, и о том, какие притеснения чинит прончанам алчный и развратный Даниил Ярославич. Однако вступить в открытый конфликт с Даниилом Ярославичем и, тем более, сместить его с пронского стола Олегу ныне было не с руки. За спиной распоясавшегося Даниила Ярославича стоял его могучий союзник - московский князь. Дмитрий непременно вмешается в рязанские дела, коль узнает, что между Олегом и Даниилом Ярославичем дошло до открытого разрыва. Олегу поневоле приходилось считаться с этим.

Тяжелыми думами был объят великий рязанский князь.

Однажды в начале зимы в Рязань прискакал на взмыленном коне челядинец Савка, преданный Евфимии человек. Он привез ошеломительное известие: Даниила Ярославича больше нет в живых!

Уединившись с Савкой в дальней светлице, Олег стал выпытывать у него все подробности случившегося в Пронске несчастья. Савка не стал ничего скрывать, открыв Олегу ужасную правду. Выяснилось, что после очередной попойки Даниил Ярославич ввалился в опочивальню к Евфимии и надругался над нею. Свершив свое гнусное дело, Даниил Ярославич заснул прямо на постели своей невестки. Евфимия же с помощью двух верных служанок связала спящему свекру руки и ноги, после чего женщины окунули пьяного насильника вниз головой в ушат с водой.

Когда Даниил Ярославич захлебнулся, Евфимия и ее челядинки сняли с него веревки и уложили обратно на постель, - молвил Савка, неловко ерзая на скамье. - Евфимия удалилась в комнату своих служанок, где и провела ночь. Утром кто-то из слуг обнаружил Даниила Ярославича мертвым. Поскольку Владимир Данилович плохо соображал, будучи с похмелья, дознанием по сему делу занимались старшие дружинники покойного. Не обнаружив на трупе следов насильственной смерти, дружинники тем не менее винят в смерти своего господина Евфимию, так как тело было обнаружено в ее спальне.

Олег подошел к окну посмотреть, какая погода на дворе. Низкое небо было затянуто пологом из бледно-молочных туч. Дул сильный северо-западный ветер, гуляя по заснеженным крышам теремов, взлохмачивая сизые дымовые шлейфы, валившие из печных труб.

«Никчемно жил Даниил Ярославич, никчемно он и умер, - промелькнуло в голове у Олега. - Не от вражеского меча, но от слабых женских рук принял смерть Данила-пакостник, свершив насилие над моей дочерью. И поделом мерзавцу! Фима поступила со свекром-негодяем в духе библейской Саломеи, умертвившей царя Олоферна. Тем самым Фима оказала мне неоценимую услугу. Теперь я должен спешно ехать в Пронск, дабы извлечь наибольшую выгоду из сложившихся обстоятельств!»

Подгоняемый этой мыслью, Олег наскоро позавтракал и велел своим гридням седлать коней.

Прончане проводили Даниила Ярославича в последний путь без слез и без скорби на лицах, памятуя все его неприглядные дела. Олег, объявивший прончанам, что отныне их князем станет Владимир Данилович, не мог не заметить, что далеко не все жители города обрадовались этому. Местные бояре и посадские люди хотели видеть на пронском столе ижеславского князя Василия Александровича, доводившегося дядей покойному Даниилу Ярославичу. Олег и сам понимал, что Василий Александрович более достоин пронского стола, нежели Владимир Данилович. Однако ради своей дочери и внука Олег своею властью постановил, чтобы его зять принял Пронск под свою руку.

В беседе с глазу на глаз Олег пригрозил Владимиру, что если тот не прекратит пьянствовать, распутствовать и унижать свою жену, то может вовсе остаться без княжеского стола. Чувствуя на себе холодное отчуждение прончан, Владимир был смирен, как овечка. Он клялся Олегу ни в чем не обижать Евфимию и ходить в его воле.

Как Олег и предполагал, смерть Даниила Ярославича вызвала в Москве самые разные толки и пересуды. Бояре московские распространяли слух о том, что это Олеговы злые козни свели в могилу Даниила Ярославича, который не желал ему подчиняться. Ведь по этой же причине Олег сгноил в темнице и Владимира Ярославича несколько лет тому назад.

В эту же пору скончался митрополит Алексей, который был уже глубоким старцем. Олег не поехал в Москву, чтобы присутствовать при погребении главного иерарха Русской Православной Церкви. Олег не доверял Дмитрию, помня, как некогда тверской князь Михаил Александрович оказался в заточении, приехав в Москву для разрешения какой-то тяжбы. К тому же Олег не мог простить митрополиту Алексею, что при его содействии близ Коломны на бывших рязанских землях были построены монастыри - Голутвин и Бобренев.

Вместо себя Олег отправил в Москву боярина Клыча Савельича, который умел вести льстивые речи и сглаживать острые углы в переговорах с московлянами. Клыч Савельич сумел убедить Дмитрия и его приближенных в том, что Даниил Ярославич умер от безмерного пьянства, но никак не от яду. Сказанное Клычом Савельичем подтвердили двое пронских бояр, приехавшие в Москву вместе с ним.

Оставшийся в Рязани Олег злорадствовал в душе, понимая, что со смертью митрополита Алексея московский князь лишился своего лучшего советника, подкреплявшего все его начинания своим благословением. Там, где оказывались бессильны меч и подкуп, зачастую вступало в дело пастырское слово митрополита, неизменно склонявшее к покорности Москве удельных князей, враждебных Дмитрию.

«Неизвестно, как поведет себя новый митрополит, - размышлял Олег. - Ежели им окажется грек из Царьграда, то вряд ли он будет блюсти интересы Дмитрия. Вряд ли митрополит-грек станет нарушать церковный устав в угоду Дмитрию, как это делал покойный преподобный Алексей!»

Даниил Александрович - первый Московский удельный князь, родоначальник линии Рюриковичей, московских царей и князей.

Даниил был назван в честь святого Даниила Столпника, день которого отмечается 11 декабря. В связи с этим, князь родился где-то в ноябре - декабре 1261 года, год рождения упоминается в Лаврентьевской летописи.

Тверская грамота, датированная 1408 годом, ведает о воспитании Ярославом Ярославичем, тверским князем и братом Александра Невского, маленького Даниила. Она также говорит об управлении в течение 7 лет тиунами князя Ярослава, пока тот занимал до своей смерти великокняжеский стул во Владимире: с 1264 по 1271 год.

Даниил Московский участвовал в борьбе между своими братьями - Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Эта борьба велась за Владимирское великое княжество. Сам неизбежно вовлеченный князь Даниил Александрович, показал себя очень миролюбивым.

В 1282 году он соединил Московские войска с войсками Андрея вместе с тверским князем Святославом Ярославичем. Был заключен мир без кровопролития. С 1283 года Даниил Александрович Московский пребывал на стороне князя Дмитрия.

Москва в 1293 году была взята татарским царевичем Туданом. А в 1294 году после смерти князя Дмитрия князь Даниил Московский возглавил известный московско-переяславско-тверской союз, который выступал против князя Андрея. Но после того как Андрей стал великим князем Владимирским, снова в 1296 открылись разногласия между русскими князьями.

Здесь Даниил Александрович вместе с Тверским князем Михаилом провели переговоры, после чего братья снова заключили мир. Даниил Московский в 1301 году принимал участие в Дмитровском съезде русских князей.

Женой князя была Овдотья, родом из Мурома. Она была в близком родстве с Ростовской княгиней, супругой Бориса Васильковича. Сыновья князя Даниила Александровича: Юрий Даниилович, Иван Даниилович, Александр Даниилович, Афанасий Даниилович и Борис Даниилович.

Князь Даниил основал монастырь в Москве, построенном на месте деревянной церкви во имя Св. Даниила Столпника. Этот храм стал началом Данилова монастыря. О месте погребения князя Московского существуют две версии. Первая гласит о том, что Даниил был похоронен в Архангельском Соборе (Московском Кремле).

Н.М. Карамзин в свое время сделал выписку о смерти князя из сгоревшей 1812 году Троицкой летописи. Эта выписка гласила: положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ. Вторая версия изложена в Степенной книге, где утверждается, что Даниил Александрович Московский был захоронен возле Данилова монастыря на братском кладбище.

Русский народ с великой благодарностью вспоминал праведную жизнь князя. И потому уже в 1791 году его канонизировали в Русской Православной Церкви для почитания как святого благоверного князя Даниила Московского.

Древняя Москва. XII-XV вв. Тихомиров Михаил Николаевич

НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ ДАНИИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА

После сообщения о смерти Михаила Хоробрита известия о Москве надолго пропадают со страниц летописи, появляясь вновь только под 1282 г. в связи с рассказом о смутах между великим князем Дмитрием Александровичем и его братом Андреем. В Переславль, где засел Дмитрий, пришли тверичи, москвичи и новгородцы. Во главе москвичей стоял младший из сыновей Александра Невского князь Даниил. Никоновская летопись называет его великим князем московским, но более ранние летописи говорят кратко: «Московской Данило Александровичь… с москвичи». Из этих слов не вполне ясно, о чем идет речь, – пытался ли Даниил утвердиться в Москве с помощью москвичей, желавших иметь особого князя, или он уже в 1282 г. был московским князем. Дело в том, что у нас есть и другое свидетельство, по которому Даниил утвердился в Москве значительно позже. Так, Супрасльская летопись, сообщая о кончине Даниила, добавляет, что он «княжив лет 11» – слова, пропущенные в других летописях.

Поскольку мы знаем, что Даниил умер в 1303 г., началом его московского княжения надо положить 1292 г. Имеется и еще одно свидетельство, помещенное в Степенной книге. По нему Даниил получил в наследство от отца Москву, где и возрос. Это свидетельство принято нашими историками как вполне достоверное, хотя оно является только отголоском поздних преданий о Данииле и Москве XIII в. При Иване Грозном, когда была составлена Степенная книга, т. е. почти через три столетия после смерти основателя династии московских князей, о Данииле писали только на основании преданий и домыслов. Единственным ценным указанием жития можно считать свидетельство, что Даниилу было два года, когда умер его отец Александр Невский. Следовательно, Даниил родился около 1261 г.

Из противоречивых показаний летописей как будто можно сделать одно заключение – признать ошибкой или данные Супрасльской летописи, или противоречащее ей свидетельство Никоновской летописи, называющей Даниила московским князем уже в 1282 г. Но возможно и другое предположение – признание ошибки в дате, поставленной в Супрасльской летописи, особенно ценной для истории ранней Москвы. Вместо цифры 11 в ней могло стоять 21, так как буквы «i» для обозначения 10 и «к» для обозначения 20 очень близки по написанию. Тогда окажется, что Даниил сделался московским князем в 1282 г.

Этот год был ознаменован междоусобной борьбой между сыновьями Александра Невского – великим князем Дмитрием и его братом Андреем Городецким. Андрей привел с собой татар, которые страшно разорили окрестности Владимира, Суздаля, Юрьева и Переславля. Так перед нами обозначается та дорога, по которой шли к Переславлю, стольному городу Дмитрия, татары. Москва оказалась в стороне от этой дороги, может быть, потому, что Даниил удачно воспользовался смутами, чтобы с помощью татар утвердиться на московском княжении и видимой покорностью избежать их нападения. Поэтому он и оказался под Переславлем вместе с москвичами, пришедшими по ханскому требованию воевать против Дмитрия Александровича.

автора Нестор Летописец

Начало княжения Святослава, сына Игорева. В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между

Из книги Повесть временных лет автора Нестор Летописец

Начало княжения Ярослава в Киеве. В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: „Что

Из книги Повесть временных лет автора Нестор Летописец

Начало княжения Изяслава в Киеве. Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и

Из книги Повесть временных лет автора Нестор Летописец

Начало княжения Всеволода в Киеве. Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей. И посадил сына своего Владимира в Чернигове, а Ярополка во Владимире, придав ему еще и Туров.В год 6587 (1079). Пришел Роман с половцами к Воиню.

Из книги История Российская. Часть 3 автора Татищев Василий Никитич

50. ИОАНН I КАЛИТА, СЫН ДАНИИЛА Тверь, Кашин пленены. Тягости Руси от татар. Иоанн рязанский. Тверь пуста. Обновление Твери. Великий князь Иоанн Данилович, приняв ярлык от хана, одарив ханшу и княгинь, в ту же зиму пошел на Владимир и прочие грады; а с ним царя Азбяка рать

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§4. НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА Василий I Дмитриевич (1371 - 1425), став великим князем в 1389г., почти сразу же, в 1390 г., возвращает в Москву митрополита Киприана. Теперь у Киприана не оставалось конкурентов ни среди светских, ни среди духовных князей. У молодого Василия

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Начало великого княжения Витовта Витовт не мог долго довольствоваться положением служилого князя, в котором оказался после Кревской унии.Вдохновленный поддержкой оппозиционных Ягайле сил зимой 1389/90 года Витовт поднял против своего брата вооруженное восстание.

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

НОВЫЙ РОСТ МОСКВЫ И НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ ИВАНА III Окончание долгой междоусобной войны благоприятно отразилось на дальнейшем росте Москвы. Первым признаком восстановленного благосостояния столицы явилось возобновление строительства, получившего теперь новый размах. В 1458 г.

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1303 Смерть князя Даниила Александровича Из-за вечных княжеских усобиц столичный город Владимир утратил свой блеск. Наступило время расцвета новых центров Руси – Москвы и Твери. Среди сыновей Александра Невского меньше всех выделялся младший сын Даниил (род. 1261), он

Из книги Дивизия имени Дзержинского автора Артюхов Евгений

ЗАПИСКИ ДАНИИЛА ВОЛКОВА Я, ВОЛКОВ Даниил Никифорович, родился 24 декабря 1893 г. в бедной крестьянской семье в деревне Петрищево Тарусского уезда Калужской губернии. Отец мой всю жизнь работал пильщиком на лесопильном заводе Грибаново – ст. Алексин, мать – в деревне по

Из книги Тайны российской аристократии автора Шокарев Сергей Юрьевич

Потомки Святого Даниила История рода князей московских более, чем любой другой ветви Рюрикова древа, связана с историей государства Российского. Эта династия объединила российские уделы вокруг Москвы, возглавила борьбу с внешними врагами России и начала

автора Мономах Владимир

Начало княжения Изяслава в Киеве Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Начало княжения Всеволода в Киеве Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей. И посадил сына своего Владимира в Чернигове, а Ярополка во Владимире, придав ему еще и Туров. В год 6587 (1079). Пришел Роман с половцами к

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Начало княжения Владимира, сына Всеволодова Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Даниила столпника 30 декабря преподобного Даниила столпника, который 33 года провел на столпе (410–490). К святому схимнику за советами и исцелением обращались византийские императоры.В этот день запрещалось работать режущими, всякими острыми предметами. Не стригли ногти,