Как используется цвет в поэзии есенина. Названия цветов в поэзии С

1 из 24

Презентация - Цветовая символика лирики С. Есенина

Текст этой презентации

Златокудрый витязь
русской поэзии
Цветовая символика лирики С. Есенина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Литература. 11 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Цели и задачи:
Систематизировать данные о цветописи лирики Сергея Есенина Выделить доминирующие цвета. Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством. Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие. Научиться анализировать цветовую символику Есенина с дальнейшим выходом на творчество других поэтов.

1.Когда родился Сергей Есенин? 2.Где родился Сергей Есенин? 3.Кем были родители поэта? 4.Какое образование получил поэт? 5.Когда он начал писать стихи? 6.Встреча с каким поэтом определила творчество Есенина? 7.Как относился поэт к Октябрьской революции? 8.Назовите основные мотивы лирики Есенина? 9.С какими русскими поэтами дружил Есенин? 10.Какая знаменитая танцовщица была музой поэта? 11.Сколько детей было у Есенина от брака с З. Райх? 12.Как называется лироэпическая поэма С.Есенина? 13.Когда и где закончилась жизнь великого поэта? 14.Назвать исторических лиц, которым посвящал свои произведения поэт. 15.Сколько лет прожил великий поэт?
Проверка знаний путем тестирования:

Отговорила роща золотая...

Лирика С.Есенина сверкает всеми цветами радуги

Еще А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками.
Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенину близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи
«Под красным вязом крыльцо и двор» «На синих окнах накапал лик» «Луна под крышей, как злат бугор»

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи. В его лирике синий цвет от перламутрового, голубого до темно-синего.
«В прозрачном холоде заголубели долы» «Летний вечер голубой» «Голубизна презримой гущи» «Синяя вьюга»
Синий цвет.

Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое. Ведь именно излюбленная синева Есенина напоминает древнерусскую фресковую живопись.

Зеленый цвет
Зеленая прическа, Девическая грудь. О, тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Этот цвет - цвет молодости, цвет юности

Желтый цвет
Есенин – осень – есень – ясень – весень
«Зелень золотистая». «Осень – золотых дел мастер – «златит холмы». «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота»

Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый, складывается из множества оттенков: «рыжие щенята», «ржаной закут», «золотыми звездами», «багряные кусты», «алый сок ягод», «розовый закат»

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». «Красной водой поливает восход», «На закат ты розовый похожа…»
Малиновый цвет

Белый и черный цвета характерны для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. «Черный человек»
Белый и черные цвета
Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки и лунный луч. «Белоснежное перо» «Белая чремуха» «Белая луна»

Размывание цвета
Есенин, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга.
«Жёлтые поводья» «Рыжие стога» «Чёрная глухарка» «Роща синим мраком»

Символическое значение цветов в лирике Есенина
«Красный конь» – символ революции «Черный конь» – всегда несущий смерть. «Розовый конь» – образ молодости
Вывод: Цветовая гамма поэта способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придавала свежесть образам. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах

Сыплет черёмуха снегом…
Связь цвета в лирике поэта с его внутренним миром.
В ранней поэзии, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

В перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет, звучит мотив «погибшей души».
«Жёлтая дорога – дорога в никуда»
Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога.

«Бродил я в каменной пещере» «Из щелей выдолбленных глыб»
Знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иные краски: серую и черную. Золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

«Чугунный поезд» «Красногривый жеребенок» «Стальная конница»
Поэт безмерно любит свою “убогую” Русь. Он с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, погибающую под напором прогресса.

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Сергея Есенина. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное. Из творчества исчезают краски, стихи его звучат, как прощание, как грусть по уходящей жизни.

Вывод: Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева...

Народнопоэтическая лексика в поэзии С. Есенина

Близость к народному творчеству не осталось незаметной, ведь только человек, который душой проникнут в народную жизнь, человек, который стремиться воссоздать народные традиции может описать свою Родину, не только по собственным ощущениям...

Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его символическое значение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так...

Природа в творчестве Есенина

Природа в творчестве Есенина

Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.)

Я давно хочу с тобой Говорить пахучей рифмой. Каждый цвет уже намек… А.А. Фет "Язык цветов" В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху...

Семантика цвета в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств. Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления...

Историю классификации цвета можно разделить на два периода: 1. от доисторических времён по 16 век; 2. от 17 века до наших дней. Первобытные народы отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиям...

Семантическое поле цвета в поэтических текстах Марины Цветаевой

Слова со значением цвета образуют в русском языке, как и в других языках мира, лексико-семантическую группу, в которой набор элементов, их семантика и соотношения исторически изменчивы...

Слияние христианских и языческих мотивов в раннем творчестве С.А. Есенина

Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине в селе Константинове. Показательным в этом смысле является стихотворение «За рекой горят огни»...

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Мусатов В.В...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Марченко А. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6. С. 40 Она дает возможность лирическому герою поэта устоять во времена кризисов...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Критик Валерий Лысенко, поднявший вопрос о цветовых «звучаниях» произведений классиков приводит следующее сравнение: Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской литературе первой половины ХХ века. Блок. Есенин. Маяковский. М., 1962. С...

Цветная лирика С. Есенина

Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь...

Цели:

  • познакомить учащихся со своеобразием поэтического таланта Сергея Есенина;
  • показать на примерах цветовую палитру поэта по периодам;
  • вызвать у детей эмоционально-образный отклик на произведения Есенина.

ХОД УРОКА

Урок начинается с просмотра фрагмента из к/ф «Сергей Есенин»по одноименному роману Виталия Безрукова.

1. Вступительное слово учителя (Приложение 1 . Слайд 1)

С. А. Есенин – это один из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа:

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым. (Приложение 1 . Слайд 2)

Уловив «узловую связь природы с сущностью человека» Есенин изображает эволюцию своего лирического героя как частицы природы, проходящей годовой цикл жизни: (Приложение 1 . Слайд 3)

Рождение – весна
Расцвет – лето
Увядание – осень
Смерть – зима.

Причем эти периоды жизни лирического героя-поэта, являющиеся и этапами эволюции его художественного мира, Есенин окрасил в соответствующие временам года тона:

Голубой
Красно-розовый
Желтый
Черно-белый

2. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о весеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 4)

Весенний, дореволюционный период есенинского творчества окрашен в голубой цвет со всеми его оттенками. Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А вот, если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то уже сочетание синего и малинового цветов придает пейзажу особую выразительность:

О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах».

Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, а как я заметила, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества: ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»… (А.Марченко).

3. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о летнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 5)

За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма:

И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь

Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый).

В 1917, революционном, году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля …златая «, она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».

«Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир.
Какое разнообразие оттенков! А красный может быть – багряным, алым, розовым, рдяным… Я думаю, что Есенин занимает, бесспорно, первое место по использованию цветов.

В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину сквозь призму есенинского четного, но неназойливого оксюморона. И Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Розовый конь? Мне кажется, что цвет очень точен. Знакомясь с критическими статьями о Есенине, я столкнулась с размышлениями К. Ваншенкина. Вот, что он сказал по этому поводу:

«Розовый конь? Это показалось нелепым, неестественным. Я с удивлением перечитал эти строки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины. Ведь это была рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый. И все вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт. Я никогда не встречал подобного у других поэтов».

4. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) об осеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 6)

Но есенинское лето оказалось слишком коротким по сравнению с весной, а затем и с затянувшейся осенью. «Не сладились и не сбылись/ Эти помыслы розовых дней». И в поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания(желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные,) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир: и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «желтым парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но «Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как желтый скелет».

Стихотворения Есенина отличаются обилием разнообразной краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Мне кажется, что поэт тонко чувствует цвета. Он использует разнообразные оттенки. Вот, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным…

Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…» Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские «мысли о старости и тлене». Цвета «золотой осени» – желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

5. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о зимнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 7)

Со второй половины 1925 года в художественно-философском мире Есенина наступает зима:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Поэзия Есенина пронизана щемящим ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх перед вечной немотой и беспамятством…

Я могу сказать, что лирика Есенина отнюдь не светлая. Она говорит и о «роковом», о смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об отвергнутой любви и изменившей дружбе, о загубленной жизни. Об этом думает, об этом говорит Есенин. И эти слова являются последними в его творческой деятельности. Всё чаще начинают преобладать оттенки темного, черного, серого: «приоткинув черную чадру», « серая гладь», «в эту серую морозь и слизь», « черный Человек», «в белом плачут по лесам», «забивает крышу белыми гвоздями…», « черная гибель…».

Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях Есенина.

Как тяжело и одиноко было порой Есенину. Он остро чувствовал « черные силы», все неотступней и ближе подступавшие к его душе. Это страшный облик «черного», «серого встает перед поэтом в конце его творческой деятельности.

Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы.

Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

6. Заключение (Приложение 1 . Слайд 8)

Завершает жизненный путь лирического героя и самого поэта последнее стихотворение, написанное кровью за день до трагического конца: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» погиб Есенин – человек, но «предназначенное расставанье/обещает встречу впереди».
Началось бессмертие Поэта…

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта. (Николай Кутов)

К творчеству Сергея Есенина я обратилась не случайно. В связи с празднованием в 2005 году 110 летия со дня рождения большое внимание общественности было обращено на личность поэта, на историю его жизни и смерти, на творчество. Мы смогли увидеть по центральному телевидению многосерийный художественный фильм режиссера В. Безрукова «ЕСЕНИН», документальные фильмы «Дети Есенина», «Тайна смерти С. Есенина». В книжных магазинах появились новые издания стихотворений Есенина и книги о его жизни. По мнению библиотекарей и продавцов книжных магазинов, книги о Есенине стали очень популярны, интерес к творчеству поэта возрос. Есенин также является моим любимым поэтом. Он выдающийся мастер в использовании цвета.

Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства и через цветовосприятие. Случайно ли люди отдают предпочтение тому или иному цвету? Взаимосвязаны ли выбор цвета и характер человека, его настроение, мысли и чувства? Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Примером цветовой картины мира можно считать поэзию Есенина. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель Цель:

Доказать, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

2. выявить все цветообозначения в поэзии Есенина (1910 -1925)годов;

3. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования;

4. установить преобладающий, любимый цвет поэта;

5. соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.

При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы исследования:

1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета);

2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов, их функциональную нагрузку - количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т. д.

Решение данных задач должны подтвердить гипотезу: Если Есенин в своих стихах и в жизни отдает предпочтение синему цвету и его оттенкам, то это можно связать с личностью самого поэта, или, по мнению Марка Шагала, «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям».

Объектом моего исследования стала лирика С. Есенина (1910 -1925) годов.

Предметом исследования являются цветообозначения в стихотворениях Есенина.

Основным источником для сбора материала послужили книги: книга Н. И. Шубниковой-Гусевой «Сергей Есенин в стихах и жизни»:Стихотворения,. В которую вошли стихотворения на основе которых были проведены исследования. Книга Бахилиной Н. Б. «История цветообозначений в русском языке. »1975. 287с. о значения цветов.

Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

В своей работе, рассматривая большое количество стихотворений Есенина, я пытаюсь практическим путем доказать, что преобладающими цветами в стихотворениях поэта являются синий и его оттенки, золотой и его оттенки, белый, красный и его оттенки.

Есенин и цвета.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследие. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца, пленяя яркими чудными звуками, красками, необыкновенными запахами. В 1905 г. А. Блок написал статью “ Краски и слова ”, где сетовал что современные “ взрослые писатели ” “ отупели к зрительным восприятиям ”. “ Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов ”. Блок, предсказал неизбежность появления поэта, который, “ схватив радугу ”, принесёт в русскую поэзию русскую природу, “ населённую многими породами существ ”, со всеми её конкретными “ далями ” и “ красками ” – “ не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте ”.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ”.

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и преливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.

Я уверена, что цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

Изучив критическую литературу о цветописи в лирике Есенина, я попытаюсь провести своё наблюдение об использовании этого средства в стихотворениях поэта

Цель: определить, какие цвета использует поэт в своих стихотворениях.

Оборудование: Сборник стихотворений 1910 – 1925 годов 372 стихотворениях Есенина.

стихотворение год цитаты цвет

«Там, где капустные грядки» 1910 Красной водой поливает восход, красный

Зеленое вымя сосет. зеленый

«Поет зима – аукает» 1910 Седые облака седой

«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок, синий

Кудри черные змейкой трепал ветерок. черный

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй алый

«Выткался на озере алый цвет зари» 1910 Выткался на озере алый цвет зари алый

Есть тоска веселая в алостях зари. алый

«Дымом половодье» 1910 Желтые поводья желтый

Рыжие строга рыжий

Черная глухарка черный

Роща синим мраком синий

«И. Д. Рудинскому» 1911 Солнца луч золотой золотой

Ход эксперимента:

1. Богата и ярка цветовая палитра лирики Есенина. Все цвета в ней - живые, природные. Золото солнца, красный цвет зари, черный сумрак ночи, зелень- полей, белизна снега и березовых стволов, серебро лунного цвета - вот живое многоцветье есенинских стихов. Но самый любимый его цвет – синий и его оттенки он составляет 34% от всех цветов.

Цель: определить, какие цвета являются преобладающими в ранней и поздней поэзии. Дать анализ цветовой палитры ранних стихотворений Есенина до1917г. (115 стихотворений) и поздних (после 1917г.) стихов

1. В ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым "снегом черемухи". Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца. Русская земля - храм, небо и рай поэта. Золотой, серебряный, малиновый звон наполняет его ранние стихи.

2. Знакомство с городом приносит в позднюю поэзию Есенина иные краски - серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту с его любовью к шири и простору необъятных полей. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования. Отныне в его стихах будут преобладать цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.

В поздних стихотворениях Есенин почти полностью отходит от былой многоцветности. Почти все стихи этого цикла насыщены трепетным дыханием синевы.

3. Соотнесем полученные результаты с исследованиями о значении цвета

Синий и голубой – символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому. Символ неба, воздуха, целомудрия, верности, духовности, веры. Символизирует мечтательные размышления. Означает и свободу, тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Золотой – символизировал изначальный свет, божественный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Символическое значение, как на древнерусской иконе. Небо и небесный свет. Храм и рай поэта.

Красный – (общеслав. ;ср. :красивый-красный; красный-краса). Цвет любви, горения, страсти, отваги, веры и бедных людей, героизма, великодушия, самопожертвования, огня. Это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Белый – (индоевроп. ;ср. :bha-«светить, блестеть», латышек, bals «бледный»; арм. bal«бледность», др. -инд. bhalam «блеск», греч. phalos «белый»). Символ чистоты, мира, благородства, совершенства, невинности, праздника.

Итак, в поэзии Есенина самые частые синий, золотой, красный, белый. Значит, поэзия Есенина в цветовом решении – это: небо, воздух, свобода; божественный свет; цвет любви, горения; символ чистоты, благородства.

Цель: Рассмотреть любимый цвет Есенина, выделив его оттенки. Определить основные образы, связанные с этим цветом.

Оборудование: Исследование №1 «Любимые цвета в лирике Есенина»

Ход эксперимента:

СИНИЙ, ГОЛУБОЙ символизирует и сознание, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Стихотворение год цитаты цвет

«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок синий

«Дымом половодье» 1910 Роща синим мраком синий

«Восход солнца» 1911-1912 В небе темно – голубом, темно – голубом

Небеса уж голубые голубой

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха» 1912 Я играю на тальяночке про синие глаза синий

«Лебедушка» 1913-1915 А кругом цветы лазоревые лазоревый

«Кузнец» 1914 В голубом сиянье дня голубой

1. Любимый цвет в лирике Сергея Есенина - синий, и его оттенки (голубой, серебряный, лазоревый, темно голубой, седой, серый). Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Голубыми в поэзии Есенина бывают небеса и воды, дали и глаза, васильки и сама Русь - "голубая Русь". Этот цвет настолько пронзительный и живой, что он "сосет глаза". Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ”. (см. диаграмму №5)

2. Сергей Есенин использует синий цвет, чтобы, во-первых, подчеркнуть необъятность России, сравнивая ее с синим небом. Иногда синий похож на серый цвет, он не ярок, а тусклый. Голубой - холодный. Рядом с этим цветом метель, вьюга.

3. В мире Есенина мы выделяем образы, связанные с эпитетами синий, голубой которые встречаются и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Синие и голубые: небо, глаза, вечер, вода, цветы, река, мрак, Русь, край, руки, день, ставни дома, сад, долина, свет, родина, страна, огонь, море, мгла, голубь, рога, май, платок, лязг, рюмка, залив, ткань, брызги, сумрак, воздух, степь, туман ночи, роса, ширь, вьюга, дали, куща, полушалок, осень, час, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, счастье, овечка, гать, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол, звон, рюша, рты, гуща, высь, водопад, лужи, пыль, облака, губы, душа, струна души, метели, песня, окна, пашня, жерн, простор, сёла, лон, свечка, горы, покой, двери дня, твердь, темя, ливень, затоны, месяц, живот, роща, конница, рожь, степь, чащи, поле, осина, июнь, солома, деревня, накрап, дым, пожар, дрожь, свет небес, несказанное - нежное, прохлада, годы, погода, звезда, туман, кофта, отсвет лунный, шелест сирени, цветень мая, очи.

4. Я заметила, что в стихах 1910-1913 г. Прилагательное синий (цветовой эпитет) встречается редко, начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина.

Цель: выяснить, как связано преобладание в лирике Есенина синего цвета и его оттенков с личностью поэта.

1. Характеристика синего и голубого цвета;

2. Знак зодиака;

4. Фамилия;

5. Цвет глаз.

СИНИЙ. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это свидетельствует о и меланхоличности, такому человеку крайне важны чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих. Синий - цвет мира и высшей гармонии. Символизирует внутреннюю уверенность, интерес к мировоззренческим вопросам, верность традициям, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности. Голубой и синий тона – символ неба, океана, бескрайности, неподвижности и холода. Он строг и таинственен. (32)

Знак Сергей Есенин родился под знаком весов.

зодиака Стихия знака: воздух

ВЕСЫ Цвет принадлежащий весам: тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны

Счастливые цвета - голубой.

Камень: лазурит, лунный камень.

Цветы: фиалки, сирень.

Отличительная черта Весов - артистизм и художественный вкус. Они не любят ярких цветов.

Характеру весов лучше всего соответствует два сезона осень и весна, своими неопределенностью, непостоянством, ожиданием перемен. Ценят, любят к свободу.

Благоприятные условия: жить надо на открытых ветреных местах, где масса свежего воздуха - сады, поля.

Обожают гармонию звуков, пенье птиц, поэзию.

Имя - Сергей – «высокочтимый»(лат).

СЕРГЕЙ Цвет имени: серебристо – серый.

Знак зодиака имени Сергей – весы

Качества: внутренняя жилка, любовь к музыке, кино, часто становятся актерами, композиторами, художниками, научными работниками, писателями, способными охватить проблему в целом. Интуиция Сергея сравнима с воображением великих поэтов и изобретателей. Чрезвычайная чувствительность.

Фамилия В Рязани есений значит – осенний. Видимо, корень этого слова идет от «осени».

ЕСЕНИН Есенин. Древнерусское инициальное «е» сменилось на «о»; един – один; елень – олень; езеро – озеро; есень – осень (основа фамилии Есенин по лексическому значению в одном ряду с основами фамилий Замянин, Весенин, т. е. предками их носителей были Земяня, Весеня, Есеня) .

Сергей Есенин хотел взять псевдоним Ясенин, так как он считал, что его фамилия происходит от слова ясный.

Цвет глаз «Светло – синие глаза» (Г. Ф. Устинов «Мои воспоминания о Есенине» (1926)), Сияние «небесных» глаз поэта(И. Эренбург). Светились его синие глаза. «Как васельки во ржи цветут в лице глаза» («Исповедь хулигана»,1920). Синеглазый (С. М. Городецкий «О Сергее Есенине» (1926)). Только светились глаза яркой лазурью из-за индевелых ресниц (М. П. Мурашев «Сергей Есенин»). В лирике Есенина они выражают полноту душевной жизни:

«глаза синее дня» («Алый мрак в небесной черни»,1915).

Люди с голубыми глазами - никогда не сомневаются в себе, настойчивы и импульсивны, уверенно идут к намеченной цели и успеха добиваются почти всегда. Мечтательность в них видимая.

Вывод к исследованию № 4.

1. Цвет весов тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны – соответствует преобладающим цветам в лирике Есенина

2. Значение и характеристика цвета имени приближена к любимому цвету поэта.

3. Природа подарила Есенуну голубой цвет глаз

4. Все характеристики Есенина можно соотнести с его любимым цветом.

«Моя лирика, - отмечал Есенин, - жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

«Есенин говорил, что все его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов.

Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны!»

Закономерно, что основные цвета в лирике Есенина - это цвета его Родины, цвета российского флага.

Значение цветов российского флага переплетается с символикой цветов у Есенина.

Заключение

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Считаю что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Я подтвердила, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

Общие выводы:

Изучив раннюю и позднюю лирику Сергея Александровича Есенина я определила цветовые предпочтения поэта, и сделала вывод:

1. Преобладающие цвета в лирике Есенина: синий, золотой, красный, белый;

2. Любимый цвет Есенина – синий и его оттенки;

3. Этот цвет соответствует личности поэта (по гороскопу, по имени, даже по цвету глаз).

4. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что – то!»

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему национальную красочную гамму (золотой, синий, красный, белый).

В процессе выполнения работы я узнала много нового, интересного о творчестве Есенина, о значении цветов, улучшила навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширила умение работы с разными источниками. Данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

Гипотеза моей работы - «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям» доказана на примере творчества и личности Сергея Есенина, так как любимый цвет Есенина соответствует его астрологическим данным, имени, фамилии и цвету глаз, его характеру и, самое главное, его отношению к России.

Дай отоспаться в холоде дьявольской пустоты. (с) // Воскреснув от смертельного яда и рикошетом раня других. (с) // Я ухожу от тех, кем я болею, как простудой. (с) // the queen of the superficial. (с)

«Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, уменье смотреть? Действие света и цвета освободительно. Оно облегчает душу, рождает прекрасную мысль».


Цвета в поэзии используют не только для выражения мыслей, но и чувств и эмоций. Кроме того, по палитре используемых цветов можно лучше понять самого поэта, его мировоззрение, характер. Несмотря на это, большинство поэтов используют вместо света и цвета абстракции.
В своей статье "Краски и слова" Александр Блок о таких писал, что они "отупели к зрительным восприятиям". Но так же он был уверен, что через несколько лет появится поэт, который "привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками".
Этим поэтом стал Сергей Есенин.
Цвета в произведениях Есенина и Блока встречаются в лирике гражданской, любовной и пейзажной. В своём сочинении я хочу остановиться только на одном аспекте: значение цвета в любовной лирике.
Разумеется, у двух поэтов, хотя и живших в разное время, но родившихся и получивших образование и воспитание в разных местах, один и тот же цвет не может иметь одинаковое значение.
Есенину ближе оттенки голубого, золотого, зелёного и алого, свойственные фольклору и древнерусской живописи. Это цвета его Родины, его корней, его происхождения.
Блок чаще всего использовал в своём творчестве тёмно-синий, красный, чёрный и белый - цвета города. Блок – поэт-символист и для создания своих образов-символов он постоянно использует цвет.
Мы можем рассмотреть лишь малую часть их палитры.
В энциклопедии цветов даётся следующая трактовка значений красного: он ассоциируется с неистовой жаждой жизни, кровью, огнём и страстью. У Александра Блока он означает ожидание встречи с любимой:

Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.


У Сергея Есенина же красный цвет – это любовь:

Красной розой поцелуи веют...


Близок к красному цвет розовый, он объединяет страсть с чистотой, романтикой, свежестью, утонченностью и нежностью.
У Блока это – исчезающие, словно лучи рассвета, мечты:

Ухожу в розовеющий лес...
Ты забудешь меня, как простила.


Есенин же не меняет первоначального значения цвета, создавая с его помощью нежный, утончённый образ любимой:

На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.


Золотой цвет - символ славы, победы, торжества и независимости.
При помощи этого цвета Александр Блок изображает гордую, независимую, яркую женщину:

Молодая, золотая,
Ярким солнцем залитая,
Шла ты яркою стезею.


У Сергея Есенина же этот цвет ассоциируется с осенью, ещё яркими воспоминаниями о прошлом, которое уже не вернуть:

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут.
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.


Рядом с золотым – цвет желтый, цвет солнца и лета. Но в некоторых случаях он может обозначать ревность и измену.
Блоку и его лирическому герою близко второе значение:

Мелькали жёлтые огни
И электрические свечи.
И он встречал её в тени,
А я следил и пел их встречи.


У Есенина жёлтым окрашены те воспоминания, которые уже потускнели в памяти, оставив после себя только лёгкую печаль:

Ведь не осталось ничего,
Как только жёлтый тлен и сырость.


В той же энциклопедии про зелёный цвет читаем: «это символ спокойствия, мира, молодости и надежды».
Именно надежду – робкую, затаённую – этот цвет олицетворяет у Блока:

Я и молод, и свеж, и влюблён,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клён,
Неизменно склонённый к тебе.


Но в русском языке есть такое выражение – «тоска зелёная», и у Есенина этот цвет показывает именно это чувство:

В глазах пески зеленые
И облака.
...
То близкая, то дальняя,
И так всегда.
Судьба ее печальная -
Моя беда.


Любимые многими людьми лазурный и родственный ему голубой – цвета веры и надежды, одухотворённости и даже космоса.
Но и у Александра Блока ("Шли мы стезею лазурною, только расстались давно"), и у Сергея Есенина ("Пройдут голубые года») – это время, которое разделяет людей, но не позволяет им забыть друг друга.
Рядом с лазурью и голубизной – более тёмный цвет, синий, обозначающий спокойствие и умиротворённость, а также – тоску и верность.
У Блока синий – это непреодолимое расстояние:

Даль опустила синий полог
Над замком, башней и тобой.
Прости, царевна. Путь мой долог.
Иду за огненной весной.


Синий для Есенина – звенящая тишина, которая наступает после только что отбушевавшей стихии:

Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз.


У белого цвета также существуют два значения. Он может символизировать чистоту и непорочность (и часто ассоциируется с невестой), но, с другой стороны, белый – это безмолвие и смерть.
У Блока оба значения «переплетаются» между собой и плавно сменяют друг друга. Сначала возлюбленная лирического героя, словно невеста, появляется в белом платье:

Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.


А затем белый становится цветом смерти любви:

Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды.


У Есенина девушка в белом, даже если она ушла к другому, всё равно остаётся символом чистоты и непорочности:

И теперь ты другому смеёшься,
Укрываяся в белый платок.


Противоположен белому чёрный цвет - абсолютное отрицание, тайна, бездна, темнота. Чаще всего он ассоциируется со смертью и трауром.
Для Александра Блока это одиночество и приближающаяся старость:

Уже двоилась, шевелясь,
Безумная, больная дума...
....И залила мою весну
Волною чёрной и бесшумной.


А для Сергея Есенина это тайна:

Ты вошла под чёрным покрывалом
И, поникнув, стала у окна.


Часто можно услышать выражение «музыка стиха». А я попыталась провести небольшое исследование языка великих мастеров и показать, что стихотворные строки для поэта – это не только нотный стан, но и палитра.