Как лучше подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.

Подписка

    Первая часть экзамена

    В первой части ЕГЭ 20 заданий с кратким ответом. Для выполнения этих заданий необходимо знание основных явлений, фактов, процессов и умение характеризовать их с научной точки зрения. При помощи этих заданий также проверяются навыки работы со схемами, текстами, таблицами, а также умение проводить анализ, систематизацию и обобщение разрозненной информации.

    Обратите внимание, что в заданиях из первой части из шести вариантов ответов могут оказаться правильными два-три.

    Вторая часть экзамена

    Вторая часть ЕГЭ состоит из 9 заданий. Для них всех необходимо подготовить развернутые ответы. Все они посвящены базовым общественным наукам: социологии, правоведению, экономике, философии и другим. Разработчики заданий сформировали вторую часть экзамена таким образом, чтобы учащиеся могли показать свои умения работать с текстом, определять главную мысль и авторскую позицию, возможность формулировать свое мнение и аргументировать его.

    Третья часть экзамена - эссе

    Экзаменуемые в третьей части должны выбрать одну пяти предложенных тем, которые изложены в виде кратких высказываний представителей общественной мысли. Учащиеся имеют возможность раскрывать смысл авторского суждения по своему усмотрению. Задание позволяет проверить умение самостоятельно формулировать свои знания и видение, конкретизировать свои рассуждения при помощи примеров.

    1. Сделайте тестовый вариант и выявите свои «слабые места».
    2. Выучите основные понятия, определения и термины.
    3. Применяйте в ходе подготовки учебные пособия.
    4. Распределите время на выполнение заданий.
    5. Сначала выполняйте те задания, которые вам понятны. К сложным вопросам советуем вернуться позже.
    6. Прочтите вопрос до конца и отвечайте именно на него. Как правило, ошибки возникают из-за непонимания вопроса или банальной невнимательности.
    7. Как следует изучите информационный материал в заданиях со схемами, таблицами, диаграммами и текстом, а потом уже начинайте выполнять задание.
    8. Следите за правильностью формулировок и четко отвечайте на поставленный вопрос.
    9. Эссе - ваша возможность продемонстрировать максимум своих умений и знаний. Потренируйтесь в аргументации и использовании причинно-следственной связи.
    10. Начинайте готовиться к ЕГЭ заранее.

    Обществознание: Учебное пособие, Арбузкин А.М., 4-е изд., перераб. и доп. 2011.
    Обществознание: Учебное пособие, Глазунов М.Н. под ред. Марченко М.Н., 2-е изд., перераб. и доп. 2011.
    Обществознание: Учебное пособие, под ред. Петрунина Ю.Ю., 7-е изд. 2011.
    Обществознание, 10 класс, Профильный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М., 2007.
    Обществознание, Учебник, Курбатов В.И., 2006.
    Обществознание, 100 вопросов и ответов, Бочков Б.А., Федоров Н.А., 2006.
    Конституция РФ 1993 г.
    Гражданский кодекс РФ 1996 г.
    Обществознание в схемах и таблицах, 8-11 класс, Лебедева Р.Н., 2016.
    Экономика: Базовый курс, Липсиц И.В. 2011.
    Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко, 2009.

В преддверии нового учебного года, многие ученики задаются вопросом: "А как же все таки готовиться к ЕГЭ по обществознанию?"

В этой статье я постараюсь ответить Вам на него.

Итак, во-первых, начинать подготовку нужно как можно раньше. Каждый день промедления увеличивает нагрузку на оставшиеся дни до экзамена. Ведь объем теоретических знаний по обществознанию весьма велик (если взять для примера пособие по обществознанию "Краткий курс лекция по обществознанию" , то там мы видим более 500 терминов, которые необходимо изучить).

Во-вторых, решите для себя, как Вы будете готовиться: самостоятельно, с наемным репетитором или с школьным учителем. На мой взгляд, наиболее предпочтительный вариант - это опытный репетитор. При выборе репетитора основываться прежде всего надо на отзывах о репетиторе . При выборе репетитора, обязательно интересуйтесь о баллах, набранных его учениками в прошлом году. Желательно выбирать репетитора по рекомендациям знакомых, у которых уже был положительный опыт работы с данным репетитором.

Плюсы работы с репетитором:

Репетитор даст самый оптимальный объем теоретического материала.

Репетитор подробно разберет каждое задание из теста, научит правильно писать сочинение.

Репетитор будет подстраиваться под Ваши возможности, пока Вы не осилите весь материал.

Репетитор зачастую имеет больший опыт успешной подготовки к ЕГЭ, нежели учитель в школе, так как занимаясь профессионально, он дорожит своей репутацией.

Если Вы все же решили готовиться самостоятельно, то следует придерживаться следующих правил - рекомендаций:

1. Начните подготовку с того, что разберите демо-версию будущего экзаменационного теста. Как правило проект демо-версии выкладывается на официальном сайте ФИПИ примерно в августе месяце. Утверждение же проекта демо-версии ученым советом ФИПИ ориентировочно происходит в октябре-ноябре. С момента его утверждения, изменения в будущем формате теста не предвидится. Смело можно ориентироваться на него и начинать усиленную подготовку.

3. Разложите весь теоретический материал по блокам. Всего должно получиться 8 блоков:

Общество;

Человек;

Познание;

Социальная сфера;

Духовная сфера (культура);

Экономика;

Политика;

Конкретный перечень тем из того или иного блока Вы можете увидеть в статье "Список тем, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию" .

После того, как весь теоретический материал собран, можно переходить к изучению тем. Прошли тему - прорешали тесты по пройденной теме. Прошли вторую тему - прорешали тесты по первой и второй теме. Прошли третью - прорешали по первой, второй и третьей теме. И так далее, чем дальше будете продвигаться по темам, тем лучше будете знать первую тему.

При подготовке к ЕГЭ обязательно периодически проверяйте свои знания проходя пробные тесты ЕГЭ на баллы .

Примеры для сочинений и ответов второй части теста Вы можете почерпнуть из "

Преподавание обществознания и подготовка к экзамену – очень сложное дело, которое требует длительной подготовки и системного подхода, что, впоследствии, позволит иметь положительный результат. Начинать готовить учеников нужно начиная уже с 5 класса, как только они приходят из начальной школы. На этой ступени им можно предложить задания, где требуется воссоздать логическую цепочку событий, начинать работать над формированием понятия «причинно-следственная связь», используя исторический материал. Примером может послужить следующее задание: История Древнего Египта начинается на берегах реки Нил. Какой вывод мы можем сделать исходя из географического местоположения?

Ещё одним вариантом подготовки может служить варианты задания на обобщение или выбор правильного ответа из одновариантного или многовариантного теста. Примером может послужить специально созданный диск с интерактивными заданиями для 5 класса.

На следующих ступенях учебного процесса, особенно когда начинается изучение обществознания как отдельного предмета, ведётся отработка терминов и понятий, которые входят в кодификатор и являются основой для раскрытия заданий более сложного уровня. Примером в данной ситуации служат темы, которые затрагивают материал, изучаемый и в старшей школе. Это – понятия религии, науки, морали т.д. Это не означает, что работа над формированием умения логически мыслить уходит на второй план. Они сосуществуют параллельно в работе учителя, меняется только уровень и глубина, соответственно возрастным особенностям.

Настоящая полноценная подготовка к сдаче ЕГЭ начинается в старшей школе. Здесь многое начинает работать на результат: мотивация самого ученика, который начинает задумываться о своём будущем и выборе профессии, взросление не только физическое, но и формирование личности, которая умеет мыслить, обладает определённым интеллектуальным потенциалом. На данном этапе работа учителя выходит на новый уровень. Поскольку определённый запас знаний по предмету у учеников имеется из основной школы, то первое, на чём концентрирует свои усилия учитель – это создания алгоритма действий ученика при выполнении заданий любого уровня сложности. Берётся любой вариант пособий, где опубликованы версии экзаменационных заданий, либо просто зайти на сайт ФИПИ, где они есть практически за все года существования ЕГЭ, и, далее, идёт работа по отработке одного вопроса – что в данном задании спрашивается, какой конкретно ответ здесь нужен. Как показала практика, это очень важно, потому что ребята часто не могут выделить основное, скользя по поверхности.

Если это работа с текстом, то нужно отрабатывать задания к нему с точки зрения: сколько заданий в пункте, что нужно – процитировать автора текста или требуется своё мнение. Желательно при этом учить оставлять на полях заметки на полях о том, сколько заданий, например, «А, Ц», (авторская цитата) или «А» и «Я» (авторская цитата и моё мнение). Когда конкретное задание выполнено, эти заметки перечёркиваются. При последней технической проверке ученику легко сориентироваться, что у него сделано, а что ещё осталось. На первых порах необязательно заставлять письменно выписывать цитаты, достаточно устной работы с текстом, где они выделяют необходимые отрывки. Обращаешь внимание на то, что они могут повторяться, и что не надо бояться повторения.

Переходя к заданиям третьего уровня сложности, также отрабатывается понимание, что спрашивается в задании и, по возможности, пытаться на него ответить. Это ключевой момент всей подготовки данного периода – стараться отвечать на все задания, даже если данная тема ещё не изучалась. Это нужно для того, чтобы ученики тренировались на применение логического мышления и ответы, которые есть в каждой работе, могут послужить к заданию концом логической цепочки, которую надо воссоздать. Для более успешного выполнения задания разного уровня желательно сажать учеников по следующему принципу: слабый – сильный. Это позволит избежать потери времени на объяснение более лёгких задач, которые может сделать сильный ученик и сконцентрироваться на тех случаях, которые требуют вмешательство учителя.

Выполнение задания по написанию эссе требует тоже большой подготовительной работы. Во-первых, ученикам даётся план написания эссе, которому они должны следовать в своей работе. Во-вторых, с ними нужно начинать устно отрабатывать, как они понимают те высказывания, которые есть в вариантах демоверсий. Частая ошибка учеников в том, что они свои логические рассуждения принимают за авторские. Здесь же нужно пытаться их научить выделять проблему, которую поднимает автор цитаты, что является частью задания. Всё это делается устно, можно на уроке, а можно, в качестве интеллектуальной разминки на специальных занятиях. Следующий важный подготовительный момент подготовки к написанию эссе – отработка понимания того, что подразумевает каждый пункт плана, а также предложения – связки между ними. В первом пункте плана – «раскрыть содержание цитаты» - необходимо своим словами пересказать мысль автора. Здесь важно увидеть грань между авторским утверждением и ходом своих умозаключений. Во втором пункте плана необходимо выделить проблему, которую поднимает автор. Ученики должны увидеть её и кратко сформулировать. Часто это даётся с большим трудом, особенно в слабых классах, поэтому подготовку к эссе нужно начинать с устной работы: цитируемый отрывок устно пересказывается своими словами, затем ребята выделяют проблему, которая обозначена, а после этого думают над вопросом, какие обществоведческие понятия и термины могут пригодиться при раскрытии данной темы. Далее, опять же устно, они приводят аргументы, которые подтверждают мысль автора. Роль учителя на этом отрезке подготовки – объяснить, какие аргументы можно использовать в первую очередь. Суммируя всё, можно сказать о научной аргументации, что её источником является комплекс наук, как гуманитарного цикла (история, литература, социология, политология), так и естественнонаучного цикла (физика, биология, математика и т.д.). Нужно научить ребят отличать научный аргумент от бытового и применять его, используя после него предложения - связки, которые логически объединяют подтверждающий факт и мысль автора. Пункт плана – выражение собственной позиции является самым простым и требует только письменного оформления. Последний пункт плана – вывод требует очень внимательного отношения. Учитель должен заставить ребят усвоить следующую мысль: вывод они делают не из собственных рассуждений, а, изначальный посыл их работы – это доказательство истинности суждения автора, если они с этим согласны, то и их позиции тоже. После сделанного вывода, если время позволяет, можно добавить уже свои суждения, которые дополняют основное содержание. Но это не обязательно и возможно при наличии времени. Таким образом, подготовка к экзамену – это очень долгий и кропотливый труд, который, в конечном счёте, должен привести к желаемому результату.

Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2016-2017 учебном году

Анализ результатов ЕГЭ 2015-2016 учебного года

Анализируя результаты ЕГЭ 2016, можно сделать выводы о тех умениях, которые недостаточно сформированы у выпускников:

    с заданием 28 на составление плана доклада по определённой теме справились всего 23,9%;

    раскрыть на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук (задания 23 и 26 – смогли соответственно 26% и 29,7%);

    с заданием 25 на раскрытие смысла понятия , использование понятия в заданном контексте – справились в среднем 28,7% ;

    задание 24 на привлечение обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме – выполнено на 31,3%;

    в 29 задании: умение раскрывать смысл авторского суждения продемонстрировали около 72,3% выпускников; умение привлекать изученные теоретические положения общественных наук – 22,6%; умение самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы – 33,2% участников экзамена.

Экзамен 2016 г. показал проблемы в социализации выпускников как граждан РФ . Средний процент выполнения задания, проверяющего знание организации государственной власти в РФ – 37,2%. При этом полный правильный ответ дали в среднем 24,3% участников экзамена.

Экзамен показал, что по-прежнему не все выпускники знают названия высших государственных органов РФ, затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти.

Как и в 2015 г., наблюдается путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

Как и в предыдущие годы, экзамен 2016 г. показал проблемы в социализации выпускников как будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни . Выпускники 2016 г. продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов (безработицы, инфляции).

Выпускники испытывают также затруднения при выполнении заданий по таким содержательным элементам, как «Понятие истины, её критерии», «Политическое участие», «Избирательный процесс», «Понятие и виды юридической ответственности», «Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора».

Пути решения выявленных проблем

Так как больше всего затруднений вызвало составление плана по изученной теме, то этому нужно уделить особое внимание. Первый план нужно составить вместе с обучающимися, а затем этот вид работы можно использовать как рефлексию в конце занятия, так и домашнее задание, а можно с составления плана по предыдущей теме начать урок. Причем у обучающихся должны быть тетради с планами отдельно по каждой из 5 тем : Человек и общество, Экономика, Социальные отношения, Политика, Право

Чтобы развить умения самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте в конце изучения тем необходимо делать подборку заданий такого типа:

    Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «Безработица». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы, и другое, раскрывающее особенности фрикционной безработицы

Задания типа - Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основных права работодателя, закреплённые Трудовым кодексом РФ помогают в р азвитии умений конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук

Познавательные задачи развивают умение применять обществоведческие знания по актуальным социальным проблемам . Пример познавательной задачи:

    Гражданин Д. решил приобрести в магазине в кредит телевизор. Нормами какого права будут регулироваться данные правоотношения? Какие юридические последствия влечет данная сделка? Приведите по два обязательства со стороны гражданина и магазина

Подобные задания можно использовать для закрепления или домашнего задания.

Большое внимание необходимо уделить работе с понятиями . Я предлагаю такой тип работы - берутся листы для записей 5 разных цветов - по числу разделов . Каждый цвет будет означать определенный раздел, например - желтый экономика. На 1 стороне листа пишется понятие, а на другой стороне - определение, причем ключевые слова подчеркиваются или выделяются маркерами. Первоначально термин записывается в тетрадь, дома он переносится в лист для записей и периодически эти определения повторяются. Если выпускник будет владеть понятиями, ему не составит труда написать мини- сочинение.

Для мини-сочинений мы тоже заводим отдельные тетради с цветными надписями . Причем все записи - планы, понятия, мини-сочинения пишутся гелевой черной ручкой.

Ну и, наконец, для запоминания наиболее сложных тем нужно использовать таблицы , которые облегчают запоминание.

Необходимой является работа над пониманием обучащаюмися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.

Мониторинг

В начале обучения необходимо провести первичную диагностику : - используя демоверсия или тренировочный вариант. После этого у каждого должен быть Кодификатор проверяемых элементов содержания , в котором обучающийся отмечает уже изученные темы, чтобы понять над чем ему предстоит еще поработать. И конечно же спецификация контрольных измерительных материалов , которая познакомит со структурой Ким и поможет распределить свое время на выполнение заданий, а также выпускник должен знать, что проверяет ЕГЭ

После изучения каждого из 5 разделов обязательно проводится текущая диагностика - составляется вариант по данному разделу (сайт «Решу ЕГЭ», Статград), и для итоговой диагностики используются эти же сайты.