Как научиться управлять людьми психология. Методы скрытого управления людьми

  • Несправедливая критика. Человек критикует другого по мелочам не в целях обиды, а в целях простейшего переключения внимания. Прием такой тогда применяется, когда обсуждается нечто «невыгодное» для человека – критика.
  • Отзеркаливание. Человек вызывает симпатию у другого. Тот «другой», в свою очередь, незаметно для себя начинает копировать каждый жест и каждое движение того, к кому проникся симпатией.
  • Самопрезентация. Человек хвалит себя, рассказывая о каждом своем качестве положительном, о каждом своем умении и достижении. Делает он это для того, чтобы добиться результата, к которому он стремился. Яркий пример – собеседование.
  • Внушение. Все очень просто: человек внушает другому, например, правоту свою. Когда видит, что другой начинает в нее верить – «разгорается» словесным запасом, фактами, которые смогут укрепить силу внушения. Цель, которая преследуется во время внушения - отговорить от действия или «подвести» к совершаемости действия какого – нибудь.
  • Просьба. Самая простейшая из управленческих техник. Вся простота ее в том заключается, что не требует усилий особых. Человек просит другого сделать что-либо. В ответ получает либо согласие, либо отказ. Цель: получение согласия на исполнение просьбы.

Что нужно сделать, чтобы процесс управления человеком прошел беспроигрышно и успешно?

Необходимо пройти несколько испытаний:

  • Собирайте максимум любой (значимой и не значимой) информации о тех людях, к которым хотите управленческие техники применить.
  • Расставляйте «ловушки», изобретенные для манипулирования. «Ловушкой» может послужить только то, что очень заинтересует человека, не оставит без внимания.
  • Сделайте все самое возможное и самое, казалось бы, невозможное для того, чтобы произвести впечатление положительное на людей, которых «ожидает» управление от вас.
  • Подготавливайте себя к непростой, но интересной роли управленца. Или к сожалению, или к счастью роль манипулятора придется не играть. В нее придется вживаться, привыкать к ней, проживать ее.
  • Воплощайте в реальность то, к чему готовили себя долгое время. Не бойтесь результата! Вы его можете спугнуть своим страхом. А это – шанс неудачи. Не давайте шансов негативному!
  • Если негатив все же прокрался – побеждайте его корректировкой того, в чем конкретно вы ошибались. Не забывайте, что на собственных ошибках учились многие гении.
  • Дело, которое не завершили (в манипулировании), до конца логического доведите, чтобы не оставалось и малейших пробелов.
  • Берегитесь «звездной» болезни: любая победа – это получение желаемого, а не повод зазнаться. Оставайтесь собой, радуясь победе!
  • Поделитесь с близкими подругами тем, что удалось вам достигнуть. Поделитесь без хвастовства, от чистого сердца.

Учтите: манипулированию не все люди подвержены

Те люди встречаются, которыми управлять невозможно (в силу их каких-то характерологических особенностей). Проще всего управлять очень неуверенными людьми, закомплексованными, совершенно не любящими себя. Почему? Во-первых, такие люди верят во все, что угодно. Во-вторых, люди такие наиболее покладистые. В-третьих, характер поспокойнее у них. Такие люди, обычно, не перечат, не возражают, быстро соглашаются с мнениями окружающих.

Если управлять людьми обязывает вас не только сама жизнь, но и должность рабочая – рассмотрите, пожалуйста, стили управленческие, информация о которых пригодится вам, станет помощницей:

Стили управления людьми

Стиль управления с либеральностью

Плюсы стиля:

  • Коллектив принадлежит сам себе, то есть он может спокойно ослушаться своего руководителя.
  • Коллектив имеет право на составление собственных планов и правил, и на их корректировку.

Минусы стиля:

  • У коллектива отсутствует любая организованность. Она просто – напросто не нужна людям.
  • При таком стиле коллектив может совершенно «распуститься», не боясь последствий или наказаний.
  • Нет абсолютно никакой дисциплины, потому что руководитель полагается на ответственность подчиненных своих.

Стиль с авторитарностью

  • Много дисциплинированности присутствует. Хоть она и излишняя, но с ней лучше, чем без нее.
  • Главную роль играет руководитель. Он всегда выручает подчиненных, если случается что-то, всегда им подсказывает способы решения различных вопросов.
  • Нет безделья на работе. Каждый работник делает свою работу, тщательно следив за качеством ее выполнения.
  • Всё «схвачено» руководителем с такой строгостью, что подчиненные сторонятся его, бояться, избегают с ним лишних контактов.
  • Подчиненные не имеют права на свое слово, на высказывание личного мнения. Если и выскажут – ничего не изменится.
  • Руководитель часто несправедлив бывает с подчиненными своими, потому что ощущает власть над всеми ними.

Стиль управления с коллективностью

Плюсы стиля:

  • Коллеги (независимо от должности занимаемой) в курсе того, что происходит на работе.
  • Все вопросы (самые незначительные даже) выносятся на всеобщее обсуждение. Решение принимается тоже всем коллективом.
  • Не соблюдается никакой с субординации, хоть и обращаются все друг к другу по имени и отчеству. И то – из-за уважения.

Минусы стиля:

  • «Стирается» значимость цепочки «начальник – подчиненный». Она просто теряет всякую важность.
  • И начальники, и подчиненные забывают свои права, путаются в них. Они все начинают работать так, как им выгодно и удобно.
  • Многие подчиненные, начальника и его указания, перестают воспринимать всерьез.

Техники управления людьми – это сплошные хитрости психологии, которые меняют каждого, кто освоил их (кого-то в лучшую строну, а кого-то – в противоположную). Но в любом случае эти техники учат многому (даже тех, кто учиться и не «планировал»).

Каждый хочет управлять людьми, но не хочет быть в плену подчинения. Тот, кто разгадал тайны управленческой психологии, поймет и с полуслова, что были попытки предприняты им манипулировать.

Психология человека , в большинстве своем — «рабско-властная» — она такова, что почти всем, с дисгармонией в душе, хочется знать как управлять людьми , и в то же время — они хотят, чтобы управляли ими (парадокс).
Фраза «управлять людьми» — здесь интерпретирована как влияние на человека, манипулирование им — его мыслями, эмоциями (чувствами) и главное — поведением, а не в смысле профессионального руководства на производстве или командования в армии…хотя и в последних найдутся самодуры и манипуляторы…

Сколько уже написано научных и полунаучно-популярных книг по психологии человека (и по «околопсихологии») на тему: «Как управлять людьми» , многие из них действительно полезные и практичные, но все равно часто становятся чтивом для неудачников , наполняя их полки или файлы в компьютере бесполезным, но вселяющим надежду на улучшение своей жизни, грузом с многообещающими заголовками — своеобразная защита психики от саморазрушения.


А все дело в том, что если человек неудачник по сценарию жизни , то ты хоть подари ему «Ленинскую библиотеку» (в смысле по объему) «умных» книг по тому, как управлять человеком или как достичь успеха в жизни — не важно, он все равно останется неудачником — априори…

Как управлять людьми, изменив психологию человека

Исходя из того, что в психологии человека изначально заложена психическая энергия «Физис» , являющаяся той жизненной силой, которая направлена на свободу, достижение успехов и улучшение качества жизни и здоровья, получения удовольствия от жизни (для чего человек живет) — каждый индивид подсознательно тянется к управлению собой и своей жизнью, и автоматически может управлять другими, но мы все же рассмотрим некие практические примеры как управлять людьми, не с целью манипуляции, а с целью улучшения взаимоотношений, и главное — чтобы самому перестать быть «властным-рабом».

Психология человека: как управлять людьми

Чтобы лучше познакомиться с темой: Психология человека: как управлять людьми , вам предстоит узнать свою собственную психику и личность, т.е. их глубинные, подсознательные структуры (см.) .
Чтобы легко управлять другими людьми, будь то детьми, родителями, мужем или женой, друзьями и партнерами, подчиненными или начальством — не важно, нужно начать не с изучения психологии другого человека, а с познания себя, своего «Я» — желательно, осознав свой жизненный сценарий (см.) — свои собственные «кнопки управления» мыслями, эмоциями и поведением в тех или иных, обычно стрессовых или кризисных ситуациях, в том числе — надуманных (нафантазированных).

Словом, совершенно невозможно научиться управлять другим человеком, не умея управлять самим собой («Владеющий собой — владеет миром» -Сенека-)

Искусство управлять людьми

Подсознательно управлять человеком, в том числе самим собой — это некая наука, но в большей степени — искусство. Т.е. в большинстве своем само управление: влияние и некоторые манипуляции происходят неосознанно (на подсознательном уровне), как со стороны управляющего, так и управляемого, хотя первый может манипулировать вполне осознанно, например информация рекламодателей, телевидение (др. СМИ), родители и учителя, профессиональные управленцы-начальники, маркетологи, продавцы, пиарщики, политики и, конечно, «лохотронщики» , аферисты и мошенники всех мастей…

Искусство управлять людьми, конечно, основано на понимании основной психологии человека, не каждого, естественно, но многих…а именно, у многих людей есть такие «кнопки управления», как желание халявы , дармовщинки, жадность , алчность, тщеславие, амбиции… — это, скорее, пороки, а также, эмоционально-психологические аспекты — стеснительность , излишняя скромность, робость, нерешительность, боязнь сказать «Нет», неуверенность в себе, низкая самооценка и отрицательная жизненная Я-позиция — все это приводит к тому, что такими людьми, знающие, могут легко управлять…мало того, эти люди, как ни странно, подсознательно сами хотят, чтобы ими управляли, манипулировали и даже обманывали …

Именно такие люди, которыми уже «по-управляли», почувствовав себя «жертвой» в этой психологической игре , переключаются, согласно треугольника Карпмана , в «преследователя», с вполне естественным желанием — «отомстить», не важно кому, главное теперь самому по-управлять другим человеком. Отсюда и возникает «рабско-властная» психология человека.

Как научиться управлять людьми
Итак, как же научиться управлять людьми, научившись управлять собой? Здесь понадобится практика, практика и еще раз практика, кроме изучения теории.
Т.к. управление происходит в основном подсознательно, то за основу вы можете взять некоторые техники НЛП (нейролингвистическое программирование). Ваша цель — как вы помните — не манипуляции, а налаживание гармоничных взаимоотношений — иначе, снова сыграв в психологическую игру (см.) , вы окажетесь опять в роли «жертвы».
Ко всему прочему, желательно осознать свои собственные «кнопки» и нивелировать их, а также, занявшись психотренингом самостоятельно или пройдя курс психотерапии , воспользовавшись услугами психолога, создать гармонию внутри своей личности — стать более уверенным , решительным и удачливым …

На этих страницах вы подробно узнаете, как управлять человеком , применяя методику НЛП, используя язык тела и определенный словесный язык.

The art of making things happen

Научный редактор русского издания Валерий Никишкин, профессор, декан факультета маркетинга РЭА им. Г. В. Плеханова

Издательство выражает благодарность за помощь в научном редактировании книги Юлии Куриленко, Анастасии Казаковой и Роману Малаховскому.

© Jo Owen 2006, 2009

© Студия Арт. Лебедева, дизайн обложки, 2010

* * *

«Когда-то Наполеон сказал: "Управлять – значит предвидеть", а Джо Оуэн утверждает, что управлять – значит доводить дело до успешного завершения. Главное – достижения, а не активность. Атакая идеология управления порождает множество вопросов. Каких результатов я хочу добиться? Каких результатов ждут мои партнеры и клиенты? Что следует сделать для этого? Как мотивировать себя и окружающих вместе продвигаться к намеченному результату? С кем добиваться результата, а от кого отказаться на этом пути? Кто нужен сегодня? Кто понадобится завтра? И много-много других. Но ни один из этих вопросов автор не оставляет без ответа или хотя бы совета о том, как его получить. Уровень компетентности менеджера Оуэн определяет его способностью к достижению результата.

Прочтите эту книгу, попробуйте применить принципы Оуэна к управлению своим бизнесом – и вы убедитесь, что только сосредоточенность на итогах приведет вас к достижению желаемых результатов».

Вадим Маршев
заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук

Введение
Реальные менеджеры в реальных условиях

Когда-то менеджмент был намного проще: руководители руководили, а работники работали. Менеджеры продавали свои мозги, а работники – руки. Мысли и дела разделялись. Это были хорошие времена для менеджеров, но плохие для работников.

Но со временем у менеджеров начались проблемы. Работники стали расширять свои права, а менеджеры – утрачивать свои привилегии; работники теперь трудились меньше, а менеджерам приходилось задерживаться допоздна. Сокращение рабочего времени, давшее работникам все преимущества, обернулось для менеджеров, прикованных к компьютеру, документам и телефону, постоянным стрессом. Менеджмент стал не только намного тяжелее, но и непонятнее. Задумайтесь, к примеру, о том, в чем заключается секрет успеха и выживания вашей организации. Вряд ли вам удастся отыскать какой-нибудь формальный критерий ее благополучия.

На какой риск я должен пойти, чтобы выжить, и на какой риск я должен пойти, чтобы преуспеть?

Над какими проектами стоит работать и с кем?

Когда лучше отстаивать свою точку зрения, а когда – уступить?

Как тут все происходит на самом деле?

Каких ловушек нужно избегать?

Ответы на эти вопросы не дают никакие руководства по политике компании или обучающие программы. Вы предоставлены сами себе, когда речь идет о главном, а в руководстве указано только второстепенное.

Правила выживания и успеха диктует практика: мы сравниваем людей, которые достигли успеха и выжили, с теми, кто столкнулся с трудностями, а затем анализируем, почему им это удалось или не удалось.

Взгляните на успешных сотрудников своей организации. Надеюсь, те из них, кто может похвастаться какими-то достижениями, оказались среди победителей. Но в организациях с горизонтальной структурой узнать, кто и за что отвечает, достаточно сложно.

Большинство оценочных систем опираются на две характеристики, которые называют совершенно по-разному.

Традиционно предполагалось, что менеджеры (у которых были мозги) умнее работников (у которых были руки). Помогал высокий IQ, или коэффициент интеллектуального развития. Многие системы оценки все еще ориентированы на IQ: многие бизнес-школы все еще принимают слушателей по результатам IQ-теста в форме GMAT (общего теста для выявления управленческих способностей). Считается, что высокий IQ – признак умения решать проблемы, аналитических способностей, бизнес-мышления и знаний.

Даже если вы семи пядей во лбу, этого еще недостаточно, чтобы управлять людьми. Управлять – это умение выполнять поставленные задачи, то есть дело делать. Многие умные людьми с высоким IQ слишком умны, для того чтобы что-то делать. Большинство компаний требуют от менеджеров хороших навыков межличностного общения, или хорошего EQ – коэффициента эмоционального интеллекта (emotional quotient). Это предполагает умение работать в команде, адаптироваться, эффективно взаимодействовать с окружающими, а также обладание харизмой и способностью мотивировать сотрудников и т. д.

Теперь посмотрите на всех своих менеджеров и попробуйте с помощью IQ и EQ проверить, кто из них в вашей организации добился успеха, а кто нет. Менеджеров с высоким IQ и EQ должно быть не так уж и мало: умные (IQ) и приятные (EQ) менеджеры существуют, несмотря на сформировавшиеся медийные стереотипы. Но вы также обнаружите множество умных и приятных людей, довольствующихся посредственными результатами где-то «на задворках» компании: они нравятся всем, но никуда из своего «болота» не двигаются. Однако есть много успешных менеджеров, возможно, не столь умных и приятных, которые достигают высот, используя менеджеров-интеллектуалов как «половичок» на пути к офису руководителя.

Чего-то здесь недостает. Высокие IQ и EQ – огромный плюс, но этого недостаточно. Менеджерам нужно преодолеть еще одно препятствие. Их жизнь стала намного сложнее, а не проще.

Новое препятствие касается политического опыта, или PQ – коэффициента политического интеллекта (political quotient), предполагающего, кроме всего прочего, способность добиваться власти. Более того, речь идет об умении использовать власть для реализации задач. Таким образом, PQ – основной аспект управления, которое и состоит в том, чтобы выполнять задачи с помощью людей.

Конечно, менеджерам всегда был нужен определенный уровень PQ. Но в иерархии командно-административного управления прошлого для выполнения задач не требовалось высокого PQ, достаточно было приказа. В современном мире горизонтальных, матричных организаций власть – расплывчатое и неопределенное понятие. Менеджеры ничего не добьются без поддержки союзников, без выхода за рамки официальной ответственности. Многих ресурсов, которые им понадобятся, просто нет в их организации. Поэтому сегодня менеджеры больше, чем когда-либо, нуждаются в высоком PQ, чтобы достичь своих целей.

Успешные менеджеры обладают тремя качествами – IQ, EQ и PQ. Каждое из них предполагает наличие навыков, которые можно освоить. Для того чтобы стать хорошим менеджером, вам потребуются не особые научные знания (во многих научных учреждениях полно умных людей и плохого менеджмента), а навыки EQ и PQ, которые каждый может освоить.

Эта книга рассказывает о том, как развить способности, лежащие в основе IQ, EQ и PQ, которые помогут вам выжить и добиться успеха в преобразованиях. Абстрагировавшись от повседневных трудностей менеджмента и болтологии теории менеджмента, вы сможете сосредоточиться на важнейших способностях, необходимых менеджеру. В книге говорится о том, что вам нужно сделать и как это сделать в мире, который стал жестче и сложнее, чем когда-либо.

Первый шаг в понимании этой революции – осознание ее причин и конечной цели.

IQ: рациональный менеджмент

Менеджмент существует столько же, сколько наша цивилизация, – даже если раньше никто этого не осознавал. Как самостоятельная дисциплина менеджмент зародился во времена Промышленной революции: масштабная деятельность требовала масштабной организации. Сначала менеджмент основывался на военной стратегии и тактике: классический командно-административный стиль.

Постепенно промышленный менеджмент отмежевался от военного. Подобно Ньютону, открывшему законы физики, менеджеры искали таинственную формулу успеха в бизнесе и менеджменте. Эту формулу ученые ищут до сих пор, хотя успешные предприниматели вполне обходятся без теории. Научный менеджмент был первой попыткой рас смотреть успех «под микроскопом».

Ведущей фигурой в научном менеджменте был Фредерик Тейлор, чьи «Принципы научного менеджмента» (The Principles of Scientific Management) были опубликованы в 1911 году. Его подход иллюстрирует следующая цитата:

«Одно из основных требований к человеку, который подходит для работы с доменным чугуном, – быть настолько тупым и флегматичным, чтобы своими умственными способностями больше напоминать быка, чем что-либо другое. Именно поэтому разумный человек, обладающий живым умом, совершенно не подходит для подобной монотонной работы».


Тейлор с неприязнью относился к работникам в целом, считая, что они будут плохо работать, если их не наказывать. Но его книга основывалась не только на личном мнении, но и на непосредственных наблюдениях. Это привело его к некоторым идеям, которые в те времена считались революционными.

Работникам нужно позволять отдыхать, чтобы они работали продуктивнее.

Людям с разными качествами нужно давать соответствующую работу, потому что на подходящей должности они будут работать лучше.

Станочная линия, которая разбивает сложную работу (например, сборку автомобиля или фаст-фуда) на части, повышает производительность и снижает затраты на оплату труда работников, от которых требуются минимальные способности.

Эти принципы сохраняются по сей день.

Мир научного, или рационального, менеджмента был создан благодаря Генри Форду, который предложил конвейерную линию для сборки машин. В период с 1908 по 1913 год он усовершенствовал концепцию и начал производство машин «Модели Т», которую называл с большим апломбом «легковым автомобилем для масс». К 1927 году примерно 15 миллионов «Моделей Т» сошли с конвейера, сметя кустарную промышленность, собиравшую автомобили по очень высокой цене.

Рациональный менеджмент жив и сегодня, в XXI веке, он все еще существует на автомобильных сборочных линиях и телефонных станциях, в ресторанах фаст-фуда, где незадачливые операторы работают, словно машины. Однако многие компании сделали уже следующий, вполне логичный шаг, совсем убрав людей и вынудив своих клиентов общаться с компьютерами.

EQ: эмоциональный менеджмент

Мир рационального, научного менеджмента был сравнительно прост: он опирался на наблюдения и холодный расчет.

А потом все усложнилось.

В какой-то момент кто-то обнаружил, что работники – не просто производственные или даже потребительские единицы. У них есть надежды, страхи, чувства, а иногда даже мысли. Они, по сути, люди. Это спутало карты менеджеров. Им пришлось не только решать производственные проблемы, но и управлять людьми.

Со временем руководить людьми стало сложнее. Рабочие, уже более образованные и профессиональные, чем прежде, теперь могли дать больше, но и ожидали большего. Они стали богаче и независимее. Дни моногородов, где все работали на одном предприятии, были сочтены: появились новые возможности для трудоустройства и более высокое пособие для тех, кто не мог или не хотел найти работу. Работодатели потеряли свою власть принуждения. Они больше не могли требовать лояльности – им предстояло заслужить ее. Постепенно происходил переход от культуры подчинения к культуре заинтересованности.

Менеджерам предстояло создать условия для обеспечения высокой работоспособности и заинтересованности людей, задействовав их надежды, а не страхи. Спустя 44 года после выхода книги Фредерика Тейлора Дениэл Гоулман выпустил свой труд «Эмоциональный интеллект: почему он важнее IQ» (Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ , 1995), став отцом нового мира эмоционального менеджмента. По сути, он популяризировал принципы, которые развивались не одно десятилетие. Еще в 1920 году Э. Л. Торндайк из Колумбийского университета писал о «социальном интеллекте». Уже давно специалисты поняли, что ум (высокий IQ) не связан напрямую с успехом в жизни: другие аспекты тоже важны. В рамках профессиональной деятельности уже давно проводятся эксперименты с эмоциональным интеллектом (EQ, а не IQ). В частности, японцы добились больших результатов в эффективном вовлечении сотрудников, даже на автомобильных производственных линиях, с помощью нового движения – кайзен (непрерывное совершенствование). По иронии судьбы их вдохновил на это американец У. Эдвардс Деминг. Идеи Деминга были признаны в США только после того, как японцы стали уничтожать с их помощью американскую автомобильную промышленность.

К концу XX века работа менеджера стала намного сложнее, чем в конце XIX века. Менеджеры XX века должны были быть такими же умными, как их предшественники 100 лет назад. Им нужен был EQ, чтобы взаимодействовать с людьми, не меньше, чем IQ, чтобы решать производственные проблемы. Большинство менеджеров обнаружили, что им хорошо удается что-то одно: лишь немногие обладают одновременно высокими IQ и EQ. Планка эффективного менеджмента была поднята высоко.

PQ: политический менеджмент

Двухмерных менеджеров не существует, разве что в мультиках. Настоящие люди и настоящие менеджеры трехмерны. Высокие IQ и EQ – большой плюс, но их недостаточно, чтобы объяснить успех или неудачу разных менеджеров. Чего же не хватает? Первый шаг в поисках недостающего элемента – признание того, что организации создаются для конфликтов. Это откровение для некоторых ученых, которые считают, что они предназначены для сотрудничества. На самом деле менеджерам приходится бороться за время, деньги и бюджет своей организации, которые весьма ограничены. Потребностей всегда больше, чем ресурсов. Внутренний конфликт связан с тем, как расставляются приоритеты, – с маркетингом, производством, обслуживанием, управлением персоналом и различными продуктами и регионами, которые дерутся между собой, стараясь вырвать кусок побольше.

Для многих менеджеров настоящая конкуренция разворачивается не на рынке. Настоящая конкуренция сидит за соседним столом и бьется за то же повышение и премиальные, что и они.

Второй шаг – выявление того, кто побеждает, а кто проигрывает в этом корпоративном поединке за бюджет, время, зарплату и повышение. Если верить концепции высоких IQ и EQ, то все умные и приятные люди должны добиваться успеха. Однако на деле это далеко не так. Умные и приятные не всегда побеждают: многие из них исчезают с корпоративного радара или живут тихой жизнью людей, не раскрывших свой потенциал. При этом большинство из нас знает таких топ-менеджеров, которых трудно назвать умными или приятными, но каким-то мистическим образом они добиваются власти и признания.

Очевидно, есть что-то помимо IQ и EQ.

Короткого разговора у кулера обычно достаточно, чтобы понять, чего не хватает. Там часто говорят о тех, кто поднимается или спускается по карьерной лестнице, о том, кто чем занимается и для кого, о перспективных возможностях, о гиблых проектах и умении их избегать. Подобные разговоры показывают, что люди – не только социальные животные, но и политические.

Политика неизбежна в любой организации. И это не ново. «Юлий Цезарь» Шекспира – это пьеса о политике. «Государь» Макиавелли – это руководство по успешному политическому менеджменту времен Возрождения. Политика всегда существовала, но ее считали слишком «грязной» для научного анализа и корпоративных тренингов. Убийство Цезаря показывает, что случается, когда плохо разбираешься в политике. Когда кто-то упоминает Брута, сказавшего Цезарю: «Я позади тебя», бдительные менеджеры понимают, что им могут нанести удар в спину.

Для того чтобы разбираться в подобной политике, IQ и EQ недостаточно. Идет непрерывная борьба за управление и власть. Бесконечная потребность в изменениях касается не только людей, но и баланса сил в организации. Это политическая деятельность, для которой успешному менеджеру необходимы хорошие политические и организационные навыки.

MQ: коэффициент менеджерского развития

Настало время признать, что настоящие менеджеры «трехмерны». Помимо IQ и EQ им нужен высокий PQ. Если и существует формула успеха в менеджменте, то она может выглядеть так:

где MQ – коэффициент менеджерского интеллекта (management quotient).

Для повышения MQ необходимо развивать IQ, EQ и PQ. Формулу успеха легко сформулировать, но сложно реализовать. MQ (рис. 1) связан с практикой, а не с теорией менеджмента. Эта книга показывает, как использовать MQ для определения:

Уровня собственного менеджерского потенциала;

Способностей членов команды и возможности оказания им помощи в совершенствовании;

Основных навыков, необходимых для успеха с последующей их разработкой; правил выживания и достижения успеха в вашей организации.


Рис. 1. Компоненты MQ


Существует множество способов применить формулу MQ и добиться успеха или потерпеть поражение. Каждый человек развивает и применяет IQ, EQ и PQ по-своему, в зависимости от ситуации. Каждый человек обладает уникальным стилем управления, как и ДНК. В этой книге вы не найдете способа производства менеджерских клонов. Вы заслуживаете большего. Мы предлагаем основные принципы и инструменты, которые помогут вам понять и решить типичные проблемы менеджмента.

Одни люди воспринимают основные принципы как тюрьму: они применяют одну и ту же формулу к каждой ситуации. Другие используют принципы как фундамент для выстраивания собственного, уникального стиля управления. Эта книга, основанная на тысячелетнем опыте практикующих менеджеров, помогает адаптировать инструменты и основные принципы, рассказывая не только о теории, но и о реальной эффективности или неэффективности (что важнее) тех или иных методов. Все мы учимся на опыте – положительном и отрицательном. С помощью этой книги вы сможете развивать свой MQ, чтобы преуспеть, – на собственных условиях.

Глава 1
IQ-способности: проблемы, задачи и деньги

Быть умным менеджером еще не означает быть интеллектуалом. Блестящие ученые редко становятся прекрасными менеджерами. И наоборот, многие замечательные предприниматели сегодня не стали тратить деньги и время на MBA с его конформистским мышлением: например, Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, Ричард Бренсон и Стив Джобс.

Спрашивать самых успешных менеджеров о том, что делает их самыми успешными, – то же самое, что упражняться в лести и заискивании. Это приводит лишь к банальным ответам и самолюбованию. Я попытался и понял, что не стоит этим заниматься. В основном менеджеры говорят об «опыте» и «интуиции». А это совершенно бесполезно. Интуиции невозможно научиться. А опыт – это способ держать помощников менеджеров на должности помощников, пока у них не появится достаточно седых волос для вступления в клуб менеджеров. Мне пришлось пойти другим путем, чтобы выяснить, как мыслят менеджеры. Я решил наблюдать за их работой.

Наблюдать за тем, как люди работают, всегда намного приятнее, чем делать это самому.

Каждый человек уникален и каждый день уникален.

Некоторые предпочитают личное общение, а не переписку по электронной почте; некоторые дни перегружены важными встречами, некоторые люди работают больше, а некоторые меньше. Но если убрать все эти отличия, можно выделить нечто общее дня менеджеров:

Сильная фрагментация времени;

Одновременная работа над несколькими задачами;

Управление разными группами людей и конкурирующими проектами;

Непрерывный поток новой информации, требующей ответной реакции, изменений, адаптации;

Недостаток времени на то, чтобы поработать одному.

Есть пример, знакомый большинству менеджеров, – пытаться жонглировать мячами и при этом бежать стометровку, не уронив ни одного мяча. Это мир, в котором легко быть занятым, но очень сложно чего-то добиться. Активность не гарантирует успеха. Сегодня перед менеджерами стоит задача добиться наибольших результатов с наименьшими усилиями. Сделаем небольшую паузу и подумаем, что отсутствует в привычном распорядке дня менеджера:

Принятие решений с помощью формальных методов, таких, как байесовский анализ и дерево решений;

Решение проблем после глубоких размышлений в одиночестве или в результате работы в группе с применением формальных методов решения проблем;

Формальный стратегический анализ бизнеса.

Многие методы MBA примечательны тем, что отсутствуют в повседневной практике большинства менеджеров: пропала организационная и стратегическая теория; финансовые и бухгалтерские инструменты связаны только с финансами и бухгалтерией; маркетинг остается совершенно таинственной областью для сотрудников отдела производства и IT.

То, что большинство менеджеров не используют эти инструменты в своей работе, не умаляет их значимости. Их можно использовать аккуратно, в самые критические моменты. Большинству организаций не удалось бы долго просуществовать, если бы все их менеджеры постоянно занимались стратегическим исследованием бизнеса. Но хороший стратегический анализ, который генеральный директор проводит раз в пять лет, может преобразить компанию.

Итак, поиски принципов мышления менеджеров зашли в тупик в вихре деятельности, которая заполняет их типичный день. Похоже, успешным менеджерам не нужно быть великими интеллектуалами и владеть стандартными интеллектуальными и аналитическими инструментами, которые предлагаются в соответствующей литературе и на специальных курсах. Но надо быть очень смелым человеком, чтобы обвинить Билла Гейтса и Ричарда Бренсона в тупости. Все лидеры и менеджеры, с которыми мы беседовали, были достаточно умны, чтобы добиться власти и влияния. Они умны, но не в традиционном, школьном понимании. Менеджерский интеллект отличается от научного.

Мы решили копнуть поглубже, нарушив золотое правило: «Если оказался в яме, хватит копать». Надеюсь, мы не выкопали себе яму. Мы просто стремимся «откопать» основные принципы мышления менеджеров. И в итоге мы нашли эти основополагающие принципы, о которых и пойдет речь в этой главе, каковые может освоить любой менеджер.

1. Начать с конца: сосредоточиться на итогах.

2. Добиться результатов: работа и понимание.

3. Принимать решения: быстро развивать интуицию.

4. Решать проблемы: методы, схемы и инструменты.

5. Стратегическое мышление: основы, особенности и классический подход.

6. Определить бюджет: политика достижения цели.

7. Управлять бюджетом: ежегодная битва.

8. Управлять издержками: с минимальными затратами.

9. Электронные таблицы и расчеты: предположения, а не математика.

10. Знать свои данные: манипуляции цифрами.

Если бы мы были точны и скрупулезны, не все эти навыки вошли бы в главу об IQ-менеджменте. Но за кажущейся беспорядочностью скрывается определенный метод. Сосредоточенность на итогах и достижении результатов вошли в эту главу потому, что эти принципы лежат в основе эффективного менеджмента. Эффективный менеджер руководствуется стремлением к результатам и достижению цели. Это формирует определенный стиль мышления – очень прагматичный, стремительный и совершенно непохожий на те, которые описывают в книгах и изучают в институтах. Главное – достижения, а не активность.

Принятие решений, решение проблем и стратегическое мышление – классические IQ-способности. Существует огромная разница между тем, как учебники рекомендуют мыслить менеджерам, и тем, как они думают на самом деле. Учебники ищут идеальный ответ. Но идеальное решение – враг практического решения. Поиски идеала приводят к бездействию. Практические решения приводят к тому, что требуется хорошим менеджерам, – к действию. Для многих менеджеров настоящей проблемой является не поиск ответа, а формулировка вопроса. На самом деле успешные менеджеры тратят гораздо больше времени на поиски вопроса, чем на поиски прагматичного ответа.

Определение бюджета, управление бюджетом и расходами, подготовка расчетных документов и знание цифр можно назвать FQ – коэффициентом финансового интеллекта (financial quotient). Мы считали, что финансы и бухгалтерия на 100 процентов относятся к IQ-навыкам. И оказались на 100 процентов неправы. В теории управление финансами – объективное и интеллектуальное занятие, в котором есть два вида ответов – правильные и неправильные: либо все сходится, либо не сходится. Но для менеджеров интеллектуальная задача – лишь малая часть реальной задачи. Основная задача не касается интеллектуальных способностей: она политическая. Большинство финансовых обсуждений и переговоров представляют собой политические дискуссии о деньгах, власти, ресурсах, обязательствах и ожиданиях. Во многом финансовый менеджмент относится к главе, посвященной PQ (политическому интеллекту). Из уважения к теории финансов мы включили его в главу об IQ.

В дальнейших разделах мы отдадим должное теории. Она не лишена пользы: хорошая теория создает основу для структурирования и понимания неструктурированных и сложных вопросов. Однако основное внимание следует уделить практической стороне развития и применения IQ-способностей.

Теория вероятности Байеса – одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая определяет вероятность того, что произошло какое-либо событие (гипотеза), имея на руках лишь косвенные тому подтверждения (данные), которые могут быть неточны.

Управлять людьми - значит оказывать на них влияние, мотивировать и убеждать их. Это значит обладать особыми качествами, быть для них лидером и вожаком, человеком, за которым они пойдут и которого будут уважать. Ведь искусство управления людьми состоит в способности вести их за собой и делать успешными, а не в том, чтобы добиваться безоговорочного подчинения. Оно предполагает знание секретов и техник эффективного управления людьми, а не манипуляции ими.

Как отличить управление от манипулирования?

Последнее, как правило, преследует определенную цель, которая неизвестна для жертвы. Это тоже управление, но скрытое, основанное на знании психологии человека и его слабостей. Манипулятор вынуждает его совершать поступки, которые выгодны ему самому, но не тому, кем он управляет.

Как совершается скрытое воздействие?

Сначала выясняется, какие потребности и ценности присущи объекту манипуляции. Это может быть стремление к безопасности и комфорту или чувство принадлежности к какой-либо группе, обладание статусом и общественным положением; желание проявить свои способности, быть признанным или учиться и развиваться.

Зная потребности - они же слабости - манипулятор строит отношения с человеком, делая ему правильные комплименты, давая нужные обещания, выдавая информацию соответственно ожиданиям и опасениям своей жертвы. Он может также оказывать давление, создавать конфликтные ситуации, нарушать нормы этикета и морали, не давать человеку времени на раздумывание и принятие решения. И, в конце концов, вынуждая его поступать определенным образом.

Способы защиты от скрытого управления поведение людей

Самое главное - не давать повода для манипуляций. То есть не рассказывать о себе всем подряд, не делиться личной информацией. Если же скрытое воздействие налицо - вас принуждают к совершению нежелательных действий, перекладывая всю ответственность, не дают опомниться, обдумать ответ - защищайтесь.

Выделяют активную и пассивную защиту. В первом случае техника прямых вопросов выводит скрытое управление людьми в открытое воздействие. Достаточно прямо спросить: чего ты хочешь, чего добиваешься? что тебе от меня нужно?

Во втором случае попытки влияния просто игнорируются. Провокации остаются без внимания, используются паузы в разговоре, чтобы собраться с мыслями и успокоиться. Главное - не вести себя импульсивно и легкомысленно, чего и добивается «знаток» искусства тайного управления людьми.

Как руководить правильно?

Психология управления людьми и их поведением строится на знании основных принципов руководства:

Отсутствие взаимного доверия и признания, как и управление людьми без учета человеческой психологии, никогда не приведет к таким же результатам. Авторитарное руководство и игнорирование интересов и потребностей подчиненных подавляет их инициативу и мотивацию, они не стремятся проявить себя и равнодушны к результатам своей работы.

Управление людьми имеет довольно широкое понятие и границы. Это могут быть знания о том, как правильно управлять людьми на работе, на производстве, в каком-то подразделении, в масштабах корпораций и общественных организациях, в отношениях между коллегами, партнерами по бизнесу, в отношениях продавец-покупатель или, например, в семье, среди соседей, друзей и знакомых.

В любой ситуации и отношениях может присутствовать некое влияние человека, который имеет способности к управлению другими.

Психология управления людьми

Знание того, как управлять людьми предоставляет человеку дополнительные достаточно серьёзные возможности, которые могут трансформироваться в материальную выгоду или моральное удовлетворение.

Примеров этого достаточно много, если внимательно посмотреть вокруг. Так, самыми популярными и богатыми политиками являются именно те, которые умеют хорошо управлять, или даже манипулировать окружающими.

Именно это умение приводит политика на вершину популярности, которую он уже может удачно использовать, продать или обменять.

Однако примеры манипуляции можно наблюдать и в более привычной для всех обстановке, например, в семейных отношениях. Каждому знакома ситуация, когда ребёнок может оказывать влияние на родителей, устроив истерику среди прохожих на улице. При этом он получит все, что попросит.

У многих людей есть врожденная способность к управлению, а некоторым необходимо изучать данное искусство для того, чтобы использовать его эффективно и незаметно в своих целях.

Психология управления людьми – это целая наука, которую изучают все, кто хочет добиться успеха в карьере, личной жизни, а также для тех, кто хочет незаметно и успешно управлять людьми в личных отношениях.

Плюс и минус

Не всегда стоит ставить знак минус к словам «управление » и «манипуляции ». Ведь данные действия направлены на получение результата, который бы нас удовлетворил, но это не всегда плохие цели.

Управление может касаться профессиональных отношений в коллективе, или отношений между влюблёнными людьми.

В формировании хороших семейных отношений или неожиданных ситуаций в компании малознакомых людей, всегда выделяются и добиваются максимума именно те люди, которые умеют управлять прежде всего собой и партнёрами.

С помощью манипулирования можно добиваться как плохих, так и хороших целей. Само собой разумеется, что при этом в разных случаях люди, от которых этого добиваются, будут испытывать либо комфорт, либо дискомфорт, а может и отвращение.

Как с любым предметом, который в добрых руках созидает, а в злых – разрушает, искусство управлять людьми в быту или на работе будет либо делать человека желанным и популярным, либо его будут тихо ненавидеть, если он давит на чувство вины или страха, добивается своего шантажом, угрозами и обманом. Границы манипулирования каждый выбирает уже по собственной совести.

Правила управления

  • Тренироваться

Нужно хорошенько понять для себя, что все правила манипулирования требуют регулярного применения. Это как у фокусников: пока приём не отточен до автоматизма, он не будет приносить исполнителю ни желаемого результата, ни удовольствия.

А потому для достижения совершенства искусства управления просто необходимо регулярное повторение основ.

  • Не стесняться и не бояться

Многих людей, преодолевших сопротивление и решивших использовать данное умение на практике, тормозит страх. Для его преодоления также есть специальные приёмы.

Самый простой, который советуют специалисты, представлять себе эффективные результаты и будущий успех, которых можно будет достичь, преодолев опасения. Мотивация к приобретению уверенности в таком случае значительно повышается.

  • Найти харизму

Не секрет, что огромное влияние на людей оказывают харизматичные личности. Харизма это внутренняя сила и красота человека, это его энергия и неповторимость, отличающая обладателя этой особенности от других. У всех известных и знаменитых людей, которые влияли или влияют на судьбы, этого не отнять.

Харизма делала диктаторов обожаемыми своим народом, и простых людей с недостатками – кумирами. Если найти такую неповторимую особенность в общении с другими людьми, вовремя начать ею пользоваться, то достигнуть успехов в управлении людьми будет только вопросом техники. Это может быть очаровательная улыбка, красивая осанка, определённые обороты речи.

  • Расположить собеседника

Поставив для себя цель – влияние, нужно расположить собеседника к себе, чтобы он чувствовал себя комфортно в общении. Находитесь рядом с ним в открытой удобной и похожей на его позе, намеренно повторяя его жесты и слова.

Таким образом, можно с первых минут расположить человека для понимания и возможной манипуляции. Далее, нужно наблюдать за постепенным расслаблением человека по его поведению и позам, одобряя его действия, подводя его к принятию собственного, но нужного манипулятору решения.

Как известно, люди часто прислушиваются к собеседникам очень похожим на них самих. В результате достигнув видимой похожести и установив доверие с собеседником, можно заметить, что теперь уже он начинает бессознательно копировать ваше поведение, то есть берёт пример с созданного только что им самим авторитета.

  • Узнать о собеседнике побольше

Достигнув такого положения, когда человек готов бессознательно поддержать манипулятора, необходимо выяснить у него, каким образом он принимает решения, какие критерии выдвигает для их одобрения. Так поступают удачные продавцы, манипулируя знаниями о клиенте, которые можно получить, расположив его к себе уже известными способами.

Используя эти знания и обернув их в красивую обёртку, можно так представить полученную информацию, что клиенту просто деваться будет некуда, как только купить предложенный товар. Здесь есть ещё одна сторона: тот, кто хочет управлять людьми должен уметь их слушать. Многие люди очень любят говорить о себе. Используйте это.

  • Верить в собственные слова

Чтобы влиять на собеседников, чтобы они верили в то, что им представляется как благо, нужно достаточно убедительно об этом заявлять, а для этого необходимо самим верить в это. Нужно быть готовым к дисгармонии в душе, если информация, которую вы пытаетесь внушить, не соответствует истине, и это вам делать сложно или непривычно.

Другими словами, если человек не будет верить в свои слова, то ему трудно будет вдохновить других, предлагая им какую-либо идею. Есть такое убеждение, что человек может выдержать любое «как» если будет чётко понимать «зачем».

  • Благодарность

Достигнув нужной цели, и надеясь на дальнейшие свершения и победы, необходимо выражать свою благодарность людям, чтобы они чувствовали свою значимость и незаменимость. Признательность действительно делает чудеса и даже иногда заменяет материальное поощрение.