Как отличить голосовые связки мужчин. Гендер и язык: есть ли разница между мужской и женской речью? Функции и строение

Длительное и интенсивное использование голосового аппарата приводит к гипоксии голосовых связок - снижается снабжение их кислородом. Нормальный уровень кислорода у женщин восстанавливается быстрее, чем у мужчин. При этом усталый голос менее устойчив и звучит грубее и ниже, чем здоровый - и это особенно выражено у мужчин. Об исследовании, которое провела группа ученых из Тайваня..

25 03 2018
16:38

Звучание гласным и звонким согласным звукам придают голосовые связки. Без них человек может воспроизводить только глухие согласные и шепот.

Голосовые связки - тяжи из эластичной соединительной ткани, которые входят в состав голосовых складок, оснащенных мышцами выступов слизистой оболочки гортани. Длина тяж у женщин обычно составляет 1,25–1,75 см, у мужчин - 1,75–2,5 см. Связки могут смыкаться, закрывая при этом путь воздуху, и размыкаться, открывая его. Принцип работы голосовых складок объясняют несколькими подходами.


Строение глотки, трахеи (trachea) и гортани (larynx). Голосовые складки (vocal fold) расположены на верхнем конце трахеи, где она разделяется с пищеводом. Складки натянуты на хрящи гортани (cuneiform cartilages, corniculate cartilages). При дыхании (respiration) голосовые связки расслаблены, а дыхательная щель широко раскрыта. Когда человек говорит (phonation), то связки смыкаются и вибрируют в горизонтальной плоскости.

Одна из теорий - миоэластическая - объясняет создание звука противодействием упругости голосовых связок напору выдыхаемого воздуха. Ее уточнила аэродинамическая теория голосообразования Инго Титце, согласно которой связки колеблятся под действием выдыхаемого воздуха с учетом их длины и натяжения. С 1950-х годов развивается юссоновская или нейрохронаксическая теория голосообразования. Она сводится к тому, что высота звука определяется деятельностью нервной системы, громкость голоса - силой выдоха.

Голос - результат работы голосового аппарата, в состав которого входят гортань с голосовыми складками, дыхательная система, система резонаторных полостей и система, регулирующая формы этих полостей и создающая преграды на пути воздуха - артикуляционный аппарат. Определить недуги голосового аппарата и вылечить сложно, потому что он содержит большое количество составляющих, многие из которых без специальной тренировки не работают и даже не ощущаются человеком отдельно от других.

Один из недугов - усталость голоса, временное негативное ощущение в горле и ухудшение качества голоса после его долгого использования. Особенно усталости голоса подвержены представители «голосовых профессий»: певцы, актеры, учителя. Симптоматика индивидуальна, но есть некоторые наиболее часто встречающиеся жалобы, характерные и для обычных людей, и для тех, кто много говорит по работе: уменьшение разницы громкости между самым громким и самым тихим звуком, на который способен человек, а также между самым высоким и самым низким возможным звуком, ослабление дыхания, дискомфорт или напряжение в мышцах голосового аппарата, снижение управляемости голоса.

Ученые из Тайваня провели исследование, в котором участвовали 30 женщин и 30 мужчин. Их попросили читать вслух с громкостью около 90 дБ в течение часа с тремя перерывами по пять минут, чтобы вызвать усталость голоса. Выяснилось, что и до чтения вслух, и после насыщенность тканей кислородом у женщин и мужчин разная. Снабжение тканей голосовых складок кислородом ухудшается после их интенсивного использования, изменяется спектр звука и снижается основной тон. Эти изменения, а также огрубление голоса после долгого громкого чтения вслух оказались более выраженными у мужчин по сравнению с женщинами.

Голосовые связки — это важные для человека анатомические структуры, которые отвечают за такие функции как голос и защита лёгких и бронхов от попадания в них воды, пищи или других инородных предметов. Находятся связки в средней части глотки с левой и правой её стороны, натянуты по центру.

Анатомические особенности

  • истинные голосовые связки — это две симметричные складки слизистой гортани, содержащие голосовую мышцу и связку. Они имеют индивидуальное строение, которое отличается от иных мышц;
  • ложные голосовые связки также их называют складками преддверия, так как расположены в этой области. Они собою покрывают подслизистую ткань и мышечный пучок. Они принимают некое участие в смыкании и размыкании голосовой щели. Но истинные их функции проявляются лишь при гортанном пении и при выработке ложносвязочного голоса.

Тайна голоса

Гортань, а соответственно и голосовые складки относятся к органам и анатомическим структурам, зависящих от уровня гормонов. Отсюда и есть отличие в голосе между мужчинами и женщинами. В детстве голоса девочек и мальчиков звучат примерно одинаково, но с приходом подросткового возраста, голос мутирует, такая особенность связана с изменением гормонального фона. Под действием мужских гормонов гортань расширяется и удлиняется, а связки уплотняются. За счёт таких изменений голос становится грубее и более низким. После наступления подросткового возраста у девушек же гортань претерпевает совсем незначительные изменения, за счёт чего голос остаётся высоким и звонким.

В некоторых случаях встречаются нетипичные голоса для звучания у мужчин либо женщин. Такие феноменальные исключения встречаются благодаря генетической мутации или как следствие дисбаланса гормонов.

С приходом старости также отмечается изменения голоса, он становится дребезжащим и слабым, это всё происходит из-за того что связки перестают смыкаться до конца, так как они становятся более истончёнными и слабыми. Ухудшение их функции также связано с недостаточной выработкой гормонов, которые после наступления периода старения практически не вырабатываются.

  • переохлаждение;
  • профессии, требующие постоянной речи (педагоги, актёры и др);
  • болезни гортани, лечение которых не было произведено своевременно.

Интересный факт! Ораторы, которые выступают с речью непрерывно в течение 2-3 часов, должны дать отдых голосовым связкам на последующие 8-9 часов, именно столько времени требуется для их восстановления, в противном случае грозит осиплость или хрипота голоса.

Заболевания

К сожалению, как и любой другой орган, голосовые связки подвержены различным патологиям под воздействием тех или иных причин. Патологии могут быть различного характера, для лечения одних достаточно проведения несложных манипуляций и покоя голоса, при иных заболеваниях потребуется хирургическое вмешательство и длительная реабилитация.

  • гранулёма — это доброкачественное образование, которое может возникнуть в результате травмы
    гортани или при систематическом раздражении связок. К проявлениям гранулёмы относят охриплость голоса, чувство присутствия инородного тела в гортани желание его отхаркнуть. Также гранулёма, образование, которое может вызывать болезненные ощущения, в результате постоянного её раздражения при разговоре. Боль может возникнуть не только в области гортани, но и отдавать в ухо на стороне поражения. Внешне гранулёма представляет собою бледно-розовое образование, может расположиться как на широкой подножке, так и на тонкой. Образование имеет тенденцию к росту до тех пор пока будет подвергаться раздражению, а в случае с голосовыми связками подобное действие необратимо. Относительно лечения, хирургическое вмешательство проводиться лишь после того когда все консервативные методы оказались не эффективными. Для консервативного лечения важно исключить причину раздражающего фактора, создать полный голосовой покой. Если гранулёма не будет раздражаться в течение времени она сама рассосется;
  • узелки голосовых связок представляют собою доброкачественные наросты, которые возникают в следствие постоянной перегрузки связок. Чаще всего образуются у женщин среднего возраста, а также у людей, чья профессия связана с пением или с ораторским искусством. После частых перегрузок на складках образуются уплотнения, которые напоминают мозоли, при продолжении нагрузок они продолжают увеличиваться в размерах. Особых симптомов патология не имеет, может проявляться лишь безболезненная охриплость голоса, которая проходит после непродолжительного отдыха. Основой лечения является голосовая терапия, с применением стероидных препаратов для уменьшения отёчности складок гортани. Но после очередной перегрузки связок, узелки могут возникнуть вновь, заболевание носит хронический характер. В некоторых случаях предлагается удаление узелков при помощи лазера или криохирургических методов;
  • полипы — это доброкачественные образования, которые локализуются, как правило, в середине голосовых складок. Признаками полипов становится охриплость голоса, иногда чувство наличия инородного тела в глотке. Полипы имеют чёткие края, преимущественно красного цвета, строение нароста может быть дольчастого характера или иметь гладкую поверхность, размеры могут быть различными. Причиной возникновения полипов в основном является травма гортани и связок. Так же как и узелки, лечение полипов основывается на голосовой терапии, при её не эффективности прибегают к хирургическому вмешательству;
  • спастическая дисфония проявляется в непроизвольных движениях голосовых складок. Причинами таких нарушений чаще всего становятся психические нарушения, сильные стрессы или перегрузка связок. Болезнь передается по наследству, чаще поражает людей 30-40 лет. Спастическая дисфония характеризуется натянутостью и не естественностью голоса. Патология заключается в ограничении двигательной функции голосовых связок. Для лечения чаще всего используются инъекции специальных препаратов в область связок. Полностью излечить от патологии, к сожалению, не возможно, а лишь улучшить состояние больного. Если после инъекций не получен должный результат, может быть назначено оперативное вмешательство;
  • фонастения, патология, выражающаяся в слабом смыкании складок. Возникает по причине перегрузки голосовых связок или усталости нервной системы. Главным методом лечения фонастении является молчание. При хроническом течении заболевания без лечения может развиться полная афония, то есть потеря голоса;
  • рак голосовых связок — пожалуй, самое сложное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Точные причины его развития не установлены, но известно, что факторами, влияющими на возникновения атипичных клеток, являются курение и приём алкогольных напитков. Также злокачественная опухоль может переродиться в результате отсутствия лечения предраковых болезней, например, после полипоза. Лечение назначается индивидуально, как правило, оно имеет хирургический характер, требуется удаление опухоли, а также лучевое облучение.

Как видно, голосовые связки являются основным инструментом, позволяющим нам говорить. Но, от их работы зависит не только возможность говорить, но и защита дыхательных путей, так как складки перекрывают путь случайно попавшим крошкам или воде попасть в лёгкие или бронхи. Чаще всего с нарушениями функциональности данных анатомических структур сталкиваются люди, которым приходится много и громко говорить, певцы, актёры, учителя. Они больше остальных подвержены фактору риска образования заболеваний связок, для их предотвращения следует соблюдать голосовой режим и давать должный отдых связкам. В этом случае они наградят вас бесперебойной работой голоса без охриплости.

Применение нового неинвазивного метода исследования голосовых складок позволило ученым из Тайваня пролить свет на физиологию усталости голоса. Выяснилось, что длительное интенсивное использование голосового аппарата приводит к гипоксии голосовых связок - снижается снабжение их кислородом. Восстановление нормального уровня кислорода происходит с разной скоростью у мужчин и женщин: у женщин это происходит быстрее. Кроме того, усталый голос менее устойчив и звучит грубее и ниже, чем здоровый. Особенно это выражено у мужчин.

Для начала давайте разберемся, откуда вообще берется голос у людей. Хорошо известно, что и в речи, и в пении активное участие принимают голосовые связки: именно они придают звучание гласным и звонким согласным звукам, а без их участия производятся только глухие согласные и шепот (см.: Фонация). Но как именно работают наши голосовые связки?

Эти небольшие (у мужчин обычно их длина составляет 1,75–2,5 см, а у женщин - 1,25–1,75 см) тяжи из эластичной соединительной ткани входят в состав голосовых складок , оснащенных мышцами выступов слизистой оболочки гортани . Связки могут смыкаться, закрывая путь воздуху и размыкаться, открывая его (рис. 1). Существуют два основных подхода к объяснению принципа работы голосовых складок: миоэластический и нейрохронаксический.

Согласно миоэластической теории голосообразования звук создается противодействием упругости голосовых связок напору выдыхаемого воздуха. Предполагается, что человек усилием воли натягивает (сближает) связки и закрывает таким образом голосовую щель. При выдохе давление прорывающегося через голосовую щель воздуха ненадолго размыкает связки, после чего они в силу своей упругости возвращаются в исходное положение, затем снова размыкаются воздухом и т.д. Звуки возникают из-за колебания связок в горизонтальной плоскости (смыкания-размыкания) под действием струи выдыхаемого воздуха. Высота звука (частота колебаний связок), как и его громкость, должна по этой теории напрямую определяться силой выдоха, то есть работой диафрагмы и наружных межреберных мышц при вдохе и внутренних межреберных мышц и некоторых мышц живота при самом выдохе. Получается, что высокие звуки могут быть только громкими, а низкие - только тихими. Но это не так: несмотря на некоторую связь между громкостью и высотой произносимого звука, тренировкой можно научиться издавать очень тихие высокие звуки и наоборот. Эта теория была популярна до 50-х годов XX века, но и на данный момент она не считается устаревшей, хоть и подвергается серьезной критике. Дополнила и уточнила ее аэродинамическая теория голосообразования Инго Титце (Ingo Titze), предлагающая модель колебания связок под действием выдыхаемого воздуха с учётом их длины и натяжения.

С 1951 года активно развивается юссоновская или нейрохронаксическая теория голосообразования. Рауль Юссон показал, что колебания натянутых связок сопряжены с серией быстротекущих нервных импульсов, поступающих по двигательному нерву гортани. Под действием каждого из этих импульсов голосовые связки активно расходятся, сближение же происходит пассивно под действием упругости натянутых связок. В результате происходит вибрация связок в горизонтальной плоскости без обязательного смыкания голосовой щели. Частота этих импульсов точно соответствует частоте извлекаемого звука. Таким образом, высота звука определяется деятельностью нервной системы: количеством импульсов, посылаемых на раздвигающие голосовые связки мышцы, в единицу времени. Громкость голоса определяется силой выдоха.

Сейчас известно, что в формировании высоты звука большую роль играет и степень натяжения и сближения голосовых связок (см. наглядную демонстрацию). С 50-х годов и по нынешнее время обе теории активно дополняются и расширяются более комплексной теорией - резонансной теорией пения . Она практически не обсуждает работу самих голосовых связок, поэтому и не была перечислена выше. Хоть из названия этой теории и следует, что основное направление исследования касается именно певческого голоса, многие выводы касаются речи и голосообразования в целом. В этой теории акцент смещается со связок на систему естественных резонаторов нашего тела, к которым относятся грудная клетка (трахея и бронхи), надгортанное пространство (глотка , ротовая полость , носовая полость , некоторые пазухи носа и др.). Все эти полости обеспечивают усиление звука, производимого связками. Дело в том, что звук, извлекаемый самими связками, без резонаторов очень слаб и не годится ни для обычной речи, ни тем более для профессиональной деятельности актеров, учителей, ораторов и певцов. Без резонаторов также не могут быть различимы гласные звуки: форма ротовой, носоглоточной и прочих полостей во время речи и пения изменяется с помощью нижней челюсти, губ, языка, мышц мягкого нёба , гортани и т. д. Это придает этим полостям особые резонаторные свойства в соответствии с так называемой формантной структурой гласной, которую мы хотим произнести.

Получается, что голос - это результат работы целого голосового аппарата , в состав которого входят, помимо гортани с голосовыми складками, еще и дыхательная система, система резонаторных полостей и система, регулирующая формы этих полостей и создающая преграды на пути воздуха - артикуляционный аппарат . Из-за того, что голосовой аппарат состоит из большого количества составляющих, многие из которых без специальной тренировки не работают и даже не ощущаются нами отдельно от других, затруднено определение и лечение недугов голосового аппарата.

Один из них - усталость голоса, временное негативное ощущение в горле и ухудшение качества голоса после продолжительного его использования. Усталость голоса знакома многим из нас, практически каждый человек когда-нибудь это испытывал, но особенно ей подвержены представители «голосовых профессий»: учителя, ораторы, актеры и певцы. Это явление комплексно по своей природе, но исследователи стремятся разложить его на составляющие для совершенствования методов диагностики, лечения и предупреждения более серьезных голосовых недугов, возникающих в результате избыточного использования голосового аппарата. В первую очередь об усталости голоса судят по показаниям пациента. Анализ многочисленных данных показывает, что симптоматика очень индивидуальна, однако существуют некоторые наиболее часто встречающиеся жалобы, характерные и для обычных людей, и для тех, кто много говорит по работе (или просто любит много говорить): уменьшение разницы громкости между самым громким и самым тихим звуком, на который способен голосовой аппарат пациента (уменьшение динамического диапазона), уменьшение разницы между самым высоким и самым низким возможным звуком (уменьшение звуковысотного диапазона), ослабление дыхания, дискомфорт/напряжение в мышцах голосового аппарата, снижение управляемости голоса и увеличение количества усилий, необходимых для продолжения работы голосового аппарата в нормальном режиме (N. V. Welham, M. A. Maclagan, 2003. Vocal fatigue: current knowledge and future directions).

Физиологические основы этого состояния голосового аппарата изучены еще хуже. Но есть несколько предположений о том, что порождает субъективное ощущение усталости голоса у пациентов. Во-первых, не смотря на существующее мнение о том, что мышцы гортани значительно устойчивее к утомлению, чем скелетная мускулатура, предполагается, что они все же устают (V. J. Boucher, T. Ayad, 2010. Physiological attributes of vocal fatigue and their acoustic effects: a synthesis of findings for a criterion-based prevention of acquired voice disorders). Во-вторых, при активном использовании мускулатуры связок в них ухудшается кровообращение, что приводит к их нагреванию, а долгая вибрация может вызывать небольшое воспаление и набухание тканей всей гортани, в результате происходит высыхание и изменение эластичности и упругости голосовых складок. В-третьих, усталости подвержены мышцы дыхательной системы и артикуляционного аппарата.

С помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области по изменению концентраций окси- и дезоксигемоглобина можно оценить изменения насыщенности тканей гортани кислородом. Именно это и проделали исследователи на 60 подопытных (в исследовании участвовали 30 женщин и 30 мужчин) из Тайваня. Чтобы вызвать усталость голосового аппарата, они попросили исследуемых читать вслух с громкостью около 90 дБ в течение часа с тремя перерывами по 5 минут (рис. 2). До и после задания исследователи фиксировали изменения в концентрации гемоглобинов в области голосовых складок, а также записывали и анализировали голос испытуемых с помощью оптического микрофона , который позволяет снизить количество записываемых посторонних звуков практически до нуля, чего очень трудно добиться при других методах аудиозаписи.

Оказалось, что и до чтения вслух, и после него насыщенность тканей кислородом у женщин и мужчин разная. А также, - что и у тех, и у других после искусственно вызванной усталости голосового аппарата динамика концентраций окси- и дезоксигемоглобина в голосовых складках значительно отличается от нормальной (рис. 3). Причем у мужчин эта разница устойчива, а у женщин - нет: у них происходит быстрое, заметное даже на 30 секундном интервале, восстановление нормального соотношения гемоглобинов. То есть после интенсивного использования голоса наблюдается гипоксия в голосовых складках, которая у мужчин сохраняется дольше, чем у женщин.

После функциональной спектроскопии испытуемые произносили букву «а» в течение 6 секунд на удобной для них высоте и громкости. Это записывали с помощью оптического микрофона и полученные записи исследователи разбивали на составляющие частоты (ведь наш голосовой аппарат не генерирует звук на одной определенной частоте, а создает целый спектр частот разной интенсивности, который усреднено слышится как голос одной определенной высоты). Результаты показаны на рис. 4. Видно, что различия между записями до и после утомления голоса (длительного чтения вслух) находятся в области низких частот, в то время как высокие частоты практически не изменили своей относительной интенсивности. У мужчин эта разница выражена сильнее, чем у женщин.

Основной тон (высота) звука у мужчин обычно ниже чем у женщин из-за бо льшей длины голосовых связок. Усталый голос и у женщин, и у мужчин оказался немного ниже нормального, однако у женщин это лишь тенденция, а у мужчин - статистически значимая разница.

Кроме того, усталый голос звучит несколько грубее и неувереннее по сравнению с нормальным. Графически это выражается в непостоянстве интенсивности звука, его дрожании, снижении соотношения сигнал/шум . В данном исследовании только некоторые частные показатели этих деформаций голоса значимо отличались между записями до и после чтения, однако общая тенденция к «огрублению» голоса после его интенсивной работы имеется как у женщин, так и у мужчин. При этом среди мужчин голоса значимо грубее и в отдохнувшем и в уставшем состоянии по сравнению с женскими голосами, также среди мужчин большее количество показателей значимо различалось до и после чтения.

Несколько записей из Саарбрюккенской базы голосов (Saarbruecken Voice Database) позволяют услышать разницу между здоровым голосом и усталым: заметно «огрубление» и снижение основного тона голосов. Пациенты произносят на немецком фразу „Guten Morgen. Wie geht es Ihnen? “ («Доброе утро. Как у Вас дела?»): женский голос в нормальном состоянии , уставший женский голос (та же пациентка), мужской голос в нормальном состоянии , уставший мужской голос (тот же пациент).

Данное исследование показало, что снабжение тканей голосовых складок кислородом ухудшается после их интенсивного использования, заодно изменяется спектр звука и снижается основной тон, выбранный испытуемым как «удобная для него высота». Эти изменения, а также огрубление голоса после продолжительного громкого чтения вслух оказались более постоянными и более выраженными у мужчин по сравнению с женщинами. Почему это так, пока остается неизвестным, но можно предположить, что это как-то связано с длиной голосовых связок и размером всего голосового аппарата. А пока исследователи выясняют и уточняют физиологические основы усталости голоса, нам остается лишь стараться не переутомлять наш рабочий инструмент, чтобы не вызвать более серьезных голосовых недугов.

Р азвитие голоса всегда требует верной диагностики его типа. Поставить верный диагноз - верно определить тип голоса вначале обучения одно из условий правильного его формирования. В формировании характера голоса играют роль не только конституционные факторы, но и приспособления, т. е. приобретенные навыки, привычки.

Когда начинающий певец, копируя какого-либо любимого артиста, поет несвойственным ему характером голоса, «басит», «тенорит», и т. п., то чаще всего это легко определить на слух и исправить. В этом случае естественный, природный характер голоса выявляется со всей очевидностью. Однако бывают случаи, когда голос звучит естественно, ненапряженно, в основном верно, и все же характер его остается промежуточным, невыявленным.

Определение типа голоса следует вести по ряду признаков. К числу их нужно отнести такие качества голоса, как тембр, диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность выдерживания тесситуры, а также конституциональные признаки, в частности анатомо-физиологические особенности голосового аппарата.

Тембр и диапазон обычно выявляются уже на приемных испытаниях, но ни тот, ни другой признак в отдельности еще не могут нам с уверенностью сказать, каким голосом обладает ученик. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Тембр голоса легко деформируется от подражания или неправильного пения и может обмануть даже придирчивый слух.

Встречаются и голоса с весьма широким диапазоном, захватывающим ноты нехарактерные для данного типа голоса. С другой стороны, встречаются и такие, которые имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов. Диапазон у таких певцов чаще всего бывает укорочен с одного края, т. е. либо недостает нескольких нот в верхнем его отрезке, либо в нижнем. Редко когда он бывает сужен с обоих концов.

Дополнительные данные, помогающие классифицировать голос, мы получаем из анализа переходных нот. Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте. Этим-то и пользуется педагог, чтобы вернее поставить диагноз типа голоса.

Типичные переходные ноты, также варьирующие у разных певцов:

Тенор - ми-фа-фа-диез - соль первой октавы.
Баритон - ре-ми-бемоль - ми первой октавы.
Бас - ля-си - си-бемоль малой до-до-диез первой октавы.
Сопрано - ми-фа-фа-диез первой октавы.
Меццо-сопрано до-ре-ре-диез первой октавы.

У женщин этот типичный регистровый переход находится в нижнем отрезке диапазона, а у мужчин - в верхнем.

Кроме этого признака в определении типа голоса могут помочь так называемые примарные звуки, или звуки, наиболее легко и естественно звучащие у данного певца. Как было установлено практикой, они чаще всего находятся в средней части голоса, т. е. у тенора в области до первой октавы, у баритона - в области ля малой, у баса - фа малой октавы. Соответственно и у женских голосов.

Правильное решение вопроса о типе голоса может подсказать также способность певца выдерживать тесситуру, свойственную данному типу голоса. Под тесситурой (от слова tissu - ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении.

Таким образом, понятие тесситуры отражает тот участок диапазона, где голос чаще всего должен держаться при пении данного произведения. Если голос, близкий по характеру к теноровому, упорно не держит теноровой тесситуры, то можно сомневаться в правильности выбранной им манеры голосообразования и говорит за то, что данный голос, вероятно, - баритон.

Среди признаков, помогающих определить тип голоса, имеются и анатомо-физиологические. Давно отмечено, что разным типам голосов соответствует различная длина голосовых связок.Следует помнить также, что голосовые связки могут быть по-разному организованы в работе и поэтому использованы для образования разных тембров. Об этом ясно говорят случаи смены типа голоса у профессиональных певцов. Одни и те же голосовые связки могут служить для пения разными типами голосов в зависимости от своего приспособления.Все же типовая их длина, а при опытном взгляде фониатра и примерное представление о толщине голосовых связок, могут ориентировать в отношении типа голоса.

Фониатры уже давно вывели взаимосвязь между длиной голосовых связок и типом голоса. Согласно этому критерию, чем короче связки, тем выше голос. Например, у сопрано длина голосовых связок 10-12 мм, у меццо-сопрано длина связок 12-14 мм, у контральто – 13-15 мм. Длина голосовых связок мужских певческих голосов составляет: у тенора 15-17 мм, у баритона 18-21 мм, у баса 23-25 мм.

В ряде случаев уже при выходе певца на эстраду можно безошибочно судить о типе его голоса. Поэтому и существуют, например, такие термины, как «теноровая» или «басовая» внешность. Однако связь между типом голоса и конституциональными особенностями организма нельзя считать разработанной областью знаний и опираться на нее при определении типа голоса.