Как в приведённом стихотворении соотносятся состояние природы и настроение лирического героя? Лирический герой Бунина: анализ образа.

Стихотворение Пушкина “Зимнее утро”, созданное им в 1829 году, является, пожалуй, одним из самых известных произведений поэта. Радостные, солнечные интонации, прекрасный язык, яркие образы – стихотворение моментально поднимает настроение, настраивает на “светлый” лад.
В “Зимнем утре” встречаются и сливаются воедино две темы – тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной – нежное, вдохновенное, трепетное.
Герой рад, что новый день несет свет, радость, надежду. Ведь еще совсем недавно – вечером – все было по-другому: “Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась…” И это описание относится не только к состоянию природы. Возможно, буря пронеслась и между героями, внесла разлад в их отношения, испортила настроение: “И ты печальная сидела…”
Однако сегодня все это осталось лишь в воспоминаниях. Сегодня – резкий контраст с тем, что было вчера. В стихотворении Пушкин дает точную и красочную картину русской зимней природы, зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как можно не любить все это, не восхищаться этим, не питаться силами от таких картин!
Однако все изменилось не только за окном. Свет прекрасного зимнего утра озарил и комнату героев, сделал ее теплой и уютной:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
В такое утро “приятно думать у лежанки”, однако хочется и насладиться природой, ведь сколько удовольствий и красоты таит в себе русская зима! Герой мечтает:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А затем – опять вернуться в теплую комнату и насладиться обществом и любовью “прелестной красавицы”.
Таким образом, “Зимнее утро” Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Можно сказать, что это, в некоторой степени, философское стихотворение. Оно говорит о единстве всего живого – человека и природы, о существовании их по единым, вселенским, законам. Кроме того, это очень оптимистичное стихотворение – поэт утверждает, что после всякой бури наступает просветление, успокоение, светлая полоса.
“Зимнее утро” – это и глубоко патриотическое стихотворение, ибо оно наполнено любовью и восхищением перед родной природой, красотой родины. Поэт подчеркивает, что родная природа поддерживает его героя, придает ему душевные силы и желание жить.
Возлюбленная лирического героя предстает в этом стихотворении как дитя родной природы, одно из ее чудес, такое же, как дивный воздух, свет, лес, река. Лирический герой не перестает восхищаться всеми ими, любуется своей “красавицей”, радуется великолепному “зимнему утру”. Оно стало не только первым хорошим днем после ненастья. Оно принесло лад и в отношения между героями, стало началом “светлой полосы” в их жизни, в их отношениях.
Таким образом, название стихотворения – “зимнее утро” – превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.
Данное произведение, на мой взгляд, типично для А. С. Пушкина. Оно наполнено характерными “пушкинскими” настроениями: оптимизма, любви к жизни и всему живому, патриотизма, философского единения с природой и подчинения ее законам.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения...
  2. “Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей,...
  3. Роман “Герой нашего времени” – первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману...
  4. Действие происходит в 1890–1918 гг. Произведение написано в форме воспоминаний автора о своем сверстнике, молодом английском офицере, погибшем во Франции...

Стихотворение «Ласточки пропали» – синтез пейзажной лирики и глубокого, драматического переживания. Переживание это наиболее ярко выражено в последней, пятой, строфе стихотворения. Именно поэтому читатель понимает, что в душе лирического героя зреет конфликт с жизнью. Переживание героя обрамлено соответствующим пейзажем, который усиливает ощущение подавленности духа лирического героя. Причина подобной подавленности – осень, а осень в свою очередь символ приближения старости.

Итак, ведущая тема – приближение старости и связанный с ней страх смерти.

В первой строфе сравнение стаи грачей с сетью вызывает ассоциации с несвободой.

Во втором пятистишье размеренное, сонное состояние местности и героя, тёмный двор, листопад, вызванный и сильным ветром и общим увяданием природы – всё это создаёт безрадостную картину апатичного осеннего вечера.

Герой говорит о том, что устал от спокойного увядания природы:

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Но вот как реагирует на это заявление природа:

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

В конце произведения уже открыто показано состояние безысходности, тягостного томления, которое лишь намёками угадывалось по ходу всего стихотворения

Выйдешь – поневоле

Тяжело – хоть плачь!

Смотришь – через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

Какие художественные средства помогают поэту создать картину поздней осени?

Главным изобразительным средством в произведении можно назвать метафорическое использование образа зари, как символа ушедшего времени (психологический план) и стаи грачей на фоне зари (зрительное воплощение образа). Лирический герой сравнивается с осенним листом. Для выделения этого тропа есть два основания: одиночество и слабость. «Слабость» листа обусловлена приходом осени, а слабость человека, объясняется апатией, которую эта осень на него нагоняет. Кроме того, автор олицетворяет Ветер в предпоследнее строчке второго пятистишья. Здесь всего лишь один эпитет – «сухой» (лист). Это прилагательное является эпитетом, так как означает «безжизненный». А.А. Фет использует звуковые образы: злой шум и стук ветра, жалобный крик журавлей.

Помимо грамматической антитезы «заря» – «осень» нужно обратить внимание на синтаксический параллелизм: «Выйдешь…»; «Смотришь…», а также на прием повтора, который к тому же усилен рифмой («поле» - «Перекати-поле»).

Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Ласточки пропали…» с первой

частью стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Чем различаются эти пейзажные зарисовки?

Картина природы, открывающая стихотворение «Железная дорога», написана ярко, сочно и зримо. Уже первое по-народному звучащее слово «ядреный» («воздух ядреный»), столь необычное для лирики природы, дает особое ощущение свежести и вкуса здорового воздуха. Некрасов в полной мере использует разнообразные языковые изобразительно-выразительные средства.

В первой же строфе и яркие эпитеты («здоровый, ядрёный» воздух), и сравнение («лёд», как «тающий сахар») создают образ свежий и радостный. Дальше поэт использует ещё сравнения («как в мягкой постели», «как ковёр»), цветовое пятно – «жёлты». Особую роль играет аллитерация ЗДоРовый, яДРёный воЗДух … боДРит; окоЛо Леса … в постеЛи; Листья побЛёкнуть … не успеЛи; Жёлты и свеЖи леЖат. С помощью аллитерации достигается особый фон осени: крепость, бодрость, звонкость в начале, потом мягкость и гладкость, шуршание опавших листьев. В последней строфе можно отметить ассонанс (под сиянием лУнным, всЮду родимУЮ рУсь УзнаЮ… быстро лечУ я по рельсам чУгУнным, дУмаЮ дУмУ своЮ), который как бы предваряет гудок паровоза. Итак, картины осени в стихах Фета и Некрасова абсолютно разные, можно сказать, противоположные. И они выполняют совершенно разные функции. У А. Фета картина природы нужна, чтобы передать состояние лирического героя. У Н. Некрасова природа служит для контрастного перехода к последующему рассказу о строительстве железной дороги.

Часть 2

Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору.)

А.А. Фета часто называли «певцом мгновенья», поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолетные, но чудесные, уникальные состояния природного мира, малейшие изменения в природе – ее «чудные мгновения». Поэт умел передавать непосредственную радость от переживания этих «мгновений» в стихах – в слове, то есть делать преходящее бессмертным, вечным.

В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда, как можно понять, неповторимых и прекрасных для поэта состояний природы, соответствующих движению времени – удивительному преображению мира в тот момент, когда вечер переходит в ночь. Приметы вечера – его звуки и краски – конкретны и загадочны одновременно: что «прозвучало», читатель не знает, но видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет, как бы переводя взгляд с одного предмета на другой, замечает и «ясную реку», и «померкший луг», и «рощу немую», и «золотую кайму» разлетевшихся, как дым, облаков, и «голубой и зеленый огонь» ночного неба.

Смена пейзажных планов и их связь с движением времени – главный фетовский прием изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира – это новое «мгновение», из которых в лирике Фета, «певца мгновенья», складывается образ «красоты» – главной составляющей художественного мира поэта.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без к рая ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др. Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России. Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».

Вариант № 1306

Часть 1

Вариант 2

Какие душевные качества проявляет лирический герой В.В. Маяковского

В этом стихотворении?

Лирический герой В.В. Маяковского противопоставлен глумящимся “зевакам”, толпе, которая смеётся над лошадью: «Смеялся Кузнецкий. /Лишь один я /голос свой не вмешивал в вой ему». Удивительные в современном мире чувства проявляются у героя: не просто сочувствие, но способность соединиться со всем живым, боль за всё живое: «И какая-то общая /звериная тоска /плеща вылилась из меня /и расплылась в шелесте». А дальше мы видим не только способность ощутить чужую боль как свою, но и поддержать падающего (вспомним А.С. Пушкина – «и милость к падшим призывал»). Именно в этом видит поэт смысл поэзии: «и стоило жить, /и работать стоило».

А ещё я думаю, что история лошади – это повод рассказать о самом себе, о своей “звериной тоске” и об умении преодолевать ее. Без преувеличения можно сказать, что плачущая лошадь – своеобразный двойник автора: «Деточка,
/все мы немножко лошади, /каждый из нас по-своему лошадь». Измученный поэт так же, как и лошадь, находит силы встать и опять приняться за дело.

Об Иване Алексеевиче Бунине многие знают благодаря его выдающимся цикле рассказов «Темные аллеи» и романе «Жизнь Арсеньева», эти произведения покорили сердца многих читателей и получили наивысшие оценки критиков.

Но немногие осведомлены о том, что Бунин был и талантливейшим поэтом, и считал себя, прежде всего, поэтом, а только потом – прозаиком.

Поэтический склад ума и восприятие действительности прослеживается у этого писателя даже в его повестях и рассказах. Даже сложная, и в чем-то трагическая судьба самого Бунина говорит о том, что этот человек всегда желал оставаться верным самом себе, своему взгляду на мир и на жизнь. Несмотря на то что он был вынужден покинуть свою любимую родину после разрушительной Октябрьской революции, Бунин оставался преданным и верным России всю свою жизнь, его творчество напрямую связано с менталитетом его страны и пропитаны безграничной любовью к родине.

Лирический герой Бунина: кто он?

Ключевым состоянием лирического героя Ивана Алексеевича в его стихотворениях можно назвать одиночество и эмоциональный кризис. Он обыгрывает эту тему в самых различных направлениях, и довольно контрастно преподносит читателям душевное состояние своих героев. Порой одиночество – это благодать и наслаждение для человеческой души, а порой – это мрачная темница, заточение в которой – проклятье для его лирической души.

Стихотворение «Запустение » показывает удручающее и отчаянное состояние лирического героя Бунина, но и одновременное – его пылкое желание обрести душевный покой, жить в ладу со собственным внутренним и порой жестоким внешним миром. В поэзии Бунина в большей степени акцентирована природа, через нее поэт и писатель пытается показать внутренний мир и тонкие, лирические переживания своего героя. Именно через природу Бунин желает обрести гармонию в жизни и спокойствие на душе.

Связь героя с природой

Такое общение с природой раскрыто в стихотворении «Как в апреле по ночам в аллее », поэт показывает любимое время суток героя – ночь и его любимое место для размышлений. Чувствуется, что через природу лирический герой Бунина хочет стать ближе к Богу, лучше понять и ощутить самого себя. Символизм, который использует Бунин, говорит о том, что его герой не случайно приходит на одно и тоже место ночью, сравнение этой поры с апрелем указывает но то, что лирический герой ищет обновления и возрождения, котором символизирует такое время года, как весна.

Через слова автор о природе мы можем понять настроение и мысли героя, мы поможем ощутить те переживания, которые на душе у героя, а значит – и у самого Бунина. И герой, и автор грустят о тех силах и молодости, которые уже пережиты, пытаются принять прошлое и заглянуть в будущее.

Лаконичность Бунина, которая воплощена в этом небольшом стихотворении, является тем неоспоримым достоинством, при помощи которого наиболее глубоко раскрывается небольшая история состояния души лирического героя. В стихотворении описана грусть и печаль человека, но мастерство лирики Бунина делает его легким и светлым, ночь и темнота, которая показана там, не страшит и не вызывает темных мыслей. Бунин наделяет своего героя отчасти безмятежным настроением и рассказывает о его впечатлениях красочными и незабываемыми словами.

cтихотворение "листья осени" Определите душевный настрой и состояние лирического героя.Какие образы передают состояние лирического героя?Назовите используемые для этого изобразительные средства языка.

Ответы:

В стихотворении Н.Рубцова "Листья осенние" состояние лирического героя грустное, которое навевает на него приход осени. Мы видим, как опечаленный всадник объезжает родные угодья, и он на мгновенье предается веселью, когда шутки ради стреляет из своего ружья. .Метафора "Выстрел беспечный// В дремотных лесах раздавался!.." передает как раз его состояние. Душевный настрой его можно соотнести с временем года, а именно, с осеннью. Эпитеты "к печке остывшей", куда торопится лирический герою, чтобы подбросить в нее поленьев и согреться, а также "под чердачной крышей", куда отправится он ночевать и где его ждет "ромашковый запах ночлега". И герой понимает, что для него изба - это убежище, кров, где можно укрыться от осенней непогоды и от одиночества: Сладко в избе Коротать одиночества время...

Похожие вопросы