Какая площадь камчатки и численность населения. Коренное население камчатки

Камчатка и сегодня остается одной из наименее населенных областей нашей страны. Средняя плотность населения очень низка: на 1 человека приходится 1,6 км 2 , а если учесть, что из 439,4 тыс. человек 359,1 тыс. (81,7 %) составляет городское население (гг. Петропавловск-Камчатский, Елизово, Ключи), то фактически плотность еще ниже (данные приведены по состоянию на 1 января 1994 г.). Наиболее густо заселены долины реки Авачи и реки Камчатки. Остальная часть населения живет, главным образом, на побережьях, что обусловлено благоприятными природными условиями этих регионов и рыбной специализацией экономики области.

До 1986 г. для области характерным был быстрый рост населения за счет приезда новых жителей. В последние годы началась обратная миграция, и только за 1993 г. население области уменьшилось на 15 тыс. человек.

Прибрежные поселки с Петропавловском-Камчатским и Камчатку со страной соединяет только воздушное сообщение . Восемь часов полета до Москвы и два с половиной до Хабаровска отделяют островную - в транспортном отношении - область от материка. Малоразвитая сеть дорог на самом полуострове делает возможным автобусное сообщение только с поселками Усть-Большерецк, Мильково, Эссо, да по зимней дороге доставляются грузы в город Ключи, поселок Усть-Камчатск и обратно.

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями , которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

В численном отношении это выглядит так:

коряки - 7190 человек, из которых 6572 (или 91,4 %) проживают на территории Корякского автономного округа с примерно равной плотностью заселения; больше всего коряков в Тигильском районе (34,2 % от общего числа);

ительмены - 1441 человек, в основном проживают на территории Тигильского района (77,4 % от общего числа), остальные рассеяны по Карагинскому и Олюторскому районам;

эвены - 1489 человек, расселены компактными группами в Быстринском (672 чел. или 45 %) и Олюторском (8234 человек или 15,7 %) районах, в Пенжинском районе эвенов 274 человек или 27,1 % от общего числа;

алеуты - всего 390 человек, из которых 298 человек (76,4 %) проживают в Алеутском районе;

чукчи - 1530 человек, основная масса рассредоточена по территории Корякского автономного округа.

Общая удельная численность населения Камчатки 471 932 человек (или 100,0 %), из которых вышеперечисленнные народности занимают: коряки - 1,5%, чукчи - 0,3%, эвены - 0,3 %, ительмены - 0,3 %, алеуты - 0,1 %.

Коряки

Коряки - одно из этнических подразделений северо-восточных палеоазиатов. Термин «палеоазиаты» (или древнеазиатские народы) был предложен Л. И. Шренком в середине XVIII в. для обозначения ряда малочисленных народов Северной и Северо-восточной Сибири, для которых свойственны архаические черты культуры, характерные для неолитической стадии развития.

Основанием для выделения этих народов в особую языковую группу послужило то, что их языки не связаны с большими языковыми семьями Северной Азии. В эту группу входили чукчи, коряки, ительмены, юкагиры, чуванцы, нивхи, кеты, эскимосы, алеуты и айны. По мнению Л. И. Шренка, палеоазиатские народы являются потомками древнейшего населения Северной Азии.

Наиболее ранние известия о коряках относятся к 1669 г. Их сообщил приказчик Охотского острога М.Сосновский, основываясь на рассказах пеших тунгусов. Первые этнографические сведения о коряках Камчатки были получены в 1700 г. от якутского пятидесятника Владимира Атласова, который в 1697 г. из Анадырского острога отправился «для прииску новых землиц». Что касается происхождения слова «коряк», то Стеллер и Крашенинников считали, что название происходит от слова «хора» - олень. Казаки чаще всего могли слышать это слово при встрече с местными жителями и называли их «оленные мужики».

Прежде чем говорить об основных видах хозяйственной деятельности этой народности, отметим, что коряки как единая этническая общность подразделяются на две относительно большие группы в зависимости от основных видов хозяйственной деятельности: на нымыланов (оседлых) и чавчувенов (кочевых).

У коряков-чавчувенов оленеводство было не только основным, но и почти единственным занятием. Олень давал чавчувену все необходимое для жизни. Мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды, кости использовались для изготовления орудий труда и различных бытовых предметов. Олений жир служил источником освещения.

Средством передвижения коряка-оленевода были олени. «Ездят на оленях токмо в зимнее время. Впрягают в сани по два оленя. Лямки, которые они тянут, подобны собачьим алакам: надеваются обоим оленям на правую сторону. Узды оленьи подобны обратям конским. У узды правого оленя бывает на лбу по три и по четыре косточки наподобие коренных зубов с четырьмя шипами, а накладываются на узду, чтоб оленя на бегу остановить скорее...

Коряка сидит на санях близ головашек, а правит их уздою... Погоняет их тонкою палкою длиною аршина полтора или доле, у которого на одном конце костяная головочка, а на другом - крючок. Головочкой оленей бьют, а крючком отдевают потяги, когда оленю заступить случается». Это описание, данное С. П. Крашенинниковым, устройства оленьей упряжки и езды на оленях во всех деталях совпадает с устройством упряжки, описанным В. Иохельсоном в начале XX в. За прошедшие двести лет никаких заметных изменений в средствах передвижения оленеводов не произошло.

Сухопутная охота и пушной промысел были в равной степени развиты и у оседлых, и у кочевых коряков. Но ни у тех, ни у других не занимали ведущего положения в хозяйстве. Их возникновение и развитое связано с формированием торговых отношений на Крайнем Северо-Востоке Сибири. До прихода землепроходцев коряки почти не охотились на пушных зверей. В незначительном количестве шкуры применялись лишь для украшения одежды. Для сухопутной охоты и в качестве орудий войны с другими народами коряки применяли луки со стрелами, копья, пращи.

Жилище кочевых коряков значительно отличалось от жилища оседлых. У кочевых - это круглая в плане яранга, имеющая остов из жердей, покрытых сверху оленьими шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы которых прикреплялись к вбитым в землю кольям. Входили в жилище этого типа, откидывая часть покрышки. Яранга являлась зимним и летним жилищем коряков-чавчувенов. С конца XIX в. повсеместное распространение среди коряков получили палатки, сшитые из плотной ткани.

Материальная культура кочевых коряков сохранила гораздо больше традиционных черт, т. к. даже при наличии у коряка-оленевода хорошего дома в поселке ему трудно расстаться с привычным укладом жизни - ярангой, приготовлением пищи на костре, тем более, что большую часть года он проводит в тундре, выпасая оленей, и в поселке бывает только наездами.

Что касается основных видов хозяйственной деятельности коряков-нымыланов, то здесь можно говорить, в первую очередь, о рыболовно-охотничьем типе хозяйства. У оседлых коряков рыболовство занимает ведущее место. Корякам было известно только речное, точнее - прибрежное рыболовство. У нымыланов существовало достаточное количество приспособлений и сооружений для рыбной ловли.

Рыбу ловили сетями, сплетенными из крапивных ниток. Изготовление сетей было очень трудоемким делом. Заготовленные стебли крапивы высушивали, затем мочили и потом снова сушили, после чего расчесывали гребнями, освобождая от костры (одревесневшей части стеблей). Из полученных волокон руками сучили нити. Чтобы заготовить необходимое количество ниток, а затем связать сеть «в пятьдесят маховых сажень», требовалось около двух лет работы одной семьи. Сети из крапивных нитей были недолговечны, они выходили из строя уже на второй год пользования ими.

Второе место после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков занимал морской зверобойный промысел. Кроме мяса и жира животных, которые шли в пишу и на корм собакам, широкое применение в быту находили шкуры. Ими обтягивали кожаные лодки и обшивали лыжи. Из них шили обувь, различные мешки и сумки для хозяйственных надобностей, изготовляли ремни. Кости использовали для различных поделок. Охотились на морских животных с помощью ружей, гарпунов, сетей и колотушек.

В Пенжинской губе на китов охотились летом, выходя в море на больших байдарах. Заметив животное, один из охотников метал в него гарпун, длинный линь которого был привязан к носу байдары. Тогда вторая байдара цеплялась за корму первой, третья - за корму второй и т. д. Загарпуненный кит, стремясь избавиться от наконечника, таскал их за собой, как на буксире. Все байдары подплывали ближе, и охотники добивали кита тяжелыми массивными копьями с каменными наконечниками.

Из других традиционных занятий коряков необходимо также отметить развитие домашних промыслов: резьбы по дереву и кости, плетения, обработки металла.

Центром корякского кузнечества в XIX в. были два селения паренских коряков - Парень и Куэл. Жители этих селений знали горячую обработку железа. Другие металлы, такие, как медь и латунь, обрабатывали только холодным способом. Материалом служили слитки железа и меди (иногда листовая медь и латунь), которые коряки получали от русских купцов.

В настоящее время материальная культура оседлых коряков значительно трансформировалась под воздействием внешних факторов. Вместо землянок появились дома с электрическим освещением, хотя на севере Камчатки еще можно встретить традиционные жилища кочевых коряков - яранги. Многие коренные жители имеют в стационарных поселках рядом с домами такие постройки, как меховые палатки и меховые яранги.

Ительмены

Коренное население Камчатского полуострова - ительмены. Сейчас это небольшая народность, проживающая в основном на территории Тигильского р-на.

Первое знакомство аборигенов с русскими произошло в конце XVII - начале XVIII вв.

Ительмены не были относительно однородны. Известный исследователь Камчатки Слободчиков разделил всех камчадалов полуострова на три группы: во-первых, это собственно ительмены, живущие от острова Ича до села Седанка; во-вторых, это группа ительменов, утративших свой родной язык; в-третьих, это потомки русских переселенцев, перенявших обычаи ительменов.

Само название, по-видимому, от слова «итенмьн» (местный житель). Официальная Всесоюзная перепись 1926 г. зафиксировала 4207 человек. Перепись 1959 г. учла 1096 ительменов, основные места расселения которых составляли поселки Ковран, Тигиль, Хайрюзово, причем подавляющее большинство этого населения уже в то время были в большей степени метисами.

У ительменов из-за их малой численности нет сейчас своей автономии, живут они преимущественно в Корякском автономном округе, по западному побережью полуострова, а также в других районах Камчатки.

В древности селения ительменов располагались в основном по берегам рек, так как главное хозяйственное занятие их - рыболовство - влияло на выбор места поселения. Второе по значению место в производительной деятельности ительменов принадлежало заготовке различных дикоросов (трав и корней).

Жилища ительменов подразделялись на зимние и летние, постоянные и временные.

Средством передвижения служили ездовые и грузовые нарты, которые изготовлялись из древесины березы и кожаных ремней. Все крепления нарты были мягкими: отдельные ее части соединялись при помощи ремней, пропускаемых через просверленные отверстия, или же просто накладывались одна на другую и скреплялись ремешками.

Старинные ительменские нарты богато орнаментировались.

В летнее время вся жизнь ительменов проходила у воды и на воде. Рыболовный сезон начинался сразу после ледохода и заканчивался с первой пургой. Ительмены изготовляли долбленые колодообразные лодки-баты из тополя или ветлы. При полной выборке материала начиналась разводка бортов, для чего в бат наливали воду и нагревали ее раскаленными камнями.

Одежда ительменов шилась из шкур оленей, собак, морских животных, пушных зверей и птиц. Вся обработка материала, раскрой и пошив одежды и обуви производились женщинами. По своему типу одежда ительменов, коряков, чукчей имела довольно много сходных черт и подразделялась на верхнюю плечевую одежду (кухлянка, камлейка) и нижнюю (меховые штаны), которую шили из оленьей зимней шкуры, к нижней части голенища пришивали сложенную вдвое кайму из ровдуги (замши) или ткани, куда вдевали шнурки и затягивали ими голенища поверх торбасов. Иногда такие штаны шили двойными (как и верхнюю плечевую одежду): нижние мехом внутрь, верхние мехом наружу. Нижней плечевой одеждой служили ровдужные и тканевые рубашки. С XIX в. до середины XX в. мужским головным убором служил капор, называемый русскими малахаем, по материалу и покрою аналогичный корякским и чукотским головным уборам.

Сейчас традиционная меховая одежда ительменов ими не изготовляется, а приобретается у коряков.

Дополнительной частью одежды являлись меховые рукавицы и перчатки-голицы. До недавнего времени ительмены носили повседневную весенне-осенне-зимнюю обувь. Это торбаса, голенища которых были меховыми, из камусовых или тюленьих шкур, а головки - из кожи.

Специальным нижним женским одеянием был комбинезон, бытовавший в XVIII в. В XIX - начале XX в., зимой для работ и занятий вне дома женщины надевали меховые штаны, сшитые из летних оленьих шкур по покрою мужских.

Ходили женщины без головных уборов, зимой набрасывая капюшон верхней одежды.

В хозяйстве ительмены пользовались деревянной, берестяной посудой и утварью из травы. В деревянных корытах пищу варили с помощью раскаленных камней. Отваренное мясо или рыбу клали на большие деревянные блюда-доски с чуть-чуть приподнятыми краями и ели руками, запивая из небольшой деревянной чашки какой-либо приправой.

Пользовались ительмены и плетенными из осоки изделиями: корзинами, коробами, которые носили за спиной при помощи кожаного или матерчатого ремня. Женщины укрепляли ремень на лбу, мужчины - на груди. В этих корзинах переносили ягоды, клубни растений, кедровые шишки, груз во время перехода на рыбалки или полевые станы.

Подобного типа утварь использовалась практически всеми народностями, проживающими на территории Камчатского полуострова.

Чукчи

Если говорить о чукчах, то это все-таки коренное население Чукотки, хотя в наше время небольшое их количество проживает на севере Корякского автономного округа. Само название тундровых чукчей-оленеводов - чавчу (оленный), береговых - анкалын (помор). Общее самоназвание лоураветлан (настоящий человек) как наименование всего народа не прижилось. В контакты с русскими вступили в середине XVII в. (на реке Алазея), но до XIX века сохраняли фактически независимость от царской администрации. Объяснялось это тем, что у чукчей, по существу, не было предметов, годных для ясака (например, коряки и ительмены ясак платили шкурами пушных зверей, моржовыми клыками, китовым усом и др.).

По типу хозяйствования чукчи делились на две относительно большие группы - кочевых оленеводов и оседлых охотников на морского зверя, что сближало их с северными группами коряков. Между этими группами существовал натуральный обмен продуктами.

В течение XVIII в. шло быстрое нарастание у чукчей численности домашних оленей и развитие пастушеского оленеводства.

Стада оленей умножались не только за счет естественного прироста, но и за счет захвата оленей у коряков и юкагиров. Одновременно с увеличением стад домашних оленей у чукчей шло резкое сокращение охоты на диких оленей. К середине XIX в. большая часть чукчей была занята выпасом и разведением домашних оленей.

Интересно отметить, что на протяжении XVIII в. самодержавие неоднократно запрещало продажу железа и железных изделий чукчам, опасаясь, как бы они не превратили эти изделия в оружие. Основания к таким опасениям были, ибо покупая медные или железные котлы, чукчи разрубали их и делали наконечники для стрел и даже латы.

Рабство, как следствие ведения боевых действий, у чукчей не получило глубокого развития и широкого распространения, особенно среди приморских охотников. Возникнув вместе с войнами, оно прекратило свое существование как только прекратились военные столкновения чукчей с соседями. В первой половине XIX в. следы патриархального рабства у чукчей окончательно стерлись.

В конце XIX - начале XX в. на чукотском побережье стало ощущаться оскудение морских богатств; кроме того, многие оленеводы, потеряв по каким-либо причинам свои стада, переходили к рыболовству и оседали около русских и юкагирских поселений.

Справедливости ради следует отметить, что до конца XIX в. чукчи не имели постоянных поселений на территории Камчатки, ограничиваясь перекочевками на самом севере полуострова.

Чукчи вели комплексное хозяйство: малотабунное оленеводство сочеталось у них с морским зверобойным промыслом и охотой на диких оленей. У них был довольно хорошо развит морской промысел.

Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Такие переходы на байдарах по открытому бурному морю могли совершать только люди, хорошо знавшие море. Есть сведения, что чукчи выезжали на американские берега целыми флотилиями для «немого» торга с эскимосами.

Основным орудием охоты у коренных обитателей Чукотки были лук со стрелами, копье и гарпун. Лук и копье применялись при охоте на диких оленей, горных баранов, гарпун и копье - при охоте на морских животных. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. При охоте на мелкую водоплавающую птицу и дичь чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также военным оружием. Защитные панцири делались из оленьих рогов, моржовой шкуры и клыков моржа.

Для народов Северо-Востока было характерно специальное орудие для добывания огня сверлением.

Основным средством передвижения населения Камчатки служили олени, но оседлые коряки и чукчи, а также ительмены в качестве транспорта использовали и упряжки собак. Веерный тип упряжки у чукчей и коряков был распространен до середины XIX в. Позднее они заимствовали у русских другой тип нарты, способ упряжки цугом и управление с помощью остола. Помимо использования собак в нартах, чукчи применяли их для ведения байдар на бечеве вдоль берега моря.

Основным средством передвижения по морю для чукчей и коряков служили байдары и каяки. Большие байдары вместимостью 20-30 человек использовались при охоте на китов и моржей и для переездов на дальние расстояния. Весла были двух видов: с уключинами и короткие. Чукчи и коряки при попутном ветре пользовались прямыми (квадратными) парусами, сделанными из оленьей ровдуги (замши). Для большей устойчивости на волне к бортам прикреплялись надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые «чулком».

Эвены

Несколько особняком в ряду камчатских народов стоят пришедшие сравнительно недавно на полуостров эвены.

На Чукотке и Камчатке эвенов официально и неофициально называли ламутами. Дореволюционная этнография относила тунгусоязычное население Восточной Сибири - эвенков - к «западным тунгусам», а Севера Дальнего Востока и Охотского побережья - эвенов - к «восточным тунгусам». По утверждению, известного этнографа У. Поповой, сделанному на основании заключений специалистов-филологов, термины «тунгус» и «ламут» никогда не были и не являются самоназванием эвенской народности. Представители охотского наречия имели самоназвание эвьн (местный житель) или множественное число - эвьсьл, которое было распространено в Охотском районе, а оттуда перекочевало на Камчатку.

В настоящее время эвены расселены по территории Быстринского и Тигильского районов Камчатской области. К камчатским могут быть причислены и пенжинскоолюторские эвены.

Эвены говорят на эвенском языке, по происхождению и культуре близки к эвенкам.

Впервые русские промышленники столкнулись с предками современных эвенов, продвигаясь на восток от Ленского острога. В поисках новых охотничьих угодий, эвены стали появляться не только в районах кочевий юкагиров, но и в местах обитания коряков и чукчей.

К концу XIX в. основой хозяйства эвенов-быстринцев стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, «катып», «нипко», с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки. Из ремесел, свойственных эвенам, известный этнограф В. Г. Богораз отмечал кузнечество.

В качестве жилища камчатские эвены использовали цилиндрическо-конические чумы, по устройству близкие к чукотско-корякской яранге. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход - тамбур.

В отличие от иных народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства. Собак же использовали на охоте, причем старались каждую «натаскать» на одного зверя. В качестве средства передвижения использовали оленей. Для ездового оленеводства создали своеобразный вариант породы таежного оленя, известного под названием ламутского.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов эвены носили не «глухую», а распашную одежду. Полный мужской костюм состоял из короткой до колен оленьей дошки с несходящимися полами, штанов, передника-нагрудника, надевавшегося поддошку, наколенников, меховых чулок и камусных сапог с лахтачьими подошвами. Одежда расшивалась бисером.

Алеуты

Еще одна народность, проживающая на территории Камчатской области (в основном на острове Беринга) - алеуты. Необходимо отметить, что как цельный народ алеуты в основном проживают в США (Алеутские острова, юго-запад полуострова Аляска и некоторые прилегающие к нему мелкие острова).

Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тысяч лет назад. Название «алеуты» было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 г.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты, рыболовства и оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно- двухвесельные байдарки. Алеуты также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире. Отношения с русскими у коренных обитателей Алеутских островов складывались по-разному: были и дружественными, были и враждебными. В период первых контактов алеуты восприняли многие орудия труда как более совершенные - железный топор, долото, нож, пил, а так называемый «алеутский» топорик был популярен у русских.

Традиционная алеутская одежда продолжала бытовать весь русский период (до продажи Аляски). Изменились отчасти лишь материалы: исчезли из обихода алеутов парки из меха котиков, большое распространение получили птичьи парки, кишечные камлейки, в том числе и наиболее прочные и дорогие - из сивучьих горл. Позже стали шить одежду традиционного покроя и из европейских тканей. Появились нововведения и в изготовлении обуви. Ее делали как из традиционных материалов (шкур лахтаков, сивучьих горл, кожи с ласт сивучей), так и из привозной кожи. Брюки шили из сивучьих горл и кишечных полос.

В конце русского периода, особенно в селениях при конторах Российско-Американской компании, стали повседневными и праздничными русская одежда и обувь, тогда как промысловая одежда оставалась прежней.

В повседневной жизни все чаще стали употребляться не бытовавшие ранее головные уборы (прежде алеуты надевали особые деревянные конические шапки только на промыслах в море, а празднично-обрядовыми были другие головные уборы) сначала из традиционных материалов (кожи, птичьих шкурок, кишок морских животных), но по образцу русских, а затем и привозные русские.

Особая этническая история алеутов Командорских островов началась свыше 160 лет тому назад с поселения на этих островах и обособления от остальных групп алеутов. Заселение ими прежде необитаемых островов, открытых в 1741 г. экипажем судна «Святой Петр» во главе с командором В. Берингом, связано с деятельностью Российско-Американской компании. После того как эта компания закончила свое существование в 1867 г. и российские владения в Америке - Аляска с Алеутскими островами - были проданы США, Командорские острова остались в пределах России.

В первый период положение поселенцев Командорских островов было общим с положением остальных аборигенов Алеутских островов. Все алеуты были обязаны работать на промыслах и на заготовке для компании продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды.

Жилища командорских алеутов представляли собой несколько видоизмененные традиционные полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т. п. применяли сивучьи пузыри (желудки). В то же время вошли в быт металлические котлы, чайники и другая привозная посуда.

На острове Беринга широко вошли в обиход промышленников нарты с собачьей упряжкой, заимствованные на Камчатке, но несколько видоизмененные. Для хождения же зимой по горам медновские алеуты (остров Медный) прекрасно освоили лыжи, также камчатского типа, короткие и широкие, подбитые шкурой нерпы с шерстью (ворс препятствовал скольжению назад при подъеме на гору) и стали употреблять особые шесты с железными крючьями (для передвижения по оледеневшим склонам).

Но это характерно для более ранней истории командорских алеутов, в наше время все более отчетливо проявляется тенденция к полной ассимиляции этой этнической группы. Численность их здесь в последнее время колеблется в пределах 300 человек: кто-то ежегодно уезжает, а кто-то возвращается. Около 200 алеутов живут на Камчатке и в самых разных районах нашей страны.

На страницах раздела Природные ландшафты мира можно посмотреть фотографии природы Камчатки , сгруппированные по следующим категориям:

_____________________

* Составлено на основе "Справочника туриста" (ред. В.И.Кириллов, МИК, Петропавловск-Камчатский, 1994), с изменениями и дополнениями.

Отличительные особенности . Что мы знаем о Камчатке? Еще в школе так называли самую дальнюю парту, где можно было прятаться от учителей, спокойно заниматься своими делами и даже спать. Так и в реальности - добираться до Камчатки долго, и у того, кто оказался там, ощущение такое, что попал на край Земли.

Из тех же школьных уроков мы знаем, что Камчатка - земля вулканов и гейзеров. А еще мы знаем, что именно здесь добывают красную икру, которая всегда считалась деликатесом, но более «демократичным» по сравнению с черной осетровой икрой.

Обширные пространства Камчатки заселены очень слабо. Более половины населения - жители Петропавловска-Камчатского. Кроме него на Камчатке есть всего два города - Вилючинск и Елизово. Но и их можно считать пригородами того же Петропавловска. В Вилючинске расположена база Тихоокеанского флота России, поэтому он имеет статус закрытой территории.

Несмотря на отдаленность, Камчатка привлекает туристов-экстремалов, фотографов и ученых. Здесь находится самый высокий вулкан в Евразии - Ключевская сопка (4750 м), «Долина гейзеров» в Кроноцком заповеднике. Недалеко от восточного побережья находятся Командорские острова, также являющиеся уникальным природным заповедником.

Вулкан Ключевская Сопка. Фото by Georg (http://fotki.yandex.ru/users/georgs53/)

Географическое местоположение . Уже по одному названию ясно, что Камчатский край находится на полуострове Камчатка. Это один из самых восточных регионов России, уступающих лишь Чукотке. Соседями Камчатского края являются Магаданская область на западе и уже упомянутый Чукотский автономный округ на севере. Камчатский край входит в Дальневосточный федеральный округ.

Берега Камчатки омывает Тихий океан. Конечно же, он не такой уж и тихий, а наоборот, довольно суровый, особенно в северных широтах. Западные берега Камчатки омываются Охотским морем, восточные - Беринговым.

Большая часть территории Камчатки покрыта горами и лесами. Особенно выделяется Срединный хребет протяженностью более 900 км. Здесь нет привычной для Сибири тайги - от нее Камчатка отделена зоной тундры. Вместо тайги здесь можно найти уникальные леса из камчатской каменной березы, которую ни за что не спутаешь с нашими привычными березками средней полосы - до того они раскорячились, чтобы противостоять порывистым камчатским ветрам.

Каменная береза - один из символов Камчатки. Фото by Инночка (http://fotki.yandex.ru/users/cu-in/)

Население Камчатского края - 320549 человек. За последние 20 лет оно сократилось на две трети. Похоже, что переломный рубеж пройден, и сейчас население Камчатки стабилизировалось. Последние четыре года оно держится на одном уровне.

Русские составляют 78% населения края, на втором месте - украинцы (3,6%). Коренное население - коряки - составляет всего 2%.

Что интересно, соотношение мужчин и женщин в Камчатском крае примерно одинаковое - 49% : 51%, а в большинстве центральных регионов России доля мужчин ниже процента на 2-3.

Криминал . Камчатский край по уровню преступности находится на 44 месте. В городах довольно спокойно - тут и военные патрули, и более взрослое сознательное население. Большую проблему правоохранителям доставляют браконьеры. Во-первых, красная икра - слишком лакомый бизнес, привлекающий разных темных личностей, во-вторых, охота в заповедниках - тоже удовольствие, любимое криминальными элементами. Еще одна проблема - коррупция, которая, как известно, тем выше, чем дальше от Москвы. А от Камчатки до Москвы - 11900 км.

Уровень безработицы на Камчатке не сильно отличается от среднероссийского. В 2012 году он составил 5,83%. Это не так уж и много, если учесть, что 10 лет назад он был в два раза выше. Что касается доходов местного населения, то здесь ситуация еще лучше. Средняя зарплата по региону в 2012 году достигла 43445 рублей. В отличие от многих регионов Крайнего Севера, самая доходная отрасль здесь отнюдь не добыча нефти и газа.

Уровень выше среднего показывают госуправление (59 тыс. руб.), производство электро- и оптического оборудования (52,6 тыс. руб.), транспорт (51,5 тыс. руб.), производство пищевых продуктов (45,6 тыс. руб.) и еще ряд других отраслей.

Но вряд ли вы догадаетесь, в какой из них зафиксирована самая высокая средняя зарплата. Это… финансовая деятельность, где средний уровень дохода - 81,7 тыс. рублей. Интересно, если считать, что более высокий уровень зарплат связан с тяжелыми условиями работы на Крайнем Севере, то какие такие суровые условия наблюдаются, например, у банковских работников Петропавловска-Камчатского? К ним что, в отделения каждый день медведи заходят? Или их там вулканическим пеплом осыпает? Непонятно.

Стоимость недвижимости . Средняя стоимость 1 кв. метра жилья в столице края - 70 тыс. рублей. Однокомнатная квартира в Петропавловске-Камчатском обойдется вам примерно в 2 млн. рублей. Двухкомнатные предлагаются за 2,5 - 3 млн. рублей.

Климат Камчатки меняется в зависимости от широты. На севере он умеренно-континентальный, на юге - умеренный морской. Зимой средние температуры тоже разные - от −9°С на юге до −24°С на севере. Зима на Камчатке очень продолжительная, а лето - короткое и дождливое, со средней температурой +12..+16°С.

Долина гейзеров. Фото by victor.putnik (http://fotki.yandex.ru/users/victor-putnik/)

Особенность Камчатки - это сильные ветры, метели, ураганы и штормы. Особо достается южной части полуострова. Это связано с движением циклонов, приходящих то со стороны Японии, то со стороны Охотского моря. Также на юге наблюдаются обильные осадки, достигающие 1200 мм. На севере - посуше, где-то 300-400 мм в год.

Камчатка делится на несколько климатических районов - западный, восточный, северный, горный и долина реки Камчатки. Наиболее благоприятный климат восточного побережья, где сравнительно длинное лето и более теплая зима благодаря теплым циклонам с Тихого океана.

Города Камчатского края

Аэропорт Елизово. Фото by Лекс (http://fotki.yandex.ru/users/food-itr/)

(22 тыс. чел.) - последний из городов Камчатки. Это даже и не город. А объединение нескольких военно-морских баз, что расположены недалеко от Петропавловска-Камчатского - Рыбачий, Приморский и Сельдевая. Весь город является зоной, закрытой для посещения. Случайных людей здесь нет. Что тут добавить? База - она и есть база. Со своей инфраструктурой - школами, детсадами для детей военнослужащих и даже христианскими храмами.

Вилючинск. Фото by mis (http://fotki.yandex.ru/users/mistepenko/)

Огромный полуостров Камчатка, расположенный на самом востоке материковой Евразии, сегодня населяют примерно 330 тысяч человек, которые представляют около 170 наций и народностей. Из них подавляющее большинство составляют пришлые народы с Большой земли: русские, украинцы, татары, белорусы и далее по списку этнических представителей нашей необъятной родины. Если сложить все коренные народы (включая камчадалов), то суммарно их представители составят всего 4,6 тысячи человек, что не на много превысит 1% от всего населения этого сурового края.
Этот единственный процент коренного и полу коренного населения Камчатки выглядит весьма удручающе, особенно если учесть, что примерно треть от этого числа жителей составляют камчадалы - потомки первых поселенцев, которые начали прибывать на полуостров в 30-х годах XVIII столетия. По большей части это были русские казаки, которые быстро смешивались с аборигенами северных этносов, привнеся в их культуру русский язык в качестве основного средства общения.
То, что русские, украинцы или татары, проживающие на Камчатке, называют себя камчадалами - неверно. Правильнее их называть камчатцами. Такие обитатели полуострова сохраняют свою национальную принадлежность, данную им предками на материке. Только те представители российских наций, предки которых связали себя кровными узами с ительменами, коряками или чукчами, могут считаться не только камчатцами, но и камчадалами. Примерно так же, как татарин, проживающий в Москве, будет считать себя москвичом, но оставаться татарином.
Малые народы Камчатки
Если из 100-процентного списка малых народов полуострова отбросить 38,23% камчадалов, то далее этнический состав распределится следующим образом… Ительмены, численность которых сейчас немного превышает 1,1 тысячи человек, возьмут на себя 24,34%, эвены при общем количестве чуть более одной тысячи получают 22,24%, 600 коряков - 13,17%, 70 чукч - 1,53%. Можно еще посчитать 15 представителей намыланов (0,33%) и семь ламутов (0,15%). Именно такие данные за 2012 год дает министерство спорта и туризма края.
Теперь представим себе, что на территории в 270 тысяч квадратных километров проживает всего 321,3 тысячи человек (0,2% от общего населения России), где средняя плотность составляет 0,7 человека на квадратный километр, притом что в среднем по стране нас на квадратный километр укладывается по 8,5 персоны. Добавим к этим справедливым расчетам тот факт, что 60% населения Камчатки приходится на Петропавловск-Камчатский, а на полуострове есть совершенно пустынные земли, где в статистическом пересчете на 10 квадратных километрах сыщется только один человек. Нелегкое это дело - выживать среди ветров, вулканов и медведей! Но коренным жителям полуострова, оставшимся в столь малом составе, это удается. Поэтому очень важно успеть сохранить этих самобытных, мужественных людей и уберечь их уникальные культуру и традиции.
Аборигены
Далеко не все малые народы севера, представленные на полуострове, считаются исконными, так как появились на Камчатке в сравнительно обозримые периоды времени. Так айны, проживающие на севере края, считаются выходцами с Курильских островов, которые хоть и прибыли сюда очень давно, но сохранили свою исходную аутентичность. Древнейшее же население Камчатки представляют ительмены, коряки и чукчи. Вот о них и поговорим.
Ительмены
Название самого многочисленного коренного народа ительмен, или итэнмэн, можно перевести как "живущий". Данное слово было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733-1743 годов Георгом Стеллером и Степаном Крашенинниковым. Они считаются самыми древними обитатели полуострова. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что ранние памятники ительменской культуры насчитывают уже 5,2 тысячи лет.
Испокон веков ительмены занимались рыбной ловлей. Охота и собирательство хоть и играли важную роль в жизни этого народа, но оставались скорее вспомогательными промыслами. Ягоды, травы, коренья и кедровые орехи употреблялись в пищу или использовались в медицинских целях. Дополнительным к рыбе пропитанием служило мясо оленей, медведей, снежных баранов и других зверей. Шкуры животных шли на одежду, отделку жилища и создание предметов обихода, а пушнина служила предметом обмена.
Ительмены изначально говорили на собственном языке, который хоть и относится к северо-восточной группе палеоазиатских языков, но имеет серьезные отличия от чукотского и корякского. К сожалению, начиная с конца XVII века эта древняя культура под влиянием русских подверглась сильной ассимиляции. В настоящее время только 10% коренных жителей владеет национальным языком.
В религиозных обрядах этого коренного народа преобладали почитание предметов, связанных с жизнью, а также явлений природы, которых они наделяли духами, жившими по собственным законам и понятиям. Кроме того, популярны были фетишизм и шаманизм, хотя шаманы и не пользовались специальными атрибутами.
Приметы также играли не последнюю роль в жизни ительменов. Так, например, категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым духи воды и гор лишаются желаемой пищи.
Одним из главных фольклорных действий признается древний ительменский танец любви - кузелькинга. Он исполняется парами, выделывающими вполне эротические движения в сопровождении собственных подкриков без использования музыкальных инструментов.
Коряки
Считается, что название корякского народа произошло от слова "хора", то есть "олень", хотя сами коряки до прихода на Камчатку русских называли себя либо нымыланами, либо чавчувенами. Первая группа вела оседлый образ жизни, занималась рыболовством и охотой на морского зверя, а вторая кочевала, перегоняя оленьи стада с пастбища на пастбище.
Намыланы выходили на промысел на байдарах, обшитых шкурами морских животных, из которых изготавливали также обувь, предметы одежды и быта и лыжи. Охотились они в основном на нерпу, лахтаку и кита.
Для чавчувенов практически единственным занятием было оленеводство. Олени давали им мясо, которое шло в пищу, шкуры, из которых делалась одежда и конструировались переносные жилища, а также кости и рога, используемые при производстве орудий труда и бытовых предметов.
Сегодня практически все коряки говорят на русском языке, хотя некоторые из них еще сохраняют собственные корякский и алюторский языки на письменной русской основе.
Чукчи
Большинство чукчей проживают на севере материковой Евразии, но часть из них уже так давно перебралась на просторы Камчатки, что их причисляют к коренным народам этого полуострова. Местные чаучу - "оленьи люди" - считаются бедными, если в стаде у них менее ста оленей. Изначально чукчи были просто охотниками на оленей, мясо, шкуры, кости и рога которых они подобно чавчувенам использовали по назначению. Примерно в XVII веке представители этого этноса освоили оленеводство, но не оставили кочевого образа жизни.
Помимо оленеводства чукчи немало времени уделяют наземной и морской охоте, особенно в этом промысле преуспевают те племена, которые живут ближе к морю.
Интересно, что представители этого народа в русских анекдотах часто фигурируют как люди не слишком тонкого ума, хотя сами они считают себя избранной нацией и весьма высокомерно относятся к своим соседям. В чукотском фольклоре ни один народ, за исключением русских и их самих, не называется собственно людьми.
Эвены
Эвены появились на территории Камчатки около 150 лет назад, когда их племена стали передвигаться на север и восток материка вслед за русскими отрядами покорителей Дальнего Востока. По происхождению они сходны с эвенками (тунгусами) и относятся к сибирской тунгусо-маньчжурской народности.
Эвены отличаются от других оленеводческих народов Камчатки тем, что они передвигаются на оленях не только в запряженном виде, но и верхом, управляя ими с правой стороны. Именно они вывели особую породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью.
Поскольку верховая езда стала неотъемлемой частью камчатских эвенов, их одежда приобрела особенности фасона не свойственные другим северным народам. Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером.
Национальный праздник "Алхалалалай"
Возрождению национальных обычаев малых народов Камчатки посвящен традиционный ительменский праздник "Алхалалалай". Изначально это был обряд благодарения Ворону Кутху, которого ительмены считают прародителем Камчатки. Именно ему и рыбному богу Хантаю охотники и рыбаки приносили свою благодарность за удачные охоту/улов на стыке осени и зимы.
В советские времена этот обряд проводили исключительно на местах, стараясь не привлекать внимания официальных властей к такому языческому действу. Но в 90-х годах прошлого столетия по инициативе Бориса Жиркова "Алхалалалай" вновь стал организовываться открыто, собирая с каждым годом все больше гостей и участников. В 2013 году на празднике, который прошел 14 сентября в этнокультурном центре "Пимчах" села Сосновка, собрались тысячи людей. Помимо разнообразных состязаний, связанных со знанием национальных языков и традиций малых народов севера, на фестивале впервые устроили ительменский свадебный обряд. Изюминкой праздника стал танцевальный марафон или III Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки, который продлился 16 часов 30 минут и на 10 минут превзошел аналогичное состязание предыдущего года.
Ирина Нехорошкина


Коряки - коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.


Коряки - коренное население Камчатского края.

Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.

Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы


Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900

Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко - в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.

Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» - для кочевых представителей.


Коряки сушат рыбу, 1901

Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.


Валенки с традиционной меховой отделкой и вышивкой.

Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.

Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.

Яранги - традиционное жилье коряков


Коряки у своего традиционного жилища.

Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги - полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.


Яранга - традиционное жилище коряков.

Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.

Чему поклонялись коряки?


Во время одного из обрядовых праздников.

Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место - аппапель - которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.

Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов - охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.


Народные игры коряков Магаданской области.

С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.

Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.

Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка

Корякская письменность - одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.

Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой - «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.


Молодые корякские девушки с национальным музыкальным инструментом - круглым бубном с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой.

В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» - Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.

Современные коряки: какие они?

Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию - Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные - в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком - его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.


Коряки исполняют национальный танец.

Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.

Настоящая редакция Паспорта Камчатского края подготовлена по состоянию на 01.01.2018 года.

1.1 Географическое положение

Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает полуостров Камчатка с прилегающей к нему материковой частью, а также Командорские и Карагинский острова. Камчатский край граничит на северо-западе с Магаданской областью, на севере - с Чукотским автономным округом, на юге - с Сахалинской областью.

С востока Камчатку омывают воды Тихого океана, с северо-востока - воды Берингова моря, с запада - воды Охотского моря.

1.2. Территория

Площадь территории составляет 464,3 тыс. кв. км (2,7 % от площади Российской Федерации), из которой 292,6 тыс. кв. км занимает Корякский округ, и простирается с юга на север почти на 1600 км.

Административный центр - г. Петропавловск-Камчатский.

1.3. Климат

Климат главным образом умеренный муссонный, в центре - умеренный континентальный, на севере - субарктический; средняя температура января на полуострове Камчатка -15,5 °С, на прилегающей части материка -25 °С, средняя температура июля +13,2 °С; количество осадков - до 1000 мм в год. На севере края - многолетняя мерзлота, свыше 400 ледников.

1.4. Население

Численность населения края на 1 января 2018 года составила 315,6 тыс. человек (0,2 % от численности населения Российской Федерации), увеличившись за 2017 год на 828 человек. Увеличение численности населения края обусловлено на 65,7 % миграционным приростом и на 34,3 % - естественным приростом.

В 2017 году родилось 3 752 детей, что на 305 младенца или 7,5 % меньше, чем в предыдущем году. Общий коэффициент рождаемости в целом по краю составил 11,9% (в среднем по России - 12,9 %). Умерло 3 468 человек, что на 171 человека меньше, чем в 2016 году. Среднегодовой коэффициент смертности составил 11,0 % (в среднем по России - 12,9 %).

Плотность населения - 0,7 человека на 1 кв. км, что в 13 раз ниже, чем в целом по России. Население размещено по территории края крайне неравномерно - от 0,02 человека на 1 кв. км в Пенжинском районе до 586 человек на 1 кв. км в г. Елизово. Большинство населения проживает в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск и долинах рек Авача и Камчатка.

Удельный вес городского населения - 78,2 % (246,9 тыс. человек), сельского населения - 21,8 % (68,7 тыс. человек).

Численность рабочей силы составила 178,8 тыс. человек (56,6 % от общей численности населения края).

На территории края проживает 134 национальности: русское население является в крае самым многочисленным (85,9 %), второе место по численности занимают украинцы (3,9 %), третье - коряки (2,3 %), татары, белорусы, ительмены, чукчи, эвены, корейцы и др.

Уровень жизни населения

2017 год в Камчатском крае характеризовался снижением показателей уровня жизни, несмотря на рост заработной платы. Основной причиной является отставание темпов роста среднедушевых денежных доходов населения, пенсий от темпов инфляционных процессов.

Среднедушевые денежные доходы в 2017 году сложились на уровне 41 456,7 рублей, реальные денежные доходы составили 99,7 %.

Средняя номинальная начисленная заработная плата по Камчатскому краю в 2017 году составила 65 807,0 рублей (рост к уровню 2016 года составил 106,4 %), реальная заработная плата - 103,8 %.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2017 году осталась на уровне 2016 года и составила 18,4 %.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2017 года составила 2,9 тыс. человек (1,6 % от рабочей силы).

Величина прожиточного минимума, сложившаяся в Камчатском крае за 2017 год в расчете на душу населения, составила 19 438 рублей (для трудоспособного населения - 20 290 рублей, для пенсионеров - 15 428 рублей, для детей - 20 952 рубля).

1.5. Административно-территориальное деление

В состав Камчатского края входит 87 населенных пунктов, в том числе:

  • городов краевого подчинения - 3 (г. Петропавловск-Камчатский, г. Вилючинск, г. Елизово);
  • посёлков городского типа - 1 (п.г.т. Палана);
  • рабочих посёлков - 1 (р.п. Вулканный);
  • сельских населённых пунктов - 82.

Камчатский край включает в себя 66 муниципальных образований, в том числе 3 имеют статус «Городской округ»:

  • Петропавловск-Камчатский городской округ;
  • Вилючинский городской округ;
  • Городской округ «поселок Палана»;

11 имеют статус «Муниципальный район»:

  • Алеутский муниципальный район;
  • Быстринский муниципальный район;
  • Елизовский муниципальный район;
  • Мильковский муниципальный район;
  • Соболевский муниципальный район;
  • Усть-Большерецкий муниципальный район;
  • Усть-Камчатский муниципальный район;
  • Карагинский муниципальный район;
  • Олюторский муниципальный район;
  • Пенжинский муниципальный район;
  • Тигильский муниципальный район.

Один из районов края - Алеутский - расположен на Командорских островах.

Карагинский, Олюторский, Пенжинский и Тигильский муниципальные районы входят в состав территории с особым статусом Корякский округ.

В состав муниципальных районов входят 5 городских поселений и 46 сельских поселений.

На территории Камчатского края могли бы разместиться 4 европейских государства: Англия, Португалия, Бельгия и Люксембург вместе взятые.

1.6. Политические партии

В Камчатском крае зарегистрировано 17 региональных отделений всероссийских политических партий. Наиболее активными и многочисленными являются:

Камчатское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Камчатское краевое отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»;

Камчатское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»;

Региональное отделение политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Камчатском крае.

Герб Камчатского края

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос: верхней — белого, нижней — синего цвета. Соотношение полос по ширине — 2:1. В крыже расположено изображение фигур герба Камчатского края.

Гимн Камчатского края

Слова Б.С. Дубровина, музыка Заслуженного деятеля искусств России Е.И. Морозова . Исполнители - Камчатская хоровая капелла, московский симфонический оркестр «Глобалис» (дирижёр - Народный артист России Павел Овсянников). Утвержден Законом Камчатского края от 05.03.2010 № 397 «О гимне Камчатского края» .

1.8. Краткая историческая справка

Впервые административный статус Камчатки определен как самостоятельная Камчатская область в составе Иркутской губернии Именным Указом от 11 августа 1803 года «Об устройстве областного правления на Камчатке». В территорию входил Нижнекамчатский уезд и Охотский уезд Гижигинского округа. Указом от 9 апреля 1812 года «Настоящее областное в Камчатке правление как слишком для края того обширное и многосложное» упразднено. Начальник Камчатки назначался из офицеров морского ведомства и местопребыванием его определялся Петропавловский порт.

Высочайшим Указом Правительствующего Сената Камчатская область вновь образована 2 декабря 1849 года: «Из частей, подведомственных Камчатскому Приморскому управлению и Гижигинского округа, образовать особую область, которой именоваться Камчатской областью». Первым губернатором Камчатской области стал генерал-майор (позже - контр-адмирал) Василий Степанович Завойко. С его именем непосредственно связана героическая оборона Петропавловска от англо-французской эскадры в августе 1854 года.

В 1856 году в связи с изменением политики России на Дальнем Востоке образован Петропавловский округ в составе Приморской области. Административный статус самостоятельной области возвращен Камчатке в 1909 году. К этому времени область состояла из 6 уездов, занимавших весь северо-восток, включала территорию около 1360 тыс. кв. км.

10 ноября 1922 года в области установлена Советская власть в лице Облнарревкома, а территория переименована в Камчатскую губернию.

С 1 января 1926 года Камчатский округ, состоящий из 8 районов (Анадырского, Карагинского, Пенжинского, Петропавловского, Тигильского, Усть-Камчатского, Усть-Большерецкого, Чукотского), входит в Дальневосточный край.

Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 22 ноября 1932 года Камчатская губерния (округ) реорганизована в Камчатскую область в составе Дальневосточного края.

В октябре 1938 года Камчатская область, после очередного административно-территориального деления, вошла в состав Хабаровского края с 13 районами, Корякским и Чукотским национальными округами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 января 1956 года Камчатская область вместе с Корякским округом выделена из состава Хабаровского края как самостоятельное административное образование РСФСР.

Выделение Камчатской области в самостоятельную административно-территориальную единицу способствовало ускорению роста ее производительных сил, социальному и культурному строительству. Введены в строй Паужетская геотермальная электростанция, Авачинский зверосовхоз, две звероводческие фермы. Построен санаторий Всесоюзного значения «Начики». В 1961 году начал работу телецентр. В 1962 году организован Институт вулканологии СО АН СССР. В 1967 году организованы «Тралфлот», «Океанрыбфлот», «Камчатрыбфлот».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1967 года Камчатская область награждена Орденом В.И. Ленина.

Камчатский край образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 12.07.2006 № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа».

Административный центр Камчатского края - город Петропавловск-Камчатский, является международным морским и воздушным портом. Образован в 1740 году (год основания порта). Утвержден городом в 1812 году с наименованием Петропавловский порт. В 1924 году переименован в город Петропавловск-Камчатский.

Указом Президента Российской Федерации 3 ноября 2011 года городу Петропавловску-Камчатскому присвоено почетное звание «Город воинской славы». В 2016 году в Петропавловске-Камчатском установлена стела Города воинской славы.